Доклад внеклассная работа по русскому языку и литературе

Обновлено: 03.05.2024

Данный доклад содержит материал о целях, задачах, основных направлениях внеклассной работы по русскому языку и литературе в МКСКОУ "Перевозская школа-интернат".

Оценить 2027 0

Начать своё выступление хочется такими словами:(Слайд 2)

(Слайд 3) Поэтому ведущей целью обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида является социализация учащихся и воспитанников в современном обществе. Коррекция и развитие дефектов таких детей для подготовки их к дальнейшей жизни охватывает весь учебно-воспитательный процесс специальной школы.

В нашей школе обучается 70 учащихся в 10 классах-комплектах. 9 классов - дети с легкой степенью умственной отсталости, один класс - с тяжёлой степенью умственной отсталости.

(Слайд 4) Лёгкая умственная отсталость – наименьшая степень психического недоразвития. Легко умственно отсталые дети способны к обучению по программе коррекционной школы, основанной на конкретно-наглядных методах обучения. Внимание у таких детей неустойчивое, что затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Воспринимая какой-либо предмет, они видят в нём меньше отличительных признаков, чем нормальные дети. Произвольное внимание у умственно отсталых лиц нецеленаправленно. Оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации. Для усвоения нового материала умственно отсталым детям требуется большее число повторений, чем нормальным.

Умственно отсталые учащиеся мыслят конкретно, то есть остаются во власти единичных конкретных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное.

Нарушения речи у умственно отсталых учащихся встречаются довольно часто.

Нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения головного мозга, низкую учебную мотивацию учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида можно компенсировать с помощью различных форм, методов и приемов педагогического воздействия.

Формирование познавательных интересов у детей с нарушением интеллекта осуществляется всем процессом обучения и воспитания, включая и внеклассную работу по учебным предметам.

Внеклассная работа по предмету в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение. Организация такой работы развивает кругозор учащихся, активизирует мыслительные процессы, поддерживает познавательный интерес, помогает воспитывать нравственные качества личности. Участвуя во внеклассной работе, учащиеся получают возможность в новых и нестандартных ситуациях применить свои знания и умения, которые они получили на уроках. Правильная целенаправленная организация внеклассной деятельности школьников с нарушением интеллекта помогает воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, привычки правильного поведения в коллективе, в трудовой деятельности, в учёбе, способствуют их дальнейшей успешной социальной адаптации в обществе.

Письмо и развитие речи является одним из основных предметов обучения в специальной (коррекционной) школе. Знания, умения и навыки, приобретённые учащимися на уроках письма и развития речи, играют огромную роль в деле подготовки детей к практической деятельности в жизни и вместе с этим способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса. Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной трудовой жизни, поэтому обучение в ней, в том числе и преподавание русского языка, носит сугубо практический характер. Практическая направленность в обучении конкретно выражается в том, что целью и основным принципом занятий по данному предмету является работа над развитием речи детей. Внеклассная работа по русскому языку дает большие возможности для практического использования речи учащихся.

Для многих учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида письмо не является любимым предметом. У некоторых учащихся к 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом.
( Слайд 6) Цели внеклассной работы по русскому языку: прививать любовь учащимся к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру, развивать интерес к языку как к учебному предмету.

Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить
задачи , которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

- воспитывать коммуникативную культуру школьников;

- расширять и углублять запас знаний учащихся, формировать лингвистическую компетенцию;

- выявлять лингвистически способных учащихся;

- воспитывать веру в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

- развивать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;

- развивать мышление, внимание, память; обогащать словарный запас; расширять мир представлений учащихся;

- содействовать формированию нравственных качеств школьников.

( Слайд 7) Виды организации внеклассной работы по письму и чтению разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, игры, КВН, конференции, экскурсии, игры, соревнования, предметные недели, дни русского языка и т. д.

Одни виды внеклассной работы постоянно действующие (работающие в течение всего года), другие эпизодические. Они не исключают друг друга, а предполагают гармоничное сочетание.

Во внеклассной работе осуществляется межведомственное взаимодействие. Наши дети посещают мероприятия, организованные центральной детской библиотекой, посещают спектакли в Перевозе и Арзамасе.

Немаловажное значение во внеклассных мероприятиях имеет и чувство соревнования, которое неизбежно возникает при организации многих видов работы.

Хочу особо сказать о Недели филологии.

Недели филологии предполагают различные викторины, соревнования, КВН-ы, выпуск стенгазет, смотры-конкурсы на лучшую тетрадь по письму, конкурсы сочинений, бесед на лингвистическую тематику.

( Слайд 8) Неделя филологии – это обычно общешкольное мероприятие. Это оказывает большое влияние на отношение учащихся к своей школе, одноклассникам, младшим ребятам.

В начале недели в каждом классе зачитывается план работы. Учащиеся для себя определяют, в чём они могли бы принять участие. В каждом классе проходят заранее подготовленные мероприятия. В конце недели подводятся итоги, отличившиеся учащиеся награждаются подарками и грамотами. Приведу пример планирования недели филологии:

1-й день: Знакомство с творчеством С. Михалкова

Конкурс рисунков по творчеству С. Михалкова. (5-9 классы)

2-й день: Викторина по русским народным сказкам (5-6 классы)

Отгадывание кроссвордов по изученным литературным произведениям.

6-й день: Подведение итогов недели.

(Слайд 9) На протяжении всей недели учащиеся всех классов получали задания по лексике, фонетике, пунктуации, с которыми хорошо справлялись и получали дополнительные хорошие оценки, что для некоторых наших детей имеет большое значение. Задания носили индивидуальный характер, а также вывешивались на стенде в актовом зале.

На конкурс стихов о весне была подготовлена презентация, где на слайдах можно было увидеть репродукции картин Исаака Левитана, посвященных весне, узнать историю создания картин.

На внеклассных мероприятиях широко используются информационные технологии. Все мероприятия сопровождаются мультимедийными презентациями, которые создаются самими педагогами специально для наших детей.

Наши педагоги отправляют свои методические разработки по письму и чтению на конкурсы разного уровня и занимают в них призовые места. Также публикуют свои разработки на некоторых сайтах, например, prodlenka . org .

(Слайд 13) На этом слайде вы видите диаграммы, отражающие участие школьников в мероприятиях разного уровня за последние три года.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, чтосовременная школа предъявляет к учителю новые требования. Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от традиционных методик, значит, учитель должен сам быть творцом. Отбирая материал для занятий во внеурочное время, наши педагоги исходят из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов. Вот почему для внеклассной работы по письму и чтению не может быть какой-то универсальной программы, предполагающей определённое содержание.

Внеклассная работа даёт учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей. Она имеет также большое воспитательное значение.

( Слайд 15) В конце выступления хочется сказать, что у нас очень много планов, мы будем продолжать все направления внеклассной работы по письму и чтению в нашей школе, участвовать в творческих конкурсах и мероприятиях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС

Обновление образовательных стандартов предполагает, что дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этому призвана способствовать сама структура стандартов нового поколения, в которой предусмотрено три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Причем требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Достижение таких результатов основывается на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки.

Реализация этого направления требует введения в школьную практику, помимо учебных занятий, системы внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности предполагает достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, таких, как:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение управлять своими учебными действиями (соотносить их с планируемыми результатами, контролировать свою деятельность в процессе достижения результата, определять способы действий, корректировать действия в соответствии с изменяющейся ситуацией);

4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) у мение работать индивидуально и в группе ;

10) смысловое чтение, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

Всем известно, что 2015 год Президентом РФ В.В. Путиным объявлен годом Литературы. В этой связи особое внимание уделяется качеству преподавания русского языка и литературы в образовательных учреждениях страны, нашей республики и района в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Образовательный процесс в современной школе строится как соединение урочной и внеурочной деятельности учащихся.

В совершенствовании преподавания русского языка, в привитии обучающимся прочных речевых умений и навыков, в подготовке обучающихся к итоговой аттестации наряду с уроками большое значение имеет внеурочная деятельность по русскому языку Организованная систематическая внеурочная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить грамотных учащихся, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме.
В то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели :

- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;
- привить любовь к русскому языку;
- повысить общую языковую культуру;

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.

В основе организации внеурочной деятельности по русскому языку лежат следующие методические принципы .

Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка.

Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.

Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеклассной работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребности как сильных, так и слабых учеников.
Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, увлеченность выполняемой работой.

Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.

Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.

Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.

Принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия во внеклассной работе.

Содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов: 1)вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся.

В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов.

Выделяют следующие формы внеклассной работы : по способу подачи языкового материала — устные и письменные; по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

К письменным формам внеурочной деятельности по русскому языку относятся стенная газета, листки русского языка, стенды. Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме. По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы относятся заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков, работа над ролью, подбор языкового материала, индивидуальные консультации, чтение детских книг, сказок и другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и массовых внеклассных мероприятий.

К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, элективные курсы, консультации, экскурсии, викторины и некоторые другие. К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги), выставки (например, выставка детских книг, выставка детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую творческую работу, на лучшего чтеца), олимпиады, дни русского языка и некоторые другие.

Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие - эпизодически, один-два раза в год. Постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, консультации, элективные курсы, журналы, стенная печать, информационный стенд) работают в течение всего учебного года,
- эпизодические - викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии. Комбинированные формы внеурочной работы – день русского языка, неделя, декада Русского языка. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык.

В последнее время активно реализуется опыт организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с использованием инновационных форм.

Такие литературно-художественные викторины развивают умение сопоставлять произведения разных видов искусства, учат детей видеть ассоциативные связи, развивают художественный вкус. В старших классах на основе данных умений следует предлагать учащимся подготовку интегрированных исследовательских проектов, связанных с интерпретацией образов и сюжетов в литературе и других видах искусства.

Второе направление внеурочной деятельности связано с использованием образовательных возможностей интернет а. Это прежде всего участие в различных дистанционных конкурсах и викторинах, подготовка сетевых проектов.

Кроме конкурса на самого внимательного читателя, можно создать видеоролики, презентации, рекламирующие научно-популярные книги. Реклама – жанр, популярный у детей. Можно использовать возможности рекламного жанра для популяризации научных книг. Целесообразно при создании реклам использовать работу в группах. Одну и ту же книгу могут прорекламировать разные команды учащихся, а затем определяем победителя. Таким образом можно провести в школе День науки для учащихся 5 – 8 классов.

На основе собранного материала подготовлено выступление исследовательского характера. Оно было представлено для участия в районной научно-практической конференции по проблемам языкознания и лингвистики.

Большой интерес у учащихся вызывают творческие проекты. Создание тематических альбомов и презентаций по творчеству любимых писателей и поэтов — один из них.
Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую ступень. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности.
При подготовке проектов ребятами была проделана большая работа: собран языковой материал (примеры нарушения речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм в текстах газет, в объявлениях и рекламе на улицахсела), проведено анкетирование одноклассников, родителей и знакомых, составлены тесты на выявление уровня практической грамотности, сделаны выводы по результатам исследования.

Сочинение лингвистических сказок, стихотворений, кроссвордов также можно предложить учащимся уже с 5 класса. Такие задания развивают языковое чутье, способствуют повышению мотивации школьников к изучению русского языка и литературы.

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.

Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования. Глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики.

В школах обычно проводится в той или иной форме внеклассная работа по русскому языку и литературе, но учителям нередко приходится сталкиваться при этом с трудностями, которые мешают осуществить то, что задумано.

Много времени уходит у преподавателя на обдумывание и составление сценариев мероприятий, на подбор текстов для выставочных материалов, вопросов для проведения викторин, тестов, на просмотр и отбор литературы, рекомендуемой ученикам для докладов. Иногда нет и достаточного опыта в организации внеклассных мероприятий по данным предметам.

Цель данной работы – оказать коллегам практическую помощь в проведении внеклассных дел по русскому языку и литературе. Автор не стремится давать учителям методические советы по внеурочной деятельности с учащимися, а описывает лишь свой опыт и надеется, что этот опыт может быть творчески использован преподавателями русского языка и литературы в их повседневной работе с учащимися.

Задачи и принципы внеклассной работы в школе

Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, - постоянно действующие виды работ во внеурочное время. Это кружки русского языка, литературные гостиные, клубы любителей русской словесности, драматические кружки, стенная печать, издание рукописных журналов.

С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы. Олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми и т д.

Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе являются:

  1. Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета.
  2. Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.
  3. Расширение запаса знаний школьников:

А) по русскому языку: в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи
Б) по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету.

  1. Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку и литературе.
  2. Выявить особо одарённых детей и развить их творческие индивидуальные способности.
  3. Воспитать у школьников чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.

Среди общедидактических принципов, на которых я основываю мою внеклассную деятельность, нужно прежде всего назвать принцип научности. Данный принцип состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям. Это требование дидактики я стараюсь выполнять не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Внеклассные мероприятия требуют от учителя – словесника также соблюдения принципа последовательности и систематичности в изложении материала. Как и на уроках, я выстраиваю материал во внеурочное время перед ребятами в определённой системе. Важно следить, чтобы между уроками и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определённая преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу удаётся лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учеников от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному.

Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.

Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учениками является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе предъявляет высокие требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Специфика условий работы в нашей школе (отсутствие параллельных классов, малый количественный состав учащихся) накладывают некоторые ограничения в подготовке и проведении того или иного общего внеурочного дела. Но всегда стараюсь выполнить ещё два принципа:

  1. добровольное участие школьников в мероприятиях.
  2. комфортность (мероприятие должно проводиться в удобное для учащихся время и в удобной форме).

Формы реализации внеурочной деятельности учащихся по русскому языку и литературе

Попробуем представить весь комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе:

  • Литературно-музыкальные композиции;
  • Литературно-музыкальные вечера; литературные гостиные;
  • Путешествия, заседания, спорт-клубы;
  • Блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны;
  • Стенная печать;
  • Экскурсии по литературным местам, в музеи, театры; походы;
  • Встречи с интересными людьми.

Перед проведением любого внеклассного мероприятия необходимо осуществлять предварительную диагностику как психологических, так и учебных возможностей учащихся. Оценивать интерес детей к изучаемому предмету, конкретно к теме того или иного мероприятия, сопоставлять объём деятельности и учитывать возможности ребят.

К каждому мероприятию готовимся заранее, за 3-4 недели. Наблюдая за учениками, прихожу к выводу, что процесс подготовки для ребят важен не менее, чем участие и проведение общего дела. Если ученики видят, что педагог заинтересован, любит свою работу и зажигает окружающих своим энтузиазмом, то можно быть уверенным в успехе своих начинаний и можно смело рассчитывать на поддержку детей.

В школьной есениниане накоплено очень много литературоведческих и методических альтернатив. Для меня важно показать ученикам индивидуальность поэта в контексте времени, культуры, традиций и новаторства. При подготовке и проведении данной композиции, посвящённой творчеству С.А. Есенина, опираюсь на старшеклассников, но обязательно вовлекаю ребят из 5-8 классов. Каждый вносит свой посильный вклад. Группа учащихся отвечает за оформление зала (класса), где будет проходить мероприятие. Другая группа полностью работает над композицией. Предварительно я читаю детям сценарий, вместе распределяем роли. Учащимся предлагаются стихотворения поэта. А они сами решают, кто какое стихотворение будет декламировать. Право выбора предоставляется и для освещения периодов жизни и творчества С.А. Есенина. Композиция построена по принципу хронологии. События жизни поэта созвучны с его творчеством.

Мечта разыскивает путь.
Закрыты все пути!
Мечта разыскивает путь.
Намечены пути!
Мечта разыскивает путь.
Открыты все пути!

Самое главное, что в нашем клубе, студии, кружке( как угодно назовите это сообщество, этот коллектив) каждый – артист, декоратор, костюмер. Дети пробуют себя в разных ролях. И у них это получается. И получается хорошо, потому что они делают это от души, со всей детской искренностью.

Удивительно, что сам А.Грин до конца жизни не утратил способности мечтать. Если вы помните, то его кровать стояла у окна и оттуда были видны горы, по цвету напоминающие море. Александр Степанович смотрел вдаль, но , по словам его жены, он ждал. Ждал людей, ждал чуда…

Думаю, да я убеждена, что необходимо сохранить до конца своих дней чистую детскую душу. Всё-таки надо мечтать и верить в лучшее. Ведь произведения А. С. Грина читают сегодня, его помнят Разве это не чудо?

Изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется в серьёзную игру. Поэтому я считаю, что внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе являются жизненно необходимыми в школе, так как:

  1. Cоблюдается принцип равного права всех учеников – как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных – на участие в мероприятии.
  2. Cоблюдается принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность учащихся во время подготовки и осуществления того или иного внеурочного занятия.
  3. Cоблюдается принцип занимательности, так как он находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных дел, методов и приёмов работы.

Во время проведения внеклассных мероприятий дети непринуждённы в работе, так как перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить, о чём говорит учитель в ходе занятий. А эта непринуждённость, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создаёт атмосферу большой заинтересованности школьников в работе. На внеклассных мероприятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества ребят. Всё это способствует успешной реализации принципа занимательности, вызывает у моих учеников естественное желание узнать как можно больше нового из области русского языка и литературы.

Над вышеизложенной темой я работаю с первого года моей педагогической деятельности. Есть определённые успехи, победы. Но всё время нахожусь в творческом поиске и на достигнутом не останавливаюсь. С моими учениками принимаем участие в литературных, поэтических, творческих конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней.

Нам, учителям, необходимо заинтересовывать учащихся, помогать им преодолевать трудности в изучении предмета, сплачивать их, чтобы дети знали, что их всегда ждут в школе для совместного творческого дела.


Цель : раскрыть роль внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса школьников к предмету.

Описание разработки

ВВЕДЕНИЕ

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеурочной работе по любому предмету. Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеурочные занятия.

Успех обучения русскому языку может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно - воспитательных мероприятий. И важным звеном в этой системе является внеурочная работа, которая помогает учителю более тщательно изучать своих воспитанников и совершенствовать их языковую подготовку. Внеурочная работа открывает широкие возможности для осуществления комплексного подхода к воспитанию, который предполагает единство отдельных сторон воспитания. Необходимость проведения внеклассных образовательных занятий постоянно подчеркивается в педагогической и методической литературе. В опыте передовых школ внеурочная работа рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.

Цель : раскрыть роль внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса школьников к предмету.

Задачи :

1) изучить большое количество литературы по данной теме,

2) рассмотреть теоретический материал по данной теме

3) рассмотреть формы внеурочной работы по русскому языку в начальных классах.

Содержание внеурочной работы по русскому языку

Содержание внеурочной работы не является чем - то изначально данным и неизменным. Отбирая материал для занятий во внеурочное время, учитель исходит из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, из целей и задач внеурочной работы по данной дисциплине, принимает во внимание специфику русского языка как учебного предмета, отношение к нему школьников, их запросы, а также направленность лингвистических интересов, учитывает конкретные условия работы школы и особенности работы класса (или классов). Вот почему для внеурочной работы по русскому языку не может быть какой - то универсальной программы, предлагающей определенное содержание и регламентирующей работу по возрастным группам учащихся.

презентация внеклассная работа по русскому языку

Поскольку при определении содержания внеклассных занятий учителю необходимо принимать во внимание два плана - личный, ученика (учет и удовлетворение запросов), и обязательный, учебной программы по предмету, необходимо рассмотреть вопросы лингвистических интересов учащихся и связи классных и внеклассных занятий.

Изучение лингвистических интересов школьников показывает, что детей привлекают и программные, и не программные разделы. Интересы, связанные с программным материалом, как правило, оказываются привязанными к тому классу, где изучается та или иная заинтересовавшая школьников тема. Интересы к не программным темам, наоборот, оказываются сквозными, проходят через все классы, причем интенсивность их от года к году возрастает. От класса к классу растет и число учеников, которые задают вопросы, выходящие за пределы программы. Несмотря на их многообразие, все они, в основном, сосредоточены вокруг восьми тем.

Детей интересует:

1) происхождение языка, как средства общения; возникновение русского языка, языки мира;

2) развитие русского языка;

3) русский язык в современном мире;

4) словарное богатство современного русского языка; образование слов и их этимология, ономастика;

5) история письменности, книгопечатание;

6) наука о русском языке, ее история; исследователи русского языка;

7) нормы современного русского литературного языка;

8) история обучения русскому языку; учебники русского языка; практическое овладение русским языком.

Объем выносимого на внеурочные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала - теоретического или прикладного.

Необходимость совмещения во внеурочной работе интересных, с точки зрения ученика, тем и таких разделов, которые далеки от его лингвистических интересов, предполагает разные подходы к сочетанию привлекательных и непривлекательных элементов в избранном направлении. Во - первых, опорой во внеклассных занятиях может быть привлекательная для детей тема, в которую включаются те или иные программные вопросы, например: "История письменности и русская орфография", "Грамматика и стилистика", "Образование слов и их этимология" и др. Во - вторых, некоторые особенно интересующие детей явления (например, происхождение слов) могут быть представлены в любой избранной теме, выступая обязательным компонентом занятия и являясь одной из таких его точек, которые вызывают интерес к работе в целом. В - третьих, избранная тема может быть одним из аспектов того или иного программного раздела, то есть рассматриваться более узко, но раскрываться значительно глубже, охватывая разные стороны изучаемого явления. Например, тема "Словообразование", может быть взята для углубленного изучения лишь одна морфема, например суффикс.

Привлекательность программной темы достигается и рациональным отбором и использованием дидактических средств. Однако, это уже область не содержания, а форм работы.

Методы внеурочной работы по русскому языку

Методы обучения в дидактике и частных методиках рассматриваются применительно к работе в условиях классно - урочной системы. Внеурочная работа использует тот же, что и урок, арсенал способов с внесением разных корректив, обусловленных ее спецификой. Так, традиционно выделяемые методы, которые классифицируются по источнику получаемых знаний (словесные, наглядные, практические), приложимы во внеурочной работе без существенных изменений в основном, при проведении групповых форм занятий (в кружке, секции клуба и др. ).

Методы работы с учебником на внеклассных занятиях существенно отличаются от того же метода на уроке. По некоторым темам учебник может быть исключен вовсе. Если тема внеклассных занятий совпадает с программой, то он часто служит базой, отправным моментом в дальнейшей разработке темы. Материал учебника служит, подчас, основой для иных, обобщающих упражнений. На внеклассных занятиях учебник может выступать и как справочное пособие. В групповых и особенно в индивидуальных формах распространена работа с научно - популярной и научной книгой, со справочной литературой (различными словарями).

Метод упражнений, весьма активно "работающий" на уроках русского языка, заметно теряет на внеклассных занятиях свой удельный вес, на них чаще используется метод наблюдений над языком, активно применяется в групповых формах работы метод эксперимента. Воспитание у школьников самостоятельности, инициативы, развитие их творческих возможностей, трудно представить без использования методов, включающих элементы исследования, самостоятельного добывания знаний, вырабатывающих умение принять их в новых условиях, активизирующих познавательную деятельность учащихся.

Классифицируя методы обучения русскому языку, Л. П. Федоренко, наряду с методами теоретического и теоретико - практического изучения, выделяет группу методов практического изучения языка. Эта группа методов (в нее Л. П. Федоренко включает объяснение непонятных слов, развитие навыков монологической речи, исправление ошибок в устной речи учащихся, обучение работе со справочной литературой) приложима в процессе внеклассных занятий к любой выбранной теме, но более всего группа методов связана с работой над нормами литературного языка, с воспитанием культуры речи.

В связи с совершенствованием процесса обучения стал широко распространенным термин "познавательная задача". "Это, - пишет И. Я. Лернер, - задача, решение которой обращено на получение новых знаний с помощью уже известных способов решений или новых способов решения".

Однако на внеклассных занятиях по русскому языку очень часто применяются задачи, основанные на имеющихся у детей знаниях, почерпнутых на уроках, во внеурочной работе, а также, приобретенных самостоятельно. Эти задачи можно было бы включить в группу тренировочных, но они имеют заметное своеобразие, так как обычно служат для проверки осознанности учениками полученных ранее знаний, умение применять их в незнакомой ситуации для укрепления приобретенных навыков.

Задачи могут быть использованы в разных формах внеклассных занятий по русскому языку. Цепочка связанных между собой задач способна составить основу целого внеклассного занятия: эвристической беседы, часа занимательной грамматики, тура олимпиады и др.

Весь материал – смотрите архив.


-75%

Читайте также: