Доклад виды общения 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Общение – это связи между людьми в ходе которого возникает психологический контакт, проявляющейся в обмене информацией, взаимопонимании, взаимопереживании, взаимовлиянии.

Виды общения разделяются:

1. По содержанию:

— материальный (обмен предметами и продуктами деятельности)

— когнетивный (обмен знаниями)

— кондиционное (обмен психологическим и физиологич. состоянием)

— мотивационное (обмен побуждениями, целями)

— деятельностное (обмен умениями, навыками)

2. По целям общения:

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

— биологический (для поддержания и сохранения организма)

— социальный (на поддержание и развития личных контактов)

3. По средствам общения:

4. По кол-ву участников:

— межличностное (друж. беседа)

— групповое (общение ведущей со зрителями)

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

5. По способу общения:

— вербальное (общение с помощью знания языка и речевого аппарата)

— не вербальное (с помощью жестов, мимика, поза) например, машешь рукой на прощание

6. По положению общающихся:

— контактное (лицо к лицу)

— дистантное (общение на расстоянии) например разговор по телефону

7. По условиям общения:

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий – основа данного вида общения.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды для собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман)

C:\Users\Ксенья\Desktop\общение.jpg

Общение — это процесс, в ходе которого люди устанавливают между собой контакты, вызванные необходимостью в совместной деятельности.

Этот сложный и многогранный процесс характерен только для людей. В этом состоит принципиальное отличие нас от животных. Главное, что нужно для общения — наличие социума, то есть общества.

Появление общения

Общение такое же древнее, как и сама цивилизация. Уже первобытные люди устанавливали между собой разного рода контакты. Так, к первым формам общения можно отнести жесты указывающие или изображающие что-либо.

В ходе эволюции с развитием интеллекта появляются всё более сложные виды общения. Человек становится разумным, эмоционально развитым, учится мыслить. Соответственно, и само общение становится более сложным, подчиняется особым законам. Например, появляются этикет, нормы морали.

Все эти изменения характеризуют человеческое общество в целом.

Развитие речи у ребёнка

Есть определённые особенности развития отдельного человека, индивида.

Так человеческое дитя уже в возрасте трёх месяцев способно эмоционально общаться. Ему свойственны элементарная мимика и жесты. Малыш ещё не понимает речи взрослых, не может говорить сам, но тонко чувствует малейшие изменения в голосе или настроении мамы. Этот этап развития называется довербальным (доречевым).

Затем появляются новые потребности, ребёнок начинает стремиться к знаниям. Около двух лет или даже раньше многие малыши способны говорить первые слова, а некоторые строят простые предложения. Этот этап характеризуется появлением речи.

С каждым годом ребёнок узнаёт всё больше информации, его словарный запас расширяется. Он овладевает разными видами общения, чему способствуют действия с предметами и игровая деятельность. На этом этапе развивается и усложняется речевое общение.

Средства коммуникации

Для общения характерны: обмен информацией, обмен действиями, восприятие и понимание собеседника.

К средствам общения можно отнести:

  • вербальные (речевые);
  • паравербальные (не являются словами, а только сопровождают речь);
  • невербальные (схожи со вторым пунктом, передают эмоции партнёра).

Как паравербальные, так и невербальные средства общения дополняют или замещают сам процесс говорения. К ним относятся: громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика и даже особенности почерка.

Речь как форма общения

Речь подчиняется определённым правилам и нормам языка. Она включает два компонента: слова и их значения, а также синтаксис, помогающий правильно строить предложения.

Речевая деятельность может быть как устной (говорение и слушание), так и письменной (письмо и чтение).

Типы общения

Выделяют три типа коммуникации:

  1. Императивное общение (здесь главным является приказ, требование что-либо выполнить; собеседника принуждают к определённым действиям, его не слышат, игнорируют).
  2. Манипуляция (на партнёра оказывается воздействие с целью достижения скрытых намерений; человеком управляют, как марионеткой).
  3. Диалог (самая человечная форма общения; к собеседнику проявляется интерес, уважается его личность и внутренний мир).

Функции общения

Общение, как и любая деятельность, обладает рядом функций. К ним относятся:

  • контактная функция (установление контакта);
  • информационная функция (получение новой информации);
  • побудительная функция (побуждение к какому-либо действию);
  • функция понимания (для правильного общения необходимо понимать собеседника);
  • эмотивная функция (связана с эмоциями, которыми люди обмениваются в ходе общения);
  • функция установления отношений (для продуктивного общения надо наладить с собеседником хорошие отношения).

Формы общения

Когда общаются незнакомые люди, между которыми нет родственных отношений, — это анонимное общение. Например: пассажиры в транспорте, зрители в кинотеатре, болельщики на стадионе.

Формально-ролевыми являются контакты между людьми, выполняющими определённые роли, функции. Это могут быть покупатель и продавец, учитель и ученик, начальник и подчинённый.

Неформальным называется общение людей, не связанных деловыми отношениями. Сюда относятся контакты сослуживцев, но за пределами офиса, магазина. Например, совместное посещение ими концерта или спортзала. К особому виду неформального общения относится коммуникация между близкими людьми или членами семьи.

Таким образом, общение — важная составляющая жизни в социуме, среди людей. Без этого человек не может развиваться полноценно. Только благодаря разного рода коммуникациям общество развивается и совершенствуется.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Где человек общается? 2) С кем человек общается? Приведите примеры. 3) А м.

Общение - это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опы.

Общение - это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями

Общение …человеческая жизнь… …опыт…ценности… …потребность в … …богатый мир… ….

Общение …человеческая жизнь… …опыт…ценности… …потребность в … …богатый мир… …эмоциональные переживания… …стать человеком… …социализация…

Френк Денс «Общение – это один из видов деятельности, так как в процессе обще.

В.Леви однажды заметил :«Общение – одно из тех разъезженных слов, вроде свобо.

А. Общение - это сторона любой совместной деятельности ( поскольку сама деяте.

А. Общение - это сторона любой совместной деятельности ( поскольку сама деятельность есть не только труд, но и взаимодействие в процессе труда). Б. Общение - особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями.

Общение ВЕРБАЛЬНОЕ (СЛОВЕСНОЕ) НЕВЕРБАЛЬНОЕ (МИМИКА, ЖЕСТЫ)

Общение ВЕРБАЛЬНОЕ (СЛОВЕСНОЕ) НЕВЕРБАЛЬНОЕ (МИМИКА, ЖЕСТЫ)

Общение НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ

Общение НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ






Интернет-зависимость?


Роль общения 1. Через общение человек получает знания об окружающем мире. 2.

Роль общения 1. Через общение человек получает знания об окружающем мире. 2. Происходит передача опыта. 3. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения. 4. Происходит усвоение правил поведения. 5. Нравственные качества человека формируются в общении. 6. Характер формируется в общении. 7. Общение способствует развитию интересов человека или, наоборот, может тормозить его. 8. Любой человек может оценивать себя как бы глазами других людей.

Качества: Хвастливость, сочувствие, умение слушать, злоба, тактичность, взаи.

Качества: Хвастливость, сочувствие, умение слушать, злоба, тактичность, взаимопонимание, зависть, жадность, себялюбие, спокойствие, недоверие, доброта. Заполните таблицу: Что помогает общению? Что мешает общению?

1. Люди не понимают друг друга. 2. Не владеют своими эмоциями. 3. Не принимаю.

1. Люди не понимают друг друга. 2. Не владеют своими эмоциями. 3. Не принимают чужого мнения. 4. Не считаются с правами других. 5. Пытаются во всем доминировать. 6. Не умеют слушать других. 7.Хотят умышленно обидеть друг друга. Причины конфликтов

Карточка . «Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться.

«Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает, - говорит.

Не зли других и сам не злись. Мы в этом тленном мире гости, И если что не так.

Не зли других и сам не злись. Мы в этом тленном мире гости, И если что не так, смирись, Будь в отношениях попроще. Холодной думой головой, Ведь в мире все закономерно, Зло, принесенное тобой, К тебе вернется непременно!

Рефлексия: Как я усвоил материал? –весь(9-10 баллов) -частично(7-8 баллов) -.

Рефлексия: Как я усвоил материал? –весь(9-10 баллов) -частично(7-8 баллов) -мало что понял(4-6 баллов) Как я работал? -со всем справился сам(9-10 баллов) -допустил ошибки(7-8 баллов) - не справился(4-6 баллов)

Домашнее задание. Параграф 26(пункт 2-пересказ, определения), записи учить; м.

Разговор

Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:

С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).

Средства общения

Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.

1. Вербальные средства общения

В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).

Примеры вербальной передачи информации:

Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.

2. Невербальные средства общения

К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.

Примеры невербальной передачи информации:

  • особенности почерка, выделение слов;
  • мимика, жесты, поза (кинестетические средства);
  • приближение или отдаление;
  • интонация и скорость речи, особенности голоса, паузы;
  • символы, знаки и пиктограммы.

Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.

Цели общения

Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).

Основные функциональные цели общения:

  • обмен информацией, выгодный обеим сторонам или одной из них;
  • получение помощи;
  • оказание помощи другому человеку;
  • получение эмоционального отклика (похвалы, сочувствия, солидарности, сопереживания);
  • координация взаимодействия (в работе, игре или иной совместной деятельности);
  • приобщение к коллективу или социальной группе путём принятия идей, ценностей, принципов, моральных норм и прочих установок;
  • влияние на взгляды и поведение собеседника;
  • самовыражение, проявление своих умений и способностей;
  • получение удовольствия от самого процесса общения.

Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.

Этапы общения

Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:

Функции общения

Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:

  • Коммуникативная. Взаимодействие между людьми на разных уровнях (межличностное, групповое, общественное).
  • Когнитивная. Общение является основным источником познания, получения опыта, развития когнитивных способностей.
  • Информативная. Данная функция состоит в передаче информации разной степени важности.
  • Креативная. В процессе общения формируются, меняются и развиваются социальные связи между людьми.
  • Конативная. У людей есть социальные роли, которые как-то соотносятся между собой (например, начальник и подчинённый). Конативная функция состоит во взаимодействии этих ролей.
  • Эмотивная. Данная функция обеспечивает обмен эмоциями.

Виды общения

В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:

Стороны общения

Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):

  • Коммуникативная сторона общения. Данная подсистема объединяет процессы, направленные на обмен знаниями, мнениями и идеями с использованием как вербальных, так и невербальных средств.
  • Перцептивная стороны общения. Это восприятие людьми друг друга, формирование мнения о личности в процессе взаимодействия и общения.
  • Интерактивная сторона общения. Это всевозможные виды взаимодействия, возникающие при совместной деятельности людей (действия, выполняемые вместе, либо действия одного человека, влияющие на другого).

Роль общения в человеческой жизни

Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.

Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.

Общение бывает разное

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти. Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого. В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.

В зависимости от содержания

Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.

  • Материальное – может включать в себя обмен предметами, необходимыми для какой-либо деятельности. Оно может происходить между близкими людьми, когда люди передают друг другу бытовые предметы, или, например, в магазине, во время покупки различных продуктов. В большинстве случае такое общение служит способом удовлетворения бытовых и актуальных потребностей человека.
  • Когнитивное – включает в себя передачу различной информации. Может расширять кругозор человека, сюда можно отнести обсуждение различных способностей и навыков и передачу имеющегося опыта. В большинстве случаев встречается в профессиональной сфере.
  • Кондиционное – относится к психическим состояниям людей. Может включать себя утешение собеседника и оказание ему моральной помощи.
  • Мотивационное – включает в себя побуждение и мотивацию. Может воодушевлять человека на какие-то поступки, ставить ему различные цели и побуждать к какому-то действию.
  • Деятельностное – заключается в физическом контакте, обмене различных действий, навыков, умений или операций.

В зависимости от целей

Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.

  • Биологическое – связано с естественными потребностями человека, необходимыми для поддержания жизнеспособности и развития организма.
  • Социальное – относится к взаимодействию с окружающими людьми, направленном на личностный рост, повышение социального статуса и укрепления контакта с обществом.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или голосовые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

В зависимости от времени

Общение подразделяется на две группы, в зависимости от длительности контакта.

  • Кратковременное – не несет постоянный характер, может длиться от пары минут до нескольких часов.
  • Долговременное – носит постоянный характер. В процессе люди лучше узнают друг друга, строят личные отношения, решают конфликты или работают вместе.

Другие виды

Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:

    – одно из основных видов общения, осуществляемое при помощи речи. Предоставляет человеку широкие возможности, а также способность выражать свои мысли. Может относиться как к деловым разговорам, так и повседневным беседам.
  • Невербальное – включает в себя общение посредством жестов, тактильных контактов, касаний и прочего. Например, кивнуть головой или помахать на прощание рукой.
  • Деловое – относится к карьерному росту и профессиональным делам. Человек пытается завести деловое знакомство или удачно осуществить переговоры.
  • Воспитательное – общение, посредством которого один человек пытается оказать существенное влияние на другого. Примером можно считать процесс воспитание ребенка родителем.
  • Личностное общение – в отличие от делового не относится к профессиональной сфере. Люди могут интересоваться мнением или настроением друг друга, ради собственных целей и поддержания личных отношений. К примеру, можно привести дружеские или семейные отношения.

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

    • Императивное общение иногда называю директивным или авторитарным. Зачастую один из собеседников всячески пытается подчинить себе другого. Он пытается взять руководство над его сознанием и мыслями, контролировать все дальнейшие действия. Человек, выбирающий такой тип общения, в большинстве случаев не скрывает своих намерений и открыто пытается подчинить собеседника.

    Общение бывает разное

    • Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

    Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

    1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
    2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
    3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
    4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

    Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

    • Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.
    1. Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
    2. Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
    3. Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
    4. Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
    5. Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

    Подводя итоги

    Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.

    Общение бывает разное

    Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.

    Читайте также: