Доклад устойчивое развитие германии

Обновлено: 02.07.2024

25 сентября 2015 года на специальном саммите в Нью-Йорке страны-члены ООН приняли Повестку дня до 2030 года, призванную улучшить условия жизни всех людей и в то же время сохранить нашу планету.

Глобальный консенсус и основополагающие принципы

В Повестке дня до 2030 года были сопряжены Цели развития тысячелетия (ЦРТ) и Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (Декларация Рио). Ключевым элементом Повестки дня до 2030 года являются 17 Целей устойчивого развития (ЦУР). Эти Цели пришли на смену принятых в 2000 году. Целей развития тысячелетия (ЦРТ), дополнили их, усилив акцент на многомерность процесса устойчивого развития и на совместную ответственность всех стран на пути к устойчивой модели организации жизни и экономики.

Цель Повестки дня до 2030 года – сделать развитие во всем мире устойчивым с экологической, экономической и социальной точек зрения. Амбициозная глобальная программа трансформации призвана обеспечить грядущим поколениям перспективу достойной жизни. При этом первоочередное внимание должно быть уделено самым слабым и уязвимым (принцип "Leave no one behind").

Цели устойчивого развития ориентированы на пять главных направлений, по-английски – 5Ps: People, Planet, Prosperity, Peace, Partnership (люди, планета, благосостояние, мир, партнерство), которые призваны служить основополагающими и направляющими принципами. Они охватывают такие направления, как ликвидация нищеты и голода, качественное образование, уменьшение неравенства, а также эффективное государственное управление и защита климата. Цели устойчивого развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Значение для Министерства иностранных дел Германии

Министр иностранных дел Хайко Маас считает:

"Diplomacy for Sustainability" означает для Министерства иностранных дел Германии поиск новых союзников для Повестки дня до 2030 года и для глобального устойчивого развития. Именно во времена, когда вновь начинают громче звучать голоса тех, кто хочет действовать в одиночку, мы должны выступать за сильные международные организации. Глобальные проблемы мы сможем решить только при условии, если будем сотрудничать.

В реализацию Повестки дня до 2030 года вовлечены самые разные министерства. Важная роль при этом принадлежит Федеральному министерству экономического сотрудничества и развития.

Вкладом МИД Германии в реализацию Повестки дня до 2030 года является участие в процессе разоружения и содействии установлению мира в Колумбии, а также в формировании государственных правоохранительных структур и органов юстиции в Афганистане и на палестинских территориях. В Латинской Америке, Западной Африке и на Ближнем Востоке МИД Германии участвует в противодействии религиозному экстремизму. В странах Западных Балкан МИД Германии предлагает программы по контролю за обращением мелкокалиберного оружия.

Национальный план действий в области экономики и прав человека (НПД), осуществляемый под руководством МИД Германии, вносит вклад в достижение ЦУР относительно достойных условий труда и устойчивого экономического роста, а также ответственного потребления и производства. В НПД правительство Германии сформулировало свои ожидания к бизнесу относительно должного соблюдения прав человека и закрепило для себя ок. 50 различных мер по укреплению защиты прав человека в рамках глобальных производственных цепочек.

Германия на двустороннем уровне, на международных площадках и, в частности, в рамках ООН настойчиво выступает за соблюдение и защиту прав человека как непременной основы для любых форм развития.

Партнерство

Цели в области устойчивого развития в одинаковой мере касаются как промышленно развитых, так и развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Страны определяют свой вклад в их достижение в соответствии со своими ресурсами и стремлением продвинуться по этому пути. Таким образом планируется отойти от принципа разделения на доноров и получателей и создать основу для глобального партнерства иного типа. Все страны равноправно работают над достижением ЦУР.

В достижение целей вовлечены все уровни политики, а также представители гражданского общества, экономики и науки. Такой подход отражает убежденность международного сообщества в том, что устойчивые ответы на глобальные вызовы могут быть найдены только сообща.

Реализация на национальном и международном уровнях

В 2016 году правительство Германии основополагающим образом пересмотрело Национальную стратегию устойчивого развития. В ней правительство Германии определяет свои приоритеты при реализации Плана действий на национальном и международном уровнях и представляет осуществляемые им для этого шаги. Тем самым, Национальная стратегия устойчивого развития – это национальный рамочный план по реализации Повестки дня до 2030 года и ее Целей в области устойчивого развития в Германии, с участием Германии и во взаимодействии с Германией. По всем 17 ЦУР Национальная стратегия содержит поддающиеся измерению национальные и международные показатели, оценка которых осуществляется каждые два года. В новой редакции Стратегии впервые сделан упор на международную составляющую и определены критерии, при помощи которых оценивается реализация мер на международном уровне.

Что мы делаем: Национальная стратегия устойчивого развития

Международным механизмом проверки реализации ЦУР является ежегодный Политический форум высокого уровня ООН (High Level Political Forum, HLPF). На нем страны отчитываются о своей работе по реализации ЦУР. В 2016 году Германия представила свой первый Отчет о реализации ЦУР. В 2020 году правительство Германии вновь планирует представить такой отчет. На 2021 год запланировано составление отчета Комиссии ЕС по совместным усилиям ЕС и его стран-членов.

Политика Германии по предотвращению кризисов: больше, чем дипломатия

В разных точках планеты то и дело вспыхивают очаги напряжения. Предотвращение и мирное урегулирование конфликтов – одно из направлений германской дипломатии, которое в последние годы играет все более важную роль.

Германия берет на себя повышенную ответственность за Арктику

Федеральное правительство приняло основополагающие принципы политики Германии в Арктике и на международном уровне выступает за её мирное и бережное использование.

Nachhaltigkeit

Вместе достигнем цели: как Германия реализует 17 Целей устойчивого развития ООН внутри страны и в международном масштабе.

Устойчивость в Германии

Video

Германская стратегия устойчивости

Создавать образ будущего с помощью воображения, творчества и инноваций, отваживаться на новые неизведанные пути – только так мы сможем достичь 17 целей ООН в области устойчивого развития, прописанных в Повестке дня на период до 2030 года. Немецкая стратегия устойчивого развития, впервые принятая в 2002 году, основывается именно на этой программе. За прошедшее время стратегия постоянно претерпевала изменения и расширялась. С ее помощью Германия надеется содействовать экономическому, социально устойчивому и экологическому развитию – в том числе и за пределами страны. Ведь только вместе мы сможем достичь устойчивого будущего! Пройдите по ссылке и узнайте, как выглядит стратегия устойчивого развития Германии.

Задают планку: 17 целей Повестки дня-2030

За глобальное устойчивое развитие

Германская стратегия устойчивого развития ориентируется на Повестку дня-2030 Организации Объединенных Наций. Три вопроса – три ответа.

Чистая питьевая вода для всех: одна из целей Повестки дня-2030

17 целей для лучшего мира

Der Titel täuscht: Die Deutsche Nachhaltigkeitsstrategie richtet sich an Menschen rund um den Globus. Das sind die Ziele und Erfolge.

Устойчивая энергия: ветряная электростанция на пастбище в Германии.

Стратегия устойчивости

Немецкая политика уделяет особое внимание устойчивости и при этом открыто для критических мнений и международной дискуссии.

Video

Международная активность

В борьбе за устойчивость

Германия борется за устойчивость не только в рамках национальной стратегии. Страна также демонстрирует свою приверженность устойчивой политике на международном уровне – например, в Колумбии и Украине. Немецкие компании играют важную роль в реализации руководящих принципов устойчивого развития. Они стремятся к большей прозрачности в производственных, трудовых и экологических условиях поставщиков и субподрядчиков.

Индийский крестьянин с консультантом на хлопковом поле

Устойчивая модель экономического роста

Без устойчивого развития сегодня никуда – Германия выступает в поддержку этой экономический модели в разных странах мира.

Министр иностранных дел Маас в Колумбии: реинтеграция повстанцев

За мир и справедливость

Секреты и лайфхаки

Сознательное поведение жителей Германии

Вы хотели бы жить более устойчиво, но не знаете, как именно это сделать? Мы покажем вам, как немцы реализуют принципы устойчивого развития на частном уровне. Вы также получите советы о том, как сделать свою повседневную жизнь экологически безопасной.

Помните, как мы обсуждали с вами опыт утилизации отходов в разных странах? Но ведь на одной переработке в счастливое будущее не уедешь – нужен комплексный подход.

Сегодня мы рассмотрим опыт Германии в становлении и реализации собственной концепции устойчивого развития.

Германия известна как страна, в которой особое место уделяют экологии. Изучив опыт Германии в вопросе утилизации и переработки отходов, можно сказать, что с этой проблемой Германия справляется на очень достойном уровне, заставляя остальные страны брать себя в пример. Но что же на счет качественного перехода к новому образу развития страны и общества?

К тому времени, как ООН приняла свои 17 целей, в Германии уже 13 лет существовала своя стратегия достижения устойчивого развития. В 2018 году эта стратегия была обновлена.

Стратегия устойчивого развития Германии строится на интегративном подходе. В ней говорится, что только с у четом механизмов взаимодействия всех трех измерений можно найти решения, которые будут эффективны в долгосрочной перспективе.

В стратегии устойчивого развития выделяются 12 правил, которые определяют общие требования к деятельности в рамках устойчивого развития. Первое правило, самое основное, гласит, что каждое поколение должно стремиться решать свои задачи самостоятельно, а не перекладывать их на плечи будущим поколениям.

В стратегии устойчивого развития выделяются 12 правил , которые определяют общие требования к деятельности в рамках устойчивого развития.
Первое правило устойчивого развития - никому не рассказывать об устойчивом развитии. Второе правило.

  • Ладно, в борьбе за сохранение окружающей среды правила, придуманные Палаником, будут не очень эффективны.

Первое и самое основное правило устойчивого развития гласит, что каждое поколение должно стремиться решать свои задачи самостоятельно, а не перекладывать их на плечи будущим поколениям.

Стратегия устойчивого развития Германии содержит 63 ключевых показателя, по которым возможно отследить прогресс осуществления устойчивого развития.

Также каждые 2 года Федеральное статистическое агентство публикует отчет о состоянии показателей устойчивого развития, а каждые 4 года обновляется сама Стратегия, чтобы соответствовать духу времени и новым потребностям общества.

Фото: Getty Images Russia

Стабильный рост ВВП, снижение безработицы и преобразование энергетики делают Германию одним из мировых лидеров в реализации стратегии устойчивого развития. Главный вызов для крупнейшей экономики ЕС — дефицит рабочих рук.

Германия входит в число стран — лидеров по продвижению стратегии устойчивого развития на глобальном уровне через структуры Евросоюза и ООН. По индексу целей устойчивого развития 2018 года (SDG Index) страна занимает четвертое место, уступая только Швеции, Дании и Финляндии. Таковы оценки экспертов международного Фонда Бертельсмана (Bertelsmann-Stiftung, штаб-квартира в Германии) и UN Sustainable Development Solutions.

Каждое немецкое правительство начиная с 2002 года включает 17 целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в свою работу, рассказывает руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. В 2017 году была утверждена последняя редакция базирующейся на этих целях национальной стратегии устойчивого развития, которая является руководством к действию для всех уровней государственного управления. Сейчас на повестке дня новая промышленная политика ЕС, которую лоббирует Германия. Она связана с развитием цифровых технологий, искусственного интеллекта, использованием возобновляемых источников и накопителей энергии, пространственным развитием.

Германия отличается от многих других стран ЕС и еврозоны стабильными государственными финансами. Последние десять лет объединенная Европа имеет хронический дефицит бюджета, в то время как ФРГ сводит бюджет с профицитом с 2014 года. Кроме того, немцы сумели снизить уровень госдолга с пикового значения 81% ВВП в 2011 году до 63,9% ВВП в 2017-м. Это намного ниже среднего показателя по странам зоны евро и всем 28 членам ЕC, где он превышает 81% ВВП. И это наиболее близко к показателям, которые зафиксированы в стратегии устойчивого развития ООН, где говорится, что к 2030 году долг государств, претендующих на признание их развития устойчивым, должен быть снижен до 60% ВВП.

Безработица в Германии уже несколько месяцев, по оценке немецких статистиков, держится на уровне 5%, а по оценкам Eurostat, сделанным по другой методике, в 2018 году ее уровень составлял 3,4% — ниже только в Чехии и Исландии.

Газ и ВИЭ вместо угля и АЭС

Важной частью экономической стратегии Германии стали кардинальные преобразования в энергетике.

В конце прошлого года в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия закрылась последняя каменноугольная шахта Prosper-Haniel. Часть немецкой истории подошла к концу, констатировал тогда президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер.

Закрытие угольных шахт, как и отказ от атомной энергетики, является частью стратегии устойчивого развития. Один из ключевых пунктов — увеличение использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Германия ставит задачу повысить долю электроэнергии из ВИЭ в валовом потреблении как минимум до 50% к 2030 году и до 80% к 2050-му.

Одновременно власти готовят меры, стимулирующие снижение потребления электроэнергии и моторного топлива, цены на которые неуклонно растут.

В то же время, по словам Екатерины Колбиковой, возрастет потребность в газе — ВИЭ не смогут заместить выбывшие угольные и атомные станции, из-за чего доля газовой генерации вырастет с 8% в 2018 году до 20% в 2022-м. Это хорошая новость для России, которая является основным поставщиком природного газа в ФРГ.

Требуются сотрудники

Один из наиболее актуальных вызовов, которые приходится отражать экономике Германии, — нарастающая нехватка рабочих рук. И в 2020 году в стране должен вступить в действие закон о либерализации миграционных правил для рабочей силы, который призван помочь в решении этой проблемы.

По оценке Фонда Бертельсмана, стране необходимо привлекать ежегодно по 260 тыс. квалифицированных мигрантов до 2060 года. Эксперты фонда подсчитали, что из-за старения населения количество людей в трудоспособном возрасте к этому сроку может сократиться на треть от текущего уровня, который составляет около 83 млн человек.

В исследовании отмечается, что другие страны Евросоюза могут обеспечить приток менее половины необходимых трудовых мигрантов. Чтобы решить проблему, миграционное законодательство будет скорректировано с учетом обеспечения притока рабочей силы из стран за пределами ЕС. Также есть предложения изменить правила таким образом, чтобы беженцы, претендовавшие на политическое убежище и не получившие его, но длительное время живущие в ФРГ и при этом имеющие работу, смогли бы получить вид на жительство не как беженцы, а как трудовые мигранты, говорит завсектором науки и инноваций ИМЭМО РАН Наталья Тоганова.

Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер отмечает, что все крупные государства рано или поздно приходят к тому, чтобы либерализовать миграционное законодательство для балансировки рынка труда и поддержания роста экономики. Теперь в их числе будет Германия. Он полагает, что хорошие перспективы на немецком рынке будут иметь, в частности, украинцы. Многие уже работают сейчас в Польше и других странах ЕС, и им будет проще адаптироваться к местным требованиям, чем переселенцам из стран Азии и Ближнего Востока. Для их привлечения на Украине и в других странах будет организовано обучение немецкому языку с помощью Гете-Института.

Не все верят в то, что либерализация миграционного законодательства поможет решить основную проблему — ликвидировать или хотя бы снизить дефицит программистов, инженеров и других квалифицированных специалистов. Германия пока проигрывает конкуренцию с такими странам, как США, в привлечении квалифицированных иностранцев, констатирует Владислав Белов. Для восполнения недостатка в таких кадрах понадобятся дополнительные меры.

Читайте также: