Доклад учителя технологии на педсовете

Обновлено: 30.06.2024

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб школы.

Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество.

При наличии потенциальных возможностей у всех детей мы в школах имеем детей неуспевающих, трудных. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?

Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом”. Актуальная проблема нашей школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными возможностями.

Внешние и внутренние причины неуспеваемости .

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего ученика своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга школьников. Даже самые опытные из учителей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин.

Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты напрасны. Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей детской психологии, являются:

– дефекты здоровья школьников;

– психолого-педагогические элементы поведения, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки;

– низкое развитие интеллекта;

– отсутствие устойчивой положительной мотивации учения;

– слабо развитая волевая сфера. На последнюю у нас как-то не принято обращать особого внимания, а между тем именно воля и усидчивость играют очень важную роль в учебной деятельности. Об этом еще писал К.Д. Ушинский: “Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно, и придется многое, что надобно будет взять силой воли”.

Слайд 5. К числу внешних они, в первую очередь, относят причины социального плана, а именно снижение ценности образования в обществе.

К числу внешних относятся и такие, как:

1) несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях);

2) отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды и т.д.

Таким образом, в реальной жизни школьника туго переплетается целый ряд причин. И дело не только, как считает большинство педагогов, в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Слайд 6. Три типа неуспевающих

Чтобы в глазах учителей все неуспевающие школьники не были на одно лицо, без четкого представления о причинах, вызывающих неуспеваемость, о характере мыслительной деятельности учащихся, об их отношении к школе и мотивах учения, по мнению психолога Н.И. Мурачковского, нужно учитывать определенные типы неуспевающих учеников. В основу классификации он положил два признака: первый характеризует особенности мыслительной деятельности, второй – направленность личности, ее отношение к учению. В итоге получилась следующая типология.

Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.

Второй: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Третий: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Такая типология, на мой взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Исследователи считают, что:

– Основная помощь учащимся первой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даёт. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться.

– Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Исследования показывают, что учащимся этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости учащихся этой группы в начинается с воспитательной работы. Данные ребята привлекаются к участию во внеурочной деятельности в подготовке школьных вечеров, “КВНов”; участию в интеллектуальных конкурсах “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Золотое руно”, “КИТ”, “Человек и общество” и др. Это повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к учебным предметам.

А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё-таки не может или не хочет учиться лучше? Как ни грустно, таких учащихся с каждым годом становится все больше. Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, не озлобились, сохранили положительное отношение к школе и учителям? Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки”.

Слайд 7. В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Слайд 8. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа “отлично”, “молодец”, “умница” и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новыx усилий: отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки данной группы школьников.

Слайд 10. Все моменты психолого-педагогического сопровождения способствуют выравниванию учебно-познавательной ситуации и ведут к формированию компетентностной личности ученика.

Слайд 11. Решение педагогического совета.

Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование деятельности учителей предметников по повышению качества знаний учащихся.

Учителям предметникам усилить в своей работе личностную направленность образования

Шире применять новые педагогические технологии преподавания предмета. На заседаниях школьных МО обсудить вопросы работы со слабоуспевающими учащимися.

Рекомендовать учителям предметникам: составлять карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика; проводить коррекцию знаний по результатам.

А сейчас я вам предлагаю принять участие в попытке решить проблему щкольной неуспеваемости с помощью технологии Кейс – стадии.

1.Для начала напишите (каждый) на листочке фамилии 3 – х учеников, которых Вы считаете неуспевающими по своему предмету.

2.Определите характерные признаки неуспешного ученика.

3. В третьем столбики запишите противоположные признаки

4 Средний столбик вы заполните позже.

Признаки неуспешного ученика

«В педагогическом мастерстве учителей

сердцевину образует их способность

Тема: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования"

Категория участников: классные руководители, социально – психологическая служба, учителя – предметники, родители, администрация.

Кейс-стади (case-stady) как педагогическая технология

1.Разбивка на группы. (по категориям).

Мозговой штурм – решение педагогической ситуации по неуспеваемости.

Задание: Опишите педагогические ситуации по алгоритму:

1. Оценка ситуации.

4. Используйте при оценивании, прогнозировании и решении методы воспитания, формы воспитания, стили общения и управления.

Педагогическая ситуация № 2.

Педагогическая ситуация № 3.

В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит 2. Прогнозирование Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость. Решение Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.

Педагогическая ситуация № 4.

Педагогическая ситуация № 5.

2. Работа в группах.

На основании анализа ситуации проанализировать причины школьной неуспеваемости. Определить пути решения проблемы. Разработать рекомендации по решению проблемы.

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Ваши действия в следующей четверти.

В таблице приведен характер проявления причин неуспешности, Вам необходимо по характеру проявления причин неуспешности определить причины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию.

В истории образования выработаны два способа организации учебы:

- с опорой на внутреннюю культуру деятельности учащегося, его критическое сознание, самостоятельность, интересы и чувство ответственности;

- с опорой на руководство учителя, жестко заданные им обучающие требования и нормы.

Учитель и школа всегда стоят перед выбором: чему отдать предпочтение и что будет доминировать – целенаправленное предметное поурочное преподавание и следование логике учителя или разнообразная самостоятельная деятельность школьника и развитие его собственной логики?

Проанализировав свою деятельность, я поняла, что отдавала предпочтение первому способу организации учебы, а на сегодняшний день, возникла острая потребность в быстром переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны сформировать активную творческую личность, обладающую широким кругозором, ответственностью и самостоятельностью. Теперь чтобы достичь высоких результатов, развить творческие способности учащихся, я вынуждена была признать, что мне необходимо изучить и внедрить в работу второй вариант, который предполагает переход обучения на более активный и интересный метод работы, метод проектов. Задания, его содержание, планирование предстоящей работы выступают, как стимул творческой активности учащихся.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА"

ЯСНОГОРСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД ВЫСТУПЛЕНИЯ

на школьном методическом объединении естественно-математического цикла

Подготовила: учитель технологии Семянчикова Яна Валерьевна.

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии

Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию.

В истории образования выработаны два способа организации учебы:

- с опорой на внутреннюю культуру деятельности учащегося, его критическое сознание, самостоятельность, интересы и чувство ответственности;

- с опорой на руководство учителя, жестко заданные им обучающие требования и нормы.

Учитель и школа всегда стоят перед выбором: чему отдать предпочтение и что будет доминировать – целенаправленное предметное поурочное преподавание и следование логике учителя или разнообразная самостоятельная деятельность школьника и развитие его собственной логики?

Проанализировав свою деятельность, я поняла, что отдавала предпочтение первому способу организации учебы, а на сегодняшний день, возникла острая потребность в быстром переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны сформировать активную творческую личность, обладающую широким кругозором, ответственностью и самостоятельностью. Теперь чтобы достичь высоких результатов, развить творческие способности учащихся, я вынуждена была признать, что мне необходимо изучить и внедрить в работу второй вариант, который предполагает переход обучения на более активный и интересный метод работы, метод проектов. Задания, его содержание, планирование предстоящей работы выступают, как стимул творческой активности учащихся.

Метод проектов всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит детей мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания.

В 20-е и начале 30-х годов ΧΧ столетия в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы, и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребёнка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

Актуальность опыта.

Во все времена конечным результатом обучения является высоко-образованная, эстетически развитая творческая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа. И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески.

В трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу.

Позвольте напомнить, что есть творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является организация учебного процесса, способствующего развитию творческого потенциала и познавательной активности личности.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. В связи с этим в организации и управлении образовательным процессом необходимы изменения, которые обеспечат развитие творческих способностей обучающихся.

Передо мной, как перед учителем технологии стоит задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, чтобы ребятам нравилось то, что они делают. Только тогда ученики с удовольствием идут на урок и с радостью выполняют поставленную задачу. Считаю, что способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся помогает современный метод обучения - метод проектов. Это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость, особенностью которой является возможность совместной творческой работы учителя и ученика. Важно отметить возможность отражения в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев.

Проект (по латыни projectus – брошенный вперед, замысел, план) – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения.

Образовательная – выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме, организовать индивидуальную и групповую деятельность учащихся;

Воспитательная – воспитывать личную ответственность за выполнение выбранной работы, терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности одноклассников;

Развивающая – развивать воображение, умение самостоятельной работы с литературой, расширять кругозор, развивать навыки публичных выступлений.

Выявлять и исследовать проблему, определять объект исследования, выдвигать гипотезу и планировать эксперимент для её проверки, делать выводы.

Планировать, организовывать, контролировать и оценивать свою деятельность.

Самому находить и обрабатывать информацию, понимать необходимость самостоятельного получения и использования знаний.

Способствовать формированию навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.

Самосовершенствоваться, самоопределиться и самоутвердиться.

Этапы выполнения проекта:

- ученики осуществляют выбор и обоснование проекта, проводят экономические исследования, анализируют предстоящую деятельность, определяют наиболее приемлемый вариант изготовляемого предмета, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.

- ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, контролируют свою деятельность, работают с соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

- проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.

Защита творческих проектов:

Таким образом, проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за выполненную работу. В процессе работы над выполнением проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Считаю, что подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности эффективен на уроках технологии и учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе. И разрешите представить вам проект Чернинова Алдара, ученика 9-го класса

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

По шкале трудности предметов (по И.Г. Сивкову) физика занимает “почетное” третье место – 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. Естественно, что перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.

На уроках физики необходимо поддерживать у школьников интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, в то же время надо учитывать уровень усталости детей, стараться не причинить вред здоровью.

Я, как любой учитель, должна заботиться о сохранении здоровья детей. Поэтому ещё перед уроком готовлю кабинет физики к работе: проверяю состояние доски, парт, освещённость, проветриваю помещение. Кабинет физики озеленён, потому что комнатные растения полезны не только тем, что создают уютную обстановку, но и отфильтровывают частицы пыли, понижают содержание углекислого газа и повышают содержание кислорода в воздухе, нормализуют влажность воздуха.

Огромное значение в предупреждении утомления играет четкая организация учебного труда. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, повышает интерес к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.

Поэтому на уроках чередую разные виды учебной деятельности: опрос учащихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, ответы на вопросы, решение задач, рассматривание наглядных пособий, проведение и обсуждение демонстрационных опытов и экспериментов.

При этом использую различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу, аудиовизуальный, практическую работу.

Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:

I вид. Урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, для тем, входящих в программу физики:

Механическое движение. Скорость.

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя

Переход улицы, тормозной путь автомобиля. Правила безопасного спуска на лыжах с горы.

Безопасность дорожного движения, увеличение тормозного пути автомобиля на сырой дороге и во время гололёда.

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для человека в разном возрасте.

Диффузия в живой природе, её роль в питании и дыхании человека и живых организмов. Искусственное дыхание

Правильное измерение массы тела на весах. Ожирение – угроза здоровью.

Безопасная работа с колющими и режущими инструментами

Давление внутри жидкости.

Дайвинг. Кессонная болезнь

Влияние изменения атмосферного давления на самочувствие человека (Метеозависимость людей). Применение в медицине шприца, пипетки, присоски, ЭКГ, медицинских банок.

Безопасность поведения на воде. Профилактика первой помощи.

Влияние влажности воздуха на самочувствие человека. Влияние банных процедур на организм человека. Роль влажности и её регулирование в промышленных и домашних условиях.

Внутренняя энергия. Теплопроводность. Конвекция. Излучение.

Проветривание помещения. Требование к воздухообмену в классе.

Применение статического электричества. Электротерапия, физиолечение. Вред электростатического явления

Правила безопасной работы с электроприборами в школе и дома. Значения безопасного напряжения и силы тока. Оказание помощи при поражении током.

Правила поведения возле опор высокого напряжения, трансформаторных будок. Биоэлектропотенциалы. Правила поведения около проводов высокого напряжения, если провод соприкасается с землёй или повис над землёй.

Влияние магнитных бурь на самочувствие человека. Применение магнитов в медицине.

Влияние компьютера, сотового телефона и других электроприборов на здоровье человека.

Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования. Электричество в медицине, информационной службе.

Телевидение и человек

Биологическое действие радиоактивных излучений.

Влияние радиации на биологические организмы.

Физика атома и атомного ядра.

Последствия аварий на атомных предприятиях (на ЧАЭС). Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, пути их преодоления. Дозиметры. Допустимая доза облучения.

Световые явления. Глаз. Зрение.

Светочувствительность глаза. Правила освещения рабочего места. Признаки утомляемости органов зрения, способы его снятия. Дефекты зрения и их коррекция при помощи очков. Гимнастика для глаз.

Влияние шума на организм человека. Утомление органов слуха, способы их снятия. Голосовой и слуховой аппарат человека. Ультразвук и инфразвук, их влияние на человека. Внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин, поездов и др. видов транспорта, особенно во время дождя.

И это далеко не полный перечень тем и вопросов.

II вид. Это может быть стандартный, хорошо продуманный методически урок, на котором, на первый взгляд, ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок. Это урок максимального умственного, психического, физического и нравственного комфорта.

При проведении таких уроков использую опорные конспекты, алгоритмы решения задач, тесты, технологические карты, где учащиеся видят весь план работы на уроке, использую критерии оценивания всех видов деятельности учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания.

Известно, что прохождение электрического тока через тело человека вызывает судорожное сокращение мышц, в том числе осуществляющих дыхание и работу сердца. А смерть, как известно, наступает при нарушении нормальной деятельности сердца и лёгких. Паралич дыхания человека наступает при силе тока 0,1А при длительности 3с – смертельное поражение, которое определяется не только напряжением, но и сопротивлением человеческого тела в момент соприкосновения с электрической цепью.

Школьники должны знать, что при поражении электрическим током могут быть применены два метода оживления организма:

искусственное дыхание путем ритмического вдувания воздуха из своего рта в рот или нос пострадавшего (10—12 раз в 1 мин);

поддержание искусственного кровообращения закрытым массажем сердца путем сжатия его мышц ритмическими надавливаниями на переднюю стенку грудной клетки в ее нижней трети (60—70 р. в 1 мин).

Но главное — не допускать поражения, неукоснительно выполняя правила пользования электроприборами (рассматриваем эти правила).

При изучении свойств твердых, жидких и газообразных тел, одновременно с рассмотрением молекулярного строения и физических характеристик воды (текучести, малой сжимаемости, передачи давления по всем направлениям и др.), полезно рассказать ученикам о физических методах очистки питьевой воды (использовании с этой целью отстойников, фильтров и пр.), об устройстве водопровода и качестве воды в нем, о рациональном использовании водных ресурсов, а также о важности соблюдения основных гигиенических требований к питьевой воде, подчеркнув необходимость выполнения гигиенических правил при употреблении воды из природных источников в походах, на экскурсиях, в пионерских лагерях. Обучающиеся должны знать, что использование воды для питья из открытых водоемов опасно, особенно в весенний и летний периоды, когда на полях применяются удобрения и ядохимикаты, попадающие через грунтовые воды в источники.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования понятий о здоровье.

На уроках включаю в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную сферу. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая трактуется так, что правое полушарие - это все художественное, интуитивное, а левое - рационально-логическое. Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов.

Возникает проблемная ситуация. Учащиеся выдвигают гипотезу (интуиция). В этот момент работает правое полушарие. Затем предлагаю ученикам объяснить это явление (радугу). И здесь включается логическое мышление.

Эта технология является здоровьесберегающей, потому что она развивает оба полушария.

Считаю, что урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: шуток, юмористических или поучительных картинок, использования поговорок, афоризмов, музыкальных минуток, четверостиший, анекдотов и загадок то теме. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Например, по теме "Относительность движения" в 7 классе рассказываю ребятам анекдот:

"Чебурашка учится водить машину под руководством крокодила Гены. Внезапно, бросив руль, Чебурашка кричит:

"Пожалуйста, Гена, нажми на какую-нибудь педаль. На нас надвигается огромное дерево!"

Разбираемся, в чём ошибся Чебурашка, как с точки зрения физики можно объяснить его слова: "На нас надвигается огромное дерево"?

Использую отрывки из литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление, что служит не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому использую запоминалки.


1) Массу мы легко найдём,
Умножив плотность на объём.

Цвета спектра: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

3) Знает каждый инженер υ= ω∙R.

С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, поставить восклицательный знак и т.д.).

Некоторые формулы для лучшего запоминания представляю в виде так называемого магического треугольника:



Или прошу бросить кубик и объяснить формулу, записанную на выпавшей грани (назвать входящие в неё величины).


Обучая предмету физика, каждый учитель проводит лабораторные работы. Перед каждой лабораторной работой проводится инструктаж по ТБ и правилам пользования приборами и лабораторным оборудованием.

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического и физического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы обучающихся, а так же быть умелым дирижером своего оркестра, и тогда музыка знаний зазвучит полно и без фальши.

Одного мудреца спросили: “Что самое главное в жизни: богатство или слава”? Мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровье – один из важнейших источников счастья и радости”.


Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий в развитых странах называют переходом к постиндустриальному обществу. Они привели к смене концепций развития и управления - от технократического подхода к инновационному, от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами. В структуре жизнедеятельности на первое место вышли такие категории, как человек-личность, человек-профессионал. Наиболее значимыми факторами развития страны становятся наряду с профессиональной компетентностью такие качества работника как творчество и способность к непрерывному развитию и самообразованию. Аналогичные процессы начались и в нашей стране и уже привели к изменению образовательных потребностей общества. А это, в свою очередь, стимулировало проведение в 90-е годы реформы образования, направленной на осуществление гуманистического подхода к обучению и воспитанию с использованием новых методов и педагогических технологий. Основной целью образования на современном этапе является улучшение подготовки молодежи к эффективной жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях. Важную роль в реализации этой цели должно сыграть введение в учебный процесс российской школы образовательной области "Технология". Новым в преподавании технологии по сравнению с трудовым обучением является направленность:


  • на развитие творческой, инициативной, самостоятельной и предприимчивой личности учащихся;

  • на формирование у школьников основ проектной, технологической культуры, культуры общения, труда, дома;

  • на овладение ими основами экономики и предпринимательства, умениями рационально вести домашнее хозяйство.

Концепция образовательной области "Технология" предусматривает обязательное использование учителем проектного метода. Сутью его является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности и от идеи до ее практической реализации. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели. Для успешного осуществления проектного обучения требуется серьезная подготовка учителя к планированию и организации учебного проектирования, созданию дидактического, методического и материально-технического обеспечения. По существу, учитель должен уметь разрабатывать свои педагогические проекты. Первый вариант пособия "Метод проектов в преподавании образовательной области "Технология" был подготовлен в 1996 г. и в течение 3 лет активно использовался студентами факультета искусств и технологий, обучающимися по специальности "Технология и предпринимательство", а также учителями трудового обучения в процессе их последипломной под готовки в региональном центре работников образования. Настоящее пособие существенно доработано с учетом приобретенного опыта обучения студентов и учителей, а также результатов практической реализации проектного метода в гимназиях № 2 и "Исток", средних школах Великого Новгорода № 15, № 21 и других.

Содержание и организация обучения школьников технологии

на основе метода проектов


  • определение потребностей: учащиеся самостоятельно или совместно с учителем выявляют актуальную проблему, требующую разрешения;

  • написание краткой формулировки задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия;

  • проведение исследований и анализ их результатов: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования;

  • разработка требований к проектируемому изделию: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным;

  • выработка первоначальных идей: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями;

  • выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование, разработка технологии изготовления, экономические расчеты, экологическая оценка);

  • планирование и изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия;

  • проверка изделия и оценка результатов проекта: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.

Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются:


  • реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие),

  • оформленное описание проекта (дневник проектирования или проектная папка),

  • освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников.

Выполняемые школьниками проекты можно условно разделить на виды, используя следующие критерии (таблица 1).

Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);

Средней продолжительности (несколько месяцев);

Индивидуальные,

Достижение положительных результатов при использовании метода проектов в преподавании ООТ возможно при условии качественной методической подготовки учителя, которая включает:


  • знание принципов и требований к подбору объектов проектной деятельности учащихся;

  • владение методикой и организацией учебного проектирования;

  • умение планировать деятельность учащихся в ходе работы над проектом;

  • организацию систематического контроля учащихся в ходе выполнения творческих проектов;

  • подготовку необходимых методических и дидактических материалов.

Технология планирования учителем

работы по руководству и организации выполнения учащимися проектов

Эффективность использования метода проектов в преподавании образовательной области "Технология" (ООТ) зависит от качества подготовки педагогов к организации и руководству учебным проектированием. Это обусловлено в первую очередь тем, что усвоение школьниками новой информации в процессе проектной деятельности происходит в сфере проблемной неопределенности. Поэтому возникает необходимость проектирования, организации и координации этой деятельности учащихся, еще не имеющих большого опыта самостоятельного выполнения проектов. Эти процессы в педагогике связывают с педагогическим проектированием. В современной педагогике проектирование рассматривается в двух аспектах как "идеальная" (мыслительная) деятельность и как деятельность, связанная с реализацией замысла. Первая из них включает в себя целеполагание, планирование, конструирование, моделирование и прогнозирование (В.С.Безрукова), вторая – организацию взаимодействия (субъектов проектирования между собой, с объектами и средой), диагностику, анализ результатов и коррекцию проектов (Е.С.Заир-Бек). Проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей). Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел ® реализация ® рефлексия.


  • проектировочный,

  • реализации педагогического проекта,

  • аналитический.

С учетом выбранной цели, программы ООТ, требований стандарта и диагностических данных производится отбор содержания обучения во время выполнения проекта школьниками. На этой стадии учителем оцениваются имеющиеся ресурсы (время, методическое, дидактическое и материальное обеспечение, собственные способности и умения, сотрудничество с учителями других предметов) и разрабатывается план педагогического проекта.

В ходе планирования учебного проектирования педагогу желательно разработать варианты названия проекта школьников, сформулировать для них потребность (проблему) и краткую формулировку задачи, определить условия запуска проекта и ожидаемые результаты проектной деятельности учащихся. Затем необходимо уточнить вид проекта, выполняемого школьниками.

Если проект включает детальную проработку учащимися всех компонентов (этапов) проектирования, то он является полным. Количество таких проектов зависит от уровня проектировочных и технологических умений учащихся и должно расти от класса к классу. Однако нецелесообразно в каждом проекте в одинаковой степени прорабатывать все компоненты (этапы).

По мере овладения школьниками проектировочными и технологическими знаниями и умениями нужно увеличивать число групповых и индивидуальных проектов, постепенно усложняя их и повышая долю самостоятельной работы. . Особенностью индивидуальных проектов является самостоятельный выбор каждым учащимся темы проекта и объекта проектирования. Ведущей функцией учителя при организации выполнения школьниками индивидуальных проектов является консультирование. Наряду с проектами, выполняемыми по предмету технология, рекомендуется планировать и организовывать межпредметные проекты, в которых интегрируется содержание нескольких дисциплин.

Следующим компонентом проектировочного этапа является разработка понедельного планирования. Определяется содержание деятельности учителя, последовательность действий учащихся, разрабатываются дидактические и методические средства обучения. Учитель оформляет разработанные дидактические и методические материалы и подготавливает материально-техническую базу. Планирование проекта может быть выполнено в табличной форме. На этапе реализации педагогического проекта учитель организует и координирует проектную деятельность учащихся – объясняет, проводит консультации, обучает новым приемам работы, организует выполнение упражнений и исследований, текущую диагностику, самоанализ, контроль и оценку деятельности школьников. Осуществление этого этапа происходит в процессе педагогического взаимодействия учителя с учащимися и их родителями, учащихся между собой. В конце этапа проводится заключительная диагностика развития учащихся. Они представляют на защиту объект проектирования и оформленную проектную папку.

Итоговая оценка за выполнение проекта выставляется учителем с учетом промежуточных оценок деятельности учащихся, качества выполнения объекта проектирования и описания, освоения алгоритма проектирования, оригинальности проектных решений, самостоятельности, а также самооценки учащегося. На аналитическом этапе учитель проводит анализ разработанного педагогического проекта, его реализации и достигнутых результатов. Он определяет соответствие результатов поставленным целям, оценивает развитие личностных качеств и способностей учащихся. Необходимым компонентом деятельности учителя на этом этапе является рефлексия – самоосмысление и самоанализ педагогического проектирования. По результатам анализа корректируется разработанный проект с целью его совершенствования.

Таким образом, проектировочная деятельность учителя технологии является самостоятельной деятельностью, со своим особым объектом – процессом обучения на основе метода проектов. Вместе с тем, мы считаем, что педагогическое проектирование, с одной стороны, является ведущим процессом в структуре деятельности учителя по реализации метода проектов в обучении и с другой - выступает важным условием осуществления этой деятельности.

В заключении хотелось бы выделить наиболее типичные ошибки, допускаемые учителями, и которых следует избегать при использовании метода проектов в процессе обучения технологии:

Читайте также: