Доклад учителя информатики на мо

Обновлено: 05.07.2024

Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности — словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы.

Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Как отмечалось выше, группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй — методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. Охарактеризуем подробнее каждую из этих подгрупп методов стимулирования и мотивации учения школьников.

Методы формирования познавательного интереса

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности, 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова).

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Передовые учителя умело применяют метод и входящие в него приемы создания эмоционально-нравственной ситуации. Прежде всего они используют прием создания ситуаций нравственных переживаний. Например, изучая тему, посвященную Великой Отечественной войне, они так подбирают содержание материала, такие примеры и факты, так преподносят их, опираясь на средства художественности, яркости, эмоциональности, что умело вызывают у учащихся переживания ненависти к фашизму, чувство гордости за свой народ, чувство радости за великую победу в этой беспримерной битве за прогресс человечества.

Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке (например, парадокс Паскаля), грандиозность цифр, свидетельствующих о небывалом научно-техническом прогрессе, достигнутом в нашей стране за годы Советской власти и особенно в последние десятилетия,— все это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учеников.
Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Например, ученикам предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, житейское и научное объяснение законов свободного падения, законов плавания.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остается информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В этом, между прочим, еще раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов ее стимулирования.
Во всех приведенных выше примерах мы показали, как входящие в методы формирования интереса приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления, нравственного переживания вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждение эмоциональности, но наличие у этих эмоций собственно показательной стороны, которая проявляется в радости познания.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является прежде всего ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформу лированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние и т. д.) Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. С этой целью учителя подбирают специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны, публикуются в печати, сообщаются по телевидению и радио. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Все чаще можно встретить в практике работы школы и специально организуемые на уроках учебные дискуссии уже не игрового характера. Например, это могут быть учебные дискуссии, в которых старшеклассники (а такие методы являются доступными только для них) по заданию учителя изучают учебную и научно-популярную литературу, с разных точек зрения анализирующую то или иное художественное произведение, обсуждают разные точки зрения на новые физические и химические открытия. В этом случае ученики выступают как бы сторонниками различных концепций. Естественно, нельзя ожидать, что школьники выскажут окончательное решение о справедливости той или иной точки зрения. Этот прием используется для того, чтобы вызвать повышенный интерес к более углубленному изучению тех или иных вопросов. Особенно широко применяются учебные дискуссии на факультативных занятиях по углубленному изучению различных учебных предметов.

В качестве приема стимулирования учения в ряде московских школ используется анализ жизненных ситуаций. Например, на уроках истории и обществоведения при изучении многих тем учителя стремятся подвести учеников к анализу того, как социальный прогресс в нашей стране отразился на жизни родного района, города, каждой семьи. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимально возможной конкретизации знаний.

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без.

Доклад на МО учителей школы

Информатика, как новый учебный предмет, появилась в школьной программе сравнительно недавно. Но вопросы, что такое информатика, зачем изучать информатику в школе и как именно это делать, до сих пор остаются предметом острых дискуссий.

Систематизация полученных фундаментальных и прикладных знаний и ознакомление с общим уровнем развития вычислительной техники должны осуществляться в конце школьного образования, то есть в старших классах средней школы.

Целесоообразно ввести дополнительные часы по информатике в 10-11 классах т.к. появиться возможность более подробно рассмотреть с учащимися:

· Систему основных положений информатики как науки в соответствии с ее местом в современной системе научных знаний

· Комплекс знаний необходимых для общей ориентации в возможностях современной и перспективной вычислительной техники, прикладных знаний о стандартных языках программирования и системах

· Совокупность прикладных навыков и умений, необходимых для применения идей и методов информатики в других отраслях человеческой деятельности

· Увеличить количество практических работ, что позволит совершенствовать навыки работы с компьютером

Дополнительное изучение предмета предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в школе, новый и весьма совершенный инструмент, который позволяет умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета. При этом нельзя назвать ни одного школьного предмета, в котором аппарат информатики оказался бы бесполезным.

Задача преподавания информатики в старших классах: подвести итог многолетнему знакомству с информатикой, систематизировать полученные знания, ввести в курс современного состояния и перспектив развития вычислительной техники. В то же время отдельные прикладные знания о принципах работы ЭВМ могут войти в учебные программы других предметов (физики, математики и др.).

Информационные технологии (ИТ) тесно связаны с компьютером и программным обеспечением, под управлением которого он и работает. Сегодня компьютер используется практически во всех сферах деятельности человека. Компьютер обрабатывает потоки различной информации, управляет производственными процессами, встраивается в разнообразную технику, используется в качестве личного бытового устройства, а специалисты любого профиля, как правило, имеют компьютер на своем рабочем столе и применяют его в качестве основного инструмента по обработке информации.

Опыт работы в школе показывает, что занимаясь информатикой 2 раза в неделю, учащийся к окончанию общеобразовательной школы получает всю необходимую подготовку, позволяющую ему свободно ориентироваться в области ИТ, включая программирование. Это позволяет ему в дальнейшем более эффективно решать задачи в любой профессиональной деятельности. Кроме того, он может, как и многие выпускники школы, выбрать программирование в качестве своей будущей профессии, а специалисты в области ИТ в настоящее время стоят на первых позициях рейтингов по востребованности, перспективности и уровню заработной платы.

Подводя итоги, хочется сказать, что современный выпускник должен идти в ногу со временем, владеть как можно больше языками программирования, уметь свободно работать с любой востребованной компьютерной программой и обладать всеми качествами современного человека!

Картинка
MO-inform

М О  у ч и т е л е й   и н ф о р м а т и к и  Л о г о й с к о г о  р - н а

Материалы, предоставленные учителями Логойского района:


Выступления на МО       Разработки уроков


Байкова Н.И. - ГУО "Калачевская СШ"
    МО 18.02.2010 г. "Факультативное занятие – средство и основное условие удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов "


Дубаневич О.М. - ГУО "Каменская СШ"
    МО 15.04.2010 г. "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ."


Заровская И.А. - ГУО "Логозинская СШ"
    МО 15.04.2010 г. "Основные аспекты проведения дизайн-эргономической экспертизы учебно-электронных ресурсов, используемых в школе. Актуальность проведения экспертизы педагогами. Комплексная оценка ЭУМ"


Картуль С.А. - ГУО "Средняя школа №3 г. Логойска"
    МО 05.02.2015 г. "Анализ дизайн-эргономических требований, которым должны удовлетворять электронные средства учебного назначения. Факторы, влияющие на эффективность применения ЭУМ. Группы дизайн-эргономических свойств"


Раловец М.В. - ГУО "Засовьевская СШ"
    МО 15.04.2010 г. "Организационные формы внеклассной работы по информатике: индивидуальные, групповые, массовые."
    МО 29.11.2012 г. "Эффективность использования часов факультативных занятий и электронных средств обучения при изучении информатики"


Сергиевич С.П. - ГУО "Плещеницкая СШ №1"
    МО 18.02.2010 г. "Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения."
    МО 26.10.2015 г. "Методы и приёмы развития учебной мотивации."


Cташкевич Т.М. - ГУО "Плещеницкая СШ №2"
    МО 05.02.2015 г. "Требования, предъявляемые к ЭУМ (технические, содержательные (в том числе дидактические), эргономические). Задачи дизайна и эргономики. Дизайн-эргономические требования"


Сивец В.Н. - ГУО "Околовская СШ"
    МО 21.01.2010 г. "Информационные технологии: проблемы и особенности реализации принципа здоровьесбережения учащихся".
    МО 26.01.2012 "Интернет–проекты как фактор (условие) развития исследовательских и креативных способностей учащихся".


Цалабанов А.И. - ГУО "Крайская СШ"
    МО 29.11.2012 г. "Развитие форм дополнительного образования учащихся в целях развития их интереса к олимпиадному движению и научно-исследовательской работе "


Шульский В.Е. - ГУО "Октябрьская СОШ"
    МО 20.01.2011 г. "Активизация обучения через приёмы занимательности на уроках информатики."


Урбанайтес А.В. - ГУО "Засовьевская СОШ"
    МО 20.01.2011 г. "Индивидуальный и дифференцированный подход при изучении информатики"

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему МО учителей информатики и ИКТ. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе. В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе. В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности. В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей

Читайте также: