Доклад требования по защите конфиденциальной информации

Обновлено: 28.06.2024

Вопросы в области технической защиты информации в России регулирует Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Служба определяет классы защиты информации, разрабатывает рекомендации и требования по защите данных от несанкционированного доступа, проводит сертификацию средств по обеспечению безопасности сведений в информационных системах.

Ведется государственный реестр сертифицированных средств защиты информации ФСТЭК России за № РОСС RU.0001.01БИ00. Также существует добровольная сертификация средств технической защиты информации, например, Certified by AM Test Lab, сертификатами которых отмечены такие продукты как Kaspersky Industrial CyberSecurity for Networks, Solar Dozor UBA, Indeed PAM, DLP-система СёрчИнформ КИБ и многие другие.

Требования ФСТЭК по защите информации

Документация государственного регулирования устанавливает минимальные требования защиты от несанкционированного доступа к данным. Для противодействия киберугрозам ФСТЭК регулярно обновляет базу уязвимостей, вносит новые рекомендации в аттестацию, сертификацию оборудования, программного обеспечения.

Выполнение требований регулятора по технической защите информации обязательно при:

  • оказании услуг информационной безопасности (ТЗКИ, СКЗИ);
  • проведении работ по обеспечению государственной и банковской тайн;
  • выполнении обязанностей оператора персональных данных (ПНд);
  • передаче информации посредством сети Интернет.

Требования ФСТЭК по технической защите информации распространяются на:

  • программное обеспечения и оборудование;
  • внешние носители;
  • средства связи и шифровки/дешифровки данных;
  • операционные системы;
  • прочие технические средства хранения, обработки, передачи сведений; ;
  • специалистов по обеспечению информационной безопасности.

Так, в состав мер по защите персональных данных согласно требованиям ФСТЭК входят:

  • использование системы идентификации и аутентификации (авторизации) субъектов, имеющих доступ к ПНд, и объектов ПНд;
  • возможность ограничения и управления правами доступа к персональной информации;
  • физическая и программная защита носителей информации;
  • регистрация событий безопасности и ведение их журнала; ;
  • регулярный контроль защищенности ПНд;
  • обнаружение и предотвращение вторжений, несанкционированного доступа;
  • обеспечение доступности хранимых сведений, их и информационной системы, базы данных доступности;
  • соблюдение требований по защите среды виртуализации, технических средств, информационной системы (ИС), ее средств, каналов и линий связи и передачи данных.

Также требованиями ФСТЭК России по защите персональных данных предусмотрено наличие возможности управления конфигурацией ИС, своевременного выявления инцидентов, способных привести к сбоям в работе ИС, возникновению угроз безопасности ПНд.

Требования ФСТЭК к специалистам по защите информации включают в себя понимание:

  • основных законодательных и нормативных актов в области информационной безопасности и защиты персональных данных;
  • в области сертификации средств защиты информации;
  • о государственной системе противодействия иностранным техническим разведкам.

К профессиональным знаниям специалистов относится:

  • подготовка в части работы с каналами и линиями связи (предотвращение утечки информации);
  • ориентация в сфере комплексных СЗИ;
  • понимание основ методологии построения СЗИ;
  • умение работать со средствами контроля защищенности баз данных (БД) и т.д.

С полным перечнем требований к профессиональной подготовке специалистов в сфере защиты информации можно ознакомиться здесь.

Требования ФСТЭК по защите конфиденциальной информации направлены на исключение неправомерного доступа, копирования, передачи или распространения сведений. Для обеспечения требований по безопасности конфиденциальной информации проводится оценка возможных уязвимостей ИС для внешних и внутренних нарушителей, возможных средств реализации этих уязвимостей.

Меры по защите информации ФСТЭК

Меры защиты информации в информационных системах согласно требованиям ФСТЭК должны обеспечивать необходимый уровень безопасности при взаимодействии защищаемых ИС с другими ИС, при обработке и хранении информации. При этом предлагаемые на этапе проектирования меры должны быть реализуемы в конкретной ИС.

Методы и средства технической защиты информации подбираются с учетом структуры СЗИ, состава и мест размещения ее элементов. Если защищаемая ИС проектируется в составе центра обработки данных (ЦОД) рекомендуется использовать уже имеющиеся в ЦОД средства, меры защиты данных.

Выстраивание защиты в государственных информационных системах (ГИС) предполагает ряд нюансов:

  1. К работе допускаются только компании, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  2. Требования по охране данных и информации базируются на ряде ГОСТов.
  3. Структурирование классов защиты информации для государственных учреждений – жесткое (всего три класса из семи возможных, используемых в работе частных операторов персональных данных).
  4. Модели угроз основываются на документах и баз ФСТЭК.

Организационные мероприятия предотвращают неправомерные:

  • доступ, хищение и распространение закрытых данных;
  • уничтожение/изменение целостности данных;
  • препятствие получению информации, нарушающее права пользователей.
  • Важное значение имеет разработка пакета организационных и распорядительных документов для:
  • регламентации процесса безопасности хранения данных;
  • порядка выявления инцидентов безопасности;
  • регламентации управления конфигурированием информационных систем по защите данных;
  • установления методов мониторинга информсистем.

Существует регламентация разработки систем и введения их в эксплуатацию, разграничения уровней доступности, проведения проверок и анализ реакций, ответственных за организацию защиты специалистов. Лишь после проведения совокупности мероприятий информационная система аттестуется, вводясь в эксплуатацию.

Технические меры защиты обязывают госструктуры использовать сертифицированные средства, соответствующие классу защиты с функциями:

  • идентификации, аутентификации;
  • управления доступом к данным с возможностью контроля;
  • ограничений по использованию программ;
  • защиты всех информационных носителей;
  • ведение регистрационного учета инцидентов в сфере безопасности;
  • отслеживания вторжений извне;
  • обеспечения целостности находящейся на хранении и обрабатываемой информации;
  • защиты в облачной среде.

Для частных компаний это допустимо с более урезанным функционалом, используемым при обработке массива персональных данных.

Рекомендации ФСТЭК по защите информации

Методические рекомендации ФСТЭК по защите данных предусматривают использование:

  • межсетевых экранов, фильтрующих информацию по установленным критериям;
  • средств, направленных на обнаружение, нейтрализацию и анализ вторжений;
  • антивирусных программ, выявляющих, блокирующих и нейтрализующих несанкционированные действия;
  • доверенной загрузки;
  • контроля за съемными носителями.

ФСТЭК рекомендует использовать такие методы по защите информации как контроль доступа к носителям данных и ИС (физический, аппаратный, программный и т.д.), шифрование передаваемых сведений.

Методические документы и приказы ФСТЭК по защите информации

Существует огромный перечень подзаконных актов и документов, определяющих порядок организации информационной защиты и позволяющих эффективно применять разработанную систему информационной безопасности.

Так, положения о защите технической информации разрабатываются организациями самостоятельно. Отдельные положения выносятся местными органами власти. ФСТЭК выпускает приказы, уточняющие требования в сфере защиты информации, например, Приказ ФСТЭК России от 23 марта 2017 г. N 49, от 15 февраля 2017 г. N 27 и т.д. – полный перечень документов ФСТЭК по технической защите информации можно уточнить здесь. Детальнее:

    ; ;
  1. Документы ФСТЭК по защите персональных данных базируются на Федеральном законе о персональных данных;
  2. Одним из основных документов для операторов является положение о лицензировании технической защиты конфиденциальной информации. .

Техническая защита информации затрагивает вопросы сбора, обработки, передачи, хранения, распространения информации с соответствующим классу защищенности обеспечением ее безопасности на предприятиях. Система документов по технической защите информации строится на основополагающих элементах:

  • федеральное законодательство;
  • распоряжения и указы Президента РФ;
  • постановления правительства РФ;
  • документация ФСБ, ФСТЭК, Роскомнадзора;
  • общероссийские стандарты;
  • документы руководящие, нормативно-методические.

Документы ФСТЭК по технической защите информации ложатся в основу проектирования и исполнения информсистем, защищенных от проникновения на любых уровнях. Вся документация размещается по мере обновления на официальном сайте и является обязательной к исполнению.

В нормативных руководящих документах ФСТЭК по защите информации содержатся принципы разноуровневой защиты по шкале важности сведений, степени конфиденциальности, предписаний по оценке защищенности от несанкционированных действий злоумышленников, регламенты работ для сотрудников сферы защиты данных.

Сертифицированные средства защиты ФСТЭК

Функции ФСТЭК в области сертификации средств защиты информации заключаются в:

  • создании системы сертификации средств защиты информации в соответствии с требованиям по обеспечению информационной безопасности;
  • формировании правил проведения сертификации средств защиты данных;
  • аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий и разработке правил аккредитации;
  • выборе способов подтверждения соответствия СЗИ требования нормативных документов;
  • выдаче сертификатов и лицензий на использование знаков соответствия;
  • ведении государственного реестра участников сертификации и реестра сертифицированных средств защиты информации;
  • осуществлении государственного надзора над соблюдением участниками правил сертификации, инспекционного контроля – над сертифицированными средствами защиты;
  • рассмотрении апелляций по вопросам сертификации;
  • утверждении нормативных документов с требованиями к средствам и системам защиты информации, методических документов по проведению испытаний.

Также ФСТЭК исполняет функции центрального органа системы сертификации средств защиты информации (либо может делегировать их другой организации по необходимости). ФСТЭК может приостанавливать или отменять действие сертификатов.

Система сертификации средств защиты информации ФСТЭК включает в себя органы по сертификации (работающие с определенными видом продукции), испытательные лаборатории. В структуру системы сертификации ФСТЭК также входят заявители (предприятия, организации, компании) и центральный орган, в роли которой выступает сама ФСТЭК.

Классы средств защиты информации ФСТЭК

Регулятор выделил семь классов защищенности, где первый класс соответствует наивысшей степени защиты, а седьмой (для госструктур – третий) является низшей. Комплекс требований по защите средств вычислительной техники и автоматизированных систем формируют градацию классов.

Сертификаты соответствия ФСТЭК России на средства защиты информации подтверждают, что организация соответствует действующим нормативно-правовым актам РФ и имеет высокий уровень защищенности от кибер-угроз. Выбор оптимального защитного средства зависит напрямую от класса системы. В ситуациях значительного превышения стоимости программного обеспечения нужного класса допустимо, согласовав с территориальным органом ФСТЭК, устанавливать иные средства защиты.

Госреестр средств защиты информации ФСТЭК России

Государственный реестр сертифицированных средств защиты информации ФСТЭК постоянно обновляется, находясь в открытом доступе. В нем содержится информация об аккредитациях, сертификатах (в т.ч. двойного назначения), лицензиях, разрешениях. Программы и средства информационной защиты в обязательном порядке проходят обязательную регистрацию, с занесением в реестр и выдачей сертификата.

Лицензирование деятельности по технической защите информации ФСТЭК

Лицензия ФСТЭК на техническую защиту конфиденциальной информации включает средства информационной защиты, их установку и эксплуатацию. Выдача предприятию лицензии для работы с конфиденциальными сведениями и по оказанию телематических услуг означает корректную работу системы безопасности данных на основе рекомендаций, требований, положений и приказов ФСТЭК.

Отказ от получения допуска чреват жесткими проверками с возможной приостановкой работы, отзывом разрешительных документов и административным наказанием.

Виды лицензий, связанных с деятельностью:

  • по предотвращению утечек по различным каналам, бесконтрольного проникновения, видоизменения информации как в системах, так и помещениях, где они размещаются;
  • на услуги мониторинга информбезопасности, аттестации на соответствие требованиям защиты информации, проектирования систем информатизации в защищаемых помещениях, монтажа, отладки, проведению испытаний и ремонтных работ;
  • на разработку и производство средств безопасности;
  • на выстраивание мероприятий по сохранности гостайны.

При оформлении лицензии используются только некриптографические методы.

Срок оформления лицензии составляет 30 дней, хотя зачастую готовое разрешение удается получить только спустя два месяца. Действие лицензии бессрочное.

Соответствующими указами Президентом определены федеральные органы исполнительной власти, реализующие полномочия по защите информации:

ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:

обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации;

обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации;

защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

осуществления экспортного контроля.

Нормативные правовые акты и методические документы, изданные по вопросам деятельности ФСТЭК России, обязательны для исполнения государственными органами и организациями.

ФСТЭК России осуществляет методическое руководство деятельностью государственных органов и организаций в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Основными задачами ФСБ России в области защиты информации являются:

обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку;

формирование и реализация в пределах своих полномочий государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности;

организация в пределах своих полномочий обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.

Различие компетенций вышеперечисленных органов исполнительной власти заключается в следующем:

ФСТЭК России формирует требования и производит контроль мероприятий по защите информации некриптографическими методами (разграничение прав пользователей, защита информации от побочных электромагнитных излучений, защита речевой информации и др.);

ФСБ России формирует требования и производит контроль мероприятий по защите информации криптографическими методами (защита каналов связи, электронная подпись).

Защита информации некриптографическими методами является наиболее массовым видом при создании защищенных информационных систем.

2. Нормативно-правовая база защиты информации

Основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646.

Организация работ по защите информации в органах исполнительной власти осуществляется их руководителями. Для организации и проведения работы по защите информации создаются специальные подразделения по защите информации (или штатные специалисты).

В органах исполнительной власти субъекта может циркулировать два вида информации подлежащей обязательной защите в соответствии с действующим законодательством:

персональные данные (любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу);

Для вышеперечисленных видов информации должны в обязательном порядке применяться меры по защите информации.

Защита сведений, отнесенных к государственной тайне, осуществляется в соответствии с законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018) "О государственной тайне" и инструкцией по обеспечению режима секретности в РФ от 05.01.2004 3-1.

Одна из основных целей защиты информации – это предотвращение ее утечки по техническим каналам.

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

3. Требования по защите информации

Конкретные требования по защите информации, которые должен обеспечить обладатель информации, отражены в руководящих документах ФСТЭК и ФСБ России. Документы также делятся на ряд направлений:

защита информации при обработке сведений, составляющих государственную тайну;

защита конфиденциальной информации (в т.ч. персональных данных);

защита информации в ключевых системах информационной инфраструктуры.

Конкретные требования по защите информации определены в руководящих документах ФСТЭК России.

При создании и эксплуатации государственных информационных систем (а это все информационные системы областных органов исполнительной власти) методы и способы защиты информации должны соответствовать требованиям ФСТЭК и ФСБ России.

4. Аттестация объектов информатизации

Основной единицей в терминах защиты информации принято считать объект информатизации – совокупность информационных ресурсов, средств и систем обработки информации, используемых в соответствии с заданной информационной технологией, а также средств их обеспечения, помещений или объектов (зданий, сооружений, технических средств), в которых эти средства и системы установлены, или помещений и объектов, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (если упрощенно, объекты информатизации – это автоматизированные системы, на которых обрабатывается защищаемая информация и защищаемые помещения, в которых ведутся конфиденциальные переговоры).

Обязательной аттестации подлежат объекты информатизации, предназначенные для обработки конфиденциальной информации, информации, составляющей государственную тайну, управления экологически опасными объектами, ведения секретных переговоров.

Пpи аттестации объекта информатизации подтверждается его соответствие требованиям по защите информации от несанкционированного доступа, в том числе от компьютерных вирусов, от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок пpи специальных воздействиях на объект (высокочастотное навязывание и облучение, электромагнитное и радиационное воздействие), от утечки или воздействия на нее за счет специальных устройств, встроенных в объекты информатизации.

Аттестация проводится органом по аттестации (организация, имеющая лицензии ФСТЭК России).

Расходы по проведению всех видов работ и услуг по аттестации объектов информатизации оплачивают заявители.

Для проведения аттестации объектов информатизации, на которых обрабатывается:

информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, требуется лицензия ФСТЭК России на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации);

конфиденциальная информация требуется лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Органы по аттестации объектов информатизации несут ответственность за выполнение возложенных на них функций, обеспечение сохранности государственных и коммерческих секретов, а также за соблюдение авторских прав pазpаботчиков аттестуемых объектов информатизации и их компонент.

5. Сертификация средств защиты информации

Указанные средства подлежат обязательной сертификации, которая проводится в рамках систем сертификации средств защиты информации. При этом криптографические (шифровальные) средства должны быть отечественного производства и выполнены на основе криптографических алгоритмов, рекомендованных ФСБ России.

На аттестованных объектах информатизации должны применяться сертифицированные по требованиям безопасности информации средства защиты информации. Сертификация средств защиты осуществляется испытательными лабораториями.

Федеральными органами по сертификации являются ФСТЭК России и ФСБ России в части:

разработки и производства средств защиты информации, составляющей государственную тайну;

разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации.

6. Построение системы защиты информации в организации

Вопросы создания и непосредственного руководства подразделениями по защите информации в органах государственной власти возлагаются на руководителей органов государственной власти или их заместителей.

Для организации и проведения работ по защите информации создаются специальные подразделения по защите информации (или штатные специалисты).

7. Контроль состояния защиты информации

Контроль состояния защиты информации (далее - контроль) осуществляется с целью своевременного выявления и предотвращения утечки информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, преднамеренных программно-технических воздействий на информацию и оценки защиты ее от иностранных технических разведок.

Контроль заключается в проверке выполнения актов законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, решений ФСТЭК России, а также в оценке обоснованности и эффективности принятых мер защиты для обеспечения выполнения утвержденных требований и норм по защите информации.

Контроль организуется ФСТЭК России, ФСБ России, другими органами государственной власти, входящими в государственную систему защиты информации, и предприятиями в соответствии с их компетенцией.

ФСТЭК России организует контроль силами центрального аппарата и территориальных Управлений ФСТЭК России.

Центральный аппарат ФСТЭК России осуществляет в пределах своей компетенции контроль в органах государственной власти и на предприятиях, обеспечивает методическое руководство работами по контролю.

Территориальные управления ФСТЭК России, в пределах своей компетенции осуществляют контроль в органах государственной власти и на предприятиях, расположенных в зонах ответственности этих управлений.

Органы государственной власти организуют и осуществляют контроль на подчиненных им предприятиях через свои подразделения по защите информации. Повседневный контроль за состоянием защиты информации на предприятиях проводится силами их подразделений по защите информации.

Контроль на предприятиях негосударственного сектора при выполнении работ с использованием сведений, отнесенных к государственной или служебной тайнам, осуществляется органами государственной власти, ФСТЭК России, ФСБ России и заказчиком работ в соответствии с их компетенцией.

Защита информации считается эффективной, если принимаемые меры соответствуют установленным требованиям или нормам.

Несоответствие мер установленным требованиям или нормам по защите информации является нарушением.


Информация стала одним из важнейших активов бизнеса. Об этом свидетельствуют данные по тратам компаний на ее защиту: согласно прогнозам Gartner, в 2019 году на информационную безопасность в мире будет потрачено свыше $124 млрд. Большие бюджеты на безопасность оправданы, достаточно вспомнить, к каким последствиям привело недавнее заражение вирусами-шифровальщиками Petya и Misha корпоративных бизнес-сетей. Тогда была нарушена работа сотен компаний из разных отраслей по всему миру. Вирусы распространялись через фишинговые письма, которые получали сотрудники организаций.

Рассмотрим основные источники утечек и меры по предотвращению потерь конфиденциальных данных.

Источники конфиденциальной информации

  • Люди (сотрудники, клиенты, посетители, обслуживающий персонал).

Угрозы конфиденциальной информации

Каналы утечки конфиденциальной информации (через организацию деятельности)

  • Деятельность с контрагентами на основе гражданско-правовых договоров.

Каналы утечки конфиденциальной информации (через технические средства)

По данным исследования Infowatch, порядка 70% утечек данных происходит через сеть.

    Акустический канал утечки информации.

Каналы утечки конфиденциальной информации (через человеческий фактор)

  • Через сотрудников компании (умысел, неосторожность, методы социальной инженерии и т.д.).

7 важных мер по защите информации

Есть семь основных направлений работы по защите корпоративных данных от утечек:

  1. Правовые меры (создание режимов, например коммерческой тайны, патентов, авторских прав и т.д.).
  2. Меры, связанные с кадровой работой (подбор, обучение, увольнение, контроль, действие в нештатных ситуациях, подбор ИТ специалиста и т.д.).
  3. Создание конфиденциального делопроизводства (создание, хранение, уничтожение, передача документов и т.д.).
  4. Режимные мероприятия (пропускной режим, внос-вынос документов, использование гаджетов на территории, удаленный доступ, охрана, доступ к информации и т.д.).
  5. Организационные мероприятия (деление информации на части, дублирование на ключевых точках, использование облачных систем хранения, банковских ячеек, резервное копирование, аудит и т.д.).
  6. Мероприятия по инженерно-технической защите (защита помещений, мест хранения информации, сигнализации, видеонаблюдение и т.д.).
  7. Мероприятия по применению технических средств защиты информации (DLP – системы, шифрование, правильная настройка оборудования, защищенное программное обеспечение и т.д.).

Подготовительные мероприятия: что нужно сделать для настройки системы защиты

  • Определить, какая информация подлежит или нуждается в защите.

На что обратить внимание

  • Использование гаджетов на территории предприятия.

5 принципов информационной безопасности

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (Закон о ПДн) защищает личную информацию от неправомерного разглашения.

Персональные данные — любая информация, которая позволяет опознать конкретную личность: данные паспорта, имя, номер телефона, результат измерения температуры тепловизором, фотография и даже свидетельство о смерти.

Перечень таких данных — открытый. Это означает, что любые сведения, позволяющие идентифицировать человека, можно отнести к ПДн.

Обеспечить неприкосновенность персональных данных должен каждый оператор: госструктуры, организации всех форм собственности и физлица (статья 19 Федерального закона о персональных данных N 152-ФЗ).

Операторы — государственные и муниципальные органы, любые компании, физические лица, которые собирают личную информацию и осуществляют иные операции по их обработке.

На практике требования Закона о ПДн касается каждой компании, в которой трудятся наёмные работники или используется работа call-центров, ведётся любая деятельность с использованием личной информации.

За работой операторов надзирает несколько ведомств:

  1. Роскомнадзор.
  2. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).
  3. ФСБ России.
  4. Прокуратура Российской Федерации.

Категории персональных данных

Персональные данные делятся на категории:

  • общая;
  • специальная;
  • биометрические данные;
  • обезличенные.

Общая категория. Информация, на основе которой можно опознать определённую личность: фамилия, дата и место рождения, пол, образование, материальное положение и др.

Этот перечень открытый.

Специальная категория. Некоторые данные обрабатывать запрещено: о расе, национальности, религии, состоянии здоровья.

Обработка специальных сведений возможна в исключительных ситуациях (для защиты жизненно важных интересов субъекта персональных данных и других лиц) с письменного согласия.

Биометрия. Позволяет идентифицировать человека по физическим особенностям организма, когда оператор использует их для аутентификации:

  • отпечатки пальцев;
  • ДНК;
  • сканирование сетчатки;
  • распознавание радужки.

Биометрию можно использовать только при наличии письменного согласия кроме некоторых случаев (для исполнения международных договоров, в интересах правосудия и т. п.).

Обезличенные. Информация обезличивается при обработке, в результате которой становится невозможно соотнести данные с определённым человеком.

Как обрабатывать ПДн

Единственный способ избежать претензий Роскомнадзора и внушительных штрафов, которые могут достигать 18 млн р. — правильно организовать защиту и обработку личной информации.

Обработка персональных данных — любые действия с информацией о личности, выполняемые как с применением средств автоматизации, так и без них: сбор, систематизация, обезличивание, иные операции.

Чтобы не нарушить законодательство, компании следует придерживаться ряда правил.

  1. Уведомить Роскомнадзор перед тем, как приступить к обработке. Уведомлять не надо при операциях с конфиденциальными данными:
    • сотрудников фирмы;
    • при заключении договоров;
    • в ряде других случаев (ч. 2 ст. 22 ФЗ N 152-ФЗ).
  2. Разработать политику компании по обработке данных и разместить её в открытом доступе: на сайте или на видном месте в офисе (если сайта нет).
  3. Определить цели работы с личными данными и работать с ними строго с заявленными целями.
  4. Обрабатывать данные с применением баз данных, которые расположены на территории РФ.
  5. Принять локальные акты, которые определяют правила проведения операции с личными данными. Законодательство не содержит перечень документов, которые обязана иметь компания.

Руководитель должен самостоятельно решить, какие локальные акты необходимо принять для данной компании, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов.

  • регламент обработки данных;
  • правила компании по подбору персонала;
  • введение пропускного режима;
  • перечень мест хранения данных;
  • регламент уточнения, уничтожения ПДн.

Организация защиты персональных данных

Для защиты персональных данных применяют различные возможности:

    Технические. Заключаются в программе мероприятий по защите ПО от несанкционированного доступа.

Чтобы защитить ПО, требуется привлечь IT-специалистов, смоделировать угрозы, определить степень защищённости ПДн и обеспечить безопасность.

Чем грозит невыполнение требований по обработке персональных данных

За нарушение законодательства предусмотрен полный спектр юридической ответственности:

  • дисциплинарная — за неправомерную обработку данных работником компании;
  • гражданско-правовая — в виде возмещения убытков, компенсации морального вреда;
  • административная — когда это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях;
  • уголовная — за причинение вреда наиболее охраняемым общественным интересам.

Наиболее частое наказание — назначение административного штрафа.

Статья 13.11 КоАП РФ устанавливает девять составов правонарушений, в числе которых ответственность за обработку данных, когда это не предусмотрено законом; с отступлением от заявленных компанией целей и другие неправомерные действия.

За виновные действия предусмотрено наказание, минимальный и максимальный размер которого приведён в таблице.

Размер штрафа Граждане Должностные лица Юрлица и индивидуальные предприниматели
Минимальный Предупреждение или Штраф 1 – 3 тыс. р. Штраф 5 – 10 тыс. р. Штраф 30 – 50 тыс. р.
Максимальный Штраф 30 – 50 тыс.р. Штраф 100 – 200 тыс. р. Штраф 1 – 6 млн р.
За повторное нарушение Штраф 50 – 100 тыс. р. Штраф 500 – 800 тыс. р. Штраф 6 – 18 млн р.

Основные нормативные документы, касающиеся обработки персональных данных

Основная трудность, с которой сталкиваются компании при организации защиты персональной информации, заключается в том, что требования к обработке ПДн установлены не только федеральными законами, но и во множестве ведомственных подзаконных нормативных актов.

Принципы защиты персональной информации, требования к операторам и правила обработки установлены в:

    от 28 января 1981 г., ETS № 108.

Конвенция устанавливает основные принципы и обязанности каждого государства – участника Конвенции, обеспечить соблюдение основных прав и свобод человека и неприкосновенность частной жизни.

от 27 апреля 2016 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46 / EC.

Больше известен как GDPR – General Data Protection Regulation. Актуален для компаний, которые ведут деятельность с участием европейских партнёров.

ФЗ даёт определение понятий, устанавливает принципы и условия обработки ПДн, права субъектов, личные данные которых обрабатываются, обязанности операторов, определяет уполномоченный орган и устанавливает ответственность за нарушения.

Указ перечисляет общие критерии, по которым информацию можно отнести к персональным данным.

Постановление определяет уровни защищённости информации и раскрывает содержание мер, которые обеспечивают безопасную обработку конфиденциальных данных.

Приказ устанавливает правила обезличивания информации.

Приказом утверждён перечень организационных и технических мер по обеспечению безопасности ПДн.

Кроме того, положения о защите конфиденциальной информации установлены в других федеральных законах; регламентах, приказах, инструкциях министерств и ведомств.

Назначение ответственных за организацию защиты данных

Оператор должен назначить ответственного за операции с конфиденциальными данными.

Ответственное лицо обязано:

  • контролировать соблюдение законодательства в сфере защиты ПДн оператором и работниками;
  • информировать работников о правилах обработки конфиденциальных данных;
  • вести приём и обработку обращений субъектов ПДн.

В российских организациях, которые ведут деятельность в странах ЕС, должен быть назначен ответственный по защите данных — DPO.

Ответственным лицом может быть назначен сотрудник — руководитель компании, юротдела, других подразделений, либо стороннее лицо — независимый эксперт или фирма.

Порядок оформления доступа к персональным данным лица, осуществляющего обработку персональных данных

Во время проверок контролирующие органы уделяют внимание документам, которые регулируют политику компании по обработке ПДн, достаточности мер защиты от неправомерного использования информации, правилам доступа к конфиденциальной информации.

Поэтому компания должна правильно оформить лицо, ответственное за обработку данных:

  1. Издать приказ о назначении ответственного лица и ознакомить с приказом сотрудника под подпись.
  2. Внести соответствующие дополнения в должностную инструкцию и (или) трудовой договор.
  3. Если до назначения сотрудника за безопасность ПДн отвечали другие работники, издать приказ и снять с них ответственность за организацию обработки информации. При этом обязанность работников не разглашать данные необходимо сохранить.
  4. Составить перечень работников, которые допущены к обработке данных и утвердить перечень приказом.
  5. Со всеми приказами работники должны быть ознакомлены под подпись.

Вывод

С каждым годом контроль по стороны Роскомнадзора становится всё жёстче, а ответственность операторов — выше:

Период Выписано протоколов Сумма штрафов
2018 г. 156 437 тыс. рублей.
2019 г. 215 1 млн 99 тыс. рублей

Из таблицы видно, что в 2019 году привлечение к административной ответственности выросло на 22 % по сравнению с предыдущим годом.

В 2020 году ситуация обострилась: ответственность за некорректную обработку персональных данных ужесточилась. Более того, индивидуальных предпринимателей по объёму ответственности приравняли к юридическим лицам.

Только строгое следование требованиям закона при обработке конфиденциальной информации позволит избежать нарушений и привлечения к ответственности.

Читайте также: