Доклад театрализованные игры в средней группе

Обновлено: 18.05.2024

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль , произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.

Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами.

В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.

Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

Реализация программных задач театрализованной деятельности в средней группе

Предоставляю вашему вниманию мой доклад на тему:

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Театр для детей — это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность.

Средний дошкольный возраст — замечательное время для развития творческих талантов.

Малыши пятого года жизни с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне:

• сформировать правильную модель поведения в современном мире;

• повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

• познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

• дает элементарные представления о видах театра;

• совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

• способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей.

Наблюдение за театрализованной деятельностью детей нашей группы показало низкий уровень развития театрализованной игры их возрастным возможностям, поэтому целью моей работы стало создание условий для развития театрализованной деятельности.

Основными направлениями которой является:

1. Начальные основы театральной культуры. Ребята знакомятся с театральной терминологией, разновидностями театрального искусства, учатся, как нужно правильно вести себя во время пребывания в театре.

2. Театральная игра. У дошкольников совершенствуется умение ориентироваться в сценическом пространстве, перемещаться по площадке, выстраивать диалог с партнёром по постановке на определённую тему и запоминать слова персонажей театрального этюда.

3. Работа над спектаклем. У ребят развиваются навыки манипуляций с воображаемыми предметами. Ребята учатся воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики.

4. Ритмопластика. Дошкольники учатся реагировать на музыкальный сигнал либо команду, при этом действовать согласованно, запоминать различные позы и передавать их образно.

5. Речевая культура. У малышей происходит становление речевого дыхания, правильной артикуляции, чёткой дикции, развивается умение изменять интонацию, сочинять коротенькие рассказы и сказки, находить элементарные рифмы.

Развивающие задачи :

1. Театрализованная деятельность прививает ребятам навыки публичного выступления.

2. У детей активизируется словарь, обогащается словарный запас, совершенствуется интонационный строй, развивается диалогическая речь.

Воспитательные задачи :

1. Повышается общая культура ребёнка, происходит приобщение к духовным ценностям.

2. Театрализованная деятельность воспитывает в дошкольнике самостоятельность, артистичность, творческое начало, умение общаться с ровесниками и взрослыми.

Организуя в среднем дошкольном возрасте театрализованную деятельность, воспитатель опирается на определённые приё мы:

1. Словесные: чтение коротких сказок и рассказов (которые потом трансформируются в сценарий спектакля, беседы с малышами, обращение к своему личному опыту, конкурс чтецов.

2. Наглядные: совместное рассматривание костюмов, декораций к конкретным спектаклям, просмотр театральных постановок в детском саду (их организуют педагоги либо приглашаются профессиональные актёры).

3. Практические: сюда относятся игры-драматизации, разыгрывание коротеньких этюдов, рисование эпизодов из конкретных сказок и рассказов, изготовление своими руками декораций, атрибутов, масок и прочих элементов костюмов

В группе для театрально – игровой деятельности оборудован театральный уголок, что позволяет создать максимально комфортные условия, для творчества детей. Рядом с театрализованным уголком расположен уголок музыки.

Приобщение детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.

В уголке располагаются:

Ширма для показов, различные маски и ободки для инсценировок.

Вешалка с атрибутами костюмов, уголок ряжения, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей.

Таким образом: приобщение детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.

Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

Закончить своё выступление хочу такой фразой:

А Это наш небольшой театральный уголок.












Формы работы с родителями по театрализованной деятельности в средней группе Формы работы с родителями по театрализованной деятельности «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том,.

Театр для детей – это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждает его воображение, активность. Средний дошкольный возраст – замечательное время для развития творческих талантов. Малыши пятого года жизни с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих отношений.

Оценить 139 0

Доклад на тему

«Использование средств театрализованной деятельности

Театр для детей – это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждает его воображение, активность. Средний дошкольный возраст – замечательное время для развития творческих талантов. Малыши пятого года жизни с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих отношений.

Работа по театрализованной деятельности решает множество задач, способствуя прежде всего, гармоничному развитию ребёнка. Театрализованная деятельность решает следующие задачи:

Развитие умения воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики.

Становление речевого дыхания, правильной артикуляции, чёткой дикции.

Привитие навыков публичного выступления.

Активизация словаря, обогащение словарного запаса, совершенствование интонационного строя, развитие диалогической

Организация театрализованной деятельности дошкольников опирается на следующие принципы:

Учет зон актуального и ближайшего развития детей.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Осуществление выбора роли только с учетом собственных желаний ребенка.

Побуждение всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

Учет сыгранных каждым ребенком ролей, отслеживание его основных достижений.

Сохранение свежести восприятия произведения детьми, через использование различных видов театра, постановку новых художественных задач, избегания слишком частых репетиций.

В режиме дня выделяются следующие формы театрализованной деятельности:

Мини игры на других занятиях.

Мини игры на музыкальных занятиях.

Театрализованные игры на праздниках и развлечениях.

Театрализованные игры – спектакли.

Театрализованные игры в повседневной жизни.

Различные виды игр (словесные, настольные, дидактические, подвижные).

Театрализованные игры на прогулках.

Использования элементов театрализованной деятельности в режимных процессах.

По содержанию работы выделяются следующие формы организации театрализованной деятельности:

Проигрывания отрывка из сказок.

Прослушивания сказок, потешек, стихотворений.

Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Пантомимические этюды и упражнения.

Пальчиковые игры со словами.

7 слайд: Развивающая среда в группе:

В группе оформлен уголок театра, где представлены самые разные виды театра, костюмы, декорации. С помощью этой атрибутики в свободное время дети развивают свои актёрские способности, разыгрывая сценки из знакомых сказок, воображая себя различными персонажами.

8 – 9 слайды:

В своей работе мы широко используем игры драматизации, где сами дети становятся действующими лицами спектакля: облачаются в костюмы, играют роли персонажей, передавая их движения и переживания с помощью интонации и мимики.

Наши родители принимали участие в изготовлении различных видов театров- театр на ложках, пальчиковый театр, настольный театр, шили костюмы и атрибуты к сказкам.

По требованию ВГОС ДОУ развивающая предметно- пространственная среда должна быть трансформируемой, вариативной и безопасной. Решая данную задачу мы изготовили передвижные ширмы для использования в игровой, театральной и познавательной деятельности с детьми.

Ширма- это замечательный вариант для постановок кукольных спектаклей и театрального уголка. Она может быть использована в непосредственной образовательной деятельности с детьми как наглядное пособие, в сюжетно ролевой игре в самостоятельной деятельности детей.

Театральная ширма позволяет выполнять следующие задачи:

Формировать игровые навыки.

Обогащать социальный опыт.

Развивать коммуникативные навыки.

Совершенствовать связную речь.

Развивать воображение, мелкую моторику

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, дружелюбие.

Создавать обстановку положительного психологического климата.

Совершенствуя развивающую среду группы, используя ширму можно добиться эффективного развития игровой, познавательной, двигательной, музыкально-театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Систематическое, целенаправленное использование различных форм
театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:

Дети приобретают уверенность в себе.

Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.

Дети умеют строить диалог.

Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.

Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)

Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества ( художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

В театральной игре, если она является действительно игрой, а не запланированной, заорганизованной деятельностью, все ее участники, несмотря на возраст, равны. Каждый проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами

.Театрализованная деятельность детей может быть организована:

в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;

в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);

Театрализованная деятельность в ДОУ должна быть представлена достаточно широко и включать в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках с использованием доступных средств выразительности - мимики, жестов, движений);

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- отдельные упражнения по этике;

- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

- практические действия детей с разнообразными материалами по созданию образа куклы для кукольного спектакля или атрибутов костюму для собственного выступления;

- восприятие и понимание художественных особенностей силуэта в теневом театре.

Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания.. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.

При подготовке к театрализованной деятельности воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

- понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

- помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведения.

Из многообразия средств выразительности рекомендуется:

- во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

- в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

- в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

- в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Как упражнения можно использовать фрагменты из сказок, разыгрывая которые дети ненавязчиво и непринужденно учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В старших группах для обучения средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т. д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др. При этом не забывайте, что интонации воспитателя — образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.

Решению этой задачи способствуют:

чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния, и беседа по ним;

дискуссии на такие темы, как рассказы из личного опыта и посещение выставки картин;

прослушивание музыкальных произведений;

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

- что делать, если ролей не хватает на всех детей;

- кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую проблему помогают решить подгрупповая организация (10—12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли.

Вторая проблема — исполнение ролей отрицательных персонажей — несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети — в большинстве случаев — хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети, и взрослые — артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

- выслушивать ответы и предложения детей;

- если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем;

- при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

- в заключение различными способами вызывать у детей радость

Театрализованную деятельности в нашей группе организовываем следующим оброзом:

учим разыгрывать знакомые сказки используя игрушки, плоскостной, пальчиковый и настольный театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)

А также учим детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса. (тихо, громче). Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т.п.

Расширяется словарный запас детей.

В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:

Все эти театры находятся в доступном для детей месте.

Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества ( художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.

Читайте также: