Доклад сухой суперджет 100

Обновлено: 17.05.2024

Последние трагические события, передаваемые из Индонезии по всем СМИ, в очередной раз дают призадуматься над ситуацией в отечественном авиастроении и его перспективах. А поскольку ведущая авиастроительная компания ОАК, а вместе с ней и власть полагают, что перспективой отечественного авиапрома является никто иной как главный герой последних новостей, то о нем и пойдет речь. Итак, Сухой Суперджет-100.

Из истории создания

Что в итоге Россия потеряла? Возможность реального производства порядка 100 самолетов, да еще и с перспективой закрепления на иранском рынке. Кстати, сто пассажирских лайнеров - это в десять раз больше того, что сделали в РФ в 2008 году.

В результате было потрачено долгих 12 лет на создание этой производственной базы, проектирование нового самолета, его сборку, испытания, пуск в серию, потратив на это… Тогда, в 2001 году, планировалось, что на запуск самолета в серию будет потрачено около 750 млн. долларов. Реально, по различным оценкам, напрямую из бюджета России на производство самолета к 2012 году уже потрачено 3 млрд. долларов, а если к этому добавить 2 млрд. долларов кредитных ресурсов, то получается 5 млрд. долл. Впрочем, это далеко не единственные затраты на самолет. Что Россия получила в итоге?

Еще одна проблема самолета – это расположение двигателей. Как известно качество российских аэродромов, особенно в удаленных частях страны всегда оставляло желать лучшего. Взлётные полосы из-за географического положения аэродромов и метеоусловий не всегда были чистыми. По это причине на наши самолеты всегда старались ставить двигатели не под крыльями, а в хвосте (Ту-134, Ту-154, Ил-62) У «первого постсоветского самолета двигатели находятся всего в 42 сантиметрах от земли (если считать от нижней кромки воздухозаборников). Так низко моторы не установлены ни на одном самолете мира. То есть, он в региональных аэропортах РФ будет всасывать в себя мусор и обломки покрытия полосы как пылесос. Не зря его на испытаниях возят на полосу тягачом, не позволяя рулить самому. Чтобы чего-нибудь в двигатели не всосало. Понятно, что для одного самолета никто не будет переделывать региональные аэропорты. Вывод один: по России он летать не будет, хотя бы по причине безопасности полетов. Впрочем, на последнее у нас часто чихают…

В настоящее время семейство состоит из двух самолётов Sukhoi Superjet на 75 и 90 посадочных мест, в салоне располагается по пять пассажирских сидений в ряду. Выпускаются самолёты в конфигурации с базовой дальностью полёта (SSJ100/75B, SSJ100/95B) и с увеличенной дальностью (SSJ100/75LR, SSJ100/95LR).


К производству самолёта и комплектующих подключены более 30 компаний-поставщиков. Цифровая система дистанционного управления самолётом и система жизнеобеспечения поставляется немецкой компанией Liebherr Aerospase. Бортовое радиоэлектронное оборудование поставляется компанией Thales. Кроме того, используются продукты таких компаний, как Honeywell, Parker, Messier Dowty, Goodrich и других.

История создания

Название спроектированного на базе RRJ самолёта – Sukhoi Superjet-100 – было представлено на авиасалоне Фарнборо (Великобритания) в 2006 году.

Первое испытание нового авиалайнера на взлётно-посадочной полосе прошло 14 мая 2008 года, а 19 мая того же года Sukhoi Superjet совершил первый полёт, поднявшись на высоту 1200 метров.

Успешно пройдя заводские и ресурсные испытания, в конце 2008 года самолёт совершил второй полёт на высоте уже 6000 метров.

В течение 2009 года опытные образцы авиалайнера проходили программу сертификационных лётных испытаний, его проверяли сотрудники Европейского агентства по авиационной безопасности. Летом 2009 года первый полёт совершил лётный экземпляр лайнера, полностью оборудованный всеми системами и пассажирским салоном. Экспериментальные исследования и испытания закончились к концу 2010 года, когда специалистами была подтверждена безопасность самолётов семейства SSJ100.

В феврале 2012 года Sukhoi Superjet-100 после наземных испытаний получил сертификат типа от EASA (Европейское агентство по безопасности полётов), позволяющий авиакомпаниям других стран, в которых используется этот стандарт, использовать самолёт для совершения перелётов.

К началу 2013 года было произведено 22 самолёта, из них три самолёта находятся на хранении и не эксплуатируются (включая первый лётный экземпляр), один разбился во время демонстрационного полёта в Индонезии, остальные 18 находятся в эксплуатации у российских авиалиний.

Хроника инцидентов


– В марте 2012 года вновь появились сведения о неполадках с шасси во время полёта в Астрахань. Створка шасси не закрылась, и командир корабля принял решение вернуться в Москву.

– 6 мая SSJ выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы во время приземления в аэропорту Казани. Никто не пострадал.

– 9 мая произошла авиакатастрофа Sukhoi Superjet-100 в Индонезии. Авиалайнер, совершавший демонстрационный полёт, врезался в гору Салак на высоте около 1,6 км. На борту находилось 45 человек – никто не выжил. Согласно результатам расследования, обнародованным в декабре 2012 года, причинами крушения стали действия экипажа лайнера, отсутствие у него достоверных данных о рельефе местности, невнимательность и перегруженность индонезийских диспетчеров. По данным экспертов, до столкновения с горой все системы самолёта работали штатно.

– В июне 2012 года произошла поломка температурного датчика системы кондиционирования на борту лайнера, совершавшего перелёт из Москвы в Данию. В результате самолёт вернулся в московский аэропорт. Менее чем через неделю Sukhoi Superjet не вылетел из аэропорта Нижнего Новгорода по расписанию из-за технических неполадок. После устранения неисправностей самолёт успешно вылетел в столицу с задержкой 2,5 часа.

– В августе 2012 авиалайнер, совершавший рейс по маршруту Казань – Москва, совершил аварийную посадку в аэропорту Шереметьево по причине частичной разгерметизации салона. Никто из пассажиров, находящихся на борту, не пострадал. В конце августа SSJ вернулся в аэропорт из-за срабатывания датчика утечки воздуха. Лайнер совершал перелёт из Москвы в Донецк.

Несмотря на то, что модель имеет ряд недостатков, она является следующим шагом в развитии отечественных пассажироперевозок на небольшие расстояния.
При условии ответственного развития и доработок, он имеет все основания получить звание лучшего в своём классе.

История создания

В феврале 2006г. компания приступила к сборке первой модели SSJ, а ровно через 1 год модель была доставлена из Комсомольска-на-Амуре на полигон в Жуковском с целью презентации и проведения контрольного статического испытания.

создание

В феврале 2008 г. была произведена первая проверка работоспособности силовой установки, её совместимости с другими системами. Ещё через 2 месяца Sukhoi Superjet- 100 был опробован на взлётно-посадочной полосе.

Проверку перемещения и рулевого управления модель прошла успешно.

Осенью этого года SSJ- 100 подвергся проверке, касающейся сертификации в межгосударственном авиационном комитете и прошел ресурсные испытания.

24. 12. 2008 г. под управлением летчика-испытателя Л. Чикунова и Н. Пушенко, авиалайнер поднялся в воздух более чем на 2 часа. Высота, на которую поднялась модель достигала 6 км.

Конструкция

Стреловидная форма крыльев, оснащенных закрылками с одной щелью, носовой обтекатель, многие механизмы и детали – всё это изготавливается из композитных материалов.

Управление лайнером осуществляется с помощью сайдстика, установленного вместо штурвала, что в отечественных разработках используется впервые.

Механические амортизаторы для безопасности посадки не устанавливаются, так как вместо них конструкторы применили автоматическую защиту от касания хвостовой частью посадочной полосы.

Схема салона

схема салона

Недорогой салон имеет 75 посадочных мест против 12 в более дорогом классе.

Отдельно следует упомянуть расстановку кресел, они размещены таким образом, что с одной стороны по борту в одном ряду 3 штуки, через проход по второму борту — 2. Туалеты находятся в передней и задней части.

Расположение лучших мест

Общая вместимость салона может существенно отличаться в зависимости от выбранного места. Наиболее удобные в эконом классе находятся в 6 ряду. Здесь больше места для ног, так как нет кресел впереди.

расположение сидений

Противоположная ситуация касается последнего ряда, установленная сзади перегородка не позволяет полностью откинуть спинку и расположиться с максимальным комфортом.

Кроме этого, строение салона самолёта имеет некоторые особенности, касающиеся практически всех мест в любом общественном транспорте. Поэтому их желательно учитывать, выбирая место:

  1. Кресла, расположенные возле иллюминатора, отличаются тем, что в течение всего полёта можно любоваться открывающимися видами (при условии дневного перелёта и ясной погоды). Однако выбираться из него неудобно, придётся беспокоить соседнего пассажира;
  2. Сиденья, установленные рядом с проходом, имеют совершенно противоположные характеристики. Выйти в туалет с них легко, не нужно никого просить пропустить вас. Но, довольно часто могут беспокоить проходящие бортпроводники, развозящие на тележках продукты и воду, а также пассажиры и сосед, которому нужно выйти.

Общие технические характеристики

Благодаря этому, некоторые технические характеристики кардинально отличаются от аналогов, выпускаемых ранее.
Ознакомиться с ними можно с помощью таблицы, приведённой ниже:

ХарактеристикаВеличина/ описание
Длина, м29,95
Высота, м10,29
Размах крыльев, м27,85
Диаметр фюзеляжа, м3,25
Максимальный взлётный вес, кг45 890
Максимальный посадочный вес, кг40 000
Вес пустого самолёта, кг24 240
Оптимальная скорость, км/ч820
Максимальная скорость, км/ч870
Высота полёта, м12 100
Дальность полёта, км3 050
Количество пассажиров, чел98
Длина пробега, м1 620
Количество экипажа, чел2+2

Кроме этого, авионика модели позволяет выполнять данные действия даже в сложных метеорологических условиях.

Кроме этого, цена билетов на небольшой самолёт невысока, что делает его более популярным для использования в региональных перевозках.

Модификации семейства Super Jet- 100

Всего на данный момент известно 7 различных вариаций, предназначенных для различных целей:

Достоинства самолёта

Основные конструкции спроектированы таким образом, что эта модель является единственной прошедшей сертификацию по мировому стандарту. Помимо этого, в момент разработки самолёта учитывались не только технические требования, но и пожелания и рекомендации будущих заказчиков.

Это позволило максимально приблизить конструкции Павла Сухого к идеальному варианту.

конструкция самолета

Достоинства разделяются на полученные от пассажиров и эксплуатационные, те которые затрагивают пилотов и собственников, занимающихся обслуживанием. Если рассматривать положительные характеристики самолёта от путешественников, можно отметить следующие:

  1. Удобная схема самолёта;
  2. Салон, отличающийся шириной и простором;
  3. Удобно установленные мягкие пассажирские кресла;
  4. Современное производство и использование при производстве современных отделочных материалов.

Однако, несмотря на многочисленные положительные отзывы, часто слышится мнение о том, что модель требует существенных доработок. Может быть, именно это становится причиной того, что большую часть своего времени модель находится на земле, а в момент перелётов салон заполняется не более чем наполовину.

Недостатки самолёта

Серьёзным ударом по имиджу марки стала трагедия, произошедшая в момент пробного показательного полёта над Индонезией.

мощный взлёт

Другой вариант– это российская сборка. Данного факта для некоторых заказчиков достаточно для отказа в покупке.

Причиной низкой популярности является высокая стоимость запасных деталей, производство которых не выгодно для изготовителя ввиду малого количества самолётов.

  1. Сильная вибрация пола;
  2. Плохая шумоизоляция;
  3. Отсутствие индивидуальной вентиляции;
  4. Плохая компоновка аварийных выходов, которых очень мало.

За весь небольшой срок использования с самолётом не было ни одной серьёзной поломки, повлекшей гибель людей. Случай, произошедший в Индонезии в расчёт не принимается, так как он произошел по другой причине.

Видео

SSJ100-9

Сухой Суперджет 100 (Sukhoi SuperJet 100, SSJ 100) — ближнемагистральный авиалайнер, разработанный российской компанией Гражданские самолеты Сухого в 2000-хх.

История

К началу XXI века большая часть среднемагистральных и региональных авиаперевозок в России совершалась на самолётах Ту-134, Ту-154 и Як-42. Все эти модели были морально устаревшими и не могли конкурировать лайнерами иностранного производства, которые активно сменяли советские самолеты в парках авиакомпаний.

Детищем новой фирмы должен был стать самолет, получивший название RRJ (Russian Regional Jet).

В 2003 году Росавиакосмос учредил конкурс на создание регионального лайнера нового поколения, в котором приняли участие ГСС, а так же, конструкторские бюро Туполева и Мясищева. Победителем стали ГСС с их проектом RRJ.

Разработка и создание проводилась высокими темпами. Уже в 2007 году элементы первого прототипа были доставлены самолетом Ан-124 Руслан с завода Сухого в Комсомольске-на-Амуре в Жуковский для проведения наземных испытаний. Пока первый прототип готовили к прочностным испытаниям, второй прототип принял участие в официальной презентации (выкатке) на заводе сборки в присутствии разработчиков и публики.

SSJ100-8

В 2008 году прототип RRJ совершил свой первый полет на аэродроме в Подмосковном Жуковском. Начались летные испытания лайнеров. Уже в 2009 году самолет был впервые продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже. Чуть позже к летным испытаниям присоединился второй еще один борт, уже полностью оснащенный всеми системами и пассажирским салоном.

Уже тогда заключались первые контракты на самолеты. Планировалось, что к 2010 году SSJ 100 начнут поступать в парки стартовых заказчиков — армянской Armavia и российскому Аэрофлоту. Однако, этот план не удалось реализовать из-за сложностей с сертификацией и задержками в производстве двигателей. В 2010 году в летных испытаниях участвовало уже три самолета.

В 2011 году SSJ 100 получил сертификат типа МАК (по сертификационным документам он числится, как RRJ). Уже весной первый самолет был передан в авиакомпанию Armavia. В 2012 году самолет получил сертификат EASA. SSJ 100 стал первым отечественным самолетом, сертифицированным по нормам EASA, что, так же впервые дает возможность любым авиакомпаниям мира покупать и эксплуатировать эти самолеты (у многих стран есть свои сертификационные органы, такие, как FAA в США, но их требования близки к требованиям EASA).

В течение нескольких последующих лет ГСС продолжали активные летные испытания для расширения возможностей самолета и получения разрешений (жара, высокогорье, автоматическая посадка, крутая глиссада и так далее). Так же, была сертифицирована версия самолета SSJ 100LR — с увеличенной дальностью полета.

SSJ100-1

Конструкция

SSJ 100 — классический современный авиалайнер с низкорасположенным крылом малой стреловидности и реактивными двигателями, подвешенными под крылом.

По распределению долей различных материалов самолет так же классический, выполнен, преимущественно из алюминиевых сплавов. Часть механизации крыла, носовой обтекатель и элементы корневой части крыла выполнены из композиционных материалов.

Кабина пилотов стеклянная, разработана специалистами ГСС, совместно с КБ Сухого и концерном Thales. Интерфейс включает в себя пять многофункциональных дисплеев. Управление в полете осуществляется с помощью сайдстиков, вместо классических штурвалов (аналогично с кабинами лайнеров Airbus).

Пассажирский салон SSJ 100 — самый просторный в классе региональных реактивных лайнеров. Благодаря увеличению площади сечению фюзеляжа, салон имеет ширину 3,24 метра (против 2,74 метра у Embraer 190), что ближе к показателям среднемагистральных самолетов (Boeing 737, Airbus A320).

Силовая установка — два турбовентиляторных двигателя SaM146. Двигатели были созданы совместно НПО Сатурн и компанией Snecma специально для лайнеров SSJ 100.

Суперджет 100 (SSJ 100) — региональный авиалайнер. История, описание, трудности и перспективы. Видео канала Skyships

Модификации

  • SSJ 100 (RRJ-95B — Иasic) — базовая модификация самолета, сертифицированная в 2011 году.
  • SSJ 100LR — модификация с увеличенной взлетной массой, форсированными двигателями и увеличенной на 1500 км дальностью полета. Был создан в 2013 году.
  • SBJ — версия для VIP, правительственных и корпоративных перевозок. В VIP-версии может перевозить 19 пассажиров на расстояние до 7415 км.
  • SportJet(Sportjet by Sukhoi) — специальная модификация для перевозки спортсменов. Будет оснащаться специальным оборудованием для отдыха и комфортной перевозки спортсменов и персонала.
  • SSJ SV (Stretch Version) — модификация с удлиненным фюзеляжем, позволяющим вместить до 120 пассажиров. Планируется ввод в эксплуатацию к 2020 году.

Эксплуатация

На начало 2017 года более 90 самолетов SSJ 100 эксплуатируются в парках авиакомпаний и государственных служб разных стран. Крупнейший эксплуатант — Аэрофлот (30 самолетов), второй — мексиканская InterJet (22 самолета).

Одной из главных проблем программы SSJ, как и вообще гражданского авиапрома России, особенно на международном рынке является отсутствие сети послепродажного технического обслуживания. При возникновении сложностей самолеты задерживаются, что негативно влияет на экономическую выгоду их эксплуатации. Однако, с наращиванием количества эксплуатируемых лайнеров и авиакомпаний, а так же с вводом других самолетов ОАК (в первую очередь, МС-21) сеть обслуживания так же будет развиваться.

Читайте также: