Доклад стимулирование речи детей раннего возраста

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Федотова Наталия Ивановна

Организация: МБДОУ Детский сад №8 общеразвивающего вида

Населенный пункт: Московская область, г. Коломна

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей является развитие активной, коммуникативной речи. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года. Именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом.

Для развития речи детей должны быть созданы условия: развивающая среда должна быть соответствующей возрасту детей, обеспечивать развитие ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывая положительные эмоции. Наше групповое помещение предоставляет детям возможности изучать и познавать окружающий мир, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности.

Я оформляю развивающую среду в группе с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований, считаю, что нашим детям хорошо и комфортно, делаю так, чтобы дети слышали правильную речь, доступную для них.

Известно, что ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, движений. значит все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств. А как влияет на развитие ребенка, особенно его речи, аудио сфера, мир звуков.

Я стараюсь постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет комплексного использования разнообразных методов и приемов:

1. Занятия в форме игр-инсценировок, игр-драматизаций.

2. Чтение художественной литературы.

3. Игры и упражнения, развивающие речевую активность.

4. Игровые ситуации

В развитии речи детей огромную помощь оказывают элементы устного творчества. Песенки, потешки положительное влияние оказывают на настроение детей, желание выполнять действия по их смыслу, повторять слова и словосочетания текста. Поэтому я с целью развития речи детей стараюсь как можно чаще использовать устное народное творчество в своей работе. Дети, замечая новую картинку, вспоминают текст, начинают проявлять активность в речи. Я обязательно одобряю такие попытки детей, побуждая и других детей к эмоциональному отклику, выполнению движений и речевой активности. Мир сказок, доступных для наших малышей, коротких и эмоционально окрашенных имеет также большое значение для развития речи детей.

Задачи развития речи детей я решаю в любые удобные для общения отрезки времени в режиме дня (на всех видах занятий, на прогулке, в процессе самостоятельной деятельности детей).

Чтобы успешно решать задачи развития речи я создаю необходимые условия:

- внимательно и заинтересованно выслушиваю ребенка, много говорю сама, вовлекаю детей в разговор на определенную тему;

- помогаю ребенку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.

В своей работе я замечаю, что когда я проявляю заинтересованность и внимательно выслушиваю малыша, то он старается сказать что-то еще, чтобы удержать мое внимание.

Работу по развитию речи я продолжаю в течение всего дня. Утром, когда я встречаю детей, я спрашиваю, не замерзли ли они, на чем они приехали, кого они видели по дороге в детский сад. Во время умывания, завтрака, игры, когда рассматриваю картинки, иллюстрации к книжкам, когда провожу игры и занятия, когда дети рисуют, лепят, сооружают постройки из строительного материала, я все время говорю.

С малышами я говорю обо всем, что находится в поле их внимания и вызывает интерес, о том, что мы будем наблюдать. Это может быть новая книга, принесенная кем-то из детей, или красивая игрушка, новое платье или футболка и т.д. В каждой совместной деятельности стараюсь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекает его в речевую коммуникацию.

Большую роль в стимулировании речи играет индивидуальная работа с детьми. В индивидуальную работу с детьми я включаю описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагается в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Так же о казать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, мне помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой. Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от меня, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, начинаю говорить вслух о том, что вижу, слышу, думаю, чувствую. Говорю медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Саша пьет молоко" и т. п.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что я не спешу проявлять свою понятливость, а временно становлюсь "глухой", непонимающей. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а я хорошо понимаю, что нужно ему в данный момент, и даю ему… не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?" В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение. Я продолжаю и дополняю все сказанное ребёнком, но не принуждаю его к повторению — вполне достаточно того, что он меня слышит. Например: Ребенок: 'Суп". Взрослый: "Овощной суп очень вкусный", "Суп кушают ложкой". Отвечая детям распространенными предложениями, я постепенно подвожу его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовлю почву для овладения контекстной речью.

Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: "Тебе налить полстакана молока или целый стакан?", "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".

Замещение. "Представь, что. " — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: "Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату". Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные приёмы и методы. Они помогают стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.

Список литературы:

1. Александрова Л. Характерно-типологические особенности речевого развития детей раннего возраста группы социального риска //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 12. С. 97-103.

2. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова; Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 124 с.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Владос, 2006. - 64 с.

4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 128 с.

5. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 144 с.

6. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. - М: Мозаика-Синтез, 2008. -168 с.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.

8. Чумакова И. Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 12. С. 67-71.

9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: под редакцией Д.И. Фельдштейна. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 416 с.

10. Ушакова О.С. теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

11. Актуальные проблемы образования: теория и практика: Материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции: В 3 частях. -Иркутск: Вост. - Сиб. акад. образов., 2013.

- На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения.

Все это связано

  • с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения,
  • из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей раннего возраста. Важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Задача по обогащению словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно, пронизывать все режимные моменты.

ВложениеРазмер
doklad_na_pedsovet.docx 33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирование речи детей раннего возраста.
(из опыта работы)

Выполнила воспитатель группы раннего возраста Горянская Е. А.

Актуальность развития речи детей раннего возраста.

- На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения.

Все это связано

  • с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения,
  • из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей раннего возраста. Важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Задача по обогащению словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно, пронизывать все режимные моменты.

Развитие речи как средство познания окружающего следует осуществлять в комплексе с решением других общих задач, связанных с ведущими линиями развития ребенка (ознакомление с окружающим, сенсорное развитие, развитие движений, активизация мелкой моторики руки в предметной деятельности и пр.)

Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.[ФГОС ДО].

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка.

Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности малышей.

Формой организации детей являются как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии детей раннего возраста главным является стимулирование активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Выделяются три группы методов:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические.
  • наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.;
  • наблюдения в природе;
  • экскурсии на участок, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.;
  • рассматривание игрушек, предметов и картин;
  • изобразительная наглядность.
  • дидактические игры;
  • дидактические упражнения;
  • хороводные игры;
  • игры – драматизации; инсценировки;
  • игры – сюрпризы;
  • игры с правилами

Воспитатель держит незнакомую детям игрушку и рассказывает:

В присутствии детей воспитатель (а это очень важно для них – участвовать в привлекательном процессе) пришивает медвежонку нос, но пока оставляет игрушку рядом собой и наблюдает, как дети обращаются с ней.

Скоро медвежонок станет любимой игрушкой многих малышей.

• чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;

• чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Существуют специальные приемы стимуляции речевой активности, которые также помогают мне оказать реальную и полноценную помощь детям по развитию речи.

Разговор с самим собой

Провокация или искусственное непонимание ребенка

Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержания. Мы используем этот прием в адаптационный период. Можно подобрать, выразительно рассказать потешку, которая помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции.

Например: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(имя ребенка) - хороший!

(имя ребенка) – пригожий!

Познакомьтесь, дети, это наш новый друг.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей.

Один из самых действенных способов речевого развития ребенка, который обогащает словарный запас малыша, развивает его слуховое восприятие и стимулирует речевую активность — это чтение детских книг. При чтении произведений используются все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

Используем прием инсценирования произведения с помощью картинок, игрушек, ширмы. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания. Малыши, видя последовательную цепь событий, описываемых в тексте, улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста.

Используем прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Предлагаем детям позвать, например, петушка, киску, напоить киску молочком. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.

Показываем сказки-драматизации, настольные, кукольные театры. Дети начинают подражать персонажам из сказок, включаются в рассказывание.

В работе с малышами используем упражнения на развитие речевого дыхания:

Для выработки относительно плавного продолжительного выдоха во время игры в центре песка и воды предлагаем подуть на кораблики, чтобы они поплыли быстрее.

Для раннего возраста доступны элементы ролевой игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный телефон, может звонить маме, папе, бабушке. Эта игра стимулирует речь, формирует уверенность в себе, повышает коммуникацию.

Пескотерапия - это игра с песком , очень близка детям, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Также игры с песком создают благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

18 слайд. (Индивидуальная работа)

Большую роль в развитии речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагается в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре. Это позволяет обогащать словарный запас детей, развивать их память, расширять представления детей об окружающем мире.

Основным условием для правильной организации работы по развитию речи малышей является создание развивающей среды. Развивающая среда обеспечит разные виды активности младшего дошкольника (речевой, умственной, физической и игровой) и будет успешно формировать его самостоятельную речевую деятельность. Поэтому, в нашей группе, она разнообразна, легко трансформируема и доступна и, что способствует полноценному, всестороннему развитию детей, побуждая их к речевой активности.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Мы стараемся направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности. Поощряем двигательную и познавательную активность малышей, разговариваем, поем с ними в процессе игры. Результатом нашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В настоящее время у детей остро стоит проблема речевого развития. Поэтому очень важно развивать активную, коммуникативную речь.

В последнее время одним приоритетным направлением в работе воспитателя детей раннего возраста стало речевое развитие, т. к. число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Это отмечают не только педагоги, но и родители. Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна т. е. не соответствует возрастным особенностям.

Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.

Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.[ФГОС ДО].

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников.

Выделяются три группы методов:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические.

Наглядные методы:

· наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.;

· наблюдения в природе;

· экскурсии на участок, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.;

· рассматривание игрушек, предметов и картин;

Практические методы:

· игры – драматизации; инсценировки;

· игры с правилами.

Словесные методы:

· чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;

· чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Стимулирование речи детей раннего возраста происходит через различные виды детской деятельности.

- формирование грамматического строя речи;

- развитие монологической и диалогической речи

Его задачи:

- установление эмоционального контакта с ребенком;

- развивать навыки речевого общения;

- развивать слуховое, зрительное восприятие;

- развивать подвижность органов артикуляции.

Оказать реальную и полноценную помощь детям по развитию речи помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой

Параллельный разговор

Провокация или искусственное непонимание ребенка

Распространение

Приговоры

Дети любят, когда в совместной деятельности с взрослыми используются потешки, игровые песенки, приговоры. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребенка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Известно, что чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками. Очень хорошо использовать этот прием в адаптационный период. Можно подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, ведь многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержания. Например: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(имя ребенка) - хороший!

(имя ребенка) – пригожий!

Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Дети любят, когда их гладят, прижимают к себе, берут на руки.

Замещение

Ролевая игра

Для раннего возраста доступны элементы ролевой игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный телефон, может звонить маме, папе, бабушке. Эта игра стимулирует речь, повышает коммуникацию.

Стимуляция развития речи в процессе режимных моментов

Я сообщаю детям о том, что они будут сейчас делать, т. е. комментирую действия детей;

предлагаю одному ребенку рассказать о том, что он делает, т. е. комментирует ребенок;

использую потешки, стихи для обслуживания режимных моментов.

Благодаря проведенной работе по развитию речевых способностей детей, выше изложенными методами, мы можем говорить о значительных улучшения речи детей, у них повысился активный словарь, они чаще стали оречевлять свои действия в самостоятельных играх и играх друг с другом.

Подводя итоги, следует отметить, что формирование речи детей раннего возраста – не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно – психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения с взрослыми. Работая без поддержки родителей, трудно достичь хороших результатов.

Автор: Бондарь Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Здвинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Здвинский район, с. Здвинск.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Стимулирование речи детей раннего возраста".

Текстовая часть публикации

Тема:
Стимулирование речи детей раннего возраста
Воспитатель:
Бондарь С.В.
с.Здвинск

Новосибирская область

стимулирование его активной речи
. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове.
Одной из задач ФГОС ДО является - охрана и укрепление физического и

психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Поэтому, одно из условий развития речевой активности детей раннего возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь. В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.
Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Речь взрослого является образцом для подражания. Так как общение с взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, что так же предусмотрено Стандартом, дети нуждаются, прежде всего, в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть: во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).
Неотъемлемой частью для полноценного развития ребенка является,

конечно же, игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития

языка.
Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Таким образом, условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка с взрослым доступной по форме и средствам. Правильный подход к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.
Для того чтобы сформировать грамматический строй речи и развить

монологическую и диалогическую речь мы поставили для себя цель -

стимулировать речь детей раннего возраста через различные виды детской

деятельности.
Поэтому первой задачей для меня является развитие активной, коммуникативной речи. Я стараюсь постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Оказать реальную и полноценную помощь детям по развитию речи мне помогают специальные приемы стимуляции речевой активности. Такие приемы как:

Читайте также: