Доклад создание условий для развития и формирования творческого потенциала учащихся на уроках музыки

Обновлено: 04.07.2024

Слайд 2. В современных условиях гуманизации образования, изучение доминантной роли личности, особенностей ее интеллектуального, нравственного, эстетического развития является приоритетной областью педагогической науки. В связи с этим особую значимость приобретает ориентация на образование как на человекообразующий и культуросозидающий процесс. Таким образом, приобщая школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Слайд 3. 2. Цель проекта:

Научно обосновать, систематизировать, обобщить основные методы и приемы, применяемые педагогом на уроках музыки для развития творческого потенциала, личности ученика.

  1. Задачи проекта:
  2. Всестороннее развитие личностного творческого потенциала и на этой основе формирование эстетической культуры.
  3. Оптимизация эвристического мышления и познавательной деятельности.
  4. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции.
  5. Создание условий для развития личностно-творческого потенциала ученика.
  6. Что такое творческий потенциал?

С точки зрения других, творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой. Имеются основания полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития.

Третьи определяют творческий потенциал как сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями.

Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной.

Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.

Слайд 5. Следовательно, обеспечить достижение результатов, заложенных в ФГОС-2, можно, развивая творческий потенциал учащихся через следующие направления психолого-педагогической работы:

Создание условий для самореализации учащихся.

Развитие творческой активности.

Формирование рефлексии собственной жизнедеятельности.

Слайд 6. 5. Формирование и развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в разнообразных видах деятельности.

“Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития”. (Б.В. Асафьев)

Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.

Тенденция в современной педагогике – активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество школьника обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.

Если во время обучения учащиеся открывают “для себя” законы, которые составляют достояние человечества, а не просто получают их в готовом виде, то в определенной мере они приобщаются к творчеству, к процессу открытия. Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики.

Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому на своих уроках я уделяю большое внимание творческому развитию учащихся в самых различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.

Активизация творческой деятельности, проблемность в обучении сегодня требует нового подхода к наполнению урока музыки, инновационности.

Поделюсь одним из методов решения этой задачи. Это сюжетность, как принцип построения урока музыки, особенно для младших школьников.

Что лежит в основе построения сюжета такого урока? Очень часто – это придуманная мной история. В ней живут и действуют музыкальные термины, такие как скрипичный ключ, мажор, минор, сказочные и выдуманные герои, любимые игрушки. На таких уроках в начальной школе, учитывая психологические особенности детей младшего возраста, применяю разнообразные формы работы и виды музыкальной деятельности, быстро меняю задания, чередую материал по уровню сложности, включаю большое количество двигательных упражнений, различные виды игр. Именно эти игры включают ученика в активный процесс познания музыки, позволяют активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. Играя, ребенок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое, познает все изнутри, постигая и суть, и терминологию.

Слайд 7. При сохранении задач музыкального воспитания, реализуемых в начальной школе, в среднем звене школы музыкальная работа приобретает в большей степени обучающую направленность. На новый уровень поднимается общение учителя и учащихся по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке произведений – это уже сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем. Формирование музыкальной культуры учащихся 5-7-х классов происходит в опоре на приобретенный ими ранее музыкальный опыт. Важнейшее условие - это такая организация работы, при которой каждый из них “добывает” и осмысливает музыкальные знания в посильном самостоятельном труде.

С этой целью на уроках в 5-7 классах я использую метод погружения. Средством реализации данного метода являются различные жизненные ситуации, содержание которых каким-то образом связано с тем или иным произведением. Исходя из этого, я не сообщаю учащимся тему урока, готового понятия. А ставлю перед ними задачу – самостоятельно это определить, в общем создаю проблемную ситуацию. Такая ситуация, предполагающая поисковую деятельность, успешно решается в условиях групповой, коллективной работы, формирует умение сотрудничать с другими

членами классного коллектива. Примеры.

Для того, чтобы все школьники были вовлечены в совместный творческий процесс и учились самостоятельно добывать знания, я практикую методы ассоциативного восприятия, звуковой аналогии, двигательного уподобления, эмоциональной драматургии и зрительной наглядности.

Слайд 9. Слушание музыки. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Их зрительные ощущения реализуются в стихах, рассказах, рисунках, отражающих настроения, впечатления, навеянные прослушанной музыкой, которые они пишут и рисуют и на уроке и дома, в качестве творческих заданий. Так работает прием визуализации, действие которого осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ.

Сама способность творческого развития человека предполагает наличие двух элементов: накопленного культурного достояния человечества, в области искусства, и способности “ нарушить” сложившиеся стереотип отношения к нему. Поэтому на своих уроках я предпочитаю сочетать два вида деятельности: познавательную и эвристическую. При этом поисковость, творчество детей важны не в конечном результате. Самостоятельную ценность имеет эвристический процесс, как способ организации духовного развития.

Игра на музыкальных инструментах. Их использование вызывает огромный интерес у учащихся, вносит разнообразие в ход урока, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу детей.

Игра на инструментах – самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности школьников, так как это практическая деятельность, ребенок создает, а не только потребляет, находится внутри музыки, а не снаружи ее.

Пение. Пение – активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству, способствующая творческому развитию школьников. Пути вхождения в песню рождаются самой музыкой и детьми. Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании, хочу обратить внимание на такое, как выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение, внутреннее слышание интонации данной песни. Дети “проживая” текст песен рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу.

Импровизация. Использование метода импровизации позволяет поднять исполнительское мастерство детей на более высокий уровень. Двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации, вокальные позволяют практически решить один из вечных вопросов музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество. Импровизация – одно из любимых занятий моих учеников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. В учебный процесс включаю следующие виды вокальной импровизации: импровизирование мелодий без текста в заданном характере, мелодизация стихотворных текстов. К импровизированию мелодий в заданном характере включаю следующие виды заданий: “музыкальный разговор”, импровизирование мелодий в характере песни, танца, марша и досочинение начатой мелодии.

На таких уроках царит особая атмосфера, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывают все. Подобная атмосфера желанна на любом уроке, а на уроке музыки она просто бесценна. Именно она позволяет осуществить идею урока, главную содержательную суть которого составляет активная творческая деятельность детей.

Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.

Слайд 10. Во время уроков включение учащихся в деятельность идет через использование современных технологий личностно-ориентированной направленности:

- обучение в сотрудничестве;

Слайд 11. Проектная деятельность. Особое место в развитии творческого потенциала учащихся отводится проектной деятельности. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. При создании проектов учащиеся используют различные формы самостоятельной деятельности: исследование, изучение литературы, анализ музыкальных произведений, подбор иллюстраций. При распределении тем проектов всегда учитываю выбор самого ученика и его индивидуальные способности: сильным – задание посложнее, слабым – по их реальным возможностям. Исследовательский метод даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях, формирует лидерские черты творческой личности и является условием формирования интереса к изучаемому предмету.

Слайд 12. На своих уроках музыки использую следующие методы и приемы активизации творческих проявлений, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

- Написание мини-сочинения, размышления о музыке.

- Описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения.

- Написание тестов, кроссвордов по творчеству композиторов.

- Проведение музыкальной викторины по пройденным произведениям.

- Инсценирование песен, сочинение инструментального сопровождения к песням на детских музыкальных инструментах.

- Творческие домашние задания.

- Занимательная музыка - задания, способствующие развитию творческой фантазии (стихи, сказки, игры).

- Ритмопластика (придумать движения, соответствующие характеру музыки, персонажа).

В развитии творческих способностей огромную роль играет внеурочная и внеклассная деятельность. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка.

Слайд 13. Планируемые результаты:

• формирование положительной учебной мотивации;

• повышение познавательной активности учащихся;

• активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

• развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

• эффективное усвоение большого объема учебной информации;

• развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

• развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

• раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

• развитие универсальных навыков.

Слайд 14.

«Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)

Сознание детей пока ещё не расчленено, и оно способно художественно осваивать мир, делать бесконечные переносы одних качеств предметов на другие. Но постепенно с возрастом эта способность утрачивается. Взрослые предлагают детям все делать по якобы правильной схеме, отработанному шаблону, часто неоправданно регламентируя их поведение. В результате мы получаем стандартно мыслящего человека, лишенного творческого восприятия мира, эвристичности. И этот процесс безостановочно течет как в домашних условиях, так и в школе. А общество нуждается в активных творческих личностях. Ведь творчество – это свобода, нестандартное видение мира, это шаг в неизвестность и отступление от определенных норм. Часто ли мы нашим детям даем возможность отступить от них? Скорее всего, в ответах учеников мы пытаемся услышать норматив, заведомо спланированный в нашем сознании.

ВложениеРазмер
obobshchenie_opyta_-_2_-_kopiya.docx 55.63 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта работы.

Сафронова Елена Анатольевна

первой квалификационной категории

И, веря в торжество её, - творим.

I. Теоретическая интерпретация.

Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной творческой деятельности, рождающая художественные ценности. Это в полной мере относится и к музыкальному искусству.

I.1 Проблема, противоречие, затруднение .

Сознание детей пока ещё не расчленено, и оно способно художественно осваивать мир, делать бесконечные переносы одних качеств предметов на другие. Но постепенно с возрастом эта способность утрачивается. Взрослые предлагают детям все делать по якобы правильной схеме, отработанному шаблону, часто неоправданно регламентируя их поведение. В результате мы получаем стандартно мыслящего человека, лишенного творческого восприятия мира, эвристичности. И этот процесс безостановочно течет как в домашних условиях, так и в школе. А общество нуждается в активных творческих личностях. Ведь творчество – это свобода, нестандартное видение мира, это шаг в неизвестность и отступление от определенных норм. Часто ли мы нашим детям даем возможность отступить от них? Скорее всего, в ответах учеников мы пытаемся услышать норматив, заведомо спланированный в нашем сознании.

По данным ЮНЕСКО [1], только два процента отличников – творческие дети. И это не случайно, т.к. зачастую отличники лишь пытаются угадать наши требования, не проявляя при этом особых творческих усилий в решении поставленных задач.

I.2 Актуальность опыта

I.3. Цель, задачи опыта .

Цель опыта заключается в разработке нового многоуровневого понимания музыки, обуславливающего процесс эффективного развития творческого потенциала личности, где творчество ребенка должно быть связано с самостоятельными действиями, умением оперировать знаниями.

Исходя из цели мною поставлены следующие задачи :

  • Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме;
  • Разработка новых форм, методов, приемов по развитию креативности детей на уроках музыки;
  • Оценка уровня развития креативности детей.

Инновационность моего опыта заключается в том, что уроки музыки, построенные на системе специальных творческих заданий (наполненные собственным содержанием) способствуют развитию креативности детей.

При этом важно соблюдать следующие условия:

  • Учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки;
  • Стержнем каждого урока музыки должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на креативность.

I I. 2. Перечень компонентов системы работы.

I I I. Описание компонентов работы.

На уроке музыки и во внеурочных занятиях школьники участвуют в различных видах деятельности: слушание, музицирование, включающие в себя вокальное исполнительство, коллективное музицирование, импровизацию (вокальную, пластическую, инструментальную), музыкально-ритмическую деятельность, творческие дидактические игры, драматизацию, основы элементарной музыкальной грамоты. На фоне данных видов деятельности мною применяются следующие виды творчества:

  1. Развитие художественно-образного мышления в процессе музыкальной деятельности. В ходе работы учащиеся знакомятся с богатейшим миром звуков живой и неживой Природы, немузыкальные и музыкальные звуки. Младшим школьникам предлагается определить источник звука, а именно: городские звуки (например, звуки машин, сирен, заводов), голоса природы (шум дождя, прибоя, водопада, грома, пение птиц), а затем озвучить предложенный материал любым способом (инструментами, голосом, подручными предметами). В процессе озвучивания, анализа звуковой действительности у младших школьников происходит развитие ассоциативно-образного мышления, художественного воссоздания звуковых образов.

Этот вид творчества прослеживается во всех последующих.

Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию учащихся.

Творческая атмосфера присутствует во всех видах деятельности учащихся на уроке, начиная с музыкального приветствия. Важно отметить, что уроки начинаются разными музыкальными приветствиями, которые могут быть основаны, в зависимости от целей и темы урока на вокальной, инструментальной, ритмической, пластической импровизации. Ведь приветствие как радуга может быть разноцветным. (Приветствие на разных языках мира, с движением, с использованием инструментов и т.д.).

  • Восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опускающиеся руки;
  • Завершение музыкального развития- руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;
  • Кульминационные точки- руки вытянуты над головой и т.д.

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества .

  1. В ходе анализа музыкальных произведений происходит развитие тембрального, гармонического, ладового, регистрового, цветного слуха, а также развитие творческого мышления, т.к. ученик выступает в роли композитора, режиссера, актера, дирижера, певца, художника и даже мастера по изготовлению музыкальных инструментов (например, учащимся может быть предложено изготовить модель музыкального инструмента.

Очень важно сформировать у учащихся серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления. Слушая и анализируя музыкальные произведения, основываясь на своих ощущениях и фантазиях, учащиеся приходят к выводу, что музыка способна открыть перед ними огромный и удивительный мир, звучащих образов, каждый из которых имеет свой характер, свое настроение и окраску, что через музыкальные образы музыка выражает мысли и чувства человека. Именно благодаря этому язык музыки становится понятным и доступным всем людям.

Предлагая школьникам выполнить дома творческое задание, всегда говорю о том, что здорово бы подключить к этому и своих родственников (родителей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек). Ведь мы знаем, что совместное творчество более продуктивно и эмоционально окрашено. Кроме того, это замечательная возможность провести время вместе, которого в наши дни так не хватает.

Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.

  1. Импровизация, как вид художественного творчества. Очередным этапом развития творческих способностей школьников является введение в урок музыки нового вида деятельности – музыкальной импровизации.

Импровизация должна стать отправным моментом поиска. Она понимается как форма первотворчества, фокусирующая силы души, ума и памяти. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики – фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества, способствующим формированию продуктивного мышления.

Так на этапе создания импровизации школьникам предлагается путем звукового анализа выбрать музыкальные инструменты, которые могли бы озвучить: радостное солнце, грозовую тучу, труженика дятла, пение птиц, разноцветную радугу и т.п. Выбрав соответствующие музыкальные инструменты, учащиеся должны найти на них звуки, которые могли бы передать эти образы. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях.

В процессе импровизации происходит выявление учащимися своей собственной индивидуальности, развитие интонационно-ладового, ритмического, тембрального и регистрового слуха.

Теперь учащимся предлагается путем анализа звучания музыкальных инструментов подобрать каждому сказочному герою свой инструмент, а затем ритмизировать и мелодизировать предложенный учителем текст каждого персонажа.

Не учитель, а ученик солирует на уроке, учитель лишь направляет, активизирует творческий потенциал учеников, в этом заключается еще одна отличительная черта.

Результатом планомерной работы по развитию творческих спосоюбностей является достижение высокого уровня креативности, что позволяет перейти к свободному творчеству , которое имеет место нетолько на уроках, но и на внеурочных мероприятиях. Зачастую школьники без какого-либо призыва к выполнению заданий сами проявляют творчество. Например стихотворение о детях Хатыни учащаяся 7 класса сочинила именно так.

1.Мини-сочинение по прослушанному произведению;

2.Сочинить стихотворение по прослушанному произведению (разные по стилю);

3.КТД, где ребята исполняют роли, поют, танцуют;

5.Создание зрительного образа музыкального произведения (рисунки, графические схемы и поделки);

6. Выступления с творческими номерами на мероприятиях и конкурсах различного уровня (Музыкальная гостиная, встречи с ветеранами, Ломоносовские чтения, городские конкурсы хорового пения и т.п.);

7. Создание музыкальных презентаций по собственному интересу (о певцах, группах (поп, рок, рэп и т.п.), современных композиторах, музыкальных инструментах и т.д.);

8. Разработка собственных музыкальных кроссвордов, ребусов, загадок;

9.Проведение уроков учащимися.

Итак. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий. Поэтому главная задача современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.
Использование на практике проблемного обучения доказывает, что учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развить вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких занятий очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интересно, воспитывается внимание.

Творческая атмосфера присутствует во всех видах деятельности учащихся на уроке, начиная с музыкального приветствия. Важно отметить, что уроки начинаются разными музыкальными приветствиями, которые могут быть основаны, в зависимости от целей и темы урока на вокальной, инструментальной, ритмической, пластической импровизации. Ведь приветствие как радуга может быть разноцветным. (Приветствие на разных языках мира, с движением, с использованием инструментов и т.д.

Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним ученикам: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить дома. Главное – делать это творчески, т.е. вдохновенно, с фантазией, любовью и выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать продуктивнее и с ним обязательно будет интереснее.

Автор: Наталья Васильевна Соина
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Ликинская СОШ
Населённый пункт: деревня Ликино Московской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для развития и формирования творческого потенциала на уроках музыки в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование

Тема по самообразованию «Создание условий для развития и

формирования творческого потенциала на уроках музыки в условиях

ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает

сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Не случайно

федеральные

деятельностный

образовательном

способности

созидателем

ответственности

максимально

использовать свои способности. В связи с этим повышается роль

подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному,

у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть

хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться,

творческой личности

пытаюсь реализовать на уроках музыки и внеурочной деятельности.

развития”. (Б. В.Асафьев) В избранное для исследования время в теории и

гармонического развития личности, обладающей творческим потенциалом,

современном этапе развития общества существует реальная общественная

целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления,

Запорожца, В.А. Моляко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Костюка и др.) Проблема

советам В.А.Сухомлинского. "Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не

стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, под

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть

так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал". ". Никогда умственные усилия не должны

направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается

осмысливание, прекращается и умственный труд, начинается отупляющая

зубрежка". Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то,

творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к

прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и

широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и

воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть

творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех

человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной

учителей-воспитателей можно услышать такие слова: "Ну, зачем он тратит

дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического

дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для

чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха

какая-то получается. " Какое во всех этих словах огромное педагогическое

стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были

р е з у л ь т а т ы

с т р е м л е н и й .

Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе –

сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных

созидательные качества личности. Развитие творческой личности ребенка

результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных

создано и применяется множество таких программ, они конкурируют между

собой. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей для работы

с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми.

На что же должен обратить внимание педагог при развитии творческой

Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную атмосферу

взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности,

педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех

его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто

полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить

придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими

вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также

проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это

одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий

открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В связи с малым

объемом учебного времени (1 урок в неделю), развитие творческой личности

, стало в полной мере реализовываться в условиях ФГОС во внеурочной

деятельности. Мои воспитанники принимают участие во всех конкурсах,

музыкального клипа к 9 мая – захватил ребят, так как учитываются интересы

одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь

развивать свою одаренность.

В работе по развитию творческой личности целесообразно положить

следующие принципы педагогической деятельности:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных

педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и

компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения

обучающегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения,

использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные,

проектные виды деятельности.

педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как

яркую, творчески – одарённую личность.

Основы деятельности педагога в развитии творческой личности

Развитие одаренности младших школьников проходит более успешно,

благоприятной психологической атмосферы для всего творческого процесса,

внимания к индивидуальным психологическим и возрастным особенностям

каждого одаренного учащегося,

самостоятельной творческой работы учащихся, проведения разъяснительной

работы с родителями, с целью создания у них адекватного представления о

способностях своего ребенка.

положительные, так и отрицательные стороны его личности, его отношения к

музыке, его исполнительские качества. Одаренный ребенок - это не всегда

иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна

если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их

способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные

готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное

участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или

танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты.

Педагогу необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого

развития каждого ребенка.

Большое значение при работе с детьми имеет воспитательная работа.

Она должна быть направлена на формирование такой личности, которая

Педагог не только учит петь, играть, но и помогает формированию

личности, опираясь на нравственные основные критерии добра и зла. Такие

качества, как доброта, искренность, открытость, в сочетании с мастерством

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - доклад и презентация к нему раскрывают тему самообразования, показывают направления и характер моей деятельности, используемые мной на уроках формы и методы обучения как традиционные, так и современные. Приведены примеры игровой деятельности, т.к. приобщение ребенка к искусству осуществляется только через игру.

ДОКЛАД на тему:

Слайд 2. Урок музыки – это, прежде всего, урок искусства, урок творчества, на котором я решаю следующие задачи:

воспитание эмоциональной культуры ребёнка;

привитие устойчивого слушательского внимания, духовного сосредоточения, как исток пути к становлению художественного вкуса;

формирование исполнительской культуры ребёнка, как самовыражение его впечатлений и переживаний в пении, музыкально-ритмической деятельности;

развитие музыкальных и творческих способностей как предпосылки для самоутверждения личности;

расширение кругозора школьника в области искусства.

Условия для решения этих задач:

доброжелательная атмосфера и положительные эмоции детей;

построение уроков по законам искусства;

педагогическая импровизация на волнующую жизненную проблему;

совместное музыкально-творческая деятельность учителя и обучающихся.

Слайд 3. Творческая личность всё время в поиске: ищет любимое дело, находит его, изучает, открывает новое и совершенствуется. Именно это привлекает меня в моёй работе.
Я тоже искала свою дорогу в жизни: увлекалась музыкой, рисованием, театром, а остановилась на профессии учителя. Окончив Владикавказское училище искусств, я начала работать в сельской школе, где работаю по сей день. Именно стремление сделать процесс обучения творческим привело меня к выбору темы самообразования, которая даёт возможность находиться на самом интересном и кропотливом этапе творчества – совершенствование в любимом деле. Ведь, "если ты не идешь вверх, ты летишь вниз".
Прежде чем непосредственно приступить к вопросу формирования творческих компетенций учащихся, хотелось бы определиться с понятием творчества.
Формулировок существует много: и в психологии, и философии, и педагогике. Но объединяет их одно: творчество – это изменение мира и личности. Творчество – это двигатель человеческого развития.

Обратимся к Библии: "И сотворил Творец человека по образу Своему и подобию…", значит, в каждом человеке есть Творец. Нужно только разглядеть его, открыть его своеобразный путь в мир.

Слайд 4. Поэтому для себя я так определила

Цель педагогической деятельности: способствовать формированию творческой личности, готовой саморазвиваться, приумножать общественную культуру, делать вклад в построение нового общества.

выявлять, учитывать и развивать творческие способности учеников;

приобщать обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;

Слайд 5. Сейчас я сталкиваюсь с тем, что традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса не отвечают требованиям сегодняшнего времени, поэтому на уроках музыки я использую современные методы:

метод сравнительного анализа;

метод эмоциональной драматургии;

метод перспективы и ретроспективы;

В учебном процессе стараюсь использовать как общедидактические формы развивающего обучения, так и формы художественной дидактики:

увеличение объёма репертуара;

увеличение теоретической ёмкости урока;

насыщенность урока музыкальным звучанием;

отход от репродуктивного уровня к творческому;

принцип эмоционально-ценностного развития.

Слайд 6. Но я не забываю устоявшиеся традиционные формы работы (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения и т. д.), используя вместе с тем и новые:

изучение музыкального фольклора с использование художественно-образных элементов;

музыку современных стилей;

моделирование художественно-творческого процесса;

показ и анализ видеофрагментов;

Слайд 7. Русский музыкальный фольклор позволяет ввести детей в мир традиционной русской культуры. Одной из форм этого направления на уроках музыки являются беседы, которые я сопровождаю показом картин известных художников, народными костюмами, поэтическим текстом, как например:

Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская вязь.

Слайд 9. Обновление содержания музыкального образования направлено на знакомство учащихся со стилями и жанрами современной музыки.
Это связано с потребностью и интересами школьников, для которых современная популярная музыка является важным компонентом в досуговой деятельности. Основными задачами этой формы работы являются:

помочь школьникам сориентироваться в многообразии стилей и жанров популярной музыки;

научить понимать и оценивать популярную музыку с духовно-нравственных позиций;

приобщить к лучшим образцам популярной музыки;

развить умение воспринимать образцы современной музыки в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием.

Слайд 10. Цветовое моделирование используется для постижения формы произведения, его характера или образа. Некоторые произведения сложны, объёмны для восприятия обучающихся. В подобных случаях создаётся ситуация, в которой могло происходить действие.

Слайд 11. Развитие творческих способностей ребёнка на уроке музыки является одной из актуальных задач современного музыкального воспитания. Проявлением творческого начала являются импровизации в музыкально-ритмическом движении, в использовании выразительных движений, характерных для определённого персонажа, подборе ритмического сопровождения к песне, в выборе инструментов детского оркестра.

Дирижирование возникло и развивалось как особая система управления исполнителями при исполнении ими музыкальных сочинений. Эту систему сформировали выразительные жесты, подчиненные ритму и характеру исполняемой музыки, и мимики – выразительность лица. Обучающие с удовольствием дирижируют под звуки музыки.

Слайд 13. Ведущим направлением развития творческих навыков учащихся являются певческие импровизации. Это может быть досочинение фразы, сочинение ответа, сочинение мелодии на заданный текст, разыгрывание музыкальных диалогов и др. Для того, чтобы увлечь детей этой формой работы, стараюсь создать в классе непринуждённую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя легко и непосредственно, подхватить непосредственность детской реакции и ненавязчиво помочь её развить, постоянно поддерживать в детях желание творческого самовыражения.

Обучающиеся отвечают на ряд вопросов пением фраз:

– Как тебя зовут?
– Как твоя фамилия?
– Сколько тебе лет?
– В каком классе ты учишься?
– В каком городе ты живешь?
– На какой улице стоит твой дом?
– Что ты любишь делать?
– Какая у тебя есть мечта?

(Исполняют вопросы низким, ответы – высоким голосом).

– Как играют на гармошке? (Меха инструмента то сдвигаются, то раздвигаются).

Построение учебного материала в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным побудителем детского творчества, средством самоорганизации, труда. Избрание игровой формы первоосновой образовательного и творческого процессов стало руководством для организации самостоятельной деятельности школьника.

Слайд 16. Самой главной целью является разбудить в наших детях интерес к самим себе, объяснить, что самое интересное скрыто в них самих, а в не игрушках и компьютерах.

Моделирование художественно-творческого процесса направлено на то, чтобы ученик ощутил себя не потребителем музыки, а её творцом.

Слайд 17. С первых дней работы учителем музыки у меня встала проблема: как создать такую атмосферу, что бы каждый урок превратился в радостные и счастливые мгновения для ребёнка, что бы жизнь школьника на каждом уроке была живой и интересной, полной смысла и переживаний, поисков и находок.
Младшие школьники на всё реагирует непосредственно, увлечённо; открыто выражают свои чувства и эмоции; готовы к творчеству, фантазии, перевоплощению. Главная цель – сохранить это и развить личностный творческий потенциал школьника, как основу духовной культуры.

Слайд 18. Безусловно, среда выступает одним из решающих факторов формирования и развития творческой личности. Я стремлюсь максимально использовать возможности социокультурной среды села и школы. А в школе живёт доверительное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников, создающее коллективную духовную жизнь. В ней создана "атмосфера разнообразного творческого труда", предоставлен большой выбор возможностей для развития и самосовершенствования. "Всегда свои руки держите открытыми и приумножится у вас".

Конечно, искусство не делает из детей ангелов, но воспитывает в них способность к оценке поступков с точки зрения духовно-нравственных ценностей, учит воспринимать мир через призму прекрасного. На своих уроках я стремлюсь продолжить особые отношения с искусством. Мы слушаем музыку, поём, рисуем, создаём спектакли. Но главное – наполняем сердца творчеством.

Слайд 19. Методологической основой формирования творческих компетенций в моей практике являются:
Целостная система принципов, приемов и средств обучения созданы авторами: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Эти программы имеют креативную направленность содержания, так как основаны на:

использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусств;

внедрение новых образовательных технологий;

использование современных методов музыкального воспитания;

принципов художественной дидактики;

использование инновационных форм работы.

Слайд 20. Основная идея, лежащая в основе программ, которые я использую – ориентированность на личность. Рассматривая творческие компетенции как реализацию человеком собственной индивидуальности, я применяю принципы и правила личностно-ориентированного подхода:

Принятие ребёнка как данность

Создание гуманистических взаимоотношений в коллективе

Оценивание роста конкретной личности.

Развитие творчества ребёнка через творчество учителя

Оценивание успеха ученика как успеха учителя

Принятие Родины как предмета культурного творчества ( Родина – это мы сами в наших особенных дарах и талантах).

Творчество – это реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя. Отсюда деятельностный подход в моей практике:

Обучение на любом уроке – есть обучение деятельности

Процесс обучения должен быть творческим.

Кроме того, творчество всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому оно развивает прогрессивную самооценку ребёнка. Создать атмосферу нравственных переживаний на уроках мне помогают следующие методы, приёмы, средства:

ситуации новизны, неожиданности, успеха и неуспеха

приём актуализации знаний и умений

использование наглядной информации

использование ИКТ (презентации, видео)

беседы-диалоги, дискуссии, анализ жизненных ситуаций

соревнования, конкурсы, игры, театрализация, выступления.

Слайд 21. Поэтому очень важно заниматься с обучающимися (рисованием, музыкой и игрой), учить детей не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

– смотреть, чтобы увидеть красоту;
– слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
– почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
– говорить так, чтобы тебя услышали;
– быть самим собой;
– трудиться творчески;
– творить вдохновенно.

Слайд 22 Философы считают, что существует три типа человеческого бытия:

1) Существование – это борьба за свое выживание, не приносящее ничего нового;
2) Жизнь – это творческое бытие;
3) Радость жизни – это высшая стадия, когда человек наслаждается своим творчеством в жизни.

Хочу своим учительским трудом достичь радости жизни и показать своим ученикам путь к ней.

Читайте также: