Доклад создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Цаголова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СШ № 1
Населённый пункт: г.Калач-на-Дону, Волгоградская обл
Наименование материала: статья
Тема: Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование

Создание ситуации успеха в учебной деятельности

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести

эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых

является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие

негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется

добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и

одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема

обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он

теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при

этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному

процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно

актуальны для представителей педагогической общественности.

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и

педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д.

Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном

значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес

ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не

переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности,

должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение

стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это

определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор

педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно

надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг

учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,

помощи учащимся при ее осуществлении.

успеха, по мнению Г.А. Цукермана , приводит к сотрудничеству

учителей с учащимися . В условиях сотрудничества Цукерман выделил три ведущие

характеристики действий учащихся :

несимметричность взаимодействия, т. е. ребенок, осуществляет поиск недостающих

познавательная инициатива ребенка, в процессе обучения ученик активен, понимает,

что ему еще надо узнать;

-обращение с конкретным запросом нового знания, т. е. обращение в случае незнания к

учителю без жалобы на свои трудности.

На такой же позиции стоит И. Ф. Харламов, доктор педагогических наук. По его

мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь

доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на

уважении и требовательности , а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно,

укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.

Этой же точки зрения поддерживается Сергей Александрович Смирнов. Известный

педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и

взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному

отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.

В концепции А.С. Смирнова в качестве основной цели педагогического процесса

рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей

ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в

деятельности : отношение к ребенку как к субъекту, формирование личностного стиля

взаимоотношений, созданием положительного эмоционального фона . В школе ребенок

формировании у учащихся постоянного ощущения успеха.

Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для

преодоления трудностей , желания учиться. Учитель должен создать такие условия , в

которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение ; он

деятельности . А для этого нужно создавать ситуации успеха .

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса,

увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя

Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию

для преодоления трудностей, желания учиться.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической

точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости,

удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей

деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого

состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное,

организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь

значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику

ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация –

это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной

ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости,

успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача

учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность

пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет

ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность,

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Технологические операции создания ситуации успеха

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но

достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди

которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические

особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано

создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от

процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта

помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической

атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными

(мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации,

мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и

доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон,

Технологические операции создания ситуаций успеха:

Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость,

боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так

может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие

способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами

Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую

задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и

возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

– помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта

деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим

Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в

предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только

тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой

Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению

конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется

Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в

целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы

заслуживает эта часть твоей работы”.

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.

Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для

переживания учащимися ситуации успеха.

Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что

учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием

окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность

учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и

вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому

повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает расчленение, разделение,

расслоение целого на части, формы, ступени. В основе дифференцированного обучения

лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой

группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню

обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе

изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний,

разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.

При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на

“сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего

класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои

творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение

Характер творческих заданий может быть различным:

на установление межпредметных связей;

ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения;

на сравнение и сопоставление;

на расширение кругозора.

Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего

средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет

возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное

закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество

примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий,

опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру

своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой

Осуществление разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из которых

выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов.

Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на

программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания выполненные сверх

обязательного минимума оценивается учителем отдельно.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление

обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно

предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема,

разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности.

Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает

каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он

справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально

готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать

самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы

потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь

значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой

ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни,

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.

Успех – это общественное признание, одобрение.

Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.

(Малый толковый словарь)

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку учителя на гуманизацию педагогического процесса в школе.

Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:

1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики.

Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям получить информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально - волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.

2.Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.

3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)

К ним относятся: создание материально - технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.

4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.

Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.

При конструировании ситуации успеха необходимо:

определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех ученика;

найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие;

ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;

способствовать успеху в деятельности индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью;

оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;

при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а критиковать исполнение;

познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;

использовать возможности семьи для повышения результативности учебно-воспитательного процесса;

влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности;

помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в межличностном общении детей;

побуждать ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;

стимулировать мотивацию успеха в общем деле;

поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах;

способствовать формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.

Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.

Приведем несколько примеров:

Сегодня я приготовила для вас домашнее задание разных уровней сложности и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока литературного чтения:

Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

Дополнить список правил доброго человека, оказать помощь.

Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл.

… после урока русского языка:

1) Дописать два предложения, придумать их концовку.

Составить поздравление с Новым годом.

2) Упр. т-з – рыба, новые родственные слова найти- 1 уровень.

Упр. – выпиши родственные слова, исключая лишние – 2 уровень.

… после урока математики:

Найди верное утверждение.

Заполни пропуск, чтобы высказывание было верным.

Вставь цифры в окошки, чтобы получилось верное неравенство.

Запиши число, соответствующее характеристике

Ситуация выбора при закрепление изученного:

№ 1. Желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый – 3 уровень.

№ 2. Седой, сидение, седина

Холод, морозный, холодный – 2 уровень

№ 3. Веселый, радость, веселье

Столбик, пень, пенек – 1 уровень

Проверка, вывод: родственные слова = общая часть + общее значение

… при актуализация знаний:

1) Индивидуальная работа – 4 чел. / на доске.

белка, беленький, белить→ белый

лист, лиса, лисенок → лисица

водяной, вода, водить → водичка

лось, лоскут, лосиха → лосенок

б) * выпиши только родственные слова к слову; * выдели корень;

- горе => горевал, горюет, пригорюнился, горемыка, горе;

- гора => пригорок, горцы, горный, гористая, гора;

- горит => загорел, горит, погорельцы, выгорит, горит, подгорел.

Горевал, загорел, пригорок, горцы, горит, горюет, горит, горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит, горемыка, горе, гора, горит.

- С помощью какого слова можно объяснить смысл родственных слов?

- Как пишите корень в родственных словах? – одинаково

2) Все остальные дети:

а) Найдите орфограммы в пословицах и объясните написание букв;

б) Закончите предложение, выбрав верный вариант ответа (полным ответом)

Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.

Рафальская Е.С. Психолого-педагогические механизмы и этапы организации ситуации успеха у учащихся гимназии. // Психология и школа - №2, 2004. – с. 86-91.

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.

Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – №

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с. – // Директор школы. – Библиогр.: С.95


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Поступление в шкཾолཾу вносит важнейшие изཾмеཾнеཾниཾя в жизнь реཾбёཾнкཾа. Резко изменяется веཾсь уклад его жиཾзни, социальное поཾлоཾжеཾниཾе в коллективе, сеཾмье. Вступая в данный возраст, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. На протяжении этого периода он получает новые знания, умения и навыки – создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от её характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Именно здесь формируются качества личности, которые определяют отношения ученика к знаниям, труду, к самому себе и другим.

Д.Б. Эльконин отмечал, что учебная деятель­ность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ре­бенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется форми­рование как основных качеств личности ребенка школьного воз­раста, так и отдельных психических процессов.

Одним из мощных рычагов формирования умения учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха в учебной деятельности, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности каждого. Именно осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемое субъектом как удача, как победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении.

В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

В.А. Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Создание ситуаций успеха, по мнению Г.А. Цукерман, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися.

Одной из важных целей обучения является развитие личности и индивидуальности каждого ребенка. Это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Однако процесс создания ситуаций успеха в учебной деятельности младшего школьника изучен недостаточно.

Проведя анкетирование для определения школьной мотивации учащихся 3 класса, можно сделать вывод, что нет ни одного ученика, который бы испытывал негативное отношение к школе, школьную дезадаптацию. Учебно-познавательный интерес у всех исследуемых достаточно сформирован. У 10 (66,7%) учеников нормальная самооценка, у 3 (20%) учеников завышенная самооценка и у 2 (13,3%) учеников заниженная самооценка. У педагога данного класса преобладает эмоционально-методичный стиль. Его отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал и активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В психологических исследованиях успех рассматривается как когнитивно-аффективная личностная диспозиция, способствующая продуктивной деятельности человека, как состояние личности, определяющее дальнейшее движение в выбранном направлении деятельности. Философы обращают внимание на зависимость эффективной социализации личности от ее успешности в различных видах деятельности. Педагогика требует осознания процесса создания ситуаций успеха и самого успеха младшего школьника как средства его социальной адаптации в окружающей природно-социальной среде. Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Организация сотрудничества между учителем и учащимися, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формируя у его участников уверенность в себе и уважение. Только сотрудничество позволит учителю, и ориентироваться на успех ученика, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию эмоционального подъема школьниками.

При помощи типологии ситуаций успеха, представленной А.С. Белкиным, можно представить рекомендации для учителей по созданию ситуаций успеха в учебной деятельности младших школьников:

- От учителя требуется большое педагогическое мастерство и отличное знание учебного потенциала своих учеников.

- Необходимо создать условия для вхождения в эмоциональный контакт переломить состояние психологического напряжения, локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.

- Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

-Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

- Приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления не должна оказаться единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.

- Важно разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. В этом случае реакция окружающих будет служить для каждого и стимулом и сигналом для интеллектуальной активности и результатом приложенных усилий. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

- Прием “Обмен ролями” дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.

- Большую роль играет личность учителя, его способность эмоционально заражать других, вдохновлять и повышать активность учащихся. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость у всех.

- Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.

- Нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности. Все мотивы важно учитывать, использовать, развивать. Но нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это не одно и тоже. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

- Необходимо чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:

-успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

-ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

-ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

- Важно показать учащимся для чего познание им необходимо и какие перспективы оно перед ним раскрывает.

- Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд .

- Если учащийся легко преодолевает и усваивает учебный материал есть вероятность снижения интереса и мотивации в его изучении. Особенно это касается учеников с высокой успеваемостью. В этом случае учитель должен, предвидя такую ситуацию, уметь предоставить таким учащимся более сложный учебный материал, который продемонстрирует учащимся перспективу получения знаний, необходимых для решения конкретной учебной задачи.

- Ситуации частичного успеха возникают у учащихся тогда, когда при преодолении учебных трудностей они допускают ошибки, исправляют их с помощью учителя, либо самостоятельно, но при его непосредственном участии. В этом случае для поддержания мотивации учителю необходимо создавать такие учебные ситуации, при которых ощущение успешности все-таки превалировало и учащийся ощущал эмоциональный подъём от проделанной работы.

Можно предложить использовать следующие развивающие упражнения в работе с младшими школьниками:

- Самостоятельность, смелость, сочувствие;

- Патриотизм, правдивость, порядочность;

На карточках написаны слова:

- учеба, труд, игра, общение, поведение, праздники, отдых;

- класс, друзья, одноклассники, семья, родители, Родина, природа;

- честность, взаимопомощь, доброта, дружба, ответственность, любовь, здоровье;

Учитель предлагает выбрать карточку и обсудить, о чем ребята хотели бы поговорить подробнее.

Упражнения, направленные на формирование действия прогнозирования:

1. Ребенку предлагается задача (пример, уравнение) и вопросы, на которые нужно ответить: как ты думаешь, ты сможешь решить эту задачу? почему? каких знаний тебе не хватает для решения? чему надо научиться, чтобы решить задачу?








Родилась в Кировской области в 1971 году. В1990 году окончила педагогическое училище г. Советска Кировской области. Работала в сельской школе заместителем директора по воспитательной работе. С 1994 года работаю в средней школе № 27 г. Йошкар-Олы.С 1994-1997 г. обучалась в филиале Пермского государственного института культуры и искусств. Общий стаж 22года. Стаж в должности – 18 лет. С 2008 года имеювысшую квалификационную категорию.

^ А самое главное для меня сегодня с введением ФГОС – закладывать основу умения учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Развитие маленького человечка можно сравнить с музыкой, разыгрывающейся на огромном органе, у которого множество регистров, клавиатур, включающихся в определенное время и на определенный срок. Если в это время не сыграть в этом регистре, он замолкнет навсегда. То что не сформировано у ребят в нужное время, может быть исправлено потом лишь частично, да и то не всегда.


  1. Динамику опоры на внутреннюю мотивацию. Так при исследовании уровня мотивации в 4Б классе выявлен высокий уровень мотивации – 76 %

  2. И, конечно же, опора на мотив успешности, на возникающие у ученика ощущения продвижения вперёд.

1. Я предоставляю учащимся и родителям свободу выбора уровня программы обучения, видов занятий, заданий. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

2. Применяю занимательность, необычное изложение учебного материала; использование познавательных игр, дискуссий и споров; анализ жизненных ситуаций. Стараюсь организовать урок так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения, а также радостно от общения с учителем, одноклассниками.

3.Стараюсь организовать совместную учебную деятельность в классе на основе совета. В классе доминирует атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ученика на моих уроках.

4. Я считаю на формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Где поощрения соответствуют реальным успехам и отражают не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания играют стимулирующую роль, то есть затрагивают и активизируют важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов. Ведь для любого человека значимы мнение и оценка окружающих, важно быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения. А без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаешь или нет. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и интерес к учебной деятельности.Поэтому я стараюсь поощрять и подкреплять достижения ученика, сравнивать их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

5.Важным для успешной мотивации является применение мноюдифференциации обучения. Создавая ситуацию успеха:

- помогаю сильному ученику реализовывать свои возможности в более трудной и сложной деятельности;

- слабому – выполнять посильный объем работы.

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развитию способностей учащихся. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.

К воспитанию чувства успеха относится и игра. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости. Причём игра - умная, продуманная. Именно в играх дети осваивают социальные отношения, нормы поведения. На своих уроках применяю разные игры: игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации и др.

Я также глубоко убеждена, что главным звеном в успешном развитии и воспитании является работа в тесном контакте с родителями, где объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Использую индивидуальные формы взаимодействия, групповые и коллективные.

Всё выше сказанное, в сочетании создании ситуации успеха даёт хорошие результаты в учебной, внеурочной и воспитательной работе. Мои ученики показывают хорошие результаты в обучении.Стабильность в обучении можно проследить на диаграммах. Вывод: за три года успеваемость обучающихся стабильна (в среднем качество успеваемости 80%, средний балл – 4,0).По результатам административных контрольных работ по русскому языку и математике прослеживается стабильность (средний балл 4,0).

5.А в конкурсе Специалистов проекта Эрудит – марафон учащихся Смородинов Женя занял 1 место в регионе.

Активно участвую в деятельности образовательного учреждения:

- участвую в различных семинарах и конкурсах;

- выступаю на педагогических советах и на заседаниях школьного методического объединения;

- выступаю на общешкольных родительских собраниях;

-являюсь членом рабочей группы по внедрению ФГОС;

4.Открытые уроки как показатель содержания современных образовательных технологий. Из опыта работы. 2008 год

Занимаюсь экспериментальной работой:

-работаю по внедрению ФГОС в начальное образование.Современный учитель – это педагог, предающий опыт своей работы. Сотрудничаю с кафедрами факультетов МаРГУ, являюсь организатором педагогической практики студентов в школе.

Итак, главная задача учителя начальных классов в современных условиях – быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении и каждую минуту создаватьи переживать ситуацию успеха.

Лучше её в мире нет,

Я буду работать, успешно трудиться

^ Публичный доклад Даниловой Елены Викторовны

Говорят, Бог дал каждому своё предназначенье. Моё предназначение – учить и воспитывать детей.


  • целостное гармоничное развитие личности школьника;

  • формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ребёнка;

  • формирование и развитие познавательного интереса к исследованию, творческой деятельности;

  • воспитание социально-активной творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию;

  • использование личностно-ориентированных педтехнологий.

Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, познающие, умеющие жить среди людей. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Очевидно, что для реализации ФГОС, актуальным в педагогическом процессе необходимо повышение качества образования. А что скрывается под качеством образования? Какие методы и методические приёмы необходимы для его повышения? Я считаю, что те, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Моя задача как учителя – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся сделать этот выбор осознанно, то есть объективно оценить свои силы и склонности.

На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Но как донести эту мысль до маленького человека, до ребёнка 7-8 лет? Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Это и стало основополагающей идеей моей работы.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Как известно возраст 6-12 лет – очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается база, фундамент, основа для подготовки детей к творческому труду. Поэтому важно именно в предшкольной подготовке и в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.

Так возникла идея объединить детей и родителей для обучения их исследовательской и проектной деятельности.

^ Цель программы : развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей с учётом его индивидуальных особенностей и склонностей.


  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;

- Системность организации учебно-воспитательного процесса;

- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Программа предусматривает проведение как учебных, так и внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Наши занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, соревнований, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

^ Методы и формы проведения неаших занятий:

беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

^ Методы контроля :

консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.


  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

Мною подготовлены лауреаты, призёры, участники конкурсов, научно-практических конференций: Ростов Станислав, Емельянов Кирилл, Кудрявцев Максим, Герасимов Даниил, Зверев Михаил, Прем Андрей, Романов Николай, Мухина Анна, Завалишина Екатерина.

Первое место в городской олимпиаде по информационным технологиям в текущем учебном году завоевал Герасимов Даниил.

Всё это показывает что, проводимая мною работа по формированию учебно-исследовательских умений даёт положительные результаты:

- повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации детей, значительно расширяется кругозор школьников;

- исследовательская деятельность даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке;

- усвоение алгоритма научного исследования формирует научное мировоззрение учащихся.

- исследовательская деятельность способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, это в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

Я утвердилась в своём мнении, что исследовательская деятельность – это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новое знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект. Способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень качеств, которые развивает в себе ребёнок, вовлеченный в исследовательскую деятельность. Таким образом, вырастает не пассивный созерцатель жизни, а настоящий исследователь, первооткрыватель, творец.

Творческие проекты, ролевые и игровые проекты эффективно реализуются мною и во внеклассной работе, в воспитательной деятельности, цель которой заключается в формировании и раскрытии творческой индивидуальности каждого школьника.

^ Современный учитель – это педагог, передающий опыт своей работы :

- сотрудничаю с кафедрами факультета начальных классов МарГУ;

- являлаюсь организатором педагогической практики студентов данного факультета в школе ( 2010-2011 учебный год);

^ Имею публикации :

Закончить хочу словами Б.Л.Пастернака:

Во всём мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До оснований, до корней,

Всё время схватывая нить

Жить, думать, чувствовать, любить,

Это моя позиция, на которой стою сама и которой учу своих детей.

^ Я сижу за столом, хоть уж стало темно,
Лишь снежинки тихонько стучаться в окно,
Спит семья мирным сном уж давно за стеной,
Ровной стопкой тетрадки лежат предо мной.
В них ошибки любимых моих сорванцов -
Непосед, шалунов, хитрецов, мудрецов.
Этот слишком уверен, а этот раним,
Этот любит, чтоб я говорила лишь с ним.
Все они непохожи, но в каждом свой мир,
Этот будущий летчик, а этот Шекспир,
Ну а этот ну, право, зачем мне гадать,
Важно, чтоб человеком хорошим мог стать.
Я учу их не только писать и читать,
Я хочу, чтоб могли они в жизни мечтать,
И добро чтоб дарили с открытой душой,
И, чтоб, Родиной нашей гордились большой.
Я учитель, и, видно, так дано мне судьбой
Малышей в мир открытий вести за собой,
Понимать, что в руках твоих зреет, растет
Жизни будущей нашей прекрасный народ.
И пусть трудно порой, и карман вечно пуст,
Но, зато, каждый день, столько радостных чувств
Я читаю в глазах своих милых детей
Удивленье, восторг, сотню разных идей!
Завтра снова привычной тропинкой с утра
В класс придет дорогая моя детвора,
Снова буду я самой счастливой на свете,
Улыбнувшись, скажу я им: Здравствуйте, дети!

^ Проекты и исследования, которые уже сделаны, в рамках работы по темам

Читайте также: