Доклад современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и доу

Обновлено: 18.05.2024

Автор: Алтухова Ирина Григорьевна
Должность: заместитель заведующего по воспитательно-образовательной и методической работе
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 143"
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: "Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ с учетом основных положений ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ с учетом

направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом

зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта

большое внимание уделяется работе с родителями. Предстоит обеспечить изменение,

обновление позиций субъектов (педагогов и родителей). Родителям, прежде всего,

что за воспитание детей несут ответственность родители,

что все другие социальные институты (детские сады в том числе) призваны

педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых

подходов в воспитании ребёнка.

Для того чтобы добиться активности педагогов и родителей (а значит, активности

и свободы ребенка), сторонам следует научиться взаимодействовать по-новому.

столько новые

взаимодействия семьи и ДОО, сколько умения, позволяющие педагогу эффективно

организовать обсуждение идей и обеспечить выбор наиболее приемлемых для всех.

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (пункт 1.4.6).

коррекции нарушений их развития. (пункт 1.7.6) .

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке

части образовательной Программы Организации, формируемой участниками

образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и

мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Т.е. общие положения ФГОС ДО указывают на необходимость построении очень

тесных (партнерских) взаимоотношений между семьёй и ДОО:

Для построения подобных взаимоотношений, нужно хорошо понимать

сущность самого термина.

Итак, Партнерство - особый тип совместной деятельности между родителями и

ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием

взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

М УНИЦИПАЛЬНО Б ЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ О БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ У ЧРЕЖДЕНИЕ

Екатерина Анатольевна Нагина

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

Особой популярностью среди родителей пользуются дни открытых дверей. Во время, которых родителям предоставляется возможность принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми: лепить, рисовать, заняться аппликацией, конструировать.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия на ребёнка.

В условиях модернизации и с целью большей заинтересованности родителей педагоги ДОУ применяют новые формы проведения родительских собраний - круглый стол, дискуссионный клуб, родительская гостиная, на которых родители имеют возможность высказать свою точку зрения, принять активное участие в обсуждении вопросов и проблем, обменяться опытом.

Особой популярностью у родителей пользуются индивидуальные консультации и тренинги с психологом ДОУ. Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие родителей в досугах, праздниках, развлечениях.

Внедрение новых технологий при работе с родителями в дошкольном учреждении способствует более эффективному воспитанию и развитию ребенка.

Одной из таких технологий, применяемая в ДОУ является социо-игровая технология.

Данная технология позволяет решать следующие задачи:

Усвоение родителями активных форм познания

Коррекция импульсивного поведения

Усовершенствование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия

Обеспечение душевного благополучия.

Приведем примеры употребления данной технологии.

С целью установления положительных отношений в родительском коллективе и помочь участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга можно использовать следующее упражнение.

Упражнение Апельсины

Второй кон — теперь называются качества отрицательные. И опять несколько кругов.

Теперь любой родитель, для кого это отрицательное качество их ребенка доставляет много хлопот и огорчений, может обратиться к авторам стрелок за помощью, разъяснениями и консультациями. Содержание пятого кона — взаимные консультации родителей по воспитательным проблемам. Воспитателю остается только похваливать инициативных и записывать тупиковые проблемы, чтобы затем в библиотеке поискать соответствующую литературу. И для себя, и для заинтересованных родителей.

Следующий метод подходит для прояснения ситуации в группе родителей, дает возможность высказаться по теме тем родителям, которые не всегда могут выразить словами свое отношение к чему-либо.

Педагог объявляет предмет символом обсуждаемой темы встречи и ставит его в центре группы. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к теме родительского собрания.

Методы, используемые на завершающем этапе родительского собрания (обратная связь)

Предлагается одним словом выразить свое отношение к сегодняшней встрече.

Вы, коллеги, не зевайте,

Своё мнение о мероприятии

Одним словом называйте.

1.Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, это.

2.Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было.

3.Сегодня мне стало понятно, что.

Образные формы обратной связи.

Выражают отношение родителей к собранию, его эффективности, полезности дня

Организация взаимодействия с семьей - работа сложная. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением и обоюдным желанием детей, родителей и педагогов работать в тесном контакте. Взаимодействие детского сада и семьи создают условия для полноценного развития личности ребёнка. У ребёнка развивается чувство защищенности, семейной сплочённости, появляется интерес к истории своей семьи, приходит осознание себя как полноценного, любимого члена семьи.

У родителей расширяются теоретические и практические знания в вопросах воспитания детей, активизируются и обогащаются воспитательные умения, возникает уверенность в собственных педагогических возможностях. Укрепляются семейные ценности и традиции.

У педагогов устанавливаются партнёрские отношения с семьями воспитанников, создаётся атмосфера взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности взаимных интересов.

Семья есть величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю своего существования. Именно в ней формируется личность ребенка, поэтому каждый педагог нашего детского сада делает все, чтобы родители воспитанников стали партнерами и единомышленниками.

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения.

Партнерство-это определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

Равноправие партнеров при принятии решений, выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;

Уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;

Заинтересованность сторон в сотрудничестве;

Добровольность принятия взаимных обязательств;

Ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

  • Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;
  • Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Установить партнерские отношения семьями воспитанников;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной поддержки, общности интересов педагогов и родителей;
  • Знакомить родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании детей;
  • Информировать друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения и о возможностях детского сада;
  • Привлечение родителей к участию в мероприятиях организованных в детском саду
  • Информационно-наглядные
  • Индивидуальные
  • Коллективные

Традиционные формы работы с родителями.

Родительское собрание это форма работы с родителями по педагогическому просвещению.

На родительском собрании педагог знакомит родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Стенды. На них размещается режим дня, сетка занятий , задачи и содержание воспитательно - образовательной работы , об ожидаемых или прошедших событиях в группе-конкурсах, встречах, совместных проектах , выставках.

Беседа может быть, как самостоятельной формой так и применяться в сочетании с другими, так может быть включена в собрание. В результате беседы родитель должен получить новые знания по воспитанию и обучению дошкольников.

Консультации. На консультации воспитатель дает родителю квалифицированный совет. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей . Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Консультации могут проводиться и специалистами-логопедом, психологом, музыкальным руководителем.

Хочется остановиться на такой форме взаимодействия, как Родительское собрание.

Родительские собрания могут проходить, как Тренинги, Аукционы идей , Душевные разговоры , Мастер-классы, Консилиумы.

  • Познавательные
  • Информационно-аналитические
  • Досуговые
  • Наглядно-информационные

Нетрадиционные формы взаимодействия.

Семинар-практикум для родителей с целью их знакомства с детскими играми, овладение методикой воспитания в семье, навыками конструирования, обучения изготовления игрушек и пособий, организация развивающей среды.

Мастер –класс -это собрание на котором родители и воспитатели могут показать приемы рисования, изготовления поделок из ткани, тряпичных кукол .Мастер –класс может быть, как теоретическим так и практическим.

Родители знакомятся со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ .

Дни открытых дверей , дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми.

Презентация дошкольного учреждения в результате такой формы родители знакомятся с его уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных услуг.

Газеты. С целью информирования родителей о жизни в группе выпускается газета, темы всегда разные , но актуальные.

Родительский клуб, строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формируется и запрашивается родителями.

Дискуссия является одной из форм деятельности стимулирующей формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может быть какая-то проблема,в которой каждый участник выражает свое мнение.

Выставка семейных ценностей.

Брошюры, буклеты и визитки.

Возвращаясь к такой форме как Проектная деятельность, хочется отметить, что с особым интересом родители относятся к проектной деятельности .Данная деятельность увлекает их и детей, погружая в мир взаимодействия и сотрудничества, создает условия для личностного развития не только детей ,но и родителей, формирует такие качества , как ответственность, самостоятельность, инициативность.

Практика показала, что внедрение новых форм методического и психологического сопровождения педагогов позволяет повысить качество образования и улучшить взаимопонимание между семьями и дошкольным учреждением.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии в работу с родительским сообществом. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с участниками образовательного процесса (детьми и родителями (законными представителями)), инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Взаимодействие – это один из способов организации совместной деятельности, осуществляемой на основании социальной перцепции и с помощью общения. Основная цель взаимодействия ДОУ и семьи: обеспечение оптимизации преемственности воспитания ребенка в ДОУ и семье, оказание родителям необходимой профессиональной помощи по вопросам воспитания.

Да, таким образом мы видим, что всё же одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения.

Партнерство - это определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

Равноправие партнеров при принятии решений, выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;

Уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;

Заинтересованность сторон в сотрудничестве;

Добровольность принятия взаимных обязательств;

Ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

Каковы же Цели и задачи?

· Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;

· Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;

· Психолого-педагогическое просвещение родителей.

· Установить партнерские отношения семьями воспитанников;

· Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной поддержки, общности интересов педагогов и родителей;

· Знакомить родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании детей;

· Информировать друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения и о возможностях детского сада;

· Привлечение родителей к участию в мероприятиях организованных в детском саду.

Выделяют две основные формы взаимодействия ДОУ и семьи: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы общения являются проверенными временем, используются достаточно давно, используются всеми воспитателями ДОУ,

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей – это формы общения и деятельности, организуемые между родителями и ДОУ и используемые с целью установления неформальных контактов с родителями. Нетрадиционные формы более усовершенствованные (интерпретированные под современное общество), их применение в практике не столько распространено как традиционных форм .

Итак, рассмотрим, что же относится к традиционным формам взаимодействия?

К традиционным формам взаимодействия ДОУ и родителей относятся:

Родительское собрание - это форма работы с родителями по педагогическому просвещению.

На родительском собрании педагог знакомит родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Посещение семьи ребенка – направлено на изучение условий проживания и воспитания ребенка, непосредственно по месту проживания семьи. Посещение заранее согласуется с родителями и заведующей, определяется цель и время визита воспитателя. В процессе посещения воспитатель отмечает, в каких условиях проживает ребенок, материальное положение семьи и ее социальный статус, кто непосредственно занимается воспитанием детей в семье и т.д.

Наглядная пропаганда – осуществляется посредством использования разнообразных видов наглядности, что помогает воспитателю не только отвечать родителям на интересующие их вопросы по воспитанию и развитию детей, но и показать течение воспитательно-образовательного процесса, используемые методы, средства и приемы воспитания. С этой целью воспитателями оформляются стенды, папки-передвижки, буклеты и т.д.

День открытых дверей – наиболее распространенная форма работы с семьей воспитанника, предоставляется родителям возможность познакомиться с деятельностью ДОУ, его традициями, правилами и особенностями организации педагогического процесса.

Беседы – проводятся индивидуально и в группе. Каждая беседы имеет четкую цель, содержание и выводы. Цель беседы направлена на выяснение трудностей в воспитании, содержание должно быть лаконично и понятно родителям, выводы помогают наглядно увидеть проделанную работу. Во время беседы задача педагога не только говорить, но и слушать родителей.

Консультации – проводятся воспитателем для группы родителей или индивидуально. Групповые консультации проводят для группы родителей, которые имеют схожие проблемы в воспитании, индивидуальные по конкретным вопросам, касающимся определенного ребенка. Целью консультаций является оказание родителям необходимой консультативной помощи в разрешении проблемных вопросов.

Родительские конференции – направлены на осуществление обмена опытом по вопросам семейного воспитания. Каждый родитель, желающий принять участие в конференции, заранее готовит доклад на несколько минут по конкретной теме, который он представляет непосредственно на конференции. Помимо родителей и воспитателей, в конференции может принимать участие и приглашенный специалист (логопед, психолог, дефектолог) и заведующая ДОУ. Конференции могут проводиться как в рамках одного ДОУ, так и масштабные, включающие в себя несколько учреждений, находящихся на территории одного района.

ПРИМЕЧАНИЕ: Формы взаимодействия ДОУ и родителей должны постоянно меняться. Чаще всего из традиционных форм работы используются беседы и консультации. Это связано с тем, что они легко организуемые, охватывают большое количество родителей, позволяют обсудить вопросы как коллективно, так и лично.

А что же мы относим к нетрадиционным формам взаимодействия?

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей:

Семейная гостиная – представляет собой альтернативу родительскому собранию, в которой решение разнообразных педагогических задач проходит в форме свободного общения воспитателей и родителей, которое может оканчиваться совместным мероприятием или чаепитием.

Семейные клуб – это неформальное объединение родителей, созданное с целью решения различных практических вопросов воспитания детей. Чаще всего семейные клубы организуются активными родителями или воспитателями, деятельность основана на добровольной основе. В процессе деятельности семейного клуба родители имеют возможность не только увидеть своего ребенка со стороны, но посмотреть, как он ведет себя в коллективе, общается со сверстниками и т.д. Тем самым родители поучают необходимый практический опыт общения с собственными детьми, родителями, педагогами и другими воспитанниками группы.

Семинары для родителей – согласование между родителями и педагогами целей и стратегий развития ребенка, формирование у родителей представления о целях и содержании подготовки; содействие приобретению родителями уверенности в своих силах; развитие толерантности всех членов группы в ситуации многонациональности и различных социальных возможностей.

Семинар-практикум для родителей с целью их знакомства с детскими играми, овладение методикой воспитания в семье, навыками конструирования, обучения изготовления игрушек и пособий, организация развивающей среды.

Мастер-класс - это собрание, на котором родители и воспитатели могут показать приемы рисования, изготовления поделок из ткани, тряпичных кукол. Мастер-класс может быть, как теоретическим так и практическим.

Открытые занятия, Дни открытых дверей – через эту форму работы взаимодействия с родителями можно организовать их знакомство со структурой и спецификой работы в ДОУ, проведениями занятий в ДОУ, дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми.

Презентация дошкольного учреждения в результате такой формы родители знакомятся с его уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных услуг.

Проектная деятельность - хочется отметить, что с особым интересом родители относятся к проектной деятельности. Данная деятельность увлекает их и детей, погружая в мир взаимодействия и сотрудничества, создает условия для личностного развития не только детей, но и родителей, формирует такие качества, как ответственность, самостоятельность, инициативность.

Газеты. С целью информирования родителей о жизни в группе выпускается газета, темы всегда разные, но актуальные.

Дискуссия является одной из форм деятельности стимулирующей формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может быть какая-то проблема, в которой каждый участник выражает свое мнение.

Технология портфолио дошкольника. Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли мы и его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками – родителями новые задачи:

• идти в ногу со временем,

• стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

• наставником в выборе компьютерных программ,

• сформировать основы информационной культуры его личности,

• повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Почта доверия, Выставка семейных ценностей, Брошюры, буклеты и визитки и др.

Читайте также: