Доклад русская культура эпохи раннего средневековья

Обновлено: 19.05.2024

Древнерусская средневековая культура по своему духу была религиозной. В 998 году князь Владимир крестит Русь, принимая христианство православное, и именно в этот момент среди европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Этот факт нельзя считать случайным, поскольку таким образом решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси. Великий князь Владимир осуществил государственную реформу, которая позволила Древней Руси встать в один ряд с развитыми феодальными монархиями. Это было обусловлено тем, что в ту эпоху Византия еще находилась в расцвете.

Религиозный характер русской культуры, то, что в ее основании лежало православие, наложило сильный отпечаток на русскую государственность. Дело в том, что христианство в римской империи длительное время было оппозиционным по отношению к государственной религии, а поэтому пренебрежение к земному царству сохранилось в католичестве. В отличие от католичества православие быстро стало государственной религией в Византии. Естественно, это сказалось и на содержании православных догматов: в православии преклонение перед земной властью и земными законами было поощряемо. Это оказало огромное влияние и на укрепление русской государственности. Не следует забывать также о том, что принятие христианства как единой религии всех восточнославянских племен было средством укрепить их единство.

Русская культура формировалась под сильным влиянием европейской культуры. Древняя Русь в X – XII вв. поддерживала разносторонние связи со многими европейскими и восточными народами и странами. О важной роли, которую Древняя Русь играла в политической и культурной жизни Европы, свидетельствуют разветвленные династические браки великих киевских князей. Достаточно вспомнить что Анна, дочь Ярослава Мудрого, стала королевой Франции и принимала участие в управлении страной.

Но наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром. Именно из Византии на Русь пришло христианство, оттуда же пришли и технологии, научные открытия, искусство. Вследствие того, что прибывшее духовенство готовило русские кадры для церкви, на Руси распространяются знания и грамотность. Организуются школы, Владимир посылает молодых людей на учебу в другие страны. Возникает летописание. Летопись – особый вид исторического повествования, разделенного по годам. Древнерусское летописание отличается оригинальностью. Оно представляет собой синтетический памятник средневековой культуры, где отражены философские, литературные, естественнонаучные знания того времени.

Под влиянием византийского искусства древнерусские мастера за короткий исторической срок создали оригинальную совершенную архитектуру и иконопись. Примерно до второй половины X в. все строительство было деревянным и, естественно, памятники деревянного зодчества не сохранились. Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию византийской архитектуры, внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Первым выдающимся памятником древнерусского каменного строительства стала Десятинная Церковь св. Богородицы, возведенная в Киеве князем Владимиром в 989 – 996 гг. Вершиной древнерусского зодчества стал Киевский храм св. Софии, сооруженный в правление Ярослава Мудрого. Среди памятников светской архитектуры особого внимания заслуживают Золотые врата Киева, построенные в подражание константинопольским вратам. Древнерусские храмы украшались монументальной живописью: мозаиками и фресками. Наиболее яркие образцы мозаичных и фресковых творений имеются в Софии Киевской.

Культура Киевской Руси была городской по основным параметрам ее развития. К середине XIII века насчитывалось около 300 городов. Но дело даже не в росте количества городов, а в том, что именно города и городская культура были ведущими в экономике древнерусского государства. Города в этот период являлись прежде всего центрами ремесла и торговли и лишь затем административными центрами. Наиболее развитыми ремеслами были обработка металла и на этой базе производство оружия и военных доспехов, а также ювелирное производство. Изделия этих ремесел весьма успешно продавались в другие страны. В этот период преобладал экспорт готовой продукции ремесленного производства, а не вывоз сырья. Таким образом, Киевское государство было европейским государством не только в географическом смысле, но и по основным тенденциям культурного и экономического развития.




В середине XIII века на русские земли обрушились монголо-татарские полчища. Погибли города, а вместе с ними богатая и яркая древнерусская культура. Монгольское владычество нанесло огромный урон производительным силам страны, но наиболее ощутимым и трагическим следствием его была гибель городской культуры. Пришли в упадок торговые пути, погибли замечательные ремесла, исчез ряд технических приемов, используемых ранее. С этого момента началось отставание Руси от Западной Европы. Процесс развития городов и выхода ремесла на более широкий рынок продолжался лишь в Западной Европе, что привело со временем к развитию капиталистических отношений. Отрыв русских городов от мировых торговых путей и систематическое ограбление для уплаты дани в Орду не давало возможности им возродиться к былой славе. В результате сильно задержалось формирование буржуазных элементов, а Россия надолго оставалась феодальной страной.

С конца XIII века меняется география культурных центров: Киев, Чернигов, Владимир, Суздаль, Ростов – теряют свои позиции. На первый план выдвигаются города Псков и Новгород. В истории русской культуры XIII – XV вв. этим двум городам принадлежит особое место. Уцелевшие от монголо-татарского разгрома они переживают расцвет экономики и культуры. О зажиточности жителей Великого Новгорода свидетельствуют данные археологических раскопок: найдено свыше 100 тысяч остатков кожаной обуви и только один раз – часть лаптя. Новгород и Псков продолжали вести торговлю со странами Западной Европы и одновременно эти города являлись стражами Русской земли на ее западных рубежах.

Вопрос о развитии культуры Руси со второй половины XIV века до конца XV века вызывает споры среди специалистов. Так, Д.С.Лихачев предложил считать XIV век временем Предвозрождения, но подчеркивал, что Возрождение на Руси не произошло: этому помешало стремительное становление государства, отнимавшее силы у культуры; гибель городов-республик Новгорода и Пскова, где зародыши Возрождения были особенно сильны; мощь церковной организации, поддержанной светской властью, которая подавляла ереси и антиклерикальные течения, а также упрощала развитие культуры.

Древнерусская средневековая культура по своему духу была религиозной. В 998 году князь Владимир крестит Русь, принимая христианство православное, и именно в этот момент среди европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Этот факт нельзя считать случайным, поскольку таким образом решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси. Великий князь Владимир осуществил государственную реформу, которая позволила Древней Руси встать в один ряд с развитыми феодальными монархиями. Это было обусловлено тем, что в ту эпоху Византия еще находилась в расцвете.

Религиозный характер русской культуры, то, что в ее основании лежало православие, наложило сильный отпечаток на русскую государственность. Дело в том, что христианство в римской империи длительное время было оппозиционным по отношению к государственной религии, а поэтому пренебрежение к земному царству сохранилось в католичестве. В отличие от католичества православие быстро стало государственной религией в Византии. Естественно, это сказалось и на содержании православных догматов: в православии преклонение перед земной властью и земными законами было поощряемо. Это оказало огромное влияние и на укрепление русской государственности. Не следует забывать также о том, что принятие христианства как единой религии всех восточнославянских племен было средством укрепить их единство.

Русская культура формировалась под сильным влиянием европейской культуры. Древняя Русь в X – XII вв. поддерживала разносторонние связи со многими европейскими и восточными народами и странами. О важной роли, которую Древняя Русь играла в политической и культурной жизни Европы, свидетельствуют разветвленные династические браки великих киевских князей. Достаточно вспомнить что Анна, дочь Ярослава Мудрого, стала королевой Франции и принимала участие в управлении страной.

Но наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром. Именно из Византии на Русь пришло христианство, оттуда же пришли и технологии, научные открытия, искусство. Вследствие того, что прибывшее духовенство готовило русские кадры для церкви, на Руси распространяются знания и грамотность. Организуются школы, Владимир посылает молодых людей на учебу в другие страны. Возникает летописание. Летопись – особый вид исторического повествования, разделенного по годам. Древнерусское летописание отличается оригинальностью. Оно представляет собой синтетический памятник средневековой культуры, где отражены философские, литературные, естественнонаучные знания того времени.

Под влиянием византийского искусства древнерусские мастера за короткий исторической срок создали оригинальную совершенную архитектуру и иконопись. Примерно до второй половины X в. все строительство было деревянным и, естественно, памятники деревянного зодчества не сохранились. Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию византийской архитектуры, внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Первым выдающимся памятником древнерусского каменного строительства стала Десятинная Церковь св. Богородицы, возведенная в Киеве князем Владимиром в 989 – 996 гг. Вершиной древнерусского зодчества стал Киевский храм св. Софии, сооруженный в правление Ярослава Мудрого. Среди памятников светской архитектуры особого внимания заслуживают Золотые врата Киева, построенные в подражание константинопольским вратам. Древнерусские храмы украшались монументальной живописью: мозаиками и фресками. Наиболее яркие образцы мозаичных и фресковых творений имеются в Софии Киевской.

Культура Киевской Руси была городской по основным параметрам ее развития. К середине XIII века насчитывалось около 300 городов. Но дело даже не в росте количества городов, а в том, что именно города и городская культура были ведущими в экономике древнерусского государства. Города в этот период являлись прежде всего центрами ремесла и торговли и лишь затем административными центрами. Наиболее развитыми ремеслами были обработка металла и на этой базе производство оружия и военных доспехов, а также ювелирное производство. Изделия этих ремесел весьма успешно продавались в другие страны. В этот период преобладал экспорт готовой продукции ремесленного производства, а не вывоз сырья. Таким образом, Киевское государство было европейским государством не только в географическом смысле, но и по основным тенденциям культурного и экономического развития.

В середине XIII века на русские земли обрушились монголо-татарские полчища. Погибли города, а вместе с ними богатая и яркая древнерусская культура. Монгольское владычество нанесло огромный урон производительным силам страны, но наиболее ощутимым и трагическим следствием его была гибель городской культуры. Пришли в упадок торговые пути, погибли замечательные ремесла, исчез ряд технических приемов, используемых ранее. С этого момента началось отставание Руси от Западной Европы. Процесс развития городов и выхода ремесла на более широкий рынок продолжался лишь в Западной Европе, что привело со временем к развитию капиталистических отношений. Отрыв русских городов от мировых торговых путей и систематическое ограбление для уплаты дани в Орду не давало возможности им возродиться к былой славе. В результате сильно задержалось формирование буржуазных элементов, а Россия надолго оставалась феодальной страной.

С конца XIII века меняется география культурных центров: Киев, Чернигов, Владимир, Суздаль, Ростов – теряют свои позиции. На первый план выдвигаются города Псков и Новгород. В истории русской культуры XIII – XV вв. этим двум городам принадлежит особое место. Уцелевшие от монголо-татарского разгрома они переживают расцвет экономики и культуры. О зажиточности жителей Великого Новгорода свидетельствуют данные археологических раскопок: найдено свыше 100 тысяч остатков кожаной обуви и только один раз – часть лаптя. Новгород и Псков продолжали вести торговлю со странами Западной Европы и одновременно эти города являлись стражами Русской земли на ее западных рубежах.

Вопрос о развитии культуры Руси со второй половины XIV века до конца XV века вызывает споры среди специалистов. Так, Д.С.Лихачев предложил считать XIV век временем Предвозрождения, но подчеркивал, что Возрождение на Руси не произошло: этому помешало стремительное становление государства, отнимавшее силы у культуры; гибель городов-республик Новгорода и Пскова, где зародыши Возрождения были особенно сильны; мощь церковной организации, поддержанной светской властью, которая подавляла ереси и антиклерикальные течения, а также упрощала развитие культуры.

Устройство общества в Средневековье. Черты духовной жизни народа. Христианское вероучение - основа мировоззрения средневекового человека. Роль искусства в развитии культуры. Гуманистическая ценность научного знания. Русская культура эпохи Средневековья.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.10.2015
Размер файла 32,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

6. Русская культура эпохи Средневековья

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV века.

Внутри тысячелетия принято выделять по меньшей мере три периода :

· Раннее Средневековье, c V по X века;

· Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до XIVвека;

· Позднее Средневековье, XIV- XV века.

Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени ( XVI-XVII века), однако представляется более обоснованным рассматривать период Реформации и Конрреформации как отдельный период истории и культуры, оказавший большое влияние на дальнейшее формирование культурного сознания народных масс.

Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни.

Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и эпоса, пережитки язычества. В тех сравнительно редких случаях, когда современный специалист обращается к народной религиозности средневековья, у него не находится для нее иных характеристик как “наивная”, “примитивная”, “неотесанная”, “грубая”, “поверхностная”, “пралогическая”, ”ребяческая”; это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и ориентированная на сказочное и баснословное. Критерии для подобных оценочных суждений берут из “высокой” религии просвещенных и именно с их позиции судят о сознании и эмоциональной жизни простолюдинов, не ставя перед собой задачи рассмотреть ее “изнутри”, руководствуясь ее собственной логикой.

Средневековые люди представляли устройство своего общества трехчастным. Основание его - трудящиеся, работающие, над ними -- воюющие и молящиеся. Господствующие сословия -- воюющие и молящиеся, т. е. светские и духовные феодалы различного ранга. Военное сословие еще называют рыцарским (в широком смысле). Процесс феодализации, начавшийся в Западной Европе в раннем Средневековье, захватил и церковь. Уже тогда в руках у церковников сосредоточилось около трети обрабатываемых земель. Иерархи церкви, монастыри превратились в крупных феодальных собственников. Они обрели широкие иммунитетные права.

С конца раннего Средневековья в центре феодов воздвигались укрепленные замки, резиденции сеньоров, в том числе и церковных, они превращались в неприступные крепости.

Крестьянское население не было однородным по своему происхождению и правовому положению. Существовали свободные общинники (их число постоянно сокращалось) и различные категории зависимых крестьян. В XII--XIII вв. началась постепенная ликвидация барской запашки и раздача крестьянам в наследственное держание земель, до тех пор входивших в домен. Средневековая цивилизация была аграрной. В течение многих веков господствовало натуральное хозяйство. Лишь с развитием городов ремесло выделяется как особая отрасль хозяйственной жизни. К разряду трудящихся присоединились и ремесленники. Человек искал у корпорации защиту, в ней он обретал свой социальный статус и мог отстоять себя как индивида. Наиболее общеобязательной и всеохватывающей была принадлежность к церкви.

Важнейшей особенностью средневековой культуры, и в сущности сутью феномена культуры Средневековья, является мировоззрение, основанное на христианском вероучении. Философы и богословы Средневековья определили в мире и в человеке две природы: одна-природа Божия, несозданная, духовная, другая - природа стихийная, физическая, сотворенная. Эти две природы диктуют человеку свои условия, свои желания и потребности. Человек по своец свободной воле решает, к каким желаниям прислушиваться, какие потребности исполнять. Выбор в Средневековье должен быть однозначен, так ка5 человек не должен был повторить первородный грех Адама. Более глубокое и ответственное понимание своих поступков сохранилось в православии, так как грех воспринимался не просто соблазном злого духа, а как извращение природы человека. Это восприятие значительно расширяет границы человеческого мировоззрения. Вся культура средневековья была заложена в иерархии, иерархичность стала основой мировоззрения средневекового человека и имела свое воплощение в общественной жизни.

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души. Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи. Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Рассуждая о духовных составляющих культуры, нельзя не упомянуть философию. Философия стремиться выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как "любовь к мудрости"). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке. Наука, таким образом, существует как особый способ производства объективных знаний. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание - сила!" - утверждал Ф. Бекон. средневековье культура христианский искусство

Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки неоднозначны. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность для науки - истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития. Стремясь контролировать содержание образования, наука косвенно контролирует систему человеческих ориентиров, что ведет в дальнейшем к созданию условий для формирования одномерного человека, то есть узкого и глубокого специалиста.

Познание, будучи жизненно важной потребностью человека, приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно стало развиваться в форме науки. Н. Бердяев подчеркивал, что жажда познания, оторванная от ценностей, идеалов Добра и Красоты, оборачивается роком в судьбе человечества. Поскольку главная социальная функция науки - усовершенствовать средства жизнедеятельности человека, то есть задача повышения эффективности. Самый важный результат научного прогресса - возникновение цивилизации. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в нарастающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальными результатами прогресса.

Современная история человечества без науки не представима. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и, таким образом, связывает их в целостное образование. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это она изменяет и самого человека.

Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты.

Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями, но это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизирующая сила, а культура - как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности.

6. Русская культура эпохи Средневековья

Хронологически история средневековой культуры русского народа охватывает почти четыре столетия: со второй половины XIII - до первой трети XVII вв. За это длительное время она прошла в своем развитии ряд этапов, отличавшихся друг от друга как содержанием, так и формой. Вместе с тем, были в ней и общие черты, позволяющие выделить весь этот период как единый в истории русской культуры. Во-первых, это полное господство в средневековой культуре религиозной идеологии, которая оказывала сильнейшее влияние на развитие просвещения, литературы, искусства, общественной мысли. Во-вторых, замкнутый характер культуры, которая была крайне слабо связана с культурными достижениями других стран. Да и внутри страны контакты в сфере культуры были развиты весьма слабо.

На развитие средневековой культуры оказывало негативное воздействие и крепостное право, значительно замедлявшее темпы ее развития. И все же, в общем и целом русская средневековая культура развивалась в прогрессивном направлении, хотя следует признать, что на этом пути были и застойные времена и даже попятные движения.

В сложных условиях происходило развитие русской культуры в ХШ -первой половине XIV вв. Ордынское нашествие, агрессия западных феодалов, перемещение международных торговых путей наложили тяжелый отпечаток не только на политическую и экономическую жизнь страны, но и на развитие ее культуры. Большинство историков отмечают резко отрицательное влияние золотоордынской зависимости на все стороны жизни русского народа.

Заметный регресс был характерен для многих отраслей русской культуры в XIII - начале XIV вв. Огрубели многие ремесленные изделия, некоторые виды ремесел совсем исчезли (например, полихромная строительная керамика и др.). Была утрачена техника целого ряда художественных ремесел: искусство тончайшей перегородчатой эмали и развитие фресковой живописи, а станковая живопись (иконы) отличалась примитивностью изображения, бледностью красок. Спад коснулся й летописания: в некоторых городах оно совершенно исчезает, в других приобретает характер кратких и скудных записей. Только, пожалуй, в Новгороде летописание сохранилось в прежнем, богатом по содержанию виде.

С конца ХШ - начала XIV вв. намечаются первые признаки преодоления кризиса в культуре. Сначала в Твери, а затем и в Москве восстанавливается каменное строительство, хотя оно по своему качеству еще далеко уступает выдающимся образцам Владимиро-Суздальской архитектуры.

С середины XIV в. начался новый подъем русской культуры, чему во многом способствовали объединительные тенденции, происходившие в северо-восточной Руси, а также Куликовская битва. В литературе, летописании, архитектуре, живописи начинают господствовать идеи необходимости единства Руси, происходит обращение к традициям Древней и Владимиро-Суздальской Руси.

В конце XTV - первой половине XV вв. наивысшего расцвета достигает русская средневековая живопись, прежде всего в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева.

В развитии архитектуры в конце XIV - начале XV вв. можно выделить два направления: московское и новгородское.

Процесс образования единого Русского государства явился сильным стимулом в развитии общественной мысли, отражавшей актуальные проблемы того времени.

В конце XV - начале XVI вв. возникают учения, которые на основе религиозных канонов, критикуют существующую в стране церковную организацию. Появляются еретические кружки в Новгороде и Москве, отрицающие необходимость монастырей, икон, веры в загробную жизнь и т.д..

Большим успехом ознаменовался XVI в. и в области архитектуры. Было завершено сооружение Кремлевского архитектурного ансам, сохранившегося до наших дней; появился шатровый стиль в сооружении церквей, который вырос из русского деревянного зодчества. Шедеврами шатрового стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор (церковь Василия Блаженного) на Красной площади в Москве (1555-1560).

В общественно-политической мысли центральное место занимали вопросы о роли церкви в государстве. Однако XVI в. не был только периодом сплошных достижений в области русской средневековой культуры. Со второй половины столетия в этой сфере стали заметны и некоторые кризисные явления. Прежде всего усилилось влияние церкви на духовную жизнь страны. Стоглавый собор 1551 г. жестко регламентировал деятельность художников, повелев им писать иконы так, как писал Рублев. Регламентация деятельности зодчих привела к постройке громадных, тяжеловесных соборов (Вологда, Каргополь и др.).

Немалый урон культуре нанесла опричнина Ивана IV. Вторая половина XVI в. была временем спада активности в общественно-политической мысли, в литературе. Отрицательно сказывались на развитии культуры и многолетние войны, а также всевозможные эпидемии (чума), которые уносили жизни сотен тысяч людей.

Итак, средние века в Западной Европе -- время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать прежде всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде.

Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный М. К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Средневековая культура по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникла бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской культуры.

Подобные документы

Христианское сознание - основа средневекового менталитета. Научная культура в средние века. Художественная культура средневековой Европы. Средневековая музыка и театр. Сравнительный анализ культуры Средневековья и Эпохи Возрождения.

реферат [210,8 K], добавлен 03.12.2003

Формирование первых византийских концепций в сфере эстетики как сплава идей эллинистического неоплатонизма и ранней патристики. Выступ средневекового науки как осмысления авторитета Библии. Изучение русской и украинской культуры эпохи Средневековья.

реферат [29,5 K], добавлен 21.03.2010

Периодизация культуры Средневековья. Мироотношение средневекового человека. Характерная черты культуры данной эпохи – дифференциация на социально-противоположные виды. Особенности культуры духовенства, аристократии и "безмолвствующего большинства".

контрольная работа [1013,6 K], добавлен 18.01.2015

Раннее средневековье. "Культура безмолвствующего большинства". Роль церкви в период Раннего Средневековья. Трубадуры. Высокое (классическое) Средневековье. Зарождение "городской культуры". Средневековье XIV-XV века.

реферат [23,4 K], добавлен 09.04.2006

Средние века как время напряженной духовной жизни и сложных поисков мировоззренческих конструкций. Важнейшие достижения духовной и материальной культуры Средневековья. Людские и природные ресурсы средневековой Европы. Готическое искусство Средних веков.

Культура русского средневековья имела своими истоками культуру восточнославянских племен. К концу XVII в. она прошла большой путь развития и сохранила самобытные черты, приобретенные в IX — X вв. Вместе с тем ей были присущи общие свойства средневековой культуры других народов. К их числу можно отнести следующие.

1) Малая подвижность культуры, основанной на традиционных образцах и стереотипах.

3) Эмпирическое накопление знаний об отдельных явлениях природы; науки как инструмента познания законов пока еще нет.

4) Производительная сила общества развивается медленно в порядке накопления навыков производства от поколения к поколению.

Внутри этого длительного исторического периода развития культуры выделяются этапы, соответствующие определенным историческим условиям жизни российского общества, которые определяли своеобразие русской культуры.

Второй этап — монгольское нашествие и разделение раздробленной Руси на зоны влияния (XIII — XIV вв.). Монголо-татарское иго замедлило развитие русской культуры, но косвенно способствовало быстрому распространению христианских взглядов на мир. Формируются три ветви народов из единого древнерусского, меняются культурные связи, которые оказывают свое влияние на каждую ветвь. На юго-западные и западные княжества усилилось влияние Польши и Литвы. На северо-востоке воздействовало монголо-татарское господство.

Характерные черты российского развитого феодализма

В последней трети XVII в. Россия достигла политической стабильности и определенного экономического благосостояния. Страна проводила перестройку армии на европейский лад, расширяла свои границы и международные связи. Огромное многонациональное государство выходило на мировую арену. Строительство российского государства при суровом климате, в изоляции от развитых государств Запада, бедности и относительной малочисленности населения шло трудными путями, в постоянной борьбе за выживание и сохранение своей независимости. Здесь закладывалось драматическое и взрывоопасное противоречие российской общественной жизни: могущество государства достигалось за счет бесправия и нищеты его граждан, а ослабление государства грозило утратой национальной самостоятельности под натиском быстро развивающихся западноевропейских стран.

Формирование и развитие культуры напрямую связано с теми же факторами и условиями истории, которые непосредственно влияли на формирование государства, его строя и устоев, развитие зачатков экономики и хозяйственной деятельности Руси, политической и общественно-духовной жизни населения.

Культурное наследие восточнославянского населения - их верования, опыт, обычаи и традиции плавно слились воедино с составными частями культуры соседних стран, племен и народов.

Стоит отметить, что Русь не занималась копированием и заимствованием того или иного чужого наследия, она лишь синтезировала его со своим имеющимся наследием и традициями. Открытость культуры Древней Руси во многом обусловила ее оригинальность и неповторимость.

Христианство и культура

Сложно недооценить то колоссальное значение для культурной жизни Древней Руси, которое сыграло принятие христианства. Хотя стоит признать, что достаточно долгий промежуток времени у молодой религии не получалось вытеснить языческие верования и обряды, которые частично дошли даже до нас спустя столетия.

Христианство, которое чаще всего приходило в жизнь людей насильственными путями, видоизменилось, попав под воздействие местных традиционных культов, приспосабливалось к языческому сознанию народов Руси. Даже в княжеско-боярской среде, инициировавшей принятие новой веры, пережитки язычества были прочно сохранены вплоть до XI-XIII столетий.

Памятники письменности той эпохи являются свидетелями богатства и многообразия вербального народного творчества – древнерусского фольклора. Большая доля в нем отводилась обрядовой поэзии: песням, заговорам, заклинаниям, плачам-причитаниям. До наших времен дошли народные сказки, пословицы, поговорки, загадки старины.

Прозаические предания, легенды и эпические сказания были сохранены и переданы из поколения в поколение, создавая, таким образом, вербальную летопись прошлого. Фольклорный материал стал основой летописи письменной.

Фольклор Древней Руси

К IX-X столетиям стоит отнести появление такого жанра как былинный эпос – принципиально новый эпический жанра фольклора. В нем было отображено представление о Руси в качестве единого могучего государства, а главная тема прослеживалась в защите страны от внешних врагов и угроз.

Особенно успешным для формирования жанра героического былинного эпоса стоит отметить конец X века – период княжения князя Владимира Святославича Святого. Его правление было отмечено "эпическим временем" русских былин, а сам Владимир Красно Солнышко стал собирательным образом мудрого и эффективного лидера-правителя страны.

Излюбленными героями былин стали богатыри известные по сей день Илья Муромец, Добрыня Никитич (имеющий прототип в лице реальной исторической персоны – дяди князя Владимира Святославича по матери, являвшегося наставником самого князя в его юные годы), Микула Селянинович, Вольга.

Устное народное творчество получило свое развитие и после возникновения письменной литературы. Русский эпос XI - начала XII столетий был обогащён сюжетами, которые посвящались противостоянию славянских племен с половцами. Образ Владимира Мономаха, являющегося инициатором борьбы с кочевниками, как бы соединился воедино с образом Владимира Красно Солнышко.

К середине XII - началу XIII столетий принято относить возникновение былин новгородцев о зажиточном купце ("госте") Садко, берущим свое происхождение из боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, имевшим в качестве прототипа реальную историческую личность - князя Романа Галицкого.

Истоки письменности

Древней Руси письменность была известна еще до официальной даты принятия христианской религии. Подтверждением этого являются вещественные источники, которые в свое время обнаружили археологи, а также дошедший до наших времен договор князя Олега с Византийской империей.

Формирование славянской азбуки в истории тесно связано с реальными историческими личностями христианских братьев-миссионеров Кирилла (Константина) и Мефодия из Болгарии. Во второй половине IX столетия была сформирована глаголица, то есть глаголический алфавит, а на рубеже IX-X веков на базе греческого письма и составляющих глаголицы появилась кириллица, которая стала более легким и удобным вариантом алфавита, ставшего не первым, но со временем единственным на восточнославянских землях (рис. 1)

Истоки письменности

Рис. 1 – Кириллический алфавит

Крещение Руси в конце X столетии стало подспорьем к развитию письменности и повсеместному распространению грамотности среди населения. Славянский язык, который был понятен всем жителем Древней Руси, был использован в церковных службах, сто и стало его причиной становления как литературного (в отличие от католических западноевропейских стран, где в качестве языка для церковных служб был утвержден латинский, и раннесредневековая литература в основном была на латинском языке, на котором говорили далеко не все жители этого региона).

Из Византийской империи, Болгарии, Сербии на территорию Древней Руси стали доставлять церковные книги и религиозную литературу. В доступе появилась переведенная греческая литература церковного и светского содержания.

Первые из дошедших до нас рукописных русских книг ученые относят к XI столетию. Самыми древними принято считать Остромирово евангелие (1057), которое было написано дьяконом Григорием для посадника Новгорода Остромира, и два Изборника (1073 и 1076) князя Святослава Ярославича. Крайне высокий уровень мастерства, с которым исполнены эти произведения, является свидетельством существования уже к этому периоду истории традиций изготовления рукописных книг.

Как уже было отмечено ранее, крещение Руси стало мощным толчком для повсеместного распространения грамотности. "Книжными мужами", то есть образованными людьми были знаменитые князья: Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл.

Грамотные люди стали встречаться не только среди духовенства, но и в числе богатых горожан и купеческой прослойки населения. Зачастую грамотными были даже бедные слои населения - простолюдины. Свидетельством этого факто можно считать надписи на изделиях ремесленников, церковных стенах, в конце концов, берестяные грамоты, впервые найденные во время археологических раскопок в Новгороде, а затем и в иных населенных пунктах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Такое повсеместное распространение письменности на бересте говорит о достаточно высоком уровне образованности внушительного процента населения Древней Руси, преимущественно городского.

Письменная литература

Богатейшие традиции устного народного творчества дали начало древнерусской письменной литературы. Одним из главных известных ее жанров принято считать летописание - изложение исторических событий по годам.

Летописи - это ценнейшие памятниками всей духовной культуры социума Средних веков. Их составление не было просто проявлением творчества, а скорее имело некие определенные цели в политике и являлось сферой интересов государства.

Летописец не только подробно излагал исторические события, но также был характеризовать и оценивать их таким образом, чтобы отвечать интересам великого князя, являвшегося непосредственным заказчиком этих произведений.

По мнению некоторых ученых, начало летописания стоит относить к концу X столетия. Самая древняя дошедшая до нас летопись, которая была основана на более ранних летописных записях, датируется примерно 1113 годом. Исторической науке она известна как "Повесть временных лет" и, как считается, является трудом монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (рис.2)

Письменная литература

Рис. 2 – Повесть временных лет

Автор на протяжении всей летописи отвечает на поставленные в самом ее начале вопросы: "Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть". Также он с подробностями описывает древнерусскую историю, которая трактуется в качестве составной части истории всего мира (в ту эпоху она включала в себя историю библейскую и римско-византийскую).

Стоит отметить, что "Повесть" достаточно сложна по своему составу и состоит из большого количества самых разнообразных материалов: текстов договоров, как бы иллюстрирующих записи событий, пересказов народных преданий, исторических повестей, житий, богословских трактатов и так далее. Немного позже "Повесть временных лет" стала составной частью иных летописных документов.

С XII столетия в истории древнерусского летописания начинает своей отсчет новый период. Если до этого момента центрами летописания было принято считать Киев и Новгород, то к моменту раздробленности Русской земли на большое количество княжеств различных размеров летописи начали появляться в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и иных городах, стали обладать более локальным, местным характером.

В то же время с развитием летописания и распространением грамотности зародился процесс формирования литературы Древней Руси. Самым древним памятником принято считать знаменитое по сей день "Слово о Законе и Благодати" (1040-е гг.) княжеского священника в Берестове, а также первого митрополита Киева из русского населения - Илариона.

Содержанием "Слова" стало обоснование государственно-идеологической концепции Древней Руси, определение ее места среди других народов и государств, вклада в распространение христианства. Соединяя церковную проповедь с политическим трактатом, автор отвергает притязания Византии на культурное и политическое господство в Восточной Европе, обосновывает государственную самостоятельность Руси и дает высокую оценку ее международного значения.

Идеи труда Илариона были более подробно развиты в литературно-публицистическом памятнике второй половины XI стоелтия "Памяти и похвале Владимиру", автором которого принято считать монаха Иакова, а также в "Сказании о Борисе и Глебе", первых русских святых и покровителей Древней Руси.

Новые литературные жанры

В начале XII столетия в культуре Древней Руси оформились новые литературные жанры. К таковым принято причислять "поучения" и "хождения". Самыми яркими примерами считаются "Поучение детям", которое к концу своей жизни составил великий князь Владимир Мономах, а также созданное одним из его сподвижников игуменом Даниилом известное "Хождение", которое описывает его путешествие по святым местам через Константинополь и остров Крит в святой город Иерусалим.

В конце XII века было создано знаменитейшее из поэтических произведений литературы Древней Руси - "Слово о полку Игореве", изучаемое на уроках русской литературы по сей день.

В основе сюжета этого не очень большого произведения светского характера стало описание крайне неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185).

Оставшийся неизвестным автор "Слова" являлся, скорее всего, представителем дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств. Главная идея "Слова" заключается в необходимости объединения русских князей перед лицом опасности и врагов из вне. При этом автор не являлся приверженцем объединения Древнерусских земель на государственном уровне, его призыв ориентирован на сугубо согласие в действиях, прекращение междоусобиц и княжеских недомолвок и вражды.

Вероятнее всего, такие идеи автора "Слова о полку Игореве" не нашли отзыва в обществе той эпохи. Косвенным подтверждением этого является судьба рукописи "Слова": оно дошло до нас всего лишь в единственном списке (уничтоженном во время великого пожара 1812 года в Москве).

Гораздо большее распространение получило на Руси иное прекрасное произведение - "Моление Даниила Заточника" (конец XII - первая четверть XIII века). Этот труд написан в виде обращения к князю от лица автора - обедневшего княжеского слуги, который попал в опалу. Убежденный сторонник сильной власти князя, Даниил описывает нам идеальный образ князя - защитника своих подданных, который в состоянии защитить их от произвола "сильных людей", избежать распрей и гарантировать людям безопасность от врагов из вне. Яркость языка, мастерская рифмованная игра словами, обилие пословиц, афористичность, сатирические выпады против бояр и духовенства стали причиной популярности этого произведения на продолжительное время.

Архитектура Древней Руси

Архитектура Древней Руси изучаемого нами периода также достигла высокого уровня. К сожалению, памятники деревянного зодчества Древней Руси по объективным причинам до наших дней не дошли. Малок количество и каменных сооружений известно нам сегодня, так как большая их часть подверглась разрушению в период монголо-татарского нашествия Батыя.

Монументальное каменное строительство было начато на Руси в конце X века после принятия христианской веры. На Руси на тот период отсутствовал опыт сооружения храмов из камня, поэтому принципы строительства пришлось заимствовать из Византийской империи.

Приглашенными из Греции мастерами была воздвигнута первая каменная постройка - Десятинная церковь в Киеве (конец X века, разрушенная в 1240 году). С помощью раскопок удалось выяснить, что это было большое сооружение из тонкого кирпича, которое украсили резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками.

В период правления Ярослава Мудрого (около 1037) византийскими и древнерусскими зодчими был воздвигнут Киевский Софийский Собор (София Киевская) - храм, который сохранился до наших дней (хоть и не в своем первозданном виде, а значительно перестроенный снаружи), замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства (рис. 3)

Архитектура Древней Руси

Рис. 3 – Киевский Софийский Собор

Киевская София в значительной мере отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием 13 венчающих ее куполов, в чем сказались, вероятнее всего, традиции древнерусского деревянного зодчества.

Следом за Софией Киевской был сооружен Софийский собор в Новгороде (1045-1050). Хотя между этими архитектурными памятниками и имеет место очевидная преемственность, в облике Новгородской Софии уже можно увидеть черты будущего новгородского архитектурного стиля. Храм в Новгороде строже киевского, он увенчан пятью куполами, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, которым характерны большая суровость и спокойствие.

С XII века начался новый этап в развитии русской архитектуры, которую отличает меньшая монументальность зданий, поиск простых и в то же время искусных форм, строгость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности.
В общем и целом, зодчество этой эпохи характеризуется сочетанием местных традиций, заимствованных из Византийской империи форм и элементов западноевропейского романского стиля.

Интересные постройки этого периода сохранились в Новгороде, например, скромный и изящный храм Спаса на Нередице (1198). К этому же типу храмов относится уличанская церковь Петра и Павла на Синичьей горке (1185 1192), церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207).

Древнерусская культура развивалась в определенных историко-этнических, природно-географических и социальных условиях. Ее истоки уходят в V-VII в., когда в результате Великого переселения народов шло формирование южных, восточных и западных славян. Дальнейшие процессы ассимиляции восточных славян с финно-уграми и балтами привели в IX-X в. к образованию древнерусской народности. Государственность и культура восточных славян формировалась под воздействием христианской Византии, а также Хазарского каганата и язычников-варягов.

Одной из самых важных основ жизни восточных славян было земледелие. Они достаточно рано изобрели соху, при помощи которой возделывали земли; был им известен и плуг. Кроме земледелия славяне занимались скотоводством, рыболовством, охотой; большую роль играло в их жизни пчеловодство.

Основным материалом, который использовался в строительстве и при изготовлении утвари, было дерево. По этой причине большинство помещений строилось из этого материала. На юге жилища строились в основном в виде землянок или полуземлянок, на севере издревле был известен сруб.

Основными славянскими божествами были:

 Сварог – бог неба

 Дажьбог – бог Солнца

 Стрибог – бог ветра

 Перун – бог грома и молнии, покровитель дружины

 Велес – бог скота и покровитель пастухов

 Ярила – бог весны (или Солнца)

 Купала – бог лета

 Мокошь – богиня женского рукоделия

Земледельческими были древнейшие божества Род и роженицы. Как у любых язычников, у славян существовали жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам. Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса. Заслуга в крещении Руси принадлежит князю Владимиру, который первоначально принял христианство самостоятельно, а затем решил сделать его государственной религией.

С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Крещение Руси в 988 года по своему влиянию на сознание человека того времени было подлинной революцией, принесшей совершенно новые ценности, новые формы жизни. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.

Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология.

Христианизация Руси проявилась во всех сферах жизни:

 была создана особая форма обряда возведения на престол князя: если раньше он был просто главой племенного союза, то теперь княжеская власть была освящена Богом. Князь должен был осознавать свою ответственность перед подданными, обусловленную высокой божественной ролью;

 церковь обогатила социальным и политическим опытом древнерусское публичное право, выступала против рабства и работорговли, запрещала человеческие жертвоприношения, осуждала кровную месть и полигамию. Воровство, убийство, разбой стали рассматриваться как преступления, были введены телесные наказания, что ранее считалось большим оскорблением для свободного человека;

Началось активное строительство храмов на средства частных лиц, народных общин и православного духовенства. В Киеве к началу XII в. насчитывалось до 600 церквей, во Владимире – более 30. Культурными центрами христианской Руси становились монастыри, которых к первой половине ХШ в. было построено около 70. Центром православной культуры стал Киево-Печерский монастырь. Постепенно здесь была собрана крупнейшая коллекция древнерусских произведений: иконы, изделия из драгоценных металлов, шитье.




До монгольского нашествия православная церковь на Руси не смогла окончательно решить задачу распространения своего влияния на территорию всей страны. Ее структура находилась в состоянии оформления. Но за время, прошедшее с официального акта крещения, православная вера все более становилась неотъемлемой частью культуры и духовной основой Руси. Сформировалось единство языка, веры и власти, без чего впоследствии было бы невозможно создание единого государства, а также его сохранения в ходе колонизации земель.

Со второй половины XII в. в развитии древнерусской литературы начинается новый этап. В период раздробленности увеличивается количество центров летописания, которое приобрело локальный характер.

первое на Руси сочинение художественной литературы. В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославовичем против половцев в 1185г. Этот поход стал для автора поводом к размышлению о судьбах Русской земли.

Читайте также: