Доклад рунет сегодня исследование российского интернета

Обновлено: 04.07.2024

Цифровая реальность стремительно меняет мир. Сегодня на нашей планете проживает 7,7 миллиарда человек и 4,5 из них используют интернет. Он проникает во все сферы человеческой жизни и становится ее неотъемлемой частью.

Каждый год We Are Social и Hootsuite представляют отчет о состоянии интернет-среды – Digital 2020. Вашему вниманию выдержка из самых любопытных цифр.

Среди наиболее важных цифр глобального отчета Digital 2020 по части распространения интернета в мире следует выделить:

В России доступ к интернету имеет 81% всего населения – 118 миллионов человек.

Аудитория соцсетей при этом составляет 70 млн. человек, то есть 48% от всего населения.

По статистике средний пользователь проводит в интернете 6 часов 38 минут ежедневно. В сравнении с прошлым годом этот показатель сократился на 3 минуты, однако это все еще 100 дней в году на человека. Если отбросить восьмичасовой сон, получится, что 40% времени бодрствования мы с вами в онлайн.

Любопытно отметить, что жители разных стран тратят время на интернет по-разному. Больше всего им пользуются филиппинцы – 9 ч. 45 мин., а меньше всех японцы – 4 ч. 22 мин. Россияне ежедневно находятся в сети на протяжении 7 ч. 17 минут.

В обозначенных регионах наблюдается взаимосвязь между наличием доступа в сеть и возрастом пользователей. Так, оффлайн находится более половины населения всей Африке в возрасте до 20 лет, а в Южной Азии 460 миллионов детей до 13 лет.

Также определенное значение имеет пол. Согласно данным Международного союза электросвязи (ITU), мужчины чаще имеют доступ к сети, чем женщины. Гендерный разрыв также заметен в социальных сетях. Так, в Южной Азии женщины в три раза реже мужчин используют соцсети.

Чуть больше половины времени в сети проводится при использовании мобильных гаджетов – 50,1%.

Сегодня 92% пользователей имеют возможность находится онлайн с мобильных. Тем не менее 44% всех запросов в интернете, согласно Statcounter, все еще выполняется с десктопов.

Следует отметить, что большинство людей используют сразу несколько устройств для выхода в интернет. Разные устройства используются в разное время и для разных целей. Это говорит о том, что в маркетинговых стратегиях требуется применять сбалансированный подход и в равной степени ориентироваться на все типы устройств.

10 из 11 минут в телефоне мы используем приложения и только 9% времени просматриваем веб-страницы. Приложения используются в самых различных сферах жизни – общение, отдых, развлечения, финансовые вопросы.

За 2019 год пользователями было загружено более 200 млрд. приложений, совокупные затраты на них составили около $120 млрд. Если говорить усредненно, то на каждый смартфон по $21.

Большая часть загрузок и 70% расходов приходится на мобильные игры. Серьезную долю рынка занимают приложения для знакомств. На них люди со всего мира потратили 2,2 миллиарда долларов – в 2 раза больше, чем двумя годами ранее.

Общее время, затрачиваемое на соцсети, составляет 2 часа 24 минуты в день. Статистика по данному пункту сильно варьируется в зависимости от страны. Наиболее активны в соцмедиа жители Филиппин, средний пользователь этой страны в возрасте от 16 до 64 лет тратит на социальные сети 4 часа в день. Наименее здесь активны японцы – только 45 минут в день.

Россиянин проводит на социальных платформах 2 часа 26 минут ежедневно. Наиболее популярны в России WhatsApp, Viber и Вконтакте.

Наиболее популярной сетью в мире остается Facebook, его каждый месяц используют 2,5 млрд. активных пользователей. Но главным открытием 2019 стал TikTok с 800 млн. активных пользователей в месяц. Правда основная аудитория приходится на Китай – 500 млн.

Заметный рост показал Reddit, получивший 100 млн. новых пользователей за прошедший год.

В России наибольшее развитие получил Instagram. Рекламная аудитория платформы на сегодня составляет 44 миллиона человек.

Среди тенденций минувшего года, связанных с увеличением интереса и внимания пользователей в сети, выделим:

  • Голосовые технологии. Популярность голосовых интерфейсов выросла на 9%. Ежедневно ими пользуются 43% людей. В России голосовые команды и поиск применяют 25% интернет-пользователей.
  • Беспокойство о конфиденциальности. По данным GlobalWebIndex, тем, как компании используют их данные, обеспокоены 64% пользователей интернета. В начале 2019 года это волновало 63%. В России эта проблема волнует 60% пользователей от 16 до 64 лет.
  • Снижение доверия. Согласно исследованию Reuters 56% людей обеспокоены достоверностью фактов в интернете. В прошлом году таковых было 54%.
  • Недовольство обилием рекламы. Половина всех пользователей в интернете ежемесячно используют блокировщики рекламы. Год назад инструменты блокировки использовали 47%.
  • Видеоигры. Общая численность глобального игрового сообщества насчитывает более 3,5 миллиардов человек. 69% играют в игры на смартфонах, 41% используют для этого компьютер, 25% игровые приставки., 21% играет на планшетах. В 2019 на игры геймеры потратили свыше $150 млрд, что на 10% больше, чем в прошлом году.
  • YouTube. GlobalWebIndex сообщает, что каждый месяц онлайн-видео сегодня смотрят 90% интернет-пользователей в возрасте от 16 до 64 лет. Наибольшая доля онлайн-потребителей видеоконтента сосредоточена на YouTube. Около 3 млрд. человек смотрят на этой платформе не менее одного видео в месяц.
  • Онлайн-шопинг. Три четверти интернет-пользователей каждый месяц что-то покупают в сети. Данные Statista свидетельствуют о том, что расходы на онлайн-шопинг в мире значительно выросли в 2019 году. В России покупки онлайн за последний месяц совершили 60% пользователей интернета. В среднем каждый россиянин в год тратит онлайн 190 долларов.

Не можем не отметить наиболее глобальное изменение интернет-парадигмы 2020.

Google Trends утверждает, что в 2019 году люди стали искать собак почти в два раза чаще, чем кошек.

По данным рекламных инструментов в Twitter, свыше 250 млн. пользователей платформы интересуются собаками, а кошки интересны только 250 тыс. пользователей платформы. То есть в 1000 раз меньше!

Авторы отчета Digital 2020, отталкиваясь от своих исследований, дают ряд советов для формирования более выгодных маркетинговых стратегий:

  1. Смотрите шире. Привычки, предпочтения и ожидания людей в интернете меняются под влиянием мировых тенденций. Недостаточно смотреть лишь на то, что поблизости. Расширяйте горизонты, черпайте информацию и вдохновение в разных регионах. Соцсети упрощают процесс взаимодействия и получения информации от людей со всего мира. Чтобы быть эффективными важно учитывать как экспертные мнения, так и мнения рядовых пользователей.
  2. Главный ориентир – человек. Фокусируйтесь на людях, а не на технологиях. Инструменты, площадки, каналы – все это второстепенно. В долгосрочной перспективе успешны только те компании и бренды, которые успешно удовлетворяют желания и потребности людей, а не те, которые запрыгнули в поезд с инновациями, запустили вирусные компании или же бессистемно использовали новинки.
  3. Сконцентрируйтесь. Маркетологи стремятся всегда быть в курсе всех тенденций, но иногда лучше знать меньше. Иногда лучше остановиться и сконцентрироваться на тщательной проработке проверенных инструментов, чем пытаться осваивать и внедрять новые. Однако не игнорируйте заметные тренды. Игры, голосовые интерфейсы и киберспорт пользуются колоссальной популярностью у аудитории во всем мире, но их все еще достаточно мало освещают в СМИ и недостаточно задействуют в маркетинговых планах и бюджетах брендов.

Значение высоких технологий в нашей жизни достигло новых высот. Все больше людей проводят все больше времени в интернете, решая там свои задачи. Чтобы успешно с ними взаимодействовать, нужно разбираться не только в технологических новшествах, но и в самих людях, учитывая все их разнообразие и многогранность.

Сегодня была представлена широкой общественности публичная версия одного небезыинтересного доклада, подготовленного Фондом развития гражданского общества. Сама публичная версия доклада в ближайшее время будет в полном виде опубликована на сайте Фонда, пока же выдержка из нее опубликована "Интерфаксом". Привожу ее полностью:

fond

"Новое лицо" Рунета

- Россия уже стала европейским лидером по количеству пользователей Интернета: в весне 2011 г. месячная аудитория Интернета выросла в 2 раза до 52,9 млн. человек (46% населения страны старше 18 лет), еще сильнее выросла еженедельная и ежедневная аудитория – до 42% и 33% соответственно. К весне 2012 г. ежедневная аудитория выросла уже до 38% от населения страны.
- Более 93% пользователей из тех, кто начал пользоваться Сетью за последние полтора-два года, не являются жителями Москвы и Петербурга. Средний возраст российского интернет-пользователя, по данным ФОМ, составляет 33 года.
- Сеть россияне все больше начинают воспринимать как авторитетный канал получения информации. Согласно исследованию Synovate Comcon, доверие Интернету как источнику получения информации составило в 2011 году 40%. ВЦИОМ дает несколько иную картину: из центрального ТВ информацию получают 98% россиян, из регионального – 88%. На втором месте – пресса (центральную читают 70%, местную – 68%), на третьем – Интернет (59%), оказавшийся более востребованным, чем радио (центральное – 53%, региональное – 46%). Наибольшее доверие у респондентов вызывает центральное и региональное ТВ (по 78%). На втором месте – центральная и местная пресса (70 и 68%). Далее следуют радио (как центральное, так и местное – 72 и 68%) и Интернет (64% опрошенных).
"Если показатели доверия граждан к интернету, как основному источнику информации, продолжат рост, то можно утверждать, что выборы Депутатов Государственной Думы ФС РФ в 2016 г. и, тем более, выборы Президента России в 2018 г. пройдут в новой информационной реальности, где главная роль будет принадлежать всемирной Сети", - делают вывод авторы.

Последние тенденции

Ключевые цифры и события российского сегмента интернета

Аудитория российского сегмента интернета продолжает расти, увеличивается число законов, регулирующих работу иностранных IT-компаний, а штрафы за их нарушение бьют рекорды. О том, что происходило в рунете в 2021 году — в материале Sostav.

Статистика

Ежемесячная аудитория рунета в 2021 году превысила 100,2 млн человек — 81,9% населения страны, свидетельствуют последние данные Mediascope. Десктопная аудитория составила 60,5 млн человек, мобильная аудитория — 93,7 млн человек, эксклюзивная мобильная аудитория — 39,5 млн человек. Выходят в интернет со Smart TV 21,7 млн человек в месяц.

По другим данным, число российских пользователей интернета достигло 124 млн человек, об этом заявил глава Роскомнадзора Андрей Липов со ссылкой на исследование Global Digital.

Единый измеритель рунета

В июне 2021 года Госдума приняла закон о едином измерителе рунета. Согласно документу, измерение аудитории должно проводиться на основании методики, утверждаемой Роскомнадзором. Взаимодействие измерителя с сервисами будет проходить на основании соглашения, определяющего объём и содержание данных, а также способ и регулярность их передачи.

Пока единый измеритель рунета не определён — Роскомнадзор должен был выбрать организацию до 1 октября. Разработкой системы учёта рекламы в рунете займется AT Consulting — компания выиграла тендер на 96 млн руб.

Репетиция отключения рунета

В перечень Роскомнадзора вошли 13 компаний: Google (включая Google Play, YouTube и Gmail), Apple (iCloud, App Store и Apple Music), Meta Platforms (Facebook, Instagram и WhatsApp), Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, Viber, Spotify, Likeme Pte.Ltd. (Likee), Discord, Pinterest и Twitch.

Они должны разместить на своих сайтах электронные формы обратной связи с пользователями из России, зарегистрировать личный кабинет на сайте РКН и установить рекомендованный счетчик посещаемости, а также самостоятельно выявлять и блокировать противоправный контент на своих площадках.

Российский софт

В апреле 2021 года начал действовать закон об обязательной предустановке российского софта на импортируемые гаджеты — сроки дважды переносились из-за пандемии. Штрафы за нарушение составляют от 30 тыс. до до 200 тыс. руб.

Социальная реклама

1 декабря вступил в силу закон о бесплатном доступе к социально значимым интернет-ресурсам. В список вошли сайты государственных органов и органов местного самоуправления, внебюджетных фондов России и порталы госуслуг. Согласно закону, абоненты операторов связи получат к ним доступ даже при отрицательном балансе.

Порядок ведения перечня социально значимых сайтов разрабатывает Минцифры. Документ находится на стадии обсуждения; согласно текущей версии проекта, в перечень могут быть включены ресурсы российских коммерческих и некоммерческих организаций, которые прямо или косвенно управляются государством либо некоммерческими организациями без преимущественного иностранного участия.

Штрафы за цензуру российских СМИ

Зарубежные интернет-ресурсы теперь могут быть оштрафованы на сумму до 3 млн руб. за цензуру российских СМИ. С 2020 года Роскомнадзор зафиксировал 24 случая цензуры со стороны YouTube; на блокировку двух каналов, принадлежащих Russia Today, отреагировали даже в МИДе.

Саморегулирование соцсетей

С 1 февраля 2021 года соцсети и видеохостинги должны самостоятельно выявлять и удалять незаконный контент: нецензурную брань и информацию, выражающую явное неуважение к обществу, государству, Конституции, содержащую призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в несогласованных акциях. Штрафы за отказ удалить запрещённый контент составляют до 4 млн руб.

Другие компании регулярно получали штрафы. Первое место в антирейтинге заняла Google, которая в конце года стала первой IT-компанией, получившей в России оборотный штраф. Вслед за ней штраф получила Meta.

В Росси со временем изменилось и отношение к глобальной сети интернет и ее распространенность и доступность.

Сегодня доступ в интернет есть во всех уголках нашей страны. В России, как и в целом по миру, самыми популярными сайтами являются поисковые системы, это лидерство было незыблемым долгие годы с тех времён (начало 2000-х), когда первенство было отбито у почтовых сервисов. Однако в настоящее время поисковики постепенно уступают лидерство социальным сетям, это уже произошло в США, где Facebook весной 2010 года обогнал по ежедневной посещаемости Google, то же самое случится и в России, где пока царствует Яндекс.

Остальные участники рейтинга ТОП-15 самых популярных российских сайтов существенно отстают от лидеров по посещаемости: идущая на 4-ом месте социальная сеть Одноклассники ежедневно привлекает внимание 5,83 млн. чел.; стремительно сдающий свои позиции Rambler удерживает 5-ую позицию с ежедневной аудиторией, составляющей 3,68 млн. чел.

По данным исследования в России работает порядка 2 300 веб-студий. Большая часть компаний сконцентрирована в столицах и регионах с высоким уровнем проникновения широкополосного доступа в интернет. В Москве расположены офисы 32% всех веб-разработчиков, 11% компаний прописаны в Санкт-Петербурге, 5% в Екатеринбурге, 4% в Новосибирске и по 2-3% (или 40-60 веб-студий) приходится на прочие российские города-миллионники.

Перспективные направления российского Интернета:

• Развитие новых методов организации массового доступа к Интернет, основанного на использовании уже существующих территориально распределённых сетей и служб (отделения связи, библиотеки, школы и т.п.);

• Создание специализированных тематических порталов Интернет на русском и иностранных языках;

• Развитие распространения наукоёмкой продукции, программного обеспечения и объектов интеллектуальной собственности;

• Развитие средств и систем обеспечения информационной безопасности;

• Электронная коммерция во всех её формах (в ближайшее время, преимущественно, межкорпоративные деловые операции “business-to- business”);

• Предоставления массового и группового доступа в Интернет на основе альтернативных каналов связи;

• Предоставление услуг Интернет с гарантируемым качеством обслуживания;

•Подготовка кадров в сфере IT обеспечит не менее 25 тыс. специалистов с высшим образованием и 60 тыс. специалистов со средним и начальным профессиональным образованием в области информационных технологий;

• Снижение цен на подключение к Интернету в 2005 году составило 40%, к 2010-му - 50%, объем рынка информационных услуг и ПО в 2005 году вырос в 2-3 раза, к 2010-му - в 5-6 раз, парк персональных компьютеров расширится в 2005 году в 4 раза, к 2010-му - в 6 раз. Доля сектора информационных и коммуникационных технологий в экономике увеличится в несколько раз и составит к 2010 году не менее 2%.

Сейчас в России принимается государственная программа по развитию Интернета до 2015 г., т. е. Интернет — проблема государственная. В этом году правительство наконец-то задумалось: “Да, процесс правильный, нужно его тихонечко регулировать, развивать…”.

То есть дело даже не в финансировании, а в принятии ряда законов. Закон об электронной цифровой подписи даст возможность проводить большее количество сделок. Сейчас пересматривается закон о выдаче лицензий на телекоммуникационные услуги.

Заключение

Последние 5 лет внедрение Интернет-технологий и услуг в России идет достаточно высокими тепами. Достаточно сказать, что количество пользователей Интернета за это время увеличилось с нескольких десятков тысяч до более одного миллиона и продолжает неуклонно расти; количество хостов в доменных зонах Ru и Su (Компания RU-CENTER, ведущим регистратором доменных имен) выросло от нескольких тысяч до более чем 200 тысяч. В целом в развитии Интернета в России наблюдаются те же тенденции, что и в мире. Объем рынка интернет-услуг составляет менее 5% от всего объема рынка телекоммуникаций России. Предоставление интернет-услуг — это молодое, динамично развивающееся направление, находящееся сейчас на стадии перехода в разряд массовых услуг. Однако существуют некоторые национальные особенности, определяемые уровнем общего экономического развития, развитием систем и сетей связи, покупательной способностью населения, демографическими особенностями населения и другими факторами. Проанализируем структуру современного мирового пользовательского сообщества, что позволит нам сделать необходимые для обеспечения позитивного развития российского сектора сети Интернет выводы.

На фоне достаточно стремительного, во многом противоречивого развития глобальной сети, наиболее важным представляется рассмотрение социальных особенностей и проблем развития российского сектора глобальной сети Интернет.

С каждым месяцем Интернет в России становится все более популярным средством коммуникации и поиска информации, необходимой для повседневной работы и учебы. Прослеживается явная тенденция к увеличению числа российских пользователей сети Интернет. Распределение общего числа пользователей по регионам по России в целом составляет следующее количество: Северо-Западный регион России – 16% (2 миллиона человек), Москва – 16% (1,9 миллиона человек), Центральный регион России без города Москвы – 16% (2 миллиона человек), Южный регион – 11% (1,4 миллиона человек), Приволжский регион - 17% (2 миллиона человек), Сибирский регион – 13% (1,6 миллиона человек), Уральский регион – 6% (0,8 миллиона человек), Дальневосточный регион – 4% (0,5 миллиона человек)

Как мы видим, доминирующее число пользователей приходится на Москву, Центральный и Северо-Западный регионы. Это обусловлено многими социально-экономическими, культурными, техническими факторами.

Социально-экономическая проблема заключается в том, что стоимость услуг Интернета в России ощутимо выше, чем на Западе. Так, например, в России стоимость сеансового доступа в Интернет по коммутируемым линиям составляет 0,4 - 0,9$ в час, а американский пользователь за 20$ в месяц может пользоваться Интернетом круглые сутки.

В целом доля России на мировом уровне пользования Интернетом составляет 11% от общего числа стран. Популярность мест пользования Интернетом выглядит следующим образом: 35% российских пользователей используют Интернет дома, 42% - на работе, 18% - по месту учебы, 11% - в Интернет-кафе, 16% - у друзей, 3% - в других местах.

Такие данные вполне логичны, так как в последнее время каждая компания старается иметь доступ в Интернет и занять свою определенную нишу в электронной коммерции, естественно, что сотрудники по большей части используют Интернет на работе.

Распределение пользователей по половому признаку имеет следующие данные: мужская часть составляет 58%, женская – 42%

Доля пользователей в возрастных группах составляет: возрастная группа от 18 до 24 лет занимает 29% от общего числа пользователей, группа от 25 до 34 лет занимает 15%, 35-44 – 14% и группа 45-54 составляет 5%. Как мы видим по данным статистики, Интернет остается прерогативой молодежи.

Доля пользователей в сети Интернет с разным образованием распределилась таким образом: 35% пользователей имеют высшее образование, среднее специальное – 37%, среднее общее и ниже среднего – 26% и 2% соответственно.

Интернет по-прежнему остается сферой деятельности людей с высшим образованием, это также обуславливается социально-экономическими, культурными и техническими факторами.

На основании всего вышесказанного, Интернет в России – это отрасль, которая генерирует объём услуг, эквивалентный сотням миллионов долларов. Используют Интернет сегодня около 1,9 миллионов россиян. В Российском секторе Интернет созданы и эксплуатируются все популярные информационные услуги, существующие в мире. Справочно-поисковый аппарат Интернет на русском языке по ряду параметров превосходит международные стандарты. Пользователь Интернет в России перестал быть жителем исключительно крупных мегаполисов.

Читайте также: