Доклад развитие творческих способностей у детей с овз

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Зяблицева Елена Викторовна
По моему мнению, ручной труд – является одним из самых распространённых, привычных и эффективных видов работы с детьми с ОВЗ. Так как для его выполнения используют различный материал: солому, бересту, ткань, кожу, мех, листья, бумагу и т.д.

Автор: Зяблицева Елена Викторовна

Доклад «Развитие творческих способностей детей с ОВЗ

ТВОРЧЕСТВО – ЭТО УМСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

ТВОРЧЕСТВО – ЭТО КЛЮЧ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

ТВОРЧЕСТВО – ЭТО СВОБОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЫСЛИ…

Творчество определило открытия в науке и искусстве. Все изображения человеческой цивилизации, сами формы жизни людей тоже результат творческой деятельности.

Творчество в труде – это не редкость, не исключение, а наиболее естественное, полноценное выражение человеческих возможностей.

По словам замечательного педагога В.А.Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисования, творчества.

Развитие творческих способностей – важная задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность к себе.

Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы, возникают и формируются в младшем возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже в старшем возрасте. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится неопредолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных ситуаций и прежде всего отрицательно скажется на детях с отклонением в развитии т.к. им труднее адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из трудных ситуаций, они не всегда способны к самореализации своих возможностей, самореализации.

Это формирование знаний, умений и навыков краеведческого принципа, принципа связи всех видов искусства, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, обычаев, традиций.

На данных занятиях решали следующие задачи: создание достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором живут дети, приобщение их к разговору с человеком, обществом, природой, культурой и искусством. Развитие творческих качеств и познавательной активности, способность самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, формирование нравственных ценностей, духовной культуры, развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, уважение к человеку.

Большое внимание уделяли практической творческой деятельности связанной с рисованием, ручным трудом, поэзией, прозой и уст/ народным творчеством.

Вот малая доля того, что мы делали с детьми на таких занятиях. Мы рисовали, делали различного рода аппликации, сами составляли книги, журналы, пытались сочинять стихи, оформляли альбомы на различные темы и лепили .

По моему мнению, ручной труд – является одним из самых распространённых, привычных и эффективных видов работы с детьми с ОВЗ. Так как для его выполнения используют различный материал: солому, бересту, ткань, кожу, мех, листья, бумагу и т.д.

Существует множество рекомендаций к проведению таких работ. Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и асимметрии, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношений частей и целого. При работе развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. Происходит развитие глазомера, мелкой моторики рук, координации движений, формируются предложения о приёмах рациональной работы, совершенствование приёмов разметки, вырезывания, работы с клеем и ножницами. Данный вид деятельности помогает воспитывать аккуратность и терпеливость, что так не хватает детям с ограниченными возможностями здоровья. И если детям младшего возраста мы предлагаем сами м, помогаем, даём образец решения данного творческого задания. То уже в старшем возрасте ненавязчиво, в форме беседы пытаемся подвести учащихся к решению данной проблемы, выполнению данного творческого задания.

И я уверена, что такая форма работа помогает выпускникам школы в будущем легче адаптироваться в социальной среде.

Поэтому в старших классах, начиная с 7 , мы выбрали такое творческое направление, как выпуск школьной газеты.

Понимали, ч то дело это серьёзное и пытались донести это до детей. Сначала

боялись, но с выпуском первого номера газеты убедились, что дети увлеклись, заинтересовались. Интерес вызвал сам выпуск газеты: дети помогали определить рубрики газеты, с обрать материал, печатали текст и спользуя информационно-коммуникационные технологии , рисовали и размещали рисунки .

С поставленной задачей мы справились , и продолжаем работать дальше в этом направлении.

Если вы желаете, чтобы наши дети являлись полноценными гражданами этого общества, создайте атмосферу радости, удовольствия, доброжелательности, отзывчивости к труду, фантазии, творчеству каждого ребёнка.

Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Одной из целей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является развитие личности обучающегося, его творческих способностей. У обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) творческая активность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования и духовно - нравственного развития.

Участвуя в конкурсах рисунков, в творческих конкурсах поделок, в различных праздниках и развлечениях в занимательной форме используем доступные детям виды практической деятельности, формируем такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Хочу отметить, что все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению.

Природный материал, фетр, ткани, бумага - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей обучающихся.

Начиная с этого учебного года с обучающими 5,6 классов решили работать в системе по программе кружка. Программа театрального кружка реализует общекультурное (художественно - эстетическое) направление во внеурочной деятельности обучающихся. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. В процессе занятий у обучающихся вырабатываются необходимые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность речи. Все это может дать театрализованная деятельность..
Реализация программы с помощью выразительных средств театральной деятельности таких как, интонация, мимика, жест, пластика, учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями. Именно театральная деятельность способствует формированию активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, является эффективным средством для социальной адаптации детей с ОВЗ, развивает коммуникативные навыки.

При организации театральной деятельности с детьми, мы используем различные сказочные атрибуты, декорации: ширмы, занавес, изображения на заднем плане, цветы, деревья, домики, заборчик и т.д.Для создания костюмов сказочных героев работаем в тесном контакте с учителем труда, что-то дети делают своими руками.

При проведении занятий столкнулись с такими трудностями, как зажатость у детей, сложность передать чувства героя, заучивание текстов и т.д.

Таким образом, использование данной программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, развивать фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества.


Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития

Творчество — это умственная гимнастика. Творчество — это ключ для развития мышления. Творчество — это свобода деятельности и мысли.

Творчество — это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в разнообразных жизненных ситуациях в современном мире. И в творческую деятельность необходимо вовлекать детей чем раньше, тем лучше.

Творчество отражает внутренний мир человека, его желания, стремления, переживания. Оно даёт человеку понятие о своей целостности. В момент творчества человек наиболее полно осознает свою индивидуальность, как личность. Способности к творчеству у всех детей разные. Они зависят от наследственности, темперамента, среды, которая окружает ребенка, от особенностей нервной системы, так музыкальный слух будет развиваться у детей с высокой чувствительностью иначе, чем у детей с низкой чувствительностью. Также большое значение, а во многом и определяющее, в развитии способностей к творческой деятельности имеют особенности обучения и воспитания.

Детям с ограниченными возможностями здоровья легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально. Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные средства.

Немалое значение имеет тот факт, что творчество позволяет ребенку выражать негативные чувства, такие как: злость, обида, ненависть, зависть, в социально приемлемой манере, ликвидируя их полностью, или понижая их активность.

Если ребенок нерешительный, боязливый, застенчивый, для него очень полезна творческая деятельность, она независимо от сюжета, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Дети с ОВЗ несамостоятельны, они постоянно нуждаются в помощи и поддержке взрослого, в следствие чего они лишены обширных контактов и не имеют того опыта от других сверстников, который имеют обычные дети. Эти дети имеют ряд ограничений в различных видах деятельности. Их возможности приобретения навыков и мотивация к различным видам деятельности сильно ограничена. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (боязливость, тревога, страх и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Часто они не могут выразить свои переживания и страхи, например, в игре, как это происходит у обычных детей, что приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, использование нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация). Все эти перечисленные техники привлекают своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей. С новыми материалами работа необходима, так как она формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоуважение, самоутверждение, снимает страх неудачи. Без самоутверждения, самоуважения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое.

Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, творческая деятельность, творчество, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности, способность.

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными.

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности. Развитие творческих способностей детей с ограниченными.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными.

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности. Организация художественного творчества детей.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными.

Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение.

Социализация детей с ограниченными возможностями.

творческая деятельность, развитие, ребенок, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности, способность.

Организация художественного творчества детей.

Организация художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности.

Развитие творческих способностей детей через.

Использование диагностики художественно-творческих способностей детей по тесту креативности по П.Торансу «дорисовывание

Интеграция видов творчества тесно связана с игрой. Игра является основой деятельности дошкольника и именно она дает возможность.

Организация работы с одаренными детьми в условиях.

творческая деятельность, развитие, ребенок, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности, способность

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения.

Возможности работы педагога-психолога по развитию.

способность, творческая способность детей, ребенок, деятельность, Лук, творческая способность ребенка, творческая. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Воображение основа всякой творческой деятельности. Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства.


В статье рассматривается один из способов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества на занятиях кружка. Описаны особенности развития творческих способностей учащихся с ОВЗ через освоение различных художественных материалов и техник.

Описание разработки

Введение

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

ДО предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.

Теоретическая часть

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Социализация ребенка с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Степень вовлеченности и приобщенности ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия.

Практическая часть

Ведущая идея программы кружка - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, творческой индивидуальности.

Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях кружка является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика(сила, амплитуда, скорость, точность движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.

В программу включены различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из ткани, соломки, бисероплетение, макраме, папье-маше, лепка из соленого теста, поделки из природного материала, кожи, поделки из бумаги и ниток, изготовление народной куклы.Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

В ходе работы педагогу нужно было найти различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т.д. С этой же целью и с целью социализации детей, в ходе занятия применяются различные дидактические игры. Занятия разработаны с учетом возрастных, психо-физических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники(рисование пластилином, свечой; витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д).Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Читайте также: