Доклад развитие речи в рамках этноэкологического воспитания в монолингвальной группы

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ЯЗЫКОВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассматривается поликультурный подход в языковом развитии дошкольников. Воспитание на основе поликультурного подхода предполагает воспитание толерантности, умения уважать интересы людей других национальностей. Реализация поликультурного подхода в языковом развитии дошкольников должна осуществляться во всех видах повседневной деятельности дошкольников.

Ключевые слова: поликультурный подход, толерантность, воспитание, речевое развитие, дети-билингвы.

THE MULTICULTURAL APPROACH TO THE LANGUAGES DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

Abstracts: the multicultural approach to the languages development of preschoolers is discussed in the article. The education based on the multicultural approach involves upbringing of tolerance, the ability to respect the interests of other nationalities. The implementation of the multicultural approach to the language development of preschool children should be realised in all types of daily activities of preschool children.

Key words: multicultural approach, tolerance, upbringing, the languages development, bilingual children.

Дошкольный возраст – тот период детства, в котором происходит не только активное становление речи и основных языковых навыков, но и формирование базиса личностной культуры. Именно это время считается наиболее благоприятным для воспитания интереса и уважения как к родной культуре, так к традициям и обычаям тех национальностей, с представителями которых дети сталкиваются ежедневно.

Важно построить образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал уважение к традициям своего народа, но в то же время активно изучал особенности других национальностей. В случае, если группу посещают дети-билингвы, данная задача встает особенно остро: необходимо, чтобы дети учились общаться на разных языках, не ущемляя интересы друг друга. Решить данные задачи возможно, помимо прочего, при активном языковом развитии детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Особенности поликультурного подхода

Воспитание на основе поликультурного подхода – это воспитание, опирающееся на культуру народов региона, в котором проживает ребенок, с приоритетом его национальных традиций. Кроме того, поликультурный подход предполагает воспитание толерантности, умения уважать интересы людей других национальностей.

Это особенно важно сегодня: детей, которые воспитываются в условиях билингвизма, в современных дошкольных учреждениях не мало. Таким малышам сложно усваивать языковые нормы двух народностей одновременно. Поликультурный подход предполагает всестороннее развитие детей-билингвов, среди основных направлений которого можно выделить:

• национальное воспитание (заключается в привитии любви к языкам, гордости и уважения к тем национальным особенностям, носителями которых они являются);

• формирование уважения и доброжелательности к людям других национальностей;

Кроме того, поликультурный подход оказывает положительное влияние на воспитание остальных детей в группе: благодаря ему они узнают много нового из жизни билингвов, учатся взаимодействию с детьми, разговаривающими на других языках.

Языковое развитие как инструмент поликультурного воспитания

Речь – основное средство коммуникации. Без развития языковых навыков овладение им становится невозможным. Поликультурное языковое развитие предполагает обучение дошкольников двум и более языкам. Если процесс такого обучения в дошкольном учреждении максимально организован, то и уровень общего речевого развития детей будет значительно выше. Особенно это касается тех случаев, при которых дошкольники являются вынужденными билингвами в группе сверстников, говорящих на не родном для них языке.

В данном аспекте языковое развитие выступает как основной инструмент поликультурного воспитания:

• происходит не только активное овладение разными языками, но и развитие общих речевых навыков (лексических, грамматических, произносительных), необходимых для становления речи в целом;

• ведется активная работа по воспитанию доброжелательного отношения к носителям языка, а также к их традициям и ценностям;

• дети учатся применять языковые нормы разных народностей в стандартных ситуациях (например, при общении между собой и с педагогом), грамотно излагать собственные мысли на том языке, который в данный момент является предпочтительным;

• растет словарный запас (в частности, дети знакомятся с тонкостями произношения одних и тех же слов на разных языках).

Способы реализации поликультурного подхода в языковом развитии дошкольников

Важно понимать, что поликультурный подход должен включаться во все виды повседневной деятельности дошкольников (прогулки, занятия, свободная игра и т.д.). Необходимо, чтобы дети учились разговаривать на разных языках как друг с другом, так и с педагогами.

Когда мы говорим о включении поликультурного подхода в повседневную жизнь воспитанников детского сада, то имеем ввиду, в том числе, игру. Известно, что она является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно через игру происходит усвоение и закрепление знаний, воспроизведение знакомых ребенку жизненных ситуаций, активное развитие речи.

В рамках языкового развития и поликультурного образования целесообразным будет использование следующих игр:

1. Сюжетно-ролевые. Здесь педагог может проявить фантазию и заинтересовать детей народными играми, связанными с изучением национальных традиций. Необходимо учить детей проговаривать новые слова на разных языках, знакомить их с фольклорными речевыми оборотами. Полезно разыгрывать с детьми сюжеты на национальную тематику, ставить театральные постановки по мотивам народных сказок.

3. Подвижные народные игры, благодаря которым дети не только пополняют словарный запас, но и активно двигаются.

Кроме того, необходимо знакомить детей с фольклором тех народов, языки которых они изучают. Пословицы и поговорки, короткие сказки и песенки, загадки и прибаутки помогают детям увидеть красоту национального языка, развивают умение различать речь того или иного народа на слух.

В работе по реализации поликультурного подхода в языковом развитии дошкольников важно постоянство. Она действенна в том случае, если педагог будет заниматься с детьми ежедневно. При этом дети будут чувствовать всю важность умения общаться на разных языках.

1. Алдошина М.И. Основы поликультурного образования: Учебно- методическое пособие / Алдошина М.И. – М.: изд. Литагент Директ Медиа, 2014 – 240с.

2. Башмакова Н.И., Рыжова Н.И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия//Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №2.

Сейчас остро стоит вопрос воспитания нового поколения людей, людей с высоким духовно-нравственным потенциалом. Как педагог и гражданин я глубоко убеждена, что сделать это можно только с той молодежью, которая любит свою Родину, свой край, стремится сделать ее жизнь лучше.

Я считаю, что любовь к Отечеству неразрывно связана с любовью к родному языку. Именно в родном языке утверждается народная гордость, народный дух, единство народной души. Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение родным языком. Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Именно поэтому народная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Ознакомление с народной культурой я осуществляю через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Изучение истории края начинается с этнокультурного уголка, где собраны подлинные предметы быта старины. Именно здесь впервые дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения.

В своей работе широко использую фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. Фольклор открывает перед детьми притягательную силу народного слова. Речь детей развивается, обогащается словарный запас новой лексикой и образными выражениями.

Использую дидактические игры:

Применяю лексические задания, способствующие предупреждению речевых недостатков, активизирующие словарь, развивающие у ребенка внимание к слову и его значению, формирующие умения быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово.

Например: Найдите противоположные по смыслу слова (Готовь сани летом, а телегу зимой; Слушай больше, а говори меньше; Труд кормит, а лень портит).

Вставьте пропущенные слова (Голоден как …Хитер как…Болтлив как … Грязный как …).

Большую помощь в моей работе оказывают родители. Они создают русские народные костюмы своим детям к праздникам, пополняют мини-музей старинных вещей, разрабатывают дидактические игры. Например:

ЦЕЛЬ: Выявить объем знаний русских народных сказок;

ЦЕЛЬ: выяснить знания детей предметов народного быта;

ЦЕЛЬ: выявить знания об особенностях жизни людей в прошлом и настоящем.

В сценарии праздников и развлечений стараюсь включать народные песни и танцы. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса.

Проводимая мной работа позволяет детям с детских лет впитывать традиции, дух и культуру своего народа, формировать любовь к своему языку, краю и Родине.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА

Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ребенку усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую акти.


педагогический опыт "Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников"

Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников.Актуальность и перспективность опыта.В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспита.

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес.


Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов ДОУ по теме: «Полилингваль.


статья "Формирование речевой культуры дошкольника средствами музыки"

В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования речи детей в детском саду, в частности на музыкальных занятиях.


"Формирование экологической культуры дошкольников через природу и климатические особенности родного края"

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.Экологически воспитан.

Воспитательные ресурсы семьи в формировании речевой культуры дошкольника

Воспитательные ресурсы семьи в формировании речевой культуры дошкольника.


В статье представлен опыт интеграции речевого и экологического образования с деятельностью воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

Ключевые слова: интеграция, экологическое воспитание, речевая деятельность детей, дошкольное образование, личностное развитие.

Нужно научить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знание не из книг, но из неба и земли, из дубов и букв, т. е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельство о вещах.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из их является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

Мир, окружающий ребёнка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником знаний для детского разума. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности.

К. А. Ушинский считал логику природы для ребёнка самой доступной и полезной. Окружающий мир, природа — это сильнейшее средство, которое может завладеть вниманием и чувством детей, пробудить доброе отношение, восхитить, удивить.

Н. Ф. Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития речи дошкольника и этетических переживаний ребёнка.

Интегрированный подход к экологическому и речевому развитию позволит формировать у дошкольников ценностное, системное представление о сложных взаимосвязях, существующих в природе, освоить экологические представления, совершенствовать речевую активность, приобщать к общечеловеческим ценностям, погрузиться в красоту природы и передать эту красоту в речевом и художественном образе.

При организации работы по развитию речи детей в процессе ознакомления с природой воспитатель должен правильно отбирать познавательный материал и тщательно продумывать методы и приёмы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Очень важно учитывать возрастные особенности детей: что можно требовать от ребёнка того или иного возраста, что он в состоянии понять и усвоить в процессе знакомства с природой.

В процессе бесед, проводимых во время наблюдений, труда в природе, различных опытов воспитатель уточняет словарь детей (солнышко пригревает, снег оседает, трава пробивается и т. д.). Таким образом: с одной стороны, словарная работа выступает условием успешного развития диалогической речи, с другой стороны, во время бесед происходит обогащение словаря, дети учатся находить наиболее полные слова для передачи своих мыслей.

Таким образом, в процессе интеграции речевого и экологического образования у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи.

Наблюдательность порождает в ребёнке привычку делать выводы, развивать логику, мысли, чёткость и красоту речи. Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательную взаимосвязь предметов и явлений природы.

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может реализоваться двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает учреждение, или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40 % учитываемого времени. И в том и другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.

Обучение ребёнка в детском саду — это не только познавательная подготовка дошкольников, но и духовно-нравственная и практическая деятельность, направленная на преобразование, на его сознание. Развитие личности ребёнка — это постепенное его вхождение в мир, определение своего места среди детей в соответствии с его индивидуально-ориентированными особенностями.

Актуальность проблемного качества дошкольного образования возрастает с каждым днем.

Воспитание — это постоянный поиск нового движения вперёд, к изучению окружающего мира. Детский сад ведет работу по формированию речевой деятельности детей дошкольного возраста. И если у детей наблюдается расстройство речи, нарушаются его коммуникативные и познавательные функции, что негативно влияет на формирование интеллекта ребёнка, ведет к нарушению эмоционально-волевой сферы, мешает развитию связной речи, и что особенно важно, отражается на готовности к обучению, усвоении грамотности, затрудняет общение с окружающим, ограничивает формирование представлений и становится проблемой в процессе формирования речевой деятельности детей дошкольного возраста.

В STEM-лаборатории есть разное оборудование для проведения опытов, отдельное место для материалов. Дети исследуют предметы, свойства материалов, проводят опыты с водой, льдом, снегом. В экологической комнате дети наблюдают за комнатными растениями, ухаживают за ними, проводят опыты с семенами и выращивают рассаду овощных культур (огурцов, помидор, лук, редис).

Таким образом, природа, окружающий мир, трудотерапия — вот те сильнейшие средства, которые могут завладеть вниманием и чувствами детей, побудить доброе отношение, восхитить и удивить их. Образы, представления и чувства, пережитые ребёнком в момент наблюдения, являются источником образов, которые в нужный момент оживают в сознании ребёнка и меняют его отношение к объекту.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, речевая деятельность детей, ребенок, Байкал, детский сад, дошкольное образование, личностное развитие, окружающий мир, доброе отношение, дошкольный возраст.


1. Этноэкологические аспекты духовной культуры / Ред. В.И. Козлов, А.Н. Ямсков, Н.И. Григулевич, М.: ИЭА РАН, 2005. 324 с.

3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энцикл., 2002. 527 с.

4. Цыбекмитова Г.Ц. Воспитательный потенциал этноэкологических знаний и их роль в формировании экологической культуры студентов // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 12. С. 184-194.

5. Сирина А.А. Чувствующие землю: экологическая этика эвенков и эвенов // II Этнограф. обозр. 2008. № 2. С.121-138.

6. Кокшарова Н.М. Дисциплины естественнонаучного цикла в контексте компетентностного подхода // Вестник НовГУ. 2009. № 53. С. 35-36.

8. Саввинов А.С., Григорьева Л.И. Природа как активный фактор, формирующий экологическое сознание обучаемого // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. 2016. №3 (03). С. 67-73.

Важнейшая задача человечества в ХХI в. представляется как необходимость сохранения окружающей среды посредством формирования экологической культуры общества. Особую актуальность приобретает проблема взаимодействия природы и человечества в современном индустриальном мире, в мире искусственных ценностей технического прогресса общества. Превращение природы в источник потребления человечества, ее обезличение привело к разрушению экологического баланса в окружающем мире. В результате этого современное общество получило несколько поколений людей с потребительским отношением к окружающей природе, что привело к разрушению природного равновесия. Необходим поиск путей, направленных на предотвращение надвигающейся масштабной экологической катастрофы. Как показывают многочисленные исследования по данной проблеме, одним из действенных механизмов решения проблемы является изменение ориентации человечества от технократических ценностей к экологически ориентированным ценностям. Для этого необходимы изменение мышления, формирование экологической культуры у подрастающего поколения на основе этнокультурных знаний.

Проблему экологического образования подрастающего поколения в педагогической науке рассматривал еще Я.А. Коменский, она была обоснована в его известном принципе природосообразности. Данный принцип также обоснован в трудах великих педагогов – Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистерверга и других его последователей. Принцип природосообразности понимался и трактовался разносторонне, но суть его заключалась в том, что гармоничное развитие личности подчинено и подобно процессам природы. В настоящее время можно утверждать, что развитие личности непосредственно зависит от воздействия окружающей природы, которая в свою очередь зависит от человеческого воздействия на нее. Таким образом, можно подчеркнуть ценность природы в образовании и воспитании ребенка как педагогического средства воздействия на развитие гармоничной личности, что в своих трудах отмечали также наши отечественные педагоги К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский.

Педагогические идеи великих педагогов прошлого о воспитании средствами природы стали основой развития современных теорий экологического образования. Теоретико-методологическая основа экологического образования разработана в трудах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Н.Ф. Виноградовой, Т.А. Куликовой и др. Вопросы формирования экологически культурной личности исследованы такими учеными, как Е.В. Асафова, Т.А. Козлова, Б.Г. Иоганзен и др. Взаимодействие этноса с окружающей природой рассматривается в трудах П.С. Гуревича, Л.Н. Гумилева, В.Г. Красько, М.С. Каган и др. Этнический подход в экологическом образовании и воспитании раскрыт в исследованиях Л.И. Григорьевой, А. Халимова, М.В. Емельяновой.

Недостаточная разработанность проблемы этноэкологического образования подрастающего поколения подтверждает актуальность темы исследования. Важность подготовки будущих педагогов к этноэкологическому образованию детей, формирования у студентов экологического сознания, ценностного отношения к окружающей среде, основанной на этнокультурных знаниях, обусловила выбор темы исследования.

Этнические общности народов Севера – это уникальный исторически сложившийся в суровых природно-климатических условиях социум. Эти народы с различными этнокультурными особенностями языка, обычаями, традициями при взаимодействии друг с другом имеют одно общее – ценностное отношение к природе. Этнопедагогические воззрения народов Севера определяют этнографические, фольклорные материалы, раскрывающие экологическую направленность воспитания подрастающего поколения.

Очевидно, воспитание детей у народов Севера имело характер экоориентированной направленности, основанной на этноэкологических знаниях. Испокон веков у народов Севера воспитание личности, способной выжить в суровых климатических условиях в гармонии с окружающей природой, было основным фактором жизнеспособности этносов. Знание этноэкологических традиций обеспечивало равновесие в соразвитии этносов и окружающей природы. Ведь опыт ведения традиционного хозяйствования, знания об особенностях окружающей среды, освоении новых территорий у народов Севера передавались из поколения в поколение в течение многих веков. У каждого поколения на основе привитых этноэкологических знаний предков вырабатывались определенные взаимоотношения и этнокультурные установки с природой и окружающим миром в целом.

– экологические проблемы республики Саха (Якутия);

– формирование экологической культуры школьников;

– традиции народов Севера как образец бережного отношения к природе;

– хрупкость северных экосистем и др.

Будущий учитель начальных классов должен знать не только принципы охраны природы, науку экологию в целом, но и особенности экологического состояния региона. Экологическая культура будущих педагогов основывается на знании этнической культуры народов Севера, их готовности к организации экологического образования младших школьников с учетом природной специфики региона.

Таким образом, преподавание этноэкологических основ природопользования с учетом специфики региона в курсе данных дисциплин направлено на формирование экологического образа мышления и опирается:

– на эколого-педагогический опыт коренных народов Республики Саха (Якутия) в системе экологического образования;

– на новейшие факты состояния окружающей среды;

– на данные природоохранительной деятельности различных экологических организаций.

Основной задачей учебно-воспитательного процесса в вузе является формирование у студентов ценностей, потребностей и мотивов, составляющих основу профессиональной культуры. Личность студента формируется и развивается не только в условиях учебного процесса, но и во внеучебной деятельности. Воспитательная работа во внеаудиторное время может являться эффективным способом подготовки компетентных специалистов.

Можно предположить, что внеаудиторная работа студента, являясь компонентом учебно-воспитательного процесса:

– развивает творческие и индивидуальные способности студентов;

– вовлекает студентов в эколого-педагогическую деятельность;

– раскрывает интересы к краеведению, к этнокультуре народов Севера, склонности студентов к природосберегательной деятельности.

Очевидно, что формирование этноэкологической культуры будущих педагогов носит системный характер и заключается в комплексном подходе к организации учебно-воспитательной работы, в единстве учебного и внеучебного процессов. Системность и единство всего образовательного процесса создают благоприятные условия для формирования у студентов экологической и этнической культуры.

– содержание дисциплин естественнонаучного цикла направлено на формирование экологического мышления, опирающегося на этнокультурный опыт природоохранительной деятельности коренных народов Республики Саха (Якутия);

– активизация внеучебной деятельности студентов в экологическом и этнокультурном направлении обеспечивается их практическим участием в мероприятиях по данным направлениям;

– систематизация этноэкологического образования студентов осуществляется через комплексный подход организации учебно-воспитательной работы, посредством единства учебной и внеаудиторной деятельности.

Читайте также: