Доклад развитие коммуникативных навыков

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 724 0

Развитие коммуникативных умений и навыков в различных видах деятельности.

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Проблема общения ребенка с ДЦП, сложности адаптации в группе сверстников имеет большее социальное значение. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных навыков детей с ОВЗ является одной из приоритетных задач специальных образовательных учреждений.

В коммуникативной деятельности школьников с ДЦП обнаруживаюся стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении, несовершенствование фонетических, лексических и грамматических средств языка, необходимых для реализации готового речевого продукта. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связанная речь. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить пересказ, правильно строить предложения, но в тоже время пользуются в основном простыми предложениями, при пересказе текста часто пользуются помощью.

Целостное изучение различных аспектов коммуникативной деятельности школьников с ДЦП, свидетельствующее о наличии у них стойких трудностей речевого поведения, убедило в необходимости разработки специальных педагогических условий, направленных на коррекцию основных структурных компонентов их коммуникативного акта.

Специальными педагогическими условиями, определившими эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми при наличии у них церебральных двигательных нарушений явились:

- учет особенностей и состояния речевой, познавательной и двигательной сферы ребенка в процессе формирования и развития коммуникативной деятельности;

- включение детей в позитивно мотивированную, социальную значимую, адекватную двигательному и интеллектуальному состоянию деятельность;

- оказание поэтапной поддержки в подборе средств коммуникации всем ее участникам;

- развитие активности и самостоятельности детей в коммуникативной деятельности, и адекватности использования средств общения.

Основным и обязательным усло­вием коррекционной работы, направленной на формирование речевой коммуникации у школьников с ДЦП считаю комплекс­ный подход к формированию навыков общения во всех видах детской деятель­ности.

Одним важным условием формирования общения в процес­се совместной детской деятельности является знание детьми способов осуществления самой деятельности.

Здесь я столкнулась с определенным рядом трудностей, так как у школьников с ДЦП недостаточно сформи­рованы навыки самой деятельности, в частности игровой. В связи с этим приходилось воздействовать не только на общение в процессе осуществле­ния деятельности, но и на формирование самой деятельности.

В основу коррекции игровой деятельности школьников с ДЦП была положена методикакомплексного руководства игрой (обогащение жизненного опыта детей; проведение совместных игр педагога с детьми и др.). Следовательно, формирование основных компонентов игровой деятельности способствует возникновению ситуации естественной речевой коммуникации.

Дидактические игры позволяют закреплять определенные варианты поведения детей в различных ситуациях общения, формируя умение выражать отношение к собеседнику с помощью вербальных и невербальных средств, передавать свое эмоциональное состояние и т.д.

В рамках формирования навыков общения школьников с ДЦП в ходе их совместной продуктивной деятельности были поставлены следующие задачи:

- сформировать у детей данной категории заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела;

- сформировать у них ориентировку на общий результат и осознание сво­ей значимости для его достижения;

-научить их активно воспринимать предложения инициатора: высказы­вать и отстаивать свое мнение, выражать отношение к соответствующему пред­ложению, демонстрируя согласие или отказ, мотивировать свою точку зрения.

Аналогичные возможности в плане формирования навыков общения со сверстниками несет совместная трудовая деятельность, поскольку она тоже яв­ляется продуктивной, и, кроме того, хозяйственный труд, труд по самообслу­живанию, труд в природе, ручной труд имеют достаточно выраженную обще­ственную направленность и значимость.

Следовательно, применение комплексного подхода обеспечивают эффективность процесса коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативной деятельности у детей с церебральным параличом. Необходимо подчеркнуть, что комплексное развитие коммуникативной деятельности школьников данного контингента открывает дальнейшие перспективы совершенствования ныне действующих программ школьных учреждений с учетом обязательного введения коммуникативно ориентированного метода в практику их обучения.

В изучении темы по самообразованию я нахожусь на первом этапе- это этап знакомства с педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.Для изучения данной темы я выбрала следующую литературу:

Эта книга помогает поближе познакомиться с особенностями общения ребенка. Она предназначена для работы с детьми, которые не имеют особых проблем с общением, с целью дальнейшего развития и совершенствования их коммуникативных навыков, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей, таких, как конфликтность, агрессивность, повышенная эмоциональность, замкнутость, застенчивость, нарушение самооценки и некоторых других, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Однако общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. В начале книги предлагаются несложные тесты, которые помогут лучше узнать особенности ребенка и выбрать для него именно то направление работы, которое необходимо.

Н.Е.Богуславская.

Авторами разработана интенсивная методика, обеспечивающая развитие коммуникативных способностей школьников. В книге содержится система занятий, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.

В соответствии с ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Особенно актуальной проблема развития коммуникативных способностей становится относительно детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу человека. Дети с раннего возраста страдают недостатком общения. Причин тому много:

- недостаток внимания со стороны взрослого

- изоляция ребёнка от детского коллектива

- гиперопёка родителей, приводящая к инфантилизации личности ребёнка

- физические нарушения и тяжёлые речевые расстройства

В дошкольной педагогике накоплено немало средств, развития коммуникативных способностей. Отрадно отметит, что сегодня учитывается индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Один из основных принципов дошкольного образования - это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания, становится субъектом образования. Анализируя и обобщая опыт работы с детьми, мы предположили, что театр способен оказать действенную помощь в стимулировании коммуникативной активности ребёнка, включая его в ситуацию игрового общения.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, а драматизация и театрализованные игры явились одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных умений и навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

— вступать в контакт со взрослыми и сверстниками

— слушать, слышать и понимать речь другого и адекватно на неё реагировать

— легко поддерживать контакт,

— использовать в речи невербальные средства общения

— регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Наша деятельность предполагает - ежедневное включение коммуникативной деятельности в педагогический процесс в виде различных форм, таких как: игры, упражнения, миниатюры, игры-импровизации, пальчиковый театр, театр кукол, инсценировки, игры-хороводы, драматизация, в процессе которых дети учатся на примере своих героев правильно строить диалоги и правильно говорить. Не секрет, что театр – это единственное живое искусство, способное моделировать человеческую речь

Особое место отводится русским народным сказкам: именно через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции, обычаи, жизненный опыт и отношение к миру.

Все подобранные произведения, сказки, стихи направлены на развитие коммуникативных способностей дошкольников помогают развивать связную речь детей.

Самым первым учителем в овладении речью, конечно же является мама. Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Коммуникативные навыки ребенка напрямую зависят от поведения его родителей, поэтому следует учитывать некоторые аспекты.

Я хочу предложить опыт использования коммуникативных игр, праздников и развлечений в семье Е. А. Бондаревич.

«Я и моя подруга для себя уже достаточно давно создали идеальный рецепт самого идеального общения со своим ребёнком. Это лучшего в мире домашние детского праздники, концерты, инсценировки. И, секрет его состоит в очень важном ингредиенте: хорошем настроении и уникальных развлечениях и конкурсах, придуманных в соответствии с интересами каждого, индивидуального, отдельно взятого ребенка.

Мы очень часто проводим тематические праздники, посвященные не только традиционным праздникам, но и другие мероприятия, которые нужны детям сегодня.

Мы проводим дни рождения, рождественские встречи, квесты, обыгрываем сюжеты из любимых мультфильмов, а также прививаем любовь к традициям и культуре других стран (Хэллоуин и День Благодарения, посвященные английскому языку.

Для чего же нужны тематические праздники для детей? В первую очередь, они имеют очень большое психологическое значение для моего ребенка. Ведь эти дни запоминаются и дарят новые интересные эмоции. На праздниках дети получают игровое общение с другими детьми, а также радость и смех, которых сейчас не хватает современным детям, нагруженным учебой и разными гаджетами.

На тематических праздниках мы обязательно проводим коммуникативные игры со сверстниками, где дети учатся взаимодействовать друг с другом. Сегодня этот навык у многих детей отсутствует, потому что дети чрезмерно увлечены интернет играми и интернет реальностью, где не нужно прилагать усилий для взаимодействия с окружающей средой, однако, этот навык необходим детям в дальнейшей жизни.

На наших праздниках дети по желанию могут испытать себя в новой роли, например, на празднике, посвященному любимым мультфильмам, дети могут почувствовать себя главными героями, сделать свою волшебную палочку и многое другое.

На Хэллоуин более старшие дети могут позволить себе то, что в обычной жизни запрещено, но так хочется. Они могут себе сделать страшный костюм, сделать из шаров тыквы и лопнуть их, поесть жевательных червяков, посоревноваться в разных конкурсах смешных и то же время погрузится в таинственную атмосферу Дня Всех Святых, а где еще дети смогут получить такие впечатления? И все это совсем не страшно, а весело и необычно, как представление, в котором ребенок сам становиться участником.

И все это проходит с пользой: дети решают логические задачи, соревнуются, думают, проявляют себя творчески, развиваются и учатся общаться друг с другом

Вот такие замечательные и мудрые родители есть в моей подготовительной группе. С ними легко и просто найти общий язык. Они поддерживают меня во всём и активно участвуют в жизни группы и детского сада.

Но главным залогом успешного развития детской коммуникабельности является уверенность ребенка в себе. Не бойтесь воспитать ”нарцисса”. Просто ваш малыш должен знать, что он умный, любимый и красивый. Тогда он не будет бояться улыбнуться прохожему или подойти поговорить с незнакомым сверстником. Именно самооценка является корнем большинства наших страхов.

А еще всегда интересуйтесь мнением малыша по тому или иному вопросу. Он должен чувствовать, что интересен вам. Для развития тактики общения и лидерских способностей чаще приглашайте в гости знакомых деток.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческо-коммуникативных способностей ребенка посредством театральной деятельности во взаимодействии с семьей Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но.

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы на развитие коммуникативных способностей Образовательная область: социально – коммуникативное развитие. Вид деятельности: основная образовательная. Возрастная группа: старшая группа.

Развитие коммуникативных способностей через внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий Актуальность. Одной из основных задач примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования. Дошкольное детство.

Правильное общение: коммуникативные способности дошкольников

Формирование способности к коммуникации, то есть общению, имеет важнейшее значение для социального и психологического развития ребенка. Оптимальные результаты отмечаются, когда обучение необходимым навыкам происходит в игровой форме.

Социальные психологи определяют дошкольный возраст как переломный в становлении коммуникативных навыков ребенка. В этот период ребенок начинает активно общаться со сверстниками, осваивает новые знания, сталкивается с различными моделями поведения.

Чтобы взаимодействие дошкольников происходило бесконфликтно и несло положительные эмоции, педагоги детского сада и сами родители должны отводить большую роль развитию у них коммуникативных способностей. Это позволит в дальнейшем облегчить адаптацию ребенка к школе, воспитать гармоничную личность.

Что дает развитие коммуникативных способностей

Ребенок дошкольного возраста, чьи навыки общения были умело скорректированы, обладает следующими качествами:

- активность;
- отзывчивость;
- общительность;
- адекватная самооценка;
- знание основных правил поведения;
- эмоциональная уравновешенность;
- умение вести диалог со сверстниками и взрослыми;
- умение избегать конфликтов;
- владение интонациями, мимикой, богатый словарный запас.

Методы развития коммуникативных способностей

Общение через игру. Ребенок дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей лучше всего воспринимает новые знания и усваивает навыки, если они были поданы в игровой форме. Именно поэтому обучение приемам общения должно проводиться с использованием игр, направленных на развитие эмоций, формирование умений избегать конфликтных ситуаций.

Наибольший эффект достигается, если педагог или родители применяют различные пособия и атрибуты в сюжетно-ролевых играх (игрушки, мячики, ленты) и демонстрируют стиль правильного поведения на собственном примере.

Общение через музыку. Особенность музыки напрямую влиять на эмоциональное состояние человека может с успехом использоваться для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Музыкальное воспитание детей не только приобщает их к классическому искусству и формирует хороший вкус, но и способно значительно ускорить процесс закрепления навыков общения.


Музыка может применяться фоном во время игр на развитие коммуникативных способностей у детей, или же прослушивание музыкального произведения становится главной целью занятия. К музыкотерапии также относятся пение, танцы, ритмика, обучение дошкольников игре на несложных музыкальных инструментах, дирижированию. Все эти действия сплачивают детский коллектив и повышают самооценку каждого отдельного ребенка.

Общение через театральную деятельность. Участие в театрализованных постановках успешно помогает дошкольникам преодолеть такие качества, как робость, застенчивость, неумение вести диалог со сверстниками, излишнюю агрессивность и эгоизм.

Разыгрывание на сцене различных ситуаций развивает и закрепляет коммуникативные способности ребенка, прививает интерес к художественной литературе, обогащает словарный запас, учит невербальному общению. Театральное творчество корректирует эмоциональный фон дошкольника, на наглядном примере знакомит его с основными понятиями добра и зла, развивает фантазию и знакомит с многообразием окружающего мира.

Гост

ГОСТ

Значение процесса общения в жизни человека

Большая часть жизни человека, как социального существа, посвящена общению. Именно в общении люди оказывают друг на друга непосредственное воздействие, которое отличается по сложности. Это может быть простое воздействие в виде просьбы или предложения, либо сложное, проявляющееся в различного рода манипуляциях. От того, насколько человек владеет искусством общения, зависит успех в различных делах и деятельности в общем.

Искусство коммуникации включает в себя множество компонентов: умение слышать своего собеседника, понимать его обращения, выстраивать свою речь и формировать линию поведения, в соответствии с ситуациями.

Содержание понятия общения

В современной психологии существует три стороны в процессе общения:

  • коммуникативное общение;
  • перцептивная сторона общения;
  • интерактивная сторона общения.

Коммуникативное общение - это процесс обмена информацией между двумя или более собеседниками.

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия собеседниками друг друга, обязательным здесь является создание атмосферы взаимопонимания.

Интерактивная сторона общения включает в себя создание определенных условий для эффективного построения взаимодействия людей друг с другом.

Процесс развития коммуникативных навыков предусматривает обучение человека тому, как именно возможно донести мысль до собеседника, чтобы она была понятной и не возникало разногласий в процессе взаимодействия. В данном процессе большое значение имеет точность и лаконичность речи.

Ошибки общения зачастую связаны с определенными психологическими сложностями, имеющимися у человека. Среди таких сложностей можно выделить:

  • замкнутость;
  • стеснительность;
  • тревожность.

Эти психологические особенности чаще всего выступают в качестве препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей и чувств.

Готовые работы на аналогичную тему

Данные препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей называют коммуникативными барьерами.

Необходимо отметить, что коммуникативные способности личности не являются врожденными, благодаря целенаправленной работе по развитию данных качеств человек имеет возможность преодолеть имеющиеся у него барьеры общения.

В настоящее время психологами разработано множество тренингов и занятий, направленных на развитие коммуникативных способностей и преодолении барьеров в общении.

Тренинги, которые направлены на развитие коммуникативных умений и навыков в своей структуре имеют несколько уровней и ступеней.

Первый уровень- это развитие умений убеждать своего собеседника в своей точке зрения, навыков невербального общения и воздействия на собеседника, способности к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

На дальнейших уровнях оттачивается мастерство общения, разрабатывается тактика и стратегия поведения в различных жизненных ситуациях.

Рекомендации по преодолению барьеров в общении

Каждый человек с детского возраста владеет определенными шаблонами общения:

  • как приветствовать друг друга,
  • как просить другого человека о чем-либо,
  • как отказать,
  • как попросить прощения и т.д.

В ситуации поверхностного общения с другими людьми данных шаблонов вполне достаточно для построения эффективного общения, и сложностей не возникает. Однако в случае возникновения нестандартной ситуации общения возможно появление волнения и в результате сложностей в построении процесса общения.

Позднее человек, проанализировав ситуацию, понимает, как именно стоило выстроить ситуацию общения, как именно нужно было себя вести, на что обратить внимание и что именно сказать. Именно для того, чтобы научится преодолевать подобные ситуации необходимо обязательно обращать внимание на процесс развития коммуникативных умений.

Для того, чтобы преодолеть ситуацию возникновения коммуникативных барьеров необходимо понимать причины их возникновения.

Наиболее частыми причинами являются:

  • застенчивость и как следствие отсутствие легкости в разговоре, ненужные паузы и желание как можно быстрее закончить разговор;
  • страх быть неправильно понятым;
  • излишнее внимание к своему внешнему виду и впечатлению, которое он производит на собеседника.

Значение развития коммуникативных навыков

Развитие коммуникативных навыков личности имеет огромное значение для ее развития в целом. Умение правильно и эффективно выстроить процесс общения способствует построению наилучшего понимания грамотного взаимодействия с другими людьми, формированию наилучшего понимания каким образом общение влияет на коммуникацию с другими людьми и жизнедеятельность человека в целом.

Коммуникативные навыки имеют большое значение для процесса формирования круга общения человека, новых знакомств, появления друзей, деловой коммуникации, общения с ближайшим окружением и социальному взаимодействию в основных сферах жизни человека.

Умение конструктивно выстраивать процесс коммуникации играет огромную роль в процессе недопущения и разрешения конфликтных ситуаций и построению достаточно сложного процесса взаимного общения и поиска понимания.

Человек, который способен к общению, открыт ему и готов к диалогу с другими людьми, способен избежать множеств трудностей и проблем, как в личной, так и в профессиональной жизни, таких как:

  • отсутствие взаимопонимания с окружающими людьми;
  • конфликты.

Коммуникативные умения и навыки составляют особый поведенческий комплекс человека и позволяют ему:

Читайте также: