Доклад работа с текстом информатика 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Фрагмент – произвольное количество следующих друг за другом символов текста: один или несколько символов, слово, строка, предложение, абзац или даже весь документ.

Форматирование текста – процесс его оформления.

Основная литература:

1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.

Дополнительная литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Текстовый документ – это информация, которую можно представить на бумажном, электронном или другом носителе в текстовой форме. Существуют разные виды текстовых документов: это статьи, рассказы, объявления, инструкции, ведомости, стихи и другие. Сегодня на уроке мы научимся создавать текстовые документы, а также оформлять его, редактировать, если это необходимо, дополнять чем – либо.

При вводе текста нужно выполнять следующие правила:

  1. не следить за концом строки: курсор автоматически переходит на следующую строку;
  2. для того, чтобы начать новый абзац, нужно нажать на клавишу Enter;
  3. там, где нужно, использовать прописные буквы;
  4. соседние слова отделяются пробелом один раз;
  5. знаки препинания писать слитно с предшествующим словом и отделять пробелом от следующего слова;
  6. кавычки и скобки пишутся слитно с соответствующими словами;
  7. тире обособляется пробелами с двух сторон;
  8. дефис пишется слитно с соединяемым им словом.

Лишний символ, пропущенный символ и неверный символ. Все эти ошибки можно устранить. Например, чтобы вставить пропущенный символ, можно установить курсор на месте вставки символа и нажать на нужный символ.

При редактировании текст можно просматривать несколькими способами: с помощью полос прокрутки, специальных комбинаций клавиш, а также с помощью функции проверки правописания.

Текстовый редактор всегда находится в одном из двух режимов – вставки или замены. Чтобы их переключить, используется клавиша Insert.

Выполнять редактирование можно не только со всем текстом, но и с отдельными его фрагментами, например, символов, строк, предложений, слов, абзацев. Чтобы выполнять какие–либо действия с фрагментом текста, его нужно выделить.

Выделенный фрагмент можно:

  1. удалить из текста,
  2. вырезать, то есть поместить в специальный раздел памяти, называемый буфером обмена,
  3. копировать в буфер обмена,
  4. вставить из буфера обмена.

Выполнить все перечисленные действия можно и с помощью кнопок панели инструментов: вырезать, копировать, вставить.

Просматривая различную литературу, можно заметить, что текст оформлен по-разному. Процесс оформления текста называется форматированием. Основная цель форматирования – сделать восприятие готового документа простым и приятным для читателя. Делается это, в первую очередь, за счёт одинакового оформления однотипных структурных элементов текста.

К способам форматирования относятся: прямое форматирование и стилевое форматирование.

При прямом форматировании текста применяют такие действия, как выбор вида шрифта, его размер, начертание, цвет.

К основным свойства абзаца относятся: выравнивание, междустрочный интервал, интервалы до и после абзаца, отступы слева и справа, красную строку.

При работе с большими текстами используют, как правило, стилевое форматирование. Смысл этой операции заключается в том, чтобы придать структурным элементам текста, например заголовкам, одинаковый набор параметров форматирования: шрифт, его начертание, размер, междустрочный интервал и так далее.

Приёмы форматирования можно применить и к страницам, предназначенным для печати на принтере. Здесь роль играет ориентация страниц: альбомная или книжная, поля: верхнее, нижнее, левое, правое, размещение номера страницы или колонтитула.

К преимуществам стилевого форматирования относятся: экономия времени, единообразие в оформлении текстового документа, быстрое изменение вида отдельных элементов во всём документе.

Как правило, текстовая информация воспринимается лучше, если она визуализирована, то есть, снабжена иллюстрациями, списками, таблицами и прочее. Современные текстовые процессоры позволяют включать в текст различные графические изображения. Сделать это можно несколькими способами: вставить изображения из файла, из коллекции Microsoft Office, из коллекции встроенных схем и диаграмм, а также создать из векторных примитивов. Изображения в документе также можно редактировать.

Все возможные перечни в документах оформляются с помощью списков. Списки могут быть нумерованными и маркированными. Элементы нумерованного списка обозначаются с помощью чисел или букв.

Элементы маркированного списка обозначаются с помощью значков-маркеров.

По своей структуре списки могут быть одноуровневыми и многоуровневыми.

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, часто используют таблицы, состоящие из столбцов и строк. Каждая таблица имеет общий заголовок, верхний и боковой заголовки, а на пересечении столбцов и строк образуются ячейки. Ячейки таблицы могут состоять из слов, картинок, чисел.

Итак, сегодня мы узнали, как создавать текст, какие операции можно с текстом выполнять. Познакомились с понятием визуализация информации в текстовых документах.

Материал для углубленного изучения темы.

Руки солиста ‑ это клавиатурный тренажер для школьников средних классов. Он разработан для выработки навыков слепого десятипальцевого метода набора на клавиатуре. Тренажер разработан по методике В. В. Шахиджаняна и применяется на уроках информатики в школах России.


Программа включает 3 курса обучения слепой печати ‑ для 7, 8, 9 классов. Есть многопользовательский режим, что позволяет использовать программу в классах для обучения (в школах и высших учебных заведениях). Программа позволит обучиться слепой печати за 3 учебных года (в программе 100 упражнений разделенных на 3 части), но, при желании, процесс обучения можно ускорить.


Программа является бесплатной, легко скачивается на компьютер. Далее её нужно установить. Устанавливается клавиатурный тренажёр также легко, нужно лишь следовать за установщиком.

Далее на рабочем столе появляются значки:

Открываем любой файл и видим:


Вводим свои данные с указанием класса и курса. Если вы ранее создали пользователя, то после запуска программы вам будет показано это окно.

Здесь можно:

Возможности настроек:

  • Выбор размера шрифта (средний и мелкий).
  • Включение метронома и настройка его частоты.
  • Отключение раскраски зон клавиатуры, расстановки пальцев и показ следующей клавиши.


  • После того как выбрали нужное задание - предстоит прочитать вступительный текст.
  • Вступительный текст состоит из методических указаний (правильная посадка, расстановка пальцев, правила слепого десятипальцевого метода), содержания задания и советов, которые помогут стать волевым, целеустремленным, активным, умеющим добиваться поставленной цели.

В окне выполнения занятия можно увидеть:

  • Фразы известных людей (будут полезны для самомотивации и общего развития).
  • Панель управления (здесь можно закончить выполнение задания, начать задание заново и включить/отключить метроном).
  • Окна с набираемым и набранным текстом.
  • Справа расположена шкала прогресса.
  • Ошибки: допущено ошибок и лимит ошибок в задании.
  • Время выполнения задания.
  • Ритмичность показана на шкале и в цифрах.
  • В окне вывода результатов помогут бороться с ошибками, покажут результаты, и похвалят, либо немножко поругают.

№1. Тип задания: Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Три учительницы: Инга Петрова, Татьяна Михайлова, Светлана Андреева преподают: ботанику, музыку и черчение в школах Москвы, Ужгорода и Твери. Известно что: Инга Петрова работает не в Москве, а Татьяна Михайлова не в Ужгороде; та, которая живет в Москве, преподает не черчение; работающая в Ужгороде учитель ботаники; Татьяна Михайлова преподает не музыку; кто в каком городе живет, какой предмет преподает?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Создайте текстовый документ: Пуск → Все программы → Microsoft Office → Microsoft Office Word .

2. Установить поля: 3. Включить кнопку: панель Главная → отобразить

hello_html_m39558585.jpg

все знаки

hello_html_m73d8572a.jpg

hello_html_a65a48d.jpg

4. Изучить обозначение непечатных знаков

hello_html_68b0bea2.jpg

Задание 2. Переписать в тетрадь правила набора текста.

1. В тексте не может быть нескольких пробелов подряд.

2. После любого разделительного знака идет пробел (исключение – открывающиеся скобка или кавычки).

3. Перед любым разделительным знаком не должно быть пробела (исключение – закрывающиеся скобка или кавычки).

4. Если подряд идут два разделительных знака, пробел между ними не ставится.

5. Тире отделяется пробелами с обеих сторон, дефис не отделяется.

Задание 3. Произвести форматирование абзаца

hello_html_6cc38d31.jpg
hello_html_e88d440.jpg

Задание 4. Наберите следующий текст.

Стандартные программы ОС Windows

Калькулятор . Позволяет произвести вычисления высокой степени сложности. Имеет два вида: обычный (для простейших арифметических действий) и инженерный (для более сложных расчетов с возможностью использования двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления).

Блокнот . Это простейший текстовый редактор . Используется в случае, если нужно просто записать несколько слов или предложений (аналог записной книжки).

Графический редактор Paint . Позволяет создавать несложные рисунки в растровом формате с использованием набора базовых инструментов.

При наборе текста использовать приведенные ниже параметры форматирования и шрифты.

- Заголовок . Абзацные отступы: красная строка – 0, левая граница – 0, правая граница – 2, центрирование. Шрифт Comic Sans MS , размер 14, полужирное начертание, курсив, цвет – красный.

- Первый абзац . Абзацные отступы: красная строка – 1, левая граница – 0, правая граница – 5, выравнивание по ширине. Шрифт Times New Roman , размер 12, цвет – черный. Для выделения слов использовать полужирное начертание (темно-синий цвет), курсив (темно-синий цвет).

hello_html_321914c8.jpg

hello_html_b4cd806.jpg

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 4.1. Текстовые документы и технологии их создания

Информатика. 7 класса. Босова Л.Л. Оглавление

4.1.1. Текстовый документ и его структура

Любой текстовый документ состоит из разделов (хотя бы из одного), которые, в свою очередь, могут содержать подразделы и т. д. Например, ваш учебник состоит из пяти крупных разделов — глав; каждая глава состоит из параграфов; параграфы разбиты на пункты. Глава, параграф, пункт — это примеры разделов. Каждый раздел имеет название или заголовок. Различают заголовки разделов 1-го уровня (например, названия глав), 2-го уровня (названия параграфов), 3-го уровня (названия пунктов) и т. д. Названия разделов разных уровней составляют оглавление документа.

Текст внутри раздела по смыслу разбивается на абзацы. Чаще всего каждый новый абзац начинается с красной строки. В этом пункте (4.1.1) выделено 7 абзацев.

В абзаце можно выделить отдельные строки, слова и символы — символьные структурные элементы.

Документ кроме текста может содержать рисунки, таблицы, схемы и т. д.

4.1.2. Технологии подготовки текстовых документов

На протяжении тысячелетий люди записывают информацию. В течение этого времени менялось и то, на чём записывали информацию, и то, с помощью чего это делали. Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было переписать. А это очень длительный и трудоёмкий процесс.


Большинство текстов, создаваемых на компьютере, выводятся на печать и используются в традиционной бумажной форме (документы на всевозможных бланках, газеты, журналы, учебники, справочники, научно-популярная и художественная литература и пр.). Наряду с этим в последнее время широкое распространение получили электронные книги — компактные устройства, предназначенные для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде.

Можно указать ряд преимуществ электронных книг перед традиционными:

Основные недостатки современных электронных книг:

• сравнительно высокая стоимость;
• большая чувствительность к физическому воздействию, чем у печатных книг;
• менее высокая контрастность изображения по сравнению с изображением на бумаге.

4.1.3. Компьютерные инструменты создания текстовых документов

Подготовка текстов — одна из самых распространённых сфер применения компьютеров. На любом компьютере установлены специальные программы для создания текстовых документов.

Текстовый редактор — это прикладная программа для создания и обработки текстовых документов.

Существуют простые текстовые редакторы и текстовые редакторы с расширенными возможностями (текстовые процессоры).

Простой текстовый редактор удобен для создания небольших несложных по структуре и оформлению текстов. Такие тексты состоят из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры компьютера. Таблицы, формулы, схемы, чертежи простой текстовый редактор обрабатывать не может.

Примером простого текстового редактора является программа Блокнот. Наиболее часто она используется для просмотра и редактирования текстовых файлов, имеющих расширение txt. В программе Блокнот реализован минимум возможностей для оформления текстового документа. Многие пользователи применяют программу Блокнот в качестве простого инструмента для создания web-страниц.?

Текстовый процессор — это текстовый редактор с широкими возможностями, позволяющий не только писать письма, рассказы, стихи, доклады, статьи для школьной газеты, но и выполнять автоматическую проверку правописания, изменять вид и размер шрифта, включать в документ таблицы, формулы, рисунки, схемы, звуковые фрагменты и многое другое.


• Word, входящий в состав пакета Microsoft Office.


Для подготовки буклетов, брошюр, газет, журналов и книг используются такие мощные профессиональные программные средства, как издательские системы.


Вдоль верхнего края окна приложения располагается строка заголовка, содержащая имя документа, имя программы и кнопки управления.

Ниже строки заголовка расположена строка меню, содержащая имена групп команд, объединённых по функциональному признаку.

Под строкой меню может находиться несколько панелей инструментов, в том числе Стандартная и Форматирование.

Далее следует градуированная в сантиметрах линейка, с помощью которой определяются границы документа.

Рабочая область — это основная часть окна, предназначенная для создания документа и работы с ним. В рабочем поле находится курсор, чаще всего имеющий вид вертикальной линии, указывающей позицию рабочего поля, в которую будет помещён вводимый символ или другой элемент документа.

В строке состояния (нижняя часть окна) выводится справочная информация; там же указывается номер страницы, в которой расположен курсор.

Вопросы и задания

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Текстовый документ — это представленная на бумажном, электронном или ином материальном носителе информация в текстовой форме. Основными структурными единицами текстового документа являются раздел, абзац, строка, слово, символ.

Компьютерные инструменты создания текстовых документов можно разделить на простые текстовые редакторы, текстовые процессоры и издательские системы.

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

3. Назовите основные структурные единицы текстового документа.

5. Назовите основные разновидности компьютерных инструментов создания текстовых документов.

6. Имеете ли вы опыт работы с текстовым редактором? Если да, то с каким именно? Можно ли этот текстовый редактор считать текстовым процессором?

7. Назовите основные элементы окна текстового процессора. Укажите общие элементы окна текстового процессора и окна графического

1. Для удобства ввода и форматирования текста можно воспользоваться инструментом Непечатаемые символы (на панели инструментов кнопка вида ¶):

¶ - символ конца абзаца (после нажатия клавиши Enter);

→ - символ табуляции (Tab);

- символ неразрывного пробела.

2. Не использовать для разрыва предложения ручное прерывание (нажатие клавиши Enter), воспользоваться возможностями текстового редактора автоматического переноса текста на следующую строку.

3. В сложных словах ставится дефис, а в предложениях в качестве замены глагола связки используется длинное тире.

4. Знаки препинания пишутся слитно со словом, за которым следуют.

5. Пробел вставляется после знаков препинания.

6. Заголовки оформлять заглавными буквами, позиционировать по центру, не разрывать с помощью клавиши Enter, только с использованием клавиши

7. После создания текстового документа осуществляют проверку на правописание: Сервис/Правописание.

8. Для выделения объекта пользоваться следующими приёмами:

Элемент текста

Способ выделения

Установить мышь на слово и щелкнуть левой кнопкой 2 раза

Указать мышью на полосу выделения напротив строки и щелкнуть, при перемещении мыши по тексту с фиксированной левой кнопкой можно выделить смежные стороны.

Установить мышь на любую позицию, нажать клавишу Ctrl и щелкнуть.

Указать мышью на полосу выделения и щелкнуть 2 раза.

Щелкнуть мышью по рисунку.

Выполнить команду Таблица/Выделить/Таблица

Задание: создать текстовой документ по образцу с заданными параметрами.

Директору ХСШ
Аникеенко З.А.
ученика 11 класса
Петрова Ильи

Я, Петров Илья, не посещал уроки продолжительное время из-за плохого самочувствия. Прошу предоставить мне возможность для сдачи зачетов по всем темам учебных программ.

1 шаг. Запуск текстового процессора MS WORD

Выполнить последовательность команд: Пуск/Программы/Microsoft Word.

2 шаг. Задать параметры страницы.

  • Открыть диалоговое окно – Файл/Параметры страницы.
  • На вкладке Размер бумаги выбрать в раскрывающемся списке формат А4.
  • Задать ориентацию бумаги – Книжная.
  • На вкладке Поля задать размеры полей: левое – 2,5 см; правое – 2см; верхнее – 2 см; нижнее – 2 см.
  • Закрыть окно.

3 шаг. Задать режим отображения документа.

  • Выбрать команду Вид/Разметка.
  • Выбрать масштаб отображения документа (75%).

4 шаг. Набрать текст без форматирования

5 шаг. Форматирование документа.

7. Формат/Абзац/Межстрочный/Полуторный.

2. Перевести указатель отступа первой строки на значение 9.

9. На горизонтальной линейке указатель отступа первой строки перевести на значение 1.

10. Установить курсор между двумя значениями последней строки.

11. Задать команду Формат/Абзац/Табуляция.

6. Выделить следующие три строчки.

12. В появившемся окне задать выравнивание по центру и установить счетчик на значении 11.

6 шаг. Сохранение документа.

  • Задать команду Файл/Сохранить как…
  • Ввести имя файла.
  • Нажать Ок.

IV. Выполнение лабораторной работы (Вариант №2);

Контроль знаний (Вариант №1).

Какая из систем счисления является оптимальной для представления данных в технических устройствах?

а) десятичная; б) римская; в) двоичная; г) восьмеричная.

В какой из систем счисления значение числа не зависит от ее позиции в числовом ряду?

а) десятичная; б) римская; в) шестнадцатеричная.

Какая строка окна отображает имя раскрытого объекта?

а) меню; б) строка заголовка; в) адресная строка; г) строка состояния

а) конъюнкцией; б) дизъюнкцией; в) импликацией.

а) двоичной; б) восьмеричной; в) шестнадцатеричной.

Как в двоичной системе записывается число 2?

а) 100; б) 101; в) 10; г) 02.

В какой системе счисления нет числа 120?

а) восьмеричной; б) десятичной; в) двоичной; г) шестнадцатеричной

8. Как называется наука о формах и способах мышления?

Вариант №1. (ответы)

1. Какая из систем счисления является оптимальной для представления данных в технических устройствах?

а) десятичная; б) римская; в) двоичная; г) восьмеричная.

2. В какой из систем счисления значение числа не зависит от ее позиции в числовом ряду?

а) десятичная; б) римская; в) шестнадцатеричная.

3. Какая строка окна отображает имя раскрытого объекта?

а) меню; б) строка заголовка; в) адресная строка; г)строка состояния

а) конъюнкцией; б) дизъюнкцией; в) импликацией.

а) двоичной; б) восьмеричной; в) шестнадцатеричной.

6. Как в двоичной системе записывается число 2?

а) 100; б) 101; в) 10; г) 02.

7. В какой системе счисления нет числа 120?

а) восьмеричной; б) десятичной; в) двоичной; г) шестнадцатеричной

8. Как называется наука о формах и способах мышления?

логика

Выполнение лабораторной работы (Вариант №1);

Контроль знаний (Вариант №2).

1. Отмена действий

а) Файл /закрыть/нет

2. Открытие документа

3. Закрытие не сохраненного документа

4. Изменение масштаба

г) правка /отменить

5. Изменение параметров шрифтов в текстовом фрагменте

д) таблица/ число столбцов и строк

6. Создание таблицы

е) Выделить нужный фрагмент и выбрать нужные параметры

7. Форматирование страницы

ж) файл/параметры страницы/размер бумаги

8. Изменение стиля текущего абзаца

з) схема расположения документа на листе

9. Печать документа

л) задание левой и правой границ

м) часть текста, рассматриваемая как неделимая страница

н) объединение данных из двух файлов в один документ

о) заголовок документа

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

г

в

а

б

е

д

ж

к

и

о

м

з

л

н

VI. Рефлексия

  • В современном мире успешен тот, кто умеет выгодно использовать свои знания и интеллектуальную собственность;
  • Рассуждать и убеждать – этому можно и нужно научиться;
  • Творчество – специфическая форма решения проблем, и каждый человек от рождения обладает талантом в этой области. Творчество и знание – залог успеха в жизни.

VII. Задание на дом. повторить правила работы с текстом.

Читайте также: