Доклад проректора по цифровизации

Обновлено: 08.07.2024

К началу нового учебного года в российских вузах должна появиться новая должность - цифровой проректор. Такое поручение министерству науки и высшего образования дал на мартовской встрече с ректорами в Казани вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Новость волной прошлась по вузам. Еще один проректор? Зачем? Но на том же совещании было поручено добавить в программы развития вузов разделы по цифровому "апгрейду", а учебные программы "сдобрить" модулями, развивающими у студентов цифровые навыки. И глава Минобрнауки Валерий Фальков пообещал: стандарты вузовского образования изменятся в самое ближайшее время. Учитывая такой фон, необходимость проректора по цифре в вузе выглядит вполне актуально и перспективно. Разберемся, что к чему.

Число проректоров в каждом вузе - разное. Этот пункт - на усмотрении руководителя. Например, в МГТУ им. Баумана их 9, в СПбГУ - 8. А в МГУ - 16. И это понятно - число проректоров во многом зависит от размера университета, количества направлений, числа иностранных студентов. Впишется новая должность в эту систему? Пока одни шепчутся в интернете о том, нужно это или нет, в некоторых вузах "цифровики" уже приступают к работе. Например, с 1 апреля проректор по цифре есть в Дальневосточном федеральном университете.

- Вопреки разговорам, новая должность не равна, скажем, позиции IT-директора, - рассказал "РГ" проректор по цифровизации ДВФУ Николай Заривной. - "Цифровой" проректор шире смотрит на вопросы так называемой "цифровой зрелости" университета. Чтобы к ней прийти, нужно оцифровать не только рабочие процессы, но и само обучение.

Надо сказать, что в тех вузах, которые уже давно и активно используют цифровые технологии, новость о "цифровом" проректоре восприняли спокойно.

- Когда университет готовит кадры для цифровой экономики, ведет подготовку специалистов по IT-специальностям, очевидно, что его внутренний ресурс укомплектован, - считает проректор РТУ МИРЭА Игорь Тарасов. - Более того, в технологических вузах каждый проректор и так, в той или иной степени, отвечает за развитие цифровых процессов, и кадровых проблем тут не возникнет.

Но цифровизация должна касаться всех вузов в стране, независимо от их профиля, подчеркивает Тарасов. Ведь сегодня это, в первую очередь, связано с качеством самого образования и уровнем подготовки будущих специалистов. Неважно, в каком вузе учатся студенты, уровень знаний и возможность доступа к современным технологиям должны быть одинаковы. Поэтому человек, отвечающий за это, необходим.

В Тверском госуниверситете вопросами цифровизации занимается проректор по цифровому развитию и информационным технологиям. Как рассказала ректор Людмила Скаковская, в ТвГУ есть свое цифровое образовательное пространство, а еще на базе вуза открыта первая региональная киберспортивная школа, где занимаются более 30 человек.

В Костромском госуниверситете по линии "цифры" работают уже лет пять: все связанные с этим вопросы координирует первый проректор.

- У каждого студента сегодня, конечно, должны быть знания, позволяющие свободно работать с информационными технологиями. Это сейчас в центре внимания университета, - отмечает ректор Александр Наумов.

Во Владивостокском госуниверситете экономики и сервиса департамент цифрового развития появился лишь месяц назад, а "цифровой проректор" работает в университете с начала нынешнего года. Но, по сути, вуз "живет" цифрой еще с конца 90-х годов ХХ века. Главным по "цифре" там стал доктор экономических наук, профессор Владимир Крюков. Его "бэкграунд" - 20 с лишним лет работы по ИТ-тематике и создание уникальной концепции "Электронный кампус университета".

Ответственные за цифру есть, как оказывается, во многих вузах и не первый год. Зачем же тогда отдельная должность?

- Пока нет единой программы цифровой трансформации, которая была бы утверждена профильными ведомствами, - говорит гендиректор Университета 20.35 Нина Яныкина. - А появление в вузах "цифровиков" позволит университетам гораздо быстрее достичь цифровой зрелости. Самое важное в работе нового проректора - умение обращаться с данными и принимать решения на их основе. Причем, решения разные - и по учебным программам, и по управленческим моментам.

Осталось дождаться официальных рекомендаций от Минобрнауки. Работа над ними, как рассказали "РГ" пресс-службе ведомства, идет полным ходом.

- Для того, чтобы быть в авангарде образовательных процессов, необходимо серьезное ускорение цифровой трансформации образования, - сообщили в пресс-службе Минобрнауки. - Появление должности профильного проректора, который будет отвечать за вопросы цифровизации вуза, позволит сделать это в максимально сжатые сроки.

Владимир Зернов, ректор РосНОУ, председатель Ассоциации негосударственных вузов России:

- Несомненно, в вузе должен быть ответственный за цифровизацию, как бы ни называлась его должность. Но гораздо важнее системные меры. Прежде всего, нужны единые правила работы вузов в дистанционном режиме, современное оборудование, качественный контент как в офлайн-, так и в онлайн-режиме.

Анна Маркс, директор Института прогрессивного образования:

- Важно, чтобы проректором по цифре стал не "главный по железу", а профессионал, который сможет грамотно, творчески внедрять технологии в учебный процесс. Это человек, у которого есть видение развития образовательных технологий лет на 10 вперед.

Готовых проректоров по цифровизации сейчас очень мало. Фактически речь идет о принципиально новой профессии на стыке информатизации и педагогики. Этих специалистов нужно тщательно подбирать, отправлять на учебу и обмен опытом в ведущие мировые университеты, как только появится такая возможность.

Более года мы живём в условиях пандемии. Перемены — незначительные или глобальные — затронули все сферы жизни общества, и особые изменения произошли в высшем образовании.

Вузы то уходят на дистанционное обучение, то возвращаются к очному формату. Теперь уже невозможно представить образовательный процесс без онлайн-технологий, поэтому не остаётся иного выхода, кроме как срочно совершенствовать или разрабатывать с нуля цифровые решения. А в перспективе — обновлять образовательные программы, внедряя в них цифровые модули, и даже менять сам формат преподавания и получения знаний.

Модераторами стали руководитель Группы компаний IPR MEDIA Наталья Иванова и Михаил Мягков, советник ректора Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, председатель совета Университетского консорциума исследователей больших данных.

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОНСОРЦИУМЫ

tsifr-unive-ivanova

Наталья ИВАНОВА обозначила темы дискуссии: создание консорциумов в университетской среде, оценка цифровой зрелости университетов, разработка стандартов в сфере цифровизации и т.д. Также она напомнила, что в марте 2021 г. вице-премьер Дмитрий Чернышенко поставил перед системой высшего образования ряд задач в целях подготовки кадров будущего. Способствовать их решению будет в том числе масштабная сетевая инициатива по развитию университетских и научных знаний IPR TRANSFER, которая реализуется компанией IPR MEDIA.

— Проект поддержан Агентством стратегических инициатив, основными партнёрами выступили Университет Иннополис и Российская государственная библиотека. Суть инициативы состоит в обеспечении цифровым контентом новых образовательных модулей университетов, которые создаются по программам обучения, — прокомментировала выступающая.

tsifr-unive-myagkov

Михаил МЯГКОВ отметил важность объединения вузов, что наглядно продемонстрировала пандемия:

— Вопросы по развитию цифровой среды, особенно когда это нужно делать быстро и эффективно, невозможно решить без изменения университетов, без объединения усилий, без поддержки государства и, самое главное, без инициативы со стороны вузов.

— Ещё в 2019 г. все понимали необходимость объединения, потому что нет нормального, цивилизованного рынка цифровых решений и сервисов, где понятны правила игры, где вузы и индустриальные партнёры могут предлагать различные решения одних и тех же задач. А чтобы такой рынок появился, нужны стандарты стыковки цифровых решений.

— Нашим студентам важны цифровые компетенции, поэтому мы присоединились к консорциуму, чтобы применять в своей образовательной деятельности современные технологии, которые позволят преподавать не только отраслевые знания, но и цифровые.

ОЦЕНКА ЗРЕЛОСТИ

Пандемия и переход на дистанционный формат вынудили вузы не только стремиться к объединению и обмену опытом, но и в срочном порядке перестраивать парадигму обучения. А это в свою очередь потребовало оценить цифровую зрелость университетов.

По мнению М. Криштала, система высшего образования в России показала достаточную устойчивость по сравнению с зарубежными. Однако заметно расслоение между вузами в части цифровизации. В Тольяттинском госуниверситете разработана собственная матрица цифровой зрелости, которая предполагает оценку пяти компонентов: инфраструктуры, сервисов, данных, процессов и кадров.

tsifr-unive-savvinov

По словам проректора по стратегическому развитию Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Василия САВВИНОВА , без оценки цифровой зрелости вуза нельзя начинать его цифровую трансформацию.

— Программа цифровой трансформации была разработана достаточно давно, но не хватало одного: мы не понимали, на каком уровне цифровой зрелости находимся. В России проводится достаточно много исследований в этом направлении, накоплен солидный опыт в университетах, но мы решили скооперироваться с коллегами из Центра перспективных управленческих решений. Буквально за несколько дней в марте провели первый этап исследований внутренних стейкхолдеров. Участие приняли примерно треть сотрудников. Были обозначены семь основных направлений оценки: цифровая культура, состояние кадров, процессы, продукты, мобильные данные, инфраструктура и инструменты. В итоге получили достаточно интересные результаты, которые коррелируют с выводами, сделанными во многих других университетах. Большинство наших сотрудников высоко оценивают степень развития инфраструктуры и инструментов, а вот оценка уровня собственной цифровой компетентности оказалась ниже остальных показателей. Полученные результаты легли в основу системы индикаторов программы цифрового развития университета. Она включает все базовые процессы: образовательные, научно-исследовательские, управленческие и инфраструктурные. Мы надеемся, что эта программа будет утверждена и новый учебный год начнём на её основе.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ И БИЗНЕС-МОДЕЛИ

Отдельно Н. Иванова остановилась на важности структурных изменений в вузах. Они должны происходить параллельно с процессом цифровой трансформации.

— Цифровизация — это изменение бизнес-модели, выпуск на рынок качественно другого образовательного продукта. Речь идёт не об автоматизации и обработке данных, а о смене образа университета для потребителей, т.е. о его клиентоориентированности.

Университеты стали активно осваивать новые форматы обучения. По словам П. Ишкина, речь идёт о переходе на принципиально иную модель образования — от массовой к индивидуальной:

— Студент может выстраивать индивидуальные образовательные траектории, формировать те компетенции, которые будут ему необходимы в будущей деятельности.

tsifr-unive-pogodaeva

Тюменский государственный университет — один из тех вузов, что работают в стратегии собственной цифровизации. Проректор Таисья ПОГОДАЕВА рассказала, что почти 8,5 тыс. студентов обучаются по индивидуальным образовательным траекториям: это не только даёт возможность выбирать нужные курсы, но и позволяет сформировать пространство без академических групп, но с учебными командами, к которым студенты могут присоединяться по своим желаниям и потребностям.

М. Криштал также подчеркнул важность смены парадигмы университета в ходе цифровой трансформации.

В основу образовательной модели Череповецкого государственного университета легло проектное обучение. Е. Целикова рассказала, что в вузе началось движение к проектоцентричному учебному плану.

— Цифровые сервисы и решения были необходимы, чтобы 4 тыс. наших студентов могли выбирать задачи, формировать команды, выбирать роли в них, находить наставников, коммуницировать с индустриальным партнёром. Когда входили в эту логику три года назад, мы могли ещё вручную управлять небольшим количеством пилотных процессов, сейчас — уже не можем. Поэтому стоит задача сформировать свои сервисы, и здесь очень важна работа в консорциумах — именно для того, чтобы понять все процессы.

Помимо объективных проблем организационного и технического характера есть и другие — субъективные, которые зависят от людей. Е. Целикова отметила, что процесс изменения структуры университета может натолкнуться на сопротивление изнутри.

— Цифровая трансформация — это изменение внутренней культуры организации, процесс достаточно сложный и длительный. Сейчас невозможно включить в него каждого студента и преподавателя. Не только многим преподавателям не удавалось в силу дефицита компетенций использовать определённые сервисы, но и студенты трудно переживали такой переход. Главным препятствием был страх, что новые технологии вытеснят их традиционную роль в университете.

ЛЮДИ — В ПРИОРИТЕТЕ

Станет ли цифровизация образовательного процесса толчком к разобщению студентов и преподавателей? Участники дискуссии обменялись мнениями и пришли к выводу, что такого произойти не должно.

М. Криштал рассказал, что в университете продумывают механизм создания виртуального кампуса — места, где люди могут спонтанно встретиться, обменяться мнениями.

— Одна из функций университета — это социализация. И здесь возникают вопросы. Мы для себя поняли, что людей, которые пришли учиться на заочную форму в онлайн, нельзя оставлять без общения. Им надо дать возможность активно участвовать в каких-то внеучебных форматах деятельности университета.

По словам Т. Погодаевой, даже работа по индивидуальному учебному плану не станет причиной изоляции студентов.

— Друзья определяются не набором дисциплин, а взглядами, интересами. Студенты начинают работать в непривычной атмосфере, общаться с людьми с другим мировоззрением. И это хорошо, так как формирует толерантное отношение к обществу.

tsifr-unive-boyur

Проректор по цифровизации Тольяттинского государственного университета Роман БОЮР отметил, что цифровизация университетов стала мощным трендом, который даст возможность избавиться от устаревших моделей. Однако она же несёт в себе опасность отстать от тенденций.

Важнейшую роль людей в процессе цифровизации образования отметил и М. Мягков. Значение имеет не просто появление нового набора услуг и сервисов, но качественная перестройка системы образования. И важно не забыть, что она направлена на повышение уровня жизни человека.

— Если в процессе цифровизации мы сможем сделать так, что людям будет комфортно передавать знания, взаимодействовать друг с другом, то университеты выполнят свои миссии, а переход к цифровизации и цифровой зрелости станет более успешным.

ЦИФРОВЫЕ СТРАТЕГИИ

Сейчас вузы ставят перед собой новые задачи уже с учётом изменившейся модели образования.

П. Ишкин рассказал об уникальном продукте, разработанном в Самарском государственном аграрном университете. Стимулами для его создания стали ограничения во время пандемии и необходимость оцифровки всего учебного контента.

— Качество образования зависит от качества цифрового контента. Совместно с коллегами из Самарского государственного медицинского университета мы разработали цифровой 3D-атлас анатомии животных, который стал конкурентоспособным на мировом рынке, и многие вузы его приобрели и уже внедряют в свои образовательные программы. Наш университет является носителем отраслевых компетенций, но их необходимо оцифровать. И мы стараемся у других университетов получать инструменты, с помощью которых сможем сформировать цифровой контент и использовать его в образовательных процессах.

Е. Целикова представила проект модели педагогического образования, который уже разрабатывается.

— Нам удаётся сформировать сообщество, которое разделяет нашу убеждённость в том, что блок цифровых компетенций должен быть одним из основных в педагогике.

Н. Иванова отметила важность создания консорциумов и возможности для вузов делиться опытом.

— В рамках инициативы по развитию университетских и научных знаний IPR TRANSFER мы готовы поработать над созданием цифрового контента в сфере педагогического образования. Объединяя лучшие современные практики, можно создать актуальную образовательную модель.

В завершение встречи руководитель IPR MEDIA пригласила спикеров принять участие в образовательном интенсиве IPR EDU 2021, который состоится в Сочи в октябре. Более 300 участников в рамках трёх треков: образовательного, цифрового и международного — обсудят направления развития высшего образования.

002_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

Мы живём в эпоху цифровых преобразований. Цифровые технологии вызывают кардинальные перемены в нашей жизни, учёбе, работе и досуге, позволяют по-новому думать, планировать и принимать решения, открывают новые возможности на всех уровнях государственного и общественного развития, но вместе с тем увеличивают риски и угрозы для существующих бизнес-моделей. Директивным органам приходится постоянно искать способы управления экономическими и социальными изменениями, вызванными цифровой трансформацией.

Для обеспечения успеха цифровой трансформации необходимо непрерывно и последовательно принимать меры по нескольким направлениям. Эти меры необходимы как на национальном, так и на региональном и муниципальном уровнях, а также и на отраслевом уровне.

В первую очередь, чтобы подготовиться к кардинальным изменениям, которые несут с собой нарождающиеся технологии, и раскрыть возможности для цифрового созидания, директивным органам в России и везде в мире следует укреплять нецифровые основы экономики, направляя внимание руководства на роль цифровой трансформации в достижении целей развития национальной экономики, обеспечивать гибкость при внесении изменений в законодательство, необходимых для адаптации к быстро меняющимся требованиям развития цифровой экономики, и расширять права и возможности экосистемы, включающей органы государственной власти, учреждения и организации, ответственные за стимулирование цифровой трансформации и сглаживание подрывных эффектов нарождающихся технологий.

Возможные дивиденды создания конкурентоспособной цифровой экономики весьма высоки, и для ускорения темпов цифровой трансформации необходимо, чтобы лидеры высокого уровня сосредоточились на принятии строго целенаправленной политики и её безупречной реализации.

003_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

Правительству необходимо продолжать укреплять цифровые основы путём упреждающих инвестиций в масштабируемую, умную и безопасную инфраструктуру, способную в упреждающем порядке обеспечивать взрывной рост цифрового развития. Необходимо отметить необходимость укрепления экосистемы цифровой трансформации как по горизонтали — во всех отраслях экономики на национальном, региональном и муниципальном уровнях, — так и по вертикали, на всех уровнях государственного управления, промышленности и сферы услуг. Слабое взаимодействие между правительством, частным сектором и научно-образовательным сообществом негативно влияет на темпы цифровой трансформации, реализацию ключевых государственных программ, внедрение новых технологий и бизнес-моделей и на возможность проактивно реагировать на технологические и экономические сбои и кризисы, а также на скорость внедрения инноваций. Сильная, эффективная и действенная экосистема является основой для технологического прорыва, который стремится осуществить российское руководство.

Необходимо развивать цифровые навыки. Несмотря на традиционные преимущества в теоретической науке, российской системе образования не хватает гибкости для обеспечения требований цифровой трансформации во всех сферах экономики. Необходимо укреплять экосистему обучения и воспитания, начиная с детского сада и заканчивая высшим образованием, включая координацию между предприятиями и учебными заведениями в сфере высшего образования и НИОКР. Необходимы инвестиции в образовательные платформы для быстрого развития навыков цифровой экономики в масштабах всей страны, обучение и повышение квалификации имеющейся рабочей силы с акцентом на модели образования, ориентированные на обучение в течение всей жизни.

005_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

И наконец, необходима культурная трансформация. Поскольку цифровая трансформация разрушает барьеры между отраслями, регионами, организациями и отдельными людьми, она бросает вызов традиционным централизованным иерархическим структурам управления и требует новой культуры внедрения инноваций. Ключевыми элементами такой культуры являются открытые коммуникации и обмен знаниями, горизонтальное сотрудничество между группами и совместное творчество, активная экспериментация и решение проблем, принятие риска и способность превратить неудачи в возможности. Конкретные инициативы, направленные на продвижение культуры открытых инноваций, должны стать первоочередными для российских директивных органов.

Необходимо ускорить темпы цифровой трансформации традиционной промышленности, где применение ИКТ и нарождающихся цифровых технологий может принести значительные дивиденды во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки, повышая тем самым конкурентоспособность ключевых отраслей промышленности.

006_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

Таким образом, приверженность российского руководства цифровой трансформации как национальному приоритету, дополненная реализацией эффективной политики в ключевых отраслях экономики, ориентированной на достижение конкретных результатов, позволит стране войти в группу лидеров цифровой трансформации, начать технологический прорыв и получить соответствующие экономические и социальные дивиденды.


12. Магомедов А.М. Проблемы и тенденции развития цифрового образования // Педагогика и просвещение. 2019. № 2. С. 134-142. DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.27084.

13. Андреев А.А. Современная цифровая образовательная среда // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы VI Международной научно-практической конференции / Под ред. С.Л. Иголкина, 2017. С. 185-188.

14. Вайндорф-Сысоева М.Е. Современные подходы к организации превышения квалификации современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 16-23.

Мы живем в цифровую эпоху, где процессы цифровизации носят глобальный характер.

Цифровизация затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе образование, и становится базой развития самого общества и общественных отношений.

В связи с этим изучение вопросов цифровизации образования и ее актуальных проблем, обуславливающих отставание образования нашей страны по качеству, конкурентоспособности и т.д. от ведущих стран мира, представляется весьма актуальным направлением научных исследований.

Цель исследования: дать оценку реального состояния системы образования в процессе цифровизации, выявить основные проблемы, тормозящие ее развитие, и определить перспективы цифровизации в сфере образования.

Материал и методы исследования

В работе использовались методы обобщения, сравнительного и дескриптивного анализа.

Информационной базой исследования являются нормативно-правовые документы РФ, официальные данные: Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов РФ. Исследовательские данные: Всемирного банка, ЮНЕСКО, Института Портуланс (Portulans Institute), Всемирного альянса информационных технологий и услуг (World Information Technology and Services Alliance), научные труды зарубежных и отечественных ученых в области цифровых процессов в сфере образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Исходя из целей и задач, поставленных в вышеперечисленных нормативных документах, следует, что процесс цифровизации образования следует рассматривать, с одной стороны, как формирование цифровой образовательной среды, в совокупности средств, используемых в образовательном процессе, и цифровых технологий, а с другой - как глубокую трансформацию образовательного процесса, обеспечивающего подготовку человека к жизни и к профессиональной деятельности в условиях цифрового общества и цифровой экономики [5].

Цифровизация образования требует значительных финансовых затрат. Согласно данным Министерства финансов РФ, в 2020 г. на образование было выделено 1015,9 млрд рублей, а в 2021 году 1103,6 млрд рублей [6]. Россия значительно отстает в рейтинге стран по расходам на образование по состоянию на 2020 г. Согласно исследованию, проводимому ежегодно Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры совместно с Всемирным банком, Россия заняла 34-е место в этом рейтинге. Расходы на образование стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), составляют почти 5% ВВП, а в России - всего 3,6% ВВП. Из этого следует, что расходы государства на образование значительно меньше, чем у большинства стран.

Ограниченные финансовые возможности тормозят процесс цифровизации образования в России, что выражается в технической отсталости учебных заведений, технических ограничениях, связанных с отсутствием высокоскоростного интернет-покрытия в ряде регионов, отсутствии технических средств у населения и его цифровой неграмотности.

Данные по обеспеченности населения Интернетом представлены на рисунке 1.


Рис. 1. Число и доля активных абонентов РФ, имеющих доступ в Интернет [7]

По данным рисунка видно, что население РФ недостаточно обеспечено Интернетом, и изменение показателей на протяжении рассматриваемого периода имеет низкие темпы.

Институт Портуланс (Portulans Institute), совместно со Всемирным альянсом информационных технологий и услуг, ежегодно проводит исследования в области инновационного и технологического потенциала стран мира и возможностей их развития в сфере высоких технологий и цифровой экономики. Важнейшим показателем этого исследования является индекс сетевой готовности, характеризующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сетевой экономики в странах мира. Данные рейтинга сетевой готовности стран мира на 2020 г. представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Рейтинг стран мира по индексу сетевой готовности по состоянию на 2020 г. [8]

Согласно рейтингу по индексу сетевой готовности по состоянию на 2020 г. Россия занимает 46-е место.

Также Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) совместно с Всемирным банком в рамках определения индекса развития человеческого потенциала в странах мира ежегодно составляется индекс уровня образования в странах мира, данные представлены на рисунке 3.


Рис. 3. Рейтинг стран по уровню образования. По состоянию на 2020 г. [9; 10]

Согласно рейтингу индекса образования по состоянию на 2020 г. Россия заняла 34-е место, лидирующие позиции занимает Германия, на втором месте Австралия.

Как показывают исследования, несмотря на меры, реализуемые Правительством РФ, Россия сильно отстает от стран-лидеров, а также уступает многим странам, идущим по пути догоняющего развития. Цифровизация образования в нашей стране должна заполнить глобальный пробел цифровой трансформации образования сегодня.

Таким образом, в нашей стране нет единого образовательного портала для дистанционного обучения, которое позволило бы следить за качеством образования по всей стране.

Педагог является ключевой фигурой в процессе образования и в процессе цифровизации образования. И на сегодняшний день остро стоит вопрос цифровой грамотности педагогических кадров. Для подготовки онлайн-уроков, онлайн-лекций, онлайн-тестов, онлайн-курсов и т.д. педагогам необходимо свободно владеть информационными и программными средствами. Для этого необходимо реформировать работу центров повышения квалификации и создать совместную онлайн-поддержку [14].

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что к наиболее актуальным проблемам цифровизации образования в России относятся: недостаточность финансирования; недоработанная законодательная база; ненадлежащее качество уровня образования; отсутствие механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав всех субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в сфере образования; безопасность данных; отсутствие механизмов, исследующих влияние цифровизации на формируемые профессиональные компетенции студентов; кадровая проблема; отсутствие педагогической теории цифрового обучения; недостаточная психологическая готовность педагогов к цифровым изменениям в образовательном процессе; недостаточная информированность изменений в системе образования.

Также хочется подчеркнуть положительные стороны цифровизации образования, применения цифровых технологий в управлении образованием: анализ оценок степени освоения материала, диагностика качества образования, создание цифровой копии учреждения; перевод учебного материала в качественный цифровой формат; рост доступности информации за счет открытия доступа к электронной образовательной среде и онлайн-платформам в различных населенных пунктах РФ и зарубежья.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире и в нашей стране переход на дистанционное образование стал проверкой потенциала, ресурсов системы образования России в процессе цифровизации.

Заключение

Цифровизация образования - трудный и долгий процесс. Опыт работы в вузе показывает отсутствие готовности к реализации процесса цифровизации образования. Сегодня вузы имеют ненадлежащего уровня финансовое, кадровое, техническое, программное обеспечение. Одной из проблем при создании цифровой образовательной среды в университете является слабая техническая оснащенность вуза и низкая пропускная способность сети Интернет. В вузах не хватает компьютеров и ИКТ-оборудования, а из того, что есть, многое не работает или давно морально устарело. Морально устаревшие компьютеры вузов актуально было бы использовать в школах или СПО-учреждениях.

Особое внимание следует уделить цифровой грамотности научно-педагогического состава университета. Многие преподаватели слабо владеют ИКТ-компетенциями, что отражается на уровне качества образования. Повышение ИКТ-компетенций преподавателей должно стать основным направлением курсов повышения квалификации.

Преподавателям необходимо свободно владеть цифровыми технологиями для подготовки онлайн-лекций, онлайн-тестов, онлайн-курсов и т.д., а при слабом уровне ИКТ-компетенций (это относится не ко всем преподавателям) создаются несоответствующего уровня онлайн-курсы, тестирование и системы оценки. Отсутствует система качественных оценок уровня образовательного процесса в данном направлении. Актуальным было бы применить конкурсную основу среди преподавателей по созданию онлайн-курсов и для здоровой мотивации поощрять материально. А также разработать единый портал или программу дистанционного обучения, где все вузы будут иметь открытый доступ к онлайн-курсам. Что касается программного обеспечения вузов, то лицензированных программ очень мало, а использование демоверсий программ не обеспечит обучение в современной информационно-образовательной среде. Поэтому необходимо увеличить вложения финансовых средств в сферу цифровизации образования, выделяемых средств не хватает для покрытия всех расходов.

Исходя из сделанных выводов, можно отметить, что процесс цифровизации образования необходимо методично реализовывать, учитывая зарубежный опыт, особенности российской системы образования, состояние цифровой экономики нашего государства.

Читайте также: