Доклад проектно исследовательская деятельность обучающихся как средство повышения мотивации

Обновлено: 05.07.2024

Изучая опыт передовых педагогов, общаясь с коллегами на квалификационных курсах, сделала вывод, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию современных технологий для повышения качества знаний обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

«Проектно-исследовательская деятельность

( обобщение опыта работы)

Считаю, что обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению, поскольку именно он строится на принципах: чему учить? и как учить?

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.

Главная задача современного обучения – не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, к формированию ключевых компетенций, подготовить его к обучению, которое будет проходить через всю жизнь.

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике.

Изучая опыт передовых педагогов, общаясь с коллегами на квалификационных курсах, сделала вывод, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию современных технологий для повышения качества знаний обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

Отсюда и возникло противоречие: с одной стороны - необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе; с другой - отсутствие эффективных способов достижения результатов, по формированию познавательной деятельности обучающихся.

Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся.

Важным условием повышения качества образования, по моему мнению, является внедрение в образование интерактивных технологий (проектный метод, включающий проблемное обучение и исследовательскую деятельность)

Целью моей работы стало создание условий для развития исследовательских навыков обучающихся, формирование способов активного познавательного интереса к предмету и самостоятельности у обучающихся. Для достижения цели были поставлены задачи:

- организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать познавательный интерес к предмету через проектно-исследовательскую деятельность;

- использование элементов проблемного обучения;

- вовлечение школьников в работу научного общества учащихся;

- создание методических рекомендаций по организации и сопровождению исследовательской деятельности школьников

Владение современными образовательными технологиями

- технологией критического мышления через чтение и письмо;

помогает мне, как педагогу, избежать стереотипности и монотонности процесса обучения. Мои уроки различны по форме проведения: урок-семинар, урок-зачёт, урок-сказка, урок-концерт, урок-путешествие, интеграция уроков английского языка с другими предметами.

Подробнее хочу остановиться на проектно- исследовательской деятельности, преимущества которой я вижу:

· в энтузиазме в работе, заинтересованности учащихся ,

· в связи с реальной жизнью,

· в научной пытливости,

· в умении работать в группе,

· в лучшей закрепленности знаний,

· в повышении качества знаний.

Считаю, что в основе проектно-исследовательской деятельности лежит развитие познавательных компетенций школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления и формирование различных УУД.

Продемонстрирую, какие предметные, личностные и метапредметные требования ФГОС формируются на различных этапах работы над проектом.

1. На стадии подготовки это: личностные, познавательные и коммуникативные.

2. На стадии планирования: коммуникативные.

3. На стадии исследования: регулятивные, познавательные и коммуникативные

4. На стадии анализа и обобщения: познавательные и коммуникативные.

5. На стадии представления проекта и его оценивания: все виды УУД.

Организуя проектную деятельность, я руководствуюсь тем, что проекты должен быть не только посильными и интересными, но и направленными на социализацию учащихся. По мнению учащихся наиболее востребованными и интересными являются исследовательские, игровые, ролевые и социальные проекты.

Исследовательские проекты направлены на исследование и могут быть межпредметными.

Игровые проекты направлены на создание, конструирование игр и игровой среды на основе предметного содержания.

Ролевые проекты направлены на имитацию социальных и деловых отношений, позволяющие применять на себя различные роли в жизненных ситуациях.

Социальные проекты способствуют накоплению социального опыта, освоению социальных ролей, отстаиванию своих позиций.

Итогом деятельностного аспекта являются личностные, метапредметные и предметные результаты:

Предметные результаты:

-развитие иноязычного мышления и коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной

Личностные результаты :

- развитие мотивации изучения английского языка

-осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка

-стремление к лучшему осознанию культуры своего народа, толерантное отношение к проявлениям иной культуры

Метапредметные результаты:

-готовность и способность вступать в диалог, владеть монологической и диалогической формами речи

- умение аргументировать свою точку зрения;

умение устанавливать взаимоотношения, эффективно сотрудничать

- умение сравнивать, анализировать, обобщать

Синтез вышеназванных педагогических технологий позволяет осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся и повышать качество знаний по предмету.

Анализируя результаты своего педагогического труда, убеждаюсь, что обучающиеся стали активнее принимать участие во внеурочной деятельности: конференциях, различных конкурсах, дистанционных олимпиадах.

На протяжении нескольких лет ученики занимают призовые места в НОУ с проектами различного направления.

Мониторинги, которые проводятся систематически, позволяют сделать вывод о результативности моей деятельности, подтверждая, что я на правильном пути, а именно повысилась эффективность урочного и внеурочного процесса, достигнуты высокие результаты в обучении английскому языку, повысился познавательный интерес к предмету.

Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что качества знаний и результативность сдачи экзамена по английскому языку 100%, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, конкурсах по предмету, занимая призовые места, о чём свидетельствуют грамоты различного уровня.

Важно для меня и психологическое состояние учеников на уроках, и положительное отношение к предмету. Из опроса видно, что уровень доверия учителю высок, большинство учеников работают на уроках с интересом, а у слабых учащихся снижается порог тревожности.

Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе обосновывается актуальность использования проектной деятельности на занятиях.

Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся

Глобальные изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем: профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Мотивация учащихся к получению прочных знаний была востребована всегда. Но в настоящее время изменилось задачи мотивации. Мотивировать нужно практической значимостью знаний для компетентной личности, которая востребована высокотехнологичным временем. Почувствовать свою состоятельность, успешность, комфортность на занятии дает использование современных технологий, а именно проектной. Уже само название — проект, повышает интерес студентов к изучению любого предмета.

– проверить и закрепить на практике теоретические знания;

– обеспечить продуктивную связь теории и практики в процессе обучения;

– приобрести жизненный опыт;

– развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать изученный материал;

-осуществлять организованную поисковую, исследовательскую деятельность;

– научить студентов самостоятельно работать с дополнительной литературой, сетью INTERNET;

– учить умению самостоятельно работать над творческими заданиями;

– повышать интерес к изучению математики;

– воспитывать уважение, умение работать в коллективе;

– формировать собственную жизненную позицию.

А все это очень актуально для нашего общества, потому что именно жизнь ставит цели обучения через всю жизнь. Важнейшей составляющей процесса обучения является не компьютеры, а преподаватели, вооруженные методиками применения компьютерных технологий. Чтобы развить у студентов способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, нужно использовать различные педагогические технологии, в том числе и проектную.

Кроме этого, положительным фактором проектной деятельности являются:

– повышение посещаемости занятий, у студентов растет уверенность в своих знаниях, развивается способность к обучению;

-студенты берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий;

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Творческий учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной и объективной новизной, выполненный под контролем и при консультировании преподавателя.

Для многих учащихся привлекательность данного метода обучения заключается в действенности опыта. Они выполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Что касается преподавателей, дополнительные преимущества данного метода обучения заключаются для них в возможности усовершенствовать свой профессионализм, развивать сотрудничество с коллегами, а также строить отношения со студентами. Для детей, которые привыкли к более традиционным способам проведения занятий, введение модели обучения на основе проектного подхода означает переход от выполнения указаний к осуществлению самостоятельной деятельности; от простого прослушивания и реагирования на услышанное к взаимодействию и принятию на себя ответственности; от знания фактов, условий и сущности к пониманию изучаемого; от теории к практике; от зависимости от преподавателя к самостоятельности.

Стандарт современного образования ориентирован на деятельностные технологии, это позволяет повысить мотивацию обучения. Вследствие этого развиваются учебные умения, навыки и способы деятельности учащихся. Ребята учатся определять структуры объекта познания; искать и выделять связи и отношения между частями целого; разделять процесс на этапы; выявлять причинно- следственные отношения; развивают умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать, аргументировать, делать выводы; различать факт, доказательство, выдвигать гипотезу; проводить исследования; делать предположения; описывать результаты работы; контролировать и оценивать свою работу.

При осуществлении проектного обучения перед преподавателем стоят следующие задачи:

– выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;

– сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов;

Меня зовут Анна Николаевна Фоменко, учитель биологииКраснозерской средней школы №1.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней всёновые требования.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Изучив отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности по биологии, методом анкетирования, получила следующий результат:

у 49% учащихся отсутствует познавательная активность, и они нуждаются в педагогической поддержке. Анализ показал, что у половины учащихся низкий уровень познавательного интереса к биологии, значит, их знания отрывочны и поверхностны.

Моей главной задачей, как учителя, стало сделать процесс обучения более ярким, мотивирующим и результативным. Изучив опыт работы педагогов-практиков, остановилась на одном из эффективных методов повышения познавательной активности, это вовлеченность учащихся в исследовательскую работу.Пятый год активно применяю в своей практике исследовательскую деятельность как на уроках так и во внеурочное время, учитывая, широкие возможности предмета в этом направлении.

(В 28 задании ОГЭ) Так как мы живём в сельской местности, то ребята с удовольствием гербарии готовят сами во время летних каникул (по семействам, по жилкованию листьев и по соцветиям) В течение года наблюдают за живыми объектами (это в первый месяц осени, зимы и весны), составляюттворческие отчеты по каждому времени года и представляют их на обобщающих уроках. Наблюдения за природой побуждает детей к сочинению стихов, рисованию картин природы. С большим интересом проводят эксперименты по проращиванию растений, например, фасоли, выдвигая разные предположения.Такая деятельность активизирует познавательную активность учащихся, помогает им не только многое узнать об удивительном мире природы, но и способствуют развитию навыков выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, находить закономерности.

Девятиклассники активно выбирают защиту итоговых проектов по биологии (связать с ФГОС)

Для того чтобы ребёнок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь заинтересованного педагога, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Результаты такой работы способствовали созданию естественнонаучного класса с углубленным изучением биологии и химии (с 2015г);

- создание биотехнологического класса (с 2017г);

Вовлеченность школьников в проектно-исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом.

Слайд 7 Результаты по предмету, ВПР, ГИА, участие детей

Инициатором районных турниров и конференций по биологии является районное методическое объединение учителей биологии и химии, которое возглавляю я пять лет.

При проведении опыта, наблюдения, эксперимента учащиеся получают практические навыки и привлекаются к осмыслению материала, усвоению научных понятий, выявлению причинно-следственных связей, биологических закономерностей.

Система поэтапного приобщения учащихся к проектно-исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии и выявлению талантливых и одаренных школьников.

Участие в школьном, муниципальном этапах Всероссийской предметной олимпиады школьников.

Участие в дистанционных олимпиадах Олимпус, Пятерочка, Чип, Интолимп, Знанио

Развитие творческих способностей учащихся продолжается и во внеурочное время. Являясь логическим продолжением учебной деятельности, внеклассная работа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей тех учащихся, которые стремятся глубже усвоить материал, чем на уроке, проявить себя в практической деятельности.

Организация каникулярной школы для одаренных детей Краснозерского района;

Все эти формы работы влияют на успеваемость по биологии.

Общая успеваемость – 100%, качество – 40 – 100%.

Ежегодно ребята сдают экзамены по биологии. Радуя меня, себя, своих родителей хорошими результатами.

Поступают в различные учебные заведения: медицинский, аграрный, НГПУ, НГУ.

Профессиональное развитие: курсы, вебинары и др.

Проетно-исследовательская деятельность – это возможность для ученика:

Раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя, попробовать свои силы. Опыт показывает, что ребёнок сам по себе очень любознателен от природы. Ему всё интересно. И я, как учитель, могу удовлетворить его поисковую активность через вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность.

- Удержать мотивацию учащихся;

- Чтоб дети были адаптированы к жизни в постоянно меняющемся мире.

Изучение каких тем, в каких классах связаны со сдачей ГИА? Как вы их изучаете?

Исследовательская и проектная деятельность.

Методика проектирования учебной деятельности состоит из нескольких этапов:


планирование деятельности по реализации проекта;


планирование временных, пространственных рамок проекта;


поиск источников информации по данному вопросу, знакомство с имеющейся


информацией в различных источниках, подбор материала;


изготовление и оформление продукта;


выбор формы презентации;


самооценка и самоанализ.

К сожалению, большинство учебных проектов выполняются в настоящее время в рамках внеклассной и внеурочной деятельности, что требует и от учителя и от учащихся дополнительного увеличения нагрузки. Наиболее ценными являются такие проекты, работа над которыми ведётся в рамках урока.

Для того чтобы ребёнок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь доброго и умного педагога, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Каждый учитель должен быть заинтересован в том, чтобы ученик, оканчивающий школу, был уверен в себе и своих возможностях, не боялся проявлять самобытность мышления, верил в себя и свои силы, был способен к саморазрушению ради созидания, не терял способности находить выход в самых непредвиденных ситуациях.

В преподавании биологии основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

Автор: Тимофеева Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21" г. Энгельса
Населённый пункт: Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Раздел: среднее образование

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из

важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной

деятельности.
Каждый педагог в своей практике сталкивается с проблемой отсутствия учебной мотивации к предмету у некоторых учеников. Это закономерно - человеку не может нравиться все и сразу. Однако, необходимость решения этой проблемы, ни у кого не вызывает сомнения, ведь учебная мотивация является решающим фактором эффективности учебного процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: "не хочет учиться”, "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. Поэтому перед школой стоит
задача по формированию и развитию у ребёнка

положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения

Учебно-исследовательская

Творческий проект
Цель: Цель: свободное и нетрадиционное оформление результатов исследования свободное и нетрадиционное оформление результатов исследования (статья, видеофильм, альбом, каталог, объёмно-модульный продукт). (статья, видеофильм, альбом, каталог, объёмно-модульный продукт).
Исследовательский проект

Исследовательский проект

Алексеев Н.Г
. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5.

Кулакова Е.А.
Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /Под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
7)

Леонтович А.В.
К проблеме исследований в науке и в образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. -М.: Народное образование, 2001. - С.33-37.
9)

образования:
Учеб. Пос. для студентов пед. Вузов/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др., под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
14)

Савенков А.И.
Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
17) Савенков А.И.
Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С.60-66.
18) Ступницкая М.А.
Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

19) Ступницкая М.А.
Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . - М.: Центр "Школьная книга", 2006.
20)
Сча
стная Т.Н.
К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников №1/2001.
21)

Читайте также: