Доклад проектная деятельность на уроках информатики

Обновлено: 07.05.2024

Как учитель информатики я столкнулась со следующей проблемой: с одной стороны современные дети способны очень быстро осваивать разные технологические новинки, программные средства, с другой – испытывают большие трудности при работе с информацией, умении работать в команде, умении представить информацию. Я окунулась в поиск приёмов и методов, которые бы разрешили это противоречие, сделали бы мой труд и труд моих учеников максимально результативным, интересным, удовлетворяющим запросам современных учеников и современного общества.

Опираясь на теоретические аспекты:

Я работаю над проблемой:

Формирования информационно - коммуникативных компетенций и развитие творческих способностей школьников на уроках информатики через проектную деятельность.

Актуальность и социальная значимость применения проектной технологии на уроках информатики заключается в следующем:

В современном обществе востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспособиться к меняющимся трудовым условиям. Выпускник должен быть готов к тому, что ему в течение всей жизни придётся учиться, изучать новую технику, овладевать новыми технологиями, повышать свою квалификацию, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Сегодня на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений.

Образованный человек в современном обществе − это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации [2].

Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемого мной предмета, определяю цель:

Подготовить выпускников школы, способных адаптироваться в быстро меняющемся мире путём овладения информационными технологиями через проектную деятельность.

Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:

  • способствовать формированию информационных, коммуникативных компетенций школьников, компетенций личностного самосовершенствования;
  • способствовать развитию творческого потенциала учащихся.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер.

В концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования проектная деятельность учащихся рассматривается не только как технология, но и как содержание обучения, так как она в большей степени, чем многие другие технологии побуждает учащихся проявлять способности:

  • к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;
  • к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;
  • к самообразованию и самоорганизации;
  • к синтезированию и обобщению информации из разных источников;
  • к умению видеть проблему, выдвигать гипотезы;
  • к умению делать выбор и принимать решения [1].

Из опыта работы

Осмысление накопленного опыта, анализ методической литературы, современных УМК по информатике, позволили мне разработать собственную методическую систему работы по применению проектной технологии на уроках информатики.

Таблица 1

Проект по окончанию
изучения раздела

Информация и информационные процессы

Передача информации: от гонца до электронной почты.

Как самостоятельно выбрать компьютер?

Обработка текстовой информации

Текст: история и современность.

Обработка числовой информации

Диаграммы и графики вокруг нас.

Технология обработки графической информации

Векторная и растровая графика: преимущества и недостатки.

Графы в решении задач.

Интернет: за или против?

За время работы по методу проектов я могу с уверенностью сказать, что именно урок информатики даёт широкие возможности и для осуществления проектов в рамках одного урока по ходу изучения раздела программы. Такие проекты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Проекты, выполняемые в рамках одного урока по ходу изучения раздела

Технология обработки графической и видеоинформации

Биологические модели развития популяций. Графическое решение уравнений.

Общение в Интернете. Образование в сети. Защита информации.

Тематика проектов может изменяться в зависимости от учёта учебной ситуации, интересов и способностей обучающихся, а также она может быть предложена и самими учениками.

Проведению мини-проектов на уроках информатики способствуют следующие факторы:

1) поиск информации для выполнения проекта из различных источников (учебник, электронный учебник, сеть Интернет, журналы, энциклопедии и т.п.);

2) совмещение поиска информации в сети Интернет с оформлением готового продукта;

3) широкое использование различных сетевых возможностей:

4) возможность дистанционного координирования проектов;

5) широкая возможность представления готового продукта, как результата проекта (рисунок, презентация, сайт, буклет, фотоколлаж, видеоролик и т.д.).

Несмотря на продолжительность проектов, я выделяю следующие этапы работы над проектом.

Таблица 3

1 этап: Погружение в проект

1. Определение проблемы.

2. Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.

3. Определение цели проекта и поэтапных задач.

личностное присвоение проблемы;

принятие, уточнение, конкретизация цели и задач.

2 этап: Организация деятельности

1. Определение сроков выполнения.

2. Выбор средств и методов выполнения.

4. Выбор способа оформления результатов.

5. Выбор формы работы

формы представления результатов;

возможное распределение ролей.

Участвуют в обсуждении:

критериев оценки, уточнение спорных моментов;

форм представления результатов;

разбивку на группы и распределение ролей в группе.

3 этап: Осуществление деятельности

1. Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

2. Проведение исследования, расчётов.

3. Подготовка материала.

4. Оформление готового продукта.

5. Контроль и коррекция промежуточных результатов.

Активно и самостоятельно работают:

сбор и поиск информации из разных источников; проводят исследования, эксперименты, расчёты;

подготавливают наглядно-графический материал;

оформляют готовый продукт; консультируются по необходимости.

4 этап: Завершение проекта

1. Презентация проекта.

2. Экспертиза в соответствии с заданными критериями.

3. Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, личностных и групповых достижений.

обобщает полученные результаты;

Защищают проект, демонстрируя понимание проблемы и найденные пути решения.

рефлексию деятельности и результатов;

самооценку и взаимооценку деятельности.

За годы работы мной апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, социально-значимых, сетевых. Выполняем проекты не только монопредметные (по информатике), но и межпредметные. Примеры проектов приведены в таблицах 4, 5.

Таблица 4. Типология проектов по предметно-содержательной области

Таблица 5. Типы проектов по доминирующей в проекте деятельности

Важное место в работе над проектом занимает его защита. Необходимо научить детей выступать перед аудиторией, кратко и понятно излагать основные положения работы, отстаивать свою точку зрения. Для того чтобы ученики могли грамотно выстроить защиту своих проектов, использую опорные таблицы с кратким планом защиты. При этом у каждой команды таблица индивидуальная. Опорная таблица может меняться в зависимости от типа проекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате у студентов должны быть развиты такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Полноценная познавательная деятельность выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Понятие проекта, виды проектов.

Проектная деятельность обучающихся - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности студента при самостоятельной работе.

Основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений обучающихся.

Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного обучающемуся и разработке необходимой для этого документации.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы преподавателя и обучающегося.

Проект - это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям обучающихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект - это "бросок мыслью в будущее". Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности - "конечный продукт в уме", то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план.

Предмет "Информатика и ИКТ" позволяет сделать проектную деятельность основной формой обучения. В результате выполнения проекта у ребят автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам), как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу.

Виды проектов.

I. По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

II. В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

Исследовательские – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие – такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Ролевые, игровые – в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Они часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные (прикладные) – эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.

III. По продолжительности выполнения проекты могут быть:

краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках),

средней продолжительности (от недели до месяца),

долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

IV. По характеру управления принято различать проекты:

непосредственные проекты – в них обучающиеся имеют возможность общения с преподавателем “здесь и сейчас”;

сетевые (телекоммуникационные) – участники связываются с организаторами проектной деятельности посредством сети Интернет.

V. По характеру контактов проекты бывают

Групповые – над проектом работают студенты одной группы; проект могут выполнять обучающиеся различных возрастов, что используется во внеклассной работе.

Региональные – например, многие учебные заведения одного региона участвуют в проекте по экологическому мониторингу окружающей среды (здесь для обмена информацией широко используется электронная почта).

Международные – их осуществление возможно только с помощью сети Интернет.

VI. По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на:

Монопроекты – как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые студенты предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

Межпредметные – такие проекты, как правило, выполняются во неурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Основные этапы проектной деятельности.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют 5 основных этапов проектной деятельности:

Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям студентов, была для них интересна.

Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то преподаватель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.

Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.

Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.

Критерии оценки проектов:

осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы

аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов

выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность

качество изделия, его оригинальность, уровень творчества,

качество и полнота в оформлении записей

свободное владение материалом во время защиты проекта

Примеры проектов для обучающихся.

1. Проект "Кроссворд - проверь свои знания".

Тип проекта: практико-ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами, автофигурами, всевозможными заливками и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Предметно-содержательная область: информатика или любой образовательный предмет

В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Очень хороший вариант для обобщения и закрепления пройденного материала по любой теме урока. Проект подходит для учащихся 5 -8 класса. Данный проект может быть использован преподавателем в дальнейшей своей работе.

Ход проекта

определение темы вопросов для кроссворда;

отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;

создание макета кроссворда на бумаге;

создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.

представление результатов работы учителю.

Тип проекта: информационный, общий.

Предметно-содержательная область: информатика.

Ход проекта

отбор материала, его анализ;

создание презентации на компьютере;

добавление собственных комментариев;

представление результатов работы учителю.

Тип проекта: исследовательский.

Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.

Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.

Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.

Темы исследований могут быть различными, это и отношения – преподаватель-ученик, твоё свободное время, наркотики и молодёжь, роль социальных сетей в твоей жизни и так далее.

Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов обязательна демонстрация подготовленной презентации.

Примерные темы проектов, используемые на уроках информатики:

Тема "Информация и информационные процессы"

"Шифровальщик" (разработать систему кодировки для шифровки текстовой информации, представить в виде текстового файла(д/з));

"Кроссворд по теме " (разработать вопросы с ответами по теме и представить в виде текстового файла, используя таблицы, заливки, автофигуры, изображения(д/з)).

Тема "Компьютер как универсальное устройство обработки информации"

"Я конструирую робота (компьютер)" (с помощью автофигур текстового процессора нарисовать робота или компьютер (на уроке));

"Компьютер будущего" (используя прикладные программные средства или подручные материалы сконструировать компьютер будущего (макет), таким, как вы его себе представляете, сделать описание основных его частей (д/з));

Тема "Коммуникационные технологии"

Тема "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации"

"Плакат" (средствами растровой или векторной графики разработать тематический плакат или афишу к фильму (д/з));

"Мой трек" (используя программы для обработки звука создать музыкальную композицию, например, гимн класса (д/з));

Тема "Кодирование и обработка текстовой информации"

Тема "Кодирование и обработка числовой информации"

"Наш домашний бюджет" (средствами электронных таблиц разработать форму ведения домашнего бюджета, учитывать доходы и расходы семьи за месяц и год (д/з));

Тема "Основы алгоритмизации"

Тема "Моделирование и формализация"

"Интерактивная или 3D модель процесса или явления"

Тема "Информационные технологии"

"Анимационный мультфильм" (разработать анимационный мультфильм или ролик на темы современных проблем человечества (д/з));

"Социологический опрос" (провести социологическое исследование и представить результаты с помощью электронных таблиц);

Тема "Коммуникационные технологии"

"Тематический сайт" (создать тематический сайт с использованием собственных фото и видео материалов)

Тема "Компьютер как средство автоматизации информационных процессов"

"Компьютер (робот будущего)" (анимационный или видеофильм)

"Предупрежден- значит вооружен" (защита информации от вирусов, хакерских атак и т.п. анимационный или видеофильм)

Тема "Моделирование и формализация"

"Интерактивная модель процесса или явления"

Тема "Базы данных и СУБД"

Метод проектов активизирует обучение, т. к. является личностно ориентированным, построен на принципах проблемного обучения, использует множество разнообразных подходов, способствует возрастанию интереса к предмету, позволяет учиться на собственном опыте и, безусловно, приносит удовлетворение обучающимся, видящим результат собственного труда.

Положительными сторонами метода проектов является направленность на активизацию и индивидуализацию обучения, стимулирование ученической инициативы и роста творческой активности.

Более плодотворно проектная методика ведется в группах, т.к. в этом случае наряду с самостоятельной организацией собственной деятельности, самоконтролем и самоанализом, студент приобретает опыт взаимодействия в творческом коллективе, формирует представление о принципах сотрудничества и организации коллективной работы.

Наличие современной компьютерной техники, подключение к Интернету расширяет возможности и делает применение метода проектов гораздо интереснее и проще. Используя компьютер, студент может работать над проектом в домашних условиях, а Интернет позволяет участвовать и в глобальных проектах.


Статья посвящена вопросу организации учебной деятельности в условиях новых федеральных государственных стандартах на уроках информатики. Автор говорит о проектном методе обучения, раскрывает этапы реализации метода. На основе собственного педагогического опыта предлагает проекты, которые можно выполнить, используя прикладные программы, изучаемые в школе.

Ключевые слова: федеральный государственный стандарт второго поколения, требования к результатам обучения, объект и субъект обучения, проектная деятельность, алгоритм выполнения проектов, реализация проектов на уроках информатики.

В Федеральных государственных стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования, а именно: личностным результатам — смотивированость к обучению, метапредметным результатам — сформированность умения учиться, предметным результаты — овладение системой научных знаний по учебным предметам.

Эти требования ведут к изменению деятельности педагога, так как традиционные формы работы, где ученик считался объектом обучения, уже не доказывают свою эффективность. Поэтому в современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективной является модель обучения, где ученик тоже становится субъектом обучения, а работа учителя теперь направлена на организацию и координирование учебной деятельности детей. Главная задача учителя создавать условия для такой учебной деятельности. Одной из моделей такого обучения является проектная деятельность.

Алгоритм выполнения проекта состоит из следующих этапов [1, c.12]

1. Поисковый этап: выбор темы, формулирование проблемного вопроса, составление плана, определение методов и приемов исследования.

2. Аналитический этап: разработка плана программы исследования, собор и изучение необходимой информации.

3. Практический этап: создание конкретного продукта изложения проекта.

4. Презентационный этап: представление результатов и продуктов проектной деятельности, оценка деятельности.

На каждом этапе работы над проектом ученики приобретают навыки самообразования: навыки работы в сотрудничестве, навык исследования, навык реализации, навыки защиты, самооценки и оценки проекта.

Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер, выполнение творческих практических заданий становится неотъемлемой частью урока. Метод проектов предполагает решение какой — либо проблемы с последующим созданием продукта, который наглядно представляет решение. Все практические работы, которые ученик выполняет на уроке информатики трудно называть проблемными, в большинстве случаев ученик выполняет алгоритм и приходит к какому — либо результату. Если на основе полученных знаний ученик получает дополнительное задание, которое он реализует в виде творческого продукта, то это уже можно считать проектом.

На уроках информатики проектная деятельность базируется на прикладных программах, языках программирования, с помощью которых ученик представляет итог выполнения проекта в форме конкретного разработанного продукта.

- Microsoft PowerPoint — с помощью этой программы, ученики могут подготовить выступление с использованием слайдов.

- Microsoft Excel — с помощью этой программы, ученики могут обработать большое количество информации представленной в табличном виде, произвести необходимые расчёты, построить диаграммы и графики.

- Microsoft Access — с помощью этой программы ученики могут создать базу данных, по ней строить запросы, отчеты, формы.

- HTML — язык гипертекстовой разметки — с помощью этого языка могут создать сайт.

- Microsoft Word — с помощью этой программы ученики могут подготовить доклад, статью, реферат, журнал, публикацию.

- Paint, Photoshop, CorelDRAW — с помощью этих программ ученики могут отредактировать графические материалы.

- Windows Movie Maker — с помощью этой программы ученики могут создать видеофильм или отредактировать уже полученный видеоматериал.

Проекты, которые можно реализовать на уроках информатики

5 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word, Paint, например открытки к праздникам, создание движущихся объектов в Microsoft PowerPoint.

6 класс — создание чертежей, рисунков в Microsoft Word, Paint.

7 класс — создание вычислительных таблиц, построение графиков, работы, выполненные для конкретного исполнителя в программе Робот.

8 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word.

9 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel, создание программ, решающих поставленную задачу в программе ABC Pascal.

10 класс — создание базы данных в Microsoft Access.

11 класс — web-сайты, буклеты, презентации.

Знания, полученные на уроке информатики, а именно, во время изучения прикладных программ, помогают учащимся активно включаться в проектную деятельность по другим предметам. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами

В качестве примеров рассмотрим лишь некоторые проекты выполненные моими учениками:

Практика показывает, что здания, добытые самостоятельно и с использованием высокой мотивации прочны и эффективны. Ученики, выполнившие работу от начало и до конца, видят, как полученные знания находят практическое применение.

Научить детей проектному мышлению важно, так как это поможет организовать их жизнь, сделает их успешными, а для этого нужно уметь определять цель, найти ресурсы, спланировать, осуществить и оценить то чего достиг.

5. Информатика. 9–11 классы: проектная деятельность / авт. — сост. Э. С. Ларина. — Волгоград: Учитель, 2009–155 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, урок информатики, помощь этой, проектная деятельность, ученик, программа, Великая Отечественная война, информатик, английский язык, учебная деятельность.

Ключевые слова

проектная деятельность, федеральный государственный стандарт второго поколения, требования к результатам обучения, объект и субъект обучения, алгоритм выполнения проектов, реализация проектов на уроках информатики

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы. проектная деятельность, русский язык, урок, задача проекта, прилагательное, навык работы, литература, Имя, Знание части речи, учебный проект.

Метод проекта как средство развития универсальных учебных.

Решать эту проблему можно с помощью метода проектов.

В сущности, изучение любой темы по истории, литературе, иностранному языку и другим предметам может пройти через метод проектов при изучении на уроках информатики программы PowerPoint.

Исследовательская деятельность учащихся через.

Исследовательская деятельность учащихся через концептуальный подход на уроках информатики. Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка.

Проектирование урока информатики, направленного на.

Реализация системно-деятельностного подхода при решении. подход, прием, задача, основная образовательная программа, этап урока, ученик, урок, учебная деятельность, самостоятельная работа, Ананьев.

Проект на уроке английского языка | Статья в журнале.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ. Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта.

Метапредметные связи на уроках информатики

Урок информатики, использующий ИКТ — технологии, позволяет учащимся перейти от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к деятельностному, что и предполагают ФГОС. Ученик занимается проектной, исследовательской деятельностью и решает задачи.

Компьютерная презентация результатов проектной.

компьютерная презентация, проектная деятельность, проект, электронные

Проектная деятельность на уроках информатики.

Знания, полученные на уроке информатики, а именно, во время изучения прикладных программ, помогают учащимся активно включаться в.

Учебно-методическое

– 205 с. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

учебная деятельность, активный метод обучения, знание, обратная связь, учебная ситуация, учебная рефлексия, урок информатики, деятельность учащихся, главная задача, учебное занятие.

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы. проектная деятельность, русский язык, урок, задача проекта, прилагательное, навык работы, литература, Имя, Знание части речи, учебный проект.

Метод проекта как средство развития универсальных учебных.

Решать эту проблему можно с помощью метода проектов.

В сущности, изучение любой темы по истории, литературе, иностранному языку и другим предметам может пройти через метод проектов при изучении на уроках информатики программы PowerPoint.

Исследовательская деятельность учащихся через.

Исследовательская деятельность учащихся через концептуальный подход на уроках информатики. Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка.

Проектирование урока информатики, направленного на.

Реализация системно-деятельностного подхода при решении. подход, прием, задача, основная образовательная программа, этап урока, ученик, урок, учебная деятельность, самостоятельная работа, Ананьев.

Проект на уроке английского языка | Статья в журнале.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ. Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта.

Метапредметные связи на уроках информатики

Урок информатики, использующий ИКТ — технологии, позволяет учащимся перейти от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к деятельностному, что и предполагают ФГОС. Ученик занимается проектной, исследовательской деятельностью и решает задачи.

Компьютерная презентация результатов проектной.

компьютерная презентация, проектная деятельность, проект, электронные

Проектная деятельность на уроках информатики.

Знания, полученные на уроке информатики, а именно, во время изучения прикладных программ, помогают учащимся активно включаться в.

Учебно-методическое

– 205 с. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

учебная деятельность, активный метод обучения, знание, обратная связь, учебная ситуация, учебная рефлексия, урок информатики, деятельность учащихся, главная задача, учебное занятие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад подготовлен для обобщения опыта по теме самообразования.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее актуальный в современный условиях результат образования. Для работы над проектом учащимся необходимо осваивать ряд новых способов деятельности и технологий.

Цели проектной деятельности:

Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.

Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.

Развитие исследовательских умений.

3. В чем заключается метод проектов?

Проектный метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью него ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США, его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в образовании. В современной педагогике он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

1.Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Планирования действий по разрешению проблемы.

3. Исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результат работы над проектом - продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует презентации.

Проект – это “пять П”:

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Презентация.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

По характеру результата

По профилю знаний

По характеру координации

По уровню контактов

По количеству участников

По типу объекта проектирования

По характеру результата:

Информационный и исследовательский проект

Проекты-инсценировки, или организационные проекты

Практика-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, района, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

По профилю знаний :

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины .

Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно­научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.

Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

По характеру координации:

с открытой, или явной, координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

По характеру контактов между участниками:

региональными (разного масштаба);

межрегиональными (в рамках одного государства);

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

По количеству участников:

По продолжительности:

По типу объекта проектирования:

морфологическое (проектирование вещей);

социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов);

экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы).

Этапы работы над проектом

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы – решение.

Содержание работы на этапах

Деятельность учащихся на этапах

Деятельность учителя на этапах

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке цели

Определение источников, способов сбора и анализа информации, формы отчета, установление критериев оценки, распределение задач

Устанавливают план действий, формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

Сбор информации, решение промежуточных задач

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит

Анализ информации, формулирование выводов

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, неиспользованные возможности, потенциал продолжения

Использование проектной технологии в сочетании с другими методами обучения позволяет сформировать следующие компетенции:

информационную – способность грамотно выполнять действия с информацией;

коммуникативную – способность вступать в общение с целью быть понятым;

социальную – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

предметную – способность применять полученные знания на практике.

Всё это способствует максимальному раскрытию индивидуальности, самоопределению, самореализации личности учеников. Позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.

Практическое применение метода проектов на уроках информатики

Метод проектов на уроках базового курса информатики (учебник И.Г. Семакин)

Этот курс, ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:

недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;

низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);

динамичность развития содержания курса информатики.

Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь может прийти использование метода проектов.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности.

Предлагаю вашему вниманию примеры проектов, которые можно выполнять с учащимися на уроках информатики. Проекты представлены согласно образовательным линиям программы базового курса.

Возрастная группа: обучающиеся 8 класса

Тип проекта: игровой, мини проект.

Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям, с использованием прайс- листов компьютерных фирм. Презентация проекта в виде деловой игры.

Продолжительность: один урок.

Возрастная группа: обучающиеся 8 класса

Тип проекта: мини проект.

Планируемый результат: создание символьного рисунка по образцу и своего рисунка, индивидуальное представление проекта.

Цели: отработка умения пользоваться всеми символами представленными на клавиатуре, а также дополнительными.

Продолжительность: один урок.

Возрастная группа: обучающиеся 8 класса

Тип проекта: творческий проект.

Планируемый результат: представление проекта в виде презентации.

Цели: определение уровня сформированности навыков и умений применения компьютерных технологий.

Продолжительность: 3 урока (подготовка и защита проекта)

Возрастная группа: обучающиеся 9 классов

Тип проекта: творческий, мини проект.

Планируемый результат: создание вербальной модели компьютеризованной управляющей системы с обратной связью, индивидуальное представление проекта.

Цели: определить уровень сформированности знаний по пройденной теме.

Продолжительность: один урок.

Возрастная группа: обучающиеся 9 класса

Тип проекта: творческий проект.

Планируемый результат: представление проекта в виде презентации.

Цели: определение уровня сформированности навыков и умений применения компьютерных технологий.

Продолжительность: 2 урока (подготовка и защита проекта)

Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание базового курса информатики. Анализ уровня их выполнения позволяет сделать следующие выводы:

проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;

оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

Применение проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ на третьей ступени обучения

Приёмы организации проектной деятельности остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:

изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;

формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;

В силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность

Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах.

Рекомендуется для учащихся 10-х классов в качестве обобщения и углубления темы компьютерное информационное моделирование.

Продолжительность: 1-2 урока и время для сбора материала.

Результат: создание графа или таблицы на свободную тему.

Рекомендуется для учащихся 11-х классов в качестве обобщения и углубления приёмов работы с гипертекстом.

Продолжительность: 1-2 урока и время для сбора материала.

Результат: создание Web-страницы на свободную тему

Тип проекта: исследовательский.

Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация.

Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.

Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.

Продолжительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.

Используется работа в группах. Для представления результатов возможна демонстрация подготовленной презентации.

Одной из возможностей применения ПК в предпрофессиональной деятельности учащихся является оформление докладов и рефератов.

Возрастная группа: обучающиеся 11 классов

Цель проекта - показать возможность практического применения полученных знаний, расширить представление о сфере применения прикладных программ, закрепить навыки и умения создавать гипертекст.

Проект носит практико-ориентированный характер.

Длительность проекта – 2-3 урока.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя. На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Читайте также: