Доклад про улицу танкистов

Обновлено: 05.07.2024

Великая Отечественная война — одна из самых кровавых страниц нашей истории, навсегда изменившая ее ход. Вспоминаем самые знаменитые подвиги наших танкистов, которые они совершили в том числе и на "тридцатьчетверках".

Рекордный бой

Старший лейтенант Зиновий Колобанов попал в Книгу рекордов Гиннесса, но звание Героя Советского Союза ему так и не присвоили. В августе 1941 года командир танковой роты получил приказ перекрыть три дороги на подступах к Ленинграду. В его распоряжении было пять танков, которым удалось уничтожить 43 немецких машины, причем 22 из них были подбиты за 30 минут боя. После завершения сражения на танке, которым управлял Колобанов, насчитали 150 следов от прямых попаданий снарядов, но броня оказалась крепче.

Дмитрий Лавриненко

Старший лейтенант Дмитрий Лавриненко в первые месяцы войны уничтожил 52 немецких танка. В октябре 1941 года на своем Т-34 он разбил моторизованную колонну противника, двигавшуюся от Малоярославца к Серпухову, и заполучил секретные документы. За это его представили к званию Героя Советского Союза, но разрешили наградить только орденом Ленина. До церемонии награждения Дмитрий Лавриненко не дожил.

3 против 27

В распоряжении старшего лейтенанта Владимира Хазова было всего три "Т-34", когда летом 1942 года он получил приказ остановить немецкую танковую колонну неподалеку от села Ольховатка. Действовать решено было из укрытия, а главным козырем Хазов считал внезапность. Силы противника превосходили в 9 раз, но 27 немецких танков были разгромлены тремя "тридцатьчетверками". Все бойцы из взвода Хазова вернулись с задания живыми.

Угон танка

Капитан Дмитрий Закревский сумел угнать немецкий танк Т-IV. Недалеко от поселка Бузулук в июле 1943 года разведчики во главе с капитаном нашли немецкий танк и секретные документы в нем. Бойцы угнали танк вместе ценными бумагами и невредимыми вернулись в расположение.

Операция "Искра"

В 1944 году немецкие части отступали от Ленинграда, в бою под Волосово отличился командир 30-й отдельной гвардейской танковой бригады Ленинградского фронта Владислав Хрустицкий. Во время одной из контратак его бригада оказалась в западне, но командир приказал продолжить наступление. "Стоять насмерть!" — обратился он к своим бойцам и первым пошел вперед. Хрустицкий погиб, но поселок удалось освободить.

Неприступный плацдарм

Старший лейтенант Алексей Роман получил звание Героя Советского Союза за героическую переправу через реку Одер в феврале 1945 года. Его танковая рота должна была первой форсировать реку, это открывало путь на Берлин, и немецкие войска сражались до последнего. Советские танкисты сумели пробиться, а заодно захватили неприступный ранее плацдарм к северо-западу от Бреслау.

Несколько десятков улиц Белгорода названы в честь героев Великой Отечественной войны. Но первой в городе имя героя получила улица Попова — название ей присвоили 21 февраля 1943 года решением горисполкома.

Многие ошибочно считают, что её назвали в честь создателя радио Александра Попова. Однако улица названа в честь танкиста Андрея Попова, освобождавшего Белгород от первой оккупации в феврале 1943 года и погибшего в бою за наш город. До войны она была улицей Юных пионеров.

Андрей Попов родился в 1921 году в городе Ессентуки Ставропольского края. До войны он окончил школу и стрелково-пулемётное военное училище, а в 1942 году — Чкаловское танковое училище. Сразу после выпуска Попова назначили командиром взвода 192-й танковой бригады в составе которой он попал в Белгород.

От первой оккупации Белгород был освобождён 9 февраля 1943 года. А днём ранее, 8 февраля, советские войска подошли к оккупированному городу. С севера бой начала бригада старшего лейтенанта Андрея Попова, а с востока — бойцы 340-й стрелковой дивизии 40-й армии Воронежского фронта.

Танковый взвод Андрея Попова первым прорвался в Белгород. В ночь с 8 на 9 февраля Попов двигался во главе колонны на американском танке МЗ-С (эти танки поставлялись по лендлизу) по улице Юных пионеров в сторону нынешней Соборной площади. По пути экипаж Попова уничтожал огневые точки противника. Однако на углу Юных пионеров и улицы Ленина (на этом месте сейчас располагается здание Белгородстата) в машину попал снаряд немецкой противотанковой пушки и пробил броню.

Танк Андрея Попова загорелся. Пятеро членов экипажа сгорели заживо, а тяжелораненый Попов вместе с механиком-водителем Сергеем Хохловым выбрались из танка и вступили в перестрелку с врагом. В этом бою 22-летний Андрей Попов был убит, а Хохлов потерял кисти обеих рук, но остался жив.

Однополчане с почестями похоронили Андрея Попова в братской могиле рядом с местом гибели. За свой подвиг танкист был посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени. 15 февраля командование танковой бригады, в которой служил Попов, обратилось в Белгородский горисполком с просьбой назвать одну из улиц города в честь танкиста.

5 августа 1957 года на пересечении улиц Попова и Народного бульвара танкисту Андрею Попову установили памятник. Мать Андрея Попова Изабелла Витольдовна, пока была жива, приезжала в Белгород к памятнику сыну.

А в 1972 году из Читинской области приезжал его однополчанин, механик-водитель экипажа Сергей Хохлов — единственный выживший и очевидец тех событий.

Даже самые страшные для Красной Армии первые месяцы Великой Отечественной войны явили нам большое количество подвигов советских солдат и офицеров. Подвиги эти навсегда будут вписаны в историю нашей страны. Если говорить о танкистах, то немалая доля заслуги в их подвигах была заключена и в их боевых машинах. К примеру, известный бой командира танковой роты старшего лейтенанта Колобанова закончился уничтожением немецкой танковой колонны из 22-х вражеских машин не только из-за профессионального выбора места для засады и слаженной работы всего экипажа танка, но и благодаря выдающимся характеристикам тяжелого танка КВ-1, который не подвел свой экипаж в том бою. Все, что ему смогли сделать немцы, — это разбить приборы наблюдения и заклинить механизм поворота башни.

Жизнь Героя Советского Союза Степана Горобца оказалась неразрывно связана с Тверской областью, именно здесь, при обороне Калинина, танковый экипаж под его руководством совершил успешный одиночный танковый прорыв через весь город. Здесь же на этой земле, во время наступательных боев под Ржевом данный танкист сложил свою голову в 1942 году.

Степан Христофорович Горобец родился в небольшом селе Долинское 8 февраля 1913 года. Он вырос в Кировоградской области, по национальности был украинцем. Обыкновенный советский парень из крестьянской семьи перед войной трудился машинистом газодувной турбины на азотно-туковом заводе. Войну он встретил обыкновенным старшим сержантом, танкистом, только что окончившим учебку. Принимал участие в боях с сентября 1941 года. К моменту совершения танкового рейда, который сделал его имя бессмертным, весь боевой опыт Горобца составлял всего один месяц. Бой, который произошел 17 октября 1941 года, позднее назовут образцом настоящей смелости, военной наглости и находчивости.

Подвиг экипажа танка Степана Горобца

Однако в это же время танковый батальон Агибалова, идущий вслед за авангардом из двух Т-34, попадает под авиаудар юнкерсов противника, несколько танков подбиты и командир останавливает продвижение колонны. В то же время на танке старшего сержанта Горобца после боя в деревне вышла из строя рация, связи с ним нет. Оторвавшись от основной колонны батальона более чем на 500 метров, экипаж танка не знает, что колонна уже остановилась. Не зная о том, что остался один, старший сержант продолжает выполнение поставленной задачи, продолжает разведку боем в направлении Калинина. На шоссе к городу Т-34 нагоняет колонну немецких мотоциклистов и уничтожает ее.

Выехав из деревни Лебедево, с правой стороны от шоссе экипаж танка выявил немецкий аэродром, на котором размещались самолеты и бензозаправщики. Танк Горобца вступил здесь в бой, уничтожив огнем два самолета Ju-87 и подорвав топливную цистерну. Через некоторое время немцы опомнились, они начали разворачивать зенитки, для того чтобы открыть огонь по танку прямой наводкой. В это же время старший сержант, понимая, что его атака не поддерживается другими танками его батальона, которые уже должны были догнать оторвавшийся авангард и просто разметать обнаруженный аэродром, принимает нестандартное, смелое и в какой-то мере наглое решение.


Несмотря на пламя механик-водитель танка Т-34 Федор Литовченко ведет машину на таран и давит противотанковое орудие гусеницами, в это время три других члена экипажа борются с пожаром, применяя огнетушители, ватники, вещмешки и другие подручные средства. Благодаря их слаженным действиям пожар удалось потушить, а огневая позиция противника была уничтожена. Однако от прямого попадания в башню танка заклинило орудие, из оружия в грозной машине остаются лишь пулеметы.

Далее танк Горобца следует по улице Большевиков, затем проезжает по правому берегу реки Тьмаки мимо расположенного здесь женского монастыря. Танкисты сходу форсируют речку по ветхому мосту, рискуя обрушить 30-тонную машину в реку, но все обошлось и они вышли на левый берег реки. Танк с номером три на броне входит в створ Головинского вала, откуда пытается выйти на улицу Софьи Перовской, но встречается с неожиданным препятствием. Здесь установлены глубоко врытые в землю рельсы, привет от оборонявших город рабочих. Рискуя быть обнаруженными противником, танкистам приходится использовать свою боевую машину как тягач, расшатывая установленные рельсы. В итоге их удалось сдвинуть в сторону, освободив проезд. После этого танк выходит на трамвайные пути, идущие по широкой улице.

Танк продолжает свой путь по занятому противником городу, но теперь он черный, закопченный от недавнего пожара. На нем уже практически не видно ни звезды, ни номера танка. Немцы даже не реагируют на танк, принимая его за свой. В этот момент с левой стороны улицы экипаж танка видит колонну трофейных грузовиков, ГАЗиков и ЗИСов с пехотой, машины перекрашены, в них сидят немцы. Помня о том, что стрельба из орудия невозможна, Степан Горобец приказывает механику-водителю давить колонну. Совершив резкий поворот, танк врезается в грузовые машины, а стрелок-радист Иван Пастушин поливает немцев из пулемета. Тогда немцы начинают спешно радировать о ворвавшихся в город советских танках, не зная, что в город вошла одна единственная тридцатьчетверка.


Позднее с экипажем Т-34 встретился лично генерал-майор Хоменко, командующий 30-й армией. Не дожидаясь наградных документов, он снял со своего кителя орден Красного Знамени и вручил его старшему сержанту Степану Горобцу. Уже потом Горобец смог дослужиться до звания младшего лейтенанта, был награжден орденом Ленина. Что характерно, орден Красного Знамени в наградных документах официально не фигурировал, так как проходил за генералом Хоменко. Позднее, 5 мая 1942 года, за проявленное в боях мужество и героизм младшему лейтенанту Степану Христофоровичу Горобцу было присвоено звание Героя Советского Союза, но уже посмертно.

Во время наступления 8 февраля 1942 года в бою у села Петелино в Ржевском районе Калининской (теперь уже Тверской) области, действуя в боевых порядках наступающей пехоты, экипаж танка Т-34 младшего лейтенанта Степана Горобца сумел уничтожить 3 орудия противника, подавить более 20 пулеметных точек и 12 минометов врага, уничтожить до 70 солдат и офицеров противника. В этом бою в день своего 29-летия Степан Горобец был убит. Его похоронили в деревне Братково Старицкого района Тверской области, в братской могиле недалеко от церкви в 10 метрах от шоссе Старица-Берново, на Пушкинском кольце. Всего же за все время боев на счету экипажа танка Степана Горобца было 7 подбитых и уничтоженных немецких танков.


За несколько дней до гибели Горобца башнёр сержант Григорий Коломиец был ранен, его дальнейшая судьба неизвестна. А механик-водитель танка старший сержант Федор Литовченко и стрелок-радист красноармеец Иван Пастушин прошли всю войну и дожили до победы. Впоследствии они встречались друг с другом на местах былых сражений, в том числе и в памятном для них городе Калинине.

Наш город в годы войны прославился не только созданием боевой техники, но и подвигом десятков тысяч солдат, сражавшихся в действующей армии. Вторая публикация серии посвящена улицам, которые называются в честь танкистов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны…

Мчатся танков уральских громады,

Вражью силу бросая в дрожь

Улица Танкистов


Улица Танкистов протянулась от улицы Бажова до проспекта Ленина. Её длина – 4230 метров, она одна из самых протяжённых в Тракторозаводском районе г. Челябинска. Улица названа в честь челябинских танкистов, защищавших нашу страну от фашистских захватчиков.

На Урале, как и в других районах страны, формировались и отправлялись на фронт воинские соединения и части, в том числе и танковые бригады. Одним из самых значительных начинаний молодёжи нашей области в годы Великой Отечественной войны было формирование танковой колонны имени Челябинского комсомола. Комсомольцы и молодые рабочие Челябинского абразивного завода обратились к сверстникам с призывом начать сбор средств на её строительство. Всего удалось собрать 11,5 миллиона рублей.

27 мая 1942 года приказом наркома обороны СССР формированию было присвоено имя 96-й танковой бригады имени Челябинского комсомола. Боевое крещение она получила уже летом этого же года под Воронежем. Челябинцы участвовали в Курской битве, боях за Украину, Болгарию. За освобождение города Шумена танковой бригаде было присвоено почетное наименование Шуменской. 96-я танковая бригада закончила войну в столице Болгарии – Софии.

Особую страницу в истории Великой Отечественной войны занимает Уральский добровольческий танковый корпус. С давних пор существовал у уральских казаков обычай: посылать на войну своих представителей на своих конях, со своим оружием. Теперь уральцы решили послать воинов, снабдив их танками, артиллерией, пулемётами, бронемашинами.


Уральский добровольческий танковый корпус – это единственное в мире танковое соединение, полностью созданное на средства, добровольно собранные жителями трех областей: Челябинской, Свердловской и Молотовской (ныне – Пермский край). Государство не потратило на вооружение и оснащение этого корпуса ни одного рубля. На народные деньги были не только построены боевые машины, но и выкуплено у государства необходимое оружие, обмундирование, буквально всё. Все боевые машины были построены уральскими рабочими сверхурочно, после окончания основного рабочего дня.

В составе Уральского добровольческого корпуса была сформирована 244-я танковая бригада (так она именовалась сначала, позднее была переименована в 63-ю Челябинскую танковую бригаду). 9 мая 1943 года бойцы и командиры танковой бригады выстроились в центре Челябинска на улице Кирова около центрального почтамта.

Свой первый бой уральские танкисты приняли 27 июля 1943 года под Орлом, в самом пекле войны, во второй фазе Курской битвы. Там впервые и встретились уральцы с врагом.

Шепчут в страхе друг другу фашисты,

Притаясь в темноте блиндажей:

Появились с Урала танкисты –

Дивизия чёрных ножей.

Уже через три месяца после ввода в боевые действия приказом Народного комиссара обороны СССР № 306 от 26 октября 1943 года 30-й Уральский добровольческий танковый корпус за храбрость бойцов и танкистов проявленную в бою был преобразован в 10-й гвардейский Уральский добровольческий танковый корпус. Всем частям корпуса было присвоено наименование гвардейских.

От Орла до Праги соединения и части корпуса преодолели свыше 5500 километров, приняв участие в Брянской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Силезской, Берлинской, Пражской наступательных операциях. День Победы корпус встретил в столице Чехословакии.

За время войны личный состав формирования проявил исключительное мужество и героизм. Осенью 1945 года УДТК получил звание 10-й гвардейской Краснознамённой Уральско-Львовской танковой дивизии. Знамя дивизии украшали ордена Октябрьской Революции, Суворова и Кутузова, а также ей присвоено имя маршала Советского Союза Малиновского. Всего за годы войны воинам корпуса вручено 42 368 орденов и медалей, 27 солдат и сержантов стали полными кавалерами орденов Славы, 38 гвардейцам корпуса присвоено звание Героя Советского Союза.

Имена и боевые подвиги танкистов-добровольцев золотыми буквами вписаны в историю Второй мировой войны, увековечены в памятниках, на обелисках и стелах.

Среди тех, кто уходил на фронт в составе Челябинской танковой бригады 9 мая 1943 года, были механик-водитель Фёдор Сурков, стрелок-радист Александр Марченко, санинструктор Константин Рождественский. Их имена, ставшие названиями челябинских улиц, вписаны в одну из наиболее ярких глав боевой летописи 63-й Челябинской танковой бригады.

Улица Марченко. Улица Суркова

Родился Фёдор Сурков 28 декабря 1913 года в деревне Зиновка в Мордовии. Окончил 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества. В 1936-1940 годах проходил действительную службу в Красной Армии. Служил в бронетанковых войсках механиком-водителем танка. Участвовал в боях на Халхин-Голе и в войне с Финляндией. После демобилизации работал на Сталинградском тракторном заводе. Позже переехал в Челябинск и работал в строительном тресте №42, на Челябинском тракторном заводе.

Александра не оставляла мысль о том, что он обязан находиться в это время на полях сражений, а не спокойно сидеть в своей конторе и работать с чертежами. Марченко изучил специальность радиотелеграфиста-пулемётчика. И на этот раз отказать военкомат просто не смог, да и фронту нужны были бойцы.

Врачи госпиталя запретили Суркову возвращаться на фронт. Однако Фёдор вернулся и сражался за Польшу и за Прагу, а через месяц после Победы прошел с парадом по Красной площади в Москве. С 1946 года гвардии младший лейтенант Сурков находился в запасе. Жил в городе Львов. Скончался 10 октября 1971 года. Похоронен в городе Львове на Холме Славы.

Улица Рождественского


Константин Рождественский был обыкновенным челябинцем, простым рабочим парнем, каких было много в Советском Союзе. Родился он в 1911 году, закончил челябинский педагогический техникум, по распределению преподавал в сельской школе. А вот в армию его не брали – здоровье подводило.

Но когда началась Великая Отечественная война, Рождественский обивает пороги военкоматов и требует распределения на фронт. Ему неизменно отказывают. И предлагают поработать на оборонном заводе, токарем. Дескать, приобщишься к военному делу, а там, глядишь, и выйдет из тебя солдат. И Константин Рождественский устраивается на Кировский танковый, который эвакуировали из осаждённого Ленинграда и запустили на производственной площадке ЧТЗ.

Работники цеха, где работал Костя, запомнили его добрым, отзывчивым и ответственным парнем. И очень настойчивым, ведь Рождественский продолжал приходить в военкомат и требовать отправки на фронт. А в 1943 году, когда формируется Уральский добровольческий танковый корпус, Константин записывается в него и всеми правдами и неправдами попадает в строй.

Улица Захаренко


Илья Фёдорович Захаренко родился в 1904 году. В 1930-е гг. служил в бронетанковых войсках. В 1941 комиссар танковой бригады. Осенью того же года ранен в боях под Москвой. Весной 1942 г. участвовал в формировании 96-й танковой бригады в Челябинске. Назначен заместителем комбрига. Вместе с бригадой на фронте с июля 1942 г.

В январе-феврале 1943 его бригада участвовала в Острожско-Россошанской операции и была почти полностью уничтожена у деревни Пузачи Курской области. Их было 228 против 13-ти тысяч, но они победили.

Бой 96-ой танковой бригады имени Челябинского комсомола у села Пузачи 9- 12 февраля 1943 года прочно вошел в историю Великой Отечественной войны, как ярчайшая страница подвига нашего народа. Такое в истории войн встречается чрезвычайно редко. Буквально горсточка храбрецов, всего-то 228 человек, не только преградила дорогу, но и победила тринадцатитысячную группировку противника, которая могла бы составить полномасштабную немецкую дивизию.


Бой, который приняла танковая бригада возле деревни Пузачи, сделал Илью Захаренко героем. Настоящим. Всамделишным. Холод. Метель. Война. Часть Второй танковой армии вермахта, тринадцать тысяч фашистов, вырываются из окружения, отходят на Запад. Танки. Артиллерия. Грузовики с солдатами. Обоз. Кухни. Да что там! Число 13000 говорит само за себя. Именно их приказывают задержать до подхода основных сил уральским танкистам. Но их – 228 человек. Один к шестидесяти. И наши понимают, что шансов нет. Если загородить фашистам дорогу, то перебьют всех. Но наши уральские парни преградили дорогу. Встали поперёк, все, кто были, и приняли бой. Жестокий. Кровавый. Неравный.

Когда кончились боеприпасы, бились врукопашную. Собирали трофейные автоматы – снова стреляли. Не пропускали. И не пропустили. Наши. Челябинцы. Уральцы. Враг потерял 6000 убитыми и 3 тыс. пленными.


Наши встают поперек и на окраине этой деревни Пузачи бьются, зная, что погибнут. Снаряды с немецкой педантичностью методично гвоздят обездвиженный КВ-1 с красной звездой на борту. Но он огрызается и огрызается, пока в нем есть хоть кто-то живой. Автоматчики изрешечивают санитарный автомобиль. Смертью храбрых гибнут женщины-санитарки, а раненый доктор отстреливается из пистолета. Под градом свинца стреляют окровавленные артиллеристы. Экономят снаряды, направляя орудия только в скопления врагов.


А фашисты атакуют. Раз за разом. И раз за разом их встречает огонь. По этой дороге им не пройти. 228 против 13000. И дезертиров не было! Смерть с честью достойнее. Когда на один ствол направлено несколько десятков, шансов нет. Вступая в бой, это было понятно каждому. Никто не дрогнул. Ни один. Даже мальчик. Сын полка Серёжа Батищев. Он выползал под обстрел и собирал оружие убитых, чтобы было чем отстреливаться. По нему вёлся огонь, но он остался жив.

Их осталось 32 человека, 14 из которых ранены. А Илья Захаренко вынес ещё и знамя, чем спас бригаду от расформирования. Сейчас пожмут плечами. Ну, подумаешь, пропало знамя. Флажок. Дадут другое. Или вообще без знамени обойдёмся. А тогда знамя – это дух части! Символ того, что часть есть. Существует.

Зимой 1943-го Илья Захаренко направлен на Урал, где участвовал в создании Уральского добровольческого танкового корпуса. Был назначен заместителем командира. С июля 1943 г. по апрель 1945 г. сражался на Курской дуге, под Ямполем, на Украине, в Польше и Германии.

Как нельзя лучше подходило к его отзывчивой, отважной душе, к его облику и кремневому характеру это яркое, глубочайшего смысла слово: комиссар. Не случайно, должно быть, и на второй половине войны, когда ни званий, ни должностей таких в армии уже не было, гвардейцы продолжали называть полковника Захаренко комиссаром добровольцев.

Захаренко был смертельно ранен в начале Берлинской операции в апреле 1945 года. Он не дожил до Победы всего 20 дней. Похоронен во Львове на Холме Славы.

Улица Хохрякова


Семён Хохряков родился 31 декабря 1915 года в поселке Коелга в Челябинской области. Окончил Военно-политическое училище.

16 советских танкистов за годы войны были дважды удостоены звания Героя Советского Союза. 15 из них – полковники и генералы, командиры бригад, корпусов и фронтов. И только шестнадцатый, южноуралец Семён Хохряков, был обычным комбатом, с одной майорской звездочкой на погонах. Таких комбатов в армии – сотни. Но две золотые звезды красуются на чёрном замасленном танковом комбинезоне лишь у парня из Коелги!


В составе армии под Проскуровом батальон Хохрякова, состоявший из семи танков и роты автоматчиков, в бою против около 40 танков и батальона пехоты уничтожил 10 танков и более 300 солдат и офицеров. Сам Хохряков уничтожил 4 танка. Причем в конце боя целым остался только командирский танк, но Хохряков так умело маневрировал и так яростно и метко вел огонь, что при подавляющем численном преимуществе фашисты покинули поле боя. За умелое командование батальоном в боях за город Проскуров и личный героизм удостоен звания Героя Советского Союза.

Слава о смелом комбате, непревзойдённом мастере неравных боев, всегда выходящем победителем, гремела на всю армию! Воевать под командованием Семёна Хохрякова считалось честью.

За годы войны Семён Хохряков получил четыре ранения. До Дня Победы он не дожил три недели – погиб в бою под Берлином 17 апреля.

Улица Гончаренко

Родился Иван Гончаренко в 1920 году в селе Сушилино Сумской области Украинской ССР. В 1940 году Ивана Григорьевича призвали в ряды Красной Армии. Он участвовал в боях Великой Отечественной войны с первых дней, с июня 1941 года. Однако скоро командование отозвало отважного и толкового танкиста с фронта и направила на учёбу во 2-е Горьковское танковое училище. Иван Гончаренко окончил его в 1943 году, после чего вернулся на фронт в качестве командира танка Т-34. С марта 1944 года гвардии лейтенант И. И. Гончаренко – командир танка №24 1-го батальона 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса.

Иван Гончаренко воевал в составе 63-й гвардейской танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса. Был командиром танка. Гончаренко освобождал Украину и Польшу, участвовал в уличных боях в Берлине.


Экипаж сумел покинуть свою боевую машину и вызвать подкрепление. Подоспевший советский танковый взвод уничтожил гитлеровские самоходки. А павший уже после официально объявленной Победы Иван Гончаренко посмертно был награждён Орденом Отечественной войны 1-й степени.

Улица Худякова

Когда по заводу разнеслась весть, что из рабочих будут набирать добровольцев в формируемый уральский танковый корпус, Колька побежал в военкомат, записываться в добровольцы. Было ему 17 лет, но он отважно прибавил себе лишний год, заявив, что ему восемнадцать и встал на цыпочки в ростомере, чтобы прибавить себе лишние сантиметры в росте.

– Иди отсюда, шкет, не задерживай очередь, – сказал ему военком, – подрасти и приходи через пару лет, а пока и без тебя справятся.

После вручения высоких наград сержант Худяков снова в строю и штурмует со своим противотанковым ружьем укрепления фашистов в Западной Польше. До Берлина – рукой подать! Но при форсировании реки Одер под ожесточённым артиллерийским, пулемётным и миномётным огнём противника сержант Худяков Н. А. пропал без вести (по другим сведениям, погиб). Точная дата неизвестна, ориентировочно: 23 февраля 1945 года.

Воины-уральцы с честью выполнили наказ земляков: внесли свой весомый вклад в Победу, проявили мужество, героизм, отвагу, прославив тем самым уральскую землю!

Читайте также: