Доклад про спасо преображенский собор
Обновлено: 06.07.2024
Спасо-Преображенский собор является историко-архитектурной жемчужиной города Новокузнецка и одновременно одним из крупнейших и значительных памятников религиозного изобразительного искусства Кузбасса.
Преображенский храм первого поколения строился в 1621-1622 гг. по благословению Московского патриарха Филарета одновременно с Кузнецким острогом, в границах его укреплений, на прибрежном крутом уступе. Дальность расстояния, недостаточность мастеров узкого ремесла явились главными причинами отсутствия в храме самого необходимого иконостаса с царскими вратами, утвари, священнических одежд, колоколов и многого другого. От кузнецкого воеводы Е. И. Баскакова в Москву были посланы казаки В. Аверкиев и О. Филиппов с ходатайством о помощи новому храму. Казаки вернулись в Кузнецк с богатыми дарами для Преображенской церкви. В начале XVIII в. храм становится значимым для всей округи и приобретает статус собора, главного храма. В это же время собор получает полное название – Спасо-Преображенский. Преображенский храм первого поколения сгорел в 20-е годы XVIII столетия, но вскоре был заново отстроен на этом же уступе.
При заказчике Ефимии Винуловском в мае 1792 г. артелью иркутского каменщика Почекунина был заложен каменный Спасо-Преображенский собор. Скромные материальные возможности прихода и недостаток мастеровых рук объясняют причины его длительного возведения. При протоиерее Я. Арамильском в 1805 г. был освящен первый этаж. Строительство храма завершилось в 1835 г. 5 августа 1835 г. томский епископ Агашин освятил верхний этаж собора. Новый красавец собор, как и его деревянный предшественник, располагался на высокой береговой террасе, и вид на него открывался при подъезде к Кузнецку. На протяжении всего XIX в. Спасо-Преображенский собор был главным храмом Кузнецкого благочиния.
Во время антиколчаковских выступлений в декабре 1919 г. сгорели иконостасы собора, колокола с колокольни рухнули на землю. От собора остался только пустующий остов. В 1926 г. первый этаж пострадавшего от пожара храма был приведен в относительный порядок, и в нем возобновилась служба, которая продолжалась недолго. В 1929 г. в помещении закрытой уже церкви разместился геологический музей. В начале 1932 г. Председатель Кузнецкого района К. Г. Воробьев вместе с комсомольцами и коммунистами сбросил вниз многопудовые чугунные кресты с куполов. Наконец, в 1934 г. храм был закрыт. В 1937 г. обсуждался вопрос о приспособлении здания церкви под музей, но такое приспособление не состоялось. Некоторое время в здании церкви размещалась школа комбайнеров, а в конце 1930-х г. – хлебопекарня. С середины 50-х годов здание было окончательно заброшено.
В 1977 г. прихожане Никольской церкви обратились в Горсовет с просьбой о передаче им храма, но получили категорический отказ. В 1988 г., после празднования тысячелетия крещения Руси, в местной печати стали чаще появляться требования о передаче собора верующим. В ноябре 1989 г. на сессии Горсовета было принято решение передать собор православным верующим.
Восстанавливать храм из руин довелось с 1992 г. протоиерею Александру Пивоварову. Весной 1994 г. вокруг здания собора были возведены леса, началась затирка стен. К 380-летию Кузнецка под патронажем губернатора области А. Тулеева в Спасо-Преображенском соборе прошли реставрационные работы. На иконостасах приделов храма резьбу по дереву выполнила бригада, возглавляемая М. Кабеткиным. Иконы написаны православными художниками Л. Ключниковым и В. Шубенкиным. В 1997 г. главный купол церкви и купола колокольни покрыли медью. На первом этаже уложили мраморный пол с подогревом. На Кузнецком металлургическом комбинате были изготовлены кресты на луковичные главки. В 1999 г. были сняты все леса с храма, закончены отделочные работы. Купола собора покрыли позолотой. Осенью 2004 г. реставрационные работы и роспись собора были завершены. В 2004 году Спасо-Преображенский собор с почти 400-летней историей своего прихода праздновал свое новое рождение.
Описание объекта
Источники информации
- Гревнев, М. О чем звонил бы колокол [Текст] / М. Гревнев // Наша газета. – 1993. - 18 марта (№ 31). С. 4 : фот.
- Гревнев, М. 100 миллионов на реконструкцию [Текст] / Михаил Гревнев // Наша газета. 1994. – 26 марта (№34/35). – С. 2 : фот.
- Дела богоугодные [Tекст] // Православные вести. - 1998. – 10 июля. - С.3.
- Дорога к храму: от Голгофы до Воскресения : из истории Спасо-Преображенского собора [Текст] // Губернские ведомости. - 2000. – 17 августа. - С. 10 : рис.
Истомина, О. Спаси и преобрази / Ольга Истомина [Текст] // Франт. - 1995. - 25 декабря (№ 103). - С. 2 : фот.
Рахманов, Б. Не прозевать бы, не проворонить [Текст] / Б. Рахманов // Наша газета. - 1996. - 24 мая (№ 57). - С. 7.
Рассматривать архитектуру новых сооружений Спасо-Преображенского монастыря, не касаясь основных тенденций, господствовавших в то время в московском зодчестве, было бы неверным, поскольку последние нашли также свое отражение и в ярославских постройках.
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Дата создания: Начало XVI века
Материал, техника: кирпич, белый камень
Рассматривать архитектуру новых сооружений Спасо-Преображенского монастыря, не касаясь основных тенденций, господствовавших в то время в московском зодчестве, было бы неверным, поскольку последние нашли также свое отражение и в ярославских постройках.
Московская архитектурная школа постепенно становится ведущей, выражая идеологические и эстетические тенденции молодой столицы централизованного русского государства. Опираясь на художественные традиции владимиро-суздальской культуры, столичные зодчие обращаются к решению новых задач: они создают крупные архитектурные ансамбли — достойное воплощение мощи объединенной Руси. Особенно плодотворным для развития русской национальной архитектуры был период княжения Ивана III, его сына Василия III и внука — Ивана Грозного (вторая половина XV-первая половина XVI века). Именно тогда создается новый грандиозный ансамбль каменного Московского Кремля с его знаменитыми Успенским, Благовещенским и Архангельским соборами, колокольней Ивана Великого, стенами и башнями, строятся дворцы и загородные храмы, монастыри и дома крупных бояр.
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, созданный почти заново в начале XVI века по распоряжению Ивана III и при участии московских зодчих, отвечал уровню лучших столичных сооружений.
Монастырь-крепость, выдержавший тяжелейшую вражескую осаду — двадцатичетырехдневную оборону в период литовско-польской интервенции (XVII век), делали непреступным глубокие рвы с водой, высокие каменные стены с бойницами, массивные квадратные башни, из которых две — Угличская и Богородицкая — сохранились и поныне. Самая мощная и крупная боевая башня, приспособленная для длительной обороны, поднималась над аркой Святых ворот, которые в свою очередь имели дополнительные боевые укрепления.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Планировка центра монастыря, задуманная в XVI веке, говорит о цельности композиционного замысла. Торжественный въезд через вновь выстроенные в 1516 году каменные Святые ворота вел к небольшой площади, которую с одной стороны замыкали здания трапезной и настоятельских покоев, а с другой — главное здание всего комплекса — собор Спасо-Преображения.
Список литературы
В 1730-х годах там, где находится Спасо-Преображенский собор, располагался внутренний двор гренадерской роты Преображенского полка. Этот полк часто посещала дочь Петра I Елизавета. Она была крестной матерью многих офицерских и солдатских детей, привозила им подарки.
В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года Елизавета прибыла к преображенцам. После молитвы перед иконой Божией Матери она обратилась к солдатам с просьбой о поддержать её в совершении дворцового переворота. Елизаветой Петровной такая поддержка была получена, с солдатами она направилась к Зимнему дворцу перенимать власть у Анны Леопольдовны и малолетнего императора Ивана VI.
Уже через несколько дней после восшествия на престол в память об этих событиях новая императрица решила построить собор во имя Преображения Господня. Местом для него был выбран двор Преображенского полка. В июне 1743 года храм был заложен. Его проектирование начал архитектор М. Г. Земцов. После смерти зодчего 28 сентября 1743 года работу продолжил П. А. Трезини. В марте 1745 года императрица приказала:
"При строящейся каменной церкви на куполе и латернинах главы делать не против апробованного плана и фасада, но против глав, имеющихся в Москве на соборной церкви Успения пресвятой богородицы" [Цит. по: 1, с. 335].
В создании внутреннего убранства принимал участие Ф. Б. Растрелли. 5 августа 1754 года Спасо-Преображенский собор был освящён в присутствии императрицы. Кроме главного, здесь было ещё два придела: в честь Священномучеников Климента, папы Римского и Петра Александрийского, а также в честь Сергия Радонежского Чудотворца.
Большинство краеведческих источников указывают на то, что облик первого здания Спасо-Преображенского собора до сих пор не известен, так как все чертежи и рисунки утеряны. Но в альманахе "Религиозный Петербург" в 2004 году опубликованы проекты фасада Спасо-Преображенского собора и его иконостаса, датированные 1743-1744 годами. Точно известно, что этот храм стал первым пятикупольным. По повелению Елизаветы Петровны возродилась традиция строить пятиглавые храмы, тогда как до неё при Петре I строились церкви по европейской однокупольной системе.
Спасо-Преображенский собор был часто посещаем Елизаветой Петровной. 12 ноября 1796 года Павлом I он был назначен храмом всей гвардии.
8 августа 1825 года собор сгорел, но при пожаре из него успели вынести все святыни. Александром I было принято решение о скорейшем восстановлении здания, что было начато в 1827 году. Уже к зиме 1827 года году по проекту архитектора В. П. Стасова храм был восстановлен. Зодчему в работе помогали архитекторы Ф. П. Брюлло, М. Колль, художники А. Е. Егоров, Ф. И. Брандуков, А. И. Иванов и И. К. Шебуев.
5 августа 1829 года состоялось новое освящение собора, главный алтарь которого был освящён в честь праздника Преображения Господня. В этот день провели молебен по случаю перехода Российских войск за Балканы и взятие турецких крепостей и городов.
Храм был украшен деревянным резным пятиярусным иконостасом, напоминающим триумфальную арку. Резная сень в алтаре и царское место исполнены по рисункам Стасова. Бронзовая пятиярусная люстра создана мастером А. Дипнером.
На одной из башен собора в 1854 году установлены куранты, привезённые в Санкт-Петербург из Англии. Именно в таком виде Спасо-Преображенский собор дошёл до наших дней.
Новый Спасо-Преображенский собор стал одним из самых популярных в Санкт-Петербурге. Современники Стасова говорили, что в городе существуют два выдающихся сооружения - Казанский и Спасо-Преображенский соборы. За создание этого храма архитектору императором был подарен бриллиантовый перстень и 1 325 рублей, сэкономленных зодчим на сооружении ограды из стволов пушек.
Площадь вокруг храма носит связанное с ним название - Преображенская площадь.
В 1918 году Спасо-Преображенский собор стал приходским храмом. Военные трофеи были переданы в Артиллерийский музей. В 1950-м году они были переданы в Государственный Эрмитаж. Большинство икон и святынь были изъяты из храма в 1920-х годах. Главными святынями Спасо-Преображенского собора сегодня являются Нерукотворный Образ Спасителя и икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".
Спасо-Преображенский собор никогда не прекращал свою работу, был действующим всё советское время. Внутри храма находится доска со списком погибших офицеров полка с 1702 по 1917 год. Спасо-Преображенский собор является одним из самых посещаемых храмов Санкт-Петербурга. Широко известен хор собора, где выступают солисты Академической капеллы.
Источники
Спасо-Преображенский собор – один из красивейших и наиболее посещаемых храмов в Санкт-Петербурге, представляющий собой архитектурный памятник в стиле классицизма. При храме существует воскресная школа, где все желающие могут изучить основы православия и религиозного воспитания. Прихожанами также организуются паломнические поездки.
История
Собор начали возводить на месте штаба Преображенского полка в 1743 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны в память о ее восхождении на престол. Событием, которое предшествовало этому, был государственный переворот в ноябре 1741 г., осуществленный с помощью Преображенского полка и сделавший дочь Петра I императрицей. Архитектором был сначала Михаил Земцов, а затем — Пьетро Трезини. Освещение собора, на котором присутствовала сама Елизавета, состоялось в 1754 г.
Александр I повелел восстановить храм после пожара, и архитектору Василию Стасову, изменившему первоначальный стиль барокко на ампир, удалось сделать это в довольно короткие сроки. Новый храм возводился с 1827 по 1829 гг.
С 1871 г. при соборе существовало благотворительное общество с богадельней, столовой, школой для детей солдат и детский приют. С 1912 г. в нем работало Братство трезвости и целомудрия.
После событий 1917 г. храм продолжал работу и действовал непрерывно в течение всего советского времени. Реставрирован в период 1946 – 1948 гг.
Архитектура
Собор высотой 41,5 м состоит из трех приделов:
Высокие стены украшены барельефами, иллюстрирующими библейские сюжеты в сочетании с воинской тематикой. К западному фасаду примыкает двенадцатиметровый портик с колоннами ионического ордера.
Главный купол увенчан восьмиметровым крестом. В юго-западной башне собора располагается колокольня, а на северо-западной находятся английские куранты, установленные в 1854 г.
Пятиглавый собор выполнен в духе классицизма, который дополняют элементы русского зодчества. Собор окружает весьма необычная ограда, сделанная В. Стасовым в 1828 – 1829 гг. в честь победы в русско-турецкой войне.
Элементами этой ограды служат 102 ствола трофейных орудий, установленные дулом вниз, группами по 3 орудия, украшенные двуглавыми орлами и соединенные цепями. В 1886 г. на территории собора появилась часовня с маленькой главкой и витражами, созданная архитектором И. Б. Слупским.
Внутреннее убранство
Храм отличается довольно богатым убранством. Купол собора с вифлеемской звездой в центре украшен росписью под цвет облачного неба, а также изображениями ангелов и святых. Под куполом располагается большое паникадило на 120 свечей.
В главном приделе находится украшенный резьбой четырехъярусный иконостас, внешне напоминающий триумфальную арку. Внутри храма можно увидеть памятную доску со списками имен офицеров Преображенского полка, погибших в период с 1702 по 1917 гг.
Расписание богослужений и режим работы в 2020 году
Каждый день в 10.00 в храме совершаются литургии, а по средам и пятницам проходят ранние литургии в 7.00. Вечерние богослужения начинаются в 18.00.
Спасо-Преображенский собор открыт для посещения ежедневно с 8.00 до 20.00.
Где находится
Адрес
Преображенская площадь, 1
Метро
- Чернышевская
- Маяковская
- Площадь Восстания
Как добраться
Быстрее всего можно добраться от метро Чернышевская, пройдя 580 метров по улице Кирочной и Манежному переулку до площади.
Спасо-Преображенский собор — самая древняя постройка в Переславле-Залесском, одном из городов Золотого кольца России. Второе название — Старый собор. Располагается на главной, Красной площади города.
Возведенный в середине XII века, Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского является древнейшим зданием не только этого города, но и всей округи. Он возведен в середине XII века. Ближайший его ровесник — белокаменный храм свв. Бориса и Глеба — находится в Кидекше под Суздалем
Спасо-Преображенский собор — ровесник Переславля-Залесского, под 1152 годом летописи говорят об основании Переславаля, а в нем — Спасо-Преображенского собора.
Преображенский собор в Переславль-Залесском сложен из белого камня, причем техника кладки очень высока: тщательно отесанные белокаменные блоки клали поч ти насухо, в два ряда, а промежуток между ними заполняли раствором с обломками камня (полубуговая техника, характерная для многих средневековых построек).
Преображенский собор в полной мере разделил с Переславлем-Залесским его непростую судьбу.
Все более или менее важные исторические — гражданские и церковные — события, происходившие здесь, все бедствия, постигавшие город, отражались и на этом храме или в нем самом происходили. Так, по смерти Андрея Боголюбского, Ярополк Ростиславич в Спасском соборе берет с жителей Переславля клятву на верность; здесь же затем в 1201 году принимает Переславское княжение Ярослав Всеволодович; здесь была усыпальница Переславских князей, гробницы коих отчасти сохранились и доселе. В 1354 году здесь принял священническое рукоположение преп. Сергий Радонежский. При неоднократном разорении города врагами страдала и главная святыня его — Спасский собор.
Одно время Переславль фактически являлся главным городом северо-восточной Руси: здесь имел пребывание князь Дмитрий Александрович (1250—1294), с 1276 года занимавший великокняжеский стол. Это, конечно, очень возвышало статус Спасского собора. В Преображенском соборе Дмитрия Александровича и похоронили.
Александр Невский, также имел непосредственное отношение к Преображенскому храму: рожденный в Переславле, он был в соборе крещен, не раз приезжал сюда с богомольными целями Иван Грозный.
А потом Преображенский собор жил ни чем не примечательной жизнью обычного приходского храма.
Православные храмы Переславль-Залесского.
Собор — ровесник города, в котором стоит
Его строительство началось в тот же год, когда был заложен Переславь-Залесский, — в 1152. Строили его мастера из Юго-Западной Руси, привезенные Юрием Долгоруким. Завершен собор был в 1157 году, при сыне Долгорукова — Андрее Боголюбском.
Это одноглавый крестовокупольный храм с тремя апсидами, сложенный из белого камня. Достаточно простой по форме, имеет аскетичный вид и небольшой размер. Высота стен — 21 м. Скромные окна-глазницы расположены по всему периметру здания. Был предназначен для нужд гарнизона города и княжеского двора.
Апсида — выступ здания, по высоте ниже его основной части, имеющий собственное верхнее покрытие в форме полукупола или полусвода.
Храм был освящен в честь православного праздника Преображения Спаса, поэтому и получил такое название. Спас на Руси олицетворял могущество бога и княжеской власти, особо почитался в северо-восточной части страны.
Ранее внутри был украшен фресками, но они были признаны не представляющими художественной ценности и счищены. Сейчас внутри собора белые стены.
Храм не действующий, является филиалом городского музея и частью ансамбля Красной площади.
Архитектура и убранство сооружения
Современный храм представляет собой сооружение около 21 м высотой (пятиэтажный дом размером 20 метров). Это здание относится к одноглавым церквям и имеет 4 столпа.
Внешний вид
Как внешне, так и внутренне храм довольно прост и строг. Основание купола – барабан, украшен кирпичной кладкой под углом – поребриком, а также городчатым поясом – полоска орнамента со ступенчатыми висячими зубцами. Старый земляной вал, окружающий это величественное здание, сохранился в отличном состоянии.
Настенные граффити
Когда проводились реставрационные работы в 2000-х гг., на стенах были обнаружены настенные граффити. Правление и неудачи Андрея Боголюбского не устраивали жителей города. Случился заговор, и князь был убит. Об этом событии рассказывает граффити (надпись). Причем на ней указаны имена тех, кто был причастен к заговору и непосредственно к убийству.
Внутреннее оформление
Раньше в храме находился деревянный иконостас, но его пришлось заменить во время реставрации в 19 веке. Теперь здесь расположилась алтарная преграда из мрамора. Ее выполнили в псевдо-византийском стиле и украсили росписями.
Эта преграда в старину освещалась факелами Хореса. Это такая лампа, которая состояла из двух чаш. На нижнюю крепились подсвечники. Две чаши были скреплены тонкими металлическими цепочками, а сама лампа крепилась к своду специальными крюками.
Святыни храма
К святыням храма относятся:
Фрески и иконы
Во время реставрации собора в 1893—94 годах древние фрески были сняты мелкими кусками, уложены в ящики и укрыты в холодном сарае в беспорядке. В 1895 году Археологическая комиссия признала фрески не заслуживающими дальнейшего сохранения.
Сохранившийся фрагмент росписей (поясное изображение апостола Симона) сейчас находится в Историческом музее Москвы.
Не представлявшие значительной художественной ценности фрески XIX века счищены. Сейчас внутри собора белые стены.
Граффити Спасо-Преображенского собора
Следы большого текста, процарапанного на южной апсиде, были найдены уже осенью Надпись была покрыта слоями грязи и краски и нуждалась в реставрации. был найден уникальный текст, касающийся событий 800-летней давности — убийства владимирского князя Андрея Боголюбского.
Учёные сообщают, что это документ является древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси.
Внутренняя роспись, убранство и иконы
Интерьер храма также прост, как и его внешняя отделка. Во второй половине XII века внутренние стены собора расписали фресками. К большому сожалению, они были утрачены во время реставрации храма в 1893 году. Только два небольших фрагмента росписей удалось сохранить. И теперь они экспонируются в государственном Историческом музее. Более поздние фрески, выполненные в XIX веке, не представляли особой художественной ценности, поэтому при современной реставрации были зачищены. И сейчас на стенах Спасо-Преображенского собора никаких росписей нет. В XIX веке в соборе установили новый иконостас из мрамора в псевдовизантийском стиле, который сохранился до наших дней.
В 30-е годы прошлого века здесь также проводились большие реставрационные работы. Во время них были найдены желтые, зеленые и коричневые напольные плитки, выполненные из майолики. Такие же плитки белого цвета с голубым орнаментом, по мнению реставраторов, скорее всего, украшали церковные хоры.
Вид на собор с крепостного вала
Одной из чудом сохранившихся реликвий стал серебряный портир XII века (церковная чаша), которую передал в дар собору Юрий Долгорукий. Хотя часть исследователей считает, что этот портир сделан владимиро-суздальскими серебряниками позднее – в XIII веке, и был подарен храму внуком Юрия Долгорукого – Юрием Всеволодовичем. Гладкая чаша имеет простую форму и украшена искусно вырезанными на серебре медальонами, на которых изображены христианские святые. А по ее венцу проходит надпись. Сейчас этот драгоценный портир хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Этот древний храм продолжает удивлять исследователей и историков и сегодня. В 2014 году в нем проводились работы по укреплению фундамента, и в ходе них была обнаружена печать архимандрита XIII-XIV века.
Только цифры
5 — всего пять первых белокаменных храмов было в Северо-Восточной Руси, и этот — единственный сохранившийся в первоначальном виде.
1220 г. — в палатах рядом с собором родился Александр Невский. Позже его здесь крестили, а затем венчали. Перед собором в 1958 году был установлен памятник этому великому полководцу.
1352 г. — здесь был благословлен на игуменство преподобный Сергий Радонежский.
13 — 14 вв. — это место стало усыпальницей русских князей: Великого князя Владимирского и Переславского Дмитрия Александровича (сына Александра Невского) и Ивана Дмитриевича (внука Александра Невского).
Галерея
В 2003 году чёрная глава собора была окрашена в зелёный цвет
Другие церкви и храмы Переславля-Залесского
В Залесском можно увидеть множество церквей и храмов. Если вы решили ехать в этот город, то обязательно посетите и другие храмы.
Покровская церковь
Знаменская церковь
Святыня интересна тем, что была полностью разрушена советской властью. Через какое-то время на этой земле был открыт магазин винных напитков. Позднее молельня была заново отстроена. Стройка длилась около 10 лет и началась в 1999 году.
Церковь Сорока мучеников Севастийских
Открыта для посетителей по субботам и воскресеньям с 7-30 до 23-00. Церковь следует посетить из-за красивых росписей, расположенных в главном и теплом пределах храма. Главный был полностью расписан в 2016 году. Теплый предел расписали в 2013 году.
Никольский монастырь
Что интересного хранится в монастыре:
- икона папы Римского с частицей мощей;
- крест Корсунский;
- рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых.
Литература
- Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. М., 1961—1962. Т. 1, с. 77-90.
- Ермакова Н. Храмы Переславля: существующие и утраченные. М.: Славпринт, 2004.
- Тихонравов К. Н. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском / Тихонравов К. Н. // Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). — 1853. — № 50 (12 декабря). — С. 311—312.
- Надгробные плиты, открытые у Преображенского собора в г. Переславле-Залесском // Владимирские губернские ведомости. — 1854. — № 34 (21 августа). — С. 267—268.
- Васильев, С. Д.Памятники зодчества XII века в Переславле-Залесском / С. Д. Васильев, К. И. Иванов. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1966.
- Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) — статья из Большой советской энциклопедии.
- Сукина Л. Б. НЕКОТОРЫЕ ДЕТАЛИ ВНУТРЕННЕГО УБРАНСТВА СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА В ПЕРЕСЛАВЛЕ-ЗАЛЕССКОМ ДОМОНГОЛЬСКОГО ВРЕМЕНИ // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 2(40). С. 16-27.
Видео
Из этого видео можно узнать историю Спасо-Преображенского собора.
Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 13273
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
Читайте также: