Доклад применение современных педагогических технологий в рамках фгос ооо

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время на встречах педагогов разных уровней, от руководителей образования до рядовых учителей, серьёзно обсуждается вопрос о внедрении новых образовательных стандартов. Главное, что волнует нас, учителей, что это за новый образовательный результат и как его получить.

Я, как педагог-практик, считаю, новый образовательный результат это не что, а кто. Это современный человек, выпускник школы, который не только имеет глубокий запас знаний, но и умеет ими воспользоваться, применить их в жизни для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности и общения, в новой, порой нестандартной ситуации.

Современный выпускник школы сталкивается с определёнными трудностями в различных сферах повседневной жизни – неумение отстаивать свою точку зрения, недостаточное развитие навыков аргументированно отвечать на вопросы, неумение представить собственный проект, адекватно оценивать и использовать полученную информацию. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

При изучении нового материала эффективны следующие виды деятельности учащихся (именно деятельности учащихся, учитель на современном уроке выступает лишь координатором деятельности учащихся): работа в группах, в парах, исследовательская работа, практическая работа, самостоятельная работа с самопроверкой, с взаимопроверкой и т. д. Предлагая задания для перечисленных видов работ, учитель должен использовать технологию дифференцированного обучения. На своих уроках я предлагаю детям разно уровневые дидактические материалы, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

Все кабинеты современной школы должны быть оборудованы всем что предусматривает применение информационных технологий. Компьютер – не замена учителя на уроке, а составляющая урока. Но чтобы дети не воспринимали картинки, задания на экране как развлечение, привлекать их к сбору материала (фото, видео, аудио) В процессе использования данных технологий школа выполняет социальный заказ общества. Использование компьютера на уроках позволяет готовить к жизни всесторонне развитого человека, востребованную в обществе личность.

В наше время очень остро стоит необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.

  1. Рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60% и не более 75080%.
  2. В содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём.
  3. Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 минут.
  4. В урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления.
  5. В течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся).
  6. Должен быть контроль научности изучаемого материала.
  7. Необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся.
  8. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учётом личностных возможностей.
  9. На уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональной разрядки.
  10. Необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на и 35-й минутах урока длительностью – 1 минута, состоящие из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
  11. Необходимо производить рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Использование инновационных технологий в учебном процессе

Интерактивные технологии.

Интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации. В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего и обучаемых, а также роль информации. Остановимся кратко на характеристике некоторых технологий интерактивного обучения и приведем примеры их использования в процессе преподавания педагогических дисциплин. Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение) – всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре.

Нельзя не сказать о технологии проектного обучения. Технология проектов предлагает обучение "путем делания", то есть такое, при котором все знания извлекаются из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Деятельность учащихся направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания учебного творческого проекта. Работа над проектом начинается с выбора темы. учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования. Для выполнения исследовательского проекта необходимо четко определить его структуру. Проект должен включать обоснование актуальности (т.е. необходимости) данного образовательного учреждения, цели и задачи образовательного учреждения, услуги, предоставляемые им, перспективы его развития, материально-техническую базу, модель образовательного учреждения, образовательные технологии, которые будут использоваться в учебно-воспитательном процессе, ожидаемые результаты деятельности проектируемого образовательного учреждения.

Такой проект может начинаться в рамках семинарских занятий и продолжается во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты. Защита (презентация) проводится на уроке-семинаре. Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, научная конференция, инсценировка, театрализация; защита на учёном совете, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.п. Критерии оценки проекта должны быть: понятны и доступны участникам проекта; их должно быть не более 7-10; известны с самого начала работы над проектом; оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

  • средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
  • средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;
  • средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
  • универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
  • средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
  • одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

Компьютерные технологии

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. В частности, на занятиях (как лекционных, так и семинарских) широко используются компьютерные презентации. Компьютер оказывается и неоценимым помощником при обработке результатов студенческого рейтинга.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:

  • развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;
  • реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;
  • интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.

В заключение хотелось бы отметить, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

  • интенсивное развитие личности учащихся и педагога;
  • демократизацию их совместной деятельности и общения;
  • гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
  • ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу ученика в формировании себя как будущего профессионала;
  • модернизацию средств, методов, технологий обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Сделаю вывод о том, каким по моему должно быть сегодняшнее образование. Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому в гражданском образовании важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.

Работа содержит современные педагогические технологии, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе. В данной работе происходит сравнения традиционных технологий с современными педагогическими технологии. Раскрываются все плюсы и минусы современных педагогических технологий. Работа содержит рекомендации по использованию педагогических технологий в педагогическом процессе в условиях реализации ФГОС.

ВложениеРазмер
Доклад о педагогических технологиях 68 КБ
Презентация к Докладу о педагогических технологиях 969 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7

Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС

Выполнил: учитель начальных классов

Тимофеева Елена Евгеньевна

г. Кашира,2012 год.

  1. Введение……………………………………………………………………………3
  2. Новые образовательные технологии………………………………………………. 5
  1. Технология проблемного диалога……………………………………. ……6
  2. Технология продуктивного чтения…………………………. 8
  3. Технология оценивания учебных успехов…………………. 9
  1. Заключение…………………………………………………………………. …. 10
  2. Литература………………………………………………………………………. 11

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции, технология – на науке.

С искусства начинается, технологией заканчивается,

чтобы все началось сначала.

Жизнь не стоит на месте, все в мире изменяется. Изменяются предметы, вещи, а так же и мы люди. Взрослые очень быстро могут приспособиться к существованию в изменившихся условиях. Каждый день мы куда-то спешим и не успеваем заметить, что вместе с окружающим миром изменяются и наши дети. Они уже не хотят стать космонавтами или инженерами, швеями или доярками. Мечты у современных детей менее реалистичные, чем у их сверстников в XX веке. Человек паук, трансформеры, даже те же куклы Винкс, компьютерные игры отрывают наших детей от реальности. Поэтому, чтобы современные дети могли без проблем существовать в жестоком мире, школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

2.1.Технология проблемного диалога.

2.2. Технология продуктивного чтения

  1. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Районное методическое объединение

Доклад на тему :

«Педагогические технологии

в свете реализации

Гаврилова Ирина Юрьевна.

Инновационные технологии при внедрении ФГОС.

Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже.
Л.Н.Толстой

Что должно измениться в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт образования? Если говорить о детях, то они не должны почувствовать никаких революционных переменИнновации в системе образования связаны с внесением изменений:

• в цели, содержание, методы и технологии , формы организации и систему управления;

• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

• в систему контроля и оценки уровня образования;

• в систему финансирования;

• в учебно-методическое обеспечение;

• в систему воспитательной работы;

• в учебный план и учебные программы;

• в деятельность преподавателя.

В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Остановимся на педагогических технологиях и подходах в учебно-воспитательном процессе.

Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе

информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации;

дидактическая многомерная технология;

деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания в контекст решения значимых жизненных задач.

учебная исследовательская деятельность;

изготовление учебных продуктов;

работа в системе погружения.

Использования возможностей современных развивающих технологий , позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); 

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); 

самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); 

самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). 

Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения

Ученик не просто изучает теорию, а раскрывает в материале существенные связи и открывает закономерности между явлениями и процессами.

Высокий темп изучения материала. Повторение не является главным образовательным компонентом. Только при изучении нового материала ученик обращается к повторению старой информации, если это необходимо.

Осознание учеником процесса учения. Он должен задумываться над тем, зачем ему нужны знания, что нового он узнал, как изменились его представления о мире, как меняется он сам и т.д.

В обучении главную роль играет система научных понятий, на основе которых ученик овладевает универсальным принципом решения задач определенного типа.

В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося.

Проблемное обучение

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.

Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление.

Виды проблемных заданий

На уроках я использую следующие виды проблемных заданий:

Разрыв причинно – следственных связей.

Точки зрения ученых, историков.

Конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть.

Чтобы найти корень уравнения вида а*х = б, нужно б разделить на а. Если б не делится на а нацело, то уравнение не имеет натуральных корней.

Как объяснить тот факт, что уравнение 5х=1 имеет корень?

Создание проблемных ситуаций

Задание. Как вы полагаете, верно ли выполнено сравнение? 24, 325

(Дети как правило отвечают, что неверно).

Сравнение выполнено верно. Как же могло получиться, что число, состоящее из большего числа разрядов, меньше числа, состоящего из меньшего числа разрядов?

Проблемная задача.

Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Можно ли плыть в этом бассейне?

Проблема: несоответствие единиц измерения.

Учащиеся ищут пути решения задачи, используя повествование учителя о единицах измерения объемов.

Заключение. Использование технологии проблемного обучения требует от меня значительных затрат времени при подготовке уроков, т. к. сформулировать проблемный вопрос достаточно сложно, важно продумывать каждое задание и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у учащихся и в то же время не отбили желания это затруднение преодолеть. Достаточно много времени тратится и на уроке на разрешение той или иной проблемы, но это время более ценно по сравнению с тем, которое тратилось бы на подачу готовых знаний.

Данная технология позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;

- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

Метод проектов

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь обще учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, и т.п.

Ролевой проект . Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Презентация проектов.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей .

В процессе проектной деятельности, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

2.Поисковые (исследовательские) умения:

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

6.Презентационные умения и навыки:

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя .

Игровые технологии

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.

Исследовательская деятельность-

стимулирует развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Исследовательская деятельность предполагает вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Исследуя, ученики задают себе вопрос и ищут на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, искать нужную информацию в интернет- источниках. для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью.

Использование ИКТ

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

 Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

 Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

 Повышение эффективности урока за счет наглядности

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения , главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося. ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя.

Работа в системе погружения

Здоровье сберегающие технологии

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровье сбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здраво творческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
Цель использования здоровье сберегающих образовательных технологий обучения в свете внедрения ФГОС – обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, формирования у него необходимых знаний, умений и навыков для ведения здорового образа жизни, внедрение практики использования полученных знаний в повседневной жизни.
Методологическим основанием образовательной деятельности, направленной на реализацию здоровье сберегающих технологий, формирование здорового образа жизни, может стать личностный подход. Развитие внутренней сферы личности в этом аспекте происходит только в конкретной предметной социально-утверждающей деятельности. Педагогическим средством является личностно-развивающая воспитательная ситуация, технология конструирования которой разработана и изначально соответствует личности учителя.

К основным проблемам, касающимся здоровья учащихся, относятся следующие - здоровье и адаптация, гигиенические условия обучения, питание, профилактика школьных болезней, влияние компьютеров на здоровье обучающихся.

Считаю, что стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников. Мне свойственен демократический стиль общения, который создаёт условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке, что особенно актуально для пятиклассника в период адаптации.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

1. Учащиеся по описанию самостоятельно проводят процедуру демонстрационного эксперимента (но без предварительного объяснения учителем теоретического материала). Цель такой работы – обнаружение нового свойства или нового эффекта.

В практическом плане это выглядит как, например, опытное изготовление всеми учащими класса собственных моделей кораблей (из фольги одинакового для всех размера) с максимальной грузоподъемностью и совместная формулировка вопроса, в котором зафиксирована содержательная проблематика обнаруженного эффекта.

3. Следующий шаг работы с исследовательским заданием – работа с текстом учебника как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей.

4. В завершении обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов, выделение этапов работы и, тем самым, норм исследовательской деятельности.

В рамках социально-гуманитарной предметности при решении исследовательского задания от учащихся ожидается готовность самостоятельно действовать в соответствии с заданной нормой исследования (исследовательской процедурой) и предложить собственную интерпретацию изучаемого события, текста (например, описание битвы на Куликовом поле глазами путешественника-исследователя из Китая, Западной Европы, Ближнего Востока).

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование эксперимента для проверки гипотезы;
  • анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;
  • планирование результата;
  • проведение эксперимента;
  • конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;
  • составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задач в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебные исследования

Независимые линии в рамках учебных исследований:

- открытие и освоение этапов исследования, методов исследования как внешне заданных норм на предметном материале учебных дисциплин;

- исследовательское творчество (лично мной сформулированный вопрос, лично мной выделенная проблема, лично мной сформулированная гипотеза и др.)

Исследовательское задание

  • Исследовательское задание представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, внутри которой исследовательская проблематика теоретического характера, исследовательская задача, способы и средства исследовательской деятельности уже заданы, однако результат не известен.
  • В рамках дисциплин естественнонаучной направленности от учащихся ожидается готовность воспроизвести по описанию эту ситуацию и самостоятельно обнаружить особенности изучаемого явления.

Исследовательская задача

  • Исследовательская задача представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, в границах которой учащимся необходимо (при поддержке педагога) выделить проблему (в ходе анализа известных из истории практических затруднений; возникших противоречий между существующей теорией и новыми фактами), сформулировать проблемный вопрос, предложить версии решения, осуществить их проверку.
  • Рефлексивные процедуры в ходе решения исследовательских задач направлены на выделение этапов деятельности, на оценку точности выделенной проблематики, точности сформулированного проблемного вопроса, эффективности предложенных способов проверки выдвинутых предположений.
  • Исследовательская задача открывает собой одну из глав учебной программы; направлена на открытие закономерности или закона, вначале в виде гипотетических предположений и их проверки, затем в виде выводов и оформлением итоговой формулировки.

Роль и функции педагога при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся существенно отличаются от тех, которые учитель выполняет при традиционной трансляции информации ученикам [3]. В исследовательском и проектном обучении педагог из ментора превращается в консультанта, помощника, соратника начинающего исследователя. Все это изменяет и расширяет предметно-профессиональное поле педагога, требует от него хорошую не только предметную, но и общую эрудицию, умения, необходимые для осуществления исследовательской и проектной работы (видение проблемы, сбор и обработка информации, выдвижение и проверка гипотезы, планирование, проектирование и прочее), способности инициировать актуальные для учащихся проекты, вовлекать ребят в учебное исследование или проект и увлекать их активным способом познания.

В связи со сказанным возникает необходимость целенаправленной подготовки и методического сопровождения практикующих учителей, организующих учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся в школе.

Перед педагогами, организующими учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся, стоят следующие проблемы:

- диагностика исследовательских и проектных способностей и умений обучающихся, выявление сферы познавательного интереса ребенка, психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- адаптация предметного или межпредметного содержания для учебного исследования или проекта;

- отбор эффективных средств, форм, приемов организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- управление учебно-исследовательской деятельностью учащихся, проектной деятельностью;

- разработка системы оценивания процесса и результата учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность тесно связаны с индивидуальными возможностями и особенностями учеников. Действительно, от того, какими исследовательскими, проектными и другими познавательными умениями владеет учащийся, зависит оптимальный вариант его включения в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, учитывающий готовность к отдельным этапам деятельности, степень его самостоятельности, рекомендуемые формы исследования, а значит, и целенаправленное создание условий для эффективного развития ученика. Поэтому, прежде чем включить учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, необходимо определить их начальный уровень, отражающий природные способности, приобретенные опыт и умения осуществлять отдельные элементы исследовательской или проектной деятельности.

Наиболее типовыми для учащихся являются недостаточно развитая потребность в преодолении познавательных затруднений, слабая мотивация к проведению исследования и работе над проектом. Мотивационными стимулами от содержания могут быть новые для обучающихся факты, исторические сведения, практическая значимость, внутри- и межпредметные связи, дополнительные исследовательские вопросы, самостоятельно выбранные обучающимися в соответствии с собственными интересами и возможностями. Благоприятны для развития мотивации также разнообразные формы учебного исследования, различные виды проектов и проектных продуктов, учет сферы интересов учащихся, исследовательских возможностей учеников, подчеркивание учителем значимости исследовательской и проектной деятельности и результата учебного исследования, одобрение одноклассников, родителей, администрации школы, общественности. Создавать в школе соответствующую мотивирующую атмосферу помогает и взаимодействие с социальными партнерами ― вузами города, другими организациями образования и культуры. Преподаватели, аспиранты, магистранты, прочие сотрудники могут осуществлять экспертизу исследовательских проектов учащихся школы, консультировать по выбору актуальных проблем исследования и тем проектов, осуществлять совместные проекты в рамках внеурочной деятельности [3].

Еще одна проблема - низкий уровень владения учащимися общими и специальными исследовательскими и проектными умениями, необходимыми для включения в учебное исследование и проектную деятельность. Однако развить эти умения возможно лишь при непосредственном осуществлении учащимися названных видов деятельности. В связи с этим необходимо специальное обучение учащихся отдельным элементам учебного исследования, проекта. Для реализации данного требования целесообразно предлагать задания, моделирующие отдельные этапы учебно-исследовательской или проектной деятельности. Такие задания позволяют акцентировать внимание учащихся на особенностях каждого этапа деятельности, тренироваться в осуществлении этапов отдельно, не затрачивая времени на весь громоздкий цикл исследования или проектирования. После такой работы при переходе к целостному исследованию учащийся уже не будет новичком в преодолении единичных трудностей и сможет более эффективно заниматься связным исследованием, работать над проектом. Это важно и с психологической точки зрения, чтобы не вызвать реакцию непосильности задания. Следующим обязательным этапом является организация целостных исследовательских работ или проектов. На этом этапе учащиеся индивидуально или в группах, с большей или меньшей степенью самостоятельности, регулируемой учителем, проходят весь путь по созданию своего проекта. Чаще всего эта работа уже выходит за рамки учебного времени и может осуществляться в школьном исследовательском клубе. Результаты могут представляться на школьных или межшкольных конференциях, конкурсах, чтениях, в вузах-партнерах.

Для системного включения в образовательный процесс целостных учебных исследований и проектов необходимо разработать и апробировать:

- каталоги аннотированных тем проектов по различным дисциплинам и на межпредметном содержании;

- систему оценивания, учитывающую не только полученный результат (продукт проекта), но и процесс работы над проектом, самооценку учащимися своей деятельности;

- различные схемы работы учащихся над проектом в зависимости от их возможностей;

- управленческие документы, например, типовое положение об организации и проведении конкурса проектов, положение о проведении школьной научно-практической конференции, устав и программу работы школьного научного общества, договор о взаимодействии с социальным партнером и прочее [10].

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, методики проведения урока должна решаться учителем с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности учебного занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Технологию уровневой дифференциации

-Коллективную систему обучения;

-Технологии проектной деятельности.

Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы - личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей.

Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, проектную деятельность.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Технология проектной деятельности.

Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта То есть ученик учится: ставить цель, в соответствии со своими потребностями; намечать план своей деятельности; подбирать необходимые средства для реализации своей цели; осуществлять определенную деятельность по плану;

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне -обеспечивает наглядность -привлекает большое количество дидактического материала -повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза -обеспечивает высокую степень дифференциации обучения СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Технология уровневой дифференциации Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex. Коллективная система обучения (КСО) Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности. Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, дают возможность

продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствуют проявлению и развитию способностей каждого ребенка. Тестовые технологии. Тестовые технологии: -во-первых, обеспечивают объективность контроля,исключают субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки). -во-вторых - легко обрабатываются результаты (проверять гораздо легче, чем контрольные работы), экономится время учителя. -в-третьих - развивается логическое мышление учащихся, внимательность. В сочетании с различными видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

В нашей школе мы стараемся использовать здоровьесберегающие технологии, но по возможностям

-Введёно 3часа физкультуры –

На уроках проводим физминутки.

Читайте также: