Доклад предприятия города рязани которые можно отнести к химически опасным объектам

Обновлено: 06.07.2024

Проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами от промышленных предприятий в крупных городах, в том числе в городе Рязани, в настоящее время имеет большую актуальность и социальную значимость.

Начиная с 6 октября в Минприроды России поступают обращения жителей города Рязани с жалобами на загрязнение атмосферного воздуха, распространение специфического запаха и предложениями по внесению изменений в законодательство в области охраны окружающей среды в целях улучшения экологической ситуации.

Выполненная оценка динамики изменения уровня загрязнения атмосферного воздуха города Рязани за период 2015-2019 гг. свидетельствует о росте среднегодовых концентраций оксида углерода и диоксида азота.

Случаев аварийного, высокого и экстремально высокого загрязнения в октябре 2020 года не зафиксировано.

В другие осенние месяцы 2020 г. уровень загрязнения атмосферного воздуха по результатам наблюдений в целом по городу оценивался, в сентябре как повышенный и в ноябре - как низкий.

В г. Рязани на государственный учет поставлено 216 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и 519 объектов НВОС, подлежащих региональному государственному надзору.

Министерством в связи с массовым поступлением писем жителей Рязани с жалобами на загрязнение атмосферного воздуха было поручено Росприроднадзору, уполномоченному на осуществление федерального государственного экологического надзора, провести проверку по фактам, изложенным в указанных обращениях.

По информации Росприроднадзора, Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее – Управление) в рамках возложенных полномочий принимаются все возможные меры по улучшению экологической обстановки в городе Рязани. Управление осуществляет свою деятельность в соответствии установленной компетенцией. Факты нарушения требований действующего законодательства должностными лицами Управления не усматриваются.

По результатам проведенной проверки составлен акт, выдано предписание об устранении выявленных нарушений. В настоящее время принимаются меры административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанный список юридических лиц был направлен в адрес правительства Рязанской области с целью рассмотрения возможности проведения контрольно-надзорных мероприятий в рамках предоставленных полномочий в отношении предприятий, подлежащих региональному экологическому надзору.

Вопросы соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в области атмосферного воздуха в г. Рязани находятся на контроле Управления.

Также следует отметить, что Генеральным планом города Рязани, утвержденным решением Рязанского городского Совета № 794-III от 30.11.2006, предусмотрено проведение комплекса эколого-градостроительных мероприятий по оптимизации экологической обстановки, а также определены направления реорганизации промышленных районов и локальных производственных зон, в частности, технологическая модернизация предприятий Южного промышленного узла со снижением воздействия на природную среду в общегородском масштабе.

Предложения по внесению изменений в законодательство в области охраны окружающей среды, изложенные в поступивших в Минприроды России обращениях жителей г.Рязани, будут приняты во внимание в дальнейшей работе.

Прогноз развития экономики субъекта РФ может быть полноценным без учета затрат для ликвидации ущербообразующих ситуаций, как накопленных, так и ожидаемых в результате эксплуатации технических систем и природных сред. В их состав входят и чрезвычайные ситуации разного происхождения.

Техногенные ЧС

На территории Рязанской области возможны следующие чрезвычайные ситуации техногенного характера:

1. Выбросы аварийно химически опасных веществ (АХОВ) в результате аварий на химически опасных объектах (ХОО);

2. Аварии на взрыво- и пожароопасных объектах;

3. Аварии на электроэнергетических системах;

4. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;

5. Аварии на ГТС (гидротехнических сооружениях);

6. Аварии на железных дорогах и на автомагистралях;

7. Организованные террористические акты на потенциально опасных объектах экономики (ПООЭ).

На территории области действует 30 объектов экономики, имеющих или использующих в своих производствах 364,5 тонн аварийно химически опасных веществ (АХОВ). По территориальному делению они находятся в 3 городах областного подчинения и в 13 районах области.

В области отсутствуют объекты экономики, относящиеся к 1-ой степени химической опасности, ко 2-ой степени опасности относятся Окская и Борковская ОВС, 28 объектов экономики – это объекты 3-ей степени опасности.

В области по-прежнему наблюдаются нарушения требований безопасности, неритмичность работы предприятий, отступления от установленных технологий и регламентов. При этом численность специальных инженерных служб, обеспечивающих надежность и безопасность технологических установок, сокращается. Аварии происходят из-за неудовлетворительного состояния оборудования, эксплуатируемого свыше нормативного срока, отсутствия или неработоспособности КИП, систем автоматики и противоаварийной защиты, необходимых приборных средств контроля за состоянием трубопроводов, фланцевых соединений. Серьезным недостатком систем обнаружения аварий является отсутствие автоматизированных средств контроля за выбросами АХОВ с определением их концентраций и зон распространения. Существует реальная угроза для жизни и здоровья населения жилых районов, расположенных вблизи химических объектов.

Характеристика потенциально опасных объектов Рязанской области показана в таблице:

Таблица 4.1–1 Характеристика потенциально опасных объектов (ПОО)

Наименование ПОО Количество объектов, ед. Численность населения в зоне вероятной ЧС, тыс. чел. Степень износа, %
Основных производственных фондов Систем защиты
Химически опасные 210,3
Взрывоопасные 0,7 50 - 70
Пожароопасные 6,0 60 - 75 60 - 70
Взрывопожароопасные 6,7 50 - 75 60 - 70
Гидротехнические сооружения (гидроузлы) (393) 1,85

Сведения о состоянии безопасности систем жизнеобеспечения населения приведены в таблице:

Таблица 4.1–2 Характеристика систем жизнеобеспечения населения Рязанской области

Наименование объектов Протяженность объектов, тыс. км Показатель аварийности, единиц/тыс. км Степень износа, %
Основных производственных фондов Систем защиты
Системы жизнеобеспечения:
теплоснабжения; 2,005
энергоснабжения; 45,6
водоснабжения; 4,602
газоснабжения; 5,380
канализации. 0,930 80÷90

Продолжает оставаться высокой аварийность на транспорте. Подавляющая часть транспортных происшествий приходится на автомобильный транспорт.

Значительна угроза возникновения чрезвычайных ситуаций при перевозке опасных грузов. Определяющим фактором, влияющим на безопасность движения, остается изношенность технических средств, так как на железнодорожном транспорте около 60 % инженерных сооружений, находящихся в эксплуатации, не соответствуют современным нормативным требованиям.

Данные об опасности на транспортных коммуникациях показаны в таблице:

Таблица 4.1–3 Характеристика опасности на транспорте

Наименование видов транспорта Протяженность/количество объектов, тыс. км/ед. Объем перевозок населения и грузов, пассажиров, км (тонно/км) Показатель аварийности, единиц, тыс. км Степень износа, %
Основных производственных фондов Систем защиты
Железнодорожный 1,865/- 595 (22520) 0,001
Автомобильный 6943/- 22471 (1061) 0,16 -
Воздушный -/5 - - - -
Речной -/15 - - - -

В настоящее время на территории Рязанской области эксплуатируются 1100 гидротехнических сооружений, которые образуют 393 гидроузла и накопителей промышленных стоков и отходов, в том числе 3 крупных водохранилища емкостью более 10 млн. куб. метров.

На гидросооружениях во многих случаях отсутствуют службы эксплуатации. На предаварийных и аварийных сооружениях текущие и капитальные ремонтно-восстановительные работы, из-за финансовых трудностей, в полном объеме не выполняются. Разрушения гидротехнических сооружений могут привести к затоплениям обширных территорий, населенных пунктов, объектов экономики, гибели людей.

Определенную угрозу населению несет нестабильная работа объектов коммунально-технического хозяйства. В целом, на территории Рязанской области задействована в производстве жилищно-коммунальных услуг система предприятий коммунальной энергетики, эксплуатирующих 1061 муниципальных котельных, 2,0 тыс. км муниципальных теплосетей и около 40,6 тыс. км воздушных и кабельных электросетей. Кроме этого, предприятиями ЖКХ эксплуатируется 4,6 тыс. км водопроводных сетей.

Таблица 4.1–4 Оснащенность потенциально опасных объектов системами предотвращения аварий

Наименование потенциально опасных объектов Обеспечение системами предотвращения аварий, %
Аварийной остановкой технологического оборудования Локализацией источника аварии Аварийными источниками энергоснабжения
Химически опасные
Взрывоопасные
Пожароопасные
Транспорт:
автомобильный - -
железнодорожный -
речной
морской - - -
Магистральные трубопроводы:
нефтепроводы
газопроводы -
аммиакопроводы - - -
продуктопроводы -
Гидротехнические сооружения - - -
Системы жизнеобеспечения:
теплоснабжения
энергоснабжения
водоснабжения -
канализации -

В целях совершенствования антитеррористической деятельности в Рязанской области, Распоряжением Губернатора области от 2 ноября 2004 г. № 149-рг, создано Управление региональной безопасности, основной задачей которого является формирование единой комплексной системы антитеррористической безопасности Рязанской области.

На всех потенциально-опасных объектах области организован пропускной режим силами служб безопасности и режима.

Деятельность служб безопасности и режима ПОО находится под контролем органов УВД и УФСБ, которые периодически осуществляют контрольные проверки.

В ходе проверок выявлены недостатки, основными из которых являются:

− отсутствие локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах, в основном, на потенциально опасных объектах установлены объектовые системы оповещения;

− отсутствие технических средств контроля и видеонаблюдения за периметром охранных зон и наиболее критическими установками;

− недостаточное количество постов охраны;

− недостаточная обеспеченность приборами радиационной и химической разведки и средствами индивидуальной защиты, а также первичными средствами пожаротушения;

− слабая подготовка руководящего состава потенциально опасных объектов по вопросам организации антитеррористической деятельности.

Содержание
1. Единая государственная система предупреждения и
действий в чрезвычайных ситуациях……………………………………2
2. Основные опасности химических объектов г. Рязани.
Действия при получении сведений химического заражения………….8
Список литературы……………………………………………………. 21

1. Единая государственная система предупреждения и действий вчрезвычайных ситуациях.
В начале ХХI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде. Проблема предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций остается для страны весьма актуальной.
Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов вРоссии и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили.
Создана структура РСЧС, которая включает территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы.
Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятомуадминистративно-территориальному делению. Их руководящие органы на местах - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или органы, выполняющие родственные функции. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Какправило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий. Рабочими органами КЧС всех уровней являются управления по делам ГО и ЧС.
Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природнойсреды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС. Следует обратить внимание на то, что в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.Ведомственные подсистемы создаются в министерствах и ведомствах в целях предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственных им объектах.
РСЧС имеет три уровня управления: федеральный, региональный и местный (территориальный). Региональный появился в результате деления России на девять крупных регионов. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействиятерриториальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных ЧС.
У начальников ГО объектов рабочим аппаратом являются штабы, комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей.
Штаб является органом управления начальникаГО объекта, на который возлагаются:
- организация и обеспечение непрерывного управления ГО при любых авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
- своевременное оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения прилегающих населенных пунктов о возникновении ЧС;
- разработка плана ГО;
- осуществление.

На качество воздуха в Дашково-Песочне больше всего влияют заводы Восточного и Южного Промузла. Однако здесь постов наблюдения за состоянием воздуха – нет

Дышать по-настоящему чистым и свежим воздухом сегодня имеют возможность, пожалуй, только жители отдаленных сел и деревень. К сожалению, рязанцы к таковым не относятся. На территории нашего города работают около десятка крупных промышленных предприятий, которые разбавляют воздух вредными примесями. Официальные данные говорят о том, что ситуация в пределах нормы, экологи кричат о нарастающей угрозе, а у наших детей все чаще диагностируют бронхолегочные заболевания.

Контролирующие органы не знают, кто выбрасывает сероуглерод

На качество воздуха влияет несколько факторов. Среди них промышленные предприятия, производящие выбросы вредных веществ, выхлопные газы от автомобилей, индивидуальные и автономные отопительные пункты, а также состояние и площадь зеленых насаждений.

– Посмотрите, во что у нас превратились газоны? Растет просто пустырная трава. А ведь газонная трава имеет очень большое значение, потому что влияет на температурный режим, особенно в жаркое время. Она абсорбирует все вредные выбросы автотранспорта и создает зеленую зону, которая по строительным нормам и правилам должна быть непрерывной. Но мы и это потеряли.

Зеленые насаждения – это своего рода фильтр. А атмосферному воздуху Рязани просто необходима фильтрация. По мнению экологов, наибольшее влияние на его состав оказывают стационарные источники загрязнения, то есть промышленные предприятия.

При этом любое превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ может привести к серьезным заболеваниям.

Воздух, опасный для здоровья

По данным Роспотребнадзора Рязанской области, высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха провоцирует рост заболеваемости органов дыхания, центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, а также крови и онкопатологии.

Так, фенол, превышения по которому в нашем городе не редкость, по своей токсичности относится ко 2 классу опасности. Результат его воздействия – болезни внутренних органов, разрушение структуры эритроцитов, что приводит к кислородному голоданию. Диоксид азота вызывает интоксикацию и поражение центральной нервной системы, угнетение дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Сероуглерод обладает сильным раздражающим действием на кожу и слизистые оболочки, влияет на эндокринную и репродуктивную системы. Взвешенные вещества, а попросту – пыль, можно назвать самыми безобидными. Однако и они способны вызывать раздражение слизистых оболочек дыхательных путей и приводить к угнетению местного иммунитета.

Оберегает здоровье рязанцев соблюдение предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ. Для периода кратковременных подъемов загрязнений существуют нормы разовых ПДК. Если же вредные вещества поступают в атмосферу длительное время – специалисты следят за показателями среднесуточного ПДК. Но всегда ли они соблюдаются?

4 поста анализа воздуха вместо 10

О том, чем мы дышим, можно узнать на сайте Рязанского центра по гидрометеорологии и окружающей среды. Государственная наблюдательная сеть за загрязнениями атмосферного воздуха в Рязани включает в себя 4 стационарных поста наблюдений. Они расположены в микрорайонах Сысоево, Приокский и Строитель, а также в центре города, на улице Семинарской.

Отбор проб атмосферного воздуха на постах производится 4 раза в сутки ежедневно, кроме праздничных и воскресных дней. Проводимый анализ способен выявить целый ряд вредных веществ: диоксид серы, оксид углерода, диоксид и оксид азота, сероводород, сероуглерод, фенол, формальдегид, бензапирен и тяжелые металлы.

.

Казалось бы, все не так уж и плохо. Ведь чаще всего речь идет о весьма небольшом проценте от общего числа проб. Однако никто не учитывает некоторых нюансов. Во-первых, веществ, загрязняющих атмосферу, достаточно много. В конце 2017 года их перечень обновили. Он включил в себя 48 позиций.

Получается, что у нас проводится весьма ограниченный анализ, состоящий всего из 19 позиций. В этом случае вряд ли мы можем с уверенностью утверждать, что знаем, чем дышим.

Пробы в норме, а дышать нечем

Чаще всего в соцсетях встречаются жалобы жителей Дашково-Песочни. Некоторые из них утверждают, что вредные выбросы иногда можно увидеть невооруженным глазом.

Андрей Герасимов, житель микрорайона, старается бывать дома как можно реже. По его словам, именно на нерабочие дни приходится большая часть выбросов.

Контролирующие органы обратили внимание на жалобы рязанцев и в феврале 2018 года протестировали качество атмосферного воздуха в Дашково-Песочне. Пробы отбирались в воскресенье с 14 до 17 часов в контрольных точках по семи адресам. По данным министерства природопользования, исследования проводились по фенолу, формальдегиду, сероводороду, сернистому ангидриду, сероуглероду, диоксиду азота, оксиду азота, оксиду углерода, аммиаку, взвешенным веществам и свинцу. И, что удивительно, загрязнений атмосферного воздуха не зафиксировано.

– Мы выяснили перечень предприятий, которые влияют на качество воздуха – это предприятия Восточного и Южного Промузла, – говорит Галина Олеговна. – Но там как назло отсутствует контроль, который осуществляет гидрометеослужба – нет стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Мы добиваемся, чтобы такой пост был организован. В результате пока мы не знаем, какая ситуация в этом микрорайоне. Говорят, что все хорошо. А люди продолжают жаловаться.

Без вмешательства властей и контролирующих органов ситуацию не изменить. Однако как доказать, что проблема реально существует, в то время как показатели улучшаются год от года? Наверняка, каждый из нас периодически вынужден закрывать окна в доме, чтобы защитить свою семью от опасных выбросов. Но, видимо, тех, от кого зависит экология города, неприятные химические запахи обходят стороной.

ГОРЯЧИЕ ТЕЛЕФОНЫ

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области:

Рязанская межрайонная природоохранная прокуратура:

Минприродопользования и экологии Рязанской области:

Администрация города Рязани:

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В 2017 году в Рязани доля исследованных проб воздуха с превышением ПДК составила 0,5%, в 2015 и 2016 годах этот показатель составлял соответственно 2,6% и 0,6%, то есть качество воздуха улучшается.

Анализ исследованных проб за истекший период 2018 года позволяет выявить наиболее загрязненные районы, в которых организованы стационарные посты.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: