Доклад правовой статус гражданского населения и гражданских объектов в период вооруженного конфликта

Обновлено: 18.05.2024

Необходимость укрепления правового режима защиты гражданских объектов в период вооруженного конфликта обусловлена рядом факторов.

К гражданским объектам МГП относит незащищенные города, селения, жилища, больницы, госпитали, храмы, сооружения и средства транспорта, используемые гражданским населением, постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования, продукты питания, а также источники воды (гидроэлектростанции, плотины, дамбы и т.д.)

МГП регламентирует защиту гражданских объектов, устанавливая специальные меры предосторожности и особую защиту отдельных гражданских объектов. Так, ст. 57 Дополнительного протокола I требует от воюющих сторон при проведении военных операций постоянно проявлять заботу о том, чтобы щадить гражданские объекты. Нападающий должен сделать практически все возможное, чтобы удостовериться, что объекты нападения являются военными.

Под военными объектами понимаются объекты, которые "в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество".

Нападающий должен принимать меры предосторожности при выборе средств вооруженной борьбы, чтобы избежать нанесения случайного ущерба гражданским объектам или, во всяком случае, свести их к минимуму; воздерживаться от любого нападения, которое может повлечь за собой случайные потери среди гражданского населения, или нанесет случайный ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, если они будут чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить (это положение в международном праве известно как принцип пропорциональности).

Под особой защитой межд. права находятся такие гражданские объекты, как санитарные или демилитаризованные зоны, необороняемые местности, объекты культурного назначения, объекты гражданской обороны. Санитарные или демилитаризованные зоны представляют собой особую разновидность гражданских объектов и не могут быть объектами нападений.

Под особой защитой должны находиться гражд. объекты, необходимые для выживания гражд. населения. Это запасы продуктов питания, производящие продовольствие с/х районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой. Запрещаются не только нападения на такие объекты, но и их разрушение, что может нанести большой ущерб гражд. населению.

Особой защитой пол-ся атомные электростанции, плотины, дамбы, которые объединяются понятием "установки и сооружения, содержащие опасные силы". Указ-ые объекты не должны подвергаться нападению даже в тех случаях, когда явл-ся воен. объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяж. потери среди гражд. населения.

Разновидностью объектов, подпадающих под защиту МГП, являются культурные ценности. Международно-правовая защита их определяется IV Конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и Протоколами к ней, Дополнительным протоколом I 1977 г. и другими документами.

Защита культурных ценностей включает в себя их охрану и уважение к этим ценностям.

В Конвенции 1954 г. предусматривается и специальная защита культурных ценностей, которая предполагает внесение объектов, имеющих очень большое значение (т.е. не только для одной страны, но и всего человечества в целом), в Международный реестр культурных ценностей. Смысл специальной защиты заключается в том, что государства – участники названной Конвенции обязуются с момента внесения культурных ценностей в Международный реестр обеспечить их иммунитет, воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них, а также от использования таких ценностей и прилегающих к ним участков в военных целях.

Международно-правовое урегулирование отношений в связи с защитой культурных ценностей в случае вооруженного конфликта нашло дальнейшее закрепление во Втором протоколе к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей, принятом 26 марта 1999 г. на Дипломатической конференции в Гааге. Этот документ дополняет Конвенцию 1954 г. рядом новых положений. В дополнение к Конвенции 1954 г., содержащей обязательство уважать культурные ценности при соблюдении требования "военной необходимости", в случае невыполнения этого требования Протокол II определяет условия, которые оправдывают такое невыполнение, а именно когда "эти культурные ценности по своему назначению превращены в военный объект и ист никакой практически возможной альтернативы для получения равноценного воен. преимущества помимо того, кот. можно получить в рез-те совершения враждебного акта против этого объекта" (п. "а" ст. 6). Протокол II предусматривает введение при определенных условиях усиленной защиты культурных ценностей в период вооруженного конфликта.

IV Женевская конвенция 1949 года о защите гражданского населения во время войны. Правовая защита населения от последствий военных действий. Защита основных нрав гражданского населения и отдельных гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 17.01.2018
Размер файла 21,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Защита гражданского населения в период вооруженного конфликта

Жомарт Сансызбаев, Е.А. Морозова

Впервые попытка дать определения была предпринята в 1949 году авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны [1]. Согласно ст.4 под защитой этой конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют:

а) граждане какого-либо государства не связанного положениями указанной конвенции:

б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:

в) граждане какого-либо совоюющего государства, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:

г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций, а именно: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил, а также военнопленные.

Таким образом, сфера действия IV Женевской конвенции 1949 года фактически ограничивается лишь теми гражданскими лицами, которые в какой-либо момент и каким-либо образом оказались в случае конфликта или оккупации во власти вражеского государства. Это ограничение было снято только в 1977 году в результате принятия Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 года.

Согласно Дополнительному протоколу 1 гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским же лицом является любое лицо. не принадлежащее ни к одной из категорий лиц. указанных в ст.4 А/.1/, 2/, 3/ и 6/ III Женевской конвенции 1949 года и в ст.43 Дополнительного протокола 1. Кроме того, в случае сомнения относительно того. является ли какое-либо лицо гражданским, оно считается таковым.

В соответствии с и.3 ст.50 Дополнительного протокола 1 присутствие среди гражданского населения отдельных лиц. не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Из смысла названной статьи вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и нрава на защиту в том случае, если среди него находятся целые военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, "за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях" (п.3 ст.5 1). Поскольку одной из основных правовых норм предназначенных для защиты гражданского населения, является норма, запрещающая нападения на гражданское население, авторы Дополнительного протокола 1 выработали определение понятия "нападения", содержащееся в п.1 ст.49 названного документа. Согласно этому определению "нападения" означают "акты насилия в отношении противника, независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне". Пункт 2 ст.49 устанавливает, что данные положения применяются ко всем нападениям, независимо от того. на какой территории они совершаются, включая национальную территорию стороны, участвующей в конфликте, но находящуюся под контролем противной стороны [2].

Необходимо особо отметить, что сфера действия положений Дополнительного протокола 1. регламентирующих общую защиту гражданского населения от последствий военных действий, включает в себя любые военные действия на суше. в воздухе или на море, которые могут причинить ущерб гражданскому населению, отдельным гражданским лицам или гражданским объектам, находящимся на суше. Она также охватывает все нападения с моря или с воздуха на объекты, находящиеся на суше, не затрагивая каким-либо образом нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов на море или в воздухе [2].

Конкретно говоря, правовой защитой от последствий военных действий, соответствующей статусу гражданского населения. согласно Дополнительному протоколу 1 пользуются такие категории лиц, как "раненые и больные", "потерпевшие кораблекрушение", "лица, вышедшие из строя", при условии, если они воздерживаются от враждебных действий. Аналогичной защитой пользуются также "медицинский персонал", "духовный персонал", персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи: персонал организаций гражданской обороны; женщины и дети: наконец, журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженною конфликта [2].

IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений нрав человека в условиях вооруженного конфликта. Следует отметить, что IV Гаагская конвенция 1907 года вообще уделяет больше внимания защите имущества гражданских лиц, а не их самих: из 14 статей, составляющих III раздел этой конвенции, посвященный режиму военной оккупации.8 статей относятся к защите общественной и частной собственности, в то время как из 32 статей ч. III. Оккупированные территории" раздела III в IV Женевской конвенции 1949 года только 2 статьи касаются собственности [1].

Защита основных нрав гражданского населения и отдельных гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления соответствующих обязательств государств как субъектов международного права.

Так. в целях создания и поддержания нормальных условий жизни гражданского населения ст.55 IV Женевской конвенции 1949 года налагает на оккупирующую державу обязательство при помощи всех имеющихся в се распоряжении средств осуществлять снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами, в частности, в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Оккупирующая держава может реквизировать съестные припасы иди другие предметы, а также санитарные материалы. находящиеся на оккупированной территории, только для оккупационных войск и для администрации и только с учетом нужд гражданского населения. Державы-покровительницы имеют право во всякое время беспрепятственно проверить состояние продовольственного снабжения на оккупированной территории [1].

Статья 69 Дополнительного протокола 1 дополняет положения ст.55, налагая на оккупирующую державу обязанность, в максимально возможной степени используя имеющиеся у нее средства и без какого-либо неблагоприятного различия. также снабжать население одеждой, постельными принадлежностями. средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания гражданского населения оккупированной территории, а также предметами, необходимыми для отправления религиозных обрядов. Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, кроме оккупированной территории, говорится в ст.70 Дополнительного протокола 1. недостаточно обеспечивается запасами, упомянутыми в ст.69. то проводятся операции но оказанию помощи. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам из числа гражданского населения. как дети, беременные женщины, роженицы, кормящие матери.

IV Женевская конвенция 1949 года определяет статус покровительствуемых лиц и устанавливает правила обращения с ними. В ч.1 разд. III содержатся положения, общие для территорий сторон, находящихся в конфликте, и для оккупированных территорий. Ст.27. в частности, устанавливает, что покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Так, в отношении гражданских лиц, в частности, запрещается:

· совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления (ст.27):

· насиловать, принуждать к проституции женщин или в какой-либо другой форме покушаться на их честь и нравственность (ст.27):

· применять меры принуждения физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений (ст.31):

· принятие каких-либо мер. могущих причинить покровительствуемым лицам физические страдания или привести к их смерти: это запрещение относится не только к убийствам, пыткам, телесным наказаниям, увечьям и медицинским или научным опытам, которые не вызываются необходимостью врачебного лечения, но равным образом ко всякому другому грубому насилию со стороны представителей гражданских или военных властей (ст.32):

· наказание лица за правонарушение, которого оно не совершало (ст.33):

· коллективные наказания (ст.33):

· репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества (ст.33)

· взятие заложников (ст.34).

Вместе с тем стороны, находящиеся в конфликте, могут принимать в отношении этих лиц такие меры контроля или меры обеспечения безопасности, которые могут оказаться необходимыми вследствие вооруженного конфликта.

В соответствии со ст.38 IV Женевской конвенции 1949 года положение покровительствуемых лиц из числа иностранцев оказавшихся на территории находящейся в конфликте стороны, в принципе регулируется правилами, касающимися обращения с иностранцами в мирное время. Любое такое лицо, которое, в частности, пожелает покинуть территорию в начале или во время конфликта, имеет право сделать это, если его выезд не противоречит государственным интересам страны [3].

Дополнительный протокол 1 добавляет несколько новых норм права с целью распространить защиту, предоставляемую ч.1 и III конвенции, на лиц, которые до начала военных действий рассматривались как апатриды или беженцы согласно соответствующим международно-правовым актам, принятым заинтересованными сторонами, и национальному законодательству государства, предоставившего убежище, или государства проживания, а также с целью побудить государства способствовать любыми возможными путями воссоединению семей. разъединенных в результате вооруженного конфликта.

Гарантии, предусмотренные в ст.75 Дополнительного протокола 1, предназначены для определения правового статуса новой категории лиц. которым предоставлена защита. Положения этой статьи ликвидируют один из пробелов в позитивном праве, которое не предоставляло защиты гражданам государства, не связанного IV Женевской конвенцией 1949 года, гражданам нейтрального и совоюющего государств, находящимся на территории одною из воюющих государств (ст.4 конвенции).

Согласно Дополнительному протоколу 1 с этими лицами при всех обстоятельствах необходимо обращаться гуманно и они, как минимум, пользуются защитой на равной основе, без какого-либо неблагоприятного различия, основанного на признаках расы, цвета кожи, пола. языка, религии или вероисповедания. политических или иных убеждений, национального или социального происхождения и т.п., каждая сторона должна с уважением относиться к личности, чести, убеждениям и религиозным обрядам таких лиц. Представителям как гражданских, так и военных органов запрещаются в любое время и в любом месте следующие действия против таких лиц: посягательство на жизнь, здоровье и физическое или психическое состояние (убийство, пытки всех видов, телесные наказания, увечья, надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, принуждение к проституции и т.п., взятие заложников: коллективные наказания и угрозы совершить любое из вышеуказанных действий [4].

Оккупирующей державе воспрещается депортировать гражданское население с оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или любого другого государства. Запрещается также перемещать население оккупирующей державы на оккупированную территорию и создавать там какие бы то ни было поселения.

Во время вооруженных конфликтов существует практика эвакуации детей в иностранные государства в целях использования на разного рода работах или дня лишения их своей национальности. Например, во время второй мировой войны подобные действия совершали фашистские оккупационные власти. В последние десятилетия такая практика приобрела еще большие масштабы. В целях защиты детей от указанных выше актов в Дополнительный протокол 1 была включена ст.78, запрещающая стороне, находящейся в конфликте, эвакуировать детей (кроме как своих собственных граждан) в иностранное государство, за исключением случаев временной эвакуации, связанной с состоянием здоровья, лечением детей или их безопасностью. Но и в этом случае требуется согласие их родителей или опекунов.

Казахстанцы - это единый, зрелый и сильный народ. Однако мы живем в непростое время, полное новых вызовов и угроз. Наш долг - подготовить экономику к этому испытанию, продолжить ее диверсификацию, - отметил Нурсултан Назарбаев [5]. - Сегодня всему миру и каждому государству важно найти ответы на мощные глобальные и внутренние вызовы. Выполнив задачи по десяти направлениям социально - экономической модернизации, мы укрепим экономику, сделаем стабильным наше общество, повысим благосостояние нашего народа, - сказал Президент.

Нурсултан Назарбаев также отметил, что Казахстан как достойный участник мировой политики продолжит активное участие в определении путей укрепления мира и безопасности, процессе евразийской интеграции.

Социальная модернизация - это центральный вопрос деятельности нового Парламента и Правительства, всех ответственных сил Казахстана - партий, общественных объединений, творческих и профессиональных союзов, средств массовой информации, всех патриотов нашей страны. Мы должны объединить все силы на благо Родины. Нам предстоит проделать большую работу. Призываю всех казахстанцев принять самое активное участие в работе по достижению всех обозначенных задач! - сказал Глава государства.

женевская конвенция гражданское население война

Литература

1. Женевская конвенция о защите жертв войны от 12 августа 1949 года.

2. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 8 июня 1977 года.

4. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана.27.01.2012 г.

Подобные документы

Понятие войны и вооруженного конфликта. Права участников вооруженного конфликта и гражданского населения, права и обязанности военнопленных. Защита мирного населения и мирных объектов во время вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов.

реферат [23,0 K], добавлен 10.04.2010

Международно-правовая защита жертв войны. Комбатанты и покровительствуемые лица. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Гуманное обращение с военнопленными. Защита гражданского населения. Защита прав человека.

дипломная работа [84,0 K], добавлен 09.02.2003

Понятие "жертвы войны" в международном праве. Правовое положение раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение и пропавших без вести. Права военнопленных, условия их содержания в плену. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

курсовая работа [53,2 K], добавлен 03.01.2014

История развития международного права человека по делам беженцев. Защита гражданского населения во время вооруженных конфликтов: договорные и обычные нормы. Институт судебной защиты от пыток и жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинство обращения.

реферат [17,1 K], добавлен 21.10.2009

Под осуществлением субъективного гражданского права понимают реализацию его содержания для удовлетворения интереса управомоченного. Защита гражданских прав. Понятие защиты гражданских прав является общим для гражданского права и гражданского процесса.

реферат [29,3 K], добавлен 30.06.2008

Понятие и сущность социальной защиты населения, предпосылки ее развития и механизм ее реализации. Изучение и анализ социального страхования, пенсионного обеспечения, защиты инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения в РФ. Защита семей с детьми.

курсовая работа [81,3 K], добавлен 25.03.2011

Возможность уменьшения страданий людей, причиняемых войной, посредством норм международного гуманитарного права. Связь войны с политикой и с государством как важнейшим политическим институтом. Конвенция о защите гражданского населения во время войны.

В течение последних 50 лет мир захлестывали опустошительные вооруженные конфликты, унесшие жизни миллионов мирных людей и навсегда превратившие десятки миллионов в перемещенных лиц. Эти гражданские лица были изгнаны из своих домов и зачастую лишены спасительного доступа к продовольствию, медикаментам и убежищу.

Нарушение прав человека в условиях вооруженного конфликта и военной оккупации являются нарушениями основных международных принципов права в области прав человека и гуманитарного права, воплощенных в международно-правовых инструментах в области прав человека и в Женевских конвенциях 1949 г. и дополнительных протоколах к ним.

Гражданское население стало основной мишенью для нападений на почве этнической и религиозной ненависти, политического противостояния или просто беспощадного преследования экономических интересов. Сложившаяся тревожная ситуация привела к тому, что ООН, Международный комитет Красного Креста, региональные организации и многие другие международные структуры уделяют все большее внимание защите гражданских лиц в вооруженных конфликтах.

Международное сообщество продолжает напоминать странам и их правительствам о том, что основная ответственность за защиту гражданского населения лежит именно на них, а международные усилия могут только дополнять действия правительств в этой области.

В то время как последнее десятилетие характеризовалось урегулированием некоторых наиболее крупных конфликтов в мире, другие конфликты продолжали тлеть и разгораться, а новые конфликты возникать. Как старые, так и новые конфликты носят устойчивый характер и порой характеризуются крайне высокими уровнями людских страданий из-за того, что стороны конфликта по существу не могут в полной мере соблюдать свои обязательства по защите гражданских лиц и обеспечивать их соблюдение. Деятельность на местах все еще не соответствует декларируемым заявлениям и современным международным нормам и стандартам.

Отчасти необходимость дальнейшего усиления защиты кроется в характере конфликтов, который менялся на протяжении последних десяти лет. Увеличение числа и фрагментация негосударственных вооруженных группировок значительно способствовали усилению асимметричного характера конфликтов в таких странах, как Афганистан, Ирак, Пакистан и Сомали. Это оказало весьма сильное негативное воздействие на гражданское население, поскольку вооруженные группировки стремились усилить свое военное влияние, применяя стратегии, которые вопиющим образом нарушают нормы международного права, включая нападения на гражданское население и использование гражданского населения как щита при достижении своих военных целей.

Для устранения этого необходимы решительные меры по решению пяти основных проблем: повышение степени соблюдения сторонами конфликта норм международного права, особенно в ходе боевых действий; повышение степени соблюдения правовых норм негосударственными вооруженными группами; усиление защиты посредством более эффективной и адекватно финансируемой деятельности миссий по поддержанию мира и других соответствующих миссий; расширение гуманитарного доступа; и усиление ответственности за нарушения норм права.

Презумпция принадлежности к гражданскому населению (гражданским лицам).

Воюющие стороны должны стараться располагать военные объекты в отдалении от гражданских лиц и объектов, и ни в коем случае не использовать гражданское население как прикрытие от нападений.

Принятая в 1976 г. по инициативе Советского СоюзаКонвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду также вносит существенный вклад в защиту гражданского населения во время вооруженных конфликтов. Эта конвенция была принята под воздействием войны во Вьетнаме (более точно – в Индокитае) - первого в истории человечества вооруженного конфликта, где целенаправленное и систематическое уничтожение природной среды и воздействие на природные процессы в военных целях явилось одним из основных элементов стратегии, самостоятельным методом ведения боевых действий. Эта экологическая война, развязанная вооруженными силами США, была направлена на лишение жителей Вьетнама, Лаоса и Камбоджи возможности использовать леса в качестве естественных укрытий в ходе боевых действий, уничтожение посевов, запасов продовольствия и поголовья скота, дезорганизацию сельскохозяйственного производства… Основными методами экологической войны стали систематическое применение гербицидов и дефолиантов военного назначения (химических веществ, используемых для уничтожения растительности), применение специальной техники (бульдозеров и др.) с целью уничтожения растительного покрова, лесов и посевов на обширных участках территории. Большой ущерб природной среде Индокитая был нанесен в результате систематического и широкомасштабного применения зажигательных веществ, в особенности напалма. Кроме того, вооруженные силы США систематически использовали методы метеорологической войны – воздействие на локальные погодные процессы с целью инициирования осадков для затопления обширных участков территории Вьетнама… При таких методах ведения войны неудивительно, что более 90% погибших были гражданскими лицами.

К числу недостатков протокола следует также отнести отсутствие в тексте прямого указания на то, что в ходе боевых операций воюющие стороны обязаны обеспечить надлежащую защиту гражданских объектов и соответственно ограничивать военные действия только военными объектами. Во Втором Дополнительном протоколе 1977 г. выделены лишь следующие конкретные категории гражданских объектов, подлежащие защите:

- Объекты, необходимые для выживания гражданского населения (такие, как продукты питания, посевы, скот, запасыпитьевой воды и т. д.)

- Установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы и атомные электростанции).

- Культурные ценности, произведения искусства, места отправления культа.

Таким образом, участь гражданского населения и гражданских объектов в период немеждународного вооруженного конфликта во многом продолжает зависеть от национального законодательства, от правил, принятых в вооруженных силах данной страны, и, конечно, от степени соблюдения этих правил.

Читайте также: