Доклад посвященный конкретным примерам социальных прогнозов разработанных в современности

Обновлено: 20.05.2024

Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований в социальной сфере.

Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.

Сейчас перед учеными и практиками встает необходимость осознать возможности влияния человека на развитие общества, мира в целом; уточнить соотношение объективных процессов, с одной стороны, человеческого воздействия на них – с другой. От этого зависит концептуальное видение будущего, его прогнозирование: или это лишь обозначение развивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогноз с учетом возможностей и необходимости влияния человека на обозначившиеся тенденции развития в соответствии с современными представлениями и убеждениями.

Сущность данного научного направления состоит в систематическом анализе социальных процессов через призму теоретико-методологических принципов для выявления проблем и тенденций общественного развития, определения путей решения социальных задач.

В современных условиях умение предвидеть и прогнозировать будущее, а, следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.

1. Возникновение социального прогнозирования

В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы.

Сегодня социальное прогнозирование является важнейшей технологией социальной работы.

2. Основы социального прогнозирования

Для российского общества, пережившего социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного видения развития, перспектив стало одной из актуальных задач в области, как теоретических исследований, так и научного обоснования социальной практики.

Сегодня как никогда необходим интегрированный системный анализ общественного развития, позволяющий увидеть и проследить тенденции, ход и динамику социальных процессов.

Прогнозирование – это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

Следует учитывать, что для успешного прогнозирования и моделирования социальных процессов необходим определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе невозможно правильно выстроит логику практических действий, смоделировать варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия совершаемых действий для той или иной подсистемы социальной сферы и для общества в целом.

Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии. Прогнозирование – это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

В основе методологии прогнозного исследования лежит принцип целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта, учет его иерархической соподчиненности, его взаимосвязей как по вертикали (по уровню), так и по горизонтали (со смежными отраслями), зависимость от внешних факторов и внутренних изменений.

Не менее важным принципом является четкое определение статуса, особенностей объекта прогнозных исследований, предварительный теоретический анализ его сущности на основе имеющегося уровня научных знаний, что позволит на всех этапах исследования придерживаться единообразия в понятийно-котегориальном аппарате и терминологии, а в процессе обобщения результатов добиваться максимального возможной объективности, достоверности и точности.

Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

- в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области;

- как действительно может протекать развитие;

- каков механизм преодоления негативных тенденций.

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

Социальное прогнозирование – прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

Зарубежный опыт (в частности США) свидетельствует, что прогнозирование социальных систем занимает ведущее место (53%) среди других областей исследования. По временным параметрам соотношение исследований в процентах таково: на 5 – 10 лет – 52%; на 5 – 25 лет – 64%; на 10 – 25 и более лет – 26%.[5, с.10-11]

В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, они бывают:

- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);

- дальнесрочные (свыше 15 лет).

Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем:

- уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;

- тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;

- оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.

При проведении социального прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.

Методологические аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.

Неотъемлемой составной частью социального прогнозирования являются его организационные моменты, такие как:

- создание временного творческого коллектива (ВТК) и определение функций его и каждого члена в отдельности;

- определение методов, объектов исследования;

- разработка методики прогнозирования;

- определение методов исследования ЭВМ, социологические исследования.

Таким образом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем.

Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 17999
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Объект – технология социального прогнозирования

Предмет – технология прогнозирования.

Цель – определение прогнозирования как технологии социальной работы

- изучить сущность социального прогнозирования;

- проанализировать идеи Дж. Форрестер как основоположника прогнозирования;

- выявить типы и виды прогнозировании;

- определить этапы социального прогнозирования.

1 Сущность социального прогнозирования

Технологии социального прогнозирования (от греч. prognōsis — предвидение, предсказание) — незаменимый инструментарий социального предвидения, исследования и разрешения социальных проблем современного мира.

Содержание и основные аспекты технологий социального прогнозирования и моделирования определяются ключевыми характеристиками рассматриваемых понятий. Разработка прогноза — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления (в нашем случае социального). Цель прогнозирования — не просто предвидеть те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении.

Разумеется, опережающее отражение на социальном уровне отличается от отражения на биологическом уровне. Структура социального прогнозирования может быть представлена как сочетание его философских аспектов и технологических подходов: 1) гносеология и логика научного предвидения; 2) методология социального прогнозирования; 3) методика социальных прогнозов (анкетирование, экстраполирование, моделирование, прогнозы на базе анализа патентов и т.д.).

Социальное прогнозирование в зависимости от глубины прогнозного исследования может быть раскрыто и уточнено за счет ввода дополнительных информационных данных по различным блокам — научно-техническому, информационному, медико-биологическому, социально-экономическому, демографическому, этническому, этическому, экономическому, социологическому, образовательно-культурному, градостроительному, военно-политическому, геокосмическому.

В настоящее время насчитывается около 150 различных методов и процедур прогнозирования. Их разделяют на три основные группы: общенаучные, интернаучные, частнонаучные, — основу которых составляют как практические, так и теоретические данные.

К общенаучным методам относятся анализ, синтез, экстраполяция, интерполяция, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, экспериментирование и др. Интернаучными являются индуктивный метод, мозговая атака, метод Дельфи, а также утопия и фантастика. Часть методов основана на переработке научно-технической информации (прогнозирование развития науки и техники) и на различных теориях (морфологического анализа, огибающих кривых, на основе разрешающих матриц, метода проб и ошибок и т.п.). Частнонаучные методы — это прогнозы по изобарическим картам, скорости добегания волны, срыву лавин, тестам и т.д.

Возросший интерес к познанию социального побуждает к разработке все новых и новых технологий социального развития. В мире накоплен достаточно большой и емкий научный материал, раскрывающий как содержание социальных позиций, так и прогностический характер проблем. Поэтапное создание прогноза технологично по самой своей сущности. Сложность заключается не в представлении характеристики таких технологий, а в их практическом применении.

Социальное прогнозирование тесно связано с инновационной деятельностью, так как представляет собой приемы, направленные на технологическое обеспечение реализации инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию прогностических знании, материальных и других ресурсов общества,

На рубеже 60—70-х гг. специалисты предлагали решение проблемы построения социального прогноза или модели путем системного анализа. Трудности, которые приходилось преодолевать подобным научным и научно-политическим объединениям, обусловили сокращение количества прогностических организаций за последние 30 лет с нескольких тысяч до 200.

Разумеется, разработка прогнозных сценариев развития такого сложного социального объекта, как человечество в целом, представляет значительные трудности и многие конкретные прогнозы за истекшие 30—35 лет не оправдались. Однако внимание ученых, политиков и практиков социального преобразования к технологиям прогнозирования не ослабевает.

Адекватное, достаточное полное знание, отражающее объективные социальные процессы и их связи, должно быть комплексным, основанным на интеграции данных всех областей обществоведения, на прочном взаимодействии общественных и естественных наук, поскольку на стыке различных областей и форм знания может быть получен больший объем информации. Функционирование информации осуществляется с помощью различных каналов и средств ее распространения и хранения, как институционализированных, так и неинституционализированных.

Современный процесс глобальной информатизации, развитие информационных технологий резко увеличивают количество информации, циркулирующей в обществе, и во многом изменяет ее качество (формы ее хранения и представления, степень многообразия и т.д.). Следует учитывать, что реально функционирующая в обществе информация всегда включает в себя субъективные элементы (оценки, мнения, восприятие и т.д.), а также неадекватную, искаженную информацию о действительности, основанную на стереотипах, слухах и других подобных источниках. Поэтому используемая в технологиях социального прогнозирования информация, входящая в прогнозный блок, должна быть полной, достоверной, актуальной и обладать следующими свойствами: I) атрибутивными (единство материального и социального, дискретность и непрерывность); 2) прагматическими (новизна, ценность, кумулятивность); 3) динамическими (повторяемость, многократность использования, старение). Следует отметить, что информационную потребность можно рассматривать как проявление индивидуальных черт и запросов личности, общественных интересов отдельных социальных групп и человечества в целом.

2 Дж. Форрестер – основоположник прогнозирования

Основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа является американский ученый Дж. Форрестер.

Результаты социального прогноза позволили авторам сделать следующий вывод: если бы сохранились существовавшие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики к роста населения, то глобальная экологическая катастрофа была бы неминуемой.

На основании созданного социального прогноза специалисты предложили немедленно свести к нулю рост народонаселения и производства.

3 Виды и типы прогнозов

По своему содержанию и качеству социальная информация может быть истинной и ложной, научной и ненаучной. Характерной отличительной чертой научной информации является ее истинность. Содержательная ее сторона определяется следующими факторами: уровень познания объекта предвидения, компетентность субъекта предвидения, качество информации. Выделяют также такое понятие, как оптимальность социальной информации. Для социального предвидения особый интерес представляют такие основные виды социальной информации, как экономическая, политическая и правовая, а также источники информации: общественная деятельность, различные сферы общественной жизни, разнообразные документы, книги, журналы, патенты и т.д.

Социально-экономические прогнозы составляют одну из наиболее развитых отраслей. Экономическое прогнозирование — это процесс формирования вероятностных суждений о состоянии экономических процессов я явлений в определенный момент в будущем и об альтернативных путях их достижения. Для получения достоверного социально-экономического прогноза необходимо изучить законы развития народного хозяйства, определить причины и движущие силы этого развития, основными факторами которого являются социальные потребности, технические возможности и экономическая целесообразность. В соответствии с этими факторами можно указать три конечные цели такого прогнозирования: установление целей развития народного хозяйства, изыскание оптимальных путей и средств их достижения, определение потребных ресурсов для достижения поставленных целей. Социально-экономический прогноз носит комплексный характер и разрабатывается с учетом данных демографического прогноза, прогноза ресурсов, прогноза спроса и предложения и т.д.

Социологическое прогнозирование имеет три уровня исследований: общетеоретический, частнотеоретический и эмпирический. В социологических прогнозах общим объектом исследования является общество как социальный организм. Конкретные, частные объекты социологии — это социальные группы, институты, человек. Совокупность социальных механизмов обусловливает развитие и функционирование общества как социального организма; здесь проявляется конкретная социальная проблема, порожденная особенностью развития социальной системы.

Проблема прогнозирования социально-психологических процессов имеет две стороны: психология поставляет определенные сведения об объектах прогнозирования в обществе, производстве, науке, культуре, поскольку эти объекты обладают специфическими психологическими характеристиками. С другой стороны, психология изучает субъекты прогнозирования: человека или коллектив люден, которые сами способны разрабатывать и претворять в жизнь прогнозные решения.

Юридическое прогнозирование — это систематическое исследование перспектив развития государственно-правовых процессов, их темпов и особенностей, что в современных условиях становится важной функцией юридической науки, выделяется в самостоятельную область научно-практической деятельности с целью укрепления законности, совершенствования процесса правотворчества и законодательства. Объектом юридического прогнозирования являются государство и право. Данный вид прогнозирования затрагивает все элементы и подсистемы правовой надстройки общества, исследует все относящиеся к ней социальные объекты, характеризующиеся богатым набором различных признаков, качественными и количественными показателями.

4 Этапы социального прогнозирования

Работа над технологиями социального прогнозирования — это комплексный процесс, состоящий из ряда самостоятельных технологических этапов. В современных условиях любой сотрудник социальной службы прогнозирует свою работу. Это может быть как узкая перспектива (обслуживание одного клиента), так и прогноз развития деятельности социальной службы и всей социальной сферы. Прикладное значение социального прогнозирования состоит в том, что разработанные технологии способны влиять на управленческие решения по социальным вопросам, т.е. оптимизировать и корректировать их.

Определить процент достоверности прогнозов в социальной работе можно, используя сопоставимые измерения уровня жизни и ее социальной стабильности: чем меньше прогнозируемый объект, тем проще создать для него сценарий прогнозного развития. Более достоверными являются технологии социального прогнозирования, рассчитанные на краткосрочные временные рамки. Более сложными по своему технологическому построению являются средне- и долгосрочные прогнозы.

Поэтапно процесс социального прогнозирования может быть представлен следующим образом:

1) выбор объекта социального прогнозирования; это может быть любой социальный объект — от индивида до человечества как составной части ноосферы;

2) выбор направления исследования: экономическое, социологическое, юридическое, собственно социальное и т.д.; в исследованиях социальной сферы очень трудно придерживаться определенного направления, поэтому значительная часть исследований носит комплексный характер;

3) подготовка и обработка информации по прогнозной проблеме; соответствующая требованиям информация — одна из гарантии достоверности прогноза, а значит, ключевой момент технологии социального прогнозирования;

4) выбор способа прогноза, одного из методов или совокупности методов в определенной последовательности, отвечающей требованию научности исследования;

5) собственно прогнозное исследование;

6) обработка результатов, анализ полученной информации применительно к проблеме исследования;

7) определение достоверности прогноза.

Возможность дать оценку проведенному прогнозному исследованию предоставляется лишь по прошествии того отрезка времени, на которое был рассчитан данный прогноз.

Вывод

Технологии социального прогнозирования — незаменимый инструментарий социального предвидения, исследования и разрешения социальных проблем современного мира. Опыт показывает, что их использование тем эффективнее, чем более узкий сегмент социального поля затрагивается.

Кризисы могут касаться не только человечества в широком понимании, они могут негативно влиять на отдельно человека и социума, который его окружает, вызывая тем самым невозможность их развития. Социальное прогнозирование направлено на предвиденье и преодоление намечающихся кризисов и проблем во избежание негативных последствий для данного человека и общества в целом.

2. Дудченко B.C. Инновационные технологии. — М., 1997.

3. Социальное прогнозирование и моделирование. — М., 1995, с. 249—250.

4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с.

5. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с

К глобальным проблемам относятся те, которые затрагивают основы существования человечества и нерешенность которых создает угрозу для его будущего. Глобальные проблемы - ре­зультат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его противоречивости. Например, экологическую проблем) породил одноплановый. потребительский подход человечества v природе

Глобальные проблемы есть также специфическое порожде­ние современной эпохи (с середины XX в.), следствие обострив­шейся неравномерности социально-экономического, политиче­ского, научно-технического, духовного, демографического и эко­логического развития в условиях новой своеобразной историче­ской ситуации.

Глобальные проблемы касаются не только отношения чело­века к окружающему миру, природе. Они охватывают и внутрен­нюю жизнь современного общества и человека. Ускорение науч­но-технического прогресса, переплетение различных отраслей и сфер производства в единый всеобщий производительный про­цесс, утверждение цивилизованных рыночных отношений, демо­кратизация общественной жизни выдвигают новые требования перед индивидом, который должен овладевать достижениями науки и техники, рынка, демократии, чтобы быть в состоянии принимать квалифицированное участие в жизнедеятельности общества.

Первая группа глобальных проблем связана с основными социально-экономическими и политическими задачами челове­чества: предотвращение мировой термоядерной войны; прекра­щение гонки вооружений и качественной модернизации оружия, его нераспространение; создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в раз­витии ряда стран, комплексное овладение достижениями рынка и демократической государственности.

Вторая группа - проблемы, касающиеся взаимоотношений человека, НТР и общества. Это: эффективное использование дос­тижений НТР; проведение активной демографической политики; ликвидация опасных болезней; совершенствование системы об­разования, обмена в достижениях науки и т. д.

Третья группа затрагивает проблемы, связанные с соци­ально-экологическими процессами: охрана окружающей среды; решение сырьевой, энергетической и продовольственной про­блемы; мирное освоение космоса и богатств мирового океана.

Глобальные проблемы не являются чем-то застывшим, неко­торые из них обостряются и ослабевают, возникают новые. На­пример, к числу последних относятся нарастающие по своей ост­роте проблемы безопасности развития техноструктуры, сохране­ния биоразнообразия, ослабления иммунного аппарата человека, вызванного воздействием радиации, ксенобиотиков и многочис­ленных социальных и личных стрессов.

Ненасильственный мир - не только высшая социальная цен­ность, но и необходимое предварительное условие для решения всех остальных проблем современности. Другие предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий таковы: разверты­вание научно-технической революции как материальной основы возможного выхода из ситуации "выживания"; утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной (конвергентной) экономики, позволяющей находить баланс между эко­номической эффективностью и социальной справедливостью; межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой культуры; объединитель­ные процессы духовной жизни как в светском, так и з религиоз­ном варианте, в целом намечающиеся прорывы в области интел­лектуальною поиска. Усиливается тенденция преодоления поли­тической конфронтации, идеологического и религиозного фана­тизма и развития сотрудничества, терпимости и плюрализма. На­растание небывалых опасностей для самого существования чело­вечества как негативный процесс сталкивается с позитивной тенденцией активизации народа и возрастанием роли обще­демократического фактора во внугригосударствеююй и мировой политике.

Тенденция глобализации общественной жизни делает акту­альным социальное предвидение как одно из условий сохранения и прогресса человечества.

Философия будущее общества рассматривает как вероятно­стное состояние, в соотношении возможности и действительно­сти, что зависит от множества объективных и субъективных фак­торов. Специальный термин "футурология" как комплекс пред­ставлений о будущем появился в 40-х гг. XX в., особенно в связи с развертыванием НТР.

Предвидение - знание о будущем, о том, что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Гносеологической ос­новой предвидения служит способность человека к опережаю­щему отражению действительности, способность абстрактного мышления выходить за пределы непосредственно данного и соз­давать идеальные картины будущего. Противоречивая природа мира, выступающего как результат предыдущего исторического процесса и одновременно как основа возможности отрицания этого результата, выступает объективной предпосылкой научно­го предвидения. Будущее формируется не только прошлым и на­стоящим, но оно само оказывает корректирующее воздействие на поступки ныне живущих людей, сообразующих свои действия с представлениями о будущем. От правильного предвидения бу­дущего зависит жизнь нынешних и судьба грядущих поколений.

Прогнозирование означает процесс получения знаний о бу­дущем на основе специальных научных методов,

Научное предвидение и социальное прогнозирование долж­ны содержать в себе ответы на вопросы о том, что может реально совершиться в будущем, когда этого следует ожидать, какие формы будущее обретает и какова мера вероятности данного прогноза.

К основным методам социального прогнозирования (их раз­личным сочетаниям и вариациям) относятся: экстраполяция; ис­торическая аналогия; моделирование; сценарии будущего; экс­пертные оценки. Выделяются типы прогнозов: поисковые; нор­мативные; аналитические; прогнозы-предостережения.

По прогнозу одной из ведущих английских аналитических исследовательских групп (1999 г.), земляне, родившиеся в XXI веке, будут жить до 120 лет и трижды связывать себя супруже­скими узами. Брачные контракты потеряют нынешнее значение. Их начнут заменять серии партнеров. Жители планеты предпоч­тут получать школьное образование с 3 лет, дважды получать высшее образование, выходить на пенсию не раньше 80 лет. Женщины ради карьеры будут откладывать рождение первого ребенка в среднем до 34 лет. Обычным для человека станет не­сколько мест работы, смена специальностей.

Широкое распространение получает модель "устойчивого", или "приемлемого" развития, при котором обеспечивается удов­летворение современных общественных потребностей и одно­временно не ставится под угрозу способность будущих поколе­ний полностью удовлетворять свои собственные потребности.

Помимо "интегративной" модели, существует теория "мери-тократии", рассматривающая новую социально-экономическую ситуацию как возможную предпосылку для глубокой социальной дифференциации (из-за природного неравенства людей и их различных способностей к научно-технической деятельности и управлению). Такое видение будущего в определенной степени также реально (как и "синтезное" развитие), если общество будет стремиться лишь к техническому прогрессу и утратит демокра­тическую и гуманистическую линии своего развития, что спо­собно привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный срок оказаться под властью привилегированной гос­подствующей элиты. Приведенные сценарии — свидетельство прогнозов, где присутствуют не только предостережение, но и анализ, поиск и норма.

Роль социального прогнозирования в развитии современного общества [05.09.14]

Актуальность данной темы выражена в том, что глобальные проблемы современности вызвали потребность в исследованиях будущего мира и России. Соответственно появились новые методологии и методы, в частности, быстро стала формироваться новая постиндустриальная научная парадигма прогнозирования, основанная на закономерностях и тенденциях цикличной динамики и социогенетики, основоположниками которой явились русские "ученые-космисты". Недостаточная научная разработанность данного вопроса в условиях России, его большое значение для развития социального управления в соответствии с потребностями современного общества так же обуславливают актуальность данного вопроса. Они развивали исследования природно-экологических циклов, влияние колебаний солнечной активности на земные процессы, закладывали основы учения о ноосфере (Федоров Н.Ф., Циолковский К.Э., Чижевский А.Л., Вернадский В.И.); новые подходы в изучении экономических и социокультурных циклов предложил величайший русский экономист Кондратьев Н.Д. - теория больших циклов конъюнктуры, или длинных волн социально-экономической динамики, поставившая его в ряд самых выдающихся экономистов XX века; а также другая, очень важная часть его наследия-теория предвидения и методология прогнозирования и перспективного планирования, основанная на познании и использовании закономерностей статики, цикличной динамики и социально-экономической генетики; главные тенденции нашего времени сформулировал Сорокин П.А.; начала общей теории кризисов в цикличной динамике систем заложены русским философом и экономистом Богдановым А.А. Исследовать будущее сложно, так как оно носит вероятностный, вариативный характер. Но среди множества возможных вариантов, например, будущего развития России, могут оказаться, в зависимости от тех или иных факторов, желательные, предпочтительные или приемлемые. И тогда их можно не только усилить с помощью управляющих воздействий, но и предотвратить, или хотя бы смягчить негативные, нежелательные тенденции. Степень познания и предвидения будущего в общем образовательном процессе, науке, управлении обществом, видимо, может служить критерием новой научно-образовательной системы и новым эффективным механизмом цивилизационного выживания.

Целью куросовой работы является изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации.

1) определить сущность;

2) охарактеризовать методы;

3) обозначить проблемы.

Объект исследования – система реализации социального прогнозирования.

Предмет исследования - частные вопросы системы социального прогнозирования.

В современных условиях умение предвидеть, прогнозировать будущее, а, следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.

Список литературы.

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА0М, 2007.

1. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. Дуброва Т.А., Архипова М. Ю. Статистические методы прогнозирования в экономике. – М.: МЭСИ, 2007.

3. Кандаурова Г.А., Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики. – М.: Современная школа, 2005.

6. Основы экономического и социального прогнозирования /под ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. – М.: Высшая школа, 2006.

7. Смирнов С.Н. Социальное прогнозирование. – М.:ИНФРА0М, 2006.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Читайте также: