Доклад по вопросу закономерности силовой тренировки

Обновлено: 30.04.2024

Отличительной особенностью спорта является соревновательная деятельность, укладывающаяся в рамки соревнований. Поэтому вся подготовка спортсмена направлена к выступлениям в основных соревнованиях сезона, притом с ориентацией на победу, установление рекорда и острейшую конкуренцию. Кроме того, нравственное, эстетическое, интеллектуальное воспитание всегда ориентирует спортсмена на высокие достижения, служащие интересам общества.

Стремление к высшим достижениям не прекращается, а темпы их роста практически не ослабевают. Это происходит благодаря использованию наиболее эффективных средств и методов тренировки, интенсификации тренировочного процесса и соревновательной деятельности, применения специальной системы питания и оптимизации режима жизни, отдыха и восстановления. Устремленности к высшим достижениям способствует и постоянное совершенствование спортивного инвентаря и оборудования, условий мест проведения и правил соревнований. В связи с этим, одним из основных принципов спортивной тренировки является направленность к максимальным достижениям. Однако стремление к ним свойственно не только спортсменам экстра-класса, но и занимающимся на уровне массового спорта. Так, у второразрядника стремление к максимальным результатам может заключаться в желании выполнить норматив первого разряда, что для него и является направленностью к максимуму достижений. Эти факты выражают основу принципа направленности к максимуму достижений и наилучшему результату.

Достижение результатов экстра-класса требует от спортсмена огромных усилий и времени для подготовки. Поэтому очевидно, что совмещать личную спортивную деятельность с еще одним видом спорта физически невозможно. Правда, в 50-е годы разносторонне подготовленные спортсмены успешно совмещали, например, игру в хоккей и в футбол, бег на коньках с велосипедным спортом, плавание с водным поло и др., где соревновательная деятельность имеет существенные различия. Сегодня эффективное совмещение возможно только в тех видах спорта, которые имеют очень близкие пространственно-временные характеристики, как бег на 100 и 200 м, плавание на 50, 100 и 200 м или 800 и 1500 м и т.п. Спорт высших достижений требует углубленной спортивной специализации.

Углубленная спортивная специализация и индивидуализация

Научные исследования и практический опыт свидетельствуют о том, что при современном уровне развития спорта одному человеку практически невозможно добиться одинаково высоких достижений не только в различных видах спорта, но и в различных дисциплинах одного и того же вида. Это доказывает важность принципа углубленной спортивной специализации. Проведение этого принципа требует предельной концентрации сил и времени на работе, прямо или опосредованно влияющих на эффективность процесса подготовки к выступлению в конкретных номерах соревновательной программы.

Современную тренировку спортсменов, специализирующихся в отдельных номерах программы различных видов спорта, отличают специфические особенности, которые в полной мере должны проявляться на этапе подготовки к высшим достижениям.

Учитывая это, необходимо планировать углубленную специализацию за 2-3 года до возраста, считающегося оптимальным для достижения наивысших результатов. При этом не надо забывать, что его границы колеблются в зависимости от видов спорта, номера программы в конкретном виде спорта, пола спортсмена. Так, для мужчин, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции, возраст наивысших спортивных результатов колеблется в пределах 24-28 лет, для пловцов-спринтеров - 19-23 лет (мужчины) и 15-18 лет (женщины).

Конечно, можно привести примеры, когда возраст спортсменов, показывающих блестящие результаты, выходит за рамки установленных норм. Это чаще всего девочки с ускоренными темпами биологического развития или спортсмены, по какой-либо причине поздно начавшие занятия спортом. В каждом конкретном случае специальные наблюдения и медико-биологические исследования помогут определить оптимальный возраст для начала углубленной специализации.

Принцип углубленной специализации в спорте непосредственно связан с принципом углубленной индивидуализации. Спортивная специализация, проводимая с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, позволяет наиболее полно проявить его способности в спорте и удовлетворить спортивные интересы. Но это справедливо именно при условии соответствия специализации индивидуальным качествам спортсмена. Ошибочный, не отвечающий его индивидуальным особенностям выбор предмета специализации может в значительной мере свести на нет усилия спортсмена и тренера, привести к разочарованиям, преждевременному прекращению активной спортивной деятельности. Отсюда ясно, сколь ответственную роль играет своевременная диагностика индивидуальных спортивных способностей. Этой проблеме в спорте уделяется сейчас серьезнейшее внимание.

Особое значение принципа индивидуализации в спорте определяется также использованием повышенных нагрузок, приближающихся нередко к пределам функциональных возможностей организма спортсмена. Принцип индивидуализации требует, чтобы в спортивной тренировке тщательно обеспечивалось соответствие роста нагрузок функциональным и адаптационным возможностям организма с учетом индивидуальных различий темпов развития тренированности. Дело в том, что в силу индивидуальных различий приспособительных возможностей организма одни и те же внешне нагрузки могут иметь совершенно неодинаковые следствия. Это должно находить соответствующее отражение в планировании прироста спортивных результатов и нормировании тренировочных нагрузок.

Единство общей и специальной подготовки

Одно из фундаментальных положений научной школы спорта выражается принципом единства общей и специальной подготовки спортсмена. Этот принцип исходит из диалектического понимания взаимосвязи между спортивной специализацией и общим разносторонним развитием спортсмена. Успех спортивной специализации закономерно связан с прогрессированием спортсмена не только в избранном виде спорта, но и во многих других отношениях, в чем со всей очевидностью убеждает обобщение научных данных и передового опыта спортивной практики.

Соотношение общей и специальной подготовки, а также содержание общей подготовки во многом определяются особенностями построения многолетней и годичной тренировки. На ранних этапах спортивного совершенствования доля общей подготовки велика, и она, прежде всего, служит задачам укрепления здоровья, повышения уровня физических и функциональных возможностей применительно к разнообразным формам мышечной деятельности. В дальнейшем, по мере роста мастерства спортсмена, это соотношение изменяется в сторону увеличения средств специальной подготовки, а сама общая подготовка все более приобретает вспомогательный характер.

Аналогичное положение наблюдается и в течение тренировочного макроцикла. В подготовительном периоде объем общей подготовки весьма высок и может достигать 30-60 % суммарного объема выполняемой работы. С приближением к основным соревнованиям доля общей подготовки уменьшается и в соревновательном периоде обычно не превышает 10-25 % общего объема выполняемой работы.

Соотношение общей и специальной подготовки обусловливается также возрастом спортсмена, уровнем его спортивного мастерства, спортивной специализацией, индивидуальными особенностями, степенью тренированности. Колебания в соотношении и направленности общей и специальной подготовки могут значительно варьировать, и от того, насколько правильно тренер сумел спланировать это соотношение, зависят уровень и темпы роста результатов у каждого конкретного спортсмена.

Четкой грани между рассматриваемыми видами подготовки не существует. Имеется большое количество упражнений, носящих промежуточный характер, когда трудно точно определить, к какому виду подготовки их отнести - к общей или специальной. Это естественно, так как подготовка спортсмена является планомер­ным процессом, предполагающим создание функциональных предпосылок для достижения высоких результатов и постепенное их внедрение в соответствии с требованиями эффективной соревновательной деятельности.

Непрерывность тренировочного процесса

Принцип непрерывности тренировочного процесса характеризуется тем, что:

-спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны и подчинены задаче достижения максимальных спортивных результатов;

-воздействия каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа как бы наслаиваются на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их;

-работа и отдых в процессе спортивной тренировки организуются так, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и особенностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта;

-интервалы между тренировочными занятиями выдерживаются в пределах, гарантирующих в общей тенденции спортивной подготовленности неуклонное развитие тренировонности.

Смысл этих положений указывает, что необходимо стремиться так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму регресс тренированности в фазах тренировки, объективно связанных с уменьшением объема и интенсивности нагрузок. В этом, кратко говоря, заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки.

В современном спорте (причем не только в подготовке спортс­менов высшей квалификации) нормой становятся практически ежедневные и более частые тренировочные занятия. Спортивная тренировка приобретает благодаря этому черты подлинно непрерывного процесса и от других форм физической тренировки отличается уплотненным режимом нагрузок и отдыха. Такой режим особенно характерен для тренировочных микроциклов, обеспечивающих существенные сдвиги в развитии тренированности. Часть занятий в таких микроциклах проводится как бы на фоне неполного восстановления работоспособности, в силу чего увеличивается суммарный эффект нагрузок, создается особенно мощный стимул для последующих восстановительных и адаптационных процессов.

Большая частота занятий в спортивной тренировке обусловливается также сложностью спортивных навыков, постоянным обновлением спортивной техники и тактики (особенно в таких видах спорта, как гимнастическое многоборье, спортивные игры и единоборства) и направленностью на максимальное их совершенствование. Ясно, что с увеличением числа занятий в общем увеличивается возможность освоения, целесообразной перестройки и тончайшей отшлифовки спортивных навыков (если, конечно, не нарушается оптимальная мера числа повторений.

Гетерохронность (неодновременность) восстановления различных функциональных возможностей организма после тренировочных нагрузок и гетерохронность адаптационных процессов, происходящих на различных уровнях его структурно-функционального приспособления к воздействию тренировки, позволяет, в принципе, тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки. Но для этого требуется глубоко продуманно варьировать занятия (изменять их содержание и методы, параметры объема и интенсивности, чередовать занятия по их преимущественной направленности и регулировать интервалы между ними) с учетом гетерохронности восстановления и адаптации к нагрузкам разного типа. Принцип непрерывности тренировочного процесса не сводится поэтому просто к требованию возможно чаще повторять тренировочные воздействия. Он предполагает регулярное сочетание моментов повторности и изменчивости в системе тренировочных занятий и допускает много вариантов построения тренировки, если они помогают обеспечить достаточно высокие темпы поступательного развития тренированности.

Единство постепенности увеличения и тенденции к предельным нагрузкам

Известно, что малые тренировочные нагрузки не обеспечивают необходимого тренировочного эффекта, поэтому тренер использует большие и предельные их величины. Это предусматривает на каждом новом этапе совершенствования спортивного мастерства предъявления к организму спортсменов требований, близких к пределу их функциональных возможностей, что является решающим для эффективного протекания приспособительных реакций.

Нагрузка должна возрастать постепенно из года в год, достигая своего максимума на этапе подготовки к высшим достижениям. При этом выделяются основные направления интенсификации тренировочного процесса:

-суммарный годовой объем работы увеличивается от 100-200 до 1300-1500 ч в год;

-количество тренировочных занятий в течение недельного микроцикла увеличивается от 2-3 до 15-20 и более;

-количество занятий с большими нагрузками в течение недельного микроцикла увеличиваются до 5-7;

-увеличивается количество занятий избирательной направленности;

-увеличивается объем соревновательной деятельности;

-постепенно расширяется применение физиотерапевтических, психологических и фармакологических средств для повышения работоспособности спортсменов в тренировочной деятельности и ускорения процессов восстановления после нее.

Современному спорту свойственен указанный рост объемов и интенсивности тренировочного процесса, что обеспечивает достижение высоких спортивных результатов в оптимальной возрастной зоне.

Волнообразность и вариативность нагрузок

Волнообразность тренировочных нагрузок позволяет выявить в различных структурных единицах тренировочного процесса зависимость между объемом и интенсивностью работы, соотношение работы различной преимущественной направленности, зависимость между периодами напряженной тренировки и относительного восстановления, между различными по величине и направленности нагрузками отдельных тренировочных занятий. Из возможных вариантов изменения нагрузки во времени волнообразная динамика обеспечивает наибольший эффект спортивной тренировки. Линейное и ступенчатое ее возрастание может использоваться при малых нагрузках.

Волны объема тренировочной работы и ее интенсивности, как правило, противоположно направлены - большие объемы работы, например, на первом этапе подготовительного периода сопровождаются относительно невысокой ее интенсивностью. Возрастание же интенсивности с увеличением доли средств специальной подготовки, в основном, влечет за собой уменьшение объема работы. Попытка длительное время применять большие нагрузки, как правило, приводит к отрицательным результатам. Следовательно, предельные тренировочные нагрузки должны своевременно снижаться и чередоваться с компенсаторной работой.

Волнообразное изменение тренировочных нагрузок позволяет избежать несоответствия между видами работы различной преимущественной направленности, объемом и интенсивностью, процессами утомления и восстановления.

Вариативность нагрузок обеспечивает всестороннее развитие качеств, определяющих уровень спортивных достижений и их отдельных компонентов. Она способствует повышению работоспособности при выполнении отдельных упражнений, программ занятий и микроциклов, увеличению суммарного объема работы, интенсивности восстановительных процессов и профилактике переутомления и перенапряжения функциональных систем.

Цикличность тренировочного процесса

Продолжительность микроциклов - от 3 до 7-10 дней, мезоциклов - от 3 до 5-6 недель, периодов тренировки - от 2-3 недель до 4-5 месяцев, макроциклов - от 3-4 до 12 месяцев. Конструирование подготовки спортсмена на данной основе позволяет систематизировать задачи, средства и методы тренировочного процесса, а также реализовать принципы: непрерывность, единство общей и специальность подготовки, единство постепенности увеличения нагрузки, волнообразность динамики нагрузок и тенденцию к максимальным нагрузкам.

Качественное построение циклов тренировки является одним из важнейших резервов совершенствования системы тренировки, поскольку оптимизация современного тренировочного процесса при относительной стабилизации уже и без того огромных количественных параметров тренировочной работы уже достигла околопредельных величин. Важно, чтобы каждый последующий цикл не повторял предыдущий, а включал новые элементы для решения постоянно усложняющихся задач. Так, очередной микроцикл отличается от предыдущего увеличенной интенсивностью работы, а последующий мезоцикл предусматривает изменения его направленности в виде перехода от общей к специальной физической подготовке и т.д.

Единство и взаимосвязь соревновательной деятельности и подготовленности

Эффективное конструирование процесса подготовки предусматривает его строгую направленность на формирование рациональной структуры, обеспечивающей эффективное ведение соревновательной борьбы. Отношения между составляющими соревновательной деятельности и подготовленности распределяется следующим образом:

-соревновательная деятельность как интегральная характеристика подготовленности спортсмена;

-интегральные качества, определяющие эффективность действий спортсмена при выполнении основных составляющих соревновательной деятельности; например, по отношению к уровню дистанционной скорости такими качествами являются специальная выносливость и скоростно-силовые способности;

-функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень развития интегральных качеств. Так, по отношению к специальной выносливости такими характеристиками являются показатели мощности и емкости систем энергообеспечения, экономичности работы, устойчивости и подвижности в деятельности основных функциональных систем и т.д.;

-частные показатели, определяющие уровень основных функциональных параметров и характеристик. Например, по отношению к максимальному потреблению кислорода (интегральной характеристике аэробной производительности), такими показателями являются процент медленно сокращающихся мышечных волокон, объем сердца, минутный объем кровообращения, максимальная вентиляция легких и т.п.

Предложенный подход позволяет упорядочить процесс управления, увязать структуру соревновательной деятельности и подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей спортсменов, характеристиками моделей соответствующих уровней, системой средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности и соревновательной деятельности.

Принципы соревновательной деятельности взаимосвязаны, поскольку тесно связаны и закономерности, на которых они основаны. Так, направленностью к максимальным достижениям диктуется необходимость углубленной специализации, которая предопределяет непрерывность тренировочного процесса. В свою очередь, закономерности ответной реакции организма спортсмена на предельную нагрузку требуют постепенного подведения к ней - принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам. Чередование нагрузки и отдыха - принцип волнообразности динамики нагрузки, образующей циклы с периодически измененным содержанием, - принцип цикличности тренировочного процесса.

2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ.культ. - М., 1991.

4. Теория и методика физического воспитания: Учеб.для ин-тов физ.культ.: В 2 т./Под общ.ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1976.

5. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.

6. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. – 374 с.

ВВЕДЕНИЕ
Спорт требует от каждого спортсмена хорошего здоровья. Люди, которые занимаются спортом профессионально, просто обязаны выкладываться по максимуму для достижения наилучших результатов.

Если вспомнить фитнес хотя бы лет 7-10 назад, то силовые направления не были так популярны. Групповые тренировки состояли в основном из аэробики и пилатеса, а тренажёрных залов было ещё совсем не много. Люди ходили потеть в зал, и думали, что сжигают жир.

Последнее время тренажёрный зал встречается практически в каждом районе, а в расписании групповых тренировок в фитнес зале все чаще появляются различные силовые направления, вплоть до популярного памп-фитнеса (силовая тренировка со специальным грифом) с большими весами и высокой интенсивностью.

Человек хочет внешне менять своё тело быстро, при этом тратя меньше времени. Силовой тренинг - отличный способ увидеть в себе изменения, стать сильнее, выносливее и здоровее.

Но чтобы здоровье спортсмена оставалось на высоте, необходимо соблюдать ряд условий. Одно из главных условий - это отсутствие физических и эмоциональных перегрузок, нормирование тренировочных нагрузок, их оптимальности, соблюдение спортивного образа жизни, соблюдение режима дня и питания.

Силовой тренинг - это тренировка на сопротивление. 80% упражнений, которые используются в силовом тренинге - это базовые упражнения (приседания, выпады, отжимания). Такое занятие, как правило, проводится с дополнительными весами, но некоторую базу можно выполнять с сопротивлением своего тела.

Надо помнить главное, что спорт начнет помогать в улучшении здоровья только тогда, когда занятия будут проводиться рационально, с оптимальной нагрузкой, при соблюдении всех санитарных норм.

ПОНЯТИЕ О СИЛОВОМ ТРЕНИНГЕ
Силовой тренинг – это занятия упражнениями, или комплексом упражнений, направленные, в первую очередь, на развитие мышечной сил, которые в той или иной степени включаются практически во все виды двигательной активности. Если говорить простым языком, то это такой вид физической нагрузки, при котором человеку необходимо выполнять упражнения с сопротивлением. Это может быть, как сопротивление своему собственному весу, так и весу с дополнительным оборудованием. Регулярные занятия увеличивают самооценку и помогают потерять лишний вес и даже поддерживают душевное состояние.

Силовой тренинг обычно использует технику постепенного увеличения силы мышц путём дополнительного увеличения веса и использует разнообразные упражнения и типы оборудования для развития конкретных групп мышц. Силовые тренировки в первую очередь анаэробные, хотя некоторые сторонники приспособили их для преимуществ аэробных упражнений по круговой тренировке.

Плюсы силового тренинга

1) Развитие и тонус мышц. Наиболее очевидное преимущество работы с отягощениями – возможность построения сбалансированного мышечного корсета и улучшения общего тонуса тела. Это позволяет поддерживать достаточно высокий уровень обмена веществ на протяжении всего дня, что помогает более интенсивно сжигать калории даже в состоянии покоя. Для женщин старшего возраста прирост мышц дает возможность компенсировать общее снижение мышечной массы, характерной с увеличением возраста.

2) Защита тела. Данный тип тренировок хорошо строит мышцы, улучшает баланс и равновесие. Это помогает защитить внутренние органы и суставы.

3) Повышение производительности. Силовой тренинг принесет вам невиданный заряд энергии для решения повседневных задач. Ведь развитые мышцы играют достойную роль в обычной жизни, например, во время подъема по лестнице, прогулки с ребенком на руках или домашней уборки.

4) Успешное похудение. Увеличение процента мышечной ткани в теле имеет ряд преимуществ в отношении внешнего вида и идеального веса. Во-первых, мышечная клетка в 8 раз более метаболически активна, чем жировая, а значит, за счет этого сжигается больший объем калорий. Во-вторых, силовые упражнения для похудения в зале придадут вашей фигуре более стройный и подтянутый внешний вид.

5) Укрепление костей. Силовые тренировки могут помочь женщинам укреплять и в дальнейшем поддерживать крепость костной системы. По данным Американской академии ортопедической хирургии, занятия в зале в юношеском и молодом возрасте позволяют достичь пика плотности костей.

6) Снижение симптоматики болезней . Занятия силовым тренингом имеют доказанную эффективность в снижении симптомов некоторых заболеваний: артрит, сахарный диабет, также хорошие результаты отмечаются в отношении депрессивных состояний.
ВИДЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
Существует несколько видов силового тренинга, каждый из которых имеет свои плюсы. К ним относятся:

Изометрические упражнения

Изометрическое упражнение – это упражнение, в ходе выполнения которого мышцы сокращаются, но движение в суставах не происходит и длина мышечных волокон не изменяется. Из-за отсутствия движения в суставах, мышцы не увеличивают свою силу по всей амплитуде движения. Сила увеличивается только в той позиции, в которой происходит напряжение мышц. В других позициях увеличение силы отсутствует (разве, что вы целенаправленно тренируете мышцы в других позициях).

Примером изометрического упражнения могут быть статические позы из йоги, где необходимо удерживать равновесие и не нужно выполнять движений.

Изотонические упражнения

Изотоническое мышечное сокращение имеет концентрическую фазу, в которой происходит подъём веса и сокращение мышц и эксцентрическую фазу, в которой вес медленно опускается и мышцы удлиняются под действием напряжения. В ходе выполнения изотонических упражнений действуют такие постоянные внешние факторы, как сила тяжести, штанга или гантели.

Возможности свободных весов в плане тренинга неограниченны. И хотя сопротивление не изменяется, сила, противодействующая этому сопротивлению, зависит от угла поднятия и опускания веса. К примерам изотонических упражнений относятся: подтягивания, отжимания и работа со свободными весами (штангой и гантелями).

Изокинетические упражнения

Широко используются в спортивных центрах для физической реабилитации. Изокинетические тренажёры сочетают эффект изометрических и изотонических упражнений. Такие тренажёры обеспечивают регулирование величины приложения силы, то есть сокращение мышц происходит с постоянной скоростью. Если вы прикладываете больше силы, сопротивление увеличивается, если меньше – уменьшается. Благодаря возможности регулирования силы (а значит, и безопасному тренингу) изокинетические тренажёры широко используются в реабилитационных целях. Это самый быстрый способ увеличения силы мышц. И происходит такое увеличение равномерно по всей траектории движения.

Плиометрические упражнения

Во время таких упражнений выполняется быстрое удлинение и укорачивание мышечных волокон под действием сопротивления. В качестве сопротивления применяется утяжелённый предмет: набивной мяч или груша. Также может применяться собственный вес занимающегося (как например, в прыжках) или утяжелители (для выполнения движений с сопротивлением).

Плиометрические упражнения используются баскетболистами для развития вертикальной прыгучести и боксерами – для развития эффективности удара.

Выполнять плиометрические упражнения следует с особой осторожностью, поскольку взрывные движения повышают риск получения травмы.

Вариативный тренинг

Вариативный тренинг выполняется на блочных тренажёрах, на которых сопротивление изменяется в зависимости от степени мышечного сокращения. Задача вариативного силового тренинга – удлинить и сократить мышцу с одинаковой нагрузкой по всей траектории выполнения движения. Такой тренинг даёт значительную прибавку в силе. Примерами упражнений вариативного тренинга могут быть тяга блока вниз или разгибание рук в тренажёре вниз.

Негативный тренинг

В повседневной жизни мы используем негативное (эксцентрическое) сокращение здесь и там – преодолевая силу тяготения. Спускаясь вниз по лестнице, мы выполняем негативное движение каждый раз, когда нога опускается на одну ступеньку ниже. Благодаря тому, что негативное сокращение вовлекает в работу больше мышечных волокон, чем позитивное, негативный тренинг является эффективным способом развития силы.

Но с другой стороны, негативные движения в большей степени чреваты микротравмами мышечных волокон. Поэтому использоваться они должны лишь изредка и только опытными спортсменами. Примерами упражнений с негативным сокращением могут быть: бег вниз по склону на протяжении 10-15 минут, ходьба вниз по лестнице или спрыгивание на землю с какой-нибудь возвышенности.

Придя в какой-либо тренировочный зал, необходимо определиться с выбором цели. Если вы человек новичок, естественно цель может меняться. Основная суть состоит в том, что от цели зависят тренировки. Будет меняться цель, будут меняться и тренировки. Допустим, сначала вы хотели заниматься для себя, потом ваш друг уговорил вас заниматься серьезно, и вы решили уйти в бодибилдинг, но после чего вы заметили, что ваши силовые показатели тренировок на достаточно высоком уровне и стали пауэрлифтером.

2. Непрерывность силового тренировочного процесса

Одна из основополагающих показателей успешности спортсмена - это регулярные тренировки. Ваши мышцы растут, тело учится новой технике и адаптируется только от систематических нагрузок. Один человек тренируется 3 раза в неделю, а другой - 6 раз в неделю. Он пропускает 1 месяц занятий, и на 3-й месяц у обоих атлетов мы имеем одинаковое количество тренировок. Не трудно догадаться, у кого результат будет лучше. Естественно, у первого занимающегося, потому, что он не пропускал тренировки.

3. Постепенное наращивание нагрузок.

Нагрузка на организм должна происходить постепенно, пока адаптируются связки, суставы, сердечная мышца. Ведь иннервация мышц процесс долгий. Бывает такое, что приходят новички в зал и уже через 1 месяц навешивают очень большие веса, чего делать категорически нельзя.

4. Периодизация нагрузки

Нельзя постоянно выкладываться на 100%, необходимо давать организму восстанавливаться. После 100% нагрузки на тренировке следующая должна быть 50% или 75%. Если же выжимать из себя постоянно все 100%, у вас будет перетренированность, организм начнёт ломаться потому, что не будет успевать восстанавливаться. Связки, суставы, сердечная мышца, ЦНС — всё должно восстановить силы после предельных нагрузок.

5. Цикличность тренировочного процесса

6. Нагрузка на силовой тренировке

Нагрузка на силовой тренировке зависит от:

- количества тренировок в неделю (85% всех занимающихся ходят 3 раза в неделю);

- количества упражнений за тренировку (обычно 5-8);

- какие именно упражнения включены в силовую тренировку: базовые или изолированные;

- количества повторений за подход (в бодибилдинге 6-12);

- отдыха между подходами (в бодибилдинге 1-2 минуты);

- рабочего веса, который устанавливается в зависимости от количества повторений.

7. Назначение упражнений

Вне зависимости от вида спорта, есть такое понятие, как соревновательные упражнения (СУ), общеподготовительные упражнения (ОПУ) и специально подготовительные упражнения (СПУ).

Общеподготовительные упражнения развивают общее физическое состояние атлета. Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, которые похожи на соревновательные и направлены на увеличение в них результата. Соревновательные упражнения выполняются на соревнованиях.

8. Содержание

Сам силовой тренинг (с преимущественным использованием силовых упражнений) построен из подготовительной (размин­ки), основной и заключительной частей.

Разминка. Постепенно подводит организм к выполнению упражнений, требующих больших напряжений. Помимо тра­диционно используемых для разминки упражнений (бег трус­цой, общеразвивающие упражнения) в неё следует включать силовые упражнения с предметами (лёгкими гантелями, ре­зиновыми амортизаторами). Особое внимание уделяют разви­тию гибкости, желательно с использованием упражнений стретчинга. Продолжительность разминки составляет 10 — 15 % от общего времени занятия.

Основная часть тренировки. Включает в себя выполнение за­планированного комплекса силовых упражнений. Дополни­тельно к нему рекомендуется использовать упражнения основ­ной гимнастики, развивающие координацию, ловкость и быст­роту. К таким упражнениям можно отнести несложные, но очень эффективные акробатические элементы (кувырок впе­рёд с полётной фазой, кувырок назад в стойку, перевороты вперёд и назад, сальто вперёд и назад и др.), а также наиболее популярные элементы из снарядовой гимнастики (подъём переворотом и подъем разгибом на перекладине, размахивания со сгибанием и выпрямлением рук на брусьях, стойка на ру­ках из размахивания в упоре и др.).

Очень важно постепенно увеличивать массу отягощений или нагрузку в упражнениях с собственным весом. Форсиро­вание нагрузки, желание быстрее добиться результатов в увеличении (снижении) массы и изменении формы мышц приводят к серьёзному утомлению, к состоянию перетренированности. Изменение физической нагрузки следует осуществлять за счёт массы отягощений, числа подходов и количества повто­рений в одном подходе.

Если упражнение выполняется с отягощением, то оно под­бирается так, чтобы можно было выполнять с большим напря­жением указанное количество повторений. Для юношей на­чальная масса снаряда не должна превышать 3 кг.

Каждое упражнение выполняется в 2-4 подхода.

В паузах между подходами можно очень эффективно зани­маться растягивающими упражнениями стретчинга, после­довательно вовлекая в работу мышцы и связки рабочих су­ставов.

Заключительная часть тренировки. Целесообразно использовать релаксационные, дыхательные упражнения и самомассаж.

При выполнении упражнений, требующих максимальных усилий, особое внимание обращают на дыхание: вдох должен совпадать с движением тела, при котором грудная клетка рас­ширяется (при движении рук вверх, в стороны, при выпрямле­нии туловища); сгибание туловища, опускание рук, сужение грудной клетки наиболее удобны для выдоха. Большие напря­жения выполняются на полувдохе, в паузе между повторениями делают один-два дыхательных цикла (вдох-выдох).

Силовое напряжение приносит больший эффект в том слу­чае, если человек сосредоточен, концентрирует внимание на движении и его цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Силовые тренинги и их нагрузки обладают потрясающим оздоровительным влиянием на организм: воздействуя на опорно-двигательный аппарат, они способствуют поддержанию функциональных возможностей, а также предотвращают и уменьшают боли в спине, помогают при заболеваниях.

На самом деле, личная программа должна включать в себя компоненты различных видов спорта, тем самым гармонично развивая тело и дух. Сегодня в создании идеального тела наиболее популярны два метода: кардио, которое улучшает состояние сердечно-сосудистой системы и легких, и оказывает влияние на телосложение, и силовой тренинг. При приблизительно равной эффективности доказано, что тренировки на сопротивление имеют более глубокое положительное (при условии соблюдения правильной техники) воздействие на организм.

Чтобы получить действительно все преимущества от силовых тренировок, а впоследствии научиться самостоятельно составлять программу занятий, стоит потратить немного времени и изучить принципы правильного тренинга.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверкович Н.В., Зациорский В.М. Факторный анализ тестов силовой подготовленности // Теория и практика физ. культуры. – 1966. - № 10. - С. 47-49.

2. Волков В.Н. Спортивная тренированность: парадоксы и диагностика // Теория и практика физической культуры. – 2002. – №10. – С. 10-13

3. Граевская Н.Д. Спортивная медицина. Ч.1: учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. - М.: Совет. спорт, 2005. - 300 с.

4. Егорова Н.Г. // силовые упражнения на тренажерах специального типа. // ТиПФК. - 2002. - №2. - С. 18

5. Яскевич. Е.Е. // Модель специальной силовой подготовки. // ТиПФК. - 2000. - №1. - С. 33

Общая характеристика силового тренинга. Описание и особенности главных принципов тренировки, основные средства и методы обучения. Понятие и сущность гипертренировки, цели и задачи силовой тренировки. Рассмотрение специфики методов силовой подготовки.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.12.2019
Размер файла 20,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение
    • Глава 1. Общая характеристика силового тренинга
    • Глава 2. Методика обучения
    • 2.1 Цель тренировки
    • 2.2 Принципы тренировки
    • 2.3 Основные средства и методы обучения

    Силовой тренинг в бодибилдинге, тяжёлой атлетике, пауэрлифтинге и других видах спорта имеет много различных методик, применяемых для достижения конкретных результатов, целей: адаптации тела атлета к кратковременной максимальной нагрузке (пауэрлифтинг), к длительной средне интенсивной нагрузке - выносливости и большому объёму мышц (бодибилдинг). Силовые тренировки являются одним из видов физических упражнений с использованием сопротивлений; с надлежащим выполнением обеспечивают значительные функциональные преимущества и улучшают общее состояние здоровья, в том числе укрепляют мышцы, сухожилия, связки и кости, улучшая их совместную функцию, снижают опасность повреждений, увеличивая плотность костной ткани, увеличивают метаболизм, улучшают сердечную функцию и повышают HDL (хороший холестерин). Силовой тренинг обычно использует технику постепенного увеличения силы мышц путём дополнительного увеличения веса и использует разнообразные упражнения и типы оборудования для развития конкретных групп мышц. Силовые тренировки в первую очередь анаэробные, хотя некоторые сторонники приспособили их для преимуществ аэробных упражнений по круговой тренировки.

    Глава 1. Общая характеристика силового тренинга

    Виды спорта, где силовые тренировки являются основными: бодибилдинг, тяжёлая атлетика, пауэрлифтинг, стронг. игры Горцев, толкание ядра, метание диска и метание копья. Так же есть много других видов спорта, где силовые тренировки используются как часть тренировочной программы, в частности: футбол, борьба, регби, лёгкая атлетика, гребля, лакросс, баскетбол, хоккей. Силовые тренировки для других видов спорта и физической деятельности становятся всё более популярными.

    Глава 2. Методика обучения

    Согласно общепринятым принципам, выделяют следующие типы тренировок:

    Круговая тренировка - это выполнение упражнений без пауз на различные мышечные группы поочерёдно, например, приседания, жим лёжа, упражнение на пресс, подтягивания. Круг выполняется 3-8 раз за тренировку. Такая тренировка позволяет за короткое время проработать большое число мышечных групп. Для начинающих даёт хороший атлетический эффект. Увеличивается метаболизм, что позволяет в сочетании с аэробной нагрузкой эффективно бороться с лишним весом. Для спортсмена с опытом регулярных тренировок более полугода такая тренировка бесполезна с точки зрения наращивания мышечной массы или увеличения силы.

    Гипертренировка - продолжительная тренировка одной-двух мышечных групп в течение нескольких часов со множеством трисетов и постепенным снижение веса. Продолжительность тренировки может достигать 4-6 часов, в этом случае делаются перерывы на еду (которая готовится заранее). Такая тренировка позволяет преодолеть "застой" в росте мышц, увеличить их окружность на 1,5 - 2,5 см за один день, но является серьёзным испытанием для сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Обменные процессы не справляются с восстановлением после такой тренировки и иногда спортсмену требуется 1-2 дня пассивного отдыха. Эта тренировка используется опытными спортсменами не чаще одного раза в 2-4 месяца (или раз в тренировочный цикл).

    2.1 Цель тренировки

    Целью силовой тренировки является увеличение силы мышц, формирование фигуры за счет увеличения мышечной массы тела, а также прорисовки отдельных групп мышц. В конечном итоге, цель силовой тренировки определяете вы сами. Например, вы хотите подчеркнуть красивые бедра, чтобы они были похожи не на худые (толстые), бесформенные палки, а на ноги подтянутой фитнес-модели, - кроме как силовым тренингом вам не решить эту проблему.

    Частые силовые упражнения тренируют быстрые белые мышечные волокна, которые используют анаэробную систему энергообразования. При этом организм адаптируется к такому режиму, и приобретает способность к быстрой мобилизации:

    - увеличивается количество быстрых волокон,

    - поскольку основным энергоресурсом является гликоген в мышцах и печени, в результате эффекта суперкомпенсации запасы гликогена увеличиваются;

    - нервная система адаптируется к этому режиму и становится способной на быструю мобилизацию;

    - эндокринная система начинает стимулировать мобилизацию ресурсов в стрессовых ситуациях, перестает стимулировать процессы запасания жира.

    Поскольку основным энергоресурсом является гликоген, то организм стремится к его накоплению, чтобы стать способным на быструю мобилизацию. В результате снижается склонность к набору лишнего веса. Выводы:

    Для достижения основных поставленных целей:

    - укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

    - наращивания мышечной массы и силы мышц,

    - снижения жировых отложений

    2.2 Принципы тренировки

    Для того, чтобы максимально реализовать все цели и задачи, поставленные перед собой, независимо от используемых методик и программ, тренировочный процесс в целом должен подчиняться в первую очередь неким общим принципам. Я лишь перечислю некоторые из них, на мой взгляд, самые основные.

    1) Принцип индивидуальных различий

    При разработке и использовании различных тренировочных программ и методик следует обращать внимание на один немаловажный факт -- каждый из нас имеет массу индивидуальных особенностей, обусловленных в первую очередь анатомическими и физиологическими различиями организма.

    2) Принцип сверхкомпенсации

    Любая физическая нагрузка, независимо от ее характера, интенсивности и объема, воспринимается нашим организмом как стресс. По сути, любая тренировка является внешним раздражителем, стимулирующим запуск механизма адаптации в ответ на наши действия.

    3) Принцип перегрузки

    Сверхкомпенсация, как мы уже выяснили, появляется в ответ на физическую нагрузку, которая должна превосходить привычный для организма уровень. Но для запуска механизма адаптации сама нагрузка должна быть не чрезмерно, а достаточно велика.

    Не существует таких уникальных методик, которые бы абсолютно одинаково работали для всех, но есть основные принципы, подчинив которым свой тренинг, вы можете максимально реализовать потенциал своих физических возможностей.

    2.3 Основные средства и методы обучения

    Методы силовой подготовки делятся на два вида: это присущие собственно силовой и скоростно-силовой подготовки. К методам воспитания собственно силовых способностей относятся метод повторных (экстенсивных) усилий и метод максимальных (интенсивных) усилий. К методам воспитания скоростно-силовых способностей относятся метод динамический усилий и метод сопряженных воздействий.

    Метод повторных усилий заключается в использовании непредельных отягощений с предельным числом повторений.

    Метод максимальных усилий заключается в преодолении отягощений, требующих предельной мобилизации силовых возможностей.

    • Метод динамических усилий заключается в использовании небольших отягощений с установкой на выполнение упражнений с предельно возможной скоростью. силовой тренинг подготовка спорт

    Ударный метод совершенствования взрывной силы и реактивной способности мышц заключается в том, чтобы стимулировать мышцы растягиванием, предшествующим активному усилию.

    Метод сопряженного воздействия заключается в использовании отягощений при выполнении технико-тактических упражнений.

    Средства и методы надо использовать постепенно, чтобы нововведенные упражнения стимулировали развитие, а новые методы соответствовали возрастным возможностям.

    Для тренировок же существует множество методик, которые мы осветили в нашем исследовании, и каждый может выбрать методику для себя, учитывая свои возможности. Кроме того, все вышеперечисленные способы развития силовых способностей можно, а зачастую рекомендуется совмещать, что позволит натренировать организм и сделать его невосприимчивым к нагрузкам и негативным факторам внешней среды.

    Однако, к сожалению, проблема метода развития силы, несмотря на значительные успехи науки и практики, еще далека от своего решения. Чем больше поднимается занавес неизвестности в этой области, тем более необъятные горизонты открываются взгляду исследователя. Поэтому необходима огромная целенаправленная совместная творческая работа ученых и практиков, для того чтобы обобщать, анализировать и правильно понимать выявляющиеся факты, зачастую противоречивые, организовывать новые исследования и создавать методологически строгую систему знаний, составляющих научную основу методики развития силы спортсмена.

    Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Основные закономерности спортивной тренировки. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500

    Основные понятия Спортивная тренировка (составная часть системы подготовки спортсмена) – это специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта. В результате спортивной тренировки (СТ) происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена, определяющие состояние его тренированности (выделяют общую и специальную тренированность) - степень приспособленности организма спортсмена к определенной работе. Подготовленность - весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревнованиях. Включает в себя: - тренированность, - теоретические знания, - психологическую установку на демонстрацию максимального результата, - мобилизационную готовность к спортивной борьбе. Состояние наивысшей готовности, характерное для данного этапа подготовки называют спортивной формой.

    Современные тенденции в СТ 1 направление - остановка прироста объемов тренировочной работы. 2 направление – строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса специфи-ческими требованиями избранного вида спорта. 3 направление – постоянное увеличение соревновательной практики. 4 направление – стремление к строго сбаланси-рованной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов. 5 направление – расширение нетрадиционных средств подготовки (тренажеры, среднегорье, высокогорье, приборы, оборудование и т.п.).

    Динамика параметров тренировочной работы у спортсменов высокого класса в некоторых видах спорта циклического характера

    Адаптация в СТ Стадии срочных адаптационных реакций Активизация деятельности различных компонентов функциональной системы, обеспечивающие выполнение заданной работы. Устойчивое состояние (все параметры стабильны). Нарушение баланса между запросом и его удовлетворением из-за утомления нервных центров, обеспечивающих регуляцию движений.

    Долговременная адаптация Стадии долговременной адаптации Систематическая мобилизация функциональных ресурсов организма спортсмена, в процессе выполнения тренировочных программ, основана на суммировании эффектов многократно повторяющейся срочной адаптации – стимуляция механизмов долговременной адаптации. Структурная и функциональная перестройка в органах и тканях соответствующей функциональной системы. Устойчивая долговременная адаптация, выражающаяся в наличии резерва для обеспечения функционирования нового уровня функциональной системы. Изнашивание отдельных компонентов функциональной системы (при нерациональном построенной СТ).

    Читайте также: