Доклад по теме техногенные катастрофы 21 века

Обновлено: 18.05.2024

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

bzhd.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

Кафедра регионального и муниципального управления

Реферат

Выполнили: студентки 1 курса

ГМУ – 0411

Соловьёва Мария

Шестакова Анна

Проверил: доцент кафедры регионального и

муниципального управления

Шестаков Виктор Алексеевич

Екатеринбург

2014г.

Содержание.

Введение ………………………………………………………………….……3

    1. Основные понятия ………………………………………………………. 5
    2. Крупные техногенные катастрофы, произошедшие в мире в XXI веке..8

    Заключение ……………………………………………………………..…….. 13

    Библиография……………………………………………. .…………………. 14

    Введение.

    Но наибольшую опасность представляют большие трагедии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, также стихийные и экологические бедствия. В итоге вызываемые ими социально–экологические последствия сравнимы с крупномасштабными военными конфликтами. Трагедии и катастрофы не имеют государственных границ, они ведут к смерти людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример Чернобыльская трагедия). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с таковыми объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые утраты окружающей среде либо даже убить на Земле Жизнь.

    Таким образом, перед нами стоит цель: проанализировать техногенные катастрофы XXI века и выявить их последствия.

    Перейдем непосредственно к выполнению, поставленной цели.

    Чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.

    Существует несколько видов ЧС, но мы остановились на ЧС техногенного характера.

    ЧС техногенного характера - это трагедии, пожары, взрывы и т.п. спровоцированные хоз. деятельностью человека. По мере насыщения производства и сферы услуг современной техникой и технологией резко растет число вышеуказанных катастроф.

    Они же в свою очередь подразделяются на следующие типы:

    Это экстремальное событие на транспорте техногенного происхождения либо являющееся следствием случайных наружных действий, повлекшее за собой повреждение транспортных средств, человеческие жертвы и материальный вред.

    - пожары и взрывы;

    Пожары и взрывы – самые распространенные ЧС в современном мире, наносящие большой материальный вред и связанные с смертью людей, также вред окружающей среде, психологический эффект и т.д. По хим природе это разновидности неконтролируемого горения.

    - аварии с выбросом (опасностью выброса) сильнодействующих ядовитых веществ;

    СДЯВ - Это обращающиеся в огромных кол-вах в индустрии и на транспорте токсические хим вещества , способные в случае разрушения ( аварий на объектах ) просто переходить в атмосферу и вызывать массовые поражения людей.

    - трагедии с выбросом (опасностью выброса) радиоактивных веществ (РВ);

    Воздействие радиации приводит к смерти живых организмов. В итоге радиационного инфецирования развивается лучевая заболевание, нарушающая генетику организма. Появление излучения соединено с функционированием компаний, использующих радиоактивные материалы, трагедиями на ядерных установках и деятельностью организаций по преработке и захоронению радиоактивных отходов.

    - аварии с выбросом (опасностью выброса) биологически опасных веществ БОВ;

    Биологически опасные вещества БОВ – именуют вещества, способные вызвать массовые инфекционные болезни людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные бактерии и бактерии возбудители разных особо опасных инфекционных болезней : чумы , холеры, натуральной оспы, сибирской язвы и т.д.

    - внезапное обрушивание построек;

    Этот тип аварий традиционно инициируется каким-то побочным фактором. К примеру, скопление людей, машин, активная деятельность в разгар рабочего дня.

    Значительное число разрушений построек и сооружений происходит из-за несоблюдения установленных правил строительства на посадочных грунтах и дефектов инженерно-геологических изысканий оснований строящихся объектов, также из-за недостающего обоснования прочности построек, конструкций и деталей.

    - авария на электроэнергетических системах.

    1. Аварии на автономных электростанциях с длительным перерывом электроснабжения..
    2. Аварии на электроэнергетических сетях с длительным перерывом электроснабжения потребителей и территорий. Выход из строя транспортных электрических контактных сетей.
    3. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения.

    В основном происходят в городках и больших поселках, где наблюдается огромное скопление людей, промышленных компаний. Кроме материального вреда такие трагедии наносят суровый моральный вред и имеют нехорошие последствия посреди населения.

    Это трагедии на сооружениях либо естественных образованиях, создающих разницу уровней воды до и после него.

    Гидродинамические объекты – плотины, водозаборные станции запруды для разных целей.

    Разрушение либо прорыв объекта происходит или под действием сил природы, или под действием человека.

    Гидродинамическая трагедия – это чрезвычайное событие следствие неуправляемое перемещение огромных масс воды несущих разрушение и затопление широких территорий.

    В XXI веке такие катастрофы имеют место всё чаще. С развитием общества, технологий усиливается вмешательство человека в окружающую среду. Это вмешательство влечет за собой достаточно много последствий, которые влияют на жизнь и здоровье человека.

    Техногенная катастрофа (англ. Industrial disaster) — крупная авария на техногенном объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу.

    Одной из особенностей техногенных катастроф является их случайность (этим они отличаются от терактов). Обычно техногенные противопоставляются природным катастрофам. Однако, подобно природным, техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъему или потере авторитета власти.

    Ежегодно в мире происходят десятки техногенных катастроф разного масштаба. В этом выпуске вы найдете перечень крупнейших катастроф, произошедших с начала века.

    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №1 - BigPicture.ru

    2000 год

    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №2 - BigPicture.ru

    Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.

    2001 год

    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №3 - BigPicture.ru

    Последствия катастрофы были гигантские: погибли 30 человек, общее число раненых — более 3000, были разрушены или повреждены тысячи жилых домов и зданий, в том числе почти 80 школ, 2 университета, 185 детских садов, без крыши над головой остались 40 000 человек, более 130 предприятий фактически прекратили свою деятельность. Общая сумма ущерба — 3 млрд евро.

    2002 год

    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №4 - BigPicture.ru

    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №5 - BigPicture.ru

    2004 год

    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №6 - BigPicture.ru

    Эта авария считается одной из самых дорогостоящих техногенных катастроф в истории — временный ремонт моста стоит 40 млн долларов, а полная реконструкция — 318 млн долларов.

    2007 год

    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №7 - BigPicture.ru

    2009 год

    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №8 - BigPicture.ru

    Из-за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов, в том числе ограничена подача электричества в Томске, отключения коснулись нескольких сибирских алюминиевых заводов. В результате катастрофы погибли 75 человек, еще 13 было ранено.

    Ущерб от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС превысил 7,3 миллиарда рублей, включая ущерб, причиненный экологии.

    2010 год

    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №9 - BigPicture.ru
    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №10 - BigPicture.ru
    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №11 - BigPicture.ru

    22 апреля 2010

    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №12 - BigPicture.ru
    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №13 - BigPicture.ru

    2011 год

    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №14 - BigPicture.ru

    Фотография: Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века №15 - BigPicture.ru

    11 июля 2011

    11 июля 2011 года на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре произошел взрыв, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса, разрушив крупнейшую электростанцию острова.

    ЧС — обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

    Содержание работы

    1. Чрезвычайная ситуация
    1.1. Основные причины ЧС
    1.1.1. Внутренние причины
    1.1.2. Внешние причины
    1.2. Классификации ЧС
    1.3. Стадии развития чрезвычайных ситуаций
    2. Катастрофы
    2.1. Классификации катастроф
    2.2. Причины возникновения
    3. Техногенные катастрофы
    3.1. Виды техногенных катастроф
    3.2. Предупреждение технических катастроф
    4. Техногенные катастрофы XXI века
    5. Список литературы

    Файлы: 1 файл

    Реферат ОБЖ.docx

    Очистка моря и берегов от мазута стоила 12 млрд долларов, полный ущерб, нанесенный экосистеме, оценить невозможно.

    26 августа 2004 года недалеко от Кельна на западе Германии с моста Wiehltal высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший 32 000 литров топлива. После падения бензовоз взорвался. Виновником аварии была спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, что и вызвало занос бензовоза.

    Эта авария считается одной из самых дорогостоящих техногенных катастроф в истории — временный ремонт моста стоит 40 млн долларов, а полная реконструкция — 318 млн долларов.

    17 августа 2009 года произошла техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной на реке Енисей. Это случилось во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены 3-й и 4-й водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. 9 из 10 гидротурбин полностью вышли из строя, ГЭС была остановлена.

    Из-за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов, в том числе ограничена подача электричества в Томске, отключения коснулись нескольких сибирских алюминиевых заводов. В результате катастрофы погибли 75 человек, еще 13 было ранено.

    Ущерб от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС превысил 7,3 миллиарда рублей, включая ущерб, причиненный экологии. На днях в Хакасии стартовал процесс по делу о техногенной катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году.

    4 октября 2010 на западе Венгрии произошла крупная экологическая катастрофа. На крупном заводе по производству алюминия взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами — так называемым красным шламом. Около 1,1 миллиона кубометров едкого вещества затопили 3-метровым потоком города Колонтар и Дечевер в 160 километрах к западу от Будапешта.

    Красный шлам — это осадок, который образуется при производстве оксида алюминия. При попадании на кожу он воздействует на нее как щелочь. В результате катастрофы 10 человек погибли, около 150 получили различные травмы и ожоги.

    22 апреля 2010 в Мексиканском заливе у побережья американского штата Луизиана после взрыва, унесшего жизни 11 человек, и 36-часового пожара, затонула управляемая буровая платформа Deepwater Horizon.

    Остановить утечку нефти удалось лишь 4 августа 2010 года. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 млн баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании, а на момент техногенной катастрофы платформой управляла компания Вritish Petroleum.

    11 июля 2011 года на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре произошел взрыв, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса, разрушив крупнейшую электростанцию острова.

    18 апреля 2013 в американском городе Вест в штате Техас на заводе удобрений произошел мощный взрыв. Почти 100 зданий в округе были разрушены, от 5 до 15 человек погибли, около 160 человек получили ранения, а сам городок стал похож на зону военных действий.

    Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



    Причины техногенных катастроф:

    Авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории, угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

    В частности, к авариям на опасном производственном объекте относятся разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей.

    Основной причиной всех техногенных катастроф является человеческий фактор:

    -Плохая обученность человека.

    -Невнимательное отношение человека к работе.

    -Низкая трудовая дисциплина или её отсутствие.
    Самые знаменитые катастрофы.

    Двадцатый век. Век машин и высоких технологий. Век невероятного технического прогресса. Век прорыва в развитии человечества. Век великих открытий и изобретений, изменивших нас. За последние сто лет мы прошли больше, чем наши предки за несколько веков. Мы достигли того, о чем древние даже и не мечтали. В двадцатом веке человек поднялся в воздух, шагнул в космос, подчинил себе энергию атома. Но век торжества человеческого гения принес и новый вид бедствий – техногенные катастрофы, которые унесли тысячи жизней. Это тот случай, когда плоды технического прогресса обращались против своего создателя – человека, который слишком самоуверенно и легкомысленно относился к своим творениям. Перечислить все эти случаи за один раз невозможно - их сотни. Поэтому здесь приведены лишь некоторые, самые известные и масштабные примеры техногенных катастроф, ставшие историей.
    Кораблекрушения - самый "старый" вид техногенных катастроф. Суда тонули на протяжении веков и сейчас счет погибших кораблей идет на миллионы! Однако никогда кораблекрушения не принимали таких ужасающих размеров как в XX веке. Еще бы, ведь это время двух мировых войн и таких плавучих монстров как "Титаник". Но об этом корабле здесь упоминаться не будет. Про него и так говорят слшком много, забывая, что были и другие суда, гибель которых не менее трагична.

    1 мая 1915 года из Нью-Йорка в Ливерпуль отправился роскошный британский суперлайнер “Лузитания” с 1959 пассажирами и членами экипажа на борту. “Лузитания”, гордость судостроительной компании “Кьюнард Лайн”, в 1907 заслужила титул самого быстрого парохода в мире. (Создатели “Титаника”, понимая, что их корабль не сможет соперничать с “Лузитанией” в скорости, решили поразить весь мир размерами и роскошью своего детища). Развивая скорость до 50 километров в час, лайнер пересек Атлантический океан за 4 дня и 19 часов. А в 1909 году корабль побил собственный рекорд, переплыв Атлантику за 4 с половиной дня.

    Когда началась первая мировая война, “Лузитания”, несмотря на угрозу со стороны Германии, продолжала совершать свои трансатлантические рейсы. Она перевозила граждан нейтральных государств и была безоружна, что относило ее к мирным судам. Но главный расчет был на то, что в случае опасности, лайнер, развив, максимальную скорость, просто уйдет от любого немецкого военного судна. Однако капитан не учел возможности появления подводных лодок. 7 мая “Лузитания” была торпедирована немецкой субмариной.

    Несмотря на то, что на корабле были задраены все водонепроницаемые переборки, судно перевернулось и затонуло через 20 минут после взрыва. Вместе с ним погибло 1198 пассажиров и членов экипажа. Жертв могло быть меньше, если бы не паника пассажиров и растерянность экипажа. Все случилось слишком быстро. Из-за неразберихи из 48 шлюпок на воду удалось спустить только 6. А больше половины из спасательных жилетов ушли на дно вместе с кораблем.
    ***
    6 декабря 1917 года – черная дата в истории канадского портового города Галифакс. В то ясное утро в гавань входил французский военный транспорт “Монблан”, направлявшийся из Нью-Йорка в Бордо.И так случилось, что во время входа в порт, “Монблан” столкнулся с норвежским грузовым пароходом “Имо”, который как раз покидал Галифакс и направлялся в море. Капитаны двух судов просто ошиблись с маневрами. Возможно, что на этом бы все и кончилось, если бы не груз “Монблана”.

    Дело в том, что в трюмах французского транспорта тайно находилось … 3000 тонн взрывчатых веществ, предназначенных французам для войны с Германией! В результате столкновения на “Монблане” вспыхнул сильный пожар. После неудачных попыток потушить огонь, команда начала спешно эвакуироваться с корабля, пока тот не взорвался. Брошенное судно приливным течением начало сносить прямо к причалу. А на набережных города уже собирались толпы людей, пришедших поглазеть на пожар. Зеваки даже не подозревали, что находится в чреве корабля. Об адском грузе знала только команда судна и несколько портовых начальников, которые не успели предупредить находящихся на берегу людей. Поэтому никто не придал значения тому, что матросы “Монблана” удирали с него так, будто за ними гнались черти.

    В порту решили с помощью буксира вытащить горящее судно в море, чтобы оно не подожгло другие корабли. Но на это не хватило всего несколько минут. В 9 часов утра раздался взрыв, которого мир не знал до появления атомной бомбы. Взрыв даже обнажил дно залива – вода под кораблем словно расступилась! Пароход был уничтожен полностью. Его детали потом находили за несколько километров от места взрыва. Так, один обломок весом в полтонны оказался в трех с половиной километрах от гавани. А 100-килограмовый кусок корпуса улетел аж за 22 километра!

    Возможно это единственная фотография взрыва в порту Галифакса 6 декабря 1917 года. Снимок сделан с расстояния в 20 км.

    Почти все портовые и береговые сооружения в радиусе пятисот метров были буквально сдуты ударной волной. Десятки стоящих в порту судов утонули, либо были выброшены на берег и сильно повреждены. Полуразрушенный город засыпало тоннами обломков. Повсюду бушевали пожары. В тот день погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены. В довершение несчастий, на следующий день ударили морозы, началась снежная буря, а еще через день на погибший город налетел шторм. Словно Божья кара обрушилась на Галифакс! К несчастью, подобная техногенная катастрофа в ХХ веке в точности повторилась еще несколько раз. Причина все та же – халатное отношение человека к своему смертоносному изобретению – динамиту и его составляющим.

    В тот день самолет совершал очередной прогулочно-демонстрационный полет. На его борту находились 11 членов экипажа и 36 пассажиров - сотрудники одного московского авиационного института с семьями. Этот полет стал для них последним. Через несколько минут после взлета в “Максима Горького” врезался истребитель сопровождения, который ошибся в выполнении сложного маневра – пилоту, специально для прессы и Сталина, приказали выполнить “мертвую петлю” вокруг гигантского самолета. Стремление к показухе стоило жизни 47 человек.
    ***
    К сожалению, не один “Максим Горький” пал жертвой “гигантомании”, которой отличался 20 век. 6 мая 1937 года произошла катастрофа немецкого супердирижабля “Гинденбург”. Справедливости ради стоит заметить, что в первые десятилетия 20-го века дирижабли гибли часто, однако первым всегда вспоминают именно “Гинденбург”. Но и до трагедии с “Титаником” затонуло немало кораблей. Так почему же к гибели британского лайнера было приковано столько внимания, а остальные случаи отошли на второй план? Просто “Титаник” был самым большим и роскошным судном, когда-либо построенным руками человека. “Гинденбург” тоже был своеобразным летающим “Титаником”, он также считался самым роскошным и, главное, надежным воздушным судном. (Увы, от слепой веры в надежность машин человек, похоже, так и не избавился).

    Местом посадки был Лейхерст, пригород Нью-Йорка. Однако, во время посадки, на дирижабле вспыхнул пожар. Так как “Гинденбург” летал на взрывоопасном водороде (более безопасный гелий в то время делали только американцы, которые не хотели продавать его немцам - своим потенциальным противникам), пламя менее чем за минуту полностью уничтожило "гордость и величие Германии”. Трагедия унесла жизнь 35-и человек. С этой катастрофы начался стремительный закат эры пассажирских дирижаблей. И колоссов вроде “Гинденбурга” больше не создавалось
    ***
    Вышеупомянутая “Лузитания” была не единственным пассажирским судном, которое погибло от действий подводных лодок. Так, 12 сентября 1942 года в Южной Атлантике немецкая субмарина отправила на дно британское транспортное судно “Лакония”, на котором было 2789 пассажиров: офицеры, служащие с детьми и женами, а также несколько сот пленных. В живых остались 1111 человек. Однако в многовековой истории мировых кораблекрушений абсолютный “рекорд” по числу погибших принадлежит немецкому теплоходу “Вильгельм Густлов”.

    Из-за взрыва контейнера с отходами в воздухе оказались около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Огромное радиационное облако подхватило ветром и разнесло на площади 1000 квадратных километров, покрыв Свердловскую и Тюменскую области. Были заражены десятки тысяч гектаров сельскохозяйственных земель, из-за аварии пришлось эвакуировать население многих окрестных сел. Жертвами этой аварии стали около 160 тысяч человек, получившие большую дозу облучения. Однако, о том, какое пагубное влияние радиация оказывает на организм, в то время знали мало. И долгое время смерть от лучевой болезни была для врачей загадкой.
    ***
    27 марта 1977 года на Канарских островах разразилась самая большая авиакатастрофа века. В тот день аэропорт маленького городка Санта-Крус, что на острове Тенерифе, был переполнен самолетами разных авиакомпаний. Из-за теракта в соседнем Лас-Пальмасе тамошний аэропорт из соображений безопасности закрыли. И вся нагрузка по приему и отправке международных авиарейсов легла на неподготовленных для такого наплыва диспетчеров Санта-Круса. К всеобщей неразберихе в работе добавилась еще и непогода – дождь с густым туманом. Так что самолеты садились и взлетали чуть ли не вслепую.

    Подобное стечение обстоятельств и привело к трагедии. В какой-то момент на одной взлетной полосе одновременно оказались два “Боинга-747”. Один из них принадлежал голландским авиалиниям, второй – американской компании “Пан Американ”. Экипажи двух машин не увидели друг друга из-за тумана. В итоге голландский “Боинг” начал разгоняться для взлета, в то время как прямо на него по взлетной полосе медленно двигался американский аэробус. “Американец” просто заблудился в тумане и пилоты тщетно пытались понять, в каком месте полосы они находятся и как с нее съехать.

    Пилоты лайнеров увидели друг друга всего за несколько секунд до столкновения. Голландский “Боинг”, идя на скорости более 200 километров в час, не успел набрать высоту и всей своей массой врезался в “американца”. Из пассажиров и экипажа голландского самолета не выжил никто, из американского чудом спаслись несколько человек. Остальные 582 пассажира и члена экипажа сгорели заживо в адском пламени взрыва.
    ***
    В прошлом столетии человечество начало активно осваивать космос. Однако, дерзкие шаги первопроходцев во Вселенную нередко оплачивались человеческими жизнями. 28 января 1986 года произошла крупнейшая катастрофа в недолгой истории космонавтики. В тот день с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) стартовал космический корабль "Челленджер" с семью астронавтами на борту. К этому заурядному, в общем, событию было привлечено особое внимание.

    Во-первых, НАСА разрешило телевизионщикам транслировать этот старт прямо с космодрома. Во-вторых, кроме тысяч зрителей, на мысе Канаверал присутствовал и президент Рональд Рейган с супругой. В-третьих, в составе экипажа "Челленджера" были две женщины. Одна из них, учительница Криста Мак-Олифф, должна была впервые в истории человечества вести урок географии, находясь на околоземной орбите. Но этому не суждено было случиться.

    26 апреля 1986 года произошла печально известная катастрофа на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Из-за нарушений персоналом станции режимов работы (вот он, "человеческий фактор"), произошел взрыв реактора с выбросом более ста тонн горящего урана. На тушение и ликвидацию последствий взрыва были мобилизована авиация и военные. Развороченный реактор и пылающий уран, буквально светящиеся от излучения, тушили сотни людей, на которых не было специальной защитной одежды. Тогда они еще не знали, что уже обречены. Многие умерли в течение нескольких дней.

    Те, кто выжил в том аду, долгие годы страдали от последствий облучения и врачи были бессильны чем-то помочь. Уровень радиации был таким, что у роботов, тушивших пожар, отказывали микросхемы! И все же пожар подавили, реактор начали замуровывать, чтобы отрезать его от внешнего мира. Параллельно шла дезактивация местности и спешный вывоз населения с территории примерно в 200000 квадратных километров. Однако, чудовищные масштабы катастрофы стали проявляться позже. Радиоактивное облако прошло не только по территории СССР, но и над всей Европой, заразив землю, животных и растения. С годами начало расти число онкологических заболеваний. В первые годы умерли тысячи ликвидаторов аварии и местных жителей. До сих пор многие районы Украины и России объявлены зоной заражения. Расплата за ошибки растянулась на десятилетия.
    ***
    ХХ столетие “отметилось” еще и многочисленными катастрофами с грузопассажирскими паромами. Пожалуй, самая масштабная из них, которую можно назвать “катастрофой века”, произошла с филиппинским паромом “Дона Пас”. На ее фоне случившееся с "Титаником" - мелкий инцидент. 20 декабря 1987 года это судно выполняло обычный рейс между Манилой и многочисленными филиппинскими островами. Близилось рождество, и паром был переполнен желающими попасть в столицу. Такой наплыв пассажиров объясняется еще и дешевизной местных морских перевозок.

    2. Медицина катастроф. Учеб. пособие./ Под ред. проф. В. М. Рябочкина, проф. Г. И. Назаренко. — М., 1996. — 264с.

    Читайте также: