Доклад по теме развитие орфографической зоркости младших школьников

Обновлено: 20.05.2024

В статье рассматриваются вопросы повышения орфографической зоркости у учащихся начальных классов.

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Автор: учитель начальных классов Полухина Ольга Владимировна

В соответствии с ФГОС второго поколения, орфографической грамотности в обучении русскому языку отводится главная роль. Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Основной единицей орфографии является орфограмма. Известно что, основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой. Это умение замечать орфограммы мы и называем орфографической зоркостью. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: ученик просто не видит орфограмм в процессе письма.

Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости:

  • низкий уровень развития произвольности внимания;
  • несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
  • низкий уровень объёма и распределения внимания;
  • низкий уровень развития кратковременной памяти.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

По мнению М. С. Соловейчик, формирование орфографической зоркости младших школьников проходит в 3 этапа.

Первый этап - соотношение звучащих единиц речи и графических единиц письма, то есть соотношение звуков и букв. Данное направление реализуется в процессе обучения грамоте, когда дети выделяют из слова звук, артикулируют его, учатся произносить в различных позициях. Особое внимание на этом этапе следует отвести работе с ударением.

Второй этап - запоминание графического состава слова, его зрительного образа. Запоминание — важнейший элемент усвоения орфографии — происходит также на основе звуко-буквенного анализа. Этот этап работы формирует у учащихся представление о том, что звуки в русском языке могут находиться в сильной и слабой позиции, учит различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой — в слабой.

Третий этап - обучение решению грамматико-орфографических задач. Этот этап предполагает обучение выполнению младшими школьниками действий на основе применения правил и способов проверки. Обоснованный выбор правильного написания есть решение грамматико-орфографической задачи.

Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах. Однако учитель нередко пропускает целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились бы осознавать наличие орфограммы в слове. Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:

  1. Несовпадение буквы и звука.
  2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие "опасные" звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

-гласные - а, о, и, е;

пары звонких и глухих согласных;

сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з,

повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;

мягкие согласные (особенно "л" мягкое) также относятся к числу "опасных";

"опасными позициями" в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.

  1. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса. Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.

Ниже приведены примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:

  1. Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма, я использую различные приемы обучения. Работу начинаю со звукового анализа слов, которую провожу в следующей последовательности:
  • Скажи слово и послушай себя.
  • Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
  • Выдели голосом первый звук, протяни его, назови его и охарактеризуй.
  • Обозначь выделенный звук условным значком.
  • Протяни, выделив голосом второй звук, назови его, охарактеризуй, обозначь условным значком и тд.
  • Проверь, получилось ли слово, прочитай его по звуковой схеме.
  • Назови сколько в слове звуков, сколько в слове букв.
  1. Использование на уроках игровых приёмов:

Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

Педагог вешает на полочку доски карточки, на которых нарисованы аист, шарф, лиса. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. Далее предлагает карточку со схемами расположения звука в слове. Если звук, который назовет педагог, дети услышат в начале слова, то фишку ставят в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку ставят во вторую клеточку. Если звук — в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

Ученики должны показать красную карточку, как только найдут ''опасное место'' в слове.

  1. Орфографическое чтение (автор системы П.С. Тоцкий)

Обучение проводится путём чёткого проговаривания слов, предложений, текстов. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память – особый вид моторной памяти. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Дети легко усваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отмечают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим.

Зрительные диктанты - это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает развить память, тренировать внимание, усвоить элементарные правила грамматики, быстрее научиться читать.

План проведения занятий по методике состоит в следующем:

На доске или экране монитора показываем 6 предложений набора.

Набор № 1

  • Тает снег.
  • Идёт дождь.
  • Небо хмурое.
  • Коля заболел.
  • Запели птицы.
  • Поле опустело.
  • Закрываем доску или выключаем экран, а затем открываем первое предложение.
  • Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.
  • Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение.
  • Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили.
  1. Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

  1. Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Давайте рассмотрим этот вариант на примере комментирования предложения с места: У тети Яны жила собака Трезор. Начало предложения пишу с заглавной буквы. У- предлог, пишу отдельно. Доказываю: у (нашей)тети. Яны- пишу с заглавной буквы- имя собственное. Жила- в корне безударная гласная и сочетание жи - ши. Собака - в корне непроверяемая безударная гласная о- это словарное слово, нужно запомнить. Трезор- пишу с заглавной буквы, так как это имя собственное. Сочетание чк пишу без ь. В конце предложения ставлю точку.

  1. Письмо с проговариванием (в основе этого письма проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

С помощью этого приема дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

Предлагаемы прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В.Репкина и П.С.Жедек. Они предлагают алгоритм списывания:

С помощью данного приема дети оформляют свои работы в тетрадях: как только появляется правило (жи-ши, ча – ща и тп.) – начинает работать секретный кружок.

Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ обучающихся.

При ознакомлении с правописанием изучаемого слова мною соблюдается следующая последовательность:

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка – одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма.
Как научить ребенка грамотно писать? Почему часто обнаруживается несоответствие между хорошим знанием детьми орфографических правил и безграмотностью их творческих работ? Каковы способы усвоения орфографии в начальной школе? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Такие вопросы встают перед каждым учителем, стремящимся добиться орфографической грамотности своих учеников. Сил и времени на формирование у школьников орфографических навыков тратится много, но результат не всегда удовлетворителен.

Цель данной статьи обрисовать базовые причины недостаточной грамотности учащихся, определить пути успешного обучения правописанию.
В формировании орфографического навыка М.Р.Львов выделяет две ступени, которые должен пройти школьник:

  • постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
  • решение ее (выбор письменного знака в соответствии с правилом) [4].

По традиционной методике работа учителя ведется стереотипно: дети сначала учат правило, затем выполняют различные упражнения, позволяющие закрепить данное правило.

В результате ребенок с успехом выполняет определенное задание – скажем, вставить пропущенную букву и объяснить ее написание. Ученик правильно определяет тип орфограммы, затем, как правило, умело подбирает проверочные слова, но когда дело доходит до диктантов и творческих работ, делает ошибки, нередко – очень много.

Одно из объяснений в том, что за ученика сделали самое главное – выделили орфограмму. То есть, в формировании орфографического навыка был пропущен начальный этап: развитие способностей детей к самостоятельному обнаружению в словах мест, которые нужно писать по правилам.

По утверждению М. Р. Львова, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45 % орфограмм в тексте и лишь в отдельных случаях там, где учитель системно работает над формированием орфографической зоркости – 70 – 90 % [4].

Иными словами, нужно научить школьника безошибочно определять место орфограммы. В потребности узнать, что писать, и состоит орфографическая зоркость.

Работы М. Р. Львова, П. С. Жедек, Н. М. Бетеньковой убеждают в том, что можно научить находить подавляющее число орфограмм еще в первом классе, в момент обостренного внимания к слову, когда оно впервые пишется и читается учеником.

Выскажем несколько конкретизированных соображений. Самую значительную часть орфограмм русского языка составляют безударные гласные в различных частях слова и согласные парные по глухости – звонкости, на конце слова и перед другими согласными.

Знакомство первоклассников с признаками орфограммы для гласных начинается в период обучения грамоте, когда дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение и производить звуковой анализ слова.
Ученики знакомятся с такими словами, написание которых определяется произношением, то есть в слове нельзя допустить ошибки, значит, в нем нет орфограмм.

Например: Ната, ноты, окуни.

На этом же этапе дети учатся оценивать каждый звук в слове: какой звук находится под ударением (в сильной позиции) и звучит отчетливо и ясно, а какой без ударения (в слабой позиции) и слышится неясно.

Достаточно долго работая над приемами развития орфографической зоркости, для становления соответствующего умения считаю целесообразным проводить следующие игры или упражнения.

4. Фонетический разбор (ведется на протяжении всех четырех лет обучения). Кратко его принцип можно представить на примере слова Земля. Произношу [з' и м л' а] . В слове два слога [ з' и м ] – [л' а]. Второй слог ударный.

[ з' ] – согласный, мягкий, звонкий, пишу з;
[ и ] – гласный, безударный, проверяю [ з' э м л' и ], после мягкого согласного пишу е;
[ м ] – согласный, твердый, звонкий, пишу м;
[ л' ] – согласный, мягкий, звонкий, пишу л;
[ а ] – гласный, ударный, после мягкого согласного пишу букву я.
__________________________________________________________________________
5 звуков, 5 букв.

5. Разбор слова по составу – это один из главных этапов обучения орфографии.

Например, записывается слово пробегает.

– Пробегает. Ход рассуждений ученика: ударение падает на предпоследний слог. Пишу приставку про - , потому что приставки пра- – нет. В корне безударная гласная е , потому что бег . Окончания не знаю, делаю пропуск (учитель это место четко продиктовывает).

7. Списывание. Особо следует выделить вопрос о списывании, поскольку оно является важнейшим видом орфографических упражнений, включающим в себя операцию предварительного выделения в списываемом тексте подавляющего числа орфограмм.

Часто приходится сталкиваться с тем, что побуквенное копирование текста ребенком не только не избавляет его от ошибок, но и приводит к ним. Это происходит потому, что ученик при таком списывании не понимает, что пишет, а значит, и не фиксирует в памяти правильное написание слов, не видит орфограмм, не может объяснить выбор букв для их обозначения.

В своей работе по формированию навыков безошибочного письма я начала использовать алгоритм списывания, разработанный Г.В.Репкиной. Он записан в памятку, которая есть у каждого ребенка.

Предлагаю текст памятки и методический комментарий к нему в скобках после каждого пункта.

Операции, выполняемые при списывании:

2) Повтори предложение, не заглядывая в текст, чтобы проверить, запомнилось ли оно. (Повторяя предложение, не глядя в него, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно).

3) Выдели орфограммы в списываемом тексте. (Списывание обязательно должно включать в себя определение ударного слога. С этого начинается выделение орфограмм в слове. Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью обучения списыванию необходимо составить таблицу букв, которые нельзя писать на слух. Если текст написан не на доске, орфограммы подчеркиваются карандашом в книге, с которой ребенок списывает).

4) Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать).

5) Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать. (Повторное проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ слова).

6) Пишу, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза. (Важно, чтобы во время письма под собственную диктовку ученик не смотрел в текст, а опирался на свою речедвигательную память).

7) Проверь написанное:

  1. Читай, что написал, отмечая дужками слоги;
  2. Подчеркни орфограммы в написанном;
  3. Сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

8) Орфографическое проговаривание – при переходе к написанию слов (в том числе к списыванию), не соответствующих произношению, возникают две трудности: найти слова, содержащие орфограмму, и объяснить написание таких слов.

У ряда учащихся эти затруднения устойчивы, многие из них долго нуждаются в отработке умений последовательно рассуждать. Поэтому для таких учащихся проговаривание слов оказывается основным приемом обучения правописанию.

П.С.Тоцкий предлагает для орфографического произношения словосочетания, максимально насыщенные орфограммами [6]. Каждое слово произносится отдельно, но слитно. Если слова разбиваются, то они распадаются и плохо остаются в памяти.

И здесь в трудных словах орфограммы выделяются зеленой точкой, чтобы обратить на них особое внимание при произношении. Например, в слове сидит пишем и, потому что проверочное слово сидя.

Как известно, есть орфограммы, которые не подчиняются произношению:

  1. ча, ща, чу, щу, жи, ши;
  2. мягкий знак после шипящих;
  3. правописание глаголов 2л., ед. ч. (моешь, моешься, отрежь);
  4. заглавная буква в именах собственных;
  5. дефис в правописании наречий (кто-то, где-нибудь, что-либо);
  6. правописание наречий (вдруг, вместе, вмиг);
  7. жернов.

При их произношении вспоминаем и используем правила. Остальные слова произношению подчиняются. Среди них есть и действительно трудные, которые требуют много времени на изучение правил и их применение. А если вслушаться в четкое произношение этих слов, произнести их 3–4 раза, то сомнения в правильности их написания после прочтения могут исчезнуть. Дети больше начинают доверять проговариванию, чем правилу.
Орфографическое чтение помогает грамотному письму уже в первом классе, когда многие грамматические правила еще не изучаются. Ни одно слово не пишется моими учениками без предварительного проговаривания (Результаты поразительны: скажем, ребенок с отсутствием фонематического слуха в словарных диктантах из 12 слов делал только в одном ошибку).

Вместе с приемом орфографического проговаривания большой эффект дает использование приема комментирования.

После развернутого высказывания при разборе слова обязательно проговаривание данного слова и лишь затем его запись. Порядок рассуждения записан в памятке, которая есть у каждого ученика. Этот вид письма развивает внимание к слову и его значению, речь, фонетический слух, мышление ребенка.

10) Орфографические пятиминутки. Развитие орфографической зоркости может проходить легко и эффективно, если использовать и такое средство, как рифмованные упражнения, загадки, например, они учат видеть трудные случаи правописания в текстах:

Шубка, шапка и мороз,
Мальчик Коля, кот Борбос,
Анна, лестница, весна,
Класс, машина, тишина.
Много разных орфограмм
Отыскать придется вам.

На базе рифмовки можно проводить зрительные, зрительно-слуховые диктанты по памяти, комментированное письмо, проверочные работы. Используя рифмовки, мы, действительно, развиваем слуховые и зрительные восприятия [1].

Результаты исследований ученых красноярского педагогического института показали, что большинство орфографических ошибок, согласно принципу линейности речи, приходится на последнее слово в предложении и на сказуемые. С позиции теории оперативной речевой памяти конечное слово высказывания является самым далеким, а значит, самым трудным.

В связи с этим предлагается два пути повышения грамотности учащихся: развивать оперативную память и совершенствовать методику самопроверки письменных работ.

Перед началом письменных работ, в процессе и по окончании выполнения, следует давать учащимся установку на то, чтобы они проверяли в первую очередь последние слова предложения и сказуемые, а потом остальные.

В результате наступает такой период, когда дети начинают строже контролировать сказуемые и последние слова предложения до их написания и поэтому меньше допускают ошибок.

Как показывает опыт, все перечисленные приемы развития орфографической зоркости дают хорошие результаты, если ведутся целенаправленно и систематически. Только в результате постоянных тренировок умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Доклад

Воспитание компетентного человека – главная задача образовательного процесса в современной школе. Это означает, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, иметь высокий уровень интеллектуаль- ного развития, владеть языковой культурой. Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры человека.

Актуальность избранной темы определяется рядом факторов: во-первых тем, что грамотность учащихся последнее время вызывает тревогу у педагогов и родителей; во-вторых, перед учителем стоит задача найти пути решения данной проблемы; в-третьих, особенно остро этот вопрос звучит в начальной школе, где закладываются основы правописания.

Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать грамотно? Каковы способы усвоения орфограмм в начальных классах? Как организовать работу по повышению орфографической грамотности интересно и увлекательно? Почему зная правило, ученик пишет безграмотно? Это волнующие вопросы не только для меня, но и для всех учителей начальных классов.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение этой задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы выступает этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка. Применение правила на практике на основе алгоритма – второй этап, а различные виды упражнений, закрепляющих правило, - третий. Я считаю, что одна из главных целей на начальном этапе обучения – научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы в слове и решать орфографические задачи.

Задачи реферата:

- рассмотреть пути развития орфографической зоркости младших школьников;

- показать приёмы формирования орфографических навыков;

- осветить роль занимательности и развитие познавательного интереса в процессе обучения орфографии.

По своей структуре реферат состоит из введения, в котором раскрыта актуальность данной темы, рассмотрены цели и задачи работы; двух глав и заключения.

В первой главе раскрывается понятие орфографической зоркости, основные условия её успешного формирования, рассматриваются виды упражнений по выработке грамотности учащихся.

Во второй главе рассматриваются приёмы формирования орфографического навыка и предлагаются занимательные упражнения для повышения интереса к орфографии.

В заключении подводится итог всей работы и общий вывод по данной теме.

По данной проблеме существует много литературы.

[9], в которой представлен познавательный материал по обучению грамоте, дидактические игры, которые помогут сделать русского языка интересным и занимательным.

Глава І. Развитие орфографической зоркости младших школьников

1.1. Понятие орфографической зоркости

Орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Учитель должен систематически и целенаправленно работать на каждом уроке над формированием орфографической зоркости. При систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка. Это обеспечивает успешное выполнение первого действия орфографической задачи: обнаружение орфограммы.

Когда начинать формирование орфографической зоркости? Это возможно уже в период обучения грамоте. Необходимо показывать школьника неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдения вести от звука к букве.

Проводить работу по развитию орфографической зоркости нужно на каждом уроке русского языка. Для этого нужно спланировать работу заранее с учётом изучаемых и изученных орфограмм, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса.

Фрагмент планирования материала

а) Орфографический диктант

Корова Бурёнка, щенок Барбос, собака Тузик, жеребёнок Орлик

б) Фонетический разбор

а) Орфографический диктант

Крольчата, встреча, ищут, Василий Чаплин

На дворе и за двором белый снег лежит ковром.

а) Орфографический диктант

Зайчата, угощают, качаются, молчу, ульи, гостья, вьюга, город Уфа

Толик Рожков и Петр Рябчиков – большие друзья

1.2. Основные условия успешного формирования орфографической зоркости

Каковы основные условия успешного формирования орфографической зоркости?

· Развитое умение слышать звучащее слово, то есть степень развития фонематического слуха.

· Знание опознавательных признаков орфограмм.

· Систематическая целенаправленная тренировка в нахождении орфограмм.

Развитию фонематического слуха способствуют:

· развитие дикции, упражнения по артикуляции звуков, выразительное чтение:

· упражнения в орфографическом проговаривании слов;

· упражнения в словообразовании и словоизменении;

· фонетический и морфологический разбор;

· фонетические упражнения занимательного характера.

Правильному артикулированию звуков, развитию дикции способствуют проведение фонетических зарядок, на которых учитель использует чистоговорки, скороговорки.

Коси коса, пока роса.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

Проворонила ворона воронёнка.

Ра – ра – ра, на улице жара.

Та – та – та, открываем ворота.

Ор – ор –ор, у нас есть помидор.

Для развития фонематического слуха надо выбирать упражнения разнообразные и интересные. Например.

1. Сначала произнеси слово так, как говорим, затем, как пишем: окно, моряк, грибы.

2. Измени слово так, чтобы получилось новое слово (роза – гроза): дар, стол, клад, шар.

3. В словах замените первый или последний звук, чтобы получилось новое слово: нос, ток, воз.

Перед тобой слово в звуковой одежде. Выбери для него буквенный костюм.

Назови слово [р’ и ф м а] , [ к' и т], [ к а н’ и к у л ы].

- безударность на корневом гласном;

- гласные а, о, и, е как наиболее опасные;

- место в слове: гласный находится в корне слова.

Умения, которые надо выработать у учащихся для проверки этой орфограммы: быстро и безошибочно определять место ударения в слове, находить в слове корень, подбирать родственные слова, выбирать из их числа проверочные. Для непроверяемых случаев – умение пользоваться словарём.

Важным условием успешного формирования орфографической зоркости является развитие и тренировка памяти.

1.3. Виды упражнений по выработке орфографической зоркости

Как говорилось ранее работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико – синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. В этот период можно использовать такие упражнения:

- ежедневный звуковой анализ;

- способ протяжного интонирования звука в целом слове:

с - с- с- ыр, сы-ы-ы-р;

- приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) клад – лад, спорт – порт;

- подбор слов к звуковым моделям;

1. Прослушать слово, например, вода, записать столько черточек, сколько звуков в слове.

2. Обвести кружочком звуки, которые нельзя обозначить на слух.

3. Записать слово с пропусками.

Прекрасным приёмом развития орфографической зоркости является специально организованное списывание. Работа проводится в классе коллективно с усвоением алгоритма:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Пиши, диктуя себе орфографически.

5. Проверь написанное: читай, подчёркивая орфограммы и сверяя с текстом.

Значительное место среди орфографических упражнений занимают диктанты.

Во время диктанта школьник может пропустить букву, в которой сомневается. Затем задать вопрос учителю.

Ученик сначала лает устное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает слово.

Этот вид диктанта строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.

Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, написание которых можно проверить.

Все эти диктанты должны быть небольшими по объёму.

Интересным видом работы является работа с книгой для чтения. Учащиеся открывают книгу на определённой странице, находят слова на заданную орфограмму, записывают их, на работу отводится 3 минуты. Затем проводится проверка. Через месяц при постоянной тренировке школьники находят 12 слов. Детям очень нравится этот вид работы.

Глава ІІ. Приёмы формирования орфографических навыков.

2 .1. Орфографический словарь

Работу над орфографическим словарём можно начинать вести с І класса во втором полугодии. При изучении алфавита ученики знакомятся со списком словарных слов в учебнике. Можно предложить такие задания:

1. Выпиши из словарика слова, обозначающие учебные вещи, поставь в них ударение и подчеркни безударную гласную.

2. Слова, обозначающие животных, спиши в алфавитном порядке, вставь безударную гласную и проверь по словарю.

Л . СИЦА, П . ТУХ, З . ЯЦ.

Чтобы правильно написать окончание, ученики должны знать склонение имени существительного, т.е. вначале определить род, можно обратиться к словарю, посмотреть его начальную форму, а затем дописать слово.

Орфографический словарь можно использовать при выполнении любой творческой работы в классе, дома.

1. Вездеход – вид транспорта.

2. Вездеход = везде + ход

Везде ходит вездеход,

По болоту ходит вброд,

И по речке, словно плот,

По тропинкам и по кочкам,

По полям и по ярочкам,

Всюду ходит вездеход,

Мы возьмём его в поход.

Составление памятки при работе над ошибками и использование её в повседневной практике воспитывает у детей ответственное отношение к пробелам в знаниях, нетерпимость к ним и желание ликвидировать эти пробелы, вырабатывает орфографическую зоркость, умение соотнести допущенную ошибку с изучаемой орфограммой. В своей работе целесообразно составить памятку к работе над ошибками, где каждое правило имеет свой порядковый номер и образец проверки.

Ма –ленький, малень-кий, ал-лея,чай-ка.

2. Жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн.

Напиши слово и ещё три на это же правило.

3. Большая буква в именах собственных.

Горький, Волга, Денис

4. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Грозы – гроза, снег - снега

5. Пропуск или замена букв.

Напиши три раза.

Подобрать 3 разных слова: пень, письмо, коньки.

7. Разделительный мягкий знак (ь)

Подобрать три слова: вьюга, воробьи, обезьяна.

8. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Запишите три слова.

9. Сомнительные согласные

Запишите три слова.

10. Непроизносимые согласные

Солнце – солнышко, но опасный – опасен

Запишите три слова.

11. Двойные согласные

Подобрать три разных слова: перрон, группа, ванна.

12. Предлог со словом

В моём столе, в твоём доме.

13. Словарные слова

Подобрать три разных слова.

14. Разделительный ъ знак

Объявление, съел, подъём.

Подберите три слова.

15. Слова на –оро-, -оло-

Подберите три слова: корова, соловей

16. Перенос слов с приставкой

Подобрать три слова: по - крыл, до - гнал, до – плыл.

17. Глагол с приставкой с

Подобрать три слова: сделал, сгорел, сбил.

18. Частица не с глаголами

Подобрать три слова: не шумел, не бил, не кусал.

19. Безударные падежные окончания

Шёл (по чему?) по площади – 3 скл. Д.п. (по степи).

20. Безударные окончания прилагательных

Озером (каким?) глубоким.

21. Безударные личные окончания глаголов

Писать (не на –ить, не искл., Іспр.) пишет.

Работа над ошибками по памятке происходит следующим образом. На полях строки, где была допущена ошибка, ставится цифра – номер орфограммы, помещённой в памятке. Ученик должен выполнить работу над ошибками строго по памятке.

Такой вид работы способствует повышению орфографической зоркости учащихся, положительно влияет на выработку у школьников навыков контроля и развивает умение учиться.

2.3.Занимательные задания для повышения орфографической грамотности

Одна из причин того, что ученики теряют интерес к русскому языку заключается в том, что учителя не всегда ярко показывают богатство русского языка. Каковы же пути, позволяющие привить учащимся любовь и интерес к языку? Таких путей много. Одним из них является применение на уроках элементов занимательности. Дарить детям интересные уроки! Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого ума – вот к чему должен стремиться каждый педагог. «Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а напряжённый труд и постоянный поиск [ 2 ].

На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, состязания, конкурсы, игры – путешествия, викторины, загадки, шутки, сказки, кроссворды, ребусы, шарады. Этот материал помогает ученикам в усвоении орфографии.

Оживить урок, повысить его познавательное значение помогут произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, загадки. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности, это соревнование на смекалку, развитие ума, внимания, памяти, выработка умения сравнивать предметы и явления природы.

В поле родился, на заводе варился, на столе растворился (Сахар).

Сидит на ложке, свесив ножки (Лапша).

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)

Два братца живут рядом, а друг друга не видят (Глаза).

Днём спит, ночью летает, прохожих пугает (Сова).

Летом зеленеет, осенью желтеет (Трава).

Пословицы – прекрасный материал для письма по памяти, письма с пропусками.

Родной край делами прославляй.

Жить – Родине служить.

Умей дружбой дорожить.

Хорошая книга лучший друг.

Кто много читает,…(тот много знает).

Семеро одного…(не ждут).

Труд кормит. …(а лень портит).

Разнообразить урок помогут различные грамматические игры.

Плащ печь стол голодный

нож мышь стул летний

рожь тишь дочь зелёный

врач камыш дом пчела

Учитель демонстрирует картинку, ребята молча записывают название изображённого предмета и подчёркивают заданную орфограмму.

Дети угадывают слово и проверяют по орфографическому словарю свою запись:

К Р Н Д Ш СТ К Н Д В Ч К М Л К

карандаш стакан девочка молоко

Разумеется игра – не единственный метод закрепления знаний и умений. Можно использовать метод группировки слов по орфографическим признакам. Учащиеся записывают слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слова. Например, слова с непроверяемой безударной гласной. А Е И О

планета тетрадь лимон комар

капуста пещера собака

Непроизносимые согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Парные звонкие и глухие согласные

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды –

Будешь грамотным и ты.

Безударные гласные

Если буква гласная

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

Весёлые рифмы

В сочетаниях жи – ши

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву А.

В сочетаниях чу – щу

Пишут только букву У.

Проблема орфографической зоркости убедила в том, что она имеет сложности: младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением материала в памяти и его воспроизведение, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования.

Следует заметить, что орфографическая зоркость приобретается теми учащимися, у которых создана первичная основа, и медленно формируется у тех детей, кто слабо различает и соотносит звуки речи, не умеет пользоваться ударностью слов, подбором слов по смыслу. Для развития орографической зоркости нужны, прежде всего, постоянные упражнения в выделении орфограмм, и тогда объяснения написаний станет намного эффективнее.

Этот вопрос считается очень актуальным. Учащиеся должны овладеть глубокими и прочными знаниями принципов русской орфографии, для этого необходимо создавать условия для привлечения внимания учащихся к орфографической деятельности, а также способствовать развитию интереса к орфографии.

Список литературы

1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.:Просвещение, 1957.

2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

3. Жедек П.С. Методика обучения орфографии. – М. :Просвещение, 1992.

4. Лемяскина Н.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. - Воронеж, 1998.

5. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

6. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучению русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.

7. Межонова Г.М. Как научить ребёнка грамотно писать?// Начальная школа. – 2003- № 7. – с.89 – 93.

8. Одегова В.Ф. Развитие орфографической зоркости. // Начальная школа. – 1989. - №6. – с.20 – 22.

9. Подгорная Н.И., Бибик Н.М., Скрипниченко Н.Ф. Дидактические игры и познавательные задания в 1 классе. – К., 1988.

10. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М.,1960

11. Смирнова И.Н. Совершенствование орфографических умений учащихся при работе над ошибками на уроках русского языка во 2 классе.// Початкове навчання та виховання. – 2010. - №36 . – с.14 – 19.

12. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. – М., 1992.

13. Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский с увлечением! – Екатеринбург., 1997.

14. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. // Начальная школа. – 1001. – №5. – с.41 – 47.

15. Христенко М.А. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников // Начальная школа. – 1993. - №2. – с.33 – 37.

16. Чардынцева Т.Н., Зыкова А.М. Сказки на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах. – Воронеж, 1995.

Уровень грамотности учащихся средних школ - одна из острейших проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая грамотность, способность усваивать родной язык в письменной форме.

Оценить 1011 0

Формирование орфографической зоркости младших школьников

Ключникова Ольга Ивановна, учитель начальных классов

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова есть норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.

(Островский C .)

Уровень грамотности учащихся средних школ - одна из острейших проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая грамотность, способность усваивать родной язык в письменной форме. Обеспечение качества знаний остается постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена. Почему так мало тех, которые искренне вам скажут, что любят орфографию? Почему ей бедной так не везет? Среди многих существующих заблуждений есть и заблуждение, что орфография - трудная наука и что стать грамотным человеком тоже очень трудно. Герцен А.И. говорил: “Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые”.

Мы считаем, главным в обучении правописанию - орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только, сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок.

Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Нам, учителям, хорошо знакома ситуация, которая после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно, т.к. чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаружить орфограммы считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Как пишет Львов М.Р., “Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сведет на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма”. Мы на своих уроках стараемся уйти от стереотипа: сначала учить правило, затем упражняться. Знать правило и свободно писать - вещи разные! Знание правила - это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений позволяют закрепить правило. Второй этап на уроке, - это применение правила на практике не основе алгоритма. Одной и з главных целей на данном этапе обучения - научить ребенка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи. Как же может быть построено обучение? Прежде всего, необходимо уже в 1 классе вооружить детей знанием тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими правилами, обнаруживать орфограммы. Самую значительную часть орфограмм русского языка составляют орфограммы слабых позиций, к которым, в первую очередь, относятся безударные гласные в разных частях слова, парные согласные по звонкости – глухости, стоящие на конце слов и перед другими согласными.

Мы убеждены, что развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.

Необходимо, начиная с первого класса, воспитывать у учащихся не только орфографическую зоркость, но и самоконтроль. Первые шаги в этом направлении: постоянное требование сличать написанное в тетради с текстом упражнения при списывании, не допускать ни одного пропуска буквы или искажения написания слова. На каждом уроке надо побуждать ученика контролировать свое письмо: посмотрите какое слово мы пишем? Как вы его написали? Сколько букв в этом слове? Сколько в нем гласных? Согласных? Правильно ли вы списали это слово? Сверьте написанное с книгой, с доской. Самостоятельно сверьте каждое написанное это слово - нет ли в нем пропусков или перестановок букв. Подобные вопросы заставляют детей списывать внимательно, следить за правильным написанием каждого слова. Постепенно у учащихся вырабатывается умение проверять себя, появляется привычка контролировать себя не только после письма, но и до письма, и не только в классе, но и при выполнении заданий дома. Ну, а если не ставить перед учениками такой задачи, то и качество выполняемой работы, как правило, низкое.

Вначале учащиеся усваивают написания, не расходящиеся с произношением. Так как письмо таких слов не затрудняет учеников, то все их внимание направлено на то, чтобы не допускать пропуска, замены, перестановки и т.п. Потом ребята знакомятся с написаниями, которые не совпадают с произношением: обозначение и не обозначение мягких согласных, обозначение звонких и глухих согласных, безударных гласных. Здесь одного внимания, зоркости недостаточно. Чтобы правильно написать слова этой группы, ученику необходимо четко объяснить, что нужно, а что не нужно проверять. С этой целью у детей необходимо развивать умение слышать звуки и различать их. Речевой слух, как и орфографическая зоркость, развивается путем постоянных упражнений. Достаточное количество устных упражнений поможет учащимся развивать речевой слух и безошибочно определять ударные и безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, правильно писать их.

Особое внимание надо уделить самоконтролю при обучении условным или традиционным написаниям: сочетаниям жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн и словам с непроверяемыми гласными. Здесь ничего не надо проверять на слух. Самоконтроль в этих случаях состоит в том, чтобы, опираясь на зрительную память, написать правильно буквосочетания или слова. Здесь используем такие задания: посмотри, как оно написано в книге; закрой книгу и напиши это сочетание (слово) самостоятельно; проверять по книге, правильно ли ты написал. Наиболее эффективные упражнения для развития навыка самоконтроля, это: сравни написанное с напечатанным текстом; выпиши из текста слова с нужными орфограммами; подчеркни орфограмму, проверь списанный текст по учебнику - не пропусти ни одного неверно написанного слова; разбери слово по слогам, звукам и буквам. Навыки самоконтроля развивают предупредительные диктанты с применением сигнальных карточек, выборочные диктанты и комментированное письмо. Главное при воспитании навыка самоконтроля - научить детей осуществлять самоконтроль в процессе письма. Именно этому способствует комментированное письмо. Объясняя правописание различных орфограмм в процессе письма, ученик вырабатывает привычку самоконтроля. Ни один из этих видов упражнений не следует делать универсальным - однообразие в работе не приносит пользы. При самостоятельной записи детьми постоянно направляем их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.

Важно также научить детей комментировать свое письмо. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование - это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Вот как комментируют наши ученики на уроке. Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю перелет. В окончании глагола гласная е, доказываю: н.ф. подлетатьне на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”. При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработке навыков грамотного письма. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки. В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах (“вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, т.к. дети постоянно тренируются в отыскивании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие уч a щиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчеркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные ы, у. К концу 4 класса большинство наших учеников уже свободно отыскивают орфограммы в тексте. Это достигается различными упражнениями. Например:

С деревьев дождем сыплются листья.

Эта работа дает хорошие результаты.

Аналогичным образом орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.

Например: Укажите бездарные гласные в следующих словах: знамена, площадк a , холодный, ленивый, крольчата, связать, далекий, держать, кленовый, каток.

Проверять задания следует вдвоем: автор (ученик, выполнивший задание) шепотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:

a ) ставит около слова “+”, если слово считает подходящим;

б) ставит “?” если неуверен, а сосед не мог его убедит (тогда с этим вопросом следует обратиться к учителю);

в) зачеркивает слово, если нашел его “неподходящим” и сумел доказать автору его неправоту.

При выполнении упражнений возможен дифференцируемый подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание, например: написать пять имен существительных - название животных с парными согласными на конце (лев, жираф, медведь, лось, волк); подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парными согласными на конце или перед согласными (солнечный город, интересный рассказ, заботливый друг, радостная улыбка, легкая походка, редкая книжка, крепкая веревка).

Я уверена, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Работая школе уже не мало лет, все больше убеждаюсь в том, что в преподавании любого предмета необходимо стараться избегать двух крайностей:

стандартности, однообразия приемов и методов;

постоянного стремления удивить, озадачить.

Почему? Да потому что, и то, и другое при частом использовании приводит к притуплению интереса, к потере ощущения новизны, значимости совершаемой работы. Поэтому так важно использование разнообразных педагогических технологий. Изучаемый материал нередко сам подсказывает выбор методического решения, требует индивидуального подхода, т.к. каждая тема неповторима и своеобразна. Нет и не может быть единого шаблона при изучении грамматики, лексического строя языка, фонетики и т.д. Ведь даже самую трудную работу (закрепительные, тренировочные упражнения, работу над ошибками) можно сделать увлекательной, используя задания и упражнения соревновательного характера, логические задачи, задания на внимание, память, смекалку…Таким образом, самый обычный урок может стать запоминающимся, особенным, продуктивным, если подойти к нему творчески. На каждом уроке я работаю под девизом: “Мало уметь писать, надо умет думать”.

От начальной школы во многом зависит будут ли взрослые люди уважать и любить русский язык. Или дети уйдут уже из начальной школы с твердым убеждением, что русский язык самый скучный и неинтересный предмет в школе, что изучать русский язык означает только одно - заучивать правила в рамочках, переписывать упражнения из учебника в тетрадь и писать бесконечные диктанты. Что важнее: научить каждого ребенка запоминать и переписывать или думать над языком и творить на нем – писать, говорить, сочинять? Уместным будет в данном случае совет великого Квинтилиана: “Советую еще: всего более остерегитесь, чтобы ребенок не возненавидел учения, которое полюбить еще не имел времени”. Нужно дат ребенку эту возможность - возможность полюбить интеллектуальный поиск, интеллектуальный труд, его ощутимые результаты на пути взросления, образования. А эта возможность реальна при работе со справочной литературой по русскому языку - это и всевозможные словари, и справочники. Ученик должен не просто учиться по словарю, он со словарем должен подружиться. В младшем школьном возрасте у детей очень трепетное отношение к друзьям, словарь тоже может стать другом на всю жизнь. Но для этого он должен быть другом, а не няней, приходящей по вызову на тот или иной отдельный урок. Кто может воспитать у ребенка интерес к словарям? Только тот, кто сам интересуется ими, кто сам убежден, что словари - наши бесценные друзья и помощники. И на первом месте здесь, конечно, учитель. Именно учителю приходится заниматься приобщением не отдельного ребенка, а всего класса к книге, и к словарю в том числе. Хорошо, если учитель сможет и родителей привлечь себе в помощники. Современному ребенку, ученику XXI века, на современном уроке русского языка нужно все: и хороший учебник, и справочник, и словари русского языка. И самое главное - ему, как и сто лет назад, нужен Учитель, который поможет современному маленькому человеку понять и полюбить язык своей страны - русский язык.

Читайте также: