Доклад по теме адыгская циновка

Обновлено: 04.07.2024

Научно-технический прогресс погрузил человечество в мир искусственных и ненатуральных вещей. Мы ездим на машинах, отдыхаем у бассейнов, надеваем одежду, сделанную из синтетики. Даже дома нас окружают искусственные материалы . Но все равно так приятно иметь дома циновку, искусство плетения которой хранит в себе не одно столетие.

ВложениеРазмер
iskusstvo_pleteniya_tsinovok.pptx 1.51 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Искусство плетения циновок.

Введение . Научно-технический прогресс погрузил человечество в мир искусственных и ненатуральных вещей. Мы ездим на машинах, отдыхаем у бассейнов, надеваем одежду сделанную из синтетики. Даже дома нас окружают искусственные материалы . Но все равно так приятно иметь дома циновку, искусство плетения которой хранит в себе не одно столетие.

Материалы. Материалом для изготовлеёния циновки могла служить любая гибкая и прочная лоза например ситник куга камыш рогоз стебли злаковых растений, молодые побеги фундука ольхи

История. Использование циновки было связано с ее широким применением в быту; без циновки ( пIуаблэ , хьэцыр — так называют циновку в Адыгее, а в Кабарде и Черкесии — арджэн ), изготовлявшейся из рогоза и служившей в качестве паласов, ковров или настенных панно, жестких матрасов, ни один адыг не представлял своего дома.

Плели традиционные циновки адыгские мастера на специальных станках. Конструктивно несущая основа циновок состоит из четного числа шнуров — от 24 до 80.

Традиционная форма —прямоугольная, прямоугольная с заостренным или закругленным верхом. В зависимости от назначения циновки плелись разных размеров, но всегда соразмерно человеку .

Каждый тип циновки содержит характерные для него орнаментальные мотивы и отличался определенными пропорциями и формой. В основе форм мотивов орнамента циновки лежат геометрические фигуры: квадрат ( плIэмый ), прямоугольник ( къопэзэнкIэплIэнэбз ), прямоугольный треугольник ( хьалыжъэ-ныкъу ), равносторонний треугольник ( хьалыжъо псау ), ромб ( хьэлэо IупшIэ ), шестигранник ( шэкунэ ).

Ценнейшим вкладом в изучение материальной культуры народностей Северного Кавказа, в частности искусства изготовления циновки, стало создание в Республике Адыгея музея-мастерской по изготовлению национальных музыкальных инструментов и возрождению адыгских народных ремесел. Задуманная еще в конце 1990-х гг. и открывшаяся только в 2000 г. в Майкопе мастерская стала поставщиком уникальных инструментов, сувениров и предметов традиционного обихода адыгского народа. Ее основателем является Замудин Лелевич Гучев — заслуженный художник Республики Адыгея, народный мастер, член Союза художников России.

Идея энтузиаста Замудина Гучева о возрождении культуры адыгов была поддержана ценителями народного творчества. Построить дом-музей, дом-мастерскую, куда бы могли приходить люди и любоваться циновками и старинными музыкальными инструментами, претворялась в жизнь в течение 10 лет.

Во время многочисленных экспедиций в районы проживания адыгов на Северном Кавказе (Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Моздокский район Северной Осетии — Алания, Причерноморская Шапсугия и Успенский район Краснодарского края) он общался с лучшими мастерицами по изготовлению циновок. Замудин увлекся познанием азов ремесла, а со временем и сам решил использовать на практике приобретенные знания. Первую циновку, которую хранит как реликвию, он изготовил в 1978 г. Плетению циновок Замудин обучался у лучших мастериц Адыгеи, Кабарды и Черкессии . Его деятельность направлена на возрождение забытого промысла. Вопреки представлению о том, что это ремесло сугубо женское, он освоил его настолько хорошо, что благодаря своим работам в 1984 г. вступил в Союз художников СССР. С этого времени циновки Замудина стали выставляться на многих престижных выставках не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Используя этот опыт, он решил повторить эксперимент, создав студию для учащихся по обучению плетению циновок в Майкопе (1986– 1992).В 1987 г. Замудин Гучев был награжден медалью лауреата II Фестиваля народного творчества и бронзовой медалью Главного комитета ВДНХ СССР, в 2003 г. медалью за заслуги перед Республикой Адыгея.

Продолжая традиции адыгских мастеров, З. Гучев достиг высокой степени мастерства, его произведения монолитны, разнообразны по форме и орнаментам.

Адыгская циновка - древний артефакт или предмет прикладного искусства - http://www.natpress.net/

С самых древних времён адыги занимались плетением циновок из различных материалов: рогоза, лозы, ореховых побегов и соломы. Основным материалом для плетения циновок у адыгов был рогоз, и именно в работе с ним они достигли наивысшего мастерства.

Циновка всегда была частью материальной культуры адыгов. Ею украшали дома: вешали на стены, располагая на их фоне адыгскую скрипку шичепшин, трещотки пхъэчыч, оружие. Жизнь адыгов была регламентирована адыгским этикетом, и по его канону для знатных и уважаемых людей предназначались циновки, положенные на пол вдоль стен напротив двери, окна и очага. Чтобы у детей была хорошая осанка, их приучали спать на деревянных кроватях, покрытых циновками. Были циновки, используемые при приготовлении пищи.

Циновка была непременным атрибутом большого числа традиционных адыгских обрядов, выполняя в них множество функций. Когда невеста готовила приданое, она должна была сплести три циновки, тем самым показать своё трудолюбие и мастерство. Циновки широко применялись в обрядах, связанных с рождением и смертью. По преданию, адыг рождался на циновке и в последний путь отправлялся на ней же. Среди адыгов было поверье, что если для обряда погребения циновка бралась взаймы, то душа умершего мучилась, поэтому в каждом доме всегда имелись циновки для погребения.

Ранее в адыгских аулах было много мастериц, занимавшихся плетением циновок, в основном это были старшие женщины. Они создавали циновки, разнообразные по своему орнаменту и цвету, обычно прямоугольной формы, часто с закругленным или заостренным верхом. Многоцветность циновкам придавало окрашивание рогоза естественными и искусственными красителями. Это давало большую свободу мастерам создавать разнообразные композиции: на циновках изображались родовые знаки, стилизованные растения, животные, предметы быта.

Искусство традиционного плетения циновок процветает и поныне. Им занимаются мастера, которые сохраняют и продолжают традиции древнего ремесла.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!


Сегодня многие дома украшают традиционными циновками. Благодаря их неяркой природной цветовой гамме, они гармонично смотрятся практически в любом интерьере. Особенностью традиционных адыгских ковриков является и их переливающаяся поверхность. Так, некоторые из них смотрятся словно золотые. Как и прежде их вешают на стены и кладут на пол, циновками маленького размера можно украсить стол.

Реальный сюжет

– Пуаблэ обрамлена рамкой с изображением геометрических фигур – ромбов, треугольников и зигзагов а в центре – сюжет похищения всадником-чужаком ребенка у адыгской семьи: мать в отчаянии вытянула руки, видя, как похититель увозит ее дитя.


В древние времена, когда еще существовала работорговля, похищения людей на территории современной Адыгеи были распространены. Как отметил Аслан Тов, человека могли похитить и продать за отрез ткани. К тому же, на невольничьих рынках Востока очень ценили адыгских девушек. Считалось, что они улучшали род.

Нужно было обладать высоким уровнем мастерства, для того чтобы изобразить целую историю на циновке из болотной травы. И у адыгов техника создания пуаблэ была доведена до совершенства.

Создание

Основным материалом для циновок был рогоз. Коврики различались по своему цвету. Многоцветность достигалась либо окрашиванием рогоза естественными и искусственными красителями, либо за счет сушки. Так, если рогоз сушили на солнце, то он становился желтым, если в темном и сухом месте – зеленым, а если материал клали непосредственно в реку на дно, то получался черный цвет.

В основе симметричных орнаментов были такие геометрические фигуры как квадрат, треугольник, ромб и прямоугольник. Плели циновки с помощью специальной деревянной рамы. На ней были закреплены шнуры сверху и снизу. Мастерицы протягивали рогоз между этими веревками и прибивали уже положенные травяные нити бердой — деревянной перекладиной с отверстиями, в которых были продеты шнуры, закрепленные на раме.

Чтобы создавать узоры, мастерицы высчитывали последовательность травяных нитей того или иного цвета. На циновках изображались разнообразные композиции – родовые знаки, природа, стилизованные животные и предметы быта.


Самая древняя пуаблэ, которую когда либо находили на Северном Кавказе – циновка из Нальчикской подкурганной гробницы периода майкопской культуры 3-2 тысячелетия до н.э.

Церемонии и обряды

В жизни народа циновка была неотъемлемым атрибутом, так как у адыгов существовало большое количество обрядов. Например, на свадьбу невеста должна была приготовить три циновки. Таким образом можно было оценить ее мастерство и способности.

Пуаблэ играла важную роль и в церемониях рождения и смерти. Так, у адыгов было поверье, что если для обряда погребения циновку брали взаймы, то дух умершего мучился.

Циновки стелили на пол. Детей приучали спать на деревянных кроватях покрытых ковриками для формирования красивой осанки. Были специальные пуаблэ, которые использовали при приготовлении пищи.

В адыгских аулах раньше было много мастериц, знавших секреты плетения. Сегодня этот навык не так распространен, но традиция не умирает. Плетением циновок занимаются отдельные мастера. Они сохраняют и продолжают обычай древнего ремесла, а также передают его своим ученикам.

Aдыгэ

Aдыгэ

Aдыгэ запись закреплена

АДЫГСКАЯ ЦИНОВКА - ДРЕВНИЙ АРТЕФАКТ ИЛИ ПРЕДМЕТ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

С самых древних времён адыги занимались плетением циновок из различных материалов: рогоза, лозы, ореховых побегов и соломы. Основным материалом для плетения циновок у адыгов был рогоз, и именно в работе с ним они достигли наивысшего мастерства.

Циновка всегда была частью материальной культуры адыгов. Ею украшали дома: вешали на стены, располагая на их фоне адыгскую скрипку шичепшин, трещотки пхъэчыч, оружие. Жизнь адыгов была регламентирована адыгским этикетом, и по его канону для знатных и уважаемых людей предназначались циновки, положенные на пол вдоль стен напротив двери, окна и очага. Чтобы у детей была хорошая осанка, их приучали спать на деревянных кроватях, покрытых циновками. Были циновки, используемые при приготовлении пищи.

Циновка была непременным атрибутом большого числа традиционных адыгских обрядов, выполняя в них множество функций. Когда невеста готовила приданое, она должна была сплести три циновки, тем самым показать своё трудолюбие и мастерство. Циновки широко применялись в обрядах, связанных с рождением и смертью. По преданию, адыг рождался на циновке и в последний путь отправлялся на ней же. Среди адыгов было поверье, что если для обряда погребения циновка бралась взаймы, то душа умершего мучилась, поэтому в каждом доме всегда имелись циновки для погребения.

Ранее в адыгских аулах было много мастериц, занимавшихся плетением циновок, в основном это были старшие женщины. Они создавали циновки, разнообразные по своему орнаменту и цвету, обычно прямоугольной формы, часто с закругленным или заостренным верхом. Многоцветность циновкам придавало окрашивание рогоза естественными и искусственными красителями. Это давало большую свободу мастерам создавать разнообразные композиции: на циновках изображались родовые знаки, стилизованные растения, животные, предметы быта.

Искусство традиционного плетения циновок процветает и поныне. Им занимаются мастера, которые сохраняют и продолжают традиции древнего ремесла.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся на уроке знакомятся с историей адыгской циновки, с материалами и инструментами, применяемыми при плетении циновок.

Разработка урока в 6 классе

Кутлиметова А.А.,

учитель технологии

познакомить учащихся с историей адыгской циновки, с материалами и инструментами, применяемыми при плетении циновок;

ознакомить обучающихся с искусством адыгской циновки;

воспитание художественного вкуса, сохранение и развитие интереса к народному творчеству традициям адыгского народа.

Оборудование: книга Гучев З.Л. Искусство адыгской циновки, компьютер, проектор, газетные полоски.

1.Организационный момент.

2.Вступительная беседа

На протяжении многих веков декоративные циновки украшали скромное жилище адыгской семьи, являлись непременными атрибутами многих обрядов.

Циновка с самого рождения и до конца жизни сопутствовало человеку, внушая ему через комплекс настроений, мыслей, несущих солнечный свет, выразительность орнаментальных форм, естественность быстротечности и вечности всего земного. Все это примеряло вечную жажду жизни и непреодолимый конец человеческого бытия. Царство гармонии орнаментальной ткани, выходивших из рук и сердца народного таланта , постоянно несло в себе эту философию. Создавали ее женщины, хранившие и развивавшие древние традиции этого удивительного искусства. Искусства, рожденного союзом солнца, земли, воды и человеческой души.

Широко применялась циновка в свадебном обряде. Каждая девушка обязана была к свадьбе приготовить три циновки. В работу она вкладывала все свое умение, так как по ней судили о её способностях. Декоративность орнамента и чистота исполнения красноречиво свидетельствовали о трудолюбии девушки и ее способности чувствовать красоту.

Адыгские циновки бывают одноцветными и многоцветными. Традиционный формат их прямоугольный, прямоугольный с заостренным и закругленным верхом. В зависимости от назначения они плелись разных размеров, но всегда соразмерно человеку.

III . Объяснение материала .

1.Заготовка и обработка рогоза.

Заготовка и обработка рогоза – очень важный этап в процессе изготовления циновки.

В процессе заготовки необходимы серп или длинный нож, изготовленный из косы, резиновые рыбацкие сапоги и моток веревок .

Заготовленный рогоз связывается в снопы для удобства транспортировки и доставляется для дальнейшей обработки.


Обработка включает в себя чистку, лущение, сортировку по длине, толщине и качеству листьев, сушку, отделение отростков от боков основания листьев, расщепление листьев на равные части.



2.Конструкция станка.

Станок для плетения адыгских циновок очень прост по своей конструкции и доступен любому.

Он состоит из устойчивой прямоугольной рамы – хъупкъ, и уплотнительного бруска – пхъашъ. Рама служит для натяжения основы между верней рамой и нижней перекладиной. Стойки и перекладины должны быть строго параллельными, т.к. от них зависит правильность формы циновки и законченная выразительность всей орнаментальной композиции.

Основа представляет собой конопляный шпагат. Она является несущим элементом циновки, поэтому очень важно, чтобы шпагат был максимально прочен. От этого зависит прочность циновки и выразительность декоративных элементов. Количество шнуров основы должно быть четным. Очень важно, чтобы шнуры основы были натянуты как можно сильнее во избежание дополнительных трудностей в процессе плетения.






3.Традиционные способы крашения рогоза.

Кроме одноцветных циновок адыгские мастерицы учились плести двух-трехцветные циновки.

В качестве красителя рогоза использовали болотную воду, кору и листья ольхи, плоды бузины, железный купорос, буйволовый, конский или коровий навоз.

Наиболее популярным способом было крашение в болоте. В болоте выкапывали продолговатую яму до появления серой глины. Туда укладывали высушенный рогоз, поверх него клали ветки бузины с плодами и ветками ольхи с листьями. Все это закапывалось болотной грязью так, чтобы не было доступа воздуха. В таком состоянии рогоз выдерживали 10 дней. После чего он обретал темно-коричневый цвет. Затем рогоз выкапывался и промывался. В буйволовый, конский или коровий навозы высушенные листья рогоза закапывали небольшими пучками и выдерживали дней 10. Затем рогоз промывался и сушился.

4.Принцип плетения адыгской циновки.

Листья рогоза в сухом состоянии ломкие и ими невозможно пользоваться. Для придания им пластичности и прочности достаточно минут 10-15 подержать в воде с комнатной температурой.

В вертикально натянутые шнуры основы начинают вплетать листья всегда справа налево, с изнаночной стороны крайнего двойного шнура. Для этого лист берется со стороны его светлого конца большим указательным и средним пальцами правой руки и вводится в основу. Вплетаемые листья должны глянцевой поверхностью выходить на лицевую сторону циновки. Он ведется указательным пальцем правой руки в сторону изнанки с пропуском определенного количества шнуров. Затем указательным пальцем левой руки он вытягивается в лицевую сторону. И при помощи большого пальца лист протягивается дальше влево. Таким образом , чередуя движение пальцев правой руки и левой руки , лист проводится до конца. Следующий лист в основу вводится слева направо, также с изнанки основы. Его плетение аналогичное предыдущему, только теперь ведущей рукой становится правая.

Наслаивая по горизонтали один ряд на другой, плетется циновка нужной длины.

Для традиционных адыгских циновок характерны два вида рядов. Один состоит из двух листьев, а второй – из четырех.

После окончания крепления кромок, циновка тщательно протирается по ходу плетения листьев. На этом завершается плетение циновки.

5.Рассматривание образцов циновки.


IV . Практическая работа.

1.Знакомство с элементами плетения.

2.Объяснение практической работы.

3. Практическая работа учащихся (учащиеся выполняют из газетных трубочек плетение)

V . Итог урока.

-С каким видом декоративно-прикладного творчества мы познакомились?

- Как заготавливают и обрабатывают рогоз?

- О каких способах окрашивания рогоза вы узнали?

-Из чего состоит конструкция станка для плетения циновок?

VI . Домашнее задание.

Подберите информацию об истории одного из известных народных промыслов, подготовьте компьютерную презентацию.

Читайте также: