Доклад по самообразованию классного руководителя

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

САМООБРАЗОВАНИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ –

ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕХА В ОРГАНИЗАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает
учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)

Сегодня школа, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают педагогические работники. В центре всей общеобразовательной деятельности школы стоит задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

Деятельность классного руководителя является одним из важнейшим звеном в воспитательной работе школы. Где планирование его работы по воспитанию соответствует современным требованиям.

В течение учебного года классные руководители являются творцами интересных дел для детей и разнообразных форм работы, организовывают повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

Классное руководство - это многообразие и многоёмкость деятельности.

это широкий круг обязанностей.

это радость общения, это круг своих детей.

это стремление быть нужным.

это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы.

Основными принципами самообразования классного руководителя являются: - непрерывность,

- единство общей и профессиональной культуры,

Какие же составляющие процесса самообразования классного руководителя мы знаем?

1.Изучение и внедрение новых технологии, приемов и методов. Например, использование метода фасилитации (при проведении внеклассных мероприятий, классных часов). Это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.

2.Посещение занятий коллег и участие в обмене опытом;

3.Периодические проведения самоанализа своей профессиональной деятельности;

4. Повышение уровня своей эрудиции.

5. Посещение семинаров, конференций;

6. Проведение открытых занятия для анализа со стороны коллег;

Самообразование классного руководителя предполагает использование таких приемов, как:

- самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);

- самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);

- самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения);

- осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).

Чтобы быть хорошим классным руководителем, требуется непрерывный процесс самообразования. Суть которого заключается в самостоятельной работе над собственным совершенствованием: овладение культурой умственного труда, умение преодолевать проблемы, освоение новых педагогических технологий, которые классные руководители используют в своей работе с детьми и родителями.

Ведь учащиеся, вне зависимости от возраста и успеваемости, не имеют такого широкого кругозора и запаса знаний, как взрослые образованные люди. Поэтому роль классного руководителя – не просто дать им эти знания, а собственным примером, подтолкнуть их к самостоятельному исследованию и изучения различных тем и образовательных сфер.

Главным в самообразовании является наличие мотива.

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Рассмотрим Технологию организации самообразовательной деятельности. Эта т ехнология может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

в рамках курсовой подготовки в ИПКРО

с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)

проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

средств массовой информации,

вычислительной и оргтехники,

осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности

формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.);

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования классного руководителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например,

разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

разработка и проведение открытых мероприятий по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

повышение престижа образовательного учреждения.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует классный руководитель, тем больше эффект от его работы.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Используемая литература:

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.

Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.

Нажмите, чтобы узнать подробности

От уровня культуры и образованности преподавателя зависит качество образования и воспитания. Поэтому самообразование является неотъемлемой частью профессии педагога и выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности в самореализации путем непрерывного образования.

Департамент образования науки и молодежной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

Доклад для Совета МО и КР

САМООБРАЗОВАНИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовила: Мицкевич И.В.

От уровня культуры и образованности преподавателя зависит качество образования и воспитания. Поэтому самообразование является неотъемлемой частью профессии педагога и выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности в самореализации путем непрерывного образования.

Каждый классный руководитель на протяжении учебного года работает над определенной темой по самообразованию, которую выбирает сам в зависимости от классного коллектива. Суть самообразования заключается в самостоятельной работе над собственным совершенствованием: овладение культурой умственного труда, умение преодолевать проблемы, освоение новых педагогических технологий, в том числе, современных компьютерных технологий, которые классные руководители используют в своей работе с детьми и родителями.

Заботу о здоровье детей и подростков, на данный момент, называют приоритетным направлением деятельности на уровне государства, поскольку лишь здоровые дети смогут в полном объеме использовать полученные знания в своей трудовой деятельности. Поэтому сохранение здоровья в образовательном и воспитательном процессе можно рассматривать как ценность государственную, общественную и личностную.

Здоровьесбережение – это соблюдение условий обучения детей и подростков в образовательном учреждении, рациональная организация процесса обучения и соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям.

Таким образом, в совокупности, здоровьесберегающие технологии – это все используемые в образовательном и процессе приемы, методы, технологии, не только оберегающие здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующие воспитанию у обучающихся культуры здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить обучающимуся возможность сохранения здоровья за время обучения, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Результатом применения здоровьесберегающих технологий является изменение образовательного процесса, в котором должно четко прослеживаться:

Чередование различных видов обучения с физической деятельностью;

Увеличение физической активности обучающихся, за счет посещения спортивных кружков и секций во внеурочное время;

Заинтересованность родителей к спортивной и физически развивающей деятельности их детей;

Система работы по формированию заинтересованного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся;

Проведение классных часов на темы посвященные пропаганде здорового образа жизни;

Подготовка классным руководителем и создание адекватного психологического климата в группе, учебном коллективе;

Индивидуальный подход к обучающимся;

Использование методик и образовательных технологий согласно возрасту.

Таким образом, главными задачами здоровьесберегающих технологий в совобразовательном учреждении, являются:

Воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;

Организация образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью обучающихся;

Использование доступных средств охраны здоровья.

Высокое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов и преподавателей особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в определенных условиях успех конкретного обучающегося.

Обучающиеся, вне зависимости от возраста и успеваемости, не имеют такого широкого кругозора и запаса знаний, как взрослые образованные люди. Поэтому роль классного руководителя – не просто дать им эти знания, а собственным примером, подтолкнуть их к самостоятельному исследованию и изучения различных тем и образовательных сфер.

По моему мнению, классный руководитель – человек, осведомленный во многих областях знаний, всегда должен быть образцом для своих учеников. А для того, чтобы идти в ногу со временем, преподавателю, педагогу или учителю необходимо постоянное самообразование.

Таким образом, система работы классного руководителя в области самообразования обеспечивает успех в организации воспитательной работы.

1. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.


Гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание личности, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

Духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, здоровьесберегающее, культурное, эстетическое, гуманистическое

Личный перспективный план по самообразованию на 2016-2021 г.

и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном

в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности

Содержание программы направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.

  1. Создание условий для развития личности, для вхождения её

в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

  1. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
  2. Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
  • Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.

· Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
  • Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
  • Развитие форм ученического самоуправления.

Принципы :

  1. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  2. Принцип сотрудничества.
  3. Деятельностный подход.
  4. Личностно-ориентированный подход.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Обучающиеся должны иметь представления :
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- о том, как беречь и поддерживать красоту;
- как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
- верить в свои силы, иметь желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение, тестирование;

- выполнение творческих, проектных заданий

- анкетирование родителей и детей.

Формы подведения итогов воспитательной программы:

- выставки творческих работ воспитанников;

-участие в конкурсах;

- создание фотоальбомов и фотогазет;

- создание презентаций и видеофильмов;

- викторины, кроссворды, игры;

- итоговые концерты для родителей.

Вся работа построена на основе сотрудничества, сотворчества, совместной работы школы, семьи и включает в себя3 направления:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство.

Сущность нашей работы состоит в выработке системы работы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории и обществознания и в процессе внеклассной работы с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.

Цель: формирование гражданина-члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом за свои действия, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, к культурам, и народам.

Приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры;

формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей;

распространение среди учащихся гражданских ценностей;

повышение правовой и политической культуры;

формирование культурно-социальных ценностей;

воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье;

воспитание гуманности и человечности;

формирование толерантности (контингент учащихся многонациональный и многоконфессиональный);

расширение мотивации изучения обществознания и истории;

привитие навыков исследовательской работы;

Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, гуманистической позицией учителя, которая рассматривается нами как интегральная характеристика педагогической деятельности. Сущность педагогической позиции обусловлена единством трех компонентов: ненасилие, основанное на принятии нравственных ценностей; субъектность и личностное взаимодействие. Высшее проявление сформированной гуманистической позиции - устойчивая ориентация на личностное взаимодействие, базирующаяся на субъектной реализации нравственных ценностей.

Для формирования гражданственности нами используется весь арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата, создание презентаций. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций - экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.

Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны.


Важнейшее значение в реализации задач гражданского воспитания имеют классные часы, в ходе которых эффективно использую те педагогические технологии, которые обеспечивают учащимся проявление собственной гражданской позиции, создаю проблемные ситуации, требующие от школьника анализа сложных явлений, воспитываю у обучающихся чувства долга и ответственности.

Особое место в воспитательной работе отвожу героике времен Великой Отечественной войны.

В этом направлении значимыми и интересными для учащихся являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и детьми войны, которым в ту пору было по 10 – 12 лет. Им есть, что рассказать подрастающему поколению. Именно в минуты общения происходит единение душ разных поколений, испытывающих гордость за страну, в которой мы живем. Эти встречи помогают ребятам правильно воспринимать, понять и осмыслить исторические события, пробуждая интерес к историческому наследию своей страны.

Формировать нравственные идеалы и гражданско-патриотические чувства у ребенка не просто. Их нельзя привить в принудительном порядке. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании МО

Директор школы Варгунина О.П. Зам.директора УВР классных руководителей

План по самообразованию:

Абдулазизова Эльмира Умержановна

• Когда начата работа над темой: 2018г.

• Когда предполагается закончить работу над темой : 2020г.

• Цель и задачи самообразования по теме :

повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

Культуре, нравственности, воспитанию

надо отводить в наших планах первое место.

Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство.

Сущность нашей работы состоит в выработке системы работы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории и обществознания и в процессе внеклассной работы с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.

Цель: формирование гражданина-члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом за свои действия, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, к культурам, и народам.

Приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры;

формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей;

распространение среди учащихся гражданских ценностей;

повышение правовой и политической культуры;

формирование культурно-социальных ценностей;

воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье;

воспитание гуманности и человечности;

формирование толерантности (контингент учащихся многонациональный и многоконфессиональный);

расширение мотивации изучения обществознания и истории;

привитие навыков исследовательской работы;

Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, гуманистической позицией учителя, которая рассматривается нами как интегральная характеристика педагогической деятельности. Сущность педагогической позиции обусловлена единством трех компонентов: ненасилие, основанное на принятии нравственных ценностей; субъектность и личностное взаимодействие. Высшее проявление сформированной гуманистической позиции - устойчивая ориентация на личностное взаимодействие, базирующаяся на субъектной реализации нравственных ценностей.

Для формирования гражданственности нами используется весь арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата, создание презентаций. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций - экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.

Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны.


Важнейшее значение в реализации задач гражданского воспитания имеют классные часы, в ходе которых эффективно использую те педагогические технологии, которые обеспечивают учащимся проявление собственной гражданской позиции, создаю проблемные ситуации, требующие от школьника анализа сложных явлений, воспитываю у обучающихся чувства долга и ответственности.

Особое место в воспитательной работе отвожу героике времен Великой Отечественной войны.

В этом направлении значимыми и интересными для учащихся являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и детьми войны, которым в ту пору было по 10 – 12 лет. Им есть, что рассказать подрастающему поколению. Именно в минуты общения происходит единение душ разных поколений, испытывающих гордость за страну, в которой мы живем. Эти встречи помогают ребятам правильно воспринимать, понять и осмыслить исторические события, пробуждая интерес к историческому наследию своей страны.

Формировать нравственные идеалы и гражданско-патриотические чувства у ребенка не просто. Их нельзя привить в принудительном порядке. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

• Творческое сотрудничество по теме самообразования

С классными руководителями школы.

• Практические выходы (доклады, рефераты) - доклад на школьном МО.

• Изучение передового опыта, посещение методических мероприятий (к методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания методического объединения, семинары, педагогические и методические советы, конференции, форумы, курсы повышения квалификации и др.)

Читайте также: