Доклад по русскому языку и литературе в казахских классах

Обновлено: 19.05.2024

Особую роль занимает Русский язык в системе школьного образования.

- развитию коммуникативных навыков в устной и письменной речи;

- развитию связной речи (монолог, диалог, беседа);

- развитию осознанного, правильного, беглого, выразительного чтения;- развитию творческого воображения;

- формированию общечеловеческих ценностей.

Действительно, сегодня каждый педагог ставит перед собой главную цель - обеспечить обучающихся качественным образованием с учетом индивидуальных способностей, потребностей, а также сформировать творческую личность.

Главная задача - воспитать творческую и активную личность, умеющая самосовершенствоваться, добывать самостоятельно знания и уметь применить их в какой-то конкретной ситуации.

Обязательно необходимо планировать свои уроки, чтобы сделать их интересными и познавательными. Современная школа учит обучающихся применять полученные знания в повседневной жизни. Для этого необходимо применять разнообразные подходы на уроках русского языка. Которые развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки, помогают найти контакт друг с другом, учат работать в команде.

Используя естественный подход, учитель способствует формированию

понимания и установлению коммуникаций, а также стремится укрепить подлинную связь среди учащихся. На таких уроках необходимо использование реального материала для чтения.

Применение дидактических игр, вызывает интерес к уроку и повышает функциональную грамотность. При этом материал урока становится более интересным и доступным, увеличивается работоспособность.

Огромное значение в повышении грамотности обучающихся имеют уроки развития речи.

Уметь писать сочинение - значит уметь мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. Для развития речи можно использовать сочинения – миниатюры, изложении - миниатюры, которые развивают образное мышление ребенка, помогают поразмышлять над важными нравственными проблемами, которые актуальны сегодня, и много лет назад.

Дифференцированный подход является одним из основных принципов обучения. Он позволяет реализовать творческие возможности обучающихся. Используя такие формы работы, как парная форма работы, групповая, взаимопроверка, тестирование, лингвистические конкурсы, дидактические игры, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет достигать хорошей успеваемости обучающихся и развивать функциональную грамотность.

Принцип составления кластера прост: посередине листа записывается ключевое слово или понятие, отражающее суть темы, а вокруг слова, фразы или предложения, раскрывающие эту тему. По мере записи слова соединяются прямыми линиями с ключевым словом. Не мене интересна и продуктивна работа по составлению кластеров. Данные виды работы можно использовать на любом этапе урока и в качестве домашнего задания.

Нетрадиционные формы домашнего задания имеют большое значение для раскрытия творческого потенциала ребенка.

Виды домашнего задания:

лингвистические исследования текста;

создание кластеров, синквейнов;

составление словарей и словарных диктантов;

составление опорных конспектов, опорных схем и таблиц

В конце урока необходимо планировать вопросы, задания позволяющиеся обучающимся поразмышлять о том, чем они научились; определить цели следующего урока, оценить работу как самому обучающему, так и работу других. Необходимо уделять внимание и рефлексии. Что позволяет увидеть успехи и неудачи урока. И позволит запланировать эффективный и современный урок.

Сегодня меняется место и роль учителя в образовательном процессе. Я считаю, учитель должен быть организатором образовательного процесса в классе. Он должен организовать образовательную среду, серии мероприятий и коллективную работу обучающихся, создав атмосферу сотрудничества.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Словарная работа на уроках русского языка по Аооп для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Уровневый подход в процессе обучения учащихся казахской школы русскому языку и литературе

Главным критерием обучения учащихся,связанным с интересами,склонностями

школьников является дифференциация содержательной основы образования.

В связи с этим увеличивается доля самостоятельности учащихся в работе с учебной

литературой при изучении нового материала,выполнении заданий эвристического

и творческого уровней.Как на уроке,так и во внеурочное время необходимы

индивидуальные консультации учителя,а также создание условий для сотрудни-

чества и настроя на креативную деятельность.Функции учителя при таком подходе

меняются:он уже не информатор,а организатор,координатор,консультант в

самостоятельном добывании знаний учащихся.

Казахстанский ученый Караев Ж.A.считает,что обучение и воспитание в нынешнем

виде,подача материала,темы обучения,материалы для закрепления умений и

навыков предназначены для среднего ученика,поэтому так актуальна

индивидуализация обучения,которая тесно связана с дифференциацией,потому что

дифференциация-это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме,в

которой они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного

Применение технологии уровневой дифференциации позволяет придать обучению

русскому языку в школе с казахским языком обучения неформальный характер,так

как одной из типологических черт указанной технологии является использование

групповой организованной формы обучения.Общение детей в разноуровневых

группах,когда каждый выступающий должен предъявить текст как продукт своей

речемыслительной деятельности,который актуализирует функциональные речевые

умения.Более того,дифференциация заданий,предлагаемых учащимся,осуществ-

ляется не только между уровнями,но и внутри каждого уровня задания

распологаются в порядке нарастания сложности умений,требуемых для их

выполнения что уже на ученическом уровне позволяет получить неформальный

Таким образом технология уровневой дифференциаций позволяет построить такую

модель образовательного процесса,которая ориентирована на результат,что

согласуется с положениями концепции развития образования РК до 2015 года:

«Необходимо изменить содержание образование от знаниецентрического к

Актуальными на сегодня остаются проблемы привития обучающимся умения

самостоятельно добывать,анализировать,структурировать и эффективно

использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия

в жизни государства,поэтому важнейшим принципом в ходе учебно-воспитатель-

ного процесса является принцип единства обучения и воспитания.Исходя из этого

рассмотрим возможности каждого из дифференцированных уровней.

Первый уровень обучения предлагает основные понятия,закономерности,правила и

стандартные способы действий.Это значит,что школьник овладевает рефлексив-

ными умениями,т.е.способностью к самоанализу.Ученик осознанно и активно

расширяет словарный запас,знакомится со способами конструирования

предложения,с типологическими чертами различных видов текстов,прогнозируя

при этом будущий результат:умение ясно и точно выражать свои мысли.

Второй уровень усвоения материала требует от школьников выполнения действий

по правилам,по образцу,подчинения стандартным требованиям.Это одно из самых

непопулярных учебных действий,но,тем не менее,оно обладает воспитательной

значимостью:умение действовать по правилам ситуации урока,будучи

перенесенным во внеурочную и внешкольную жизнь,что означает гражданскую

толерантность,законопослушность,способность подчиняться требованиям,когда это

предпологают обстоятельства.В аспекте развития речи это означает стремление

следовать языковым нормам,речевую этикету,а также признание необходимости

безоговорочного следования нравственно-этическим нормам в речевом поведении.

Третий уровень освоения учебного материала,требующий применения полученных

на предыдущих уровнях знаний и умений в нестандартной ситуации,позволяет

формировать такие качества личности,как интеллектуальная лабильность,гибкость

мышления;тренирует волю в их реализации,а также развивает такое важное

свойство,как способность ученика принимать ответственность за принятое

решение.Мотивацией его познавательной деятельности на третьем уровне

управляет стойкий интерес к теме,учению,предмету.

Четвертый уровень предпологает наличие устойчивого познавательного

интереса,высокий уровень сформированности учебных умений,успешное усвоение

материала всех предыдущих уровней.Презинтация результата работы,выполненной

на творческом уровне,позволяет видеть не только качество обучения,показывает не

только уровень овладения языком,но и результат воспитания языковой личности

средствами иноязычного образования.

Средняя школа Устюрт

Уровневый подход в процессе обучения учащихся казахской

школы русскому языку и литературе

Выполнила: Кирбаева Камажай

2013-3014 учебный год

Краткое описание документа:

"Описание материала:

Уровневый подход в процессе обучения учащихся казахской школы русскому языку и литературе

"Главным критерием обучения учащихся,связанным с интересами,склонностями школьников является дифференциация содержательной основы образования.

В связи с этим увеличивается доля самостоятельности учащихся в работе с учебной литературой при изучении нового материала,выполнении заданий эвристического и творческого уровней.

Как на уроке,так и во внеурочное время необходимы индивидуальные консультации учителя,а также создание условий для сотрудни- чества и настроя на креативную деятельность.

Функции учителя при таком подходе меняются:он уже не информатор,а организатор,координатор,консультант в самостоятельном добывании знаний учащихся. Казахстанский ученый Караев Ж.A.считает,что обучение и воспитание в нынешнем виде,подача материала,

темы обучения,материалы для закрепления умений и навыков предназначены для среднего ученика,поэтому так актуальна индивидуализация обучения,

которая тесно связана с дифференциацией,потому что дифференциация-это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме,в которой они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Применение технологии уровневой дифференциации позволяет придать обучению русскому языку в школе с казахским языком обучения неформальный характер,так как одной из типологических черт указанной технологии является использование групповой организованной формы обучения.

Общение детей в разноуровневых группах,когда каждый выступающий должен предъявить текст как продукт своей речемыслительной деятельности,который актуализирует функциональные речевые умения.Более того,дифференциация заданий,предлагаемых учащимся,

осуществляется не только между уровнями,но и внутри каждого уровня задания распологаются в порядке нарастания сложности умений,требуемых для их выполнения что уже на ученическом уровне позволяет получить неформальный речевой продукт.

Таким образом технология уровневой дифференциаций позволяет построить такую модель образовательного процесса,которая ориентирована на результат,что согласуется с положениями концепции развития образования РК до 2015 года:

Актуальными на сегодня остаются проблемы привития обучающимся умения самостоятельно добывать,анализировать,структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни государства,

поэтому важнейшим принципом в ходе учебно-воспитатель- ного процесса является принцип единства обучения и воспитания.Исходя из этого рассмотрим возможности каждого из дифференцированных уровней.

"Первый уровень обучения предлагает основные понятия,закономерности,правила и стандартные способы действий.

Это значит,что школьник овладевает рефлексив- ными умениями,т.е.способностью к самоанализу.

Ученик осознанно и активно расширяет словарный запас,знакомится со способами конструирования предложения,с типологическими чертами различных видов текстов,прогнозируя при этом будущий результат:умение ясно и точно выражать свои мысли.

"Второй уровень усвоения материала требует от школьников выполнения действий по правилам,по образцу,подчинения стандартным требованиям.

Это одно из самых непопулярных учебных действий,но,тем не менее,оно обладает воспитательной значимостью:умение действовать по правилам ситуации урока,

будучи перенесенным во внеурочную и внешкольную жизнь,что означает гражданскую толерантность,законопослушность,способность подчиняться требованиям,когда это предпологают обстоятельства.

В аспекте развития речи это означает стремление следовать языковым нормам,речевую этикету,а также признание необходимости безоговорочного следования нравственно-этическим нормам в речевом поведении.

"Третий уровень освоения учебного материала,требующий применения полученных на предыдущих уровнях знаний и умений в нестандартной ситуации,позволяет формировать такие качества личности,как интеллектуальная лабильность,гибкость мышления;

тренирует волю в их реализации,а также развивает такое важное свойство,как способность ученика принимать ответственность за принятое решение.Мотивацией его познавательной деятельности на третьем уровне управляет стойкий интерес к теме,учению,предмету.

"Четвертый уровень предпологает наличие устойчивого познавательного интереса,высокий уровень сформированности учебных умений,успешное усвоение материала всех предыдущих уровней.

Презинтация результата работы,выполненной на творческом уровне,позволяет видеть не только качество обучения,показывает не только уровень овладения языком,но и результат воспитания языковой личности средствами иноязычного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные проблемы обучения русскому языку в казахских классах.

Обеспечить образовательные условия, которые дадут ребенку возможность глубоко раскрыть его потенциальные возможности.

Продолжить мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся , углубить инновационные процессы.

Продолжить дальнейшее развитие освоения новых эффективных технологий обучения и программ дифференцированного обучения.

Для реализации этих задач учитель должен помочь раскрыться каждому ученику, создать оптимальные условия для его становления личностного роста развития, так как учащиеся не всегда осознают свои возможности.

Но не все так просто. Для успешного решения вышеназванных задач нужно решить множество проблем, особенно характерных для школ , расположенных в сельской местности. Назовем основные из них:

Отсутствие языковой среды, особенно в отдаленных школах, расположенных в глубинке. В нашем районе в отдаленных от райцентра селах нет русскоязычного населения, нет смешанных школ, а тем более школ с русским языком обучения. Дети вынуждены слушать русскую речь только на уроках русского языка и литературы, притом что этих уроков мало – всего 3 часа в неделю: 2 часа русского языка, 1 час литературы.

Вторая проблема – это ограниченное количество часов , отведенных на изучение русского языка, в 5-9 классах на изучение русского языка отводится всего 2 часа, а на литературу – 1 час. Хотя по программе требуется усвоение учащимися огромного теоретического материала, от учащихся казахских классов требуют грамотного письма, почти как в русских классах, хотя там отводится вдвое больше часов на изучение этого предмета.

Третья проблема – это плохое качество учебников, которые не выдерживают никакой критики. Учебники неинтересные, непривлекательные, без иллюстраций, некрасочные, и даже встречаются ошибки в отдельных материалах теоретического характера. Как известно в учебниках по русскому языку в казахских классах много текстового материала, чтр связано в первую очередь с введением тезаурусно-ориентированной модели обучения. Многие тексты очень объемные, темы зачастую не связаны ни с языком, ни с литературой. Конечно, учитель должен варьировать содержание урока, но это же учебник, и если основной материал связан с этим текстом, то поневоле приходится обращаться к нему. При этом основная масса заданий к этим текстам связана не столько с комплексным анализом текста, сколько с воспроизведением отдельных его фрагментов. Основная масса текстов трудна по содержанию, ориентирована на учащихся,свободно владеющих русским языком, как правило, это ребята из городов, из северных областей, где высок процент русскоязычного населения. А детям из глубинки, из сельской местности, из южных регионов приходится очень трудно, так как они не владеют даже разговорным языком, не говоря уже о научных терминах. А самое важное то, что на уроках языка мы же должны заниматься повторением и обобщением языкового материала грамматического плана, который все же является более важным в плане свободного владения языком, тем более сегодня, когда учащимся предлагается сдавать экзамен в виде тестов. Не лишними были бы на уроках русского языка фрагменты произведений И.С.Тургенева,И.А.Бунина,М.М.Пришвина,К.Г.Паустовского, казахстанских писателей, которые дают нам великолепные образцы русской речи. Это дало бы возможность работать над художественными средствами языка, развивать навыки комплексного анализа текста, при этом изучение языка носило бы воспитательный и развивающий характер. Все это не исключает присутствия в учебнике текстов информативно-познавательного характера.

Следующая проблема – это отсутствие материально-технической базы , нехватка учебных кабинетов, отсутствие учебно-методического комплекса, таблиц, наглядно-иллюстрационных материалов, технических средств обучения, опять-таки особенно в школах, расположенных в сельской местности, особенно в глубинке.

Пятая прблема – снижение у учащихся интереса к чтению художественной литературы, особенно русской, чтение книг вытеснили различные информационно-коммуникационные средства информации, компьютеры, сотовые телефоны и др., пттеряна связь с библиотекой.

Общее понижение интереса к русскому языку в обществе, снижение приоритетных позиций русского языка, усиление интереса к изучению английского языка, что объясняется потребностью в овладении английским языком, как одним из самых востребованных в современном языковом пространстве, усиление роли английского языка в современном мире.

Одной из ощутимых проблем в обучении русскому языку является проблема детей – оралманов, вернувшихся на историческую родину из КНР. Эти дети требуют особенно много внимания и усилий. Особенно трудно дается детям-оралманам призношение русских слов, отсутствие словарного запаса, постоянно дети –оралманы допускают речевые ошибки, путают звуки Б и В, шипящие звуки и др.

Одной из самых главных проблем , во многом определяющих возникновение других спорных вопросов , является проблема трактовки целей и задач преподавания русского языка в классах с казахским языком обучения . Это выразилось даже в том, что за последние 5 лет несколько раз менялись как форма, так и содержание выпускного экзамена по русскому языку.Сначала выпускники сдавали письменный экзамен(диктант), котрый позже был заменен на устный экзамен. А в 2008 году Министерство образования РК предложило выпускникам тестовую форму сдачи экзамена, при этом оказалось , что тестовые задания очень трудные, ничем фактически не отличаются от тестов в классах с русским языком обучения. Сегодняшняя форма сдачи как части ЕНТ вызывает ряд вопросов. Набранные баллы по русскому языку никак не влияют на общее количество баллов, хотя при этом, они отнимают время у учащихся, отвлекая от основных предметов, а с другой стороны , дети просто не уделяют данному предмету много времени, сосредоточившись на других текстах.

У русского языка главная задача – способствовать межнациональному общению, взаимопониманию, расширению возможностей ученика в плане его перспективности. Это значит, что главная задача – работа по развитию коммуникативной компетенции каждого учащегося.

В заключение статьи , мне хотелось бы отметить, что это лишь небольшая часть проблем, которые достаточно актуальны и требуют серьезного анализа и изучения. Самое важное, что они вполне разрешимы , только следует более точно определить, чего конкретно мы хотим добиться от учащихся в плане изучения русского языка в классах с казахским языком обучения.

Инновационные методы преподавания русского языка и литературы в казахских школах

Традиционная система обучения несколько отстает от потребностей общества. Концепция современного образования определила цель профессиональной деятельности учителя – сформировать у учащихся способность к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Следствием этого становится разработка инновационных технологий в обучении. Инновационные методики характеризуются новым стилем организации учебно-познавательной деятельности учеников. Современные педагоги признают, что в развитии творческих способностей, интеллектуальной деятельности максимальные возможности представляет технология проблемного обучения.

В целом можно говорить о двух группах стратегий: непосредственно влияющих на научение и способствующих научению.

К числу первых могут быть отнесены:

· когнитивные стратегии, которые используются учащимися для осмысления материала,

· стратегии запоминания – для его сохранения в памяти,

К числу вторых – стратегии, связанные с созданием условий для обучения и способствующие преодолению психологических трудностей в овладении языком.

В последние десятилетия в связи с развитием современных образовательных технологий в учебный процесс стали широко внедряться аудио- и видеозаписи, компьютерные программы, дистанционное обучение. Информационные технологии обогащают учебный процесс во многих областях знания, в самых различных условиях обучения и на всех его уровнях. В полной мере это относится к преподаванию иностранных языков особенно за рубежом, где непосредственный контакт с изучаемым языком ограничен.

В рамках данной технологии ученик действительно становится активным субъектом учебного процесса, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Цель таких методик — активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания. Инновационное обучение предполагает обязательное включение учащихся в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями.

Особенностями инновационного обучения являются:

· работа на опережение, предвосхищение развития;

· открытость к будущему;

· направленность на личность, еѐ развитие;

· обязательное присутствие элементов творчества;

· партнѐрский тип отношений: сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь и др.

Инновационные технологии позволяют реализовать одну из основных целей обучения русскому языку и литературе - дать возможность перейти от изучения предмета как системно-структурного образования к изучению его как средства общения и мышления, а учебно-познавательную деятельность перевести на продуктивно-творческий уровень.

Использование проектной технологии: повысит и углубит интерес детей; разовьет творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления;

поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения), коммуникативные умения (работа в группах).

Взаимодействия с группой на уроках и вне их, обеспечения сотрудничества обучающихся на уроке учитель-гуманитарий обязан создавать атмосферу доверия, взаимного уважения между преподавателем и учащимися, вовлекать учащихся в активную самостоятельную деятельность. На уроках - зачѐтах возможно осуществлять групповую работу, что способствует воспитанию коллективизма, создаются условия для раскрытия и проявления индивидуальных особенностей учеников. Кроме того, на таком уроке создаѐтся атмосфера сотрудничества ученик – ученики, а участие консультантов и ассистентов на этапе проверки обеспечивает сотрудничество учитель – ученики.

В современном (―информационном‖) обществе одним из быстро развивающихся методик и вызывающий огромный интерес со стороны учащихся является применение интернет ресурсов как инновационный подход к обучению.

Идея использования Интернета в образовании не нова. Уже с начала 1990-х годов национальные и интернациональные компьютерные сети стали широко использоваться в учебных целях в рамках разных образовательных подходов. И учащиеся, и учителя смогли обмениваться информацией в режиме, не зависящем от времени и места. Новые дигитальные технологии освободили человеческий разум для более креативных задач, что способствует развитию личности. Это позволяет ученикам творчески взаимодействовать и с одноклассниками, и с учителем.

Интернет позволяет организовать реальную, мобильную информационную среду, в которой можно не только черпать информацию, но и решать множество других коммуникативных задач. Его использование помогает повысить мотивацию учащихся, поскольку в случае применения Интернета во время классных и индивидуальных занятий современные ученики получают возможность погружаться в привычную для них информационную среду. В Интернете в учебных целях используются самые разные по масштабам ресурсы — от веб-страничек с интересными учебными материалами (часто тестовыми) до объѐмных проектов для полноценного, с точки зрения составителей, дистанционного обучения.

· Преподаватель, используя Интернет, может актуализировать материал собственных учебников;

· найти дополнительную информацию;

· разместить учебную информацию;

· разработать интерактивные обучающие применить различные формы контроля и организовать обратную связь;

· осуществлять контакты между разными членами группы; работать с гипертекстами, аудио- и видеофайлами и блогами.

Особенно хорошо использовать интернет-общения с учащимися вузов зарубежных стран при изучении классиков русской литературы, вызывающий большой интерес у зарубежной молодежи. Это дает возможность учащимся рассмотреть смысл произведения с разных сторон

Интернет позволяет реализовать различные приѐмы, предоставлять методические разработки, разнообразить учебный процесс, сделать его более привлекательным, принимать во внимание потребности и интересы субъекта обучения, уровень его подготовки, оперативно и целенаправленно контролировать работу учащихся, эффективно управлять ею.

Говоря о недостатках работы с применением Интернета, исследователи упоминают в качестве основного замкнутость учебных материалов на себя (невозможность выйти в живую сеть). Преодолеть этот недостаток можно, направив учащихся к конкретным сегментам Интернета, связанным с изучаемыми темами.

Эту проблему можно решить следующим способом. Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса).

Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли. Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика.Попадая в необычную ситуацию, ребѐнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер.

Она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.

Уроки такого плана требуют тщательной подготовки и ученика, и учителя. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается, прежде всего, в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объѐм исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединѐнных общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.

Читайте также: