Доклад по развитию речи в средней группе

Обновлено: 02.05.2024

Главное новообразование данного возраста – развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов. Они пытаются нам много рассказать, но захлебываются в эмоциях и слов не всегда хватает.

Поэтому стараемся задействовать речевую деятельность в режимных моментах:

Образовательные ситуации мы проводим в режимных моментах в любое время дня. Следует отметить, что образовательные ситуации в режимных моментах:

1. Кратковременны и протекают от - 5-6 до 10-15 минут.

2. Предполагают объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек) участие в ней зависит прежде всего от их желания.

Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми.

Реально-практические: рассматривание картины, предметов, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. п.

Игровые ситуации проводятся с дидактической куклой.

В образовательных ситуациях используем героев любимых мультфильмов детей. Например: в утренний отрезок времени бельчонок приходит к детям в группу. Он спрашивает у детей об их настроении, о том как дети провели выходные дни. Где были, что видели, что интересного узнали? и т. п. С этим же героем организуем такие образовательные ситуации: "Предметы, которые сделаны людьми", "Мои любимые игрушки", "Для чего нам нужна мебель? "и т. п.

В данных образовательных ситуациях мы пользуемся такими приемами, как рассматривание, сравнение предметов, определение свойств и качеств предметов, объектов и материалов, организуем экспериментирование для выявления их особенностей.

Одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее, играем с детьми в игру "Жили-были в детском саду дети", которые очень любили гулять. Говорим с детьми какого цвета у них одежда, придумываем на что похожа одежда (шарф- это дорога, ручеек, из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д.).

В вечерний отрезок времени проводим индивидуальную работу по развитию речи детей: придумываем вместе с ними загадки, разучиваем небольшие стихи, разыгрываем театрализованные постановки и пр.

2. НОД осуществляется в форме образовательной ситуации. Это могут быть как итоговая форма работы по теме, так и форма обогащения представлений детей по теме.

Традиционные формы занятий по развитию речи:

Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии вы родители должны начинать с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе мы думаем,что наши усилия без вашей помощи будут недостаточны.

Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия воспитателей детского сада и родителей — установление доверительных отношений с родителями и воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

  • Овладение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы:

- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?

Краткая характеристика речи детей средней группы

Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

  • исчезает смягченное произношение согласных;
  • многие звуки произносятся более правильно и четко;
  • исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;
  • исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з. ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще

не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки лир.

Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у

Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у

детей, начатую в младших группах.

Обследование речи детей

Как и во второй младшей группе, в средней проводится обследование словаря, грамматического строя и звукопроизношения. Сюжетные картинки используют для обследования фразовой речи; предметные картинки для обследования звуков: свистящих (с, с’, з, з’, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), сонорных (л, л„ р, р,), звонких (в, д, б, г).

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все данные заполняет в тетрадь. Когда обследование закончено, он составляет сводную таблицу состояния речи детей всей группы, отмечая и результаты работы над речью детей в течение всего года.

В средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха и как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем.

Продолжается работа по развитию речевого дыхания: на одном выдохе дети произносят фразу из четырех-пяти слов.

Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание.

Развивают мелодико-интонационную сторону речи.

Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка. Отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняют произношение свистящих звуков.

Большое внимание уделяют отработке движений языка, от дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков:

  1. Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ, и сонорных л,р требует движения языка вверх, которое можно отработать, уточняя и закрепляя звуки т,д, н.
  2. Для четкого произношения звуков должна быть подвижна не только передняя часть языка, но и задняя. Этому способствует уточнение и закрепление звуков к,г, х, ы.

В средней группе проводится отработка следующих звуков:

В средней группе воспитатель решает задачи по развитию связной речи

При решении задач развития диалогической речи вам предстоит:

  • формировать у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре;
  • воспитывать общительность, сдержанность, тактичность качества, необходимые человеку для общения с окружающими, помогать детям усваивать лексику и грамматику родного языка, овладевать произношением слов.

Ребенок растет, разнообразнее становятся его интересы и запросы, определеннее стремление познавать окружающий мир. Все это находит отражение в речи детей, которая характеризуется рядом новых достижений. Вот некоторые из них. Дошкольники четырех-пяти лет:

  • проявляют интерес к тому, как предметы и их части расположены относительно друг друга. Появляется необходимость в употреблении предлогов (в, на, над, под, за, из- за, из-под, около, между и т.п.) и соответствующей группы наречий (далеко, высоко, вверху, рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.п.);
  • способны выполнять разнообразные интеллектуальные операции. Связанные с сравнением предметов и их группировкой, классификацией и сериацией. Дети начинают различать и употреблять в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия 9посуда, одежда, мебель, животные - домашние и дикие, цветы - садовые, луговые и т.п.), прилагательные сравнительной и превосходной степеней (тонкий, самый тонкий, тонюсенький);
  • демонстрируют удивляющее взрослых языковое чутье. Используя аналогии, они легко усваивают способы образования существительных с самыми разными суффиксами, глаголов с приставками;
  • начинают в общении ориентироваться на мир людей и человеческие отношения. Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми этических норм и правил поведения.

Ваша задача - привлекать внимание детей к новым словам pi помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации.

У детей пятого года жизни диалоги, возникающие в ходе любой продуктивной деятельности, уже достаточно содержательны. Ваша задача - не оставлять без внимания вопросы детей: «Как

Беседуя с детьми, важно:

Формы работы на активизацию диалогической речи I Занятия и игры-занятия.

Цель занятий и игр-занятий - вовлекать детей в разговор на определенную тему и позволять высказать свои соображения по целому ряду простейших, простых и более сложных вопросов, которые ставит взрослый. В этих речевых диалогах педагог берет на себя ведущую роль.

В играх-занятиях дети, как и педагог, принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. На некоторые вопросы они могут давать фантастические по своей нелепости ответы, свободно манипулируя впечатлениями. Это характерно для четырехлетних детей. Ребенок действительно уже много знает и, не смущаясь, о многом судит, восполняя недостаток знаний своими оригинальными выдумками, в которых причудливо взаимодействуют реальные факты. Ролевые диалоги позволяют включать в игру юмористические вопросы, и они доставляют обеим сторонам особое удовольствие.

Дети этого возраста готовы разговаривать с педагогами на многие темы, но их речь наиболее результативна, если разговор касается:

  • личных проблем ребенка;
  • домашних животных;
  • леса и его обитателей;
  • животных Африки.
  • зоопарка и цирка,
  • маленьких существ типа лесовичков, домовых, гномов и т.п.,
  • героев телепередач для малышей и взрослых.

В этой игре вам надо взять на себя роль мышонка, который временно остался один. Он горюет и плачет, а разные звери и птицы (а также дети) пытаются развлечь его беседой. По просьбе мышонка они поют ему песенки, читают стихи, показывают книги с картинками, объясняют правила игры. Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает.

  • Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет?
  • Я с тобой поговорю. Я твои слезки вытру.
  • А ты кто?
  • Я африканская мартышка. Слыхал?
  • Нет, мне мама про мартышку не рассказывала. А почему ты фри., фри., фрикадельская мартышка?

Не фрикадельская, а африканская. Я живу в такой стране - Африка называется.

  • Ты ко мне близко не подходи, потому что ты лохматая, как кошка. Ты меня не съешь?
  • Не съем. Я ем бананы и яблоки.
  • Бананы? А что это такое -бананы? Они похожи на сыр?
  • Не похожи, но они вкуснее сыра. Я их обожаю.
  • Что делаешь?
  • Ну, обожаю, то есть очень сильно люблю.
  • Вкуснее сыра ничего на свете нет! Я его тоже обожаю.
  • А ты попробуй банан. У меня вот один случайно остался.
  • Какая большая еда! И жесткая.
  • Сейчас я его очищу и дам кусочек, (чистит, отламывает
  • Вкусный. Я маме и братишкам оставлю. А ты научи меня собирать мышку разрезных кубиков. Я видел, у тебя это ловко получается., и т.п.

О моих сокровищах

В любое время года дети готовы беседовать о том, какими замечательными сокровищами они обладают. У каждого - свой набор. Время от времени сокровищница пополняется. Поэтому беседы о содержимом сокровенной коробочки не надоедают детям.

III. Игры и упражнения со звуками и буквами

Многие дети в четыре-пять лет правильно произносят все звуки родного языка, но достаточно много и таких детей, которые искажают и заменяют в словах шипящие и свистящие звуки, а также звуки л, л’, р, р . Дети, имеющие дефекты речи, требуют к себе особого внимания. С ними необходимо проводить индивидуальные занятия, включающие показ и объяснение артикуляции звуков, многократное их повторение посредством игровых упражнений

На пятом году жизни у детей заметно улучшается фонематическое восприятие, сформированность которого имеет огромное значение не только для овладения звукопроизношения, дикцией, но и для подготовки к обучению грамоте.

Интерес к звуковой стороне слова у детей выражается:

Целенаправленная и систематическая работа воспитателя по развитию речи позволяет выполнить программные задачи, поставленные для детей среднего возрастного уровня.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"


Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет.


ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт.


С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач .


Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет.


Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени.

Работа по развитию речи детей в нашей группе осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

1. Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

2. Обучать рассказыванию, связной речи.

3. Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо).

4. Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность голоса.

5. Формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.

6. Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.

Цель: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на основе использования составления описательных рассказов и навыков пересказа.

Активизировать движения пальцев рук; развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Научить ребенка правильным движениям органов артикуляционного аппарата.

Актуальность: речевого развития детей дошкольного возраста состоит в том, что предметно-развивающая среда продуктивная деятельность с использованием разных технологий по развитию мелкой моторики является наиболее благоприятной для развития и коррекции речевых навыков детей, их способностей.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные формы и методы речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, а также сочинение рассказов по картине, серии сюжетных и опорных картинок.

Перед каждым занятием по развитию речи проводим артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика представляет собой занятия с ребенком, в ходе которых задействуются небо, губы, язык и мимические мышцы. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.

Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом. Развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Все упражнения проводятся в игровой форме.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Систематическое использование настольных игр значительно улучшает грамматический строй речи детей.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию настольных игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Настольная игра развивает речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Подготовила воспитатель Миназова Г. Р.

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы Я, Федорова Дария Михайловна, молодой педагог, хотела бы поделится с вами, своей методической разработкой по развитию речи детей в средней.

Совместная работа логопеда и воспитателя в развитии мыслительных процессов и связной речи у детей приемами мнемотехники Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных возможностей.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Методы развития речи, применяемые мною:
Наглядные: наблюдения в природе, экскурсии, изобразительная наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним;
Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности;
Практические: дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.
Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьми являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются:
- в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы;
- в ходе режимных моментов;
- в свободной самостоятельной деятельности;
- во взаимодействии с семьями.
Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых я организовываю разговоры с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки, припевки, потешки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости .
В процессе речевого общения с детьми использую и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:

- помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой. ), связанных с конкретными зрительными представлениями;

- помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый. );

- способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно- пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, то есть все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

-неправильное произношение шипящих и сонорных звуков;

-недостаточно развитая интонационная выразительность;

-недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование, нарушают структуру и последовательность изложения, не могут вязать между собой предложения и части высказывания.

Речевой навык не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (прежде всего родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Лучше обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере привлекайте внимание ребенка к окружающему.

Читайте также: