Доклад по мхк 8 класс

Обновлено: 28.06.2024

Художественный образ. Художественный образ -. Форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. - Художественный образ.ppt

Искусство в жизни человека

Стили живописи

Форма здания

Здание как сочетание различных объёмов. Гораздо чаще встречаются постройки, имеющие более сложную композицию. Время, деньги, организаторские способности. Объёмные элементы соединяют по принципу: Растянутость Сжатие Стремление ввысь. Разнообразие зданий может достигаться уникальностью и неповторимостью конструкций . ПрПППрПррПРПппПррррПрр. Соединение объёмов на примере храма. Выполните творческое задание: Соедините объемные формы в единый архитектурный облик. Ответь на вопросы: Интересные факты: Самый высокий небоскрёб в Дубае. - Форма здания.pptx

Архитектура и стиль

Архитектурные стили. Саратова. Романский стиль. Готика. Барокко. Рококо. Ампир. Классицизм. Модерн. Конструктивизм. Хай-тек. - Архитектура и стиль.ppt

Дом человека

Проекты домов

Тёплый дом. А. Вивальди. Почему в Карельских домах зимой холодно, а летом жарко? Цель проекта: Дидактические цели: Методические задачи: Этапы работы над проектом. Выбор темы, распределение по группам.- 1 урок, 15 мин. Планирование деятельности, распределение обязанностей в группах. – 2 урок, 15мин. Доработка проекта. – Неделя. Наши исследования: Какие бывают дома. (картинки являются гиперссылками). Проекты домов из кирпича. Кирпичные дома в буквальном смысле строятся на "века". Проекты домов из бруса. Дома из бруса выглядят монолитными и не нуждаются в наружной и внутренней отделке. - Проекты домов.ppt

Скульптура как вид искусства

Развитие скульптуры

Развитие скульптуры. Глиняная фигурка женщины. Женское изображение. Эпоха палеолита и неолита. Палеолитические Венеры. Круглая скульптура. Развитие скульптуры. Рельефы исполнялись на каменных пластинах. Скульптура часто служила средством украшения. Первобытные скульпторы. Скифские золотые рельефы. Цивилизация Нок. Скульптура древнейших цивилизаций. Древняя египетская цивилизация. Выражение всеобъемлющей идеи деспотизма. Статуи фараонов и их жён. Монументальная скульптура Древнего царства. Раннее царство. Тела статуй. Фигурки работников. Развитие скульптуры. Период XVIII династии. - Развитие скульптуры.ppt

Фламенко

МХК театр

Театры Саратова

Мировое кино

Киноискусство. Вид художественного творчества. Виды киноискусства. Короткометражное кино. Документальное кино. Кинематографические школы. Американское кино. Французское киноискусство. Индийское кино. Советское кино. Российское кино. Кинофестивали и кинопремии. Спасибо за внимание. Мировое кино. - Мировое кино.pptx

Готическое искусство

Готический стиль в архитектуре Средневековья. Происхождение готики. Знания о готическом художественном стиле. Готика. Монахи. Готическое искусство. История. Готическое искусство. Стиль готики. Структура здания. Готическое искусство. Боковой распор свода. Готические памятники. Готическое искусство. Собор Парижской Богоматери. Собор в Шартре. Зрелый стиль. Реймский собор. Большие соборы. Кёльнский собор. Претенциозность. Интерес к реальным природным формам. Список использованной литературы. Спасибо за внимание. Автор проекта. - Готическое искусство.pptx

XIX век в искусстве

"XIX век в зеркале. Основные художественные направления. Черты. Черты классицизма. Произведения искусства. Черты романтизма. Художественное произведение. Эжен Делакруа. Вечность. Встревожен мертвых сон. Ханс Христиан Андерсен. Оноре Домье. Перед вами картины двух художников. Изображения. Репродукции картин. Импрессионизм. Клод Моне. Постимпрессионизм. Репродукции картин Поля Сезанна. Характерные черты творчества Винсента Ван Гога. Характерные черты творчества Поля Гогена. Проверь себя. - XIX век в искусстве.ppt

Икона Богоматери

Художественная культура 19 века

История России. XIX век. Художественная культура (ч.2). 1.Музыка. 2.Театр. 3.Художественные промыслы. Чем объяснить взлет русской культуры во 2-й половине 19 века? 2-я пол.19 в.-время расц-вета русской музыки. 1.Музыка. М.П.Мусоргский. П.И.Чайковский. Фотография 1860 г. Московская консерватория. К.19 века. 2.Театр. Памятник А.Н.Островскому. М.Н.Ермолова в роли Жанны д’Арк. Богородская игрушка. 3.Художественные промыслы. Цирковой козел. Дымковская игрушка. Братина. Хохломская роспись. - Художественная культура 19 века.pptx

Живопись второй половины 19 века

Художники-передвижники 19 века

Живопись XIX века. Карл Петрович Брюллов. Мастер исторической живописи. Его работы. Алексей Гаврилович Венецианов. Родоначальник крестьянского бытового жанра. Его работы. Александр Андреевич Иванов. Мастер исторического жанра. Его работы. Орест Адамович Кипренский. Тонко прописанные портреты. Его работы. Иван Николаевич Крамской. Русский художник. Его работы. Василий Андреевич Тропинин. Сын крепостного крестьянина. Его работы. Павел Андреевич Федотов. Мастер сатирического направления. Его работы. Иван Константинович Айвазовский. Мастер романтического морского пейзажа. - Художники-передвижники 19 века.pptx

Русская архитектура XIX века

Русская архитектура 19 века. Здания, построенные в стиле классицизма. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства. Возведение в начале XIX века здания Биржи. Невский проспект. Строительство 1829-1834 гг. Александринский театр. Михайловский дворец. Большой театр. Памятник Минину. Большой Кремлёвский дворец. Собор Казанской иконы Божией Матери. Исаакиевский собор. Здание Генерального штаба. Петергоф. Восхитительные парки. Эклектика. Политехнический музей. Исторический музей. Храм Христа Спасителя. Эрмитаж. Царское село. Екатерининский дворец. Павильон "Грот". - Русская архитектура XIX века.pptx

Архитектура второй половины 19 века

Архитектура второй половины 19 века. Изжил себя классицизм. Направление, провозгласившее “русско-византийский” стиль. Фасад большого Кремлёвского дворца в Москве. Направление в архитектуре. Центральный фасад Московского Политехнического музея. Направление было основано на подражании нарядному московскому зодчеству. Здание Исторического музея в Москве. В моду входят шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры. Городская дума в Москве. Верхние торговые ряды в Москве. Здания архитекторов. Архив Государственного Совета в Петербурге. Балтийский вокзал. Особая страница в русской архитектуре. - Архитектура второй половины 19 века.pptx

Театр 19 века

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по МХК для учителя и ученика.

  • Все 778
  • Уроки 169
  • Презентации 393
  • Тесты 85
  • Планирование 37
  • Мероприятия 32
  • Прочее 62

Нажмите, чтобы узнать подробности


Разработка урока для 8 класса по МХК "Искусство открывает новые грани мира"по теме " Мадонна в скалах".


Данная программа может быть использована на занятиях дополнительного образования, классных часах, уроках краеведения.



Разработка знакомит учащихся с национальной культурой народов России; формирует умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности.





Материал дает возможность проверить знания учащихся по теме. Может быть использован на конкурсных мероприятиях, посвященных данной теме.



В презентации рассказывается о самом красочном, счастливом,радостном, главном обряде на Руси -русском свадебном обряде,правилами проведения всех участников этого события.


Данная презентация разработана к теме "Художественные символы народов мира". С помощью презентации нужно заполнить схему. Сначала демонстрируется фото символа, учащиеся определят название.


Конкурс знатоков архитектуры рекомендуется проводить, как итоговый тест, после прохождения блока тем "Архитектурные стили".


Сальвадор Дали испанский живописец, график, скульптор, режиссер, писатель.Один из самых известных представителей сюрреализма. Тема &laq.


Итоговая тестовая работа по искусству 8 класс В 1-10 заданиях выбрать правильный ответ 1. Что такое искусс.

Специально для учителя МХК. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по МХК 8 класс.


Образ женщины - матери сквозь века

Презентации

Образ Богоматери. Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, но все они восходят к четырем основным типам.


Презентация к уроку искусства

Презентации

Презентация к первому уроку искусства в 8 классе "Искусство вокруг нас"


Мировое Древо как отражение единства мира

Презентации

Презентация для темы о Мировом Древе в искусстве народов мира. В презентации рассмотрены: идея Мирового Древа, Мировое Древо в различных культурах народов мира, Мировое Древо в.


Презентация по искусству на тему "Человек в зеркале искусства: Александр Невский"

Презентации

Цели и задачи урока: - уметь анализировать образ героя, представленного разными видами искусства; - изучить факты истории России, связанные с личностью Александра Невского; -.


Презентация к уроку искусства в 8 классе на тему "Художественный образ - стиль - язык"

Презентации


Портреты наших великих соотечественников

Презентации

Тон Константин Андреевич(26 октября (6 ноября) 1794 года - 25 января (6 февраля) 1881 года) Известный русский архитектор XIX века, профессор, а впоследствии.


Скульптура и живопись Липецкого края

Презентации

•Отдел современной скульптуры Липецкого областного художественного музея начал работу в марте 2012 года на базе действующей творческой мастерской народного художника РФ.


Достопримечательности Усманского края

Презентации

¡Каменная тёплая церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1858 году на средства прихожан (упоминается, что храм строился с 1845 по 1861 годы). Приход был открыт.


Как человек реагирует на явления

Уроки

данный файл предназначен для урока МХК в 8 классе


Рабочая программа по предмету "Мировая художественная культура для учащихся 8 класса"

Планирование

Рабочая программа по предмету Мировая художественная культура для учащихся 8 класса.


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Способность художника видеть и образно воссоздавать окружающий мир
воплощается в изобразительных видах искусства: живописи, графике и
скульптуре. Их основная задача - изображать мир – определилась ещё в
глубокой древности, когда человек только начинал учиться зримо и наглядно
показывать предметы и явления действительности. Самыми ранними
изображениями можно считать пиктографическое (рисуночное) письмо,
используемое для общения и содержащее определённую информацию о мире.
Витраж в дома Лео Морера.
Архитектор Л. Доменек-и-Монтанер.
Барселона. Испания. 1902-1906г.

В существующих классификациях изобразительные искусства рассматриваются
как пространственные виды, не способные изменяться и развиваться во
времени. Им недоступна прямая передача времени, хотя они могут
запечатлеть неподвижность явлений и остановить действие. Это искусства
пластические, наряду с архитектурой и декоративно-прикладным
искусством, дизайном, создают материальную среду для существования
человека.
Важнейшей особенностью изобразительных искусств является то, что мы
способны воспринимать их только визуально, при помощи зрения. Глаз
человека собирает информацию об объектах реального мира, улавливает и
запоминает их формы, размеры и цвет. Попадая в мозг, она расшифровывается,
анализируется, запоминается и становится основой для создания художественных
образов.
Резвящиеся дельфины. Фреска. XVI в. до н.э.
Кносский дворец

На первый взгляд понимание произведений изобразительного искусства
кажется предельно простым, не требующим специальной подготовки.
Действительно, воспринимать изображённое на полотне или в скульптуре
гораздо проще, чем уловить суть музыкального произведения или символику
танца. Но это вовсе не означает, что художественный образ в произведениях
живописи, графики и скульптуры выступает как некая наглядная картинка, в
точности воспроизводящая предметы и формы реального мира.

Художник не просто фиксирует то, что он видит в действительности. Он делает
свой выбор, отбрасывает всё несущественное и незначительное, особо выделяя то,
что позволяет более ярко, полно и наглядно выявить суть предмета или явления.
Этот процесс отбора, обобщения и выявление главного и есть создание
художественного образа. Следовательно, произведения живописи, скульптуры и
графики не только изображают действительность, но и выражают отношение
автора к ней.
Например, великий голландский художник XVII в. Рембрандт, получая заказы от
богатых современников, нередко с такой силой и остротой показывал их
внутреннюю сущность, что заказчики отказывались от выполненных полотен.
Рембрандт. Автопортрет с золотой цепью. 1633 г. Лувр, Париж

Если раньше от художника требовали строгого соответствия действительности, то
сейчас, когда стремительно развиваются искусство фотографии и кино, её четкая
фиксация становится не столь важной. Так, например, произведения абстрактного
искусства вообще не предполагают прямых аналогий с окружающей
действительностью. Беспредметные пластические, цветовые и ритмические
композиции, не имеющие конкретного содержания, способны вызвать у зрителей
самые различные ассоциации.
Джорджо де Кирико. Гектор и Андромаха.1942 г.
Частная коллекция, Болонья, Италия

Каждый художник изображает окружающий мир по-своему, с помощью
различных средств и техник. Живописцы используют кисти, краски, холст,
графики – карандаш, перо, скульпторы – резец, глину, камень или дерево. Если
живопись говорит на языке цвета, то графика – на языке линий и пятен на
плоскости, скульптура – на языке объёмов.
У каждого великого мастера свой особый почерк. При создании некоторых
скульптурных работ Микеланджело сознательно отказывался от тщательной
полировки мрамора, оставляя на поверхности камня грубые насечки или вовсе не
обработанные места. Своеобразие живописной манеры Рембрандта во многом
определило искусство колорита и светотени, в которых ему нет равных. Известно,
что при нанесении красок на холст он использовал не только кисть или шпатель, но и
пальцы руки. Когда же его упрекали в неравномерном нанесении красок, Рембрандт с
гордостью говорил, что он не красильщик, а художник.
Микеланджело.
Пьета Ронданини.
1552-1556 гг.
Замок Сфорца,
Милан
Рембрандт ван Рейн.
Ночной дозор. 1642 г.

Произведение изобразительного искусства –
это художественное целое, в котором все
средства воспроизведения действительности
подчинены общей задаче творца.
Огромную
роль
при
этом
играет
композиционный замысел художника.
Композиционный замысел учитывает закон
цельности, взаимной согласованности всех
элементов и частей изображения. Основными
правилами композиции являются передача
ритма, выделение центра, симметрия или
асимметрия,
соотношение
главного
и
второстепенного планов изображения.
Амфора из Аттики. Середина VIII в.до н.э.
Музей античного прикладного искусства, Мюнхен

Ритм в изобразительном искусстве – это повторение, чередование элементов,
создающих гармоничное целое.
Ритм всегда предполагает движение в
окружающем пространстве, он позволяет воспринимать сюжет в его внешнем
и внутреннем развитии. Ритмически чередующиеся изображения в рельефах и
фресках характерная черта египетского искусства. Древнегреческое искусство
скульптуры и вазописи следовало законам ритма и симметрии
Росписи гробницы Рехмира.
XVIII династия. Шейх Абд
эль-Курна, Египет

Большую роль в создании композиции играет перспектива (от фр. Perspective
– видеть насквозь, внимательно рассматривать) - особое расположение фигур
и предметов, позволяющее передать глубину трехмерного пространства.
Метод перспективы, основан на строгом математическом расчёте, был
открыт в 15в., в эпоху Раннего Возрождения. До этого времени в древнем и
средневековом изобразительном искусстве пустота, даль, протяжённость
пространства не передавались.
В настоящее время различают линейную, воздушную и обратную
перспективы.
Линейная (прямая) – геометрическая конструкция
пространственного изображения, обусловленного
степенью его отдаленности от зрителя.

Обратная – условна и противоположна линейной
(например, в средневековом изобразительном искусстве).
Существуют и другие разновидности перспективы, например изображение с
высоты птичьего полёта. В одном и том же произведении изобразительного
искусства могут одновременно присутствовать прямая и обратная перспективы.

Любая композиция всегда строится с учётом особенностей
нашего зрения. Богатство зрительных впечатлений создаёт
настроение,
определяет
эмоциональный
строй
произведения изобразительного искусства. Особенно
важную роль здесь играет освещённость предметов,
тоновые и цветовые контрасты.
Действительно,
характер
изображения
нередко
определяется светотенью - градациями тёмного и
светлого тонов, позволяющими воспроизводить на
плоскости объём и форму предметов в пространстве.
Важнейшие открытия в области света и тени
принадлежат художникам Возрождения. Контрастные и
яркие цвета переднего плана в глубине сменяются
светлыми переливами нежных красок. В своих
произведениях они научились передавать особенности
воздушной среды.
Ж.де Латур. Магдалина с ночником.
1640-1645г. Лувр. Париж.
Леонардо да Винчи.
Мадонна в скалах.
1483-1486. Лувр.
Париж.

Свет прямой и отражённый, холодный и тёплый, утренний, полуденный и
сумеречный помогает нам лучше увидеть и почувствовать цветовые оттенки
предметов (учёные утверждают, что человеческому глазу доступно около 40
тысяч оттенков цвета). Каждый цвет способен оказывать воздействие на
человека: оранжевый и красный – возбуждают энергию, зелёный –
успокаивает, синий и фиолетовый – усыпляют. Особенно цвет необходим в
живописи, а вот в скульптуре и графике он нередко играет второстепенную
роль.

Линия, как почерк способна передать душевное состояние человека,
определить его индивидуальный характер изображения.
С её помощью можно передавать границы форм. Контуры предметов,
напряженность, плавность, гибкость, её можно закрутить в спираль или
завязать в узел.
Василий Кандинский. Секущая линия.
1923 г. Дюссельдорф. Германия
У. Крейн. Лебеди и ирисы. Эскиз обоев.
1875 г. Музей Виктории и Альберта,
Лондон.

Выразительность зримого образа создаётся с помощью контрастов и
нюансов. Противопоставление и усиление соотносящихся между собой
элементов, цветов, их качеств и свойств достигается за счёт использования
контрастов (от фр.contraste - противоположность). Давно подмечено, что чем
сильнее контраст между объектом и фоном, тем отчетливее, рельефнее
воспринимается форма объекта. Резкий контраст свидетельствует о сильных
драматических чувствах
(тревоге, решительности, ярости, утверждении). Там, где противопоставления
сближены, контраст мягкий.

Не меньшее значение приобретают нюансы (от фр. nuance - оттенок) –
небольшие, едва видимые различия между отдельными элементами формы,
цвета, сближающие их.

Большое значение в изобразительном искусстве имеют текстура и фактура –
материальные, осязаемые свойства поверхности какого-либо предмета.
Текстура (от лат. Textura – ткань, связь, строение) понимается зрительно
воспринимаемый
характер
поверхности
какого-либо
материала,
обусловленный его внутренним строением, структурой. Это может быть
гладкость металла, шероховатость камня, слоистость дерева, сетчатость ткани или
зернистость гранита. Текстура определяется химическими и физическими
свойствами материала и этим отличается от фактуры.

Фактура (от лат. Factura – обработка, строение) – это характер обработки
поверхности с помощью инструмента (кисть, резец). Фактура может
полностью или частично совпадать с текстурой, а может значительно
отличаться от неё. В переносном смысле – это индивидуальный почерк,
особенность работы художника. Восприятие фактуры зависит от
освещенности и является значительно более субъективным, чем оценка
текстуры той же поверхности.

Виды живописи
Монументальная
живопись
Театральная
декорация
Иконопись
Станковая
живопись
Панорама и
диорама
Миниатюра

В зависимости от функционального назначения и материальной основы (несущей
плоскости), на которую наносится красочный слой, живопись делится на
монументальную и станковую.
Виды живописи
Монументальная
живопись
Станковая
живопись
Основные
виды
фреска
витраж
Живопись созданная
на мольберте
мозаика
Разновидность монументальной
живописи - декорационная
стенные
росписи
плафоны
панно
В станковой
живописи
применяются
масляные
краски
темпера
акварель
гуашь

Монументальная живопись воплощает глобальные идеи и значительные темы,
напоминает о важнейших событиях прошлого и настоящего.
Для неё характерны масштабность композиций и их обусловленность уже
организованной архитектурной средой. Изображения обычно наносятся на
неподвижные внутренние и наружные стены зданий (стены, своды, опоры) или
специальные конструкции. Монументальная живопись активно участвует в
организации архитектурного пространства, тесно связана с архитектурой.
Произведения монументальной живописи рассчитаны на обозрение с большого
расстояния. Им свойственны плоскостность, условность изображений, в основе
которых нередко лежит графическое начало. Отсутствие мелких деталей делает
произведение немногословным, но более декоративным и выразительным.
Рафаэль Санти.
Афинская школа.
1509 г. Рим, Ватикан

Мозаика – произведения, где изображения выполнены посредством набора и
закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических
плиток и других материалов.
Императрица Феодора.
Равенна
Преображение Господне. Собор Спаса на Крови.
Мозаика

Витраж – это произведение изобразительного декоративного
искусства из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и
предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в
каком-либо архитектурном сооружении.

К монументально-декорационной живописи относятся стенные росписи,
плафоны и панно.
Стенная роспись – это оформление стен путем нанесения на них
живописного изображения.

Плафоны (от фр. plafond — ровное дно, потолок)– роспись потолка, в
которой часто использовался мотив иллюзорного прорыва в открытое
пространство. Такие плафоны зрительно увеличивают высоту помещения.
Андреа Мантенья. Роспись
плафона в замке Сан-Джорджо.
1474 г. Мантуя, Италия

Художник
итальянского
Возрождения
Андреа Мантенья (1431-1506) изобразил
на потолке в одном из залов в замке СанДжорджо круглое отверстие с декоративным
ограждением, за которым видны фигурки
шаловливых амуров, придворных дам,
заглядывающих вниз. Этот прием был
подхвачен многими мастерами.
Андреа Мантенья. Роспись
плафона в замке Сан-Джорджо.
1474 г. Мантуя, Италия
Хорошо известны плафонные росписи с
фантастическими
архитектурными
композициями, выполненные Пьетро Гонзаго
(1751-1831) – итальянским художником,
работавшим в России (например, в Павловске
и в Архангельском).
Пьетро Гонзаго. Плафон в Павловском
дворце. Конец XVIII в.

Впоследствии миниатюрой стали называть произведение небольшого
размера, отличающееся тщательностью проработки мельчайших деталей.
Самостоятельным видом миниатюры являются миниатюрные портреты,
получившие особо широкое распространение в XVIII-XIX вв. Их история
восходит к искусству эллинистических камней и римских медалей.
Портрет графа
Б.П.Шереметьева. Россия.
Середина XVIII века.
Табакерка с женским
портретом. Россия. XVIII век.

Миниатюра может быть выполнена на бумаге, металле, кости, фарфоре, дереве.
Её разновидность – лаковая живопись, знаменитыми отечественными центрами
которой являются художественные промыслы Палеха, Мстёры, Федоскино,
Холуй.
Федоскино
Палех
Мстёра
Холуй

Выразительность в живописи достигается благодаря использованию разных
художественных средств, важнейшими из которых являются цвет, светотень и
линия.
Главным изобразительным средством живописи
является цвет.
Цвет имеет три основных качества: цветовой тон
(красный, синий, жёлтый –основные спектральные
цвета), светлоту (яркость) и насыщенность
(интенсивность, сила цветового тона).
Колорит – система соотношений цветовых тонов,
образующих определённое единство.
Все цвета общепринято делить на тёплые
(жёлтый, оранжевый, красный и их оттенки) и
холодные (синий, голубой, зелёный и их оттенки).
Холодные тона как будто удаляются от зрителя, а
тёплые – приближаются к нему.
Собственный цвет предмета без изменений и
воздействий на него воздушной среды и
освещения, называют локальным.

Но в жизни мы редко встречаемся с чистыми, нейтральными цветами. Чаще всего
нам приходится иметь дело с цветом предметов, который они приобретают в
зависимости от освещения или средства с другими цветами. Находясь в общей
световой и воздушной среде, тела взаимно окрашиваются отражённым светом.
Например, серый на красном фоне приобретает сине-зелёный оттенок, на зелёном –
розоватый, на жёлтом – синеватый. В каждом случае возникают контрастные –
дополнительные – оттенки. Такой изменённый цвет называется обусловленным.

Цвета также обладают способностью манятся по мере удаления предметов от
наблюдателя. Находясь невдалеке от леса, мы хорошо различаем цвет листвы, сучьев
и стволов деревьев, но чем дальше мы отходим от них, тем больше они будут
сливаться в общую массу, принимая голубоватую окраску. Это объясняется тем, что
воздух задерживает и рассеивает часть фиолетовых, синих, голубых лучей, без
помехи пропуская остальные. На расстоянии тёмные предметы приобретают синие,
голубые, фиолетовые оттенки, а белые предметы – жёлтые, оранжевые и розовые.
Чем дальше они находятся от нас, тем больше меняется их собственный цвет,
становясь менее насыщенным.
На данной картинке вы также видите
изменение цвета дерева в категории "ближедальше". Тени на дальних деревьях
становятся более светлыми и прохладными,
по сравнению с ближними.

Другим выразительным средством в живописи является светотень – закономерные
градации светлого и тёмного на объёмной форме предмета. Основные градации
светотени – блик, свет, полутень, собственная или падающая тень, рефлекс, с
помощью которых передаются не только постоянные качества предметного мира, но
и изменчивость среды и состояния атмосферы.

Читайте также: