Доклад по краеведению 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Необычные и интересные темы творческих проектов по краеведению необходимы как для учеников 7 класса, 8 класса и 9 класса, занимающихся проектной деятельностью и изучающих культуру и традиции малой Родины, так и для учителей, курирующих творческие проекты. Родители школьников также могут принять участие в выборе темы для учебного творческого проекта по краеведению, которая бы соответствовала интересам ребенка в этой области знания.


Предложенные темы проектных работ по краеведению тесно взаимосвязаны с историей, культурой и лингвистикой родного края. Проведение самостоятельных творческих работ по указанным в списке темам рассчитано на получение учащимися новых теоретических знаний в области краеведения и приобретение новых умений и навыков во время выполнения практической части своей работы.

Из составленного нашими специалистами списка можно выбрать темы проектов по краеведению для воспитанников детского сада, а также для учеников начальных классов школы. Любую из предложенных тем можно упростить или расширить, руководствуясь интересами и уровнем эрудиции ребенка. Все темы творческих проектов по краеведению подходят для оформления презентаций или проведения внеклассных мероприятий со школьниками.

Темы проектов по краеведению

Темы творческих работ по краеведению:


Архитектура родного города
Водоемы нашего края
Выставка семейных поделок
Дикие и домашние животные
Дом, в котором мы живем
Древнейшие жители нашего края
Духовная родословная края
Животные нашего леса
Заповедные места, заказники моего района
Здесь мой дом
Здесь Родины моей начало…
Зесь рождаются таланты
Зимние забавы наших предков
Зимний следопыт
Зимующие птицы и помощь им
Знакомство с городом
Знаменитые земляки
Зоопарк в моем городе
И тайный шепот тихих улиц
Из истории родной школы
Имена выдающихся людей в топонимике моего города
Итория моего города
История моей семьи в истории города
История моей семьи в истории трудовой славы родного края
История родного поселка (города/села)
История родной школы
К живым огням родного очага…
Климат родного края
Климат. Загрязнение атмосферы
Книги о нашем крае
Край родной – я тебя воспеваю
Край, родимый край…
Красная книга нашего края
Кулинарные рецепты моей бабушки
Культурный маршрут команды
Легенды родного края
Лето — чудесная пора
Любовная лирика поэтов нашего края
Люди моего города
Маленький славный городок
Малый город, большая история
Масленица в моем городе
Мой город
Мой город в сердце моем
Мой дом
Мой отчий край ни в чем не повторим
Мой родной город Лобня
Мой четвероногий друг
Моя малая родина
Моя малая родина
Моя родословная
Моя семья
Моя семья в годы войны
Моя улица и дом
Название моей улицы
Народные рецепты при простуде
Наша дружная семья
Наша область, природа и мы
Наша улица родная
Наши земляки-герои
Не властны над памятью годы
О домашнем питомце
О чем расскажут следы в лесу?
Образы природы в литературе нашего края
Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих мой край
Озерами богат наш край

Темы творческих проектов по краеведению

Темы проектных работ по краеведению:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Новое Шаткино

История развития моего села Шаткино

Автор работы: Салаева Ольга Владимировна,

ученица 9 класса

МБОУ ООШ с.Новое Шаткино

Руководитель: Граушкина Светлана Михайловна,

учитель МБОУ ООШ с.Новое Шаткино

2. Выдающиеся личности села Шаткино.

3. Достопримечательности села.

Цели: познакомить с историей развития села Шаткино, восстановить хронологическую последовательность прошедших событий, познакомить с жителями села, чья жизнь и деятельность неотделимы от жизни Пензенского края.

Задачи: способствовать развитию потребности у учащихся жить в цивилизованном обществе, сохраняя представления об историческом развитии нашего края.

доказать о значении и необходимости дальнейшего изучения данного объекта

заинтересовать учащихся заниматься исследовательско - краеведческой работой;

Малые уголки России - деревеньки. Сколько вас разбросано по нашей необъятной стране. Один из них - наше село Шаткино, расположенное на берегу реки Кадада, маленькое и чистое, утопающее в зелени.

Прежде чем выполнить свою работу мы собирали необходимый материал: встречались с жителями села, записывали воспоминания старожилов, фотографировали, кроме этого изучали архивный материал, проводили исследовательскую работу, восстанавливали прошедшие события.

В своей работе мы поставили следующие задачи:

довести до сведения исторические факты, происшедших в прошлом нашего села;

- доказать о значении и необходимости дальнейшего изучения данного объекта;

заинтересовать учащихся заниматься исследовательско - краеведческой работой;

поднять престиж родного края.

1. Историческая справка

На берегу реки Кадада расположилось село Шаткино – самое древнее из сёл Камешкирского района.

hello_html_47fc0fbd.jpg

До 1881г. крестьяне села находились на оброке, уплачивая помещику Шиловскому по 29 руб. с тягла (мужчин и женщин). Крестьянам земли не хватало, и они арендовали ее у соседних татар. Арендуя землю по 4 руб. за десятину , они сдавали ее от себя другим по 8 руб. , наживая таким образом , рубли и рубль. В числе 124 жителя села 83 человека были плотниками, 11 человек- пильщиками , 3 колесниками и пастухами и 11 человек батраками . как обычно , ремесленники уходили на заработки в другие губернии.
Село Шаткино, несмотря на свою бедность, росло, расширялось, и численность населения увеличивалась. Так по переписи 1886 г. сёла имели:

hello_html_m1adf4032.jpg

Суровые испытания довелось перенести Шаткинцам в годы Великой Отечественной войны. Более трёхсот человек вместе с другими народами сражались в боях с фашистами. По воспоминаниям моего прадедушки –это было тяжёлое, голодное время. И началась трудовая жизнь. К сельхозработам были привлечены все трудоспособные от мала до велика. Мужчин осталось мало. Работали женщины и дети. Поля обрабатывали на лошадях, тракторов было мало. Моего прадеда всегда интересовала техника. Он хотел стать трактористом, когда подрастёт. В колхозе было три стана - три бригады, где были построены дома, в которых жили рабочие во время летней страды, спали на нарах. Ели за одним большим столом. Дома не бывали по несколько дней. От стана до дома было 15 километров. Дети есть дети. Очень хотелось сладкого. Сладостей (сахара и конфет) не было. Вместо этого мать парила в чугунках в русской печи свеклу. Ели корни борщевика, щавель. Настоящий пир начинался, когда поспевали в лесу ягоды. Особенно вкусной была клубника с молоком. От голода семью спасала корова. Все забыли вкус настоящего хлеба. Мама прадедушки Володи отправляла девочек за лебедой. Её собирали, сушили, перетирали и добавляли в муку. Пекли лепёшки. Они были невзрачные на вид и не вкусные, но другого хлеба не было. Я думаю, что сейчас навряд ли кто-то стал есть такой хлеб. Хотя осенью за трудодни давали зерно, огороды большие сажали, но до нового года уже все заканчивалось, так как картошку резали, сушили и сдавали ее, оправляли на фронт. Они помнят, что на фронт отправляли носки, рукавицы, собирали посылки для ленинградцев, отдавали последнее. Мальчишкам постоянно хотелось есть. Он рассказывал, что они сильно голодали (как и все в то время). Собирали на полях после жатвы колоски.

Многие шаткинцы отдали свою жизнь за счастье своих земляков. Более 150 человек не вернулослись с войны. Их подвиги не остались забытыми.

К концу 90-х годов колхозы окончательно разорились. Начался отток населения из села. Многие уехали семьями, а молодые люди стали искать работу на стороне.

2. Выдающиеся личности села Шаткино

Многие выходцы из села Шаткино стали известными людьми и прославили наше село. Шаткино – родина известных личностей: Советкин Фёдор Фролович - педагог-методист, профессор (1947), доктор педагогических наук (1961), заслуженный деятель науки Мордовской АССР (1956);

-- родина полного кавалера ордена Славы Николая Григорьевича Макарова (1919–1953), старшего сержанта, командира отделения автоматчиков.

hello_html_7e5e5a99.jpg

14 июня 2011 г. исполнилось 125 лет со дня рождения педагога-методиста, профессора (1947), доктора педагогических наук (1961), заслуженного деятеля науки Мордовской АССР (1956) Федора Фроловича Советкина. В Центральном государственном архиве Республики Мордовия хранится личный фонд профессора, насчитывающий более 260 единиц хранения за 1925–1967 гг. Большую часть фонда составляет научное наследие педагога в рукописном и печатном вариантах, а также рецензии ученых на его труды.

Отец, Фрол Михайлович, был искусным портным, особенно много заказов он получал в богатых станицах донских казаков. Позднее он решил перевезти семью на Дон, в станицу Атаманскую.

В 1906 г. Советкин удостоился звания учителя городских училищ. Четыре года после этого он работал в Пензе в городском училище и одновременно на постоянных педагогических курсах преподавал педагогику и психологию.

В мае 1917 г. Федор Фролович по приглашению Евсевьева принял участие в съезде инородцев Поволжья. Официальное заседание мордовской секции состоялось 20 мая 1917 г. На нем было объявлено об организации Мордовского культурно-просветительного общества, главной задачей которого было поднять культуру и просвещение среди мордовского народа. М.Е. Евсевьев и Ф.Ф. Советкин написали Воззвание к мордовскому народу, в котором призывали мордовскую интеллигенцию вступить в ряды Общества и всячески способствовать осуществлению поставленной цели. Организация Мордовского культурно-просветительного общества, воззвание к мордовскому народу – это первый шаг на пути к мордовской государственности, к созданию школы на родном языке, к возрождению и развитию национальной культуры.

Как писала доктор педагогических наук К.В. Мальцева, всех, кто близко знал Федора Фроловича, привлекали в нем неиссякаемый оптимизм, чисто человеческое обаяние, умение радоваться жизни во всех ее проявлениях. Наверное, поэтому ученый-педагог прожил такую долгую и плодотворную жизнь. Его не стало на 82 году жизни 27 июня 1967 г.

Итак, время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах - долг каждого. Описывая жизнь Фёдора Фроловича Советкина, я поняла, что она находится в единстве с жизнью страны и культуры мордовского народа. Мы, жители Шаткино, должны знать, имя земляка, который так много сделал для развития мордовской культуры. Более половины жителей Шаткино – мордва.

В современном сложном мире, мы должны помнить, что наша первостепенная задача знать свои корни, любить свою Родину, землю отцов и дедов, знать национальные традиции, культуру, свой язык.

Таким образом, на сегодняшний день просто необходимо возрождение и развитие черт народной культуры. Ведь, чем сильнее связи людей с родной землей и природой, со своим прошлым и с культурным наследством, тем шире и сильней их привязанность к Родине.

3. Достопримечательности села

hello_html_71ae42d1.jpg

Затем началась церемония возложения венков и цветов к памятнику. Митинг, посвящённый открытию памятника – монумента был объявлен закрытым. Совершенно правильно в своём выступлении сказал секретарь парткома И.Ф.Кураев, что памятник – монумент – это гордость нашего села и это место будет священно и неприкосновенно. Комсомольцы и пионеры поклялись, что место где стоит памятник будут содержать в чистоте и цветах.

hello_html_715cd12a.jpg

hello_html_6bd326d6.jpg

Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, края, памятники культуры, архитектуры, никогда не совершит акт вандализма. Он просто будет знать им цену. Он прислушается к своим родным, близким, учителям, которые объяснят ему, что такое любовь к Родине, Отчизна, родной дом, семья.

Кроме того, идея проекта: научить детей самостоятельно добывать знания, заниматься проектной деятельностью, развивать навыки использования информационных технологий, умений и навыков XXI века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы преподавания краеведения в школе: 1. Учебники.

2. Удалённость от музеев и архивов.

Проблемы преподавания краеведения в школе: 1. Учебники.

2. Удалённость от музеев и архивов.

Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

беречь природу и окружающую среду в целом,

сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,

беречь памятники истории и культуры.

относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

Мы обязаны помнить, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края . История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Очень важно объяснить детям — вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

Изучение краеведения помогает развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

И ещё одной очень важной задачей краеведения, на мой взгляд, является сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих .

Содержание учебного курса.

Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о кругах знаний по краеведению:

Мой дом. Родословная семьи.

Родная школа. Её история и традиции.

Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.

История области, края.

Возможны и другие темы.

Вместе с тем необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным событиям снова и снова, шли бы из класса в класс в процессе учебной, внеурочной работы по восходящей. Углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. К таким темам можно отнести изучение истории своей семьи или села. Вот уже ряд лет мы изучаем историю села Левашовки. Начала я её изучать ещё будучи учителем Левашовской школы. Теперь продолжаю это делать с заинтересованными в изучении своего села учениками.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям. Это касается и нашей школы. После присоединения к ней Красноостровской школы, где татарское население, со стороны учителя требуется особый такт в изучении вопросов религии. В прошлом году учащаяся нашей школы выступила на районной конференции с докладом о православных храмах на территории нашего района. В этом году учащаяся школы собирает материал о мечетях Красного острова (их было 6). Возможно выступление на уровне школы.

Формы и методы краеведческой работы с детьми.

Следующей составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения.

Существует три направления работы с учениками:

Следует избегать двух крайностей в использовании материалов краеведения на уроке:

Когда история отдельного региона начинает преобладать над историей России, таким образом, ребята не успевают изучить программный материал полноценно, либо меньше времени уделяют зарубежной истории — что тоже недопустимо.

Когда истории своего края вообще не уделяется времени.

Существует несколько приемов включения краеведческого материала в урок:

Краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока.

Краеведческое дополнение основных вопросов.

Краеведческий материал основа для изучения темы или отдельных вопросов урока.

2. Направление: внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах). При некоторых школах существуют краеведческие музеи. Например, замечательный музей в Рагоженской школе. Н.А. Алёшин много сил затратил на сбор материалов для музея и, по сути, является его хранителем. хороший музей Заикина в В-Талызине. Хороший был музей при Красноостровской школе.

Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эстетического воспитания). Нам, к сожалению, это не всегда доступно. Но, всё таки, организуются всевозможные экскурсии. Для нас, например, поездка в Сеченовский краеведческий музей, уже экскурсия. Побывали мы почти во всех школьных музеях. Совершили экскурсию по Сеченову при поддержке Кошкиной. Ездили в Медяны, где собран очень хороший материал не только по истории нижегородских татар, но и по истории нашего края в целом. Три года назад я была начальником лагеря и, конечно, воспользовалась этим обстоятельством для организации экскурсий с целью изучения родного края ( в общей сложности, было тогда проведено 7 экскурсий).

Большой вклад в изучение родного края, на мой взгляд, принадлежит конференциям по краеведению, проводимым в нашем районе.

Дети учатся быть исследователями;

Учатся собирать материал и анализировать его;

Учатся обосновывать свою точку зрения и публично отстаивать её;

Приобретают навыки написания работ и публичного выступления.

На мой взгляд, это само по себе уже очень важно. Кроме того, мы получаем прекрасный материал для уроков краеведения.

У каждого учителя свои методы и приёмы в изучении родного края. Кто-то занимается исследовательской деятельностью. Изучает историю своего села, народных промыслов, легенд, без которых нет истории – всё перечисленное носит перспективный характер. Обычно, сбор информации происходит на протяжении нескольких лет. Необходимо всё перепроверять. Процесс длительный.

Другие работают над кратковременными проектами. Третьи, собирают материал для музеев. Этот процесс затягивается на всю жизнь. Но все делают большую работу в деле изучения истории родного края, без которой нет истории Родины.

Сейчас мы с учениками работаем над следующими проектами по краеведению: 1. История моего села (сбор материала о Левашовке) – проект рассчитан на перспективу;

2. Легенды моего края (декабрист Ивашёв П.. (история одного памятника) с. Бахаревке;

3. История народных промыслов – валяние валенок в с. Красном;

4. Мечети с. Красный остров;

5. Родники нашего края – совместный проект (краеведение + география);

6. Первая мировая война в истории нашей области;

7. Постоянно работаем над составлением родословных;


Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, русский и иностранные языки, художественную литературу и фольклор, искусство и другие), специфические потребности и интересы региона в области образования.

Описание разработки

На сегодняшний день, возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности. Краеведческая работа издавна являлась составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, русский и иностранные языки, художественную литературу и фольклор, искусство и другие), специфические потребности и интересы региона в области образования.

Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решает и актуальную во все времена задачу: - сохранения культурного и духовного наследия родного края, учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться процесс воспитания гражданственности учащихся. Изучение малой родины играет и консолидирующую роль. Край - это не только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в "нравственной осёдлости" не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь курс краеведения обладает уникальной возможностью объединить население края, и прежде всего молодых людей, на общечеловеческой и гуманистической основе с помощью собранных краеведческих ресурсов и средств. [1, 17].

Роль краеведения в формировании географической культуры обучающихся (доклад)

В ходе краеведческой деятельности обучающийся:

· получает коммуникативные навыки, учится пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;

· осваивает различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;

· получая новые знания в ходе поисковой и исследовательской работы, ученик не только оценивает их значимость для общества, людей, но и делает их ценностными лично для себя;

· чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;

· приобретает возможность практической реализации знаний и навыков;

· приобретает реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;

· у учащихся с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой беспокойство за будущее своего края.

Краеведческая деятельность поможет понять подрастающему поколению, что будущее Казахстана в их руках, что страна будет такой, какой сделают ее люди, то есть мы с вами.

Школьное краеведение в настоящее время получило новый импульс, связанный с усилением региональной политики, с социальным и экономическим развитием территорий. Региональные факторы приобретают приоритетное значение в экономике, в жизни каждого человека. В среднем образовании также усиливается региональный компонент, что предъявляет повышенные требования к изучению географии своего края.

Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству, - именно такими положениями руководствуются в школах, организуя краеведческую деятельность учащихся. В основе программы действий – краеведение. Учащиеся школ округа получают эффективное средство связи обучения с внеклассной деятельностью, с жизнью, наукой, творчеством. [2, 5].
Полную информацию смотрите в файле.

Читайте также: