Доклад по истории россии 9 класс культура

Обновлено: 17.06.2024

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре. В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры, .

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Культура играет важную роль в развитии цивилизации. На протяжении прогресса человеческого общества, существуют случаи исчезновения целых наций, но благодаря культуре древних народностей, они вошли в мировую историю, на многие сотни лет.

Каждая из стран всего мира, отличается уникальной, непохожей на другие страны, культурой. Россия – страна, обладающая богатой историей и богатым культурным наследием. Культура России берет свои истоки, еще в Древней Руси. Этому свидетельствуют, сохранившиеся по сей день, древнерусские храмы и памятники зодчества, находящиеся под охраной всемирной организации ЮНЕСКО. Каждый этап развития государства оставлял свой отпечаток на культурных традициях всего русского народа. Впоследствии этого, образовалась держава, с богатым культурным наследием, изучаемым и вызываемым интерес у людей во всем мире.

Произведения русской литературы, входят в программу образовательных учреждений многих стран запада. Творения известных русских классиков, возглавляют списки лучших произведений столетия. По ним, до сих пор ставятся пьесы, и снимаются фильмы знаменитыми режиссерами. Русская живопись также получила известность во всем мире. Музыкальные сочинения, созданные российскими композиторами, вызывают восторг у знатоков классики, а русский балет всегда являлся предметом для подражания.

Культура России – это не только литература, древние памятники, великие войны и сражения, вошедшие в историю, но и богатые национальные традиции, обычаи народов, духовные ценности. Россия - страна многонациональная. Известно, что в ее состав входят народы, более двухсот национальностей. Каждый народ, отличается характерными чертами: языковыми принадлежностями, традиционными ценностями и особенностями национального темперамента. Совместное сосуществование народов России, во многом повлияло на культуру всей страны в целом.

Каждый край огромной России, славится своей уникальной особенностью и вызывает интерес у путешественников. В центральной части страны возведено множество исторически значимых строений. История сооружения этих зданий и их оригинальная архитектура, имеет большое значение в российском культурном наследии. Север страны известен меховым производством и изготовлением костяных изделий. Особой частью культуры татар, является национальная кухня, блюда которой, переняли многие народы. Народы Северного Кавказа, отличаются яркой темпераментностью, но на весь мир они прославлены, благодаря своему национальному танцу – лезгинке. Традиционный танец, не единственная особенность горских народов. Некоторым их представителям сквозь века передалось ювелирное и оружейное ремесло. Уникальна, и все еще, не до конца исследована, разносторонняя духовная культура бурят, ведь народов проживающих в России много и не все изучены полностью.

Все народности, выделяются своей исключительностью и достойны изучения и распространения. Вполне естественно то, что под влиянием технологического прогресса, историческая память нации слабеет, и национальная культура теряется. Во избежание этого, в музеях всей страны хранятся предметы, имеющие важное культурное значение. Проводятся множество выставок, фольклорных мероприятий. Организовываются туры, по местам культурного наследия, для привлечения туристов и молодежи. Несмотря на множество различий между собой, у народов России есть одна общая черта – уважение к традициям предков. Благодаря этому, национальные особенности народов России, будут передаваться из поколения в поколение еще долгие годы. И возможно, что через многие века, представители будущего поколения, будут восхищаться уникальной культурой многонациональной России.

Культура России составляет большую часть русского нематериального наследия. Она объединяет традиции многочисленных народов Руси, отражает исторические события, географические особенности, влияние других культур и мировоззрений.

Русская живопись

Русская живопись, Русская культура

Русская литература

Русская литература, Русская культура

Важная часть русской культуры — русская литература. Произведения Достоевского, Толстого, Грибоедова, Лермонтова, Пушкина переведены на разные языки мира. Серебряный век русской поэзии подарил человечеству прекрасных поэтов: Анна Ахматова, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Александр Блок, Валерий Брюсов и другие. Советская эпоха также внесла свой вклад: имена Аркадия и Бориса Стругацких, Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко знают в разных уголках планеты. Характерные черты литературы России: глубокая проработка душевных переживаний героев, живописное описание природных пейзажей, исследование внутреннего мира человека.

Русский театр

Русский театр, Русская культура

Русский театр во всём мире известен прежде всего благодаря русскому балету — уникальной школе танцевального искусства, которая стала визитной карточкой страны. Не зря некоторые путешественники просят включить посещение балета в программу туров по России. Но мало кто знает, что история русского театра берет начало в народных гуляниях и представлениях на площадях. Скоморохи — вот родоначальники театральной культуры России.

Русская скульптура

Русская скульптура, Русская культура

В России жанр скульптуры развивался неравномерно. Славяне вырезали деревянных и каменных идолов, символизирующих ту или иную стихию, духов. После прихода христианства люди практически перестали создавать скульптуры, но жанр развивался в барельефах, оформлении фасадов зданий. Это было связано с запретом на идолопоклонство в православной русской культуре. Возрождение этого вида искусства началось во время реформ Петра I, когда многое перенималось из западноевропейского стиля. Огромное внимание скульптуре уделяли в Советском Союзе, увековечивая вождей и общественных деятелей в мраморе, камне, бронзе, гипсе.

Русская музыка

Русская музыка, Русская культура

Русское кино

Русское кино, Русская культура

Современное русское кино часто ориентируется на западные кинокартины. В то же время культовые российские фильмы отличаются особой подачей, сюжетной линией и актёрской игрой. Отдельного внимания заслуживает советская школа кинематографии: несмотря на натянутые отношения между СССР и Западом некоторые фильмы завоевывали престижные награды международных конкурсов.

Традиционная русская мужская одежда

Традиционная русская мужская одежда, Русская культура

Традиционная русская женская одежда

Традиционная русская одежда женщин

Глядя на традиционную русскую женскую одежду, можно было определить её происхождение, семейный статус, возраст. Каждый элемент нёс скрытый смысл. Например, девица на выданье заплетала себе две косы, замужняя женщина одну косу, вдова могла ходить с распущенными волосами и непокрытой головой. Для женских нарядов в культуре России была характерна многослойность. Особую роль играл сарафан, крой которого менялся в зависимости от региона.

История русской культуры

История русской культуры

Культура России объединяет в себе традиции многочисленных народов Руси, в ней отразились исторические события, географические особенности, влияние других культур и мировоззрений. История русской культуры делится на пять этапов: культура Древней Руси, культура XIII-XVII веков, культура Российской Империи, советская культура и, собственно, современная культура.

Большое влияние на развитие русской культуры оказал приход христианства на Киевскую Русь: изменились архитектура, традиции и письменность. Нашествие хана Батыя отдовинуло влияние византийской культуры. Этап Московской Руси объединил бескрайние земли вокруг столицы, был построен белокаменный Московский кремль, возрождена роспись храмов фресками, а живописцы снова стали ориентироваться на византийские каноны. Кстати, именно в то время творил знаменитый иконописец Андрей Рублев.

Реформами Петра I русская культура была переориентирована на западноевропейские ценности. В этот период сформировались основы русского литературного языка и были написаны знаменитые на весь мир произведения русских классиков. Советский период сильно повлиял на культуру, приход большевиков к власти вынудил творческих и научных деятелей царской России эмигрировать в Европу. Однако в это время выросло новое поколение советской элиты, развивались театр и кинематограф.

матрешки, балалайки и баранки

Поскольку в России проживают представители очень многих национальностей, то и ее культура отличается большим разнообразием. Важнейшие факторы русской материальной и духовной культуры — это православие, а также различные языческие традиции, которые сохранились в нашей стране еще с дохристианских времен. Немалое влияние оказали на него татаро-монгольское иго и влияние Западной Европы. Многообразное наследие в той или иной мере прослеживается почти во всех формах национального искусства.

Народное творчество представлено былинами и сказками.

Также нельзя не сказать о великих писателях и поэтах. Среди них: Гоголь, Достоевский, Тургенев, Толстой, Чехов, Горький, Булгаков, Бунин, Набоков, Платонов, Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский, Цветаева, Пастернак, Ахматова, Бродский и многие-многие другие.

Важнейшим направлением изобразительного искусства является иконопись. Русская иконопись унаследовала традиции византийских мастеров. Однако русские иконы имеют свой неповторимый стиль, а имена таких иконописцев, как Андрей Рублев и Феофан Грек, известны всему миру.

Бюст великого русского поэта А. С. Пушкина

Русское музыкальное искусство объединяет творчество выдающихся русских и советских композиторов XVIII—XX веков, русский музыкальный фольклор, русский романс, популярную музыку советского и постсоветского периодов, русский рок и творчество бардов.

Былины и сказки народов, населяющих Россию, продолжают доносить из глубины веков мудрость простых людей.

Нельзя не упомянуть частушку — короткую русскую народную песню, нередко юмористического содержания. Частушка — непременный элемент фольклора.

Художественные промыслы развивались, опираясь на народное творчество, которое благодаря профессиональным художникам нашло свое воплощение в декоративном искусстве: дымковской игрушке, филимоновской игрушке, оренбургском пуховом платке, палехской миниатюре, абашевской игрушке, хохломской росписи, гжельской керамике, хлудневской игрушке.


В уроке рассказывается об особенностях развития культуры народов России. Урок знакомит с выдающимися художниками второй половины XIX века и их произведениями. Уделяется внимание развитию скульптуры, архитектуры, музыки и театра, художественных промыслов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культурное пространство империи во второй половине XIX века. Художественная культура народов России"

Развитие капиталистических отношений, реформы Александра II, а также последовавший за ними подъём общественно-политического движения во второй половине XIX века повлекли за собой изменения в художественной культуре Российской империи. В этот период времени главную роль в развитии архитектуры, музыки, театрального искусства и народного творчества заняли представители интеллигенции.

Во второй половине XIX века происходил процесс взаимообогащения и взаимовлияния народов многонационального Российского государства. Так, например, русские деятели искусства развивали в своих произведениях темы и сюжеты, взятые из украинской, белорусской, кавказской, татарской культур. А в самих национальных регионах открывались образовательные и просветительские объекты, основанные на народных традициях и обычаях коренных народов.


Однако сохранение самодержавия, незавершённость реформ, подъём революционно-демократического движения стали причиной раскола в среде интеллигенции. Наряду с академическими формами искусства начали появляться и новые направления.

Вопросы занятия: Живопись. Скульптура и архитектура. Музыка. Театр. Художественные промыслы.

Во второй половине XIX века изменилась и общественная функция живописи. В 1860–1870-х годах на первое место вышло стремление правдиво показывать различные социальные проблемы, раскрывать суть общественных явлений. Подобный подход к искусству привёл к появлению такого направления в живописи, как критический реализм, который стал ведущим в живописи конца XIX века.

Положительным героем в картинах этого направления зачастую выступал обобщающий образ бесправного и угнетённого народа, который в то же время обладал огромным духовным потенциалом и жаждой свободы.

Первые проявления критического реализма в российской живописи проявились в 1850-х годах в творчестве Василия Григорьевича Перова. В неприглядных и драматичных эпизодах частной жизни художник показывал отдельную человеческую трагедию как трагедию народа.


Однако главную роль в развитии русской живописи того времени сыграли художники, выступившие в 1863 году против академического классицизма с его устаревшими канонами.

В своей деятельности покинувшие Академию художники вдохновлялись идеями народничества. Организуя передвижные выставки, они вели активную просветительскую деятельность, популяризировали искусство, вовлекали провинции в художественную жизнь России.

Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм. А основной темой на их полотнах было отражение окружающей действительности со всеми её проблемами.

Среди первых передвижников были Николай Ге, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, братья Владимир и Константин Маковские, Василий Перов. Позднее к ним присоединились Виктор Васнецов, Николай Ярошенко, Константин Савицкий, Валентин Серов, Исаак Левитан, Василий Поленов.




В начале 80-х годов XIX века в российском изобразительном искусстве возросло значение пейзажа. Удивительная красота и задушевность русской природы раскрыта в полотнах Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Василия Поленова.


Реалистичные морские пейзажи, наполненные драматизмом, писал выдающийся художник-маринист Иван Айвазовский.



Промышленный переворот поставил перед российскими архитекторами второй половины XIX века новые задачи. Теперь необходимо было строительство функциональных зданий нового типа – промышленных предприятий, железнодорожных вокзалов, государственных учреждений, банков, театров, мостов.

Решение этой задачи зодчие искали в мотивах и формах архитектурных стилей прошлого. Это привело к господству эклектики в архитектуре второй половины XIX века.

Эклектика – это смешение различных художественных стилей.

Однако декоративные украшения разных эпох и стилей не соответствовали назначению зданий, поэтому многие удобные по планировке театры и вокзалы этого периода имели довольно неопределённый внешний облик.

Например, в стиле эклектики в Петербурге были построены такие сооружения, как: здание архива Государственного совета (архитектор Максимилиан Месмахер), здание Балтийского вокзала, особняк барона Штиглица (архитектор Александр Кракау).


При строительстве светских сооружений в это время стал применяться традиционный храмовый русский стиль, который в новых условиях стал называться неорусским (или псевдорусским). Оформление таких зданий казалось слишком парадным и странным, не совпадающим с функцией построек.

Много зданий в неорусском стиле можно встретить в Москве – Исторический музей (архитекторы Владимир Шервуд и Анатолий Семёнов), Городская дума (архитектор Дмитрий Чичагов), Верхние торговые ряды (архитектор Александр Померанцев).


Первым шагом к появлению типовой архитектуры XX века стали появившиеся в конце XIX столетия доходные многоэтажные и многоквартирные дома.

Музыкальное искусство второй половины XIX века отличалось жанровым разнообразием. Появились такие жанры, как симфония и инструментальный концерт. Популярным оставался жанр романса.

Своего совершенства достигло оперное искусство. На сценах Мариинского и Большого театра блистали Осип Петров, Елизавета Лавровская, Дарья Леонова, Павел Хохлов, Богомир Корсов.


Его главой выступал композитор Милий Балакирев, а в состав входили такие композиторы, как Модест Мусоргский, Цезарь Кюи, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков.

К концу XIX века появилось новое поколение композиторов, среди которых Сергей Танеев, Александр Глазунов, Анатолий Лядов, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин.

Известность приобрёл пианист и дирижёр Николай Рубинштейн. В 1866 году он возглавил Московское отделение Русского музыкального общества и стал директором Московской консерватории.

Сложный и противоречивый период переживало театральное искусство России. На смену старому репертуару пришёл новый, который был сосредоточен на острых социальных явлениях в государстве.

Выдающимися театральными актёрами были Пров Садовский, Василий Самойлов, Сергей Васильев. Одной из самых талантливых актрис была Мария Ермолова, именем которой назван Московский драматический театр.


Театры действовали более чем в 100 городах России, в том числе и в национальных регионах, например, во Львове, Киеве, Минске.

Как вы уже могли заметить, в различных видах художественной культуры на протяжении второй половины XIX века прослеживается возросший интерес к народной жизни и фольклору. Коснулось это и русских ремёсел. Произведения народных мастеров и сегодня являются ценными предметами искусства и украшают музеи мира.

Уникальными явлениями народного творчества считаются дымковские игрушки, палехские миниатюры, гжельская керамика (посуда и статуэтки), хохломская деревянная посуда.

На волне подъёма национального самосознания и повышенного интереса к русской культуре возникло движение, направленное на возрождение и развитие народной крестьянской игрушки.

Это привело к появлению нового промысла – производству деревянных кукол-матрёшек. Первая матрёшка была создана мастером токарного дела Василием Звёздочкиным по эскизам профессионального художника Сергея Милютина. Она состояла из восьми фигурок.


На Кавказе, в Средней Азии и в Поволжье развивались местные традиционные виды декоративно-прикладного искусства: шёлковое ткачество, золотое шитьё, ковроделие, обработка кожи, производство ювелирных изделий, керамических и медных сосудов.

Подведём итоги. Источником вдохновения деятелей культуры являлись традиции народного творчества. Искусство решало задачу просвещения народа, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои населения. В живописи и драматургии основным стилем был критический реализм. Критический реализм объяснял жизнь, раскрывал трагическое положение народных масс. В архитектуре происходит поиск нового стиля, появляются эклектика и псевдорусский стиль.Возрастает интерес к народной жизни и традициям. Развиваются народные ремёсла.

Читайте также: