Доклад по информатике на тему информационно справочные обеспечения правоохранительной деятельности

Обновлено: 07.07.2024

Информационные технологии в правоохранительной системе России: состояние и перспективы развития

В современное время эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации профилактической, оперативной, следственной работы, проводимой органами внутренних дел. Результаты этой работы непосредственно зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации. Именно эти функции и призвана обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел.

Основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты, используемые для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших.

Учеты предназначены для получения информации, которая помогает в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества, розыске преступников. Они формируются в горрайлинорганах, ГУВД, ИЦ МВД, УВД по территориальному (региональному) принципу и образуют федеральные учеты МВД России 1 Информатика и вычислительная техника в деятельности органов внутренних дел. Ч. 4. Автоматизация решения практических задач в органах внутренних дел: учеб, пособие / под ред. В. А. Минаева. М.: ГУК МВД РФ, 1999. .

Существуют единые подходы для технологии получения дактилоскопической информации, заполнения дактилоскопических карт и основных правил дактилоскопирования, которые регламентированы Положением о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации.

Автоматизированные информационно-поисковые системы используются для выполнения основных функций органов внутренних дел. Особенность АИПС в постоянном корректировании больших объемов и накоплении информации о лицах, предметах и фактах, непосредственно представляющих оперативный интерес.

Принципиальной особенностью АИПС является информационный поиск, включающий в себя, процесс отыскания во множестве различных документов, именно тех, которые посвящены указанному в информационном запросе предмету (теме) или содержат необходимые сотрудникам правоохранительных органов сведения и факты.

На сегодняшний день сравнительно новым и перспективным направлением использования компьютерных технологий в органах внутренних дел являются экспертные системы.

Экспертная система (ЭС) — это система искусственного интеллекта, включающая в себя базу знаний с набором правил и механизм вывода, позволяющая на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия 3 Баранов А. К, Карпычев В. Ю., Минаев В. А. Компьютерные экспертные технологии в органах внутренних дел: учеб, пособие. М.: Академия МВД РФ, 1992. .

Автоматизированные экспертные системы представляют собой комплексы программного обеспечения компьютера, основанные на алгоритмах искусственного интеллекта, в особенности на методах решения проблем, и предполагающие использование информации, полученной от специалистов.

Однако развитие информационных технологий в правоохранительной системе России сталкивается с целым рядом вопросов, от нерешенности которых, существенно снижается оперативность и качество в деятельности правоохранительных органов России.

Так, дактилоскопическая регистрация и по настоящее время является отчасти самостоятельным направлением в дактилоскопии и ее взаимодействие непосредственно с судебной дактилоскопической экспертизой минимально. По мнению Л. Г. Эджубова, существует практика, когда эксперты полагаются на автоматизированную информационно-поисковую систему дактилоскопической информации (АИПСДИ), не учитывающую идентификационную значимость отдельных признаков, что существенно снижает возможности судебно-дактилоскопической экспертизы 4 Самищенко С. С. Современная дактилоскопия. Проблемы и тенденции развития. М.: Академия управления МВД РФ, 2002. С. 456. .

Развитие информационных технологий получило широкое распространение на территории РФ, но и на сегодняшний день городские отделы, удаленные от областного центра, внутренних дел оборудованы разрозненно, автономно действующими дактилоскопическими системами. Основная проблема в России при идентификации личности человека заключается в том, что специалистами-криминалистами ежегодно с мест происшествий изымается от пятисот до шестисот тысяч следов рук, по которым осуществляется, только за один год, более десяти миллионов проверок дактилоскопических материалов. В результате только в 10% случаев устанавливается личность человека.

Была предпринята попытка в лице В. Самищенко и В. Ивашкова в определении математически минимального количества совпадающих признаков в отпечатке пальца на дактилоскопической карте и следе, изъятом при осмотре места происшествия, достаточных для признания совпадения их идентичности. Ученые сделали вывод в результате проведенного исследования, что при идентификации личности человека по отображениям папиллярных узоров, содержащих семь или более признаков, практически невозможно случайное совпадение чужих отпечатков за счет самого объекта. Однако проанализировав непосредственно практику работы экспертов, были сделаны выводы, что идентификационные ошибки встречаются. Ученые так же отмечают, что по их подсчетам, дактилоскопические экспертизы с большими или меньшими методическими нарушениями встречаются в семидесяти восьми процентах случаев 5 Самищенко С., Ивашков В. Некоторые проблемы современной дактилоскопии // Законность. 2007. № 9. С. 48. .

Обобщая сказанное, можно сделать выводы о состоянии информационных технологий в правоохранительных органах на территории России.

1. Дактилоскопическая регистрация — это деятельность по получению, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека. Дактилоскопическая информация — сведения об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека и о его личности.

2. Для существенного увеличения оперативности и качества в деятельности правоохранительных органов России необходимо оборудовать все, даже самые удаленные от областных центров, отделы внутренних дел кустовыми АДИС, но исключительно с обеспечением возможности работы с единой областной АДИС, по проведению запросных поисков и обмену баз данных.

3. Двухуровневая организация автоматизированной дактилоскопической системы с единой общеобластной базой данных позволяет получить следующие преимущества перед разрозненно, автономно действующими дактилоскопическими системами в ГОВД области: обеспечение наибольшей эффективности использования дактилоскопических учетов, в раскрытии преступлений, особенно межрегиональных.

4. Непрерывная организационная и техническая связь, на всей территории России, подразделений АДИС в ГОВД с центральной АДИС, а через нее и друг с другом, не только позволит обеспечить поддержание общих подходов и выработку в той части работы по обработке дактилоскопической информации, которая выполняется сотрудниками групп АДИС, но и от этого существенно зависит качество и четкость работы единых дактилоскопических учетов.

6. Одной из приоритетных задач Департамента, является создание единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, в основе которой состоит единая информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС). В данную систему заложены основы обеспечения базовым уровнем технического оснащения, а также ведомственные инфраструктуры и подразделения органов внутренних дел. В настоящее время пять тысяч шестьсот объектов органов внутренних дел на территории России подключены к единой интегрированной мультисервисной сети и в полном объеме обеспечены стандартным комплексом современных услуг связи (видеоконференцсвязи, IP-телефонии) и доступом к ведомственным информационным системам.

7. Основная часть наиболее дорогостоящих и сложных средств вычислительной техники сконцентрирована в одном месте, а именно — на центральной АДИС, что значительно упрощает задачу по обеспечению и их техническому обслуживанию, а так же нормальному, бесперебойному функционированию. В случае вышеизложенной организации работы, когда весь объем обработки дактилоскопической информации, а именно проведение запросных поисков и кодирование, для всех ГОВД, на территории России, будет производиться на центральной станции, появится возможность более полного и равномерного использования средств вычислительной техники, собранной в единый комплекс, вплоть до круглосуточной организации работы без выходных. Это позволит обеспечить не только наиболее полную отдачу вложенных в них денежных средств, но и обеспечит работу центральной станции в дежурном режиме, для оперативной обработки всех срочных запросов поступающих по всей областной базе данных.

Выполнил: курсант Максимов А.Л.

Хабаровский пограничный институт ФСБ РФ.

Кафедра связи и автоматизированного управления войсками.

Современные технологии, как неотъемлемая часть научно-технического прогресса, играют все большую роль в жизни и деятельности общества. Причем именно информационные технологии находят наибольшее применение. Они занимают достойное место во всех важнейших сферах общественной жизни и государственного управления. Разумеется, государство в выполнении такой своей важнейшей функции, как обеспечение законности и правопорядка, стремиться использовать достижения научно-технического развития. И поэтому курсантам Хабаровского Военного института, как специалистам в области юриспруденции, необходимо осознавать место и роль современных информационных технологий в правоохранительной деятельности органов государственной власти. Этой теме посвящена данная работа.

1. Понятие и значение информационно-справочного обеспечения криминалистической деятельности

Успешность любого вида правоохранительной деятельности во многом зависит от степени обеспечения ее соответствующей длительно накопленной и систематизированной информацией о преступлениях, совершенных в прошлом, причастных к ним лицах, средствах и способах их совершения, различных следах преступлений и объектах, связанных с криминальными событиями, а также от возможности и умения следователя пользоваться подобной информацией в своей деятельности, для выявления, розыска и отождествления интересующих их явлений и объектов.

Криминалистическая регистрация имеет давнюю историю формирования и развития системы своих учетов. Длительное время она именовалась уголовной регистрацией, ибо ее основу составлял учет лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и совершенных ими преступлений. Последовательное расширение круга учитываемых объектов (а сейчас регистрируются и лица, без вести пропавшие; трупы; предметы преступного посягательства; предметы со следами преступления; средства и способы совершения преступлений; следы преступлений), да и разработанные криминалистами средства и методы получения указанной информации стали более совершенными. И совершенствуются они, главным образом, за счет внедрения информационных технологий.

2. Оперативно-справочные учеты

Оперативно-справочные учеты позволяют оперативно получать необходимые справочные и проверочные данные о задержанных лицах, еще неустановленных преступниках и т.д. Эти учеты отличаются большими информационными массивами при относительно кратком (справочном) описании объекта учета.

К этому виду учетов относятся пофамильный и дактилоскопический учеты российских граждан и иностранцев, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, разыскиваемых. Эти учеты централизованно-местные. В централизованный учет (ГИЦ МВД РФ) берутся осужденные на территории России к исключительной мере наказания и лишению свободы, независимо от состава преступления и срока наказания, осужденные к лишению свободы условно, осужденные в иностранном государстве и переданные России, а также лица, объявленные в розыск. В местный учет (ЗИЦ, ИЦ МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей) кроме вышеперечисленных берутся лица, совершившие преступления или отбывающие наказание на территории данной республики, края, области.

Данный учет осуществляется в виде двух параллельных и взаимосвязанных картотек: пофамильной (алфавитной) и дактилоскопической, основанной на десятипальцевой дактилоскопической системе регистрации. В настоящее время осуществляется его активная автоматизация.

В учетной алфавитной картотеке наряду с анкетными приводятся сведения о судимости лица, арестах, задержаниях и т.п., указывается дактилоскопическая формула, имеется оттиск указательного пальца правой руки. На лиц, характеризующихся особо опасным рецидивом своей преступной деятельности, в учетных карточках записывается, каким судом и когда принято такое решение.

Учетная дактилоскопическая карта содержит краткие анкетные данные, сведения о судимости, арестах и особых приметах внешности лица, поставленного на учет, оттиски пальцев рук и полную дактилоскопическую формулу.

3. Розыскные учеты

Уже само название данных учетов указывает на их розыскную направленность. Эти учеты централизованно-местные и ведутся в ГИЦ и региональных ИЦ. Ему подлежат следующие объекты:

— лица, объявленные в федеральный розыск (совершившие преступления и скрывшиеся от следствия и суда, бежавшие из-под стражи и из мест лишения свободы, уклоняющиеся от выплаты денежных сумм по искам) и лица без вести пропавшие;

несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов и других аналогичных учреждений, а также бежавшие из детских приемников-распределителей, спецшкол и др.;

психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из дома или медицинских учреждений; лица, находящиеся в различных медицинских учреждениях и не могущие в силу состояния здоровья или возраста сообщить о себе какие-либо данные;

В связи с внедрением в регистрационную систему электронно-вычислительной техники наиболее перспективным направлением оптимизации и повышения эффективности информационного обеспечения органов, осуществляющих борьбу с правонарушениями, является создание и использование автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС).

В розыскных целях в настоящее время используются универсальные и специализированные автоматизированные системы.

АИПС универсального назначения — многоцелевые, сложные системы, содержащие информацию комплексного характера, представляющую федеральную и региональную значимость. Так, в них аккумулируется информация централизованного характера (АБД-центр) и информация областного характера (АБД-область). В АБД-центр — собирается и обрабатывается информация о преступниках, характеризующихся особо опасным рецидивом, ворах в законе, авторитетах преступного мира, тяжких нераскрытых преступлениях, изъятых, утраченных и выявленных номерных вещах. В областном автоматизированном банке данных в свою очередь содержится информация о лицах, поставленных на оперативный учет, о нераскрытых преступлениях, похищенных (неразысканных) и изъятых вещах, утраченном и выявленном огнестрельном оружии и т.д.

К числу специализированных относятся:

4. Криминалистические учеты

В отличие от предыдущих учетов, содержащих криминалистически значимую информацию, настоящие учеты являются истинно криминалистическими, ибо при подготовке входной информации и ведении этих учетов требуются специальные криминалистические знания. Они предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения особо тяжких серийных межрегиональных и региональных преступлений. Информационной основой этих учетов является собирание, накопление и более углубленный анализ (по отношению к предыдущим видам учетов) криминалистически значимых сведений о субъектах и объектах преступлений и связанных с ними событий.

Криминалистические учеты ведутся не только на федеральном и местном, но и на межгосударственном уровне в ГИЦ. При этом накопление и обработка криминалистически значимой информации в ГИЦ осуществляется в Федеральном банке криминальной информации (ФБКИ), а на местах в Региональных банках криминальной информации (РБКИ).

Первоначальная роль в таких учетах отводится сведениям о месте, времени преступления и предметах посягательства и особенно признаках способа совершения преступлении как известными, так и неизвестными лицами. Подобная информация используется не только в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, но и для совершенствования тактики и методики их раскрытия и расследования.

Значительное место в этих учетах занимают и данные экспертно-криминалистических учетов. Их ведение обеспечивают специалисты в области баллистики, дактилоскопии, почерковедения и других экспертно-криминалистических подразделений.

В настоящее время подобные данные справочного характера созданы (или создаются) применительно ко всем видам судебно-экспертных и особенно криминалистических исследований.

АИПС могут работать в двух режимах: пакетном (запрос в систему вводится с помощью перфокарт, электронной техники) и диалоговом (запрос и ответы реализуются с помощью терминала). Данные могут выдаваться и в виде машинных и компьютерных распечаток.


В статье дано определение понятию информационных технологий. Рассмотрена роль информационных технологий в правоохранительной деятельности. Рассмотрено, что основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты. Описаны информационные системы, используемые в деятельности правоохранительных органов.

Ключевые слова: информационные системы, правоохранительные органы, информационные технологии, дактилоскопическая экспертиза, учеты.

The article defines the concept of information technology. The role of information technology in law enforcement is considered. It is considered that the main role in the information support of law enforcement agencies is taken by the accounts. The information systems used in the activities of law enforcement agencies are described.

Keywords: information systems, law enforcement agencies, information technology, fingerprint examination, accounting.

В результате развития технологического прогресса и информационных систем и технологий, которые используются во всех сферах жизнедеятельности человека, правоохранительные органы начали широко использовать информационные системы для своих целей и задач, а также для защиты прав и свобод человека и гражданина.

Для начала дадим определение понятию информационная технология.

Результаты этой работы напрямую зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников по расследованию, раскрытию и предупреждению преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации.

Но, как вы знаете, во всех отделах органов внутренних дел есть лишь некоторые из перечисленных ниже информационных технологий, что значительно снижает эффективность реализации права и раскрытие преступлений.

Основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты, используемые для регистрации первичной информации о преступлениях, а также о лицах, которые их совершили.

Учеты предназначены для получения информации, которая помогает в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества, розыске преступников. Они формируются в ГУВД, ИЦ МВД, УВД по территориальному принципу и образуют федеральные учеты МВД России. [2]

В органах внутренних дел внедрение новых информационных технологий продолжается посредством построения на основе современных компьютеров локальных, региональных и общегосударственных отраслевых информационно-вычислительных сетей, которые будут способствовать дальнейшему совершенствованию информационного обеспечения органов внутренних дел.

Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит информацию о состоянии преступности и общественного порядка на территории юрисдикции, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперативных служащих, участковых уполномоченных полиции, следователей, служащих экспертно-криминалистических отрядов, других подразделениях, на документах изначального учета, в учетных журналах и на иных носителях скапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного предназначения.

Предлагаю вашему вниманию системы, которые используют органы внутренних дел, такие как:

− автоматизированные дактилоскопические информационные системы (АДИС). [3, с. 132]

Правоохранительные органы также используют информационную систему Интернет для осуществления своей деятельности. Социальные сети приобрели огромную популярность в обществе, условия которого позволяют преступникам совершать различные виды преступлений, а также позволяют правоохранительным органам получать достоверную информацию о фигурантах дела.

Сотрудники правоохранительных органов при расследовании преступлений имеют право при получении разрешения (ордера) смотреть записи с камер видеонаблюдения, находящихся рядом с местом совершения преступления.

Однако развитие информационных технологий в правоохранительной системе России сталкивается с рядом проблем и не совершенностью системы, используемой для этих целей, от проблем которых существенно снижается оперативность деятельности правоохранительных органов. Например, дактилоскопическая регистрация все еще является частично независимым направлением в дактилоскопии, и ее взаимодействие непосредственно с судебной дактилоскопической экспертизой минимально. Кроме того, органы внутренних дел используют информационные технологии не только для розыска и учета преступников и преступлений, но и для предоставления услуг населению. В настоящее время граждане и организации могут воспользоваться некоторыми из государственных услуг, предоставляемых МВД России, в электронном виде. Самой востребованной услугой среди граждан является получение информации об административных правонарушениях в сфере дорожного движения, предоставляемая на безвозмездной основе.

В условиях информационно-технического прогресса информационные технологии являются ключевым фактором оптимизации деятельности любого федерального органа исполнительной власти. Из-за обилия информации по-прежнему существует проблема с быстрым обменом информацией между подразделениями различных правоохранительных органов, потому что единое информационное пространство правоохранительных органов, которое сложилось, например, в европейской практике, еще не полностью создано в России. Некоторые источники утверждают, что реальная информационная база используется только на 20–25 %, что серьезно затрудняет розыскную работу, а сами сведения, содержащиеся в информационных центрах, играют лишь вспомогательную роль. [4]

Основные термины (генерируются автоматически): орган, Система, дело, информационная технология, информационное обеспечение, МВД России, основополагающая роль, первичная информация, получение информации, расследование преступлений.

Информатизация государственной и правовой сферы России потребовала формирования новой разветвленной системы научных знаний. Этой потребности ответила новая междисциплинарная область знаний — правовая информатика .

Первоначально идеи общей и правовой информатики развивались в лоне кибернетики как науки о законах управления сложными динамическими системами. Лишь отдельные ученые ставили вопрос об информатике как самостоятельной науке. Так, один из ведущих специалистов данной сферы член-корреспондент АН СССР В.И. Сифоров выдвинул идею информологии — науки о законах передачи, распределения, обработки и преобразования информации. Информология должна была заняться кодированием, декодированием, запоминанием, хранением, поиском, извлечением, доставкой, сравнением, отображением, производством (генерированием), потреблением информации.

Существует разветвленная система наук, предметом которых являются информация и информационные процессы. Это и теоретическая информатика, изучающая общие закономерности информационных процессов и их математические модели; и социальная информатика, изучающая особенности информационных процессов в обществе; и прикладная информатика, ориентированная на применение средств автоматизации для решения прямых практических задач; и отраслевые направления информатики, изучающие информационные процессы в конкретных науках (экономика, социология, право и др.).

Современная информатика сложилась в недрах математики и кибернетики, системотехники и электроники, логики и лингвистики. Ее основные научные направления образуют такие дисциплины, как теоретические основы вычислительной техники, статистическая теория информации, программирование и искусственный интеллект. Технические и программные средства информатики все шире используются в современной юридической практике, в деятельности органов правоохраны и правопорядка; в системах сбора, хранения, передачи, обработки, выдачи управляющей и осведомляющей правовой информации с использованием компьютеров, компьютерных сетей и телекоммуникаций, связывающих в единый комплекс отдельные компьютеры на сколь угодно большой территории.

Информатика как прикладная дисциплина занимается:

  • изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение информации);
  • созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;
  • разработкой информационных систем и технологий.

Правовая информатика представляет собой прикладную ветвь общей информатики. Существуют различные подходы к пониманию задач и природы правовой информатики. С учетом высказанных точек зрения можно дать следующее определение. Правовая информатика — это междисциплинарная отрасль знания о закономерностях и особенностях информационных процессов в сфере юридической деятельности, об их автоматизации, о принципах построения и методиках использования автоматизированных информационных систем, создаваемых для совершенствования и повышения эффективности юридической деятельности и решения правовых задач на базе комплексного использования теории и методологии правовых наук, средств и методов математики, информатики и логики.

В задачи правовой информатики входят:

В настоящее время правовую информатику можно рассматривать как перспективное и быстро прогрессирующее направление научных исследований, которое имеет собственный предмет, задачи и методы исследований. Восприятие юристами положений и выводов информатики должно происходить через призму юридических понятий и категорий.

Несмотря на короткий срок своего существования, правовая информатика добилась существенных несомненных успехов в реализации государственной политики информатизации правовой сферы России. К ним относятся:

  • создание сети центров и всероссийских систем правовой информации;
  • формирование законодательства об информации и информатизации;
  • создание системы знаний;
  • введение курсов математики и информатики;
  • выход на международный уровень.

Как и многие другие отрасли знания, правовая информатика делится на общую и специальную части.

Общая часть включает:

  • задачи создания Общенациональной системы правовой информации;
  • государственную политику информатизации правовой, государственной и политической системы;
  • понятие единого информационного пространства;
  • понятие общей и правовой информации;
  • методологию и методы исследования.

Особенная часть правовой информатики исследует пути и задачи применения компьютерных технологий в различных сферах и направлениях государственно–правового регулирования общественных отношений: в правотворческой и правоприменительной деятельности, в криминалистике и судебной экспертизе, в социологических исследованиях.

Постепенно происходит уточнение научного статуса и профиля правовой информатики. Правовая информатика не сложилась еще в самостоятельную науку. По шкале оценок она занимает более низкий ранг, а именно — ранг междисциплинарной отрасли знания.

  • обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
  • формирование и защита государственных информационных ресурсов;
  • создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
  • создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
  • обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
  • содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
  • формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
  • поддержка проектов и программ информатизации;
  • создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
  • развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Итак, в России информатизация правовой сферы жизни общества поднята до уровня государственной политики. Государство при участии негосударственных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта).

  • информатизация правотворчества;
  • информатизация правоприменительной деятельности;
  • информатизация правоохранительной деятельности;
  • информатизация правового образования и воспитания;
  • правовое обеспечение процессов информатизации.
  • органов государственной власти РФ;
  • органов исполнительной власти РФ;
  • органов государственной власти субъектов РФ.

Информатизация влияет не только на эффективность юридических технологий, сферу правотворчества и право реализации, но и на существо правовых отношений. Все большую роль играют такие понятия, как электронная сделка, электронное издание, электронная биржа, электронные торги, электронная система финансовых расчетов, электронный архив и т.п.

Информация в правоохранительных органах состоит из данных о:

  • владельцах моторизованных средств передвижения (к которым относятся автомобили, вертолеты, катера, мотоциклы, мотороллеры, самолеты, яхты и др.),
  • владельцах огнестрельного оружия,
  • похищенных предметах (вещах),
  • правонарушениях,
  • преступниках и правонарушителях,
  • прописке (и регистрации для Москвы).

Учет — это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах. Он занимает основное место в информационном обеспечении правоохранительных органов. Совокупный объем учетов органов МВД Российской Федерации охватывает около 95% криминальных проявлений, с их использованием удается раскрывать до 25% преступлений. Самый крупный центр хранения информации в России — Главный Информационный Центр Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИЦ МВД РФ). Он содержит свыше 100 миллионов учетных документов и имеет картотеку осужденных лиц, фототеку отпечатков пальцев, подробные отчеты органов милиции. Имеются также региональные Информационные Центры МВД и информационные Центры Управлений внутренних дел (УВД), которые также содержат обширную информацию, включая оперативную, оперативно-розыскную, криминалистическую и др.

Помимо учетов, в органах МВД создаются и хранятся экспертно-криминалистические централизованные коллекции и картотеки, предназначенные для раскрытия и расследования преступлений. Информация в учетах, коллекциях и картотеках называется криминальной .

По своим функциям учеты делятся на:

  • оперативно-справочные;
  • розыскные;
  • криминалистические;

а по объектам на:

  • лица;
  • преступления;
  • предметы.

Учеты содержат следующие сведения о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства (рис. 1.1 ).

По отпечаткам пальцев можно устанавливать личности преступников, арестованных, задержанных, трупов, неизвестных больных. В информационных центрах имеется около 30 миллионов отпечатков пальцев, и они обслуживают свыше миллиона запросов органов внутренних дел (ОВД) в год. Надо отметить, что во многих развитых странах введено снятие (при отсутствии) и регистрация отпечатков со всех лиц пребывающих на территории страны. С этим связана необходимость использования биометрических паспортов.

Для использования криминальной информации в полном объеме необходима автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС), называемая системой криминалистической регистрации (табл. 1.1). В нее входит ряд подсистем по различным видам учетов.

Современные технологии являются неотъемлемой частью научно-технического прогресса. Они играют все возрастающую роль в деятельности и жизни общества. Кстати, именно информационные технологии в настоящее время находят наибольшее применение.
Данные технологии занимают важнейшее место во всех главных сферах государственного управления и общественной жизни.
Действительно, государство при выполнении этой своей важнейшей функции, как обеспечение правопорядка и законности, стремиться применять достижения НТП (научно-технического прогресса).

Прикрепленные файлы: 1 файл

12001 готовая работа.doc

ВВЕДЕНИЕ

Современные технологии являются неотъемлемой частью научно-технического прогресса. Они играют все возрастающую роль в деятельности и жизни общества. Кстати, именно информационные технологии в настоящее время находят наибольшее применение.

Данные технологии занимают важнейшее место во всех главных сферах государственного управления и общественной жизни.

Действительно, государство при выполнении этой своей важнейшей функции, как обеспечение правопорядка и законности, стремиться применять достижения НТП (научно-технического прогресса).

Поэтому людям необходимо осознавать особую роль и место современных информационных технологий в правоохранительной деятельности различных органов государственной власти.

1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Многие субъекты современных общественных отношений уже не могут успешно функционировать и существовать без взаимного обмена информацией, а также без использования в технологических процессах разных программно-технических устройств для создания, хранения, накопления, а также обработки и передачи различного рода информации. В текущие годы использование научно-технических средств, обеспечивающих деятельность правоохранительных органов, в значительной степени активизировалось. Дело в том, что с одной стороны имеется рост технической оснащенности служб, совершенствование технических данных применяемой в них техники, а с другой стороны наблюдается увеличение эффективности деятельности оперативных служб по противодействию преступлениям, например, наркотической направленности. Везде применяются современные информационные технологии.

Сегодня внедрение новейших информационных технологий в процесс функционирования правоохранительных органов производится посредством построения вычислительных сетей локального, регионального, а также общегосударственного отраслевого масштаба. Одним из важнейших компонентов информационно вычислительного обеспечения сетей общего пользования считается федеральный банк криминалистической информации. В настоящее время помимо Федерального банка криминальной информации, происходит процесс расширения сети региональных информационных центров, неразрывно связанных с Главным информационным центром. В настоящее время в данной сети ежегодно обрабатывается более 300 миллионов правовых документов. В реальности эти банки данных реализованы посредством создания автоматизированных информационных систем (далее АИС), массивы которых связаны в единое информационное поле отрасли.

Следует отметить, что существенную роль в расследовании и раскрытии преступлений играют региональные и централизованные оперативно-розыскные, оперативно-справочные и криминалистические учеты.

Согласно назначению в правоохранительной деятельности можно выделить АИС для сбора, обработки статистической и учетной информации, а также оперативные – для следственной практики, управленческие, криминалистические – для экспертной деятельности.

    • автоматизированные информационно – поисковые системы (далее АИПС);
    • автоматизированные системы обработки данных (далее АСОД);
    • автоматизированные информационно-справочные системы (далее АИСС);
    • автоматизированные системы управления (далее АСУ);
    • экспертные системы;
    • автоматизированные рабочие места (далее АРМ).

    Исходя из рассмотренного параграфа можно заключить, что успешность правоохранительной деятельности любого вида зависит во многом именно от степени ее обеспеченности соответствующей систематизированной информацией длительного хранения. Это информация о совершенных в прошлом преступлениях, причастных к этим преступлениям лицах, а также о способах и средствах совершения противоправных действий, о разных следах преступлений, объектах, и т.д. Успешность правоохранительной деятельности зависит также и от возможности и умения следователя и иных госслужащих использовать эту информацию в своей деятельности.

    2 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА АИС

    АИС представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов (далее ЭММ), моделей, программных, технических, технологических средств, специалистов, которые предназначены для обработки информации и впоследствии принятия управленческих решений.

    Обычно в состав АИС входят:

      • формализованная логико-математическая система, выполненная в виде совокупности программных модулей, которые обеспечивают ввод, поиск, обработку, вывод запрашиваемой информации;
      • различные информационные ресурсы, которые представленные в виде баз данных, хранящих сведения об объектах, причем связь между этими объектами задается некоторыми правилами;
      • интерфейс пользователя, обеспечивающий общение работника с системой в приемлемой для него форме, а также позволяющий работать с информацией из баз данных;
      • комплекс различных технических средств;
      • рабочий персонал, который определяет порядок функционирования системы, а также планирует порядок достижения целей и постановки задач.

      Информационные ресурсы АИС включают так называемую машинную и немашинную информацию. Машинная информация представляется в виде баз знаний, банков данных, баз данных. Базы данных могут быть распределенными либо централизованными. Комплекс технических средств (далее КТС) включает в себя:

        • электронно-вычислительные системы разных уровней, а также рабочие места операторов, каналы связи, запасные элементы и приборы (совокупность вычислительной техники);
        • средства получения информации о состоянии объекта управления, локальные средства регулирования, исполнительные устройства, датчики и устройства контроля и наладки технических средств (специальный комплекс).

        Как правило, АИС состоит из обеспечивающей и функциональной частей, каждая из которых может иметь свою структуру.

        Обеспечивающая часть – это совокупность математического, информационного, технического, программного, методического, правового, организационного, метрологического, эргономического обеспечения.

        Функциональная часть – это совокупность подсистем, которые зависят от особенностей функционирования АСУ. Данные подсистемы принято разделять по определенному признаку, например, функциональному или структурному. Системы объединяют в себе определенные комплексы задач по управлению.

        3 Информационные технологии, применяемые органами прокуратуры и Министерства внутренних дел РФ

        3.1. Информационные технологии, применяемые органами Прокуратуры России

        В процессе развития программы правовой информатизации РФ в научно исследовательском институте Проблем укрепления законности и правопорядка, работающем при Генеральной прокуратуре России, на основе системного структурного анализа была разработана так называемая Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура).

        Цель данной системы заключается в создании на всей территории РФ единой автоматизированной информационной среды, способной всеобъемлюще и оперативно удовлетворять большие информационные потребности органов прокуратуры всех рангов при осуществлении ими своих функций. Эта единая информационная среда создана для органов прокуратуры, которые распределены по всей территории РФ и образуют вместе трехуровневую систему:

        1-й уровень – это Генеральная прокуратура РФ;

        2-й уровень – это прокуратуры республик в составе РФ, а также прокуратуры областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов, автономной области, другие территориальные прокуратуры и специализированные прокуратуры, которые приравнены к прокуратурам областей;

        3-й уровень – это прокуратуры городов и районов, а также специализированные прокуратуры, которые приравнены к прокуратурам районов.

        При создании АСИО-Прокуратура было предусмотрено решение следующего круга задач:

          • организация АРМ (автоматизированных рабочих мест) по каждому виду деятельности органов прокуратуры, к тому же формирование локальных проблемно-ориентированных БД и средств для решения таких задач, как: надзор за исполнением законов, защита прав и свобод граждан, расследование преступлений и т.д.;
          • объединение локальных БД на каждом из уровней управления в интегрированный банк данных, а также формирование программно-технических средств, которые бы обеспечивали возможность коллективного использования информации, содержащейся в этом интегрированном банке данных;
          • объединение информационных и вычислительных ресурсов органов прокуратуры в целостную информационно-вычислительную сеть вместе с адаптацией к уже существующей в государстве информационной инфраструктуре;
          • поддержание процесса информационного взаимодействия с АИС и БД, функционирующими в органах государственной власти, ведомствах и министерствах правовой сферы, а также других структурах.

          В текущее время в Генеральной прокуратуре России функционируют:

            • управление кадров;
            • отдел писем для решения задачи "Жалоба";
            • отдел по законодательству РФ для информационного обслуживания сотрудников Генпрокуратуры России.
            • отдел статистики;

            На региональном уровне функционируют:

            3.2. Информационные технологии, применяемые Министерством внутренних дел России

            Информация, которая используется в ОВД, содержит данные о состоянии общественного порядка и преступности на соответствующей территории, о самих органах и подразделениях, средствах их материально-технического обеспечения. У оперработников, в дежурных частях, у участковых инспекторов милиции, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, следователей, других структур и подразделений на документах первичного учета, а также в учетных журналах и других носителях содержатся массивы данных оперативно-справочного и оперативно-розыскного назначения. В этих источниках содержатся следующие сведения:

              • о владельцах автомототранспортных средств;
              • о правонарушителях и преступниках;
              • о правонарушениях, фактах и событиях криминального xapaктера;
              • о предметах антиквариата, похищенных и изъятых вещах;
              • о владельцах огнестрельного оружия;
              • другая информация, подлежащая хранению.

              Службы и подразделения ОВД характеризуются данными:

                • о силах и средствах, располагаемых соответствующим органом;
                • о результатах его деятельности.

                Перечисленные сведения применяются при осуществлении работы подразделений и принятии конкретных мер по борьбе с правонарушениями и преступностью.

                В информационном обеспечении ОВД важнейшее место занимают учеты, использующиеся для регистрации так называемой первичной информации о преступлениях, а также лицах, их совершивших.

                С помощью данных учетов получается информация, помогающая в расследовании и раскрытии, а также предупреждении преступлений, установлении личности неизвестных граждан, розыске преступников и принадлежности изъятого имущества.

                Совместно с учетами в ОВД ведутся экспертно-криминалистические централизованные картотеки и коллекции, хранящиеся в ЭКЦ (экспертно-криминалистических центрах) МВД России (федеральные коллекции) и (экспертно-криминалистических управлениях) МВД, ГУВД, УВД (региональные коллекции).

                Информационная среда МВД функционирует по принципу централизации учетов. Она содержит розыскные, оперативно-справочные и криминалистические картотеки и учеты, которые сосредоточены в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ. В целом их объемы оцениваются в среднем в 300 млн. документов.

                Оперативно-справочные, криминалистические и розыскные централизованные учеты владеют следующими сведениями о гражданах РФ, иностранцах и лицах без гражданства:

                Читайте также: