Доклад по информатике 9 класс на тему информационные технологии и общество

Обновлено: 03.07.2024

Современная информатика объединила в себе многие отрасли науки, техники и производства, связанные с обработкой информации, поэтому ее можно отнести как к фундаментальным естественным наукам, так и к прикладным.

Информатика — наука фундаментальная, она связанна с математикой, лингвистикой, философией, теорией инфор­мации, кибернетикой, системотехникой и другими. Как фундамен­тальная естественная наука она занимается изучением свойств информации, процессами сбора, хранения, поиска, передачи, переработки, преобразования и использо­вания информации.

Как прикладная дисциплина, информатика занимается изучением информационных процессов; созданием информационных моделей в различных сферах деятельности человека, программного обеспечения и аппаратно-про­граммных комплексов; выработкой рекомендаций по технологии проектиро­вания и разработкой систем и их производства.

Роль информатики в нашем обществе постоянно возрастает. Человеческая деятельность зависит от возможности быстрого получения необходимой информации. Чтобы экономить время, ученые создают разные сайты для пользования человека - электронное правительства, электронные государственные услуги, электронная регистратура и другие. Современные информационные техноло­гии значительно расширили наши возможности в получении и переработке информации, что в целом влияет на формиро­вание нашего мировоззрения, воспитания и культуры. Зная основы работы на компьютере и имея компьютер дома с подключенным к сети Интернет, можно получить доступ к множеству полезных сайтов. К таким сайтам относятся – авиакомпании, турагенства, электронная школа и другие. Не выходя из дома, можно сделать любые необходимые ежемесячные платежи – квартплата, телефон, капитальный ремонт, вывоз мусора и много других. Имея компьютер и выход в глобальную сеть, дети могут найти себе подходящего репетитора, а взрослые могут повысить свою квалификацию. В наше время во всех регионах нашей страны организуют бесплатные курсы для старшего поколения, чтобы люди не чувствовали свою безграмотность в информационной сфере. Знакомясь с данной техникой, пенсионеры активно начинают общаться в социальных сетях и различных мессенджерах. Знание компьютера в наше время необходимо так же, как и знание литературы и математики.

Скажем об основных ролях, которых играет информатика в нашей жизни.

Мировоззренческая роль информатики - она помогает проникать в информационную суть явлений и процессов, которые происходят вокруг нас. Таким образом, информатика даёт возможность выявлять и описывать не только внешние и внутренние связи (процессы) в какой-либо системе, но и скрытые, которые можно определить путём соответствующего анализа уже выявленных связей (про­цессов).

Воспитательная роль информатики - она способствует творчески подходить к работе. Воспитывает аккуратность, логику суждений, развивает умение выделять глав­ное, использовать информацион­ные технологии при решении разных задач.

Культурообразующая роль информатики - повышение информационной культуры способствует росту общей куль­туры людей, занимающихся информатикой. Можно, сидя за компьютером, прогуляться по храмам, музеям, выставкам, полюбоваться шедеврами, приобщаясь к прекрасному. Компьютерная графика помогает создавать разные композиции и образы.

Этическая роль информатики - это формирование норм и правил обращения с информацией и поведения лю­дей в сетях. В последнее время появились и преступления в информационной сфере. Компьютерные преступления совершаются чаще удалённо, поэтому таких преступников не всегда задерживают. Для предотвращения компьютерных преступлений необходимо всем нормальным людям объединяться, так как жертвами можем оказаться мы и наши близкие.

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информационные технологии в жизни самого обыкновенного человека играют огромное значение, оспаривать которое уже никто не осмелится.
Человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

Эссе на тему информационные технологии и их роль в обществе.docx

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информационные технологии в жизни самого обыкновенного человека играют огромное значение, оспаривать которое уже никто не осмелится.

Человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.
На человека оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, содержание и структура поступающей и перерабатываемой информации. Необходимую информацию человек получает из непосредственного опыта, личного общения, а также из разнообразных источников информации (Интернет, книги, радио, телевидение, журналы, газеты и другие источники знаково-символического характера). Причем закономерностью общественного развития является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Главными, определяющими стимулами развития информационной технологии, являются социально-экономические потребности общества. Известно, что экономические отношения накладывают свой отпечаток на процесс развития техники и технологии, либо давая ему простор, либо сдерживая его в определенных границах.

Социальное воздействие техники и технологии на общество идет, прежде всего, через производительность труда, через специализацию средств труда и, наконец, путем исполнения техническими средствами трудовых функций человека. В этом плане не вызывает сомнений, что переход к автоматизированному производству является движением к высшей сфере объективации технологических функций человека. Техника и технология в своем развитии имеют эволюционные и революционные стадии и периоды. Вначале обычно происходит медленное постепенное усовершенствование технических средств и технологии, накопление этих усовершенствований, что и является эволюцией. Эти накопленные усовершенствования в определенный период вызывают коренные качественные изменения, замену устаревших технических средств и технологий новыми, использующими иные принципы. Последнее становится возможным благодаря проникновению в технику новых научных идей и принципов из естествознания. Сущность технологической революции заключается в техническом освоении научных открытий, на их основе технических изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии и необходимость перехода к новым способам производства.

Можно предположить, что эволюция технологии, в общем и целом, продолжает естественную эволюцию. Если освоение каменных орудий помогло сформироваться человеческому интеллекту, металлические повысили производительность физического труда (настолько, что отдельная прослойка общества освободилась для интеллектуальной деятельности), машины механизировали физический труд, то информационная технология призвана освободить человека от рутинного умственного труда, усилить его творческие возможности.

Даже самые простые операции на современном предприятии принято проводить при помощи компьютеризованных систем. Использование последних разработок в области технологий и технических средств не всегда в состоянии решить ряд возникших проблем, но упростить их в значительной степени информационным технологиям под силу. Более чётко этот процесс прослеживается на сложных участках аналитической деятельности в ходе формирования отчётов и справок различного характера. Особенный вклад ИТ внесли в сферу образования, где были полностью компьютеризованы все учебные заведения, что в конечном итоге позволяет в значительной степени облегчить процесс обучения и образования. Благодаря информационным технологиям современный человек имеет практически мгновенный доступ к любой необходимой информации.

Отрасль информационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. За последние 5 лет доходы отрасли росли в среднем на 10 процентов в год, при среднем темпе роста экономики 3-4 процента, что привело к увеличению доли отрасли в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. По прогнозам международных аналитических агентств, высокие темпы роста, около 9 процентов в год, сохранятся и в течение следующих пяти лет.

Особенности отрасли информационных технологий позволяют перенести в другие страны не только разработку программного обеспечения, но и поддержку продуктов, а также ряд вспомогательных процессов. Большое количество международных ИТ-компаний, начиная со второй половины 90-х годов, открыло свои подразделения в Индии и Китае и перенесло выполнение части функций или целые бизнес-процессы в эти подразделения. Параллельно ИТ-компании развивающихся стран оказывают услуги клиентам в развитых странах с помощью удаленного доступа. Бесспорным лидером во всех сегментах офшора пока является Индия, с общим объемом ИТ-экспорта около 15 млрд. долларов в 2003 году. В последнее время на рынок вышли страны Восточной Европы, ориентированные на рынок ЕС, а также Китай, который в основном ориентирован на близлежащие страны (Японию, Южную Корею, Гонкнг, Филиппины).

Развитие телекоммуникаций и многократное снижение стоимости передачи данных стало критическим фактором, обеспечивающим рост рынка экспортируемых услуг. Наличие хорошей телекоммуникационной инфраструктуры по конкурентным ценам является необходимым фактором для того, чтобы страна могла претендовать на лидерские позиции на этом рынке.

Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Применение ЭВМ стало обыденным делом, хотя совсем ещё недавно рабочее место, оборудованное компьютером, было большой редкостью. Информационные технологии открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека.

Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся (а в этом нет никаких сомнений), то это произойдет очень скоро.

С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.

Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.

Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.

Социально-экономическое планирование и управление, производство и транспорт, банки и биржи, средства массовой информации и издательства, оборонные системы, социальные и правоохранительные базы данных, сервис и здравоохранение, учебные процессы, офисы для переработки научной и деловой информации, наконец, Интернет - всюду ИТ. Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые не были предусмотрены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

21 век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

Учитель: Тихонова Т.Н.

21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Об использовании информационных технологий для решения проблемы информатизации образования говорилось еще в конце 70-х – 80-е годы. Они предлагали использовать обучающие среды для формирования умственных (познавательных) действий и умений использования информационных технологий. И лишь в последнее время данная проблема стала предметом активного обсуждения.

Высказывание академика Семёнова А.П. “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя.

Информационные технологии можно разделить на два вида:

1. Традиционные информационные технологии (основаны на использовании книг и другой книгоиздательской продукции);

2. Современные информационные технологии (Основаны на использовании компьютера).

Использование информационных технологий позволяет:

-перейти от объяснительно–иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- повысить объём выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства:

- компьютерные учебники (уроки);

- контролирующие (тестовые оболочки);

- демонстрационные (слайд или видеофильмы);

- досуговые (компьютерные игры: ролевые, логические, спортивные и др. типы).

Использование ИКТ на различных уроках позволяет:

-развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

-овладевать практическими способами работы с информацией;

-развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

-проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально - подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:

-быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

-вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

-усиливает воздействие выступления.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используется не на весь урок, а фрагментально, при изучении более сложных вопросов.

Возможные направления педагогического использования компьютеров многообразны. Вот лишь некоторые из них:

-использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.

-развитие индивидуальных особенностей. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

-расширение возможностей получаемой учебной информации.

Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка. В любом случае задачи обучения остаются неизменны:

-познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации и планирования деятельности, в частности в учебной, при решении поставленных задач;

-дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях;

-дать школьникам представление о современном информационном обществе.

Выполнение этих задач приведет к интенсификации процесса обучения, реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, овладению школьниками знаниями, умениями и навыками работы, умениями самостоятельно приобретать новые знания.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

Возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

-комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

-постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

-применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;

-частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;

-формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

-стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности можно использовать предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментируются, по необходимости сопровождаются дополнительными объяснениями и примерами.

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности можно предложить им творческие задания. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке. Выше было сказано о презентациях. Их использование на уроках просто незаменимо. Урок от этого становится интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.

Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширяет спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.

Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.

Компьютерные технологии могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля ЗУНов. Использование компьютерных технологий позволяет нам вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. * Полезные сайты:

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

Введение

На рубеже 60-70-х годов XX века в развитых странах стало ясно, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытка понять это влияние привела к появлению концепции информационного общества — общества, в котором информация является важнейшей ценностью и структурообразующей основой и в котором все процессы тесно связаны с информационными и информационными технологиями (особенно электронными). Такое общество обычно рассматривается как новый этап эволюции человеческой цивилизации, новый этап социального развития, в котором информационный сектор экономики начинает играть решающую роль в развитии отдельных стран и всего мирового сообщества.

В настоящее время проводится большое количество научных исследований, футурологических и журналистских работ, в которых с разных точек зрения рассматриваются проблемы взаимоотношений общества и личности с информационными технологиями, а также регулярно проводятся конференции и семинары. Актуальность этой темы привлекает внимание большого количества ученых и общественных деятелей, и это неудивительно — информационная отрасль продолжает стремительно развиваться и охватывает все новые и новые направления.

Затем делается попытка обобщить некоторые взгляды на информационное общество, его особенности происхождения, проблемы и перспективы развития. Для этого необходимо учитывать исторические условия его создания, основные теоретические идеи и концепции. Кроме того, важно следовать современным тенденциям развития общества, связанным с широким распространением информационных технологий, что позволяет сделать вывод о том, как идет процесс развития информационного общества в настоящее время и какие последствия эти процессы будут иметь для людей.

Роль информации в обществе: исторический аспект

На протяжении истории человеческой цивилизации с древнейших времен и по настоящее время можно выделить несколько так называемых информационных революций — качественных изменений во всех сферах жизни общества, вызванных внедрением новых средств передачи и хранения информации. Принято различать четыре информационные революции, оказавшие решающее влияние на развитие человечества.

Первая революция характеризовалась изобретением письма и привела к значительному скачку в развитии человеческой цивилизации. Существует возможность неискаженной передачи знаний и их сохранения для следующих поколений.

Вторая революция была связана с развитием буквенной печати, что, в свою очередь, было тесно связано с переходом к индустриальному обществу. Печать на бумаге открыла возможность умножения знаний для того, чтобы сделать их доступными большому количеству людей.

Следующий качественный скачок в области передачи и хранения информации был предопределен внедрением новых коммуникационных технологий, основанных на электричестве и радиоволнах. Это позволило практически мгновенно передавать информацию на огромные расстояния и хранить ее на магнитных и других носителях.

Наконец, четвертая революция, произошедшая во второй половине XX века, характеризуется развитием электроники (в частности, широким применением полупроводниковой техники), что позволило создать небольшие электронные высокопроизводительные компьютеры с программным управлением, их повсеместным внедрением в человеческую деятельность, созданием компьютерных сетей. Это привело к кардинальным изменениям в способах формирования, организации и распространения информации. За этот период был также достигнут значительный прогресс в развитии телевидения.

Параллельно с развитием технологии сама концепция информации разрабатывала и приобретала новые значения и применения в различных областях. Понятие информации является настолько всеобъемлющим, что отсутствует единообразное толкование этого термина. Тем не менее, она широко используется в физике, информатике, кибернетике, теории кодирования, теории систем, философии и вообще как краеугольный камень современной науки. Однако каждая отрасль научного знания рассматривает информацию на основе своего набора признаков.

Дальнейшие исследования показали, что понятие информации гораздо шире и, что немаловажно, существует вне восприятия конкретного человека. При этом к понятию информации стали подходить и с философской точки зрения. Весь мир вокруг нас, как доступный, так и недоступный одному человеку, везде имеет информационную структуру. С философской точки зрения, возникли различные взгляды на информацию. Возникает такое научное направление, как информационная философия, основные цели которой сформулированы как критическое исследование абстрактной природы и основных принципов информации, а также разработка и применение теоретических и вычислительных методов информации для решения философских проблем.

До конца 1960-х годов информационные и информационные процессы не рассматривались как нечто само по себе. А с точки зрения материалистической философии (которая долгое время доминировала особенно в нашей стране) считалось, что совершенствование информационных процессов обусловлено, прежде всего, потребностями развития материального производства и нацелено на его поддержание.

Например, темпы роста знаний, накопления ценной информации являются важным показателем социального прогресса, но этот показатель не считался самым важным и единственным. Было сказано, что информация сама по себе не может увеличить производство материальных и культурных ценностей, и что она приносит пользу только в том случае, если она опирается на технологию и инженерное дело, на культурные ценности, на знания и опыт людей, на формы их общения, на всю систему общественных отношений. Ценность информации действительна тогда, когда она способствует росту материального, энергетического и духовного потенциала людей, способствует их всестороннему развитию и совершенствованию.

Поэтому место социальной информации зависит, прежде всего, от характера самого общества, от системы присущих ему социальных и, прежде всего, экономических отношений. Социальная информация характеризует осведомленность общественности в ее нормативном аспекте. А это значит, что социальная информация во всех случаях является продуктом и отражением социального бытия, в той мере, в какой этот продукт и отражение являются общественным сознанием. Однако, поскольку социальная информация подчинена социальному существу, она оказывает на него все более активное влияние, что отражается в усилении его регуляторной функции. Регулирующая роль социальной информации, однако, определяется потребностями материального производства и тем, насколько адекватно она отражает глубинную сущность этого объективного фундамента общества. Таким образом, социальное бытие и материальное производство всегда будут определяющим, первичным фактором, в то время как социальная информация является вторичным и определяющим фактором.

Но уже в середине XX века развитые капиталистические страны вступают в фазу постиндустриального развития. Происходят фундаментальные изменения в структуре общества, экономике, занятости, производстве, чему способствуют технические достижения в области связи, массовых коммуникаций, компьютерных технологий. Существует тенденция к преобладанию знаний над капиталом. Объем знаний и их производство постоянно увеличивается. Существует понимание того, что информация может рассматриваться как промышленный продукт и ее производство является одним из видов промышленной промышленности. Рынок информационных услуг формируется. Все эти процессы постепенно приводят к недоступности прежних взглядов на роль информации и информационных процессов в обществе, и это побуждает исследователей искать новые подходы к оценке проблем.

Концепция информационного общества

В развитых капиталистических странах ХХ века (особенно в Японии и США), начиная с конца 1960-х годов XX века, становится очевидным, что информационные ресурсы начинают играть особую самостоятельную роль, уже не связанную с материальным производством. В то же время информационные ресурсы приобретают статус определяющего фактора в развитии материального производства, а не наоборот, как это было в прошлом. Все это привело к появлению нового подхода к оценке воздействия информационных и информационных процессов на общество — концепции информационного общества, в котором информация является ведущим фактором.

Несмотря на различия во взглядах различных исследователей, можно выделить некоторые общие базовые черты информационного общества:

  • изменение роли информации и знаний в жизни общества, что выражается прежде всего в беспрецедентном повышении информационной насыщенности экономической, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знаний в важнейший ресурс социально-экономического развития
  • преобразование информационной отрасли в наиболее динамичный, прибыльный и престижный производственный сектор;
  • Появление развитой рыночной инфраструктуры для потребления информационных и информационных услуг
  • растущей компьютеризации общества с помощью телефонии, радио, телевидения, Интернета, а также традиционных и электронных средств массовой информации
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие между людьми, их доступ к глобальным информационным ресурсам и их спрос на информационные продукты и услуги
  • далеко идущие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда централизованные иерархические структуры во всех областях общества сменяются гибкими, сетевыми формами организации, адаптированными к стремительным изменениям и инновационным разработкам.

Истоки информационного общества и некоторые основные понятия

Что касается тенденций развития средств массовой информации, то Тоффлер отмечает повышение интерактивности за счет внедрения новых сетевых компьютерных технологий. Он утверждает, что приближается эпоха немассовых медиа, а с новой техносферой — новая инфосфера, и это будет иметь далеко идущие последствия во всех сферах жизни, в том числе и для нашего сознания. Следует подчеркнуть, что Э. Тоффлер, помимо чисто технологических моментов, указывает также на тенденции и перспективы создания новой интеллектуальной среды, основанной на компьютерных сетях.

В отношении структуры производства в новой компании Toffler подчеркивает тенденцию к демассификации производства. По его мнению, качественные изменения в техносфере и инфосфере объединили и кардинально изменили способ производства продуктов. Система производства постепенно развивается от традиционного массового производства к сложной смеси массы и уже не массового продукта. Конечной целью этого процесса является производство продукции только на заказ, что является результатом автоматизированного непрерывного процесса под растущим непосредственным контролем заказчика.

Добавим также, что Тоффлер анализирует смену власти и перспективы развития демократических принципов с точки зрения того, что новое общество возможно только в том случае, если демократия будет сохранена и развита.

Концепция информационного общества (с учетом того, что оно почти полностью учитывает теорию постиндустриального общества, разработанную им в конце 1960-х — начале 1970-х годов) предложена Д. Беллом в подробной и обширной форме. Белл писал, что роль сельского хозяйства и промышленности будет неуклонно уменьшаться с ростом значения и расширением информационной индустрии. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой компьютер играет центральную роль, происходит одновременно с появлением постиндустриального общества.

Проблемы информационного общества с точки зрения постиндустриализма нашли отражение и в работе американского исследователя профессора У. Мартина.

Мартин попытался определить и сформулировать основные черты информационного общества на основе следующих критериев:

Заключение

П. В своей работе, посвященной информационному обществу, Друкер представил идею преодоления традиционного капитализма. В качестве важнейших признаков происходящих изменений он рассматривал переход от индустриальной экономики к экономической системе, основанной на знаниях и информации, преодоление капиталистической частной собственности, появление новой ценностной системы современного человека и трансформацию национального государства под влиянием процессов экономической и социальной глобализации. По мнению Дрейкера, современная эпоха представляет собой период радикальной перестройки, когда развитие новых информационных и телекоммуникационных технологий дало человечеству реальный шанс превратить капиталистическое общество в общество, основанное на знаниях.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: