Доклад по художественной керамике

Обновлено: 02.05.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. РОЛЬ КЕРАМИКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 4

1.1. Понятие и виды керамики 4

1.2. Значение керамики в развитии человечества 6

1.3. Процесс получения керамических изделий 7

2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЕРАМИЧЕСКОГО ИЗДЕЛИЯ - ВАЗЫ 8

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ К КЕРАМИЧЕСКИМ ИЗДЕЛИЯМ МЕТОДОМ АНКЕТИРОВАНИЯ 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 11

Среди всех известных материалов по совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика не имеет себе равных. Растущий интерес к керамике и её роли в жизни людей и определили выбор темы моей работы.

Мой интерес к керамике возник в прошлом году. Во время летних каникул наша семья посетила Кносский дворец царя Миноса. Большое впечатление на меня произвели огромные сосуды в человеческий рост, которым было четыре тысячи лет. Они называются пифосы. Мне стало интересно, как были сделаны эти сосуды, почему они сохранились до наших дней, кто изготовил их, делают ли сейчас что-то подобное. Я была удивлена, узнав, что пифосы сделаны из глины – материала, обладающего уникальными свойствами. Кроме того, я узнала, что человек до сих пор изготавливает из глины огромное количество предметов. Как глина превращается в столь разные по форме и назначению предметы? Это составляет проблему моей работы.

Изделия из глины получили название керамика. Керамика окружает нас повсюду. Тема работы актуальна, поскольку жизнь современного человека невозможна без керамики.

Цельработы – выявить роль керамических изделий в жизни человека.

познакомиться с основными видами керамических изделий;

рассмотреть области применения керамики;

изучить процесс получения керамических изделий;

изготовить самостоятельно керамическое изделие – вазу;

провести анкетирование одноклассников.

Объектисследования– керамические изделия.

Предмет исследования – значение керамики для людей.

Степень изученности вопроса достаточно высока. Но мир керамики настолько велик, что требуются постоянные исследования в данной области.

В своей работе я постаралась показать, что глина – прекрасный материал для творчества. Работа с ней увлекательна, и она по силам не только взрослым, но и детям.

1. РОЛЬ КЕРАМИКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Понятие и виды керамики

Глина — один из самых распространенных на нашей планете природных материалов. В сухом виде она представляет собой плотную землистую субстанцию, в которой присутствуют вкрапления различных пород: песка, камней. Глина является осадочной горной породой. Она обладает уникальными свойствами. При смешивании с водой глина меняет свою структуру, становится более гибкой и вязкой. Присутствие в глине тех или иных примесей определяет такие качественные характеристики глины, как пластичность, усадка, спекаемость, огнеупорность, упругость, механическая прочность, цвет, текстура [4].

В зависимости от состава глиняной массы, температурным режимам обжига, приемам художественного оформления керамические изделия подразделяются на группы: терракота, майолика, шамот, фарфор, фаянс (рис.1– 6).

Терракотой называют предметы из обожженной цветной глины (желтой, коричневой, красной, самых различных оттенков и их сочетаний) с пористой структурой. При изготовлении терракотовых изделий глазурь не используется. Майолика – это изделия, перед обжигом покрытые непрозрачной глазурью и рисунком. Глиняная масса шамот характеризуется красивой зернистой фактурой, она часто декорируется глазурями. Ее используют в основном в декоративно-прикладном искусстве [3]. Фарфор – это минеральная масса из смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата. Фарфор обладает особой белизной, тонкостенностью и прозрачностью. Фаянс очень похож на фарфор, но не имеет такой белизны и прозрачности, а также он более толстый [1].

Фарфор Фаянсовые вазы Плитка майолика

Люстра керамика Камин из шамота Статуя из терракоты

1.2.Значение керамики в развитии человечества

Освоение керамики сыграло огромную роль в истории человечества.

1. Появление глиняной посуды, в которой продукты можно было подвергать различным видам тепловой обработки, привело к укреплению иммунной системы и повышению продолжительности жизни древних людей. [4]

2. Глиняная посуда позволяла существенно расширить возможности хранения продуктов в различном состоянии.

3. Гончарное производство способствовало оседлости, создавало условия для развития земледелия, скотоводства и привело к росту народонаселения.

4. Самые древние сохранившиеся свидетельства письменности представляют собой обожженные глиняные таблички из Месопотамии. Глиняные таблички стали страницами самых первых книг, написанных древними авторами.

5. Являясь одним из самых прочных материалов, керамика стала незаменимым источником информации о прошлом человечества.

6. Особую роль гончарное производство сыграло в развитии художественного творчества и интеллектуального и духовного развития человека. Навыки в работе с керамикой послужили основой для возникновения и развития многих других видов искусства: живописи, скульптуры, графики, мелкой пластики, глиптики, настенных росписей (фресок), декоративно-прикладного творчества [2]. Гончарное производство положило начало множеству новых отраслей. За созданием керамического кирпича последовало производство обожженного, вслед за этим был создан цемент, что произвело революцию в строительном деле. Важнейшим следствием керамического производства было зарождение металлургии. На базе обработки керамики было позднее создано стекловарение. Создание гончарных изделий положило также начало фармакологии, то есть обработке различных природных компонентов, в первую очередь растений, с целью получения лекарственных препаратов [4].

7. Керамика применяется в медицине (циркониевые коронки), в обороне (защита для бронетанковой техники на основе карбида кремния), в авиации и космонавтике (рис. 7–9).

Керамическая броня Керамика в авиации Керамика в медицине

1.3. Процесс получения керамических изделий

На рис. 10 представлен процесс получения керамических изделий древними шумерами [6]. Раньше изделия из глины делали всей семьёй. Работа состояла из нескольких этапов. Сначала добывали глину, добавляли в неё воду, отсеивали вручную все камни и месили ногами, пока глина не становилась пластичной. Далее пластичная глина поступала к другим членам семьи – гончарам. На ручном гончарном круге мастер придавал глине форму, а помощник мастера руками вращал гончарный круг.

Потом изделия из глины сушили на солнце. Затем обжигали в печи. Стадии обжига осуществлялись последовательно. Процесс был периодическим. В одну печь укладывали горшки, в другой печи шёл обжиг, в третьей изделия остывали. Остывшие изделия раскрашивали.

Современное гончарство, как и древнее, включает в себя те же этапы: поиск и добычу исходного сырья, его подготовку, изготовление формовочных масс, конструирование изделий, обработку поверхности, нанесение декора, придание изделиям прочности и влагонепроницаемости, сушку и обжиг в печи. В настоящее время существует два основных вида гончарных производств: на заводах и в небольших мастерских. Процесс получения керамических изделий автоматизирован [7].

Гончары за работой

2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЕРАМИЧЕСКОГО ИЗДЕЛИЯ – ВАЗЫ

Для подтверждения выдвинутой гипотезы мною с помощью мастера по керамике было изготовлено простейшее гончарное изделие – ваза.

Наша семья посетила керамическую мастерскую Питарокилис на острове Крит, в Греции. Процесс изготовления керамических изделий в мастерской полуавтоматизирован: не нужно крутить гончарный круг, не нужно разминать руками глину. Тем не менее, по мнению хозяина мастерской, их изделия изготавливаются традиционным способом.

После экскурсии по керамической мастерской и ознакомления с процессом я начала создавать собственное гончарное изделие - вазу. Эта работа была как волшебство: из глины, похожей на жидкую грязь, на вращающемся гончарном круге только при помощи легких движений рук получался красивый по форме сосуд, который не разваливался, хорошо держал форму и был очень изящным (рис.11). Меня переполняли восторженные, удивительные чувства. Я убедилась, что глина – это очень пластичный материал, удобный для создания самых разнообразных изделий. Далее я сушила вазу на жарком солнце три дня для придания изделию прочности. Таким образом, я на практике познакомилась с удивительными свойствами глины. Моя гипотеза подтверждена.

Рис. 11. Изготовление вазы

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

К КЕРАМИЧЕСКИМ ИЗДЕЛИЯМ МЕТОДОМ АНКЕТИРОВАНИЯ

Когда я открыла для себя удивительный мир керамики, мне стало интересно узнать, какие предметы из керамики есть дома у моих одноклассников, каково их отношение к ним. Мною была разработана анкета и проведён опрос 25-ти одноклассников. Результаты представлены на рис.12.

Рис.12. Результаты анкетирования

В ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы.

1. Керамические изделия разнообразны по своему назначению. Они применяются в быту, в медицине, в обороне, в авиации, в космонавтике, в строительстве, в искусстве.

2. Технология современного гончарства включает в себя те же этапы, что и древнее. Процесс получения керамических изделий автоматизирован.

3. Мною было изготовлено простейшее гончарное изделие – ваза. Я убедилась, что глина – это очень пластичный материал, подвластный даже ребёнку, уникальный и удобный для создания самых разнообразных изделий. Самостоятельное изготовление керамических изделий наполняет жизнь человека радостью творчества.

4. Методом анкетирования мною было проведено исследование отношения одноклассников к керамическим изделиям, выявлены их интерес к керамике и наличие разнообразных керамических предметов дома.

5.Освоение керамики сыграло огромную роль в истории развития человечества. Результатом освоения керамики явилось:

- повышение продолжительности жизни древних людей;

- возможность хранения продуктов и предметов быта;

- осёдлость, создание условий для развития земледелия, скотоводства;

- развитие письменности, художественного творчества и интеллектуального и духовного развития человека.

6. Керамика – незаменимый источник информации о прошлом человека.

7. Гончарное производство положило начало множеству новых отраслей: металлургии, строительства, фармакологии.

8. Керамика послужила основой для возникновения и развития многих видов искусства: живописи, скульптуры, графики и других.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Дорошенко Т.Н. Изделия из керамики. – Харьков: Фолио, 2007. – 221 с.

Изотова М.А. Гончарные работы для дома и заработка . – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 251 с.

Миллард А. История. Древний мир. В школе и дома. – Москва: Росмэн, 1999. – 97 с.

Поверин А.И. Гончарное дело. Энциклопедия. – Москва: АСТ-Пресс, 2015. – 160 с.

Изделия из керамики появились в древние времена, и сопровождают человека на всем пути развития цивилизации. Керамика – изготовление предметов из глины. Простота изготовления керамических изделий, доступность материала сделали их самыми распространенными изделиями в человеческой культуре.

Керамика


Мастера-гончары лепили из глины кухонную утварь, вазы, игрушки, декоративные изделия. В процессе развития цивилизации глиняные изделия совершенствовались и появились предметы несущие культурную ценность. Керамика стала декоративно-прикладным искусством. От технологии производства, состава смеси керамику разделяют на виды: букеро, фаянс, изразцы, терракота.

В архитектуре используются строительные и декоративные изделия из керамики: изразцы, кирпич, черепица. Керамические изделия, как декоративный элемент, применяют для облицовки фасада здания, стен, пола. Архитектурные колонны, карнизы, барельефы, вазы, скульптуры украшают интерьер здания. В России с XVI века, изразцами отделывали печи, стены церквей и храмов.

Изделия из глины занимают особое место в декоративно-прикладном искусстве всех народов. Керамика как народное искусство, в России активно развивается с XVII в. Наиболее известные художественные промыслы: Гжель, Скопин, Булхар, Дымка. Мастера-гончары создавали нарядную посуду, украшенную сюжетной росписью или орнаментом.
Декоративной скульптурой называют глиняные игрушки, фигурки, свистульки. В маленьких расписных фигурках передан характер русского народа: простодушие, удаль, талант. В древней Греции, керамика как вид художественного ремесла, достигла расцвета в V в. до н. э. Знаменитые расписные греческие вазы являются настоящими произведениями искусства.
Керамические изделия присутствуют в нашей повседневной жизни: в быту, строительстве, декоре и отделке. Фарфоровая, терракотовая и фаянсовая посуда, используется в домашнем хозяйстве. В зависимости от назначения, используем посуду: для принятия пищи и напитков, для краткосрочного хранения пищи, изделия для кухни.
Дополнением интерьера квартиры служат декоративные вазы, цветочные горшки, подсвечники из керамики. Сувенирные изделия, настенные декоративные блюда, тарелки создают уют. Оригинальная сантехника из керамики используется для ванной комнаты.
Керамическая плитка прекрасно смотрится в отделке стен и пола. С помощью кирпичей из керамики построим камин. В стоматологии, для лечения зубов, применяют керамические брекеты. Современные технологии позволяют использовать керамику в бытовой технике: обогреватели, электрические чайники.

Бытовая керамика и декоративно-прикладное искусство продолжают совершенствоваться с развитием современного мира.

Изделия из обожженной глины представляют ши­роко распространенный и очень древний вид народ­ного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал. Различного назначе­ния посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горш­ки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тон­кий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется про­зрачными глазурями. Фарфор представляет собой наиболее совершен­ный вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздейст­вию обеспечили широкие возможности при­менения в производстве изделий технического назна­чения, посуды, скульптуры и других художественных произведений. Каолин, глина, полевой шпат, кварц - непремен­ные компоненты сырьевой массы — дают в резуль­тате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоро­вые изделия в один ряд с наиболее ценными произве­дениями декоративно-прикладного искусства.
Способы изготовления художественной керамики в ис­тории развития этих изделий претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых райо­нах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добить­ся идеально собранной формы сосуда привело к ис­пользованию гончарного станка с кругом, на котором вытягивается из куска сырой глины подчиненный принципу симметрии предмет. Последующие измене­ния в гончарном станке касались переходов от враще­ния круга рукой к ножному приводу, а затем и к элек­тромеханическому движению. Принцип его работы сохранился до настоящего времени.

На современном производстве гон­чарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шли­кер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; за­чистка швов от литья; декорирование процарапывани­ем; заглаживание поверхности - лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. По за­вершении их изделие подсушивают. Потом художественная керамика прохо­дит обжиг.
В декорировании этих изделий чаще все­го используют роспись. Этот вид украшения имеет разнообразные приемы. Декорирование ангобами — тонкорастертой белой или с примесью красителей жидкой глины - связано как с покрытием поверхно­сти целиком или частично, так и с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или гру­шей. Ангоб при этом впитывается в черепок не пол­ностью, сохраняя рельефность орнамента художественной керамики. В число декорирующих материалов вхо­дят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрач­ные глазури. Для народных гончарных изделий ха­рактерно своеобразное применение прозрачных глазу­рей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.

Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями — эма­лями — издавна использовались для создания живо­писных эффектов. Основной цвет черепка был при­крыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспе­чивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой темпе­ратуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.

Некоторым особняком в данном искусстве стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись про­изводится клеевыми красками и связана с технологи­ей, не требующей обжига (подсушивание и обжиг по­луфабриката не исключены). Лишь в отдельных про­мыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно встретить во многих областях России. В центрах народного искус­ства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в них повторяются изображения жен­ской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека яв­лений, скульптурные изображения имеют обобщен­ный полуфантастический характер.

Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма при­митивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления игруш­ки появились изображения людей - представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горо­жан, солдат, барынь. В работах современных масте­ров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные компози­ции с изображением жанровых сцен. В силу исторических особенностей центры данного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреп­лялась технология изготовления изде­лий, ставшая частью художественной традиции, кото­рая характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе нашей страны.


Статьи

Из глины, прошедшей термическую обработку, изготавливают предметы быта, кухонную посуду или элементы декора. В процессе обжига материал меняет свой цвет и становится прочным. Месторождения глины с различным химическим составом можно встретить по всему миру. Некоторые виды глины без предварительной подготовки подходят для изготовления керамики.

Статуэтки из глины

Добавление примесей продиктовано свойствами того изделия, которое требуется получить. Например, могут добавлять кварц или полевой шпат в качестве наполнителя или веществ для увеличения пластичности. Именно за счет разного рода сырья в изготовлении керамики появляется несколько направлений.

Виды керамики

Классификация керамики достаточно сложная, так как существует несколько параметров, по которым можно отличить один материал от другого. Например, по своему строению керамика подразделяется на тонкую и грубую или керамику мелкозернистую и крупнозернистую. К тонкой керамике относят такие глиняные изделия, как фарфор, полуфарфор, майолику, фаянс и каменную керамику. Гончарная керамика – распространенный вид грубой керамики. Сюда же следует отнести алюмооксидную, нитридную и циркониевую керамику.

Фарфор

Для многих фарфор ассоциируется с белой посудой, причем белизна символизирует чистоту и достаток в доме. Изготовление фарфора требует уникальных навыков. Изделия получаются тонкими, просвечивающимися, однако при этом – достаточно прочными. Они имеют белый цвет, а иногда обладают голубоватым оттенком. Фарфоровые изделия издают при постукивании высокий звонкий звук.

Сырьем для фарфора служит песок, каолин и полевой шпат. После обжига материал не имеет пор, поэтому обладает низким (до 0,2%) водопоглащением. Обжигается фарфор при температуре 1300 градусов, в результате чего он покрывается прозрачной глазурью. Ослепительная белизна глазури обусловлена тем, что обжиг выжигает практически все краски. Роспись керамики выполняется поверх глазури.

Принято различать столовый фарфор и костяной фарфор. Столовый используется при изготовлении посуды, так как он является более стойким к внешним повреждениям.

Фаянс

Фаянс, как один из видов керамики, часто путают с фарфором. Свое название материал заимствовал от города Фаэнца, считавшегося некогда центром производства итальянской керамики. Фаянс отличается пористостью, поэтому он обязательно покрывается прочной глазурью.

Обжигают глину при температуре от 900 до 1200 градусов. Сырье изначально имеет серый цвет, но по мере обжига начинает светлеть. Фаянсовыми изделиями славится Португалия, так как на ее территории есть массовые залежи необходимой глины. Из такой глины изготавливают посуду повседневного использования.

Терракота обладает схожими свойствами, но именно из-за своей белизны фаянс стал более популярным. Кроме того, на него можно наносить декор, используя при этом цветные глазури и различные текстурные компоненты. Глина содержит примеси мела и кварцевого песка.

Шамот

Шамот считается особым видом керамики. Ее еще называют каменной керамикой. Она обжигается при температуре 1200 градусов и благодаря своему минеральному составу отличается повышенной прочностью. Шамот также покрывают глазурью, но только высокотемпературной. При повышенной температуре глазурь дает разные оттенки и текстуры.

Но при этом шамот достаточно ограничен в декорировании по сравнению с керамикой, покрытой низкотемпературной глазурью. Каменная керамика чаще всего применяется в условиях резкого перепада температур. Она подойдет для облицовки печей и каминов, служит материалом отделки морозильных камер или духовок.

Керамическая картина

Майолика

Майолика изготавливается из заранее обожженной глины. Обычно в качестве сырья используются отходы фаянса. Можно сказать, что майолика (мальорка) – это целое направление, характеризующееся использованием расписной глазури. В такой технике изготавливают наличники, панно, изразцы и скульптуры.

В классификации по области применения различают:

  • Хозяйственно-бытовую керамику (посуда, архитектурные элементы, украшения).
  • Строительную керамику (облицовочные плитки, кирпичи, сантехника, черепица).
  • Техническую керамику (зубные протезы, сверхтвердые резцы, элементы облицовки космических кораблей).
  • Огнеупорную керамику (изоляторы, элементы для футеровки).

История возникновения керамики

Многие ученые-историки сходятся во мнении, что керамика может являться первым искусственным материалом, созданным человеком. Это означает, что история керамики уходит в глубокую древность. Более ранним искусством является, пожалуй, лозоплетение. Самый древний керамический предмет, дошедший до нашего времени, датируется 29 – 25 тыс. лет до н.э. Данный временной период соответствует эпохе верхнего палеолита и расцвету граветтской культуры. Речь идет о керамической статуэтке Вестоницкой Венеры, которая ныне хранится в Моравском музее Чешского города Брно.

В 1993 году в провинции Цзянси (КНР) были обнаружены горшки, слепленные ориентировочно 19-20 тысяч лет назад. Это говорит о том, что керамика, как искусство, развивалась в нескольких очагах одновременно и независимо. В пещере Юйчаньянь были найдены черепки от остроконечного сосуда. Их возраст составляет около 18000 лет.

На территории России также были обнаружены керамические черепки. Главным источником является археологический памятник усть-каренгской культуры в Забайкалье. Но керамика была развита и на Дальнем Востоке (Сибирский неолит). Среднее Поволжье (Ракушечный яр) и Ростовская область (Елшанская культура) освоили глину в 7 веке до нашей эры.

Изначально керамические изделия изготавливались полностью вручную. Лишь около 5000 лет назад появился гончарный круг. Это позволило повысить производительность труда и облегчило задачу ремесленника. В Американских племенах о гончарном круге узнали только после прихода европейцев на континент. Со временем стали появляться новые виды материалов, совершенствовались производственные процессы, изменялись условия обработки.

Дошедшие до нас экземпляры древнейшей керамики представлены посудой, сосудами, пряслицами и ткацкими грузиками. Бытовую керамику издревле старались облагородить. С этой целью наносился рельеф при помощи нелепливания элементов, штамповки или прочерчивания. Окрас сосудов был естественным. Глина меняла цвет в зависимости от температуры обжига. В эпоху Ренессанса керамику покрывали цветной глазурью.

Майолика появилась в Европе только к концу 16 века. Черепки майолики отличались прочностью и пористостью, поэтому покрывались двумя глазурями. Сначала шло покрытие непрозрачной глазурью, содержащей олово, а затем прозрачной глазурью с добавлением свинца. Декорировали майолику по сырой глазури. В состав красок входили окислы металлов, но химический состав должен быть близок к составу глазури. Со временем европейцы научились делать высокотемпературные краски (синюю, желтую, зеленую и фиолетовую). Только с 18 века начали применять муфельные краски, которые можно было наносить на глазурь после ее обжига.

Каменная керамика начала распространяться в Германии. Период зарождения ее производства приходится на 16 век. В Зигбурге производилась белая керамика, а в Ререне – окрашенная. Но уже в начале 17 века в указанных городах производство керамики пришлось свернуть из-за шведской оккупации. Города в период тридцатилетней войны оказались практически разрушенными. При создании каменной керамики глину смешивали с полевым шпатом и обжигали при температуре 1200 градусов. В итоге получались достаточно прочные черепки без пор.

Тонкий фаянс появился в Англии. Материал покрывался белой глазурью. Англичане с 18 века умели изготавливать фаянс разной прочности, так называемый мягкий фаянс делался из глины с примесью извести. Чем меньше было извести, тем прочнее получались черепки. Фаянс полностью без извести по своим свойствам напоминает фарфор.

История в России

Тематическая керамическая статуэтка вид сзади

Одной из отраслей древнерусского гончарства считалось изготовление поливной посуды. Остатки такой посуды находят на раскопках городищ. В сельских местностях она встречается гораздо реже. Больше всего находок инвентаря в виде поливной керамики 10 – 11 веков приходится на территорию южнорусских городов (Чернигов, Киев, Вышгород). В производстве керамики задействовали одноярусные и двухъярусные гончарные горны. Немалое влияние на искусство оказало Византийское веяние.

При раскопках близ Софийского собора были найдены блюда, имеющие окрас и характерный венчик, однако природа происхождения без сомнения признана русской. Данные находки свидетельствуют о том, что русские мастера, используя местное сырье, подражали византийским гончарам. Тем не менее, подобное подражание прослеживается только в изделиях 10-11 века. Более поздние находки выполнены в традициях классической круговой керамики.

Поливная посуда была найдена и в Новгороде. Она отличается пятнистой поливой с чередованием коричневого, зеленого и желтого цвета. К такой посуде относятся горшки и сосуды. Пятнистая полива оставалась популярной вплоть до 16-17 веков. Но традиции поливы не утратились, и доказательством тому служат материалы, добытые в Москве и Подмосковье.

До 14 века в Пскове обладала определенной популярностью муравленная черепица. Ею покрывали крыши православных храмов. Вероятнее всего, от нее пошли облицовочные плитки и изразцы. В наши дни памятники глазированной керамики можно встретить на территории Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Из нее сделаны древние надгробия священников, а также галереи, вмурованные в стены. Псковская керамика отличается не только физическими свойствами, но и формами.

Знаменитая гжель представляет собой отдельно развивающееся направление. Впервые о гжели, как об искусстве, сказано в Духовной грамоте Ивана Калиты (1328 год), однако раскопки доказывают, что местное население занималось гончарным делом еще с 11 века.

Керамика в интерьере

Практичность керамики позволяет мастеру воплотить в реальность любые его фантазии. Благодаря тому, что изделия подлежат декорированию, керамику часто применяют в качестве оформления интерьера помещений. Богатство цветов позволяет использовать керамические элементы декора не только в ванной комнате или на кухне, но и в спальне, гостиной, в рабочем кабинете.

Декоративное панно

В интерьер любой комнаты внесет разнообразие декоративное керамическое панно, которое может передать всю гамму цветов и фактур, задать определенный цветовой акцент или подчеркнуть выразительность того или иного интерьера. Панно содержит в себе сюжетное изображение в полный размер, представляет собой монолитную картину или мозаику. Сверху глина после росписи покрывается дополнительным слоем глазури, что придает ей характерный глянец.

Панно для ванной комнаты может быть расписано в морской тематике. Привлекательно смотрятся водопады, морские пейзажи или обитатели водоемов. Панно для кухни обычно отличаются обилием натюрмортов. Художник-керамист на заказ может изготовить панно в гостиную комнату с репродукциями известных картин или портретов.

Небольшое декоративное панно

Оригинальная фурнитура

Изготовление мебельной фурнитуры из керамики считается дизайнерским трендом, поэтому данное направление интенсивно развивается в настоящее время. Если, к примеру, гарнитур выполнен в стиле аристократической классики или французского прованса, то идеально будут смотреться ручки, петли и замки с причудливым орнаментом.

Фурнитура должна быть износостойкой, поэтому изготовление силовых конструкций – достаточно трудоемкое занятие. Ручки же можно выполнить в любом стиле. Классикой считается керамика, имитирующая состаренный металл. Для стиля поп-арт гармонично подходит цветная фурнитура, а для стиля модерн – строгие геометрические фигуры и правильные тела серебристого цвета.

Аксессуары

К керамическим аксессуарам относятся чаши, сосуды, амфоры, различные скульптуры и статуэтки. Ими обычно наполняют дизайн жилого помещения, подчеркивая то или иное направление. Гостиную комнату, оформленную по восточным мотивам, можно украсить расписными вазами.

Статуэтки более близки к индийской культуре. Из них изготавливают абажуры и прочие электрические приборы. Керамические тарелки становятся настенным украшением, но это не закономерность и здесь готовых решений быть не может. Все зависит от полета фантазии керамиста и дизайнера.

Рамы для зеркал

Инкрустация зеркал – еще одна из областей применения керамики в интерьере. Для больших зеркал идеально подходят массивные керамические окантовки и вставки. Маленькие зеркала украшаются мозаикой. Прихожую можно украсить зеркалами в оправах ручной работы в виде галереи.

Напольные покрытия

Облицовка мебели

Облицовка мебели – несколько иное направление, нежели керамическая фурнитура. Здесь керамикой облицовываются внешние и внутренние панели. Декорировать можно кухонный стол, столешницы кухонного гарнитура, дверцы шкафов.

Отделка лестниц и фронтонов каминов

Уже давно камин в комнате является частью интерьера. Отделка керамикой позволяет создать в комнате атмосферу уюта и тепла. При желании можно использовать расписные изразцы. Они выдерживают перепады температур и не теряют своей цветовой гаммы. Отделка лестниц керамикой – достаточно новое направление. С помощью керамической плитки можно создавать целые трехмерные галереи.

Для большинства опытных художников-керамистов создание текстуры и цветового оттенка не является невыполнимой задачей, поэтому в современном интерьере все чаще стали применять керамику. Ее нельзя назвать доступным и дешевым материалом, однако в практичности и долговечности ей нет равных. Кроме того, керамика является отличным изолятором от влаги.

Читайте также: