Доклад по физике для учителя

Обновлено: 30.06.2024

Мы, учителя, являемся не трансляторами определенного объема знаний, а учим школьника учиться, показывая как элементы знаний одного предмета используются в другом, что дает возможность формирования у учащихся целостной картины мира, с ее причинно-следственными связями.
Преподавание предметов естественнонаучного цикла, в силу их непосредственной связи с явлениями природы, жизнедеятельностью человека, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода. Курс этих предметов включают в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения ставить и решать задачи, исследовать проблемные ситуации, анализировать и сравнивать, используя знания различных предметов во взаимосвязи.

Оценить 173 0

Можно накормить голодного рыбой,

а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.

народная мудрость .

Системно-деятельностный подход в преподавании естественно-научных дисциплин в контексте ФГОС.

Нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе (учебная, исследовательская, проектная, игровая, познавательная, речевая, практическая, трудовая). Теперь разделите каждый лучик на столько баллов на сколько, по вашему мнению, ученик занимается тем или иным видом деятельности. Соедините эти точки. Это колесо деятельности ученика. Похоже ли оно на колесо? Удобно ли ученику ехать на этом колесе? Системно -деятельностный подход помогает нам выровнять это колесо.

Мы, учителя, являемся не трансляторами определенного объема знаний, а учим школьника учиться, показывая как элементы знаний одного предмета используются в другом, что дает возможность формирования у учащихся целостной картины мира, с ее причинно-следственными связями.

Преподавание предметов естественнонаучного цикла, в силу их непосредственной связи с явлениями природы, жизнедеятельностью человека, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода. Курс этих предметов включают в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения ставить и решать задачи, исследовать проблемные ситуации, анализировать и сравнивать, используя знания различных предметов во взаимосвязи.

Без математики физика была бы просто природоведением - знания, получаемые на уроках математики, алгебры и геометрии применяются для доказательств теорий, положений и непосредственно при решении всех физических задач - это и понятие вектора , проекции вектора, сложение векторов, тригонометрические функции, линейные и квадратные уравнения и т.д. Изначально, в курсе физики 7 класса требуется приведения единиц измерения физических величин к единому стандарту. Изначально, (т.е азы) таких умений отрабатываются в математике, затем в физике и далее полученные умения учащиеся применяют в химии при решении задач. При выявлении проблемы с выполнением данной операции, учителя математики, физики и химии в ходе взаимодействия активно ее решают.

Таким образом, учителями формируется комплексная наполняемость материала урока.

Подготовить материал к уроку, видеть взаимосвязи с другими предметами, их изучаемый материал - это только одна сторона медали использования системно -деятельностного подхода. Ни для кого не секрет, что практически любого ученика необходимо постоянно мотивировать на изучение предметов. Мотивация учащихся осуществляется через подборку интересных фактов к учебному материалу, через яркую демонстрацию, поставленный опыт, через организацию учебно-познавательной деятельности. Если у детей не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, уточнить или поспорить, то это значит, что урок был полезным, но оставил их равнодушным.

Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках используются разнообразные виды деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, методы управляемого открытия, широко используются активные и интерактивные методы.

Федеральный государственный образовательный стандарт по предметам естественно-научного цикла ориентирует нас, учителей, на такую организацию учебного процесса, в котором основная роль отводится самостоятельной деятельности школьников.

Учащимся представляется незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. При этом специально планируются коммуникативные задачи урока.

Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. От нас, учителей, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы ребенок смог решить ее, совершив для себя открытие. При этом мы должны оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать даже минимальные успехи. И что особенно существенно принимать и поощрять, выражаемую учеником, собственную мысль, позицию, иное мнение и обучать корректным формам их выражения.

Демократический стиль и доброжелательный тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Рефлексия-один из важнейших компонентов урока. Она способствует формированию и развитию критического мышления у кадет. Они побуждаются к обдумыванию и оцениванию своих действий, достижений, определяют уровень эмоционального комфорта урока.

Наши учителя используют различные формы рефлексии: это могут быть вопросы, помогающие оценить эмоциональное состояние учащегося, состояние мотива учения и деятельности (как учащегося так и своей), оценочные высказывания, рефлексивная мишень (фронтальная и индивидуальная).

Уроки рефлексии и развивающего контроля способствуют формированию критического мышления учащихся. На таких уроках мы используем разнообразные виды заданий:

1.Терминологические диктанты: вставить пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным терминам, подобрать к терминам определения и т.д.

2.Задания на классификацию: составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому основанию, дополнить классификацию примерами и т.д.

3. Задания на интерпретацию текста в графическое изображение: схему, таблицу или слайд, презентацию.

4. Задания на сравнения и сопоставление: найти сходства и отличия; выделить признаки для сравнения или сопоставления.

5. Составление характеристик отдельных групп растений или животных, веществ, явлений или процессов по заданному плану; составление презентаций явлений или объектов по плану.

6. Составление конспекта, плана ответа при обобщении материала.

7. Выделение причинно-следственных связей явления или процесса.

8.Задания на оценочную деятельность: найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию, сайт и другие задания по заданным параметрам.

Предметы естественнонаучного цикла имеет огромное разнообразие подходов к природным данным ученика - это написание сказок, рисование, лепка, решение логических и межпредметных задач, проведение наблюдений, постановка опытов, например,

рассчитать массу воды в домашнем аквариуме или трехлитровой банке; рассчитать плотность, давление своего тела; подготовить рекламу физической величины, создать набор диэлектриков и проводников, окружающих тебя в быту ит.д.

моделирование, конструирование, выполнение практических работ, связанных с реальной жизнью, например создать модели электроскопа, фонтана, поилки для птиц, модели молекулы, клетки, легких.

Реализация системно - деятельностного подхода при проведении практической или лабораторной работы весьма сложная задача, но вполне решаемая. На первом этапе происходит осознание и теоретическое обоснование работы, в ходе которого у школьников происходит формирование умения понять и самостоятельно сформулировать цель эксперимента. На втором этапе-этапе проектирования эксперимента- формируется умение самостоятельно определить последовательности выполняемых операций и умение отобрать необходимое оборудование. Далее следует непосредственное выполнение работы. В ходе этого этапа учащиеся приобретают экспериментальные умения: наблюдать, измерять, фиксировать получаемую информацию, проводить математическую обработку полученных измерений.

Заключительный этап является сложным для учителя; потому что здесь необходимо научить учащихся анализировать результаты эксперимента, делать обобщение, формулировать выводы на основе анализа результатов - словесные или графические.

Конечно же, при изучении нового материала, при контроле знаний, проведении практических и лабораторных работ мы используем информационно-коммуникационные технологии.

Материально-техническая база, имеющаяся в кабинетах естественно - научного цикла делает возможным выполнение требований ФГОС, а также реализовывать системно-деятельностный подход в обучении. Во всех кабинетах рабочее место учителя оборудовано компьютером. Для применения информационных технологий имеется проектор, интерактивная доска.

Для проведения лабораторных и практических работ, демонстраций имеется лабораторное и демонстрационное оборудование, демонстрационные модели, установки, химическая посуда и реактивы. Оборудование кабинетов естественнонаучного цикла практически в полной мере соответствует требованиям Перечня оборудования кабинетов с учетом новых государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Августовская районная секция РМО учителей физики.

Доклад на тему:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на МО по теме:

Шаронова С.М.

учитель физики

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:


1) отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;


2)развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;


3)воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Проблемное обучение.


Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

На уроках физики ставлю проблемную ситуацию перед учениками, чтобы они могли предложить варианты решения, особенно в решении качественных задач. Несколько примеров:

1) в 9 классе при рассмотрении тем в поле силы тяжести (движение тела, брошенного вертикально, горизонтально и под углом к горизонту) в разделе “кинематика”, что дает целостную кар тину восприятия основных уравнений кинематики,

2) в 10 классе при решении задач по закону независимости действия сил, как один из основных законов динамики, позволяет более осмысленно решать задачи по механике,

3) в 9 и 10 классах - применение законов сохранения энергии и импульса к упругим и неупругим взаимодействиям, что подчеркивает всеобщность данных законов, их фундаментальность и практическое применение.

При подборе задач необходимо руководствовались принципами

При решении задач основное внимание уделяется физической стороне вопроса, то есть выявлению процессов, имеющих место в данном случае, определению физического закона, которому подчиняется процесс. Из нескольких законов выбирается тот, который обеспечивает рациональное решение.

Более простые задачи предшествуют более сложным, так называемые нетрадиционные (нестандартные) задачи.

В пределах каждого раздела использовать взаимосвязанные задачи.

Использовать графический метод решения задач.

Разноуровневое обучение.


У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
На уроках физики использую задания на выбор уровней сложности (это касается самостоятельных, контрольных заданий). Все ученики работают в одинаковых условиях. Ребята учатся делать выбор заданий сами в пределах своих возможностей. Таким образом развивается самостоятельность и самоконтроль, ученики сами прогнозируют результат выполнения проверочной работы, уходит тревожность, боязнь плохой отметки. Такая деятельность, при которой можно выполнить задание на выбор, доступное в зоне ближайшего развития, захватывает всю личность, развивает стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства - удовлетворение от сделанной работы, повышается мотивация к учебе (нередко, слабые ученики могут принять участие в олимпиадах по физике и можно увидеть их рост, например, ученики 7 класса в первой олимпиаде по физике в сентябре 2014 набрали 7-9 баллов из 15, в декабре их результаты поднялись до 10-12 баллов,).

Представленный урок поводится в форме интенсивного практикума по решению задач.

С 7 по 10 класс я предлагала учащимся для решения не четыре – шесть задач, а восемь – двенадцать – двадцать, но без вычислений, без подробной записи данных, заостряла внимание и усилия школьников на анализе явлений, процессов, на логике поиска решений в течение всего урока. При определенной организации различных этапов занятия (усиленная наглядность материала, доступность изложения, постепенная нарастающая сложность задач, предварительная подготовка по изучению или повторению законов, определений и основных понятий и так далее) получается своеобразный эффект “погружения” в физику.

Регулярное решение разноуровневых задач способствует развитию учеников в индивидуальном темпе: кто-то спокойно решает начальный и средний уровень, кто-то, по своему желанию преодолевая большую степень сложности задач, достигает правильного выполнения высокого уровня заданий.

Проектные методы обучения.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

На примере изучения учащихся 10 класса, по разделам Механика, Динамика, Статика, учащиеся создавали презентации разделов на выбор: в виде коллажа на формате А-1 с устной презентацией, в виде презентации на компьютере, в виде мини-лаборатории или демонстрации небольших экспериментов по одному из разделов, в виде ребусов, кроссвордов в рисунках, сочинения по темам в виде сказок, стихов, эссе. Такого рода работа ученикам интересна, они не только проявляют свои познания в данном выбранном разделе, но и могут гораздо глубже и шире раскрыть свой творческий подход в закреплении данной темы.

Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Лекционную часть я практикую среди 9 и 10 классов. Ученики записывают определения по теме урока в разных вариациях, составляют блок-схемы, таблицы, рисунки, краткие опорные конспекты, историю создания закона, эксперимента, опыта, исследования, знакомясь с учеными физиками. Тем самым, можно проследить межпредметную связь с другими науками: химия, история, география, литература, медицина, астрономия, геология, геодезия, анатомия, социология. Я заметила, что на семинарах в виде зачетной системы, к примеру, учащиеся не только рассказывают о фактах жизни и работы ученых, но учатся выступать перед аудиторией, отвечать на заданные вопросы аудиторией, самоорганизуются по предварительной подготовке выбранной темы.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.


Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

В 7 и 8 классах применяла неоднократно на своих уроках ролевую игру: проверка знаний по званиям:

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)


Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.


Информационно-коммуникационные технологии .
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Практика использования ИНТЕРНЕТ в 10 классе по физике, ученики должны были создать рекламу предмета физика, затем создать презентация из одной главы изученного материала – для закрепления темы – используя материал по теме и правильно записать ссылки на сайты, где они использовали материал, подборка иллюстраций.

Здоровье сберегающие технологии.


Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Портфолио каждый ученик составляет самостоятельно, я отслеживала его участие в различных конкурсах, играх, викторинах, олимпиадах различного уровня: школьный этап, районный, городской, региональный, всероссийский, международный. С 7 по 10 класс все учащиеся принимали активное участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах по физике.

Личностно-ориентированная образовательная технология

После выступления каждой группы я просила выступающих выделить кратко самое важное, ответить на вопросы. Несколько предложений мы записывали в тетрадь. Во время выступления участников группы остальные в специальных листах-критериях оценивали их. Таким образом, мы совместно работали над темой урока.

Плюсами работы в группах я считаю следующее:

1) при подготовке выступления создаются условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, это дает лучший результат, чем пассивное приобретение знаний в готовом виде;

2) формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым (учителем) в образовательной учебно-исследовательской деятельности;

3) развивается готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (умение поиска, анализа, планирования и отбора информации, владение навыка работы с различными источниками информации);

4) во время выступления ребята развивают устную речь, учатся задавать и отвечать на вопросы, анализировать факты, отыскивать причины явлений;

5) развиваются коммуникативные навыки: умение работать в группе, нести ответственность за успех или неуспех всей группы;

работа на таком уроке развивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха;

6) развивается навык оценки и самооценки.

Но есть и трудности:

1) учителю надо создать на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;

3) нельзя заранее предсказать результат, действовать по отработанному плану.

После выполнения закрепления темы, предложила ученикам выполнить презентацию по своим группам с использованием ИКТ, на компьютере каждая из групп составляет свой план-отчет о проделанной работе. В презентацию включают фотоснимки , рисунки, графики, свои дневники, прописывают цель, задачи, план работы, результат и вывод о проделанной работе. Тем самым вырабатывается коллективная работа, взаимопомощь и взаимовыручка, возможность проявить себя во многих аспектах на защите своей работы, т.к. через сотрудничество идет процесс изменения сознания личности.

Перечисленные положительные, на мой взгляд, результаты позволяют формировать различные компетенции: учебно-познавательную, коммуникативную, информационную, здоровье-сберегающую.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад учителя физики
МКОУ Краснолимановская СОШ
Германа М.В.

Август 2019 года

Новые подходы к диагностике и оцениванию образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС

Оценивание — это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,

по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;

Обеспечить обратную связь;

Оценить степень достижения намеченных целей;

Оценить, как и в какой мере, наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;

Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Система оценивания

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся

Функции оценивания:

обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний·

стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу

формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;

мощный мотив учебной деятельности учащихся;

изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.

Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи.

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.

Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.

Меняется и роль преподавателя. Если раньше он, в основном, выполнял транслирующую и контролирующую функции, то теперь это роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом.

Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки, по мнению ряда авторов, заключается в

самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности. Все перечисленные качества в той или иной мере пересекаются (сочетаются) с метапредметными навыками результатами образования: самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; рефлексивные способности и др. Доминирующими функциями самооценки являются констатирующая (на основе самоконтроля); мобилизационно-побудительная (стремление к более глубокому изучению материала); проектировочная (планирование дальнейшего изучения материала, темы и т.д.).

Роль учителя здесь сводится к разработке для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания; создания необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны всем обучающимся и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы; совместный анализ самооценки обучающихся с последующим сопоставлением с оценкой учителя и корректировкой программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. При осуществлении всех указанных функций учителя процесс самооценки станет объективным и продуктивным.

Расхождения между сложившейся практикой оценивания образовательных достижений и современными требованиями.

Основные параметры сложившейся практики оценивания образовательных достижений учащихся

Основные параметры современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся

Субъективный подход к пониманию результатов обучения, связыванных со структурой содержания и репродуктивным уровнем его усвоения.

Использование нестандартизированных средств при оценивании (при внутренних мониторингах)

Использование стандартизированных (прошедших многократную экспертизу и апробацию) КИМов

Введение накопительной рейтинговой системы оценивания для проведения сравнительных исследований результатов контроля

Научное обоснование критериальной базы, шкалирование результатов оценивания

Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС.

изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;

развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга;

комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;

оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;

введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.

Одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверка на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных для апробации новых моделей образовательной системы. Очень важным аспектом является система оценивания. Система оценки образовательных достижений очень важна, так как она поддерживает и стимулирует учащихся, обеспечивает точную обратную связь, она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Проблемы существующей системы оценивания

затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);

является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий — что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка);

Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи учебного материала с практикой). В современной дидактике этот принцип называется принципом практической направленности подготовки учащихся. В существующее содержание принципа практической направленности подготовки включены идеи, не позволяющие наилучшим образом подготовить учащихся средних общеобразовательных учебных заведений к жизни. В итоге можно утверждать, что существует противоречие между жизненной потребностью практической направленности подготовки учащихся и невозможностью удовлетворить эту потребность на основе сложившегося содержания обучения. Существование этого противоречия в настоящее время обуславливает актуальность данной проблемы. Эта проблема актуальна, так как к проблемам качества образования отмечается повышенный интерес во всем мире. А новые жизненные условия выдвигают требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Основные цели изучения физики:

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; планировать и выполнять эксперименты, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости.

- применение знаний для объяснения явлений природы, - свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике.

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры; уверенности в необходимости обосновывать позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений.

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природоиспользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Особенностью физики является то, что она изучает все! Цель – помочь учащимся лучше понять и полюбить интересную, но далеко не легкую науку – физику. Научить задумываться над окружающими явлениями и находить им правильное объяснение. Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты, на простых опытах и примерах раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Отвечая на вопрос какие основные идеи заложены в содержание принципа практической направленности подготовки, выделяю следующие аспекты:

1) основной идеей этого принципа является приобретение учащимися знаний и умений, которые потребуются им в будущей жизни;
2) конкретизация знаний и умений, необходимых человеку в современной жизни.

Для этого была проделана следующая работа:

Уже на первом уроке физики в 7 классе показываем учащимся неразрывную связь физики с жизнью. Говорим о том, что физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Приводим примеры неразрывной связи физики и техники: физика дала технике автомобили, тепловозы, кино, телевидение. В свою очередь техника позволила заглянуть в космос и начать его освоение. Ярким примером воплощения в жизнь достижений физической науки является создание современных транспортных средств, таких, как самолеты, автомобили, морские и речные судна, космические ракеты; средства связи с применением спутников Земли; лазерные технологии в промышленности и медицине. На последующих уроках прошу ребят объяснять опыты, факты, явления из жизни “научно, грамотно, с точки зрения физики”. Это вначале вызывает некоторые затруднения у учеников, потому что им привычнее: “это так, потому что я это вижу”. Постепенно они понимают, что все, происходящее вокруг, объясняет физика.

Считаю, что на первой ступени изучения физики определяющую роль играют демонстрационный эксперимент, самостоятельное выполнение опытов, понимание физических явлений, наблюдаемых в повседневной жизни, и умение их объяснить.

Ученик, хочет он этого или нет, задумается: как проще провести опыт, где встречался он с подобным явлением на практике, где еще может быть полезно данное явление. Большое значение имеют домашние наблюдения и эксперимент: придумайте способ измерения высоты дерева; исследуйте знак заряда наэлектризованных тел и др. В старших классах учащиеся явно ощущают потребность в систематизации представления о мире. По моему мнению, одной из важнейших педагогических задач учителя в процессе преподавания физики является раскрытие его творческого потенциала, гармонизация видения мира с точки физики. Использую дополнительный материал из истории этой науки или примеры практических применений изученных законов и явлений. Например, при изучении закона сохранения импульса уместно ознакомить ребят с историей развития идеи космических полётов, с этапами освоения космического пространства и современными достижениями. Изучение разделов по оптике и физике атома завершаем знакомством с принципом действия лазера и различными применениями лазерного излучения, включая голографию.

Особого внимания заслуживают вопросы энергетики, включая ядерную, а также проблемы безопасности и экологии, связанные с её развитием. В разделе "Механика" раскрываем вопросы механизации производства; в разделах "Электродинамика" и "Квантовая физика" — вопросы электроэнергетики, электрификации.

Стараюсь сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение их в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе: обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. Так как обществу необходим выпускник, умеющий творчески применить полученные знания на практике и способный к продолжению образования, самообразованию и труду приобщаю детей к проектно - исследовательской деятельности. Проектное обучение создает условия для самореализации школьника, нацеливает его на поиск путей оптимального решения проблемы, развивает у учащихся самостоятельность, творческое отношение к делу, привычку к обучению на протяжении всей жизни, знакомит с методами применения знаний по физике на практике, в быту, технике и на производстве.

Экспериментальные исследования важны учащимся, которые изучают физику не только на повышенном, но и базовом уровне, поскольку владение исследовательской компетентностью актуально для каждого человека. В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к формированию у учащихся устойчивых познавательных интересов, они охотно работают на уроке и вне урока. Наслаждение самим трудовым процессом приводит к сознательному выполнению данной работы.

Государственный стандарт по физике предусматривает развитие у школьников умений описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств.

Поскольку одно из важных направлений реформы школы – усиление практической направленности преподавания, которое для физики выражается, в частности, в том, что не менее 30% всех уроков должно быть отведено проработке учебного материала путём решения задач, выполнения лабораторных работ и практикума, а также повторения и обобщения материала. Это очень серьёзный потенциал в производственной и профориентационной подготовке школьников. Успешное выполнение их предполагает овладение учащимися первоначальными практическими умениями и навыками.

В работе обращаем внимание на практические умения, формирование которых предусмотрено программой, а именно:

- пользоваться измерительными приборами: мензуркой, весами, динамометром, барометром, манометром (VII класс);

-пользоваться калориметром, термометром, амперметром, вольтметром, реостатом, чертить схемы электрических цепей, собирать цепи по схемам (VIII класс);

-производить измерения и расчёты по определению скорости, ускорения, пути, времени движения, массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД механизма (IX класс);

-экспериментально определять показатель преломления вещества, длину световой волны, фокусное расстояние линзы, определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях (XI класс);

Выполнение лабораторных работ связано с организацией самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Применяю вариант индивидуализации работы, подбираю нестандартные задания творческого характера например, постановка новой лабораторной работы. Проведя серию необходимых измерений и вычислений, ученик оценивает погрешности измерений и, если они недопустимо велики, находит основные источники ошибок и пробует их устранить.

В своей работе используем иллюстративный материал. Работа с таблицами и с рисунками вырабатывает у учащихся привычку всматриваться в них и получать большой объем информации, осуществляется выработка умения читать схемы приборов, умение определять по рисункам устройства и принцип действия приборов.

Мир окружающий нас интересует школьников, побуждает их отвечать на вопросы, которые перед ними ставит жизнь. Задача учителя физики – помочь им.

Обучение по любому предмету, в том числе и физике, ведётся с использованием различных ресурсов.

Образовательный ресурс– элемент среды, в которой идет образовательный процесс, используемый учащимся и педагогом непосредственно в образовательной функции. Таким образом, школьная мебель и здание не являются образовательными ресурсами, а молоток, которым забивают гвоздь на уроке труда, атлас, методическое пособие для учителя – являются. Часто среди О. р. различают учебно-методическую литературу (бумажную), наглядные средства обучения, технические средства обучения и средства ИКТ, лабораторное оборудование и т. д.

Информационный образовательный ресурс наиболее широкое понятие, охватывающее различные виды информационных ресурсов (в отличие от ресурсов материальных), используемых в образовании. Примерами информационных ресурсов являются: учебник, видеофильм, редактор текста, еженедельная телевизионная передача и т. д.

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме, наиболее общее понятие, относящееся к цифровому информационному объекту, предназначенному для использования в образовании. Таким объектом может быть цифровой видеофильм, редактор звуковых файлов, цифровое описание книги и т. д[1]

Классификация ЦОР

ЦОР бывают сетевыми и несетевыми, т.е такие ЦОР, для доступа к которым не нужно подключение к сети Интернет.

Сетевые образовательные ресурсы-это дидактический, программный и технический комплекс, предназначенный для обучения с преимущественным использованием среды Интернет независимо от расположения обучающихся в пространстве и во времени.

Сетевые образовательные ресурсы можно классифицировать:

  • По виду функционирования: динамические ресурсы, содержание которых периодически обновляется, и статистические ресурсы, содержание которых не обновляется.
  • По профилям обучения.
  • По доступу к ресурсу: сайты, с открытом доступом, сайты, требующие регистрацию для доступа, сайты предоставляющие частичный доступ.

Виды образовательных сайтов:


Современные ЦОРы должны:

  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
  • содержать варианты учебного планирования , предполагающего модульную структуру;

основываться на достоверных материалах;

  • превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

  • обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
  • обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение *промежуточных результатов работы;
  • иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
  • иметь удобный интерфейс.

Цифровые образовательные ресурсы не должны:

  • представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;
  • дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;

основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

Основными задачами комплекта ЦОРов являются:

помощь учителю при подготовке к уроку:

компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; - большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете; - эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов; - подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам); - подготовка творческих заданий; - подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами; - обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память. помощь при проведении урока:

  • демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
  • использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
  • компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
  • индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;

помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

  • повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
  • автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
  • большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
  • возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
  • развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
  • помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
  • приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.[2]

Примеры несетевых ЦОР

Физика одна из самый обширных и интересных наук, поэтому формы представления физических знаний для обучения многообразны и постоянно расширяются.

В конце 90-х годов 20века и в начале 21века активно развивались программы физического направления ,выпущенные на съёмных носителях.

В настоящее время количество компьютерных программ, предназначенных для изучения физики, исчисляется десятками. Эти программы уже можно классифицировать в зависимости от вида их использования на уроках:

  • обучающие программы;
  • демонстрационные программы;
  • компьютерные модели;
  • компьютерные лаборатории;
  • лабораторные работы;
  • пакеты задач;
  • контролирующие программы;
  • компьютерные дидактические материалы.

Приведённая классификация является достаточно условной, так как многие программы включают в себя элементы двух или более видов программных средств, тем не менее, она полезна тем, что помогает учителю понять, какой вид деятельности учащихся можно организовать, используя ту или иную программу.

Некоторые существующие компьютерные программы по физике:

Обзор сетевых ЦОР

Сайтов физической направленности огромное множество мною представленны те, которыми я пользуюсь при подготовке уроков и советую своим ученикам.

Единая коллекция ЦОР

Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция) было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования" (ИСО), выполняемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2008 году пополнение и развитие Коллекции осуществлялось из средств Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО).

Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Работы по созданию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2008 год в составе Федеральной системы информационных образовательных ресурсов.

Основные решения, заложенные при создании хранилища, призваны обеспечить устойчивое функционирование Единой коллекции ЦОР и базируются на безусловном выполнении следующих основополагающих принципов:

  • обеспечение единства и унификации описания метаданных всех ресурсов, независимо от их структуры, вида, формата и источника поступления на основе широко применяемых в мировой практике стандартов, что дает возможность децентрализовано разрабатывать и передавать ресурсы, а при последующем вводе их в любое из хранилищ Единой коллекции, контролировать корректность не только технологической реализации, но и смыслового описания;
  • необходимость учитывать постоянные изменения программных компонентов, реализующих основную функциональность системы, при безусловном обеспечении полной совместимости информационных ресурсов, что, с одной стороны, позволяет гибко настраиваться на произвольный тип ресурсов, а, с другой стороны, поддерживать уже введенные ресурсы без их кардинальной переработки;

масштабируемость и настраиваемость системы на оптимальное использование доступных вычислительных мощностей в зависимости от количества поступающих запросов, объема исходящего трафика и нагрузки на основные аппаратно-программные компоненты;

  • открытость системы, что позволяет осуществлять взаимообмен с внешними источниками и потребителями информационных ресурсов независимо от программной платформы, на которой они реализованы;

распределенность и территориальная независимость системы, что дает пользователю возможность выбрать источник информации о ресурсе, минимизируя свои затраты на его получение, так как любые ресурсы, находящиеся в любом хранилище Единой коллекции, абсолютно одинаковы.

Размещение, хранение ресурсов, доступ к ресурсам и их описаниям с использованием Интернет обеспечивает хранилище Единой коллекции ЦОР. Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам, представленным в Коллекции, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.

Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов:

  • Каталог ЦОР - является основой рубрикации и навигации по ресурсам Коллекции. Через каталог осуществляется доступ ко всем типам учебных материалов:
    • Наборы цифровых ресурсов к учебникам;
    • Поурочные планирования;
    • Методические рекомендации;
    • Инновационные учебные материалы;
    • Инструменты учебной деятельности;
    • Электронные издания;
    • Коллекции.
    • Коллекции
      • Культурно-историческое наследие
      • Тематические коллекции
      • Предметные коллекции

      Большой интерес пользователей вызывают ресурсы коллекций культурно-исторического назначения (произведений русской и зарубежной классической музыки, коллекции цифровых копий шедевров русского искусства из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа). Именно эти ресурсы позволяют строить процесс преподавания с учетом межпредметных связей, а также культурного, исторического и современного научного контекста. Кроме того, появилась возможность детям из отдаленных и сельских школ приблизиться к источникам исторического и культурного наследия и существенно расширились возможности учителей, пытающихся показать детям мир во всем его многообразии.

      • Инструменты
        • Инструменты учебной деятельности
        • Инструменты организации учебного процесса
        • Программы просмотра ресурсов

        К инструментам, обеспечивающим работу с цифровыми объектами в учебной деятельности, относятся учебные картографические системы, временные оси, классификаторы, предметные виртуальные лаборатории, системы для построения генеалогических деревьев и т.д., и т.п.

        • Электронные издания
          • Энциклопедия "Кругосвет"
          • Журнал "Квант"
          • Журнал "Наука и Жизнь"
          • Журнал "Химия и Жизнь"

          В Коллекции также представлены Ресурсы учителей - подраздел, предназначенный для размещения различных типов учебных материалов, а также методических рекомендаций по использованию ресурсов Единой коллекции в учебном процессе, подготовленных самостоятельно учителями и переданных в редакцию Коллекции с правом бесплатного и свободного использования этих материалов всеми участникам образовательного процесса.

          Одним из преимуществ Единой коллекции как образовательного интернет-ресурса является наличие методического обеспечения по использованию ее ресурсов в образовательном процессе. При этом важно, что разработчиками методик являются сами учителя, которые смогли по-новому взглянуть на возможности использования ИКТ в преподавании различных учебных предметов.

          Основная часть цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции может применяться при различных методиках, педагогических технологиях, в УМК с различным бумажным компонентом, на различных стадиях процесса трансформации школы - и по сегодняшним стандартам (массовые педагогические технологии), и в преподавании в соответствии с новыми стандартами (новые педагогические технологии).

          Важно отметить, что все ЦОР Коллекции обеспечены лицензиями на право их использования в образовательном процессе .

          Как показывает опыт, ресурсы Единой коллекции уже сейчас представляют интерес для широкого круга пользователей и используются всеми участниками образовательного процесса: учителями при подготовке и ведении занятий, учащимися на уроках и для самостоятельных занятий, методистами, разработчиками учебно-методических материалов, родителями.

          К настоящему времени Единая коллекция ЦОР стала одним из самых популярных федеральных образовательных ресурсов для общеобразовательных учреждений РФ. Согласно статистическим данным Rambler's Top100, LiveInterne сайт Коллекции в день посещают до 50 000 уникальных пользователей. По рейтингу Rambler's Top100 Единая коллекция входит в десятку наиболее посещаемых образовательных ресурсов Рунета.

          Подключение школ РФ к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" предоставило всем школам возможность использовать ресурсы Единой коллекции в своей образовательной деятельности. [3]

          Основные типы материалов представленных в Единой коллекции ЦОР

          • Плакат, или слайд — это аналог обычного плаката. Такой плакат может содержать определение, правило, формулировку теоремы или формулы с иллюстрациями к ним, различные изображения (например, портреты, репродукции, фотографии), а также схемы, таблицы, тексты.

          Как правило, изображение на слайде статично. Слайды рассчитаны на показ с большого экрана через проектор, хотя, конечно, можно пользоваться ими и при индивидуальной работе, а также распечатывать.

          • Плакаты-иллюстрации в основном созданы на основе красочных энциклопедий, которые желательно иметь и в школьной библиотеке, и дома.

          Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения и учителю (можно на основе таких иллюстраций подготовить качественный видеоряд для демонстрации на уроке), и ученику (можно не просто выучить материал параграфа, но подготовить собственную презентацию с использованием дополнительных материалов набора).

          • Видеоролики (анимации), как правило, представляют собой небольшие (не более 5—7 минут) анимации, нарисован­ные в формате flash или составленные из последовательности синтезированных трехмерных изображений.

          Заключение

          Активное использование ЦОР поможет сделать физику более понятной и близкой ученикам и их родителям, покажет всю красоту и глубину науки, связь её с реальной жизнью.

          Читайте также: