Доклад пилотажное исследование как вид прикладного социологического исследования

Обновлено: 05.07.2024

Оглавление

Введение
1. Виды социологического исследования
2. Этапы социологического исследования
3. Программа социологического исследования, её элементы
4. Методы социологических исследований
Заключение

Файлы: 1 файл

Социология.doc

Прикладное социологическое исследование

  1. Виды социологического исследования
  2. Этапы социологического исследования
  3. Программа социологического исследования, её элементы
  4. Методы социологических исследований

В структуре социологии чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории (или теории среднего уровня) и социологические исследования. Их называют также частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

Социологическое исследование должно отвечать предмету и методу именно социологии; опираться на использование специфических для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов, эмпирического материала.

1. Этапы и виды социологического исследования

Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) разработка программы и приемов исследования;

2) проведение эмпирического исследования;

3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания. Первый этап будет подробно рассмотрен в следующей лекции. Второй этап зависит от выбранного типа социологического исследования и методик. Поэтому остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании.

Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается отчет по главной гипотезе.

Разделы отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше представить в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на 30–40 или 200–300 страницах. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.

Приложение к отчету содержит методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т. д. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это может быть использовано при проведении последующих программ исследования.

2. Программа социологического исследования

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных показателей. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предметы исследования.

Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.

Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.

Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.

Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.

Можно выделить несколько типов гипотез:

1) основные и выводные;

2) основные и неосновные;

3) первичные и вторичные;

4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).

Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:

1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

Гост

ГОСТ

Прикладное социологическое исследование как механизм получения информации

Для того, чтобы получить актуальную и правдивую информацию, исследователи используют самые различные методы и методики, которые соответствуют целям их исследований и направлены на достижение конкретного результата. Основным механизмом для получения информации в рамках социологической науки является прикладное социологическое исследование.

Прикладное социологическое исследование представляет собой систему логически выстроенных, последовательных методологических технических и организационных процедур, которые тесно связаны друг с другом, и преследуют определенную цель. Так, для организатора и исполнителя исследования крайне важно получить наиболее достоверные данные об изучаемых процессах и явлениях, а в дальнейшем использовать их в реальной практике исследования.

Как правило, необходимость в проведении прикладного социологического исследования возникает тогда, когда ученые фиксируют общественную потребность в обладании более обширной, научной и, что самое главное, объективной информацией по наиболее актуальным проблемам, которые фиксируются в социальной жизни человека.

Поскольку прикладное социологическое исследование – это достаточно сложный механизм, его необходимо тщательно организовывать, прорабатывая вопросы на каждом этапе. Среди последовательных этапов исследования мы выделим следующие:

  1. Подготовка самого социологического исследования, которая включает в себя определение вида исследования, разработку программы социологического исследования прикладного характера, определение выборочной совокупности, подготовку инструментария для сбора первичной социологической информации, которая станет основой прикладного социологического исследования;
  2. Сбор первичной социологической информации благодаря использованию двух методов – количественного или качественного. Нередко исследователи используют оба этих метода, поскольку считают, что так они получат более основательную информацию, которая будет подкреплять или опровергать выдвигаемые предположения – гипотезы;
  3. Обработка социологической информации напрямую зависит от выбранных методов сбора данной информации. Результаты также обрабатываются, исходят из принципов выбранных методов социологического исследования.

Готовые работы на аналогичную тему

Последний этап – это анализ полученных данных и интерпретация информации таким образом, чтобы она была доступна любому человеку, который в тех или иных обстоятельствах принял решение обратиться к этим данным. Интерпретация должна быть свободна от субъективных оценок и рассуждений исследователя, поскольку она несет в себе объективное отражение социальной реальности, и любое мнение может лишь испортить, исказить картину.

Виды прикладных социологических исследований

Прикладные социологические исследования обладают собственной структурой и особенностями формирования и проведения. Отсюда и наличие сразу нескольких видов социологических исследований, каждое из которых ориентируется на реализацию тех или иных задач и достижение определенных целей.

Всего сегодня выделяют три основных вида социологического исследования – разведывательное (иными словами, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательным (пилотажным) исследованием называют наиболее простое прикладное социологическое исследование, поскольку они ориентируется на разрешение наиболее ограниченных, узких задач, которые ставит перед собой исследователь. Пилотажное исследование охватывает небольшие исследуемые совокупности и основывается на наиболее простой программе социологического исследования. Оно занимает немного времени, поэтому в основном служит источником информации при наиболее оперативных социологических исследованиях, когда необходимо получить оперативную информацию о тех или иных событиях и явлениях.

Второй вид исследований – описательные. Они представляют собой более сложное исследование, которое также можно отнести к разряду конкретно-социологического анализа. Задача описательного исследования состоит в том, чтобы даль более целостное представление об исследуемом объекте, охарактеризовать его внутренние свойства, функции и признаки. Обычно описательное исследование применяется тогда, когда необходимо изучить более обширную общность людей, которая обладает отличными от остальных характеристиками и свойствами. Описательное исследование организуется и проводится в соответствии с полной программой, а также базируется на всем множестве методически апробированных элементов социологического инструментария. В этом состоит его основное отличие от разведывательного исследования. К тому же, подчеркнем тот факт, что данный вид исследования может проводиться различными методами, все зависит лишь от поставленных задач и от направленности исследования, которая играет значимую роль в организации.

Третий вид прикладных социологических исследований – это аналитическое исследование. По сути, оно является самым углубленным видом социологического анализа, в отличие от двух предыдущих видов. Цель аналитического исследования состоит в том, чтобы выявить причины, которые становятся основанием того или иного явления, а также причины и факторы, которые обуславливают характер, распространенность и остроту явления. В аналитическом исследовании используются методы, которые позволяют определять черты и характер явлений и процессов, их специфику, а также негативные и позитивные аспекты. При аналитическом исследовании используется не один, а сразу несколько методов, которые взаимодополняют друг друга, создавая более явную картину окружающей действительности во всем многообразии процессов и явлений.

ЛЕКЦИЯ № 11. Прикладные социологические исследования

1. Этапы и виды социологического исследования

Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) разработка программы и приемов исследования;

2) проведение эмпирического исследования;

3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания. Первый этап будет подробно рассмотрен в следующей лекции. Второй этап зависит от выбранного типа социологического исследования и методик. Поэтому остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании.

Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается отчет по главной гипотезе.

Разделы отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше представить в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на 30–40 или 200–300 страницах. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.

Приложение к отчету содержит методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т. д. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это может быть использовано при проведении последующих программ исследования.

2. Программа социологического исследования

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных показателей. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предметы исследования.

Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.

Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.

Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.

Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.

Можно выделить несколько типов гипотез:

1) основные и выводные;

2) основные и неосновные;

3) первичные и вторичные;

4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).

Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:

1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

3) должна быть проста;

4) должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия.

Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.

Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.

Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.

Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.

Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.

В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.

После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.

Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.

3. Методы социологических исследований

Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино– или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.

Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и невключенное.

Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.

Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.

Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.

Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.

Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.

Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:

1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;

2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

4) формулирование гипотез и определение задач;

5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.

Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.

Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.

Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического развития изучаемого явления или процесса.

Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.

Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.

1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;

2) внутренний анализ, в ходе которого изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).

Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:

1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;

В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.

Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов.

Можно выделить следующие типы интервью:

1) по содержанию (документальное, интервью мнений);

2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);

3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).

При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.

На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:

1) цели и задачи;

3) объект и предмет;

4) операционное определение исходных теоретических понятий, нахождение эмпирических индикаторов.

В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется:

1) генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса);

2) правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.

На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):

1) содержательная репрезентация проблемы исследования в формулировке вопросов, предназначенных респондентам;

2) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности как источника искомой информации;

4) обеспечение предварительных условий для обработки результатов на ЭВМ;

5) обеспечение организационных требований к опросу.

В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.

Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – метод экспертных оценок.

2. Характеристика программы социологического исследования и ее составных частей.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных одной целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Вид социологического исследования определяется характером поставленной цели и направленностью выдвинутых задач. В зависимости от глубины анализа различают три основных вида социологического исследования:

Разведывательное (пилотажное или зондажное),

Описательное,

Аналитическое.

Разведывательное исследование - наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Под методическим инструментарием понимается методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К ним относятся: анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и др.

Выполняя названные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных социологических данных. В этом случае можно говорить о такой разновидности разведывательного исследования, как экспресс-опрос.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из доступных методов сбора первичной информации (анкетный опрос или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки.

Более сложный вид социологического анализа – описательное исследование.По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Описательное исследование проводится по полной программе, достаточно подробно разработанной, на базе апробированного социологического инструментария. Его надежное социологическое оснащение делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно проводится тогда, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди самых различных профессий, пола, возраста, национальностей, стажа работы, образования и т. д., или население города, района, региона и т.д. В таких ситуациях выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик. Кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Аналитическое исследование– самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, которые обуславливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого социального явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведывательного исследования собирают сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа.

Наряду с основными критериями классификации социологических исследований (глубина, степень сложности эмпирического анализа) могут использоваться и другие критерии, связанные с особенностями метода сбора информации, с формой и характером проведения исследования. Например, в зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных различают три вида социологического исследования: опрос, наблюдение, анализ документов.

Опрос – наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый используемый метод сбора первичной информации. В настоящее время в России 90% всей социологической информации собирается методом опроса. Он незаменим, когда идет речь об исследовании тех содержательных характеристик общественного, группового и индивидуального сознания, отношений различного вида, которые скрыты от внешнего взгляда и дают о себе знать только в определенных отношениях.

Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера (интервьюера) или без него. По форме проведения оно может быть как индивидуальным, так и групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей.

Анкетирование может быть как очным, так и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету и др.

В специализированном опросе главным источником информации выступает компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связанна с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. Такие опросы называются экспертными, поскольку опираются на мнение экспертов.

Другой метод социологического сбора информации- социологическое наблюдение – представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото, киноаппарат, теле-видиотехника, другие технические или электронные средства.

Социологическое исследование включают четыре этапа, последовательно сменяющих друг друга и вместе с тем содержательно взаимосвязанных. Это:

1. подготовка исследования,

2. сбор первичной социологической информации,

3. подготовку собранной информации к обработке и сама обработка на ПК,

4. анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Определив выбор вид социологического исследования, необходимо перейти к его непосредственной подготовке. Она предполагает разработку программы, рабочего плана и вспомогательных документов исследования. Рассмотрим основные требования, предъявляемые к ним.

Программа социологического исследования содержит всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Она обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов:

1. методологическая часть, состоящая из: формулировки и обоснования проблемы, указания цели, определения объекта и предмета исследования, логического анализа основных понятий, формулировки гипотезы и задач исследования;

2. методическая часть,состоящая из: определенной обследуемой совокупности, характеристики используемых методов сбора первичной социологической информации, логической структуры инструментария для сбора этой информации, компьютерной программы для обработки собранной информации.

Разберем содержание методологической части исследования.

Во-первых, формулировка и обоснование проблемы. Противоречивая ситуация, поставленная самой жизнью, носящая массовый характер и затрагивающая интересы тех или иных социальных институтов, называется социальной проблемой. В прикладной социологии используют, как правило, пять подходов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости от:

1. цели исследования (гносеологические - познавательные и предметные – вызванные столкновением интересов),

2. носителя проблемы (социальные слои и группы),

3. масштабов ее распространения (общегосударственные, региональные или местные),

4. времени действия противоречия (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные),

5. его глубины (одноплановые, функциональные, и системные).

В процессе формулировки проблемы исследования надо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение

и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее.

Определение цели, объекта и предмета исследования. Прикладные социологические исследования чаще всего преследует практическую цель, ибо призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений.

Проблема исследования всегда предполагает своего носителя – ту общность людей их деятельность, с которыми она непрерывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Он включает в себя стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему, и подлежит изучению.

Таким образом, предмет социологического исследования представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Логический анализ основных понятий. Данный анализ предполагает осуществление ряда таких методологических процедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии исследования концепцию социологического исследования.

Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования. Он представляет собой точное объяснение содержания и структуры этих понятий, выяснение соотношения этих элементов и свойств изучаемого явления. Например, при изучении социальной активности отдельных социальных групп, необходимо проанализировать ее составляющие (активность в сфере экономической, политической, спортивной и др.).

Данный анализ оказывает непосредственное воздействие на логику построения инструментария (анкеты, опросного листа и т.п.).

Формулировка гипотезы исследования. Реализация исследовательской цели строится на определенной последовательности шагов, приемов, методов, применяемых исследователем. Общая направленность исследования может быть задана до его начала сформулированной гипотезой. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть исследованием.

Любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Свои предположения исследователь формулирует в виде гипотез. Они способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации. Поэтому их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых формулировок.

Задачи социологического исследования формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и так же как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Например, если цель исследования – определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступать поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс.

Описательные и аналитические исследования часто включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ними дополнительных задач. Такие исследования называются комплексными.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей, документов, либо иных источников первичной социологической информации, в которой и будет проведено исследование. Здесь же, в проекте выборки должны быть обоснованы: техника проведения опроса; обозначены подходы к определению достоверной информации, полученной в ходе опроса, а так же характеристики: используемых методов сбора первичной социологической информации, логической структуры инструментария для ее сбора, компьютерной программы для ее обработки.

Вопросы для повторения: 1. Чем различаются разведывательное, описательное и аналитическое исследования? 2. Дайте характеристику таким методам сбора социологической информации как опрос, наблюдение и анализ документов. 3. Какие виды опроса Вы знаете? Раскройте их специфику. 4. Как производится формулировка и обоснование социальной проблемы. 5. Какие виды целей социологического исследования бывают? 6. Как определить объект и предмет исследования? 7. Что такое логический анализ основных понятий? 8. Что такое формулировка гипотезы, и каковы могут быть задачи социологического исследования?

Читайте также: