Доклад петербург 18 век

Обновлено: 04.07.2024

История Петербурга неразрывно связана с личностью русского царя – ПетраI. Этот человек – властный, порою жестокий, но мудрый, талантливый, беззаветно любящий своё отечество, человек, который, прорубив окно в Европу, вывел Россию из дикости и отсталости, человек, больше всего ценивший в своих согражданах стремление к знаниям, работоспособность, и не выносивший лени и глупости.

Наряду с этим город занимает большую часть территории области. Поэтому, наверное, коренному петербуржцу, всегда немного тесно в других городах – там ему не хватает простора. Ведь Петебург – это не только выход к морю, не только полноводная река Нева, но и огромные площади, прямые и широкие улицы.

О Санкт-Петербурге можно говорить бесконечно, но главным образом надо отметить, что коренным и самым главным периодом жизни этого города стал период правления ПетраI, это, конечно же, возникновение самого города, его подъём на мировом небосклоне, возвышение над Москвой, как над столицей, в культурном отношении и ношение титула города мирового класса.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1. Архитектурные стили XVIII века

Сложившийся в русском искусстве первой половины 18 века новый стиль барокко, тяготевший к созданию героизирован-ных образов, к прославлению могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине 18 века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих – В. В. Растрелли. Его творческому гению принадлежат проекты величественных дворцовых ансамблей в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский дворец, 1752-1764) и Петергофе1764- 1755), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747-1757). Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двухцветная и трёхцветная раскраска фасадов с применении-ем золота – всё это поражало воображение зрителей, вызы-вая их искреннее восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектуры. Растрелли наложил отпечаток на всё искусство середины 18 века. В Петербурге в эти же годы трудилась плеяда замеча-тельных зодчих – крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский (Шереметевский дворец), А. В. Квасов и др.

Во второй половине 18 века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм – стиль, кото-рый зародился в Европе ещё в начале 18 века. Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передо-вым устремлениям прогрессивной части русского общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве Древней Греции и Рима. Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором смысле подражания. Влияния классицизма с его пафосом гражданственности было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры. Этот cтиль наиболее ярко отразился в творчестве таких зодчих, как В. М. Баженов, М. Ф. Казаков, В. Е, Стасов (Таврический дворец), архитектор Д. Кварнеги, (Академия наук, Ассигнационный банк в Петербурге) и др.

Усилиями этих и других зодчих в 18 веке многие русские города застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. Широкое творческое обращение к классическому архитектурному наследию позволило русским мастерам разработать новые приёмы внутреннего и внешнего офор-мления зданий.

2. Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история.

Петропавловская крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, а находящийся на ее территории Петропавловский собор с высокой колокольней является одной из главных примет города.

16 мая 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость, которая должна была защищать отвоёван-ные у шведов в ходе Северной войны земли. Эта дата вошла в историю как день рождения города, стремительно развивавшегося под прикры-тием неприступной крепости.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.


План крепости разрабатывал лично император. Он сделал ее в форме неправильного шестиугольника с выступающими угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Первоначально крепость была деревянной, но уже в 1706 году под руководством архитектора Трезини началась замена старых сооружений на новые — кирпичные. Ансамбль Петропавловской крепости включает Комендантский и Инженерный дома, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Главное казначейство, Ботный домик, гаупвахту и другие исторические сооружения. Для большинства строений Петропавловской крепости характерно долговременное строительство. Над многими зданиями, входящими в композицию Петропавловской крепости, трудилось несколько поколений зодчих. Петропавловская крепость была построена как оборонительное сооружение, но она ни разу за свою историю не выполняла свои основные функции. На протяжении двух веков крепость служила политической тюрьмой. Одним из первых заключенных мрачных казематов крепости стал царевич Алексей, сын Петра I. В тюрьме Петропавловской крепости была заточена знаменитая княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовавшая на российский престол. В бастионах Петропавловской крепости были заточены руководители и участники восстания декабристов, организаторы покушения на императора Александра II, писатели Николай Чернышевский, Максим Горький и многие другие. Тюрьма славилась тем, что из нее невозможно было бежать: за все ее историю из нее не было совершено ни одного побега. Особое место в ансамбле крепости занимает Петропавловский собор, построенный в 1713-1733 годах по проекту Трезини на месте деревянной церкви, заложенной во имя апостолов Петра и Павла. Собор украшен золоченым шпилем высотой в 122,5 метра, который венчает фигура летящего ангела, ставшего символом города на Неве. Долгое время Петропавловский собор служил усыпальницей российских монархов. Сам основатель города, Петр Великий, похоронен у южной стены собора. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны, отличающиеся от прочих надгробий усыпальницы, выполнены из яшмы и орлеца. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось летом 1998 года, в 80-летнюю годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг. Последний Российский император и его семья погребены в Екатерининском пределе Петропавловского собора. Сегодня на территории крепости работает несколько постоянных музейных экспозиций. В Комендантском доме посетители могут познакомиться с историей Петербурга.

2.Домик Петра Великого

Гостиный двор был построен на Невском проспекте не сразу. Первые торговые ряды появились в 1705 году на Петроградском острове, в то время называвшимся Городским, — в районе современной площади Революции. Этот Гостиный двор представлял собой множество обыкновенных деревянных торговых лавок и сгорел в 1710 году. На его месте было построено каменное здание Нового Гостиного двора, впоследствии служившее также помещением для биржевых торгов. Здесь же была открыта первая книжная лавка в Петербурге.

Первый план строительства Большого Гостиного двора на Невском проспекте, разработанный архитектором А. Ринальди, был отвергнут петербургскими властями. Также был отклонен и проект двухэтажного здания Гостиного двора Ф.-Б. Растрелли: его утвердили в 1757 году, но затем посчитали чрезмерно пышным и дорогостоящим. После этого руководство проектом было передано Ж. Б. Валлен-Деламоту. Архитектор создал более деловую постройку в стиле раннего классицизма, сохранив при этом общий план здания, созданный его предшественниками.


Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.

XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.

По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде — с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью.

АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы была заложена первая постройка города — крепость Санкт-Питер-Бурх, вскоре переименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Место оказалось удачным, но строить на болотистых почвах было необыкновенно трудно: приходилось вбивать под каждое здание множество дубовых свай.

По замыслу Петра I, прежде всего нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с её многочисленными рукавами и прорытые позже каналы становились главными магистралями Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец русский царь). Мостов сознательно не строили; горожанам раздавали лодки, чтобы приучить их к водной стихии.

На Васильевском острове начали возводить каменные дома для дворян, например великолепный дворец сподвижника Петра I Александра Даниловича Меншикова, часто служивший местом торжественных царских приёмов. Именно там чествовали команду первого иностранного корабля, пришедшего в новый порт из Голландии.

К середине 20-х гг. на Васильевском острове появились и другие постройки. До сих пор украшают набережную Кунсткамера (1718— 1734 гг.), первый в России музей, и здание Двенадцати коллегий — министерств Петровской эпохи.

Партеры украсили мраморными статуями, изображавшими героев античных мифов; статуи были привезены из Италии. Прогуливаясь по Летнему саду, посетители могли знакомиться с новым для России видом искусства и с античной мифологией.

Петербург был построен по европейским меркам необычайно быстро, за несколько десятилетий. В первые годы после его основания там ещё бродили дикие звери (в 1714 г. волки даже загрызли часового на посту). А спустя всего семь лет, в 1721 г., улицы Петербурга уже освещало около тысячи фонарей. Чтобы быстрее воплотить замысел Петра, сюда собрали лучших мастеров, а по всей стране запрещено было строить каменные дома.

Подобно другим европейским столицам, Санкт-Петербург уже в первой половине XVIII в. был окружён императорскими резиденциями — в Стрельне и Ораниенбауме, Петергофе и Царском Селе (ныне город Пушкин). В загородных дворцах и городских парках проводились шумные торжества.

В годы правления Анны Иоанновны (1730—1740 гг.), племянницы Петра I, в Петербурге появились новые крупные архитекторы. Михаил Григорьевич Земцов (1688—1743) учился у иностранцев в России, Пётр Михайлович Еропкин (около 1698—1740) — в Риме, Иван Кузьмич Коробов (1700 или 1701—1747) — в Голландии.

Земцов создал церковь Святых Симеона и Анны в Петербурге (1731—1734 гг.). Взяв за основу схему Петропавловского собора, мастер несколько изменил её: купол церкви увеличил, а колокольню сделал более низкой и объёмной.

Архитекторы в то время в основном реконструировали старые здания, планировали и благоустраивали центр Петербурга, в частности мостили деревянными щитами набережные.

В 1741 г. на престол взошла императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I. Во времена её правления (1741 — 1761 гг.) вновь стали строиться многочисленные роскошные дворцы, для украшения которых приглашали художников, как русских, так и иностранных.

Ответьте на вопросы под изображением.


Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
При каком царе оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите архитектора.

Ответы: Петропавловский собор,
XVIII век,
Петр I
петровское барокко
Д. Трезини


Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
При каком царе оно было построено?
Для чего оно было предназначено?

Ответы: кунсткамера,
Петр I
XVIII век,
первый русский музей – собрание анатомических редкостей.


Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.

Ответы: летний дворец Петра I
XVIII век,
петровское барокко
Д. Трезини.


Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
При каком царе оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.

Ответы: дворец Меншикова,
Петр I
XVIII век,
петровское барокко.


Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
При каком царе оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.

Ответы: здание Двенадцати коллегий,
Петр I
XVIII век,
Петровское барокко.


Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.

Ответы: Зимний дворец,
XVIII век,
барокко
Б. Растрелли


Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.

Ответы: Большой дворец в Петергофе
XVIII век,
барокко
Б. Растрелли


Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.

Ответы: Большой Екатерининский дворец в Царском селе,
XVIII век,
барокко
Б. Растрелли


Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.

Ответы: Смольный собор,
XVIII век,
барокко
Б. Растрелли


Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.

Ответы: Троицкий собор Александро-Невской лавры,
XVIII век,
Классицизм
И.Е. Старов.


Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.
С деятельностью каких органов власти было связано это здание в ХХ веке?

Ответы: Таврический дворец,
XVIII век,
Классицизм,
И.Е. Старов.
С 1906 года в нем заседала Государственная дума, с февраля 1917 года – Временное правительство, с февраля по август 1917 года в нем заседал ВЦИК Советов.


Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.
Какой император заказал строительство этого замка и был убит в нем?

Ответы: Михайловский замок,
XVIII век,
Классицизм
В. Бренна, В. И. Баженов
Павел I.

Первые годы Петербурга глазами художников XVIII века

Как выглядел Санкт-Петербург 300 лет назад? В 1703-м, когда на берегах Невы Пётр решил основать новый город, и первые десятилетия, в которые велось активное строительство будущей столицы, Петербург был далёк от роскоши парадных набережных и площадей, знакомых нам сегодня. Художники XVIII века запечатлели на своих рисунках виды города, который на их глазах разрастался и расцветал.

План крепости Ниеншанц и города Ниен в устье Охты
Шведская карта 1701 года

Санкт-Петербург
П. Пикарт, 1704 г.

Петербург
Гравюра А. Зубова, 1727 г.

Вид Кунсткамеры со стороны двора
Гравюра неизвестного художника, 1730-е гг.

Свадьба Петра I и Катерины Алексеевны в 1712 году
Гравюра А. Зубова, 1712 г.

Санкт-Петербург в 1704 году
Гравюра П. Пикарта

Амфитеатр для увеселений каждого на Каменном острове
Рисунок М. Махаева, 1753 г.

Проспект вниз по реке Неве от Зимнего дворца и Академии наук
Копия гравюры Качалова, 1794 г.

Проспект вниз по Неве от Зимнего дворца и Академии наук
Копия гравюры Виноградова, после 1753 г.

Вид на Дворцовую набережную у Зимнего дворца со Стрелки Васильевского острова
Б. Патерсен, 1799 г.

Троицкая площадь
Фрагмент гравюры А. Зубова, 1720 г.

Маскарад во времена Петра I, 1722 г.

Усадьба Вольфа на Петербургском острове
Рисунок М. Махаева, 1757 г.

Вид здания 12 коллегий, XVIII в.

Летней ея Императорского Величества Дом на Мойке и Фонтанке реке
Гравюра Ф. Внукова по рисунку М. Махаева, 1761 г.

Проспект вверх по Мойке речке от двора Его Сиятельства графа Петра Ивановича Шувалова
Рисунок М. Махаева, 1757—1759 г.

Старой Зимней деревянной Дом
Гравюра Ф. Внукова по рисунку М. Махаева, 1761 г.

Новой Ея Императорского Величества Зимней Домъ к Лугу Гравюра Ф. Внукова с рисунка М. Махаева, 1761 г.

Проспект галереи и решёток около пруда на Малой Невке на Каменном острове
Гравюра неизвестного мастера по рисунку М. Махаев, 1757-1758 гг.

Амфитеатр для увеселений каждого на Каменном острове
Рисунок М. Махаева, 1753 г.

Павильон Эрмитаж усадьбы Бестужева-Рюмина на Каменном острове
Гравюра неизвестного мастера с рисунка М. Махаева, 1753 г.

Вид Нового дворца. К востоку от триумфальных Аничковых ворот с частью города и дороги из Александро-Невского монастыря, рядом с набережной Фонтанки
Гравюра Нике по рисунку Ш. де Леспинаса, ок. 1783 г.

Вид Императорской академии художеств от обвахты
И. Мошков

Литейный проспект
Т. Мэлтон, 1790 г.

Вид на Зимний дворец со стороны Васильевского острова
И.-Г. де Майр, 1796 г.

Вид на Адмиралтейство с набережной Васильевского острова
И.-Г. де Майр, между 1796 и 1803 гг.

Набережная с Академией наук
Т. Мэлтон, 1789 г.

Вид Невского проспекта от Зелёного (Полицейского) до Аничкова моста в XVIII веке
Гравюра М. Пыляева с рисунка Бенуа

Чесменский дворец близ Петербурга
Ж.-Б. де ла Траверс, 1780-е гг.

Вид на Академию художеств
Ж.-Б. де ла Траверс, конец 1790-х гг.

Дача А. С. Строганова
Ж.-Б. де ла Траверс, 1790 г.

Памятник Петру I и здание Сената — бывший дворец Бестужева
Гравюра Набгольца, 1791 г.

Марсово поле с обелиском Румянцева победам
И.-Г. де Майр, не ранее 1799 г.

Подзорный дворец и прядильный двор, построенный Петром Великим при устье Фонтанки для наблюдения за входящими в Неву кораблями
Штелин, 1762 г.

Вид Гостиного Двора на Невском проспекте в Санкт Петербурге
Акватинта по рисунку Д. Херна, выполненная Т. Мэлтоном, 1790 г.

Большой театр в Петербурге
Ж.-Б. де ла Траверс, 1780—1790-е гг.

Вид на Неву и памятник Петру I
Ж.-Б. де ла Траверс, 1780—1790-е гг.

Смольный монастырь
Ж.-Б. де ла Траверс, 1780—1790-е гг.

Тучков буян в Петербурге
Ж.-Б. де ла Траверс, 1780—1790-е гг.

Вид Прачечного моста и части Летнего сада с решёткой
Неизвестный автор, около 1784 г.

Проспект новопостроенных палат против Аничковских ворот от восточной стороны с частию Санкт-Петербурга и Невской перспективной дороги от реки Фонтанки
Д. Валериани, М. Махаев, гравёр Я. Васильев, 1753 г.

Вид Зимнего дворца Петра I
Е. Виноградов по рисунку М. Махаева, 1755—1760 гг.

Вид по Фонтанке от Грота
Гравюра Г. Качалова по рисунку М. Махаева, 1753 г.

Вид вверх по Неве реке между Галерной верфью и 13-й линией Васильевского острова (левая часть)
Гравюра И. Елякова по рисунку М. Махаева, 1753 г.

Читайте также: