Доклад песни гражданской войны

Обновлено: 11.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ СОШ №2 с. Александров-Гай Саратовской области

Подготовила и провела среди учащихся 5-7 классов классный руководитель 7 класса Лыженкова О. Д.

1 ведущий. 2017 год – год 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции. 1917 год стал поворотным в истории нашей страны и всего мира. Рождалось государство нового типа, государство рабочих и крестьян, которому суждено было стать великой сверхдержавой, в течение 70-ти лет оказывавшей ключевое влияние на ход мировой политики.

2 ведущий. Революция – очень долгий и мучительный процесс, который сопровождается самой страшной войной внутри государства – гражданской войной. Гражданская война проходит раскаленным клинком по судьбам всех людей страны, от мала до велика, это война, в которой брат встает против брата, отец против сына, это война всех против всех.

1 ведущий. Мы попытаемся сегодня осмыслить эту войну через призму… песни. Да-да, именно песни. Песня – это душа народа, через них выражаются самые сокровенные чувства и мысли людей, и более того, песня – это особый вид оружия. Мы поговорим, как воевали песни – песни Гражданской войны.

(Звучат отрывки из песен – попурри).

1 ведущий. С первых дней Советской власти возникают и новые песни, частушки, пословицы и поговорки. Основной пафос – пафос непримиримой классовой борьбы, революционности. Народ приветствует Октябрь. Одна из первых песен-гимнов начиналась куплетом:

Воля свершилась народная,

Здравствуй, Россия свободная!

Здравствуй, свободный народ!

2 ведущий . Символом свободы, новой власти становится красное знамя. Одна из песен первых лет заканчивается строками:

Красное знамя, как символ свободы,

Вьётся над нашей страной.

1 ведущий. Ведущим жанром периода гражданской войны становится песня, для которой характерны боевой задор и романтическая приподнятость. В песнях гражданской войны ярко проявились такие качества , как пафос революционности, героичность, народность, глубокое чувство патриотизма.

2 ведущий . Песня выполняет мобилизующую роль. Она призывает всех рабочих и крестьян объединиться для отпора врагу, грудью встать на защиту родной Советской власти. Романтика Красной Армии – это те идеалы, на которых воспитывались многие поколения.

1 ведущий. Мы начинаем фестиваль песен времён Гражданской войны.

Автором музыки песни был композитор Дмитрий Покрасс. Стихотворение Исаковского послужило источником вдохновения не только для композитора.

Было и еще одно немаловажное обстоятельство, объясняющее, почему эта песня особенно широкое распространение получила в конце 30-х годов, — это была пора первых после интервенции и гражданской войны военных испытаний, выпавших на долю нашей Родины: Хасан и Халхин-Гол на востоке, а на западе война с белофиннами, освободительный поход в Западную Украину и Белоруссию, вызволение Бессарабии и Буковины. Так было в жизни: ему — на запад, ей — в другую сторону.

2 ведущий . Мелодия песни "Там вдали за рекой" родилась раньше текста и была позаимствована у старой каторжанской песни.
Первый вариант известной песни родился во время русско-японской войны.
Советский вариант песни "Там, вдали за рекой, засверкали огни, в небе ясном заря догорала. " появился в 1924 году, когда Николай Мартынович Кооль, сотрудник курской ВЧК, поэт и переводчик переделал текст на свой лад.

Сюжет спектакля повествует об эпохе Гражданской войны в Белоруссии. Городок близ Молодечно заняли белополяки, и 15-летний сирота, ученик сапожника, а ныне красноармеец Зямка Копач попадает в тюрьму со своими однополчанами. Узнав, что их командиру Андрею Кудрявцеву грозит расстрел, Зямка обманывает охрану, убегает из тюрьмы и связывается с подпольем, которое отбивает Кудрявцева. В тюрьме Зямка сочиняет песню, которая в итоге становится гимном отряда.

2Ведущий .Подошёл к своему логическому завершению наш фестиваль военно-патриотической песни. И сегодня мы через песенное творчество смогли прочувствовать и понять то, что пережили наши и деды в непростое военное время, и нашему поколению не хотелось бы пережить это в реальной жизни. Мы за мир на земле!

Авторская разработка на тему "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" по предмету "Гражданское право" содержит 48 страниц, 2 рисунка, 12 таблиц и 36 источников.

Ключевые слова: Гражданское право, Гражданский процесс.

Объектом исследования является анализ условий "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник", изучалась природа темы "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник".

Далее проводилось исследование актуальности "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" и определены тенденции развития тематики "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник".

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" рассматривает Хью Томас в книге "Гражданская война в Испании. 1931-1939 гг.", изданной в 2003 году и содержащей 576 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

В книге подробно освещены этапы Гражданской войны 1936-1939 гг. в Испании, завершившейся установлением фашистской диктатуры Франко. Автор на основе богатейшего документального материала дает всестороннюю объективную оценку событий сложной исторической эпохи, приводит интересные факты, малоизвестные современному читателю.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" касается в монографии "Гражданская война в США и царская Россия". Данная книга была выпущена в издательстве "Государственное социально-экономическое издательство" в 1939 году, содержит 334 стр.

Автор этой книги, использовав архивные и печатные источники, дает на основе подробную характеристику русско-американских отношений в период гражданской войны в США (1861-1865 гг.). Этот вопрос автор излагает на фоне международного положения того времени, хода гражданской войны в США и борьбы европейской демократии против попыток интервенции в США. Книга рассчитана на преподавателей высшей школы, студентов исторических факультетов и всех интересующихся историческим прошлым.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Гражданская война в Украине. 1917-1920 гг". Валерий Солдатенко определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2012 году в издательстве "Новый хронограф". В описании книги сказано следующее.

В предлагаемом издании исследуются причины возникновения и развития разнообразных процессов и итогов Гражданской войны в Украине - одном из основных плацдармов затяжного классового вооруженного противоборства в 1917-1920 гг. Своеобразные наслоения различных групп противоречий, переплетения и одновременные столкновения разнонаправленных интересов, тенденций, внутри - и внешнеполитических факторов предопределили особое место и значение воссоздаваемых событий не только в судьбе региона, но во многом - и в общероссийском масштабе. Особую ценность монографии придает то обстоятельство, что на протяжении четырех десятилетий не появлялось исследований, в которых комплексно и системно раскрывалась бы сущность сложной и крайне противоречивой страницы отечественного опыта - Гражданской войны в Украине, определялся глубинный смысл и содержание. Для всех, кто интересуется и изучает историю России и Украины.

Представленная работа посвящена теме "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник".

Теоретическое значение изучения проблемы "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Песни Гражданской войны - гг. как исторический источник", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Гражданское право образцы работ
Гражданский процесс образцы работ

Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.

Гладышева Марина Михайловна

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

И всё-таки достаточно часто те стихи и песни, которые рождаются непосредственно в гуще событий, бывают обречены на неуспех – слишком много в них поспешного и эмоционального. И, напротив, когда событие становится историей, постепенно отходит в прошлое, есть вероятность рождения подлинных поэтических и музыкальных шедевров. Так произошло и песнями о гражданской войне – часть из них родилась позже описываемых событий.

Кооль, ты не прав.

Там, вдали, за рекой…

Стихи были раньше

Забавно то, что стихи задним числом стали ассоциироваться с Гражданской войной в Испании, тогда как она началась спустя десять с лишним лет. Да и писал Светлов не о государстве Гренада, а об испанской провинции Гранада.

Гренада

Даже негры аплодируют.

Как родная меня мать провожала…

Аппликация времени

Так вышло, что одно историческое событие в этой песне наслоилось на другое. Поводом к созданию песни стало сражение полковника Матвея Платова со значительно превосходящими силами турок в 1774 году. Кровь пролилась на реке Каллах (в переводе на русский – Великая Грязь). Дождавшись подмоги, казаки отбросили врага.

А вот в более известном варианте песни местом действия стал Терек, и столкнулись на нем лоб в лоб конница Буденного и белого генерала Павлова. Произошло это в 1920-м году. Правда, настоящая битва была на другой реке – Маныч. И, действительно, с той и с другой стороны сражавшихся было около сорока тысяч. Песни о гражданской войне часто точны в деталях.

Любо, братцы, любо…

По долинам и по взгорьям

Отечественная история ХХ века еще хранит немало загадок. Преподносят их и песни…

The Internet Archive discovers and captures web pages through many different web crawls. At any given time several distinct crawls are running, some for months, and some every day or longer. View the web archive through the Wayback Machine.

Wide crawls of the Internet conducted by Internet Archive. Access to content is restricted. Please visit the Wayback Machine to explore archived web sites.

песни Гражданской войны в России


революционный солдат
Адмиралушка

Главные события Гражданской войны развивались на отрезке от октября 1917 года (Октябрьский переворот или, в другой терминологии, Октябрьская революция) до конца 1922 года (освобождение красными Приморья). На западных фронтах главные сражения закончились к концу 1920 года взятием Крыма и эмиграцией остатков войск генерала Врангеля.

Повстанческие движения в Европейской части России и в Сибири были подавлены к концу 1921-го. Очаги партизанского сопротивления большевикам в Закавказье и Средней Азии сохранялись еще несколько лет (басмачество - до 1933 года).

Западные окраины бывшей Российской империи: Польша, Финляндия и страны Прибалтики, - получили независимость. Война с Польшей после разгрома Красной Армии под Варшавой закончилась 18 марта 1921 года подписанием Рижского мирного договора, определившим границы. Бессарабия и часть Армении вместе с горой Арарат согласно Брестскому миру, заключенному 3 марта 1918 года, отошли к Турции (проживавшие там армяне подверглись массовому геноциду).

Гражданская война унесла около 11 млн жизней, из них около 10 млн умерло от голода и эпидемий. Собственно военные потери были незначительны. Эмиграция составила 2 млн человек.

Основную массу сохранившихся песен Гражданской войны составляют красные песни. Некоторые из них дошли до нас в поздних редакциях либо были сознательно исправлены.

Очень много песен о событиях Гражданской войны было написано уже после нее - в середине 1920-х – начале 1930-х (красноармейская "Там, вдали за рекой", "Гренада", "Песня о Щорсе", "Наш паровоз", "Песня о девушке-партизанке" и т.д.).

Кроме того, огромной популярностью в годы Гражданской пользовались старые народные песни (большинство новых песен также было сложено на старые мотивы). К примеру, чапаевцы пели "Ермака", "Есть на Волге утес", "Про Чуркина-атамана", "По морям, по волнам".

От белого движения сохранились официальные марши (прежде всего, Добровольческой армии). Собственно белогвардейского фольклора сохранилось мало.

Читайте также: