Доклад патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Обновлено: 25.06.2024

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Актуальность патриотического воспитания школьников обусловлена социальной дифференциацией общества и девальвацией духовных ценностей, оказывающих негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции индивида. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических и прозаических произведениях о войне. В них помещены стихотворения К. М. Симонова, А.Т. Твардовского, Д. И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата - воина. Изучение событий Великой Отечественной войны школьниками, их участие в праздновании Великой Победы служат, прежде всего, восстановлению связи времен, преемственности поколений, без чего не может быть поступательного развития общества.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.

Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств учащихся.

Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтение книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками.

На занятиях по патриотическому воспитанию необходимо научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины.

Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя и классного руководителя, воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. Такое разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Гуманистическая педагогика строит школу развития, где педагогический и воспитательный процессы рассматриваются как синонимы.

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.

Система работы, которая помогает мне выявить знания, умения и навыки детей, научить их творчески мыслить и углублять полученные знания, включает в себя:

- обычный урок русского языка или литературы;

- групповую и парную работы;

- многообразные формы внеклассной работы;

- индивидуальную работу с одаренными школьниками;

- самостоятельную работу самого школьника;

- коррекцию своей деятельности.

Работа с детьми требует от учителя определенных качеств: кропотливости в сфере повышения уровня собственного интеллекта, мобилизации духовных сил, способности стимулировать творческую активность обучающихся, умения направлять различные виды их творческой деятельности.

1. Дидактический материал должен быть наглядным и доступным. Поэтому я привлекаю и самих учащихся к сбору материала на патриотические темы: мы составляем тематические тексты, подбираем художественные и публицистические тексты, это всё используется в дальнейшем на уроках при составлении предложений и написании сочинений, изложений.

2. Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха;

Родина - мать, умей за неё постоят

Жить — родине служить.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Дружно за мир стоять — войне не быватьЧеловек без Родины – что соловей без песни; Чужбина - калина, родина - малина;

3.Тема “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила;

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

На чужой сторонушке рад своей воронушке; Где выросла сосна, там она и красна; Своя земля и в горести мила;

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Русский в словах горд, в делах тверд;

“Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) – Своя земля и в горести мила;

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

За морем теплее, а у нас светлее; Дым отечества светлее чужого огня и т.д.

Одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия.

В труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе её и процветании. Это ли не истинный патриотизм?

Благодатным материалом являются пословицы и поговорки.

Например, вначале записываем пословицы :

Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

Ходит журавль по болоту, нанимается на работу.

Всякий человек в деле познается.

Где кто родится, там и пригодится.

прочитав пословицы, ребята отвечают на вопросы:

- Какая из этих пословиц применима к делам вашего класса?

- Запишите первой ту пословицу, которой вы хотите руководствоваться в своих поступках?

Привлекая внимание учащихся к трудовым мотивам учебных текстов, я пытаюсь донести до ума и сердца своих учеников благородную мысль о могучей силе и красоте труда.

- благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),

- уважение детьми родителей (признание авторитета отца),

- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),

- желания детей получить тепло, ласку, возможности быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

И когда мы говорим на уроках о проявлении патриотизма через любовь и интерес к истории своей семьи, к тому, как история страны преломилась в судьбах родных и близких людей, в воображении детей включаются эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству)

В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику предмета, я использую следующие методические приемы:

1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;(изложение в 6 классе о Минине и Пожарском, о Кремле в Новгороде,

2. Фронтальную беседу, раскрывающую смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;

3. Словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, успехов или преодолевающих учебные трудности;

4. Внеурочные встречи, служащие материалом для составления предложений и для написания сочинений;

6.Работа с текстами упражнений , взятых из художественных произведений русских классиков, являющихся эталоном литературного языка.

Средствами решения воспитательных задач являются создание проблемных педагогических ситуаций, проведение деловых игр, обсуждение вместе с обучающимися волнующих их вопросов.

Одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия.

В труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе её и процветании. Это ли не истинный патриотизм?

Благодатным материалом являются пословицы и поговорки.

Любовь к родному языку – это тоже одно из проявлений патриотизма.

Одна из важнейших сторон патриотического воспитания — воспитание любви к родной природе.

Игорь Северянин писал:

Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу,

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на Земле в красоте!

Любовь к природе закладывается в детстве. Задача учителя — развить интерес к родной природе, любовь к ней.

Это чувство — одно из проявлений любви к родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит ребят с поэтическим образом Родины.

Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, художникам, композиторам.

В упражнениях учебников, методических пособий для 5, 6 классов много текстов, темой которых является описание природы, — это отрывки из произведений И.Бунина, А.Яшина, В. Пескова, И.С.Тургенева и многих других.

В. Пескова, который представлен вашему вниманию на слайде:

«Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла.

Шепот, робкое дыханье.

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

или строки стихотворения С. Аксакова:

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

Опять осенняя погода!

И, мягкой влажности полна,

Мне сердце веселит она:

Люблю я это время года.

В них нет ни одного глагола. Каждое выражение – это картина.

При выполнении творческих работ ребятам помогают пейзажи художников, музыка известных композиторов.

На уроках по развитию речи при написании сочинении по картинам русских художников ученики учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать родную природу.

Воспитывая у учащихся любовь к родному краю, к природе, умение беречь и охранять ее, учитель утверждает в сознании детей идеи патриотизма.

Таким образом, русский язык — учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин.

Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.

^ Патриотическое воспитание на уроках литературы.
Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.
Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.

Повседневная работа на уроках литературы над основными видами устных и письменных работ прекрасно сочетается с выполнением задач патриотического воспитания.

Что подтолкнуло князя совершить такой поступок?
Какими чертами наделяет автор природу?

Почему он олицетворяет природу с красной от крови ковыльной степью?

Как на фоне одухотворенного образа Русской земли автор изображает половецкую землю?

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.

ЛИТЕРАТУРА любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

с 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья.

В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии.

Много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую пару за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

В среднем звене огромный материал для нравственно-патриотического и гражданского воспитания учащихся.

–Что испытывает лирический герой, соприкасаясь с природой?

- Какие приемы ему помогают передать свои чувства, ощущения от общения с природой?

8. Перед анализом стихотворения проводится словарная работа: Найдите и объясните, что означают эти слова.

Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный – приносящий благо, успокаивающий.

Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь.

- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?

Такая словарная работа не только обогащает словарный запас учащихся , но и заставляет задуматься над темами души, покоя, покаяния .

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне. В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

Духовно-патриотическое воспитание находит продолжение и в внеурочное время . В своей деятельности я руководствуюсь теоретическими положениями крупнейшего педагога В.А. Сухомлинского, который говорил, что «воспитывать чувство патриотизма - значит добиться, чтобы жизнь постоянно выходила за рамки интересов семьи, родного очага, родного города. Но именно для этого начинать познание мира нужно с того, что ближе - с семьи, судьбы деда и прадеда. Патриотизм начинается с любви к своей семье: родителям, братьям, сестрам, близким людям.

Мною проводятся разные мероприятия , способствующие тесной связи ребенка и семьи, воспитывающие в детях любовь и уважение к взрослым. Осенью мы с классом провели праздник, посвященный Дню Матери. Учащиеся читали стихи собственного сочинения, пели песни , выступали с танцевальными номерами, выражая благодарность своим мамам.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.

Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то я считаю свою задачу выполненной.

Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях как никогда значима роль учителя-словесника, способного использовать русский язык как средство патриотического воспитания школьников. Кто же такой патриот?

ВложениеРазмер
patrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx 40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка.

Без этого России пришлось бы забыть

и о национальном достоинстве,


Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях как никогда значима роль учителя-словесника, способного использовать русский язык как средство патриотического воспитания школьников. Кто же такой патриот?

Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это, прежде всего народ. (Николай Гаврилович Чернышевский)

Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов потребностей.

Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств учащихся.Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтение книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками.

На занятиях по патриотическому воспитанию необходимо научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины.

  • Например:
  • Жить - Родине служить. (жи-ши)
  • Ученье – путь к уменью.(разделительный мягкий знак)
  • Хоть ручки черны, да работа бела.(правописание чк-чн)
  • Был бы покос, да пришел мороз.(парные согласные в конце слов)
  • Кошке игрушки, а мышке слезки. (парные согласные в корне слов)
  • На родной сторонушке, рад любой воронушке.
  • Пчела мала, да и та работает (безударные гласные в корне слова)
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха. (антонимы)
  • Поспешишь – людей насмешишь.(правописание глаголов 2 лица, ед. числа)
  • Родина – мать, умей за нее постоять. (правописание местоимений с предлогами)
  • Не ищи обетованные края, они там, где Родина твоя.(правописание НЕ с глаголами)
  • Человек трудолюбивый - самый счастливый. (соединительная гласная

или непроизносимый согласный)

  • Рукам работа - душе праздник. (непроизносимый согласный)

Приемы работы с девизами различны: обсуждаем с детьми смысл пословицы, подбираем синонимичные или противоположные по смыслу пословицы и фразеологизмы к ней, поясняем конкретные исторические условия, в которых русский народ ее создал, объясняем значения устаревших слов, используя словари или собственный читательский опыт, наблюдаем за оттенками значений слов, решаем проблемные ситуации, формулируем гипотезы относительно написания слов с неизученными орфограммами и т.д. А также, конечно, в ходе такой работы, ежедневно восхищаемся мудростью и смекалкой русского народа, подмечаем вместе с детьми, какие качества человека издавна ценились и воспевались русскими людьми. Таким образом, каждый мой урок русского языка содержит пятиминутку нравственного и патриотического воспитания.

Работа с учащимися на уроках показала, что если ограничиваться только выяснением общего смысла пословицы, то она не затронет по-настоящему чувств ребят, не пробудит их воображение, не заставит задуматься. Необходимо дать детям почувствовать силу и красоту каждой народной пословицы, ее правдивость, выразительность. Такой подход к работе достигает главной цели: учащиеся не остаются равнодушными к метким народным изречениям, начинают вдумываться в их смысл, использовать в речи.

  • Рукам работа - душе праздник. (непроизносимый согласный)

Приемы работы с девизами различны: обсуждаем с детьми смысл пословицы, подбираем синонимичные или противоположные по смыслу пословицы и фразеологизмы к ней, поясняем конкретные исторические условия, в которых русский народ ее создал, объясняем значения устаревших слов, используя словари или собственный читательский опыт, наблюдаем за оттенками значений слов, решаем проблемные ситуации, формулируем гипотезы относительно написания слов с неизученными орфограммами и т.д. А также, конечно, в ходе такой работы, ежедневно восхищаемся мудростью и смекалкой русского народа, подмечаем вместе с детьми, какие качества человека издавна ценились и воспевались русскими людьми. Таким образом, каждый мой урок русского языка содержит пятиминутку нравственного и патриотического воспитания.

Работа с учащимися на уроках показала, что если ограничиваться только выяснением общего смысла пословицы, то она не затронет по-настоящему чувств ребят, не пробудит их воображение, не заставит задуматься. Необходимо дать детям почувствовать силу и красоту каждой народной пословицы, ее правдивость, выразительность. Такой подход к работе достигает главной цели: учащиеся не остаются равнодушными к метким народным изречениям, начинают вдумываться в их смысл, использовать в речи.

На уроках русского языка и литературы с целью духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников я использую разнообразные виды упражнений :

Берется легко узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами.

Задача детей – восстановить исходный текст. Записываем версии детей, находим правильную и предлагаем подумать, почему же именно этот вариант остался в памяти народа. Всего лишь одно предложение поможет научить детей видеть смысл простых слов, чувствовать, как изменяется суть целого от перемены мест отдельных частей.

Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного.

1. На родной стороне и камешек знаком.

2. На чужой стороне и весна не красна.

3. С родной земли - умри, не сходи!

4. Научит горюна чужая сторона.

Цель: понимание смысла прочитанной информации, развитие логического мышления.

Необходимо сгруппировать пословицы по смыслу.

1. Кто грамоте обучен, тому не пропасть.

2. Руби дерево по себе.

3. Знание никому не в тягость.

4. Без корня и полынь не растет.

5. По Сеньке и шапка.

6. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Правильными будут ответы: 1–3; 2– 5; 4–6.

– пословицы – это краткое народное изречение с назидательным поучительным смыслом;

– выдающимся собранием пословиц является сборник В.И. Даля;

– пословицы и поговорки можно употреблять для усиления той или иной мысли, использовать как вывод;

– пословицы и поговорки есть у каждого народа;

– в пословице говорится одно, но подразумевается другое, нечто нравственное, духовное;

– пословицы могут быть хорошими советчицами в выборе тех или иных форм поведения;

– пословицы помогают не только одобрить чье-то поведение, но и осудить его.

Работа по использованию пословиц и поговорок с целью духовно- нравственного, патриотического воспитания была построена с учетом особенностей процесса нравственного воспитания и его механизма: знания и представления + мотивы + чувства и отношение + навыки и привычки +поступки и поведение = нравственные и патриотические качества.

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание учащихся происходит гораздо успешнее благодаря умелому и систематическому использованию в качестве средств воспитания таких жанров народной педагогики, как пословицы и поговорки.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания.

В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках русского языка и литературы по патриотическому воспитанию. Что бы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать патриотизм в сердцах учеников.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека.

Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.

Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Список использованной литературы

1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63

3. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

4. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101

5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

Таким образом, школа помогает духовному становлению личности. Личность – это человек, развивающийся в лоне истории и культуры своего народа и отличающийся патриотизмом и национальным самосознанием. Человек вне патриотизма – это человек вне истории. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Специфика работы учителя-словесника такова, что мы сеем зерна разума и доброты, прививаем любовь к родной земле и родному языку, растим патриотов, беззаветно преданных России.

Каждый ученик записывает одно слово на листке и передает эстафету следующему. Итог подводится по критериям скорости и качества выполнения задания. Примерные задания для эстафеты:

1.Подобрать имена прилагательные к слову Россия ( город…)

3. Написать однокоренные слова к слову родина (добро, работа…)

5. Написать слова на определенную орфограмму, одинаковую букву и т.п.

Групповую работу и работу в парах веду с 1 класса. Дети учатся бесконфликтному общению, развивают коммуникативные умения, умения четко формулировать свои мысли. Задания при работе в группах и в паре разнообразны.

1.Сочинить четверостишие, по данной паре рифм.

2. Сочинить синквейн на тему…

3. Собрать материал о поэтах и писателях, художниках нашего края, города.

4. Сочинить сказку по опорным словам по законам сказочного жанра.

5. Придумать начало или продолжение рассказа.

Существительное:улица
прилагательные:красивая,длинная
глаголы:ходить,гулять,ездить
фраза:О, наша улица родная!

Приемы работы с девизами различны: обсуждаем с детьми смысл пословицы, подбираем синонимичные или противоположные по смыслу пословицы и фразеологизмы к ней, поясняем конкретные исторические условия, в которых русский народ ее создал, объясняем значения устаревших слов, используя словари или собственный читательский опыт, наблюдаем за оттенками значений слов, решаем проблемные ситуации, формулируем гипотезы относительно написания слов с неизученными орфограммами и т.д. А также, конечно, в ходе такой работы, ежедневно восхищаемся мудростью и смекалкой русского народа, подмечаем вместе с детьми, какие качества человека издавна ценились и воспевались русскими людьми. Таким образом, каждый мой урок русского языка содержит пятиминутку нравственного и патриотического воспитания.

Патриотизм для младшего школьника начинается со знания и уважения своей семьи, школы, улицы, города. С букварного периода использую задания творческого и поискового характера: расскажи о своей семье, ее традициях, семейных реликвиях, профессиях родителей; узнай, кто такие предки, составь родословную своей семьи. Успех нравственного и патриотического воспитания младших школьников во многом зависит от эмоционального восприятия и необычной подачи информации. Поэтому, привлекаю музыкальное сопровождение, репродукции картин известных русских художников, фотографии, часто используем инсценировки.

На уроках русского языка в 5 классе обязательно я включаю упражнения, которые знакомят школьников с государственной символикой России и нашей республики.

Герб, Флаг и Гимн отражают ее историю и богатейшие культурные традиции, которые должны знать учащиеся. Поэтому, подбираю тексты, стихи, пословицы, поговорки по этой важной в воспитании подрастающего поколения теме.

В своей работе очень часто я использую поисковую деятельность. Например :

а.) Найдите на карте и запомните названия крупных рек, которые протекают на территории нашей страны.

б.) Найдите, запишите и запомните названия городов Мордовии.

г.) Запиши, разделив слова на группы города и реки Мордовии: Инсар, Саранск, Мокша, Краснослободск, Алатырь, Вад, Ковылкино, Темников, Ардатов, Рузаевка, Сивинь.

Упражнение. Прочитайте синонимы: Родина, Отчизна, Отечество.

Напиши пословицы, вставив нужные синонимы.

Жить - ________ служить. Не жалей жизни - служи ________.

Таким образом, воспитание патриотизма - это неустанная работа по развитию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ.

И роль русского языка в этом плане невозможно переоценить.

В ней есть одна республика

Мордовия - России уголок,

Мордовия - души моей частица.

И на чужбине она будет сниться

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у школьников-одна из главных задач нашего дня. .

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Формирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы на уроках русского языка и литературы (методическая разработка).


Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Система работы по теме "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы".


Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества .

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"


Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Публикация позволит эффективно организовать работу с учащимися в этом направлении на уроках русского языка и литературы. Может использоваться в качестве вспомогательного материала при подготовке к выс.


Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Целью является воспитание гражданственности и патриотизма; развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности (познание, поиск смысл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стандарте основного общего образования по литературе также го-ворится о том, что целью изучения литературы в школе является воспита-ние духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоз-зрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.Поэтому нам необходима систематическая работа в указанном направлении. Между тем именно от роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи,в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства.

Потому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Хватает даже нам поэтов,

К сожалению, существует иллюзия, что стоит подробно объяснить де-тям, что такое хорошо, а что такое плохо, и дети сразу станут хорошими. Дидактизм,назидательность,обращение лишь к логике воспитанников,- таковы типичные ошибки в подходе к решению задач гражданского воспи-тания. Но, как показала практика, эффект от таких способов воздействия

на детей, особенно подросткового возраста, минимален.

Только слово, окрашенное искренним чувством, и вызывающее ответ-ное чувство, может дать необходимый воспитательный результат. Вспомним, именно о таком слове пишет В. Шефнер:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Патриотическое и гражданское воспитание на уроках русского языка.

Русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрез-вычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку,через язык осмысливаются общечеловече-ские ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит ин-теллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин.На уро-ках русского языка решается проблема патриотического воспитания.

В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках рус-ского языка, учитывая специфику нашего предмета , используются следу-ющие методические приемы:

1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;

2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;

3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.

Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше про-является через любовь к своей стране, преданность ей ,в осознанном же-лании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков.

В процессе проведения обучающих диктантов, мини-изложений предла-гаю определить тему текста, акцентирую внимание на тех мыслях, чувст-вах, которые формируют патриотизм и гражданственность и должны быть отражены в составлении предложений и текста, например:

- Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне?

- Что помогло героям стойко выдержать фашистские пытки?

- Смогли бы вы поступить также?

Военно-патриотическое воспитание на уроках русского языка в силу специфики нашего предмета реализуется в основном в результате дея-тельности учителя. Поэтому важно специально на уроке создавать ситу-ации, позволяющие обратить внимание детей на нужные факты, собы-тия, которые можно использовать в воспитательных целях.

Литература несет в себе богатый учебный материал, который способ-ствует патриотическому воспитанию школьников: сведения о биографиях известных писателей и исторических деятелей;произведения,которые от-ражают историю развития нашей страны и ее культуры, долгий и трудный путь на-рода к утверждению своей самобытности; шедевры нашей оборон-ной литературы, начиная с былин и предсказаний Древней Руси и кончая произведениями о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.); тексты художественных произведений и публицистики, работа над семантикой общественно-политических слов, написание докладов, рефераты, диспуты, дискуссии. Письменные работы дают возможность учителю судить о вли-янии изучаемых произведений на формирование чувств патриотизма и гражданственности, учащимся дают возможность глубже осознать свои взгляды и суждения, найти обоснования им, создать более или менее стройную систему представлений о важнейших жизненных проблемах и си-туациях, возможность выразить свои мысли о Родине,о ее сложном пути и о людях, которые мужественно и стойко переносили все тяготы и не сошли с него.Ученики постепенно взрослеют и осознают себя сопричастными это-му пути. Так происходит рождение патриота.

Рассмотрим фрагмент урока литературы.

Одна из целей урока:

*Воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ и культуру и уважающего традиции и культуру других народов;

На уроке использовались:

1. Портреты поэтов.

2. Высказывания различных авторов о Родине.

3. Фрагменты видеофильма о А.А. Блоке.

4. Репродукции картин русских художников.

В ходе урока обсуждались следующие вопросы:

- Что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость?

- Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве?

Проблемная ситуация урока заключалась в следующем:

- Есть две точки зрения: первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?

Далее работа проводилась следующим образом:

Нет места милее родного дома.

Только отечество заключает в себе то, что дорого всем.

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

Самое лучшее предназначение есть защищать отечество.

Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.

В ходе этой работы дети приходят к выводу, что любовь к родине во все времена ценилась очень высоко и ставилась во главу угла в личности любого человека.

Наверное, нельзя сказать, что дети, выйдя с урока, сразу же стали истин-ными патриотами, но если он оставил хоть небольшой след в их душе, то урок достиг своей цели.

Дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, то разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет медлить.Мы должны успеть раньше других на чистом листе детских душ вписать самые нужные слова, вложить в головы самые важные мысли.

Успеть познакомить своих питомцев с богатством и разнообразием рус-ского языка.Успеть привить любовь к родной природе, родным местам. Ус-петь показать красоту и богатство русской литературы, русского Слова.

Успеть сформировать самые сокровенные качества личности - патриотизм и гражданственность

Читайте также: