Доклад одаренные дети в дополнительном образовании

Обновлено: 02.07.2024

Качественный скачок в развитии новых технологий в последнее десятилетие повлек за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. В этом плане одаренность предстает как средство решения проблем общества в целом. Эти обстоятельства определяют своеобразный социальный заказ на развитие одаренности, на создание условий к активному проявлению способностей талантливых детей. Эти обстоятельства актуализируют разнообразные исследования проблем одаренности, включая и управление систему сопровождения одаренных детей.

- общие интеллектуальные способности;

- конкретные академические способности;

- творческое, или продуктивное, мышление;

- художественные и исполнительские искусства;

Как видно, это определение расширяет содержание и объем понятия одаренности до широких границ, позволяет включить новые категории детей, дает простор для исследователей в плане диагностических процедур. Все эти достоинства определения, тем не менее, не снимают целый ряд его недостатков, а именно: смешение понятий разного уровня (видов одаренности и областей их проявления) и отсутствие мотивационного компонента.

Подытоживая разные определения, можно сказать, что в самом общем виде детская одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей, на основе которых ребенок имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые тем самым выделяют его среди других представителей данной возрастной группы.

Одаренность является объектом изучения различных наук - общественных и естественных. Теоретическая разработка природы одаренности осуществляется в рамках различных областей знаний (социология, педагогика, психология, социальная педагогика, социальная педагогическая психология и т. д.). Если зарубежные ученые изучают одаренность в основном в старшем возрасте, что вызвано социальным запросом и финансированием, то российские ученые рассматривают одаренность раннего возраста (дошкольного, раннего детства).

В данном исследовании в качестве определения, сформулированного на основе проанализированной литературы, используется следующее: одаренность - это интегральная личностная потенциальная возможность реализации способностей ребенка в различных сферах на основе высокого мотивационного потенциала.

Только на основе анализа теоретических концепций одаренности может быть создана база для успешного решения прикладных проблем, связанных с высокоинтеллектуальными детьми, и организована эффективная деятельность специалистов с этой категорией детей и подростков в любом виде образования.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность выбора образовательной области, профиля, программ. Времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования -выявление, развитие и поддержка одаренных детей.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей :

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах;

2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в лице ученого, деятеля культуры и т. п.);

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6) детские научно-практические конференции и семинары.

На сегодняшний день, система сопровождения одаренных детей (см. Приложение 4, как в дополнительном, так и общем образовании, это большое, сложное, не полностью изученное явление, при всей своей целостности. Как и для любой другой системы, здесь характерна упорядоченность, целостность и наличие закономерностей построения, функционирования и развития.

Итак, система сопровождения одаренных детей включает в себя :

1. нормативно-правовое обеспечение;

2. научно-методическое обеспечение;

3. психолого-педагогическое обеспечение;

4. выявление одаренных детей и отслеживания результатов развития;

5. взаимодействие с родителями (законными представителями).

В основе системы выявления и отслеживания результатов развития одарё нного ребенка лежат следующие направления работы:

выявление одаренных и талантливых детей через анализ особых успехов; диагностика потенциальных возможностей;

помощь в самореализации творческой направленности, создание ситуации успеха и уверенности;

контроль развития познавательной деятельности, тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

контроль обязательного участия в конкурсах разного уровня;

психологическое сопровождение родителей одаренных детей, совместная практическая деятельность родителей и одаренного ребенка;

психологическое сопровождение преподавателей, работающих с одаренными детьми, обучающие семинары. Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию, создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика.

Сама система отслеживания ведется на трех уровнях: руководители образовательной организации – педагогические работники – родители (законные представители).

Основа деятельности педагогических работников по отслеживанию и сопровождению одаренного ребенка :

наблюдение в процессе урочной и внеурочной деятельности;

повышение познавательного интереса к предмету путем применения современных педагогических технологий;

вовлечение детей в интеллектуальные игры, проекты, исследовательскую деятельность;

проведение диагностических тестов, анкетирования;

составление перспективного плана развития с указанием в каких конкурсах, олимпиадах должен принять участие ребенок в следующем году;

ежегодный анализ результативности деятельности ребенка, фиксирование его достижений в листе достижений;

фиксация результатов в базе данных;

наблюдение динамики развития учащегося;

выстраивание траектории индивидуальных занятий для поддержания его на высоком уровне (В. Е. Никулина).

Далее к работе по выявлению одаренных детей привлекаются руководящие и педагогические работники, заместитель директора по научно-методической работе, учебно-воспитательной работе, воспитательной работе, родители (законные представители).

Для выявления одаренных детей используются все возможные источники информации о ребенке, собранные в его портфолио : отзывы и мнения педагогов, родителей, сверстников; анализ особых успехов и достижений; результаты олимпиад, конкурсов и т. п. Результаты выявления необходимы для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения одаренного ребенка.

Выявление педагогом-психологом одарённых детей - достаточно сложная задача, но это не является единственной трудностью в сегодняшних реалиях. Сложность заключается ещё и в том, что в ряде организаций дополнительного образования детей упразднена должность психолога. Поэтому диагностические процедуры по выявлению одарённости проводят сами педагоги дополнительного образования. Но подробную диагностику может провести лишь обладающий определёнными знаниями и компетенциями специалист. К тому же важной задачей педагога-психолога при работе с одарёнными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций.

Таким образом, сегодня можно выделить ряд проблем, существующих в дополнительном образовании по сопровождению одарённых детей :

отсутствие в штате учреждения дополнительного образования детей ставки педагога-психолога;

отсутствие единой системы выявления детской одарённости, несмотря на огромное количество имеющихся методик;

отсутствие у педагогов должной квалификации и опыта в области выявления и сопровождения одарённых детей.

При всем при этом, отсутствие общих стандартов в учреждениях дополнительного образования, а также отметочной системы, особая форма определения результативности этого типа образования позволяют иметь особую, максимально гибкую систему обозначения успешности, соответствующую уровню способностей каждого. Все это дает возможность создать персональную ситуацию успеха для каждого, сравнить свои успехи с успехами других, увидеть пути совершенствования и перспективы, закрепить свое стремление к победам.

Формы и методы в работе с родителями в учреждении дополнительного образования детей Система дополнительного образования имеет большое значение в развитии личности, творческих способностей, индивидуальных способностей ребенка.

Индивидуальный подход в процессе обучения музыкально одаренных детей в дошкольном учреждении В последние годы работы с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства.

Работа с родителями в учреждении дополнительного образования

Работа с родителями в учреждении дополнительного образования В сегодняшней жизни родители заняты решением социально – бытовых проблем и мало интересуются успехами детей в общеобразовательной школе,.

Развитие познавательных инициатив обучающихся в учреждении дополнительного образования Сегодня большое внимание уделяется развитию детской инициативы и творческих способностей детей. Потому что только активные, творческие личности.

Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение.

Станция юных техников. Фотоотчет с занятия в учреждении дополнительного образования

Станция юных техников. Фотоотчет с занятия в учреждении дополнительного образования В настоящее время большую роль в развитии ребёнка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование.

Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования.

ВложениеРазмер
razvitie_odarennosti_detey_na_zanyatiyah_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx 21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования.

Одарённость - это сложное и многогранное явление, которое природа дарует человеку. И одновременно оно настолько редкое, настолько удивительное, что трудно понять, почему именно этот человек удивляет своими непревзойдёнными успехами в той или иной отрасли науки, искусства, литературы.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

К личностным характеристикам одаренных детей относят:

- высокие интеллектуальные способности;

- высокие творческие способности;

- способность к быстрому усвоению и отличную память;

- любопытство, любознательность, стремление к знаниям;

- высокую личностную ответственность;

- позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой

Инструментальный аспект одаренности характеризуется следующими признаками.

• Наличие специфических стратегий деятельности, которые обеспечивают ее своеобразие и продуктивность и отражаются в таких особенностях ее осуществления, как быстрота освоения, использование новых способов и решений, необычное видение ситуации и неожиданное ее решение.

• Способность видеть в сложном простое, а в простом – сложное, легко переходить от единичных фактов к обобщению и уметь его интерпретировать.

• Особый тип обучаемости, который проявляется в высокой скорости и легкости обучения.

Мотивационный аспект поведения может быть охарактеризован следующими признаками.

• Ярко выраженный интерес к определенным занятиям или предметам действительности, высокая увлеченность, пытливость и погруженность в то или иное дело.

• Высокая избирательность, сензитивность и чувствительность к окружающей среде и предметной действительности (знаки, звуки, цветовая палитра, форма), сопровождающиеся глубокими эмоциональными переживаниями.

• Повышенная познавательная потребность и необычайная любознательность, выходящая за пределы исходных требований деятельности.

• Высокая требовательность к результатам собственной деятельности.

• Склонность ставить сверхтрудные цели, оригинальность и изобретательность в поисках их решений и стремление к совершенству.

Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Одарённые и талантливые люди нужны во всех отраслях науки, техники, искусства, культуры.

Проблема одарённости в наше время стаёт всё более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей является одной из главных задач дополнительного образования.

Существует мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых, не ощущают потребности в особом внимании и руководстве. Но на самом деле такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности. Одарённые дети склонны к критичному отношению не только к себе, но и к окружающим. Поэтому педагоги, которые работают с детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и к себе в частности.

Дополнительное образование сегодня рассматривается как одно из звеньев непрерывного образования в системе воспитания всесторонне развитой личности, наиболее полного развития её задатков и наклонностей.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Можно выделить следующие виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно- эстетической деятельности—хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

В становлении и развитии детской художественной одаренности, в соответствии с ее моделью, мы выделяем три главных направления, которые определяют основные педагогические задачи:

1) развитие личностных свойств и качеств, позволяющих ребенку эстетически познавать и осваивать окружающий его мир;

2) развитие способностей к творческому преобразованию эстетической действительности в художественные образы;

3) развитие способностей и качеств, необходимых для воплощения художественных образов в материале различных видов искусства в законченной форме, благотворно воздействующей на окружающую действительность, делающей ее лучше и совершенней.

Педагог, развивающий детскую художественную одаренность, должен обладать рядом характеристик и владеть набором специфических умений. Перечислим основные из них:

-Должен быть профессионально грамотным, увлечённым своим делом,способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности.

-Владеть современными педагогическими технологиями, быть умелым организатором учебно- педагогического процесса.

-Любить ребенка, стремиться понять его и принять сердцем и разумом, защитить от деструктивных воздействий, разрушающих его личность.

-Любоваться и восхищаться красотой мира, природой, произведениями искусства и заражать детей своей любовью и восхищением.

-Обладать чуткостью в выявлении художественных интересов ребенка, образной сферы и средств ее выражения, которые его привлекают.

-Уметь увлечь детей творческой идеей, разжечь их воображение и включить в работу художественное мышление.

-Уметь вызвать у ребенка эмоциональный резонанс выразительным предметом или явлением, ассоциативный ряд, порождающий художественный образ.

-Владеть различными технологиями создания художественного образа и художественной формы в материале одного или различных видов искусства.

-Побуждать ученика уважительно относится к творчеству других детей и критически относится к своему творчеству.

-Морально поддержать ученика в трудные периоды его жизни, помочь преодолеть кризисы и неудачи.

Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);

формирование внутренней мотивации;

-предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития;

-возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;

-соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;

-технология полного усвоения;

-инновационные компьютерные технологии.

Деятельность многих учреждений дополнительного образования детей сегодня является базой для внедрения прогрессивных педагогических технологий, поскольку именно в этих учреждениях ныне имеются особые возможности для развития социальных качеств, интеллектуальных и творческих способностей детей. Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Каждый человек – талантлив. Добьется ли он успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества.

Автор: Елисеева Ирина Вячеславовна
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества" Сусуманского городского округа Магаданской области
Населённый пункт: город Сусуман Магаданская область
Наименование материала: Доклад на методическом объединении педагогов дополнительного образования
Тема: Вявление и поддержка одаренных детей в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование

«Выявление и поддержка одаренных детей, занимающихся в

десятилетие, ее переориентация на личностно-ориентированные и развивающие образовательные

технологии изменили отношение к обучающимся, проявляющим неординарные способности.

приоритетных

направлений

образовании на государственном уровне.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном Российском обществе

нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного

разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из

основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и

талантливых детей, используя потенциал их свободного времени.

По общепринятому определению дополнительное образование детей – это:

- единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности;

интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных

- предоставление каждому ребенку свободу выбора области и специализации деятельности.

одаренных детей в системе дополнительного образования"

Цель доклада: охарактеризовать и обосновать педагогические условия выявления и поддержки

одаренных детей в учреждениях дополнительного образования.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть и проанализировать теоретические аспекты детской одаренности, дать определение

понятию "одаренность", "одаренные дети";

- Изучить педагогические условия организации образовательной деятельности, направленной на

выявление и поддержку одаренных детей в учреждении дополнительного образования;

Теоретические аспекты детской одаренности

1.1. Определение понятий "одаренность" и "одаренный ребенок"

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. их

последователями была разработана методика обучения одаренных детей.

Часть ученых утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь

на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности.

Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.

Это две полярные точки зрения. Есть и третья, сторонники которой вместо понятия

"одарённый ребёнок" часто употребляют выражение "ребёнок с признаками одарённости" или

потенциально одарённый.

Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям, ведь

одарённость – это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и

тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.

Необходимо, отметить, что понятие "одаренный" очень близко понятию "способный".

значения: природное

дарование и возможность, умение что-нибудь делать" .

Как выясняется ОДАРЕННОСТЬ может быть явной и скрытой. Мы чаще сталкиваемся со

скрытой формой одаренности.

Дети, обучающиеся в учреждениях дополнительного образования не обладают явными

значимые задачи, социально- общественные задания, потому что в них есть заинтересованность и

потому что они занимаются по своему выбору и своим интересам.

ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями

предпосылки

деятельности .

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и

воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области,

иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях.

большинству

большинства сверстников:

- высокая любознательность и познавательная и исследовательская активность. (Лунев)

- высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они

культуре, технике,

- большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость,

Выделяют следующие виды одарённости:

- одарённость в практической деятельности;

- одарённость в познавательной деятельности;

- одарённость в технической или художественно-эстетической деятельности;

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный,

самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но

к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии)

Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их

педагогам, или окружающим.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по

его внешкольным делам, его увлечениям в домашней обстановке, а также по инициированным им

самим формам деятельности.

1.2. Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования

пробьется, зачахнет, погаснет. Есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно

обучаться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не

умеют. Поэтому-то принцип интенсивного и экстенсивного обучения (побольше и потруднее

загрузить ребенка), который используют в образовательном процессе некоторые педагоги, может

подойти не каждому одаренному ребенку.

Учреждения дополнительного образования часто сталкиваются с такими фактами, когда в

школьной среде ребенок, в силу отставания в обучении, остается на заднем плане также в

творческой или ,например, спортивной сфере. А находясь в среде, где не так велика общая масса

визуально успешных детей и где есть возможность

проявить свою индивидуальность, где ее

проявляют истинную одаренность. Постепенно к таким детям меняется отношение и в школе.

Таким образом, процесс получения дополнительного образования расширяет возможность для

увеличения количества детей с неординарными способностями, проявляющимися за рамками

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что,

благодаря отсутствию

образовательных

педагоги имеют возможность трансформировать знания-умения-навыки учащихся в средство

развития их способностей – познавательных, личностных, духовно-нравственных.

Для реализации этой возможности целесообразны такие педагогические технологии как

формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов в

творчестве, исследовательской работе;

индивидуализированная психологическая поддержка и помощь с учетом индивидуального

своеобразия личности каждого одаренного ребенка .

планирование работы м с одаренными детьми

применение поощрительной системы в этой работе

2.1. Педагогические условия выявления и поддержки одаренных детей в учреждении

дополнительного образования

- не регламентируется жесткими стандартными рамками,

- определяется интересами самих детей, их родителей, педагогов;

экологической, туристско - краеведеской военно-патриотической и других на основе реализации

различных дополнительных общеобразовательных программ,

развивающий, предполагает как индивидуальную так и коллективную творческую деятельность, и

- занятия ведутся в разновозрастных объединениях;

- небольшой численный состав объединений, предоставляет проявить свои способности каждому

воспитаннику на основе личностно-ориентированного подхода и предусматривает отслеживание

личностного роста и достижений каждого ребенка;

- расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей;

- распределяется по гендерному типу: для мальчиков более интересны занятия в объединениях

технической, туристско-краеведческой, военно-патриотической направленностей и спортивной.

направленности: декоративно – прикладное творчество, театральная деятельность, хореография,

Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей.

Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.

Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.

Дополнительное образование – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.

Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.

Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

  1. Принцип проблемности.
  2. Принцип открытости.
  3. Принцип исторического реализма.
  4. Принцип индивидуальности.
  5. Принцип исследовательского подхода.
  1. Исследовательская активность.
  2. Постановка вопросов и начало личностного взаимодействия.
  3. Проявление собственных мыслей (это требует наличия заинтересованного слушателя).
  4. Реальное воплощение найденного решения и стремление к личностной самореализации.
  5. Профессиональное творческое самоопределение (данный этап может быть реализован при условии позитивной оценки и социального признания).
  • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми, через - проведение педагогических советов с приглашением специалистов; - обучение на курсах повышения квалификации; - подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений; - научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом)
  • выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности, диагностических данных, путём: - обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; - знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; - выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка; - длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехам в реальной деятельности;
  • формирование банка данных “Развитие”;
  • Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся;

Для проектирования образовательной микросреды необходимо взаимосвязанное проектирование трех ее компонентов: пространственно-предметного, социального и психодидактического.

Важнейшая роль принадлежит проектированию психодидактического компонента. Развивающая образовательная среда, которая с наименьшими затратами может быть реализована в системе дополнительного образования, обеспечивает формирование у воспитанников интеллектуальных способностей, творческого потенциала.

Исходя из вышеизложенного, следует выделить следующие взаимосвязанные направления работы дополнительного образования:

- проектно-исследовательская деятельность, как продолжение, углубление и практическое применение базовых образовательных курсов;

- коммуникативные и иные тренинги.

  1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность)
  2. Формирование внутренней мотивации.
  3. Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.
  4. Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.
  5. Рефлексия.
  6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.
  7. Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.
  8. Интегративный подход.

Условия успешной работы с одаренными обучающимися

  • педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых ми решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др.? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Мотивация обучения и адаптации ребенка в группе.

1. Тебе нравится в Доме детского творчества (группе) или не очень?

2. Когда заканчиваются уроки ты всегда с радостью идешь в Дом творчества (группу) или тебе хочется остаться в школе (пойти домой)?

3. Если бы педагог в группе сказал, что завтра необязательно приходить всем обучающимся, ты бы пошел в дом творчества (группу) или остался бы в школе (дома)?

4. Тебе нравится, когда у вас в группе отменяются занятия?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий в группе?

6. Ты хотел бы , чтобы в группе были…

7. Ты часто рассказываешь о группе (Доме детского творчества) родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий педагог в группе?

9. У тебя в группе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одногрупники?

1. Да-3 б. 6. Нет-3 б.
2. Да-3 б. 7. Да-3 б.
3. Да-3 б. 8. Нет-3 б.
4. Нет-3 б. 9. Да-3 б.
5. Нет-3 б. 10. Да-3 б.

25-30 баллов – высокий уровень адаптации;

20-24 балла – средняя норма;

15-19 – указывают на внешнюю мотивацию;

10-14 – низкая мотивация;

Ниже 10 баллов – негативное отношение к группе и дезадаптация.

Первичная диагностика одаренности детей педагогом

Инструкция. Ниже приведены шкалы, которые предназначены для того, чтобы педагог мог обучить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление какой-либо из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам НЕ суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1- если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики;

2 - если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 - если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 - Если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала 1. Познавательные характеристики обучающегося

1. Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью.

2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы интересов детей этого возраста).

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

4. Легко “схватывает” причинно – следственные связи; пытается понять “как” и “почему”; задает много вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать что лежит в основе явлений и действий людей.

5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно “видит больше” или “извлекает больше”, чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.


Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что развитие и становление общества зависит от интеллектуального потенциала людей.

Большую роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих объединениях. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.

Одаренность часто проявляется в успешной деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный декоративно-прикладным творчеством, показывает прекрасные результаты в деятельности, занимает призовые места в конкурсах, а в общеобразовательных предметах или в спорте он чувствует себя как в чужой тарелке. Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по выбранным им самим формам деятельности.

Наиболее сложная задача в работе с одаренными детьми — выявить и раскрыть талант, так как дети часто скрывают свои возможности. Педагогу приходится создавать такие условия, когда у ребенка не останется возможности не проявить себя в полной мере. И наша задача, как педагогов и наставников, провести первичную диагностику одаренности, анкетирование детей по выявлению их мотивации.

Исходя из опыта работы нашего творческого объединения, а это занятия по лепке и изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего школьного возраста, мы с первых же занятий предлагаем детям задания творческого характера, чтобы заметить их одаренность. Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой деятельности, а также неординарность мышления. Имея на примете детей, на которых нужно обратить особое внимание, как на одаренных, мы переходим к простому и доступному методу наблюдения. Благодаря которому, диагностируются способности и личностные качества ребёнка, изучается его стартовый потенциал. При поступлении ребёнка в творческое объединение проводится входная диагностика готовности к усвоению образовательной программы, что даёт возможность определить первоначальный уровень знаний, его способности и интересы к определённому виду деятельности. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет.

В своей творческой деятельности мы тесно контактируем с родителями. На этапе диагностики очень важно знать результаты наблюдения родителей за ребенком вне школы, а именно чем он занимается в свободное время, как применяет свои знания.

Если ребенок в рисунке передает свои чувства и настроение, отражает все разнообразие предметов, людей, животных и находит применение для декоративно-прикладного изделия, а также четко выстраивает свою практическую работу и проявляет интерес к истории появления и развития видов деятельности — встречайте перед вами одаренный ребенок.

В работе с одарёнными детьми сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны — требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны — у педагогов практически нет образовательных программ для одарённых детей, нет чётко отработанной модели обучения. Для решения этой проблемы, в учреждениях дополнительного образования мы используем индивидуальные образовательные маршруты.

Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут, педагог использует метод проблемного обучения. Задания подобного типа будут стимулировать ребенка к поисково-исследовательской деятельности. Специфика обучения по индивидуальным образовательным маршрутам состоит в использовании оригинальных приемов и методов обучения, в поиске новых решений при выполнении творческих работ и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к освоению материала. Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых.

Немаловажным аспектом в развитии одаренности является создание творческих мастерских родителей и детей. В этом случае происходит передача не только знаний, умений и навыков, но и проявление нового нестандартного взгляда на культуру, общество, на способы самосовершенствования и самообразования. Завораживающее чувство, когда взрослые учатся у детей непосредственности, искренности, учатся творить и играть, а дети стремятся быть ответственными, инициативными и быть помощниками для своих родителей.

Цель создания творческих мастерских заключается в поиске новых форм и методов работы с одарёнными детьми, а также возможность индивидуализации обучения, воспитания и развития. Для юных дарований создаются условия не только для занятий, но и демонстрации своих достижений. Это участие в различных конкурсах, выставках городского, всероссийского и международного уровней.

С обучающимися среднего школьного возраста возможно использование метода проектов, который ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности ребёнка, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению той или иной задачи. В процессе такой работы ребенку предоставляется полная свобода в подборе теоретического материала и в выполнении творческой работы. Педагоги выступает только в качестве наставников, и контролируем правильность разработки проекта.

Для многих детей занятия становятся не дополнительным, а основным образованием, так как именно здесь они часто получают путевку в жизнь.

Свободный выбор, разнообразие видов творческой деятельности дают возможность ребенку попробовать свои силы в разных областях, быть активным в поиске, самоопределиться и выбрать любимое дело.

На это, собственно, и направлена деятельность педагогов дополнительного образования.

  1. Бискер Л. М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- № 4.-
  2. Петросян Л. Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001
  3. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие /// Учитель в школе. — 2008. — № 3.
  4. Савельева Е. А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6
  5. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. — 2008. — № 2

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дополнительное образование, творческая деятельность, вид деятельности, одаренный ребенок, особое внимание, свободное время, свободный выбор, творческое объединение, школьный возраст.

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей в сфере.

ребенок, дополнительное образование, творческая деятельность, одаренный ребенок, развитие, педагог, создание условий, одаренность

Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются: · создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала.

Обучение одаренного ребенка предполагает принятие личности и его индивидуальности, самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Развитие детской одаренности в системе дополнительного.

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей.

Развитие детской одарённости в учреждении дополнительного.

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома.

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения.

Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на

С' приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребенок попадает в совершенно

Дополнительное образование детей — неотъемлемая.

Художественно-творческая деятельность в системе.

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома.

Вариативность и свобода выбора, многообразие видов деятельности, индивидуализация образования, как показывал.

Дополнительное математическое образование как среда.

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей.

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей в сфере.

ребенок, дополнительное образование, творческая деятельность, одаренный ребенок, развитие, педагог, создание условий, одаренность

Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются: · создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала.

Обучение одаренного ребенка предполагает принятие личности и его индивидуальности, самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Развитие детской одаренности в системе дополнительного.

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей.

Развитие детской одарённости в учреждении дополнительного.

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома.

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения.

Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на

С' приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребенок попадает в совершенно

Дополнительное образование детей — неотъемлемая.

Художественно-творческая деятельность в системе.

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома.

Вариативность и свобода выбора, многообразие видов деятельности, индивидуализация образования, как показывал.

Дополнительное математическое образование как среда.

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей.

Читайте также: