Доклад одаренные дети по физической культуре

Обновлено: 02.07.2024

Задачи системы:
- совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;
- выбор оптимальных форм и методов работы;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых
учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации системы:
Реализация системы призвана способствовать:
- созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащих-ся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагога для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики
способных и одаренных детей.

Основные мероприятия:
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для
одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;
- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы
с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой
для работы с одарёнными детьми;
- организация тесного взаимодействия со спортивной школой, медработниками и психологической службой.

Баскетбол: 2 группы
Мини-футбол: 2 групп
Волейбол: 2 группы
Национальные виды спорта: 2 группы
Настольный теннис: 2 группы
Практика показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физиче-ской культуре подходят следующие формы работы:
-секционные занятия по видам спорта;
-спортивные соревнования;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуально-групповым планам;
-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спорт. школ и сотрудничество с другими школами.
Как результаты работы с одарёнными детьми с начала 2015 учебного года, можно отметить участие детей в Спартакиаде школьников Тазовского района, где были показаны следующие результаты:
Баскетбол юноши-1 место
Волейбол юноши-2 место
Волейбол девушки-2 место
Мини футбол-1 и 2 место
Пионербол-3 место
Веселые старты–2 место
Национальные виды спорта-2 место
Три победителя и два призера олимпиады на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Призер окружного этапа олимпиады.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад: Система работы с физически одаренными обучающимися.
Подготовка учащихся к олимпиаде по физической культуре.

Т.В.Валекжанина

В каждом ребёнке – солнце,

только дайте ему светить…

Каждый ребёнок по-своему одарённый, неодарённых детей нет. Просто надо уметь увидеть, его изюминку таланта. Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то уровня одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система работы с физически одаренными обучающимися.

Задачи системы:

- совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;

-выбор оптимальных форм и методов работы;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых

учащихся в олимпиадах.

Ожидаемые результаты реализации системы:

Реализация системы призвана способствовать:

- созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации

педагога для работы с одарёнными детьми;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- повышению качества образования и воспитания школьников;

- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики

способных и одаренных детей.

Основные мероприятия:

- разработка плана работы для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;

- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы

с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой

для работы с одарёнными детьми;

- организация тесного взаимодействия с ДЮСШ, спортивными клубами, медработниками и психологической службой.

К группе физически одаренных детей мы относим тех обучающихся, которые:

имеют более высокий уровень физической подготовленности по сравнению с большинством остальных школьников-сверстников;

имеют высокую познавательную потребность в двигательной активности;

испытывают радость от занятий физической культурой и спортом;

проявляют любопытство ко всем видам двигательной активности;

свободно высказывают своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;

уверенно выполняют сложные двигательные действия, обладают богатой фантазией и воображением;

имеют высокую скорость мышления и освоения двигательного навыка.

стремятся к самовыражению, через участие в различных соревнованиях и спортивных конкурсах.

Основными принципами работы с физически одаренными детьми в школе стали: реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития ребенка, использование системы развивающего образования и раскрытие творческого потенциала детей с признаками физической одаренности, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей физически одаренных детей, увеличение роли внеурочной деятельности.

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

-секционные занятия по видам спорта;

- участие в олимпиадах;

-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спорт. школ

- сотрудничество с другими школами.

В нашей школе одной из приоритетных задач деятельности учителя физической культуры является качественная подготовка школьников к участию в олимпиаде по физической культуре. Всероссийская олимпиада является ведущим звеном в системе работы с одарёнными и способными детьми.

Для успешной работы с физически одаренными обучающимися мы используем следующие знания:

- организацию олимпиадного движения и нормативно – правовое обеспечение проведения олимпиад;

- требования к разработке олимпиадных заданий;

- организационно - методические основы подготовки школьников к участию в предметных олимпиадах;

- психолого-педагогические основы выявления, сопровождения и развития одарённых детей.

- организовывать и проектировать систему работы с одарёнными детьми;

- уметь осуществлять индивидуальную работу педагогов – наставников и психологов.

Мы в своей работе стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.

Жизнеспособность системы работы с физически одаренными детьми подтверждается наличием в школе призеров городских олимпиад и участие в региональном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре .

2010-2011уч. год:
муниципальный этап - 1 победитель, 1 призер;
региональный этап - 1 призер;
- 2011- 2012 уч. год:
муниципальный этап - 1 победитель, 1 призер;
- 2012-2013 уч. год:
муниципальный этап - 1 победитель, 3 призера;
- 2013 – 2014уч. год:
муниципальный этап - 1 победитель, 2 призера;

- 2014– 2015уч. год:
муниципальный этап - 1 победитель, 2 призера;

- 2015 – 2016уч. год:
муниципальный этап - 1 победитель, 1 призер;


А так же отличниками Кузбасского спортивно-технического комплекса ГТЗО,и ГТО

Работу с физически одарёнными детьми мы рассматриваем как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Благодаря системной и планомерной работе всего педагогического коллектива школы, физически одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь. На протяжении всей жизни они проносят свою любовь к физической культуре и спорту, активным примером прививая её своим детям. Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение вести здоровый образ жизни, участвуя в спортивных мероприятиях и соревнованиях в течение всей жизни, являясь примером подражания для подрастающего поколения.

Список литературы

Вульфсон, Б. Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы [Текст] / Б. Л. Вульфсон. – М. : Изд-во УРАО, 2003. – 232 c.

Одаренные дети [Текст] / под. ред. М. Карне. – М. : Прогресс. 1991. – 246 с.

Пепинский, П. Одаренный ребенок [Текст] : психология развития. / П. Пепинский ; пер.с англ. – М. : Прогресс, 1996. – 115 с.

Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении [Текст] / Т. А. Строкова // Одаренный ребенок, 2003. – № 6. – С. 45 – 51.

Тейлор, К. Интеллект [Текст] : проблемы одаренности / К. Тейлор, пер.с англ. – М. : Наука, 1976. – 148 с.

Тищенко, Е. Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Г. Тищенко. – М., 1993. – 211 с.

Хеллер, К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков [Текст] / К. А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М. : Молодая гвардия, 2007. – 265 с.

Проблемы одаренных детей.
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появиться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально и физически одаренных детей может быть успешно преодолена.
2. Потребность во внимании

Оценить 1816 0

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Хилково, Красноярский район, Самарская область.

Модель работы учителя с одаренными детьми на уроках физической культуры.

учитель физической культуры

Царьков Сергей Иванович.

ГБОУ СОШ с. Хилково.

Талант – это зерно, чтобы оно проросло,

должны быть благоприятные условия.

Родители и педагоги считают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных заведениях — ему, очевидно, определено более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает озабоченность и даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать: ребенок прочитывает все книги в доме; много увлекается спортом, он поглощен решением задач; его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств…

Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся — не болезнь ли все это — необычная яркость способностей, неутомимая умственная и физическая активность, разнообразие интересов.

Проблемы одаренных детей.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появиться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально и физически одаренных детей может быть успешно преодолена.

2. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

3. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном и физическом развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

4. Игнорирование специальной одаренности при возникновении проблем в области академической успешности (большие трудности при овладении письмом и грамотой, выполнении сложных физических упражнений, ответить на поставленный вопрос).

6. Коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму, эгоцентризм. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. Впоследствии, в профессиональной деятельности это приводит к неспособности эффективно работать в команде. Коммуникативные трудности являются также одним из основных источников нарушения социальной адаптации личности.

7. У многих одаренных детей выявляются также недостаточный уровень ответственности, протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха.

8. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.

9. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

10. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

11. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.

12. Страх ошибки, взрослым необходимо не только быть сдержанными в порицании неудач ребенка, но и контролировать проявления собственных негативных эмоций.

13. Проблемы саморегуляции – занимаются только той деятельностью, которая достаточно интересна для них. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация. Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие.

14. Проблемы быта, самообслуживания, решения самых простых жизненных проблем. Необходим человек, который бы был всегда рядом и помогал.

15. Проблема общения с взрослыми. Родители, порой обнаружив талант ребенка, с жаром начинают его развивать, ограничивая другую деятельность, игры, общение с детьми, считая, что это навредит ребенку. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, родители буквально загоняют ребенка в прокрустово ложе собственных амбиций и нереализованных способностей, а в итоге невроз. Ребенок начинает болеть, убегает из дома и даже в худших случаях бывают попытки суицида.

Описание моей модели приемов с одаренными детьми.

Как известно, гениальные люди рождаются редко, но одаренных детей достаточно, да и вообще, бесталанных людей не бывает. Учитель же должен помочь ребенку раскрыть свои способности. Очень распространено мнение, что для выявления и развития способностей ребенка, необходимо организовывать дополнительные мероприятия, выходящие за рамки урочной деятельности: предметные кружки, спортивные секции, научные общества и т.д. Однако для развития индивидуальных особенностей учащегося может быть достаточно и просто урочного времени, если грамотно его использовать. Очевидно, чтобы дать ребенку возможность раскрыть свои способности и учиться в меру своих возможностей и потребностей, не оказывать давление на одного ученика и не тормозить развитие другого, необходим индивидуальный подход. Но возникает вопрос, как реализовать индивидуальный подход в рамках урока с большим количеством учеников в классе и жесткими рамками учебной программы. Для себя я сделал следующий вывод - чтобы подход к ученику действительно был индивидуальным, нужно реализовать следующие принципы.

1. Отсутствие ограничений для познания. Необходимо стараться дать учащимся сведений больше того минимума, чем есть в программе, учебнике, из этого объема каждый возьмет столько, сколько требуется ему. К тому же, слишком легкая задача не развивает.

2. Практикоориентированное обучение – то, что полезно в повседневной жизни, запоминается лучше, сохраняется в памяти дольше, переходя на уровень повседневных умений и знаний, а еще помогает реализовать свои интересы в любом направлении, параллельно формируя потребность в получении дополнительных знаний и умений в области информационных технологий

3. Формирование навыков самоанализа и самооценки. Умение оценивать и анализировать свою деятельность – необходимое условие формирования способности планировать и реализовывать различные жизненные и образовательные задачи.

О реализации каждого из направлений можно сказать многое, рассмотрим их, по крайней мере, в общих чертах.

Деятельность учащегося состоит в следующем:

1. Презентует свою работу: показывает итоговый продукт, рассказывает о том, какие цели ставил, приступая к работе, что удалось реализовать в полной мере, что не получилось.

2. Дает характеристику одной из работ одноклассников, выявляя лишь положительные стороны данной работы.

3. Дает характеристику еще одной работы, выявляя лишь отрицательные стороны данной работы.

4. Выставляет оценки за свою работу и работы одноклассников.

Выводы: Надеюсь, данная модель работы окажется вам полезной. Лично мне она приносит результаты. В течение ряда лет мои ученики становятся победителями и занимают призовые места на районных, окружных и региональных этапах предметных олимпиад. Я считаю, что это хорошие результаты, если учесть, что я работаю в сельской школе, где дети не проходят никакого отбора, да и наполняемость классов низкая.

Список использованной литературы:

6. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008.

7. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. Р.Гильмеева, И.Сибгатуллина; учебно-методическое пособие, 1998.

8. Б.П.Никитин, Ступени творчества или развивающие игры. М., Просвещение, 1990.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.

Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигатель-ной деятельности.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В своей работе мы используем следующие признаки одаренности - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.

При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем ,что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.

Так например у детей 5 классов-это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. Учителя стараются выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.

В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, настольный теннис, мини-футбол. Здесь немаловажно и привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей. Мы в свою очередь будем стараться привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки.

В этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах раз-личного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками.

Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам 2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Результаты оформляются в электронном виде, доводятся до сведения учащихся и родителей, вывешиваются на информационный стенд

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Учителями физической культуры разработана система работы с одаренными детьми.

  1. Выявление и развитие одаренных детей; Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
  2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
  • совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;
  • выбор оптимальных форм и методов работы;
  • создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации системы:

Реализация системы призвана способствовать:

  • созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;
  • созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога для работы с одарёнными детьми;
  • созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • повышению качества образования и воспитания школьников;
  • формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
  • разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
  • организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;
  • приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы с одарёнными детьми;
  • приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для работы с одарёнными детьми;
  • организация тесного взаимодействия со спортивной школой, медработниками и психологической службой.

На базе школы действуют спортивные объединения.

  • Баскетбол: 2 группы
  • Мини-футбол: 2 групп
  • Настольный теннис: 2 группы

Практика показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

  • секционные занятия по видам спорта;
  • спортивные соревнования;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуально-групповым планам;
  • сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спорт. школ и сотрудничество с другими школами.

Как результаты работы с одарёнными детьми с начала 2016 года, можно отметить участие детей в первенстве школьников, с. Мосолово где были показаны следующие результаты:

  • Веселые старты – 2 место
  • Баскетбол – 1 место
  • Пионербол – 1 место
  • Мини футбол – 1 и 2 место

Три призера олимпиады на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Наличие специфических стратегий деятельности.

  1. быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  2. использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
  3. выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом.

Например, для одаренного ребенка типично — наряду со способностью очень быстро находить пути решения задач — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения).

Обучаемость которая может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

К группе физически одаренных детей мы относим тех обучающихся, которые:

  • имеют более высокий уровень физической подготовленности по сравнению с большинством остальных школьников-сверстников;
  • имеют высокую познавательную потребность в двигательной активности;
  • испытывают радость от занятий физической культурой и спортом;
  • проявляют любопытство ко всем видам двигательной активности;
  • свободно высказывают своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;
  • уверенно выполняют сложные двигательные действия, обладают богатой фантазией и воображением;
  • имеют высокую скорость мышления и освоения двигательного навыка.
  • стремятся к самовыражению, через участие в различных соревнованиях и спортивных конкурсах.

Основными принципами работы с физически одаренными детьми в школе стали: реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития ребенка, использование системы развивающего образования и раскрытие творческого потенциала детей с признаками физической одаренности, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей физически одаренных детей, увеличение роли внеурочной деятельности.

Целью данной работы является: выявление, развитие и поддержка одаренных детей; создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Система работы по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей включает в себя:

  1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей учащихся с целью выделения группы одарённых детей и создание полного банка данных о них.
  2. Выявление одаренных детей и формирование из них групп.
  3. Вовлечение в конкурсную деятельность, предметные олимпиады.
  4. Индивидуальная работа по подготовке учащихся к участию в школьных и районных и областных соревнованиях.
  5. Анализ участия учащихся в различных мероприятиях.

Выработаны направления совершенствования системы работы: создана подсистема диагностики одарённости учащихся, совершенствуется система по выбору в рамках обязательной нагрузки, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках и во внеурочной деятельности. Работу с одарёнными детьми ведется систематически через углубленное изучение предмета.

Одним из важнейших направлений работы учителя считается работа по формированию и поддержки у учащихся творческих инициатив, активизация их деятельности по расширению и углублению знаний. Для решения этих целей используются следующие формы работы:

  1. Индивидуальные беседы с учащимися с целью формирования у учащихся положительной мотивации на углубление знаний по предмету.
  2. Все занятия построены с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей. Наряду с теоретическими знаниями, которые повышают интеллект и расширяют кругозор, ребята активно занимаются физической культурой и спортом.
  3. Привлечение учащихся к участию различного рода соревнованиях, конкурсах. Для многих ребят соревнования, конкурсы и олимпиады могут стать стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути, утвердить профессиональный выбор его участников и победителей.
  4. Ежегодно обновляется банк данных одарённых детей школы.

Работу с одаренными детьми строится на основе следующих принципов - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности, - принцип возрастания роли внеурочной деятельности, - принцип индивидуализации и дифференциации обучения, - принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В течение 2015-2016 гг. я проводила работу с одаренными детьми по следующим направлениям:

  • подготовка к участию во Всероссийском конкурсе предметных олимпиад
  • подготовка к участию в спортивных соревнованиях школьного, муниципального и городского уровней.

Результатами работы с одаренными детьми являются грамоты и дипломы, полученные в конкурсах и соревнованиях различных уровней.

Благодаря системной и планомерной работе всего педагогического коллектива школы, физически одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь. На протяжении всей жизни они проносят свою любовь к физической культуре и спорту, активным примером прививая её своим детям.

Автор:
Селина Людмила Викторовна
учитель физической культуры
МБОУ Мосоловская СО с. Мосолово

Читайте также: