Доклад общество как мир культуры

Обновлено: 20.05.2024

ПЛАН УРОКА:
Мораль: испытание историей
Сущностные особенности морали. Понятие морали
Функции и задачи морали
Категории и нормы морали
Тайна моральной нормы
Единство морали и права
Этика
Мораль и нравственность
Что заставляет нас делать выбор в пользу добра?

XXV в. до н.э. наставления
древнешумерского мудреца Шурупаку:
Сын мой, совет хочу дать, прими совет мой не пренебрегай,
Что скажу я, не переступай.
Всемогущи наставления отцов, будь им послушен.
Не ручайся — да не будешь зависим.
Не кради — себя не губи.
В дом не врывайся, на жито чужое не зарься,
Вор-то — лев, а схватил его — раб.
Дитя моё, не соверши убийства!
С молодицей замужнею не болтай, злословье всесильно…
Слово не нарушай, твоё слово — основа.
Краденым не прельщайся, Много прибыли не получишь.
Пути чёрного не избирай, добро его — злое.
Дитя моё, тогда и перед злым человеком ты устоишь.
Слов матери твоей и бога-хранителя твоего не оспаривай…
К совету отца да будь внимателен…
XXV в. + XX в. = 45 веков назад.

Функции морали:
Регулирующая (поведение в соответствии с
моральными нормами)
Оценочная (оценка: хорошо/плохо)
Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения)
Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения)
Коммуникативная (взаимопонимание, общение)

Задачи морали:
Оценивать
Регулировать
Воспитывать
Определять
хорошее и плохое,
добро и зло, а также
идеалы и ценности;
уметь правильно
оценивать
общественное
мнение
Направлять
деятельность
человека, общества
на гуманные цели,
на достижение
добра, а также
изменять человека
или общество
Воздействовать на
человека с целью
развития его
способностей,
формирования
знаний, умений,
человеческих
качеств
Главная задача морали разграничить добродетель и порок

Категории (общие понятия)
морали
Добро и зло, честь и совесть, долг
и справедливость, добродетель,
достоинство, стыд, правда,
ответственность, милосердие и др.

Моральная норма
НОРМЫ:
ТАБУ,
ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ,
МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
Моральная норма форма нрав ст в енного т ребов ания
к должному пов едению челов ека

Моральная норма
Нравственный императив
(лат. – повеление) – это общий закон,
высшее требование, важнейший
принцип, которому надо следовать
безоговорочно, без рассуждения,
без сомнения.
Это та нравственная максима,
которая распространяется на все
человечество без исключения

Единство морали и права
регулируют поведение людей
ориентируют на справедливость и общечеловеческие ценности (добро/зло,
Чтобы
правовые нормы работали, они по
хорошо/плохо)
крайней мере не должны противоречить
нормативный
характер
правилам
морали

Различия
Мораль
Право
Формулируются обществом
(людьми)
Устанавливаются и
фиксируются государством
В основе - духовный мир
человека
В основе - закреплённые
государством нормы
Обеспечиваются привычкой,
совестью, общ. мнением
Принудительная сила
государства
Неписанные правила
в виде поучений и притч
В письменном виде
в юридических актах
Главные категории –
добро и зло, совесть,
счастье, смысл жизни…
Главные категории –
законное/незаконное, правомерное/неправомерное

Этика:
Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов,
прогнозирующей развитие морали, является Э Т И К А
Этика
Этические принципы объективны
Этика возникает
вместе с философией и
является её разделом
Этика – это особая гуманитарная наука, предметом
Этика – философская
дисциплина,
теория
морали
которой является
мораль,
а
центральной
Мораль
представлена в виде
проблемой
– Добро и Зло.
субъективное
явление
сложившихся традиций
конкретного общества
Этика – это все моральные нормы
(ценности), систематически изложенные
Мораль – признанные нормы (ценности),
реализуемые в жизни

Корпоративная этика
- это совокупность моральных норм, которые определяют
отношение человека к своему профессиональному долгу

Этическая дилемма –
ситуация морального выбора, когда при
реализации одной нравственной ценности
разрушается другая, не менее важная

Мораль –
это система норм, правил, регулирующих
общение и поведение людей
Нравственность –
это внутренняя установка человека,
побуждающая его действовать по совести,
опираясь на нормы морали

Десять заповедей человечности
(раздумья академика Д.С. Лихачева)
Не убий и не начинай войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради
корысти.
Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих и всё сотворённое ими
сохраняй и почитай.
Чти природу как матерь свою и помощницу.
Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного
творца, а не раба.
Пусть живёт всё живое, мыслится мыслимое.
Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным.

Социальные подъёмы на всегда способны создать значительную культуру, большей частью они её обозначают или в лучшем случае раскрывает перед ней двери. А культура не может развиваться без внутренних проблем и противоречий, решение которых не является одной из основных движущих сил культурных измерений.

Связь культуры с общественной жизнью, её понимание как процесса творческой и социальной деятельности человека – истина объективная и давно известная. Вся принципиальная новизна использования социокультурного фактора при анализе общественного развития состоит в том, что учитываются:

а) специфика законов культуры;

б) её конкретное социальное бытие.

Общество способно существовать и плодотворно развиваться только при условии преодоления противоречий между культурой и социальными отношениями, только постоянно восстанавливая их единство.

Что же с этой точки зрения происходит в нашей стране? Объективно необходимое возрастание социальной роли культуры пока никак не отразилось на культурной политики, на признании её одной из важнейших и приоритетных сфер жизнедеятельности общества. Более того, современное общество, не осознавая этого, вступило на опасный путь игнорирования универсального закона приоритетности культуры в общественном развитии.

Для нашей страны культурная ситуация отягощена странным идеологическим наследием, которое по своим последствием может быть сопоставлено лишь с татаро-монгольским игом, отбросившем нашу Родину на два столетия назад.

Нам остался один шаг до антропофагии. Она – прямое следствие эгоизма и индивидуализма, когда каждый только за себя и когда выживает тот, у кого крепче зубы. В самом деле: как-то незаметно мы умудрились исключить из нашей жизни всю мораль и подвести теоретическую базу под её отрицание.

Все эти черты не объединяют, а разъединяют людей, что нужно в конкурентной борьбе, но неприемлемо в морали.

Таким образом приоритетность культуры – основной закон жизни всей человеческой цивилизации. Этот закон и залог её будущей жизни. что будет происходить с человечеством при отрицании этого закона – очень ярко видно, к сожалению, на нынешнем состоянии общества. Выйти из этого состояния, приобщиться к цивилизованному миру возможно только при воспитании культурных приоритетов.

В конце XIX – начале XX вв. Россия была одним из центров мировой культуры. Престиж классической русской культуры был весьма значителен. Для запада русская классика сверкала путеводным факелом. Ирония истории заключалась в том, что революция, начавшись со стремлением обогатить народ духовными ценностями, обернулась для общества культурной деградацией, мощной войной упрощения культуры.

Известно, что некоторые деятели отечественной культуры, в том числе и Максим Горький, считали, что в преддверии социальной революции необходим был определённый подъём культурного развития народа, его интеллектуальных сил. Иначе велика оказывалась интеллектуальная поляризация, трудно было добиться желаемых результатов. Так и произошло.

Современная духовная жизнь развиваться в особых условиях сплетения взбудораженной общественной мысли с политической публицистикой, философскими и религиозными поисками в художественной литературе и литературной критике. Принципиальные её черты – ведение жизненных процессов, чувствование общественной температуры, умение смотреть в лицо реальности.

2.1 Культура повседневной жизни

Культура – это сложная система, имеющая много уровней развития. С одной стороны, мы видим, что это накопленные людьми ценности, с другой – человеческая деятельность, которая опирается на опыт поколений. Таким образом, становится очевидным, что общество и культура находятся в неразрывной взаимосвязи, потому что одно понятие невозможно без наличия другого.

В современном обществе понятие культуры имеет несколько трактовок:

  1. Достижения человечества в разных сферах жизни.
  2. Способ организации социальных отношений.
  3. Степень развития личности и ее приобщение к открытиям в различных областях знаний.

Дело в том, что есть такое понятие, как духовная культура общества, которая существует параллельно с материальной. Она характеризуется как совокупность достижений, которые существуют в коллективном и индивидуальном сознании людей. Реализуется через такие формы, как миф, религия, искусство, философия и наука. Заметим, что духовная культура не может существовать изолированно, потому что ее признаки мы можем найти во всех сферах жизни личности.

Дело в том, что общество и культура – это два плана рассмотрения человеческой жизни. Когда мы определяем виды связи между этими двумя понятиями, мы параллельно отвечаем еще на несколько вопросов. Так, во-первых, что лежит в основе способа человеческой деятельности? Ответ звучит так: определенный облик социума, который сформирован исторически под влиянием многих факторов. Что касается второго вопроса, суть его такова: где и в какой мере проявляется культура? Здесь же мы видим множество ее ответвлений и видов: экономическая, организационная, правовая, религиозная, нравственная и многие другие.

Заметим, что культура и духовная жизнь общества находятся в тесном переплетении, ведь человек по-разному интерпретирует свое творческое начало, а его реализация возможна только посредством использования существующих культурных форм. Дело в том, что каждая из них обладает специфической системой, смысловой и символической, в которой определенным образом выражается структура человеческого бытия.

Когда же речь идет о социальном субъекте, мы говорим о его общем потенциале, который был накоплен в результате длительного периода жизнедеятельности и развития. Любая культура обладает своими специфическими характеристиками, которые ее отличают от всех остальных.

Общество и культура – это две динамичные системы, развитие которых обусловлено мировыми событиями и закономерными изменениями в жизни общества. Так, под социумом понимается создание модели единения людей, а также использование для этого определенных способов. Это буквальный план существования субъектов. Культура же – духовный план, основанный на том, как они взаимодействуют и чему подчиняются, исходя из опыта предыдущих поколений.

Если мы рассматриваем ее в различных сферах человеческой жизни, нужно говорить об отдельных ее планах и видах. Так, прежде всего, стоит проанализировать нравственную ее форму, которая развилась после того, как ушел в прошлое миф и человеку пришлось научиться себя контролировать и поступать сознательно, а не бессознательно, потому что его поступки были запрограммированы свыше.

Моральная сторона – это свод правил, в котором объединены силы человека, развитие его способностей и получение определенных возможностей. Мораль имеет два уровня: низший (человек ориентируется на соблюдение правил путем подражания и копирования поведения других), средний (реализация моральных принципов, подтверждаемая общественным мнением) и высший (уровень самоконтроля, в котором все поступки оцениваются с точки зрения совести).

Общество и культура переплелись давно в единую систему, потому сейчас нужно изучать эти два понятия вместе.


Понятие культуры достаточно широко и охватывает все общественные нормы, ценности личности и созданные человеком вещи. Рассмотрим кратко понятие духовной культуры общества.


Культура и духовная жизнь общества

Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.

Материальная культура – это все, созданные человеком вещи и предметы. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура – это нормы, ценности, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

  • внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;
  • продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.

Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее.

которые читают вместе с этой






Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие(связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
  • Нравственные(Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба).

Функции культуры

Культура играет особую роль в обществе. Ученые выделяют следующие функции:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • регулятивная;
  • информативная;
  • коммуникативная;
  • функция социализации человека.

Типы культуры:

Чаще всего автор продуктов данной культуры неизвестен. Это могут быть литературные произведения устного творчества, которые передаются из поколения в поколение, например, сказки, мифы, песни.

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

Появилась в XX веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию 10 класса, мы выяснили, что культура и духовная жизнь общества – взаимосвязанные понятия. Культура имеет различные проявления в виде материальных и духовных объектов. Духовная культура – это совокупность нематериальных ценностей, созданных разумом.

Читайте также: