Доклад обмен веществ главный признак жизни 6 класс

Обновлено: 16.05.2024

Воспитательные: формирование научного мировоззрения на примере изучения обмена веществ живых организмов; нравственное воспитание на примере цельно направленного использования энергии организмами.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация презентации и видеофрагментов).

Оборудование: компьютер и проектор для мультимедийной презентации.

Организационный момент

Изучение нового материала

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно - жизнь.

Ребята, давайте вспомним признаки живых организмов. (высказывают свое мнение)

Проникнуть в тайны жизни человек пытался давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни.

Давайте запишем тему нашего урока: Тема: Обмен веществ – главный признак жизни.

Давайте же разберемся что такое обмен веществ.


Рассмотрим изображение на слайде



Исходя из выше сказанного попробуйте дать характеристику понятия обмен веществ.(дети предлагают свои версии)

Молодцы, давайте запишем понятие в тетрадь:


Как вы думаете, а полученную энергию в ходе процесса обмена веществ как используют организмы? А для этого прочитайте материал в учебнике на стр 88, последний абзац и ответьте на вопросы:

На какие процессы используют энергию растения?

На какие процессы использую энергию животные?


Рассмотрим рис 54 а, что наблюдаете на нем (процесс прорастания семян). Является ли он процессом использования энергии? (да) Как вы думаете, а способны ли сами семена при прорастании выделять тепло? А для этого давайте проведем виртуальный опыт (использование ЭОР прорастание семя).

И так, какой вывод можно сделать после проведенного опыта? (растения и их семена выделяют тепло, следовательно, они используют и преобразовывают энергию в процессе жизнедеятельности).

Теперь рассмотрим рис. 54б, что наблюдаете (процесс вскармливание птенцов), а он является процессом использования энергии? (да) Как вы думаете, почему данный процесс очень энергетически затрачен для птиц? (дети говорят, что энергия тратиться на поиск пищи, полет и процесс самого кормления птенца)


Как вы думаете, а что или кто является источниками поступления органических веществ в организмы? Давайте прочитаем материал со стр 89, и постараемся ответить на вопросы:

Какие вещества являются основными источниками энергии?

Какие организмы сами создают органические вещества, а какие питаются готовыми?

Благодаря какому процессу организмы получают питательные вещества в организм и как именно они их используют?



Закрепление материала.

Давайте же попробуем сформулировать, на что именно тратят энергию живые организмы, а для этого запишем в тетрадь схему со слайда:


Домашнее задание.

Учит параграф 23, готовит устно вопросы после параграфа, записать понятия в словарь из последней схемы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель биологии Скобелина Л.К Муниципальное автономное общеобразовательное у.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учитель биологии Скобелина Л.К Муниципальное автономное общеобразовательное у.

Учитель биологии Скобелина Л.К Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7

Раздражимость Подвижность Размножение Рост и развитие Обмен веществ Выделение.

Раздражимость Подвижность Размножение Рост и развитие Обмен веществ Выделение Дыхание Питание е Основные признаки живых организмов

Цель урока: Выяснить: почему обмен веществ – обязательное условие жизни. Узна.

Цель урока: Выяснить: почему обмен веществ – обязательное условие жизни. Узнать: как происходит обмен веществ в организмах растений и животных.

Углекислый газ Кислород Вода и мин. соли Углекислый газ Кислород Пары воды Ды.

Углекислый газ Кислород Вода и мин. соли Углекислый газ Кислород Пары воды Дыхание Фото- синтез Выделе-ние

Кислород Углекислый газ Вода и мин. соли Органические вещества углеводы белки.

Кислород Углекислый газ Вода и мин. соли Органические вещества углеводы белки жиры Построение новых клеток Рост, цветение, образование плодов и семян, запасание питательных веществ Образуются Разрушаются Выделяется энергия

Кислород Вода и мин. соли Белки, жиры, углеводы пищеварение Усвоение и образо.

Кислород Вода и мин. соли Белки, жиры, углеводы пищеварение Усвоение и образование новых органических веществ Распад органических веществ Работа органов Поддержание температуры тела Рост, развитие

Выделяется мало энергии Непостоянная температура тела, зависит от температуры.

Выделяется мало энергии Непостоянная температура тела, зависит от температуры окружающей среды. Нет физиологических механизмов терморегуляции. Выделяется много энергии Постоянная температура тела, не зависит от температуры окружающей среды. Есть физиологические механизмы терморегуляции.

Совершенствование строения кровеносной, дыхательной, нервной систем

Совершенствование строения кровеносной, дыхательной, нервной систем

Это совокупность процессов образования и разрушения сложных веществ с запасан.

Это совокупность процессов образования и разрушения сложных веществ с запасанием или выделением энергии. обеспечивает взаимосвязь организма с окружающей средой; необходимое условие роста, развития и размножения организма; обмен веществ растений создал на Земле условия для жизни других организмов – дом, пищу, энергию и кислород.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 251 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.02.2018 4695
  • PPTX 1.4 мбайт
  • 600 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Скобелина Лидия Кирилловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обмен веществ - главный признак живого. Постоянный обмен каждого живого организма с окружающей средой веществами: поглощение одних веществ и выделение других. Поглощение растениями и некоторыми бактериями из окружающей среды неорганических веществ и использование энергии солнечного света на создание из них органических веществ. Получение из окружающей среды животными, грибами, значительной группой бактерий, а также человеком органических веществ и запасенной в них энергии Солнца.
Сущность обмена. Главное в обмене веществ и превращении энергии - процессы, происходящие в клетке: поступление в клетку из окружающей среды веществ, с помощью энергии их преобразование и создание из них (синтез) определенных веществ клетки, затем окисление органических веществ до неорганических с освобождением энергии. Пластический обмен - процесс усвоения организмом получаемых из окружающей среды веществ и накопления энергии. Энергетический обмен - окисление у большинства организмов органических веществ и расщепление их до неорганических - углекислого газа и воды с высвобождением энергии. Значение энергетического обмена - обеспечение энергией всех процессов жизнедеятельности организма. Взаимосвязь пластического и энергетического обменов. Выделение конечных продуктов обмена (воды, углекислого газа и других соединений) в окружающую среду.
Значение обмена веществ: обеспечение организма необходимыми ему для построения своего тела веществами и энергией, освобождение его от вредных продуктов жизнедеятельности. Сходство пластического и энергетического обменов у животных и человека.

Организмы растут, развиваются, размножаются, если получают в окружающей среде воздух, воду, свет, тепло, пищу. В результате между организмом и средой непрерывно происходит обмен веществ. Обмен веществ- главный признак живого.
Процессы обмена веществ происходят клетках организма. В них сложные органические вещества расщепляются до более простых веществ. При этом освобождается энергия. Она необходима каждому живому организму, каждой живой клетке.
Растения используют энергию на образование органических веществ, их передвижение, рост и развитие. Животные расходуют много энергии на бег, прыжки, полёты, плаванье. Птицы тратят большее количество энергии на выкармливание своего потомства.
Основными источниками энергии являются органические вещества (белки, жиры, углеводы). Растения сами создают органические вещества, используя энергию света. Животные, и большинства бактерий потребляют готовые органические вещества.

Организмы растут, развиваются, размножаются, если получают в окружающей среде воздух, воду, свет, тепло, пищу. В результате между организмом и средой непрерывно происходит обмен веществ. Обмен веществ- главный признак живого.
Процессы обмена веществ происходят клетках организма. В них сложные органические вещества расщепляются до более простых веществ. При этом освобождается энергия. Она необходима каждому живому организму, каждой живой клетке.
Растения используют энергию на образование органических веществ, их передвижение, рост и развитие. Животные расходуют много энергии на бег, прыжки, полёты, плаванье. Птицы тратят большее количество энергии на выкармливание своего потомства.
Основными источниками энергии являются органические вещества (белки, жиры, углеводы). Растения сами создают органические вещества, используя энергию света. Животные, и большинства бактерий потребляют готовые органические вещества.

Обмен веществ — основное жизненное свой свойство организма , с прекращением обмена веществ наступает смерть. Обмен веществ включает два взаимосвязанных процесса: усвоение поступающих в организм веществ — ассимиляцию и их распад — диссимиляцию. В процессе ассимиляции образуются сложные органические вещества, идущие на построение клеток организма и межклеточных структур, а при диссимиляции сложные органические вещества распадаются, превращаясь в более простые.

Процесс диссимиляции сопровождается выделением значительного количества энергии, необходимой для жизнедеятельности организма. Конечные продукты распада, не участвующие в дальнейших превращениях удаляются из организма. Главной особенностью процесса диссимиляции является то, что при кислородном процессе распада большая часть энергии (около 55%) запасается в виде АТФ и 55% запасается в виде АТФ и веществ (главным образом в новом синтезе органических веществ).

В обмене веществ участвуют белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и витамины. Все процессы обмена веществ взаимосвязаны. Интенсивность обмена веществ зависит от возраста человека, характера выполняемой работы, климатических и других факторов. Обмен веществ регулируется нервной системой и гуморальными факторами. При заболеваниях происходят различные изменения в обмене веществ, иногда они являются основными признаками заболевания. Например, при подагре в крови повышено содержание мочевой кислоты и происходит ее отложение в суставах, сухожилиях и хрящах. Изменения в обмене веществ могут наблюдаться при нарушении деятельности эндокринных желез, недостаточном поступлении в организм витаминов, при поражении некоторых отделов нервной системы, например гипоталамуса.

Белки, поступившие с пищей в организм, под воздействием ферментов пищеварительного тракта распадаются до аминокислот, которые всасываются в кровь и разносятся ею по всему организму. В клетках органов и тканей из них синтезируются белки, свойственные человеку. Не использованная часть белков подвергается распаду и удаляется из организма, а освобождающаяся энергия используется в других реакциях (энергетическая функция белков). Белки необходимы не только для построения клеточных структур (строительная функция), но являются составной частью ферментов, гормонов и некоторых других веществ. Белки входят в состав ферментов в качестве катализаторов многих реакций (каталитическая функция) и антител (защитная функция).

Конечными продуктами распада белков в организме являются вода, углекислый газ и азотсодержащие вещества (аммиак, мочевая кислота и др.). Продукты распада белков выводятся из организма через органы выделения. Белки в организме в запас не откладываются (или почти не откладываются). В здоровом взрослом организме количество поступившего азота равно количеству выведенного, т.е. белка распадается столько же, сколько его поступает (азотистое равновесие). В детском растущем организме синтез белков превышает их распад (положительный азотистый баланс). При тяжелых заболеваниях и при голодании, а также часто у очень пожилых людей может наблюдаться отрицательный азотистый баланс: количество выведенного азота превышает количество введенного. В белках в среднем содержится 16% азота, т.е. вес белков в 6,25 раза превышает вес имеющегося в них азота (расчет на 100 г белка). Полученное количество азота умножают на 6,25 и получают количество белка в граммах. Суточная потребность в белках — в среднем 100-118 г; она зависит от возраста, характера профессии и других условий. Длительный недостаток белков вызывает тяжелые нарушения в организме: задержку роста и развития у детей, изменения в ферментативных системах организма, в железах внутренней секреции и др. Положительный азотистый баланс у взрослого человека может быть при росте новообразований — росте клеток, не свойственных организму. Если вовремя обнаружить этот процесс, то возможно своевременное лечение.

Сложные углеводы, поступающие в организм с пищей, расщепляются в пищеварительном тракте до моносахаридов, которые поступают в кровь, а затем — в печень, где из глюкозы синтезируется гликоген. По мере надобности он снова превращается в глюкозу, которая и разносится по организму кровью. Содержание глюкозы в крови поддерживается на одном уровне (около 0,1%). Печень регулирует содержание сахара в крови: в ней содержится около 300 г углеводов в виде гликогена. При поступлении значительного количества сахара или глюкозы (150-200 г) с пищей уровень сахара в крови повышается (пищевая гипергликемия). Избыток сахара выводится с мочой, т.е. в моче появляется глюкоза — наступает глюкозурия. При нарушении внутрисекреторной деятельности поджелудочной железы наступает заболевание, носящее название сахарной болезни, или сахарного диабета. При сахарном диабете уровень сахара в крови повышается и начинается усиленное выделение сахара с мочой (в течение дня может выделиться с мочой до 500 г сахара). Гликоген откладывается не только в печени, он может накапливаться в мышцах. При необходимости глюкоза поступает в кровь как из гликогена печени, так и из гликогена, содержащегося в мышцах. Глюкоза не только структурный компонент цитоплазмы клеток, но и необходимый компонент их роста (источник энергии), она очень важна для работы нервной системы (гликоген откладывается и в нервных клетках). Если концентрация сахара в крови понизится до 0,04%, то начинаются судороги, бред, потеря сознания и т.д. — нарушается деятельность центральной нервной системы. Достаточно такому больному дать поесть обычного сахара или ввести в кровь глюкозу, как все нарушения исчезают. Резкое и длительное понижение сахара в крови — гипогликемия может повлечь более резкие нарушения деятельности организма и привести к смерти. При недостаточном поступлении углеводов с пищей они могут образовываться из белков и жиров.

Углеводы легко распадаются и являются главным источником энергии в организме, особенно при физических нагрузках. Суточная потребность человека в углеводах в среднем составляет 450-500 г. Центр регуляции содержания сахара в крови находится в продолговатом и промежуточном (подбугровая область) мозге. Высшие центры находятся в коре больших полушарий. Адреналин — гормон мозгового слоя надпочечников — способствует превращению гликогена в глюкозу и усиливает окислительные процессы в клетках. Его действие противоположно инсулину, который способствует проникновению глюкозы в клетки и синтезу гликогена. В регуляции углеводного обмена также принимают участие и другие гормоны: гормоны коры надпочечников, передней доли гипофиза и щитовидной железы.

Жиры, как и углеводы, используются организмом как источник энергии . При окислении жира выделяется в два с лишним раза больше энергии, чем при окислении такого же количества углеводов и белков: при окислении 1 г жира выделяется 9,3 ккал тепла, 1 г углеводов -4,1 ккал, 1 г белка — 4,1 ккал.

Образующийся при распаде жиров глицерин легко всасывается, а жирные кислоты всасываются только после омыления. В организме человека из глицерина и жирных кислот образуется жир, свойственный только организму человека. Жир входит в состав клеток, а невостребованные организмом количества жира откладываются в запас в виде жировых капель. Жир откладывается преимущественно в подкожной клетчатке, сальнике, вокруг почек, содержится в печени и мышцах. У человека жир составляет 10-20% веса, а при ожирении — до 50%. При ожирении нарушаются обменные процессы. Жир синтезируется не только из потребленного жира, но и из белков и углеводов. При голодании из жиров образуются углеводы, используемые в качестве источника энергии. В регуляции жирового обмена большую роль играет центральная нервная система, а также многие железы внутренней секреции (половые, гипофиз, щитовидная, надпочечники).

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Гормональная регуляция белкового обмена еще менее изучена, чем гормональная регуляция обмена липидов. Поскольку рост состоит в отложении нового белка в цитоплазме, какую-то роль в этой регуляции играет гипофизарный гормон роста, но механизм его действия известен мало. В регуляции белкового обмена участвуют также инсулин, половые гормоны и кортизол, выделяемый корой надпочечников. Весьма важную роль в сохранении жизни организма играет обмен липоидов, или жироподобных веществ, входящих в состав нервной ткани и участвующих в ее деятельности. По своему строению липоиды близки некоторым гормонам и, по-видимому, являются основой для образования половых гормонов, гормона коры надпочечников и витамина D.

Вода и минеральные соли не являются источниками энергии и питательными веществами, но их роль чрезвычайно важна. Вода составляет до 65% веса организма, а у детей — до 80%. Без пищи, но при наличии воды (ее потреблении) человек может обходиться 40-50 дней, а без воды погибает через несколько дней. Вода и минеральные соли создают внутреннюю среду организма, являясь основной частью плазмы, лимфы и тканевой жидкости. Растворенные в воде минеральные соли поддерживают постоянное осмотическое давление, необходимое для нормальной жизнедеятельности клеток организма. Вода в небольшом количестве образуется в организме в ходе окисления питательных веществ, особенно много ее получается при окислении жиров (118 г воды при окислении 100 г жиров). Вода поступает в организм при питье и с пищей, выделяется, в основном, почками (1,5 л), частично — с выдыхаемым воздухом (500 мл) и при испарении с поверхности кожи (500 мл). Суточная потребность взрослого человека в воде составляет 2-2,5 л, она может колебаться в зависимости от климатических условий и условий работы. В жаркую погоду вода потребляется в большом количестве, равно как и при работе в горячих цехах. Вода является растворителем многих веществ, в ней протекают все физико-химические реакции организма, она играет важную роль в транспорте веществ. Отношение количества потребленной воды к количеству выделенной называется водным балансом; важно, чтобы приход воды покрывал расход, в противном случае в результате потери воды наступают серьезные нарушения жизнедеятельности организма…

Читайте также: