Доклад об общей организации народного образования

Обновлено: 05.07.2024

система образовательно-воспитательных учреждений и мероприятий, обеспечивающих образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями общества и государства. В ряде стран наряду с государственными существуют частные и религиозные учебно-воспитательные учреждения. Н. о. охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные школы всех типов, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения, различные формы профессионального обучения и повышения квалификации работников, внешкольные учреждения.

О Н. о. как о системе широкого образования народа в интересах государства можно говорить только начиная с конца 18 — начала 19 вв. До этого за всю многовековую историю человечества обучение и воспитание в школах были привилегией родовой, рабовладельческой и феодальной знати. Небольшое число детей ремесленников и торговцев получало элементарное образование в цеховых, гильдейских и городских школах. Основные массы трудящихся были лишены права на образование.

С развитием капиталистических отношений заинтересованность буржуазии в усовершенствовании производства и обучении рабочих, а также участие народных масс в буржуазных революциях привели к тому, что в странах, вступавших на путь капиталистического развития, как правило, издавались законы, определявшие обязанности государства по организации образования всех граждан без исключения. Однако эти законы отражали лишь переход от сословной школы к школе классовой. Сословная школа требовала принадлежности учащихся к известному сословию, классовая (буржуазная) — средств для платы за обучение. В ряде стран буржуазная школа длительное время продолжала существовать параллельно с сословной, с привилегированными аристократическими учебными заведениями. Рост производительных сил в капиталистическом обществе обусловил развитие общего и низшего профессионального образования значительной части трудящихся. В 19 в. в большинстве капиталистических стран были изданы законы о всеобщем обязательном начальном обучении. Хотя потребности развивающихся промышленности, транспорта, связи и др. отраслей хозяйства в обученных работниках имели объективный характер, в буржуазных государствах фактически были созданы две системы Н. о.: одна для имущих классов, другая для трудящихся. Современные идеологи капитализма пытаются выдавать некоторые изменения в системах Н. о. капиталистических стран (отмена платы за обучение в общеобразовательной школе, повышение уровня всеобщего обязательного обучения детей до 14—15-летнего возраста, увеличение числа стипендиатов в вузах и др.) за преодоление классового характера буржуазной школы. Они утверждают, что в современных капиталистических государствах якобы не только юридически, но и фактически осуществляется общедоступность образования, имеются равные возможности получения его для имущих и неимущих, а все различия в образовании объясняются только разницей в способностях и задатках детей. Однако в классовом обществе даже бесплатная школа не перестаёт быть классовой, ибо расходы семьи на содержание детей в школе доступны далеко не всем. Платность обучения в вузах и высокие расходы на содержание студентов резко снижают социальную значимость повышения уровня обязательного бесплатного обучения в средней школе. (Назначение наиболее способным учащимся из семей трудящихся стипендий из различных фондов не обеспечивает права на образование всей молодёжи.) Классовый характер имеет и используемая в отдельных капиталистических странах практика распределения учащихся по школам и классам в зависимости от способностей. В результате применения специальной системы Тестов в число более одарённых попадают главным образом дети состоятельных родителей, лучше подготовленные к обучению, и только они имеют возможность поступать в школы с повышенным уровнем образования, которые открывают доступ в университеты и др. вузы. Большинство выпускников начальной школы поступают в такие школы, которые, как правило, не дают права продолжать образование в вузе. В условиях буржуазного общества пролетарское революционное движение вынуждало правящие классы менять политику в области Н. о. и поддерживало меры по развитию просвещения трудящихся. Но фактически подлинно народная система образования на всех его ступенях возможна только в условиях социалистического и коммунистического общества.

В СССР и др. социалистических странах обеспечиваются широкое развитие и общедоступность всех видов и форм образования, последовательное осуществление принципов единой школы, бесплатность образования на всех его ступенях, обучение на родном языке, отделение школы от церкви, государственные стипендии учащимся профессионально-технических училищ, высших и средних специальных учебных заведений; система просвещения предусматривает высокий уровень образования всего населения, независимо от расовой и национальной принадлежности, имущественного и социального положения, пола, вероисповедания.

Основой системы Н. о. во всех странах является начальное (элементарное) образование. Продолжительность начального обучения в различных странах, как правило, от 3 до 6 лет. В некоторых странах нет преемственности между элементарным и средним образованием; в систему Н. о. вводится специальное звено — промежуточные школы (иногда их называют дополнительными), которые готовят к поступлению в среднюю школу.

Среднее образование осуществляется в школах обычно с 6-летним сроком обучения (грамматические школы в Великобритании, гимназии в ФРГ, лицеи во Франции и Италии, классы с академическим профилем в США и др.); в СССР (где решаются задачи всеобщего среднего образования) — во всех типах средней общеобразовательной школы, профессионально-технических училищах, дающих наряду с рабочей профессией общее среднее образование, и в средних специальных учебных заведениях.

Высшее образование дают университеты, институты, высшие школы и училища, некоторые колледжи и др. со сроком обучения обычно от 4 до 6 лет.

Во многих капиталистических странах часть школ принадлежит церкви, благотворительным организациям и частным лицам. В СССР и др. социалистических странах учебные заведения преимущественно являются государственными (некоторые находятся в ведении профсоюзов, кооперативных и др. организаций).

Существует несколько исторически сложившихся систем управления Н. о. — централизованная, децентрализованная и смешанная. При первой — делом образования ведают специальное министерство и органы на местах, государство финансирует школу, издаёт обязательные учебные программы, учебники, утверждает единые требования для получения документов об образовании, руководит подготовкой преподавателей и т.д. Такая система принята во Франции, Италии, Бельгии, странах Латинской Америки.

При децентрализованной системе руководство образованием находится в компетенции местных административных органов, а состояние школ в значительной мере зависит от самодеятельности населения. Государство ограничивает свои функции учётом, а в отдельных случаях частичным финансированием нужд просвещения. Такая система сложилась в Великобритании (в частности, в Шотландии), Норвегии, Швеции. Система Н. о. в США долгие годы была децентрализованной, с 60-х гг. 20 в. происходит процесс централизации.

Для смешанной системы управления образованием (существует в Индии, Пакистане и др.) характерно разделение функций между центральными и местными органами власти. Обычно центральные органы ведают общим планированием и контролем, а также финансированием ряда звеньев Н. о.

В СССР и др. социалистических странах управление Н. о. осуществляется правительствами на основе демократического централизма, означающего сочетание центрального руководства с широкой самодеятельностью местных органов и общественности.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании, М., 1957; Ленин В. И., О народном образовании. Статьи и речи, М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., [М., 1973]; Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917—1947 гг. в. 1—2, М — Л., 1947; Луначарский А. В., Ленин и народное образование. Сб. статей и выступлений, [М., 1960]; В. И. Ленин и проблемы народного образования. Под ред. Н. К. Гончарова и Ф. Ф. Королева, М., 1961; Народное образование в СССР, М., 1967.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Открыть всему человечеству способы удовлетворить свои потребности, обеспечить свое благосостояние, познать и использовать свои права, познать и выполнить свои обязанности, дать возможность каждому легко совершенствоваться впоследствии в своей профессии, быть способным к выполнению общественных обязанностей, к которым он имеет право быть призванным, развернуть во всю ширь полученные человеком от природы таланты и таким образом осуществить фактическое равенство среди граждан и сделать реальным политическое равенство, провозглашенное законом,— такова ближайшая цель образования, и с этой точки зрения оно является для общественной власти долгом справедливости.

Таково должно быть образование, и общественная власть должна рассматривать его как долг, возложенный интересами общества, интересами всего человечества. Но, рассматривая, с этой двойной точки зрения, громадную работу, возложенную на нас, мы с самого начала увидели, что в общей системе образования имеется часть, которую было бы возможно выделить без вреда для целого. Эта часть, заключающую в себе распределение и общую организацию образовательных учреждений, необходимо выделить из общей системы образования для ускорения самого проведения в жизнь этой системы.

Действительно, каковы бы ни были мнения о продолжительности каждой ступени образования, о способах преподавания, о большем или меньшем авторитете родителей или учителей, о воспитании учеников в интернатах, воздвигнутых именем общественной власти, о средствах соединить с обучением развитие способностей физических и нравственных,— самая организация учебных заведений может быть одна и та же. С другой стороны, разрешение таких вопросов, как составление сети школ, составление элементарных учебников задолго еще и до того времени, когда эти учебные заведения могут быть осуществлены в жизни, а эти книги розданы учителям и ученикам, обязывало нас настаивать на ускорении принятия закона по отношению к этой части доверенной нам работы.

Мы полагали, что в этом плане общей организации наша первая задача заключалась в создании воспитания, настолько общего, настолько одинакового для всех, настолько полного, насколько позволили бы обстоятельства. Мы полагали, что следует предоставить всем в одинаковой мере ту часть образования, которую возможно распространить на всех, но не отказывать какой-либо части граждан в более высокой степени образования, которую нет возможности сообщить всем. Надо учредить обе части образования: одну потому, что она полезна получающему ее, другую потому, что она полезна даже и тем, кто ее не получает.

Мы поняли, наконец, что образование не должно оставлять человека в момент окончания школы, что оно должно охватить все возрасты. Нет такого возраста, в котором не было бы полезно и возможно учиться, и это последующее образование особенно необходимо в тех случаях, когда образованию в детском возрасте были поставлены определенные, узкие границы. Именно в том одна из главных причин того невежества, в которое и теперь погружены беднейшие классы общества, что возможность сохранить первоначальное образование еще более не доставала им, чем возможность его получить.

Таким образом, образование должно быть всеобщим, т. е. простираться на всех граждан. Оно должно сообщаться по возможности одинаково настолько, насколько это позволяют расходы, распределение населения на территории и время, которое дети могут посвящать учению. Оно должно на протяжении всех своих различных ступеней охватить всю систему человеческих знаний в целом и обеспечить людям всех возрастов легкое сохранена своих знаний и приобретение новых.

Наконец, ни одна общественная власть не должна иметь авторитета или глава препятствовать распространению новых истин и обучению теориям противоположным ее политике или ее интересам.

Таковы принципы, направляющие нашу работу.

Прежде всего мы разделили образование на 5 ступеней, носящих назван 1) первоначальные школы, 2) школы второй ступени, 3) институты, 4 ) лицеи, 5) Национальное общество наук и искусства.

В первоначальных школах преподается все необходимое человеку, чтобы уметь самостоятельно действовать и наслаждаться полнотою своих прав. Этого образования будет достаточно даже для выполнения простейших общественных обязанностей, к которым может быть призван каждый гражданин, например, обязанностей присяжного или муниципального чиновника.

Каждые 400 жителей получают отдельную школу и учителя.

Но так как было бы несправедливо, чтобы в тех департаментах, где отдельные деревни разбросаны и составляют меньшие группы, население не пользовалось дарованными ему благами, то необходимо учредить начальную школу во всех округах, где находятся деревни, удаленные более чем на тысячу туазов от местечка с четырьмястами жителей.

Программу этих школ составляют чтение, письмо, элементы грамматики, правила арифметики, простые методы точного измерения земли и зданий, простейшие описания того, что производит страна, приемы сельского хозяйства и ремесел, история развития первых идей морали и правил поведения, вытекающих из нее, и,-наконец, те принципы общественного строя, которые могут быть понятны ребенку.

Эти разнообразные предметы должны быть распределены на четыре курса, причем предметы каждого Курса должны усваиваться в год ребенком средних способностей. Этот срок в четыре года соответствует довольно точно времени, протекающему для детей самых бедных семей между тем моментом, когда они становятся пригодными к учению, и тем моментом, когда они могут посылаться на полезную работу, препятствующую регулярному учению.

Каждое воскресенье учитель организует публичные собеседования, на которых будут присутствовать граждане всех возрастов; мы убедились, что подобная организация есть действительное средство сообщить молодым людям те необходимые сведения, которые не могли быть включены в программу начального образования. Здесь будут излагаться более широко правила и принципы морали, а также и та часть государственных законов, незнание которых воспрепятствовало бы гражданину уметь применять на деле свои права.

. Не будет забыта гимнастика, но следует заботиться о том, чтобы гимнастические упражнения развивали одинаково все силы, чтобы физические упражнения разрушали действие привычек, вырабатываемых различными отраслями труда.

. Школы второй ступени предназначены для тех детей, семьи которых могут обойтись без их работы более продолжительное время, посвятить их воспитанию большее число лет и нести для этого даже некоторые расходы.

Каждый округ и каждый город с четырьмя тысячами жителей будет иметь одну школу второй ступени. Комбинация, аналогичная той, о которой мы говорили, применительно к школе первой ступени, дает гарантию того, что в распределении этих школ не будет неравенства. Обучение будет одинаково во всех школах, но они будут иметь одного, двух, трех учителей, сообразно предполагаемому числу учеников.

Учителя организуют каждую неделю собеседования, открытые для всех граждан. При каждой школе будет своя маленькая библиотека, свой маленький кабинет, где будут иметься приборы для преподавания естественной истории, и все это будет новым средством образования для людей. Без сомнения, эти коллекции будут вначале совсем незначительны, но они разрастутся со временем, умножатся благодаря приношениям и обменам; они увеличат любовь к наблюдениям и учению, и эта любовь будет способствовать процветанию этих кабинетов.

Эта ступень образования в некоторых отношениях может рассматриваться как всеобщая или, вернее, необходимая для установления в общем обучении более абсолютного равенства. Правда, земледельцы в действительности исключены из этих школ, так как они не настолько богаты, чтобы отвозить своих детей в те города, где есть школы; но все же те из них, которые желают учиться ремеслам, должны, конечно, учиться в соседних городах и получать там, в школах второй ступени, по крайней мере, наиболее необходимые им знания. С другой стороны, земледельцы имеют в году время отдыха, часть которого они могут уделить учению, а ремесленники совершенно лишены свободного времени. Таким образом, преимущество, имеющееся у одних и заключающееся в возможности про-должать учение, уравновешивается преимуществом, имеющимся у других и заключающимися в возможности добровольных занятий; и с такой точки зрения равенство более сохраняется, чем разрушается, учреждением школ второй ступени.

. Третья ступень образования охватывает элементы всех человеческих знаний. Образование, рассматриваемое как часть общего воспитания, тем абсолютно завершается.

Эта ступень заключает в себе все необходимое для подготовки к выполнению общественных обязанностей, требующих серьезного образования, или же для дальнейших успешных занятий науками: отсюда будут выходить учителя школ второй ступени, здесь же будут совершенствоваться учителя школ первой ступени, уже окончившие школы второй ступени.

Число таких институтов установлено в сто четырнадцать, и они будут учреждаться в каждом департаменте.

Здесь будет преподаваться не только то, что полезно знать каждому человеку, каждому гражданину, какую профессию он бы ни избрал, но и все то, что может быть полезно при изучении каждой большой группы этих профессий, как сельское хозяйство, механика, военное искусство, и сюда же будут отнесены медицинские познания, необходимые врачам-практикам, акушерам и ветеринарам.

…Эта третья ступени образования дает тем, кто ею воспользуется, реальное превосходство, неизбежное вследствие разделения функций в обществе. Но это только лишний мотив в пользу того, чтобы это превосходство основывалось на разуме и на действительном просвещении, на стремлении образовать людей просвещенных, а не людей ловких; это лишний повод не забывать, что отрицательные стороны этого превосходства уменьшаются по мере того, как просвещение распределяется между большим количеством людей. Чем более распространено просвещение, тем менее это превосходство опасно; истинное просвещение является единственным лекарством против лукавого превосходства, не дающего опоры и руководства невежественным людям и способного только сбивать их с правильного пути.

. Мы назвали лицеями 4-ю ступень образования; здесь изучаются все науки во всей их полноте. Отсюда выходят ученые, т. е. люди, для которых работа ума, совершенствование собственных способностей составляют занятие всей жизни, люди, избравшие такую профессию, в которой можно достигнуть успеха только углубленным изучением одной или многих наук. Здесь же будут получать свое образование профессора. Именно посредством этих учреждений каждое поколение может передать последующему все полученное от предшествующего, а также и все то, что оно могло само присоединить к уже полученному.

Мы предполагаем учредить DO Франции девять лицеев. Просвещение, исходя из нескольких источников одновременно, будет распространяться более равномерно и распределится среди большого количества граждан. При таких условиях можно иметь уверенность в том, что в департаментах останется некоторое количество просвещенных людей. Между тем, если они отправятся получать образование в Париж, они попробуют обосноваться там. Это соображение приобретает особенно важное значение, если иметь в виду общий характер нашей конструкции.

. Наконец, последняя ступень образования — это Национальное общество наук и искусства, учрежденное для наблюдения и направления всех учебных заведений, для совершенствования наук и искусств, для объединения, поощрения и распространения полезных открытий.

Здесь дело идет не о специальном образовании детей или даже взрослых, но о просвещении целого поколения, об общем совершенствовании человеческого разума. Здесь дело идет не о том, чтобы к знаниям того или иного отдельного индивида прибавить более обширные знания; здесь дана вся масса знаний, которую необходимо обогатить новыми истинами; здесь необходимо дать человеческому разуму новые средства ускорения прогресса и умножения открытий.

Мы предполагаем разбить это общество на четыре отделения, заседающие отдельно.

Одно единое общество, слишком многочисленное, было бы или бездеятельным, или же свелось бы к слишком ограниченному числу членов в каждом заседании. В нем исчез бы элемент соревнования, а какие-либо неудачные выборы, избежать которых нет никакой возможности, были бы для него слишком опасными.

К тому же в нем возникло бы слишком много отдельных групп; ученые, образовавшие это общество, говорили бы на слишком различных языках, и большая часть докладов или прений оставила бы равнодушной значительную часть аудитории.

. Члены Национального общества будут сами выбирать друг друга. Если первая ячейка будет составлена из людей наиболее просвещенных, можно с уверенностью сказать, что общество неизменно будет представлять собрание просвещенных людей. В продолжение двух лет постоянно нападали на академии, и мы просили привести хотя бы один пример действительного открытия, отвергнутого ими, имя ученого, знаменитого по всей Европе своими работами и несколько раз не избранного в академию, но никто не ответил на наш запрос и не ответил, конечно, потому, что выборы производятся согласно печатным, т. е. вечным, документам. Заблуждения всегда могли быть указаны, потому что ученые зависят от общественного мнения и отвечают перед всей Европой за свой выбор. Это последнее соображение чрезвычайно справедливо. Чем более судей среди людей науки имеет та или другая ее отрасль вне родной страны, тем более, как показал опыт, выборы в безопасности от всякого упрека, и этот мотив опять-таки заставил нас ограничить число членов Национального общества. Действительно, если лишь лица с европейской известностью войдут в его состав, исчезнет возможность опасаться неправильных выборов.

Однако мы приняли новые предосторожности, обеспечивающие правильность выборов.

Прежде-всего будет составлен и опубликован список кандидатов; таким образом, все лица, изучающие науки или интересующиеся ими, могут, зная претендентов, оценить правильность выборов и оказать нужное давление на Национальное общество. Этим давлением явится влияние общественного мнения, вооруженного единственной властью — истиной.

Все отделение, состоящее из ученых, работающих в различных отраслях науки, высказывает свое мнение о каждом кандидате и, сообразно своему суждению, сокращает этот список; секция производит выборы, и ответственность за правильность их падает на небольшое число лиц, обсуждающих таланты ученых, близко известных каждому из членов. Членам Национального общества, живущим в провинции, будут предоставлены все права участвовать в выборах. Это обстоятельство обязывает нас принять закон, по которому для выборов достаточно подать голос, а присутствие не является обязательным. Пример итальянского общества, в состав которого входят члены из разных местностей, доказывает полную возможность этого.

Каждое отделение Национального общества избирает аналогичным образом профессоров лицеев по тем научным дисциплинам, которые входят именно в эту группу.

Профессора лицеев избирают профессоров институтов, но муниципалитет будет иметь право сокращать список кандидатов.

Что же касается преподавателей школ первой и второй ступени, то список кандидатов будет составляться профессорами ближайших институтов, а право выбора будет принадлежать для школ второй ступени муниципалитету того места, где находится школа, а для школ первой ступени— собранию родителей округа, где находится школа.

. Специальным лицам, избранным в Национальном обществе, лицеях и институтах, будет поручено постоянное наблюдение над подчиненными учреждениями. В важных случаях решение будет принадлежать одному из отделений Национального общества или же собранию профессоров лицея или института.

1. В эпоху Великой французской революции (1789 - 1794) политические и общественные деятели новой, республиканской Франции воспринимали революцию как начало новой эры человечества, большое социальное значение при этом придавая обновлению культуры, в том числе и образования.

Ж.А. Кондорсе в своем "Докладе об общей организации народного образования" (1792) предлагал сделать систему образования независимой от любого политического давления.

В целом проект Ж.А. Кондорсе был весьма прогрессивен:

✓ преемственность ступеней образования,

✓ равенство в праве на образование всех людей,

✓ светскость школы,

✓ бесплатность обучения,

✓ усиление роли естественных наук.

Цель образования Ж.А. Кондорсе видел в открытии людям способов удовлетворения своих потребностей, в обеспечении своего благосостояния, познания и использования своих прав и обязанностей, усовершенствования в своей профессии, в выполнении общественных обязанностей. Таким образом, полагал он, каждый человек сможет использовать и развивать свои природные таланты, и в результате будет достигнуто фактическое равенство всех граждан.

Школы должны быть государственными, а обучение - бесплатным и безрелигиозным.

Образование должно быть всеобщим, одинаковым для всех, но в то же время должно предоставлять возможность наиболее одаренной части граждан получать более высокое образование, углублять и расширять его. Все образование Ж.А. Кондорсе предлагал разделить на четыре ступени:

начальные школы. На первой ступени детей должны были учить тому, что необходимо для самостоятельной деятельности: чтению, письму, элементам грамматики, правилам арифметики, простым методам измерения, сведениям о сельском хозяйстве и ремеслах, первым понятиям о морали, этике и принципах общественного строя. Для развития физических сил ребенка предполагалось использовать гимнастические упражнения. Такую школу и одного учителя должны были иметь каждые 400 жителей;

школы второй ступени. Для детей из более или менее состоятельных семей. Здесь дети должны были получать знания, необходимые в ремеслах. При школах второй ступени Кондорсе считал нужным создавать библиотеки и кабинеты, оснащенные оборудованием, необходимым для изучения естественных наук. Такая школа должна была открываться в каждом административном округе и каждом городе с населением свыше 4 тысяч жителей;

институты. На третьей ступени обучения должны были преподаваться предметы, связанные с практической деятельностью: сельским хозяйством, промышленностью, военным искусством, медициной и т. п. Такие учебные заведения должны были быть учреждены в каждом департаменте;

лицеи. На четвертой ступени образования должны были готовить ученых. На всю Францию Ж.А. Кондорсе считал достаточным создание девяти лицеев.

Возглавлять всю систему образования, по замыслу Ж.А. Кондорсе, должно было Национальное общество наук и искусств.

2. Л.М. Лепелетье в своем "Плане национального воспитания" полагал, что нужно решить проблему, состоящую из двух частей: народу нужно дать:

✓ во-первых, воспитание;

✓ во-вторых, образование.

И если образование, даже и доступное для всех, является собственностью ограниченного числа членов общества, то воспитание должно быть общим для всех.

Цель своего проекта он усматривал в организации воспитания

✓ действительно национального,

✓ действительно республиканского,

✓ действительно доступного для всех.

Для этого, считал Л.М. Лепелетье, необходимо издать декрет, по которому всем мальчикам от 5 до 11 лет, без всякого различия и без всякого исключения, обеспечивалось бы общественное воспитание за счет республики.

Период с 5 до 12 лет Л.М. Лепелетье считал решающим для физического и морального развития человека. Именно поэтому за детьми в этом возрасте необходимы постоянные наблюдения, оказание им помощи. До пяти лет ребенок должен быть предоставлен заботам матери. По мнению Л.М. Лепелетье, в пятилетнем возрасте отечество получит ребенка из рук природы, а в двенадцать лет оно сделает его членом общества.

Этот период наиболее подходит для общественного воспитания, наиболее пригоден для изучения не только различных ремесел, но и наук. Кроме того, ребенок уже в состоянии выбрать себе будущую профессию и начать ее изучение. На этом этапе общее воспитание и образование должно закончиться, так как каждую профессию нужно изучать отдельно.

Л.М. Лепелетье предлагал в городах и сельской местности создавать дома национального воспитания, каждый из которых вмещал бы от 400 до 600 учеников. Эти учреждения должны находиться недалеко от места проживания детей, с тем чтобы родители могли часто навещать их. На одного учителя должно приходиться по 50 учеников, что не будет обременительно для него, если старшие дети будут помогать в воспитании младших.

Задачей таких школ должно было стать "приготовление первичного вещества", вооружение детей сведениями, "одинаково полезными гражданам в любом положении".

Мы работаем в согласии с природой и, пока она формирует человека физически, пытаемся сформировать существо нравственное; но наши успехи не одинаковы.

Тело уже крепко и сильно, в то время как душа еще немощна и слаба; и что бы ни могло сделать человеческое искусство, темперамент всегда пред­шествует разуму. Сдерживать один и возбуждать другой — вот к чему мы доселе всячески стремились для того, чтобы человек всегда был единым, насколько это возможно. Развивая природные свойства, мы задерживали зарождавшуюся чувствительность; мы ее регулировали, развивая разум; умственные предметы умеряли действие чувствительных предметов.

Восходя к началу вещей, мы изъяли своего воспитанника из власти чувств; от изучения природы нетрудно было подняться до вопроса о Твор­це.

Коменский Я., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И. Педагогическое наследие. — М., 1987. — С. 205 — 295.

КЛОД ГЕЛЬВЕЦИЙ О человеке, его умственных возможностях и его воспитании

Глава 3

Преимущества общественного воспитания перед домашним

Первое из этих преимуществ — благоприятные для здоровья свойства того места, где молодежь может получить свое воспитание.

При домашнем воспитании ребенок в родительском доме, а в боль­ших городах эти дома часто малы и нездоровы. Наоборот, при обще­ственном воспитании дом этот строится за городом и может хорошо про­ветриваться. Занимаемая им обширная площадь позволяет молодежи де­лать все упражнения, способные укрепить тело и здоровье.

Второе преимущество заключается в твердой дисциплине. Дисципли­на никогда не соблюдается так строго в родительском доме, как в заве­дении, предназначенном для общественного воспитания. В школе все делается по часам. Часовая стрелка распоряжается воспитателями и слу­гами; следуя ей, устанавливается здесь продолжительность еды, занятий и рекреаций; часы поддерживают здесь порядок. Где нет порядка, нет регулярных занятий; порядок удлиняет дни; беспорядок укорачивает их.

Третье преимущество общественного воспитания — вызываемое им соревнование.

Четвертое преимущество заключается в образованности воспитате­лей.

Пятое преимущество общественного воспитания — его твердость.

. Таковы те различные мотивы, которые всегда будут побуждать лю­дей предпочитать общественное воспитание частному. Только от первого можно ожидать патриотов. Только оно может связать крепко в памяти граждан идею личного блага с идеей блага национального.

Гельвеций К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании — М., 1938. — С. 403 — 412.

ЖАН КОНДОРСЕ

Доклад об общей организации народного образования

(представлен Законодательному собранию 20 и 21 апреля 1792 г.)

Задачи народного образования

I г на людей, посвящающих им свое существование, чтобы большее ко-чмчество людей умело хорошо выполнять обязанности, необходимые об­ществу, чтобы постоянно возрастающий прогресс просвещения открыл pi я нас неисчерпаемый источник удовлетворения наших потребностей, чтобы этот прогресс был лекарством в наших болезнях, средством к индивидуальному благу и к общему счастью, культивировать, наконец, и каждом поколении способности физические, моральные и интеллек-|\'альные и, таким образом, участвовать в общем и постепенном совер­шенствовании человеческого рода — вот конечная цель всякого обще-

ii пенного института.

Таково должно быть образование, и общественная власть должна рас­сматривать его как долг, возложенный интересами общества, интереса­ми всего человечества.

Принципы организации народного просвещения

Мы поняли наконец, что образование не должно оставлять человека ii момент окончания школы, что оно должно охватить все возрасты. Нет икого возраста, в котором не было бы полезно и возможно учиться, и это последующее образование особенно необходимо в тех случаях, когда образованию в детском возрасте были поставлены определенные, узкие | раницы.

Пять ступеней образовательной системы

Прежде всего мы разделили образование на пять ступеней, носящих название: 1) первоначальные школы; 2) школы второй ступени; 3) ин­ституты; 4) лицеи; 5) национальное общество наук и искусств.

Просветительная работа со взрослыми

Каждое воскресенье учитель организует публичные собеседования, па которых будут присутствовать граждане всех возрастов. Мы убедились, что подобная организация есть действительное средство сообщить моло­дым людям те необходимые сведения, которые не могли быть включены п программу начального образования. Здесь будут излагаться более ши­роко правила и принципы морали, а также и та часть государственных законов, незнание которых воспрепятствовало бы гражданину уметь при­менять на деле свои права.

Продолжая воспитание в течение всей жизни, мы воспрепятствуем слишком скорому исчезновению из памяти знаний, приобретенных в школе, мы поддержим полезную активность ума, мы ознакомим народ с новыми законами, новыми взглядами в области сельского хозяйства и методами экономии, знание которых столь важно для него. Наконец, можно будет научить народ способам самообразования, например пользоваться словарем, таблицей в книге, следить за рассказом или описанием по рисунку, карте или плану, делать заметки или извлече­ния. Эти средства усвоения, становящиеся привычкой при продолжи­тельных занятиях, должны изучаться в самый краткий срок при не­большом числе уроков в этом, ограниченном временем, преподава­нии.

Национальные празднества, напоминая сельским жителям и гражда­нам городов славные события свободы, сохраняя память о людях, доб­родетсли которых прославили их жизнь, восхваляя храбрость и предан­ность, научат граждан уважать чувства долга.

Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т. / Сост. И.Ф.Свадковский. - М, 1935.-Т. 1.-С. 455-458.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему История педагогики и образования. Презентация на заданную тему содержит 31 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

План лекции Просветительские реформы Петра I в начале ХУШ века. М.В. Ломоносов и его роль в области просвещения. Закрытые сословно-дворянские учебные заведения. Московский университет и его влияние на развитие педагогики и школы. Влияние французского просвещения на школу и педагогическую мысль. Образовательная политика Екатерины П. Реформы образования в России в конце ХУШ века. Просветительская деятельность Н.И.Новикова.

Просветительские реформы Петра I в начале ХVIII века XVIII в. - Россия превратилась в обширное многонациональное феодально-абсолютистское государство Развивалось мануфактурное производство и особенно металлургическая промышленность. Международное значение страны значительно возросло и укрепилось.

Открытие первых светских государственных школ 1701 г. – открытие в Москве Школы математических и навигационных наук Первое реальное училище в Европе Являясь профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля, школа выпускала специалистов разных профессий. От 200 до 500 учащихся

Морская академия В 1715 году морские классы школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия. В 1752 году Морская академия переименовывается в Морской кадетский корпус - замкнутую сословно-дворянскую школу.

Создание государственных общеобразовательных школ В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян.

Учреждение Академии наук В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов. В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.)

М.В. Ломоносов (1711-1765) и его роль в области просвещения Обучение в Славяно-греко-латинской академии, в академической гимназии в Петербурге. В 1736 году был направлен для продолжения образования за границу, где учился у крупнейших ученых. 1741 г.- адъюнкт Петербургской Академии наук, 1745 г. - профессор химии, а в дальнейшем – академиком.

Московский университет При университете были открыты две гимназии. Одна гимназия предназначалась для дворян и вторая - для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. В гимназии изучались языки российский, латинский и один из иностранных, словесность, математика и история. Среднее образование начиналось в университетской гимназии с изучения отечественного языка. На основе опыта этой гимназии по инициативе профессоров Московского университета была открыта в 1758 году в Казани гимназия, готовившая к поступлению в университет.

Влияние французского просвещения на школу и педагогическую мысль. Образовательная политика Екатерины II Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положения различных сословий. Она состояла в переписке с французскими просветителями, которых приглашала участвовать в разработке и осуществлении проектов организации народного образования, обещала улучшить воспитание и школы.

И.И.Бецкой – основатель женского образования Сторонник женского образования, Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил о необходимости создания в обществе уважения к женщине, как матери и воспитательнице. Он сыграл большую роль в открытии первого женского воспитательно-образовательного учреждения - Института благородных девиц (Смольный институт).

Реформы образования в России в конце ХУШ века. Деятельность Ф. И. Янковича В 1782 году была создана в Петербурге Комиссия народных училищ - правительственно-бюрократический орган, в который не были введены виднейшие деятели русской культуры того времени. Самым деятельным членом этой комиссии стал серб Федор Иванович Янкович (1741-1814), приглашенный из Австро-Венгрии по рекомендации австрийского императора. .

Народные училища в России в 18 в. Материальное снабжение и руководство народными училищами было возложено на приказы общественного призрения, во главе которых стояли чиновники губернии, а не педагогическая администрация. Школы были отданы в ведение местных властей, которые не были заинтересованы в их развитии, не знали педагогики, видели в учителях мелких чиновников и третировали их. К концу XVIII века в России открылось 315 малых и главных училищ с общим количеством учащихся около 20000 человек; в них работало 790 учителей.

Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Новикова Н.И.Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ, направляя общественную инициативу на создание школ для непривилегированного населения. Он стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам.

Читайте также: